Краткая история танков. История танкостроения ссср и других стран

Конец XIX — начало XX века характеризуется стремительным научным прогрессом человечества. Активно применяют паровозы и автомобили, изобрели двигатель внутреннего сгорания и активно пытаются подняться в небо. Всеми такими изобретениями рано или поздно заинтересовываются военные.

История развития бронетехники по странам

Китай

История танков остальных стран

Этапы развития танкостроения

Первым начали использовать паровоз. Сначала для переброски войск, а позже на железнодорожную платформу установили пушку, а для защиты установили бронированные щиты. Так получился первый бронепоезд, который применили американцы в 1862 году во время гражданской войны в северной Америке. Использование бронепоездов накладывает свои ограничения — нужны железнодорожные пути. Военные стали думать о совмещении в транспортном средстве высокой огневой мощи и подвижности.

Следующим этапом стало бронирование обычных легковых автомобилей с установкой на них пулеметного или легкопушечного вооружения. Они должны были использоваться для прорыва переднего края обороны противника и доставки живой силы.

Главной проблемой в истории развития танкостроения до было отсутствие мотивации и непонимание возможностей применения бронированной техники. Про основы применения бронированной повозки еще в XV веке Леонардо да Винчи писал: « Мы построим закрытые колесницы, которые проникнут в неприятельские линии и не смогут быть уничтожены толпой вооруженных людей, а позади них может следовать пехота без особого риска и всякого багажа». На практике никто всерьез не воспринимал «дорогие железные игрушки», как назвал в свое время прототипы танков военный министр Англии.

Причины создания первого танка и его предназначение

Настоящее признание танки получили во время Первой мировой войны.

Первая мировая была войной позиционной, для неё характерна многоэшелонированная сплошная линия обороны с пулемётами и архитектурными сооружениями. Для прорыва использовалась артподготовка, но из-за малой дальности стрельбы она могла подавить, и то довольно условно, только огневые точки передней линии. При захвате первой линии, захватившие неизбежно сталкивались со следующей, для подавления которой нужно было подтягивать артиллерию. Пока наступающие занимались артиллерией, обороняющие войска мобилизировали резервы и отвоевывали занятую линию и уже сами начинали переходить в атаку. Такое безрезультатное передвижение могло продолжаться довольно долго. Например. В феврале 1916 года в битве при Вердене, к которой немцы готовились почти два месяца, участвовало больше одной тысячи орудий. За десять месяцев противостояния было израсходовано больше 14 млн. снарядов, а число погибших с обеих сторон превысило один млн. При всем при этом, немцы продвинулись аж на – 3 километра в глубь обороны французов.

Перед военными четко стал вопрос о необходимости транспортного средства, которое могло б прорывать линии обороны противника с полным подавлением огневых точек или как минимум оперативно доставлять артиллерию к очередным рубежам.

Бронепоезда по понятным причинам использоваться не могли, а бронеавтомобили быстро показали свою несостоятельность — слабую броню и неэффективное вооружение. Усиление бронирования и вооружения значительно повышало вес автомобиля, что наряду с колесной подвеской и слабыми двигателями проходимость бронеавтомобилей сводило к нулю. Несколько помогло улучшить ситуацию применение гусеничного тяжителя (гусениц). Опорные катки равномерно распределяли давление на почву, что существенно повышало проходимость по мягкому грунту.

Для увеличения огневой мощи и проходимости военные инженеры начали экспериментировать с размерами и весом новой боевой машины. Пробовали комбинировать гусеницы с колесами. Было среди них и несколько довольно неоднозначных проектов. Например. В России конструктор Лебеденко, и независимо от него в Англии майор Хетерингтон, в целях большей проходимости сконструировали танк на трех огромных колесах. Идея обеих конструкторов заключалась в обычном переезде канавы боевой машиной, поэтому Лебеденко предлагал создать танк с колесами диаметром 9 метров, а Хетерингтон соответственно 12 метров. Лебеденко даже создал опытный экземпляр, но во время испытаний он… застрял в первой же яме.

Из-за несовершенства представленных броневых машин, споры о необходимости их разработки и примирения среди военных продолжались до 15 сентября 1916. Этот день стал переломный в истории танкостроения и ведения войн вцелом. Во время битвы на реке Сомме, англичане впервые использовали свои новые танки. Из 42 двух бывших в наличии, в бою участвовали 32. Во время боя 17 из них по разным причинам вышли из строя, но и оставшиеся танки смогли помочь пехоте продвинуться в глубь обороны на 5 километров по всей ширине наступления, при этом потери в живой силе составили в 20 раз! меньше расчетных. Для сравнения можно вспомнить бой при Вербене.

Первый в мире танк Mark I

Этим танком был , названый, в честь одного из создателей, «Большим Вилли», являясь, в некотором роде прародителем, всех танков, получил еще и прозвище: «Мать». Танк представлял собой огромную ромбовидную коробку с гусеницами по периметру. Для ведения курсовой стрельбы по бокам танка, в спонсонах, в зависимости от модификации устанавливались пулеметы или пушки. Экипаж танка состоял из 8 человек, весил он 27-28 тон, а скорость составляла 4,5 км/час (по пересеченной местности 2 км/час).

Такой, во всех отношениях несовершенных танк, положил начало массовому танкостроению во всем мире, уже никто не сомневался в необходимости таких боевых машин. Позже А.П. Ротмистров писал, что англичане не смогли развить тактический успех в оперативный только из-за малого количества танков.

Термин «танк» переводится с английского как «бак» или «чан». Так стали называть боевые машины во время доставки их к линиям фронта. В целях конспирации танки перевозились под видом « самодвижущиеся водяные цистерны для Петрограда». На железнодорожных платформах они и впрямь, напоминали большие баки. Интересно, но в России, до того как прижилось английское «танк», его переводили и называли — лохань. В других армиях закрепились свои названия – «панцеркампфваген» PzKpfw (боевая бронированная повозка) у немцев, у французов «шар де комба » (боевая повозка), у шведов — «стридрвагн» (боевая повозка), итальянцы называли «карро д`армато» (вооруженная повозка).

После Mark I танкам постоянно уделялось огромное внимание, хотя тактика и стратегия их применения, еще не была разработана, а возможности самих танков были довольно посредственные. Но через очень короткое время танк станет ключевым предметом на поле боя, появятся легкие и тяжелые танки, многобашенные неуклюжие гиганты и скоростные танкетки, плавающие и даже летающие танки.

Начиная с Первой мировой войны и по сей день танки господствуют на полях войн и локальных конфликтов. В СССР танкостроение было налажено хорошо. Танки модернизировались и становились все более эффективными.

1. Первые танки

Танки впервые нашли боевое применение на полях Первой мировой войны. Однако на Восточном фронте ни русские, ни германские войска никогда танков не применяли. Первым этапом в развитии танкостроения в Советской России стало копирование трофейных образцов, захваченных в ходе Гражданской войны. Так, на основе захваченных в 1919 году в боях под Одессой танков «Рено» была создана на Сормовском заводе в Нижнем Новгороде серия из 12 танков. Следующим шагом стало создание танков МС-1, которые нашли первое боевое применение в боях на КВЖД в 1929 году. К концу тридцатых годов они стали использоваться как неподвижные огневые точки.
2. Поиски и решения

Вторым этапом можно назвать период 1929 — 1939 годов, когда на основе приобретенных за рубежом проектов создавались собственные танки. Одни машины содержали значительные заимствования — другие гораздо меньшие. Главной задачей было дать Красной Армии большое количество простых в производстве и эксплуатации танков. Так появились относительно простые и массовые советские легкие танки Т-26 и БТ, неплохо зарекомендовавшие себя в военных конфликтах межвоенного периода. Период 1930-х годов для всего мира и не только для СССР был временем поиска решений, каким именно должен быть танк — существовали самые различные идеи и концепции от тактико-технических данных и до способов применения. Отражением идеи создания многобашенного танка в СССР стало появление танков Т-28 и Т-35, предназначенных для прорыва укреплений противника. t28_17 Т-28 неплохо показали себя в ходе Польского похода и в непростых условиях Советско-финской войны. Однако после войны с Финляндией остановились на и идее создания однобашенного танка с противоснарядным бронированием. Большим успехом стало создание дизельного двигателя В-2, который устанавливался в годы Великой Отечественной войны на все советские средние и тяжелые танки. Так, еще 3 ноября 1939 года нарком обороны Ворошилов и нарком среднего машиностроения Лихачев докладывали в ЦК ВКП(б), что советские танкостроители в короткий срок «добились действительно выдающихся результатов, сконструировав и построив танки равных которым нет». Речь шла о танках Т-34 и КВ.
3. Первые в мире

В канун Великой Отечественной войны производство танков было развернуто в Харькове, Ленинграде и Сталинграде (перед войной начали осваивать производство Т-34). А к началу Второй мировой войны СССР по количеству танков превосходил любую армию мира. Кроме того, одной из особенностей СССР стало массовое (например, в сравнении с Германией) производство бронеавтомобилей, также сыгравших значительную роль в военных конфликтах конца 30-х годов.
4. Отказ от легких танков

Период Великой Отечественной войны характерен целым рядом тенденций. Во-первых, в ходе эвакуации промышленности на восток страны и огромных потерь в танках в первые месяцы войны требовалось создание и выпуск простых и дешевых боевых машин. Таковым стал второй по массовости после Т-34 танк Т-60, созданный на базе плавающего танка Т-40. Вооруженный 20 мм автоматической пушкой и 7,62 мм пулеметом танк сыграл свою роль в битве под Москвой. Дальнейшим его развитием стали легкие танки Т-70 и Т-80 с усиленной броневой защитой и 45-мм пушкой. Однако после 1943 года дальнейшее проектирование и производство легких танков в СССР было признано нецелесообразным из-за большой уязвимости, хотя Германия и страны антигитлеровской коалиции в разных пропорциях продолжали производство подобных машин.
5. «Тридцать четверка»

Второй тенденций стало очень быстрое развитие и старение танков — если на 1941 год советские Т-34 и КВ с 76 мм пушками были почти неуязвимы в танковых боях, то с середины 1942 года картина меняется — требовалось создание более мощных танков. В СССР пошли по пути создания пусть не идеального, но простого и массового танка каковым стал Т-34/76 и Т-34/85. Т-34 стал самым массовым танком Второй мировой войны. Всего за годы войны было выпущено около 48 тысяч «тридцатьчетверок». Для сравнения: танков «Шерман»- 48 тысяч, а немецких Т-IV - около 9,5 тысяч. Т-34 действительно оказался лучшим вариантом для отечественной промышленности, армии и специфических условий боевых действий от Кавказа до Заполярья. Подобные тенденции отразились и в создании тяжелых танков ИС. Кроме того если до Великой Отечественной войны самоходные орудия не занимали значительного места в системе вооружения Красной Армии, то с середины войны наоборот — САУ начинают играть значительную роль и начинается их массовое производство.
6. После войны. Три танка

Послевоенный период характеризуется обобщением опыта Второй мировой войны. Концептуально на вооружении были оставлены тяжелые и средние танки, а с начала 60-х годов наметился переход к созданию основного танка. В СССР 70-80-х годов по сути было три основных танка.

Первым стал Т-64 (выпускался в Харькове) — принципиально новая машина, в которой был воплощен целый ряд действительно революционных идей. Однако танк оставался слишком сложным в освоении и эксплуатации. Тем не менее, машина с вооружения не снималась и оставалась в западных округах СССР.

Второй машиной стал разработанный на Кировском заводе Т-80, там же были выпущены первые машины, а массовое производство было развернуто в Омске. Танк имел газотурбинный двигатель, а в силу возросшей скорости изменилась и ходовая часть.

Третьим, и одним из самых известных образцов, стал Т-72, который неоднократно модернизировался. Его выпуск был налажен в Нижнем Тагиле. Послевоенный период характеризуется и масштабным экспортом советской бронетехники, обусловленным как экономическими, так и политическими причинами. В ряде стран было налажено и собственное производство — прежде всего это касается стран Варшавского договора и отчасти Китая. Относительно простые и дешевые советские танки нашли широкое применение в войнах и локальных конфликтах в Африке и Азии.

7. Сегодня.

Сегодня основным боевым танком России является Т-90 «Владимир». Он был создан в конце 1980-х — начале 1990-х годов как глубокая модернизация танка Т-72, однако в 1992 году был принят на вооружение уже под индексом Т-90. Благодяря своей живучести, маневренности, надежности и огневой мощи, в период с 2001 по 2010 годы Т-90 стал самым продаваемым на мировом рынке новым общевойсковым танком.

До появления танков в армии уже использовали бронированную технику, например бронеавтомобили и бронепоезда. Однако эти машины были довольно ограниченными в применении. Первым не хватало проходимости даже в том случае, если они имели комбинированную колёсно-гусеничную ходовую часть, а вторые были намертво привязаны к железным дорогам. Необходимость создания бронированной самоходной боевой машины повышенной проходимости понимали военные каждой из ведущих держав Европы.

Российская империя исключением не была. В начале ХХ века здесь тоже изобретали танки. Даже тем, кто достаточно поверхностно интересуется историей бронетехники, хорошо известны такие проекты, как «Вездеход» Пороховщикова, «Царь-танк» Лебеденко или сверхтяжёлый танк Владимира Менделеева. А были ещё и другие разработки: танк Гюнтера Бурштыня, «Наземный броненосец» Демьяненко, «Броненосный трактор» Казанского. В общем, идей хватало — и вполне вменяемых, и откровенно ошибочных. Другое дело, что для их реализации уже не было времени. В 1917 году в России случилось две революции, после чего стране, прямо скажем, стало не до танков.

Но ненадолго. В августе 1919 года Совнарком и Совет военной промышленности РСФСР приняли решение организовать на заводе «Красное Сормово» в Нижнем Новгороде выпуск танков Renault FT. С этого времени начинается история танкостроительной отрасли Советского Союза.

Советская версия танка «Рено» не была стопроцентной копией своего французского прототипа. Когда образец прибыл на завод, выяснилось, что некоторые детали до места назначения не доехали. Самым неприятным сюрпризом для инженеров стало то, что в числе пропавших узлов оказалась коробка передач. Инженеры завода, возглавляемые Н. И. Хрулёвым и П. И. Салтановым, были вынуждены собственными силами проектировать утерянные части. Их работа была удачной, и в 1920 году со сборочной линии сошёл самый первый советский танк «Борец за свободу товарищ Ленин».

Русских «Рено» было выпущено всего 15 экземпляров. На большее не хватало промышленного ресурса. В то время СССР был ещё довольно отсталым с индустриальной точки зрения государством, и нужно было приложить немало усилий, чтобы изменить ситуацию.

Несмотря на слабость и недостаточность промышленности, работа над проектированием танков в СССР велась довольно активно. Первый конкурс на лучший проект провели в 1920 году. Его победителем стал десятитонный плавающий танк инженера Кондратьева. Это была самостоятельная разработка, не базирующаяся на импортных прототипах. На аналогичном конкурсе в 1922 году было представлено уже 7 проектов.

В 1923 году вопросами бронетанковой техники стало заведовать Главное управление военной промышленности. В 1924 году при нём было создано специальное Танковое бюро, начавшее работу 6 мая. Бюро должно было заниматься сбором и систематизацией имеющегося опыта, изучением танкостроения, подготовкой кадрового ресурса и наконец — разработкой собственной модели танка. Последнее было особенно актуально в условиях тяжёлой политической обстановки, в которой находился СССР, и того факта, что состояние парка зарубежной техники, состоявшей на вооружении Красной армии, иначе как плачевным назвать нельзя.

На начальном этапе работы планировалось конструирование трёх типов танка: тяжёлой машины прорыва, маневренного танка для подвижных соединений и малого для поддержки пехоты. В октябре 1925 года, после совещания по проблемам танкового строительства в Мобилизационно-плановом управлении РККА, работы над тяжёлым танком практически остановили.

«Малый» танк был выполнен в металле уже в 1927 году. Он всё ещё очень напоминал «Рено русский», однако в конструкции появился также ряд заимствований от итальянской машины «Фиат 3000». Новый советский танк, собранный на ленинградском заводе «Большевик», получил индекс Т-16 и отправился на испытания в марте. Выяснилось, что машина имеет много недостатков ходовой части и силовой установки. До лета шли доработки, и после государственных испытаний 11-17 июня 1927 года усовершенствованный танк, уже с новым индексом Т-18, был принят на вооружение Красной Армии под обозначением «Малый танк сопровождения образца 1927 года» (МС-1).

Техническое задание на «маневренный» танк было сформулировано в ноябре — декабре 1927 года. Разработку поручили Орудийно-арсенальному тресту совместно с КБ Харьковского завода, которое открылось в октябре того же года. Трест к заданию отнёсся не слишком тепло и большую часть работы постарался переложить на харьковчан, хотя опыта в проектировании бронетанковой техники у них ещё не было. В результате получилось примерно следующее. Москвичи должны были заниматься разработкой корпуса и башни, а харьковчане — трансмиссией и ходовой частью. Но так как москвичи рвения не проявляли, несколько сотрудников Харьковского завода отправились в столицу и работали вместе с ними.

Здесь уместно упомянуть, что начиная с октября 1928 года к конструкторскому бюро Харьковского завода присоединился молодой техник-чертёжник А. А. Морозов — будущий выдающийся танковый конструктор и дважды Герой Социалистического Труда.

Т-12 проектировался с учётом опыта, накопленного при создании МС-1, а также с использованием идеи многоярусного расположения вооружения, которая в середине 20-х годов активно прорабатывалась американцами на опытных средних танках. На Т-12 предполагалось устанавливать две вращающиеся башни. В орудийной должно было находиться 45-мм орудие или 57-мм гаубица. В малой башне, располагавшейся на крыше пушечной, размещалась спаренная пулемётная установка калибра 7,62 мм.

Данная схема имела сразу два недостатка. Во-первых, при вращении главной башни неизбежно сбивался прицел малой. Во-вторых, из-за двухъярусной компоновки высота машины составляла почти три метра, что даже по тем временам было для танка многовато.

Постройка опытного Т-12 велась с 13 октября 1928 по 15 октября 1929 года. Официальная приёмка прототипа состоялась в феврале 1930 года, а первый этап испытаний начался в апреле.

Как и в случае с МС-1, первые испытания показали серьёзные недостатки двигателя и ходовой части. После их устранения танк продемонстрировали комиссии, возглавляемой К.Е. Ворошиловым, И.А. Халепским и Г.Г. Бокисом. Тут машина показала себя неплохо, однако конструкторам поручили произвести доработку Т-12.

Доводка машины была, по сути, глубокой модернизацией. КБ Харьковского паровозного завода полностью переработало расположение внутренних модулей, изменило конструкцию башни, добилось увеличения запаса хода. Модернизированный танк, получивший индекс Т-24, был принят на вооружение РККА в августе 1930 года, однако наладить его массовое производство не удалось по причинам технического и экономического характера. В войска поступило всего 25 экземпляров Т-24. Они не принимали участие в боевых действиях и применялись только в качестве учебных. Уже в 1931 году КБ Харьковского завода переключилось на работы по проектированию колёсно-гусеничных танков серии БТ. Из-за этого конструкторское бюро покинул его начальник, не согласный с таким изменением вектора деятельности. Вскоре после этого Т-24 был окончательно исключён из производственных планов.

Разработка перспективного российского танка (объект 195) велась УКБТМ (ОАО «Уральское конструкторское бюро транспортного машиностроения», г. Н-Тагил) в рамках темы «Совершенствование-88», но, по ряду причин успеха не достигла.

Также не решен вопрос оснащения российских танков тепловизионными приборами наблюдения и прицеливания (ТВП) нового поколения соответствующих современным аналогам. Сейчас можно с достаточной уверенностью предположить, что разработки в рамках федерально-целевой программы «инфравид» успеха не достигли, российские танки оснащаются изделиями зарубежного производства.


На ряду с разработкой перспективного танка ведутся и ОКР по модернизации уже созданных в рамках ОКР «Мотобол» и «Рогатка-1». Головные исполнители работ: ОАО ВНИИтрансмаш", ФГУП "УКБТМ", ФГУП "КБТМ", ОАО "Спецмаш".

Исследования направлены на комплексную модернизацию существующих танков по характеристикам огневой мощи и подвижности, однако воплощения в серийном производстве и модернизации они практически не имеют.

Ключевые аспекты модернизации по вышеуказанным программам - создание новой трансмиссии, которая сможет обеспечивать превосходство над серийно выпускаемыми машинами по всем основным показателям и совершенствования огневой мощи танка с обеспечением характеристик дающих вероятность поражения современных образцов противника с вероятностью близкой к 100%.

Проблема совершенствования огневой мощи включает как системы управления огнем, так и решения по повышению могущества боекомплекта.

В эфире радиостанции "Эхо Москвы" представитель ГАБТУ Владимир Войтов, заявил, что «так называемого объекта 640 не существует, и разработок не велось». Продолжением концепции заложенной в «объект 640» стала разработка «Бурлак».

На ряду с разработкой в УКБТМ танка с новой компоновкой «Объект 195» в ООО КБТМ (г. Омск) велась разработка менее радикального проекта перспективного танка в рамках темы «Бурлак», которая по последним данным также приостановлена.

Наиболее просто реализуемым перспективным вариантом развития российских танков являются разработки КБТМ в рамках создания единого боевого отделения с двухпоточным механизмом автомата заряжания с полной автоматизацией размещенного в танке боекомплекта (36 выстрелов и более). Разработаны ТЗК (транспортно-заряжающий контейнер) различной вместимости – 14…32 выстрела.


Унифицированное боевое отделение с двухпоточным АЗ (ОКР Бурлак). Башня может быть установлена на новых танках, а также на модернизируемых танках, таких как Т-72, Т-80, Т-90 и их модификациях, повышая их защищенность. На боковой стенке башни закреплен легкобронированный отсек для размещения автономной зенитно-пулеметной установки, который с фронтальной проекции закрыт защитным модулем.

Основным преимуществом решений в рамках ОКР «Бурлак» является комплексный подход к вопросам обеспечения защищенности танка и его огневой мощи.

Это достигнуто путем инновационных решений, реализующих в рамках существующей компоновки и без принципиальных изменений шасси и боевого отделения создать танк, обладающий характеристиками перспективного на базе существующих технологий и глубоких изменений серийного производства. Компоновочные решения, предлагаемые в рамках «Бурлак» позволяют повысить живучесть танка при поражении боекомплекта, с размещением его в изолированном отсеке, снабженном вышибными пластинами.

Размещение ТЗК в кормовой части башни танка позволяет добиться уравновешенности башни и, следовательно, дальнейшего усиления броневой защиты лобовой проекции.

Особенности новой башни:

· модульное бронирование - быстросъемные защитные модули и могут быть заменены при боевых повреждениях силами ремонтных подразделений в полевых условиях. Кроме того, при дальнейшей модернизации ранее выпущенных танков старые защитные модули могут быть заменены новыми, более эффективными, созданными с учетом последних технологических достижений в области броневой защиты.

· увеличенный внутренний объем до 2,5 м3 за счет чего возможно разместить комплекс бортового оборудования, отвечающий современным требованиям командной управляемости и улучшить эргономику боевого отделения.

· башня выполнена с возможностью установки съемного броневого транспортно-заряжающего контейнера с автоматическим механизмом заряжания.


Быстросъемные защитные модули представляют собой комбинацию динамической и "пассивной" защиты. Защитные модули не ухудшают условий посадки и покидания танка механником-водителем.

Реализация мер по усилению броневой защиты башни танков Т-90А и Т-80У затруднено из-за большого момента неуравновешенности башни.

Новое боевое отделение «Бурлак» разработано для производства вновь изготовляемых танков с новой башней и для модернизации уже созданных (Т-90, Т-80) без замены башни.

Размещаемый за башней танка ТЗК обладает высокой защищенностью, но даже в случае его поражения экипаж останется невредимым, а танк может быть отремонтирован даже в полевых условиях. Установка динамической защиты на бортах башни танка обеспечит защиту от противотанковых средств противника (РПГ) значительно превышающей уровень серийных танков.


Применение нового съемного броневого транспортно-заряжающего контейнера с автоматическим механизмом заряжания позволяет применять современные снаряды повышенного могущества (увеличенной длины). Другое преимущество это отдельное размещение боекомплекта от экипажа, что значительно повышает безопасность экипажа и танка в целом. Работает как со стандартными выстрелами так и с новыми повышенного могущества раздельного заряжения.


Так может выглядеть модернизированный танк Т-80У с комплексом ДЗ «Реликт» и новым автоматом заряжания. Размещенный за башней автомат заряжания потребовал разработки нового оборудования подводного вождения танка (ОПВТ).

В конвейере AЗ танка Т-72Б/Т-90 размещено только 22, а остальные 21 выстрел - в немеханизированных боеукладках в корпусе и башне, пополнение конвейера новыми выстрелами производится вручную, требует значительных усилий и затрат времени (скорострельность при заряжении из немеханизированной укладки 1,5 – 2 минуты), что в боевой обстановке повышает вероятность поражения противником и потому является существенным недостатком.

Предложенным вариантом модернизации решается задача повышения боевой эффективности танков Т-72, Т-80 и Т-90 до уровня современных требований за счет установки забашенного AЗ. В башне танка с боевым отделением размещен второй автомат заряжания, оборудованный транспортером карусельного типа (аналогично АЗ танка Т-72) с кассетами для укладки снарядов, расположенный у днища корпуса танка.

Таким образом, в модернизированном танке весь боекомплект танка автоматизирован, при поражении забашенного АЗ (ТЗК) танк способен продолжать бой используя АЗ размещенный у днища корпуса. При наличии танков противника заряжание осуществляется выстрелом повышенного могущества из забашенного автомата заряжания, в других случаях выстрелами из АЗ размещенного у днища корпуса.

Для интенсификации освоения модернизированных (по результатам ОКР «Бурлак») танков Т-72Б, Т-72Б1, Т-80У, Т-80БВ, Т-90 (Т-80 «Бурлак», Т-90 «Бурлак») разрабатывается комплекс компьютеризированных учебных средств.

Цели модернизации

Танки Т-72 и их модификаций, включая Т-90 перестают отвечать современным требованиям, исходя из следующего: в современных отечественных и зарубежных танках, включая "Леклерк", "Абрамс", модификациях "Леопард-2", существенно повысилась защита лобовой проекции. Эффективность бронебойных снарядов, в ответ на усиление защиты, также повышалась за счет увеличения, главным образом, активной части с подкалиберным сердечником, выполняемым из металла высокой плотности, например, обедненного урана, а также за счет придания более высокой начальной скорости снаряду путем использования более мощного заряда. В автомате заряжания Т-72 разместить такие удлиненные снаряды, тем более унитарные выстрелы, не представляется возможным.


Автомат заряжания Т-72 и его модификации Т-90 размещен в башне у днища танка, снабжен транспортером карусельного типа и оборудован механизмом подъема выстрелов. Длина снаряда ограничена габаритами транспортера.

Повышение поисковых и прицельных возможностей комплекса вооружения реализовано за счет увеличения обзора командира танка с применением панорамных наблюдательно-прицельных систем, в том числе управляющих дополнительным вооружением объекта. Обнаружение, распознавание и сопровождение цели в автоматическом режиме до ее гарантированного поражения комплексом управляемого вооружения танка с применением автоматического сопровождения цели.

Если в разработках «Бурлак» виден комплексный подход к вопросам огневой мощи и защите танка, то в разработках УКБТМ выбран другой путь.

В новом варианте АЗ разработки УКБТМ кассеты вращающегося транспортера размещены вертикально, это не только не улучшит защищенность и эргономику боевого отделения танка, но и приведет к противоположному результату. Не решенным останется и вопрос дальнейшего усиления бронезащиты башни из-за большого момента неуравновешенности.

Преимущества модернизированного танка:
Комплекс технических решений, направленных на повышение уровня защищенности при модернизации в т.ч. по повышению живучести при взрыве боекомплекта (изолированные отсеки для топлива, вышибные пластины и т.п).
Полностью механизированный боекомплект в ТЗК и АЗ у днища корпуса танка, при поражении забашенного АЗ (ТЗК) танк способен продолжать бой используя АЗ размещенный у днища корпуса.
Надежная защита экипажа танка от гибели при воздействии кинетического или кумулятивного снаряда.
Возможность применения выстрелов повышенного могущества с БПС повышенного удлинения с сердечником из сверхплотных однокомпонентных и композиционных материалов и усовершенствованных УР.
Повышения эффективности борьбы с живой силой и воздушными целями.
Использование модульной комбинированной брони в комплекте с динамической защитой.
Повышение уровня командной управляемости, установлена информационно-управляющая система, в которую интегрированы средства связи, управления, диагностики, компьютерной обработки информации и разведки.
Усовершенствованное СУО за счет расширения поисковых и точностных показателей, установки панорамы, равновозможных комплексов управления у командира и наводчика для реализации принципа "охотник-стрелок".

Использованы материалы патентов РФ № 2169 336, 2165617, 2233418, 43633, 2202756, 2215965, 2366882, 2204776.

Измена жены