Можно ли верить в приметы. Приметы и суеверия: верить ли в приметы и околоцерковные суеверия? Что такое сплетни – причины, виды и как не быть сплетницей

В повседневности люди привыкли верить в приметы и суеверия. Но угодно ли это Богу? Узнайте ответ на этот вопрос на страницах портала «Православие и мир».

Должны ли мы верить приметам, которые сопровождают нашу повседневную жизнь? Насколько россияне склонны верить в приметы? Какие существуют околоцерковные приметы и суеверия? Предлагаем Вам избранные статьи по теме “Приметы и суеверия”, которые дадут ответы на эти вопросы.

Околоцерковные суеверия и приметы

Диакон Константин Горбунов. Методы изучения и классификации околоцерковных суеверий

Околоцерковные суеверия чрезвычайно вредны, так как они уводят людей от истинного богопознания, а также от благочестивого образа жизни и правильного участия в Православном Богослужении. Следовательно, с суевериями необходимо вести бескомпромиссную борьбу. Для этого, в частности, необходимо изучение существующих суеверий. Всякое изучение группы явлений или фактов требует их классификации. Таким образом, перед нами встает нелегкая задача найти методику классификации суеверий при всей их многочисленности и при этом абсурдности, нелогичности, бессмысленности.

Информацию о суевериях, распространенных среди людей, можно получать следующими способами:

  1. На основании вопросов, которые люди задают священнослужителям.
  2. Путем анализа вопросов, задаваемых сотрудникам службы консультантов в храме (ведется журнал учета вопросов).
  3. Путем опроса образованных постоянных прихожан храма об известных им распространенных в народе суевериях.
  4. Путем критического анализа публикаций и выступлений в околоцерковных и псевдоцерковных средствах массовой информации, а также светских СМИ на церковные темы.

Возможны также и другие методы выявления суеверий.

Существуют немногочисленные суеверия, связанные с вероучением. Их немногочисленность объясняется тем, что суеверные люди, как правило, не знают Православного вероучения. Пример: “Троица – это Иисус Христос, Божия Матерь и Святитель Николай”.

Суеверия, связанные с особенностями годового круга богослужений.

  • Пасха: благоговейное отношение к скорлупе от пасхальных яиц; в случае пожара нужно перебрасывать пасхальное яйцо через горящий дом и др.
  • Родительские субботы, Радоница: можно поминать самоубийц; на кладбище нужно идти до 12:00 дня т.к. после этого времени души усопших уже не присутствуют на кладбище; продукты, принесенные на парастас, получают усопшие и др.
  • Пятидесятница: в этот день нужно ходить на кладбище.
  • День св. пророка Илии: нельзя купаться после этого дня.
  • Преображение: грехопадение Адама и Евы заключалось в том, что они съели неосвященное яблочко до Преображения; весь смысл праздника люди видят только в освящении плодов.
  • Покров Пресвятой Богородицы: если не заклеить окна до Покрова то в доме не будет тепла.
  • Воздвижение: сдвижение – осень к зиме сдвигается.
  • Богоявление: святая вода, освященная накануне праздника (в сочельник), “сильнее”, чем освященная в сам праздник (или наоборот).
  • Сретение: зима с летом встречается.

Суеверия, связанные с церковными Таинствами.

  • Крещение. Суеверные побуждения к Таинству: “чтобы грыжа зажила; чтоб ребенок меньше плакал; чтобы не сглазили”. Просят назвать крещаемого другим именем (тайным), чтобы не сглазили. Если воск с постриженными волосами утонет в купели, то это плохо.
  • Миропомазание. Многие прихожане думают, что елеопомазание на Всенощном Бдении это и есть миропомазание.
  • Исповедь. Люди рассказывают не о грехах, а о проблемах, считая, что проблема должна разрешиться. Люди перечисляют грехи без покаяния. Просят порвать листок со списком грехов, воспринимая это как священнодействие. В продаже появляются нелепые руководства для подготовки к исповеди, например, “1000 и один грех” или “10000 грехов”.
  • Евхаристия. Причащают детей, чтобы животик не болел, взрослые причащаются для поднятия гемоглобина. Некоторые понимают Причащение как “прочищение”, например, организма. Считают, что нельзя после Причастия и запивки целовать никого и ничего, т.к. благодать перейдет на целуемый предмет.
  • Соборование. Люди воспринимают соборование как последнее (предсмертное) помазание, если же человек не умер после Соборования, то ему нельзя есть мясо и вступать в брак, вести супружескую жизнь. Имеет место суеверное отношение к остающимся после таинства рису и елею.
  • Венчание. Просто красивый торжественный обряд. Гарантия того, что муж не уйдет или жена не уйдет.
  • Священство. Многие люди уверены, что священнослужителем человек становится в силу самого факта окончания духовной семинарии. Ввиду редкости таинства хиротонии особых суеверий, связанных с самим совершением таинства не выявлено, но имеет место суеверное отношение к духовенству и монашеству. Примеры: люди обращаются с духовными вопросами к простым монахам, не имеющим священного сана, и зачастую неукоснительно следуют их порой нелепым советам; люди боятся обращаться к священнику с какими-либо вопросами, воспринимая его лишь как колдуна или мага, совершающего ритуалы.

Примечание: ряд примеров для данного раздела заимствован из доклада священника Александра Дягилева.

Суеверия, связанные с обрядами.

  • Погребение. Отпевать можно даже неверующего, лишь бы был крещеным. Родственникам нельзя нести гроб с телом усопшего. Кладут в гроб различные посторонние бытовые предметы (деньги, мобильные телефоны). На могиле устраивается языческая тризна.
  • Освящение автомобилей. Считается, что дается гарантия безопасности.

Суеверия, связанные со святынями.

  • Магическое отношение к святыням.
  • Использование святынь для колдовства.
  • Неправильное почитание икон. (Какая икона лучше Казанская или Владимирская?)
  • Неправильное отношение к Св. Кресту. (Дарить крестик это не грех? Боязнь подобрать найденный на улице крестик)
  • Многочисленные заблуждения связаны со свечами и правилами их постановки перед иконами. Люди, загадав желание, ждут пока свеча догорит, для того чтобы оно исполнилось.
  • Суеверное отношение к святой воде (смешивают св. воду, взятую в разных храмах, считая, что смесь “сильнее”, чем вода, взятая в одном храме)
  • Известны также многочисленные суеверия, связанные с пасхальным артосом и просфорами.

Суеверия, связанные с поминальными записками.

  • Магическое отношение к сорокоустам.
  • Вопросы: какая записка лучше (проскомидийная, обеденная, заказная, молебен?)
  • Указание в записках лиц, поминовение которых запрещено церковными канонами, в полной уверенности, что данное поминовение поможет этим лицам.
  • Поминовение живых за упокой, с целью навредить этим лицам.

Вот далеко не полный перечень суеверий, распространенных в церковной и околоцерковной среде. Можно заметить, что значительная часть суеверных методик выражает стремление людей к достижению телесного здоровья и земного благополучия. В стремлении к чисто земным благам люди зачастую обращаются к колдунам, экстрасенсам, целителям и от них получают различные указания суеверного характера.

Важным методом борьбы со всякими суевериями является духовное просвещение мирян через церковно-приходские школы, различные богословские курсы, через церковные СМИ. Также необходима катехизация людей, желающих принять Таинство Святого Крещения и лиц, готовящихся стать крестными.

а не приимеши слуха суетна,
да не приложишися с неправедным
быти свидетель неправеден.
Исход XXIII, 1

Что говорят о приметах и суевериях отцы Церкви? Почему верить в приметы – значит показать свое недоверие Богу? Есть ли приметы, которые “действительно работают”? Предлагаем вашему вниманию Святоотеческие наставления о приметах и суевериях.

Святоотеческие наставления, предостерегающие от суеверий

Грешат тяжко против первой заповеди Божией те, кто держится суеверия. Суеверие, или суетная вера, вера ни на чем не основанная, недостойная истинных христиан.

Святые отцы и учители Церкви часто предостерегали от предрассудков и суеверий, которыми обольщались иногда и древние христиане. Их предостережения можно подразделить на три вида:

1) предостережения от так называемых примет, когда из самых маловажных случаев выводятся предзнаменования о счастливых обстоятельствах в нашей жизни;

2) предостережения от гаданий или ворожбы, или сильного желания какими бы ни было, даже темными средствами, узнать, какова будет последующая наша жизнь, успешны или безуспешны будут те или другие наши предприятия; и, наконец,

3) предостережения от желания приобрести силы, исцеляющие от болезней или предохраняющие от различных бед и опасностей; от использования предметов, которые не заключают в себе ничего врачебного и по свойствам своим не могут иметь никакого влияния на наше благополучие и счастье.

Стоит ли бояться примет? Действительно ли с точки зрения Церкви приметы так опасны? Почему приметы и суеверия не стоят вашего внимания?

«Многим из христиан, – говорит святой Василий Великий, – кажется делом безвредным слушать истолкователей примет. Чихнул кто на слове, говорят: и это имеет значение. Кто-нибудь сзади назвал меня по имени, нога поскользнулась при выходе, зацепилась одежда – все это помеха. И люди весьма знаменитые, ожидающие Судию с небес, хладнокровно впадают в сей пагубный порок.

Но слушай: отвержен народ, предавшийся сему. Еще древле, по закону Моисееву, очарования, волхвования, ворожба, птицегадания отринуты как изобретения демонов. Сказано: Не вражите, и ни сряща смотрите от птиц (Лев. XIX, 26); языцы бо, которых потребит… Господь Бог от лица твоего… сии чарований и волхвований послушают: тебе же не тако даде Господь Бог твой (Втор. XVIII, 12, 14).

Кто может советоваться с оправданиями Божиими, тому при рассуждении, чего не должно делать, не прилично брать себе в советники, даже не в советники, но в учители и законодатели, существу неразумные. Птица не знает собственной своей опасности, которая уже перед глазами; а тебе предвещает она будущее . Вылетев из гнезда, чтобы принести птенцам пищу, нередко возвращалась она ни с чем; а для тебя стала она нелживым предвещанием, и напрасное движение птицы обратилось в откровение будущего! Ежели по действию демонов птицы летают для твоего обольщения; то не сиди и не смотри с отверстым ртом на демонские обаяния, и не отдавай себя под влияние диавола. Он, если однажды уловит душу, легко увлекаемую в погибель, не выпустит ее из рук, а употребит ее на всякое злое дело. Но и каркающий ворон, и кружащийся орел по недостатку лова приводят в страх суеверное сердце. Враг до того издевается над человеком, что, если показалась кошка, выглянула собака или утром встретился человек, хотя самый благорасположенный, но с поврежденным правым глазом или бедром, он отскочит, отворотится, не раз зажмурит глаза. Что бедственнее такой жизни – все подозревать, во всем видеть препятствие, когда все должно возводить душу его к Богу?»
В одном из огласительных слов святого Иоанна Златоустого мы читаем: «Кто, выходя из своего дома, встречает кривого или хромого и разумеет это как примету, тот мыслит дело сатанинское, ибо не встреча с человеком делает день несчастным, а греховная жизнь».

Что говорил о приметах, гаданиях и суевериях святой Иоанн Златоуст? Можно ли верить в приметы?

Предостережения от гаданий

В слове на новолетие святой Златоуст говорит: «Более всего огорчают меня игры, которые сегодня происходят… и которые преисполнены распутства и нечестия, потому что занимающиеся ими замечают дни, гадают и думают, что если первый день года удастся им провести в веселии и удовольствии, то и во весь год будет совершенно то же. Но год будет для тебя счастлив во всем не тогда, когда ты напьешься пьян в первый день, но когда и в первый и в прочие дни будешь делать то, что угодно Богу. Если же, вознерадев о добродетели, будешь ожидать себе счастья от начала месяца и исчисления дней, то не будет тебе ничего доброго. Замечать дни не сообразно с христианскою мудростию. Это дело еллинского заблуждения».


Обличая суеверие, по которому некоторые дни считают счастливыми, а другие несчастными, святой Иоанн Златоуст говорит: «Диавол, стараясь пресечь наши подвиги добродетели и погасить в нас доброе произволение души, внушает нам приписывать успехи и неудачи в делах дням. Если кто верит, что день бывает счастлив или несчастлив, тот в несчастливый день не будет стараться о добрых делах, думая, что по неблагоприятности дня напрасно станет трудиться и ни в чем не успеет. Так, напротив, и в счастливый день он ничего не будет делать, надеясь, что по причине счастливого дня ему не повредит собственное его нерадение. Таким образом, то и другое вредит его спасению. Иногда безрассудно, а иногда как бы безнадежно поступая, он проводит жизнь свою в праздности и зле. Итак, мы должны избегать козней диавола, отбросить сокрушение духа и не наблюдать дней, ненавидя один и любя другой».


Блаженный Августин также строго осуждает гадания. «Последствия их, – говорит он, – большей частью сообразны с мыслями и предубеждениями каждого. Ибо злые духи, желая содержать человека в обмане, льстят ему показом того, что, как они видят, сообразно с его ожиданием и желанием». «Вообще, – замечает он, – на мнения людей о важности некоторых гадательных знаков, установленных предубеждением человеческим, не иначе надобно смотреть, как на некоторый договор и условие с злыми духами. Люди, пристрастившиеся к пагубной науке гадать, которая, собственно, есть только наука издеваться над другими и обманывать их , за такое пристрастие свое, по некоему тайному суду Божию, подпадают нередко влиянию падших ангелов, которым попускается иногда иметь некоторое влияние на низшую часть мира. От этих насмешек и обманов злых духов происходит то, что суеверное и гибельное искусство прорицания иногда действительно открывает прорицателям нечто из прошедшего и будущего и говорит им немало такого, что впоследствии отчасти оправдывается событиями. Такие небольшие удачи возбуждают и питают любопытство, из-за чего они все более и более запутываются и запутывают других в сети зловредного заблуждения… Даже верность подобных предсказаний нисколько не оправдывает науки предсказывать. Поэтому святотатственное искусство, при помощи которого вызвана была тень умершего Самуила, достойно всякого отвращения и проклятия, хотя тень эта, будучи показана царю Саулу, и предрекла ему истину».

Приметы, как средство исцеления от болезней. Работают ли они?

Предостережения от употребления суеверных средств для исцеления болезней

Резкие обличения против амулетов и суеверных действий для предохранения от болезней и несчастий мы встречаем в беседах святого Иоанна Златоуста на Первое послание к Коринфянам: «После брака, – говорит он, если родится дитя, мы видим множество символических действий, достойных смеха : говорить ли о перевязках, о погремушках, о красной пряже и многом другом, доказывающем великое безумие, тогда как не следует возлагать на младенца ничего другого, кроме спасительного креста. Между тем ныне крест, обративший всю вселенную, поразивший диавола и ниспровергший всю силу его, остается в пренебрежении; а ткани, пряже и другим подобным привескам вверяется безопасность младенца. Не стыдно ли вам? Скажите мне: поймете ли вы когда-нибудь, как диавол с раннего возраста человека мало-помалу раскидывает свои сети и употребляет свои хитрые меры? Смешное и забавное внушение сатаны, впрочем, не смеху только, но геенне подвергающее обольщаемых! Если это делается у язычников, то нисколько не удивительно, а когда поклоняющиеся кресту, приобщающиеся неизреченных Таинств и достигшие любомудрия держатся таких постыдных обычаев, – это достойно многих слез». «Что сказать, – говорит в другом месте святой Златоуст, – о тех, которые привязывают к ногам и голове медные монеты Александра Македонского? Скажи мне: это ли наши надежды? Как после креста и смерти Господней ты возлагаешь надежду спасения на изображения языческого царя?»

После тех обличений суеверия, которые находятся в писаниях древних святых отцов и учителей Церкви, напомним, что в книге «Православное исповедание веры» в ответе на вопрос: «Кто грешит против Первой заповеди и каким образом» – читается следующее: «Против сей заповеди грешат волшебники и подражающие их делам, например, те, которые носят привески и значки для предохранения себя от вреда; те, которые прилепляются к суеверным обычаям и им верят; равно и те, которые в болезнях пользуются нашептыванием старух и других суеверий держатся; наконец, те, которые из всякого случая выводят предзнаменования».

Недействительная вера

Приметы и суеверия как недействительная вера

Существует мнение, что всякая вера – это . Даже есть выражение – «религиозные суеверия». И под это определение подходит буквально всё! Любая религиозная мысль, любая церковь, любое исповедание – все это, как иногда люди говорят, «суеверие».

Но так ли это, объективно говоря? это очень определённо объясняет. Слово «всуе» значит «по-пустому», то есть – «нет этого вообще». Если есть приставка «суе» – то вера недействительная. Но отрицательное обозначение говорит о том, что есть что-то положительное, правда? Суеверие – это пустая вера, стало быть, есть и не пустая вера.


Это надо помнить, когда мы вообще говорим о вере. Вера тогда не пустая, когда она полна , когда исходит из человеческой интуиции, а не просто из фантазии блуждающего ума. Потому что вот это и есть опасность – блуждающий ум. Он и создаёт в человеке разные фантазии. Человек эти фантазии принимает за реальность, не проверяет вообще ничего, и начинает верить в них.

Много сейчас таких есть разных, пустых вер, много есть разных суеверий – когда люди фантазируют, не учитывая того, что всякого рода мысли человеческие, если они не имеют в себе конкретной связи с божественной реальностью и с реальностью божественного творения, как Господь его сотворил, является плодом того, что НЕ ЕСТЬ.

Суета сует

Приметы и суеверия – ненужная суета

Слово суеверие или «всуе» связано с другим словом от того же корня – суета, или суетность.

Об этом очень хорошо говорит : природа покорилась суете не добровольно, не сама по себе, а по воле человека. Именно человек вверг всю природу в суету.

Что же апостол подразумевает под словом «суета»?

Суета – это значит отсутствие стабильности, гармонии. Хаотическое состояние, в котором идет борьба частей друг с другом и всех частей с целым.

В человеческой жизни, мы знаем, есть очень много суетного. Когда человек старается и туда, и сюда успеть, и нет у него концентрации, и он в этом теряет себя – разбрасывается, раскидывается. И вот это разбрасывание и раскидывание – состояние, которого не было в творении по Божьему замыслу. Вот что такое суета!

В этом смысле суеверие – это вера в то, что мечется. В то, что не является действительно существенным, подлинным, гармоничным, красивым, истинным и полным любви.

Это я говорю, конечно, с точки зрения Христианской веры. Потому что говорить о вере вообще нет смысла, веры есть на земле разные. Но я сейчас говорю о той вере, которая определяет нашу жизнь в Боге, нашу жизнь в Богоообщении, нашу жизнь друг с другом. Она не суетна и не смеет быть суетной, потому что суетность – это и есть , которая отвлекает нас от подлинного.

Христианство - вера определенная, установившаяся, спокойная. Говоря опять словами Апостола Павла, это вера, действующая любовью и базирующаяся на надежде. Она стабильна, конкретна, чиста. В ней нет этой суетной грязи – пыли, которая мечется во все стороны и застит свет, облаком заходит в душу.

И, что самое главное, вера осуществляется только тогда, когда есть с одной стороны , как сказал Христос, а с другой стороны – . Как раз суетность, которая тесно связана со всякого рода беснованием, изгоняется только молитвой и постом. Почему именно так? Потому что молитва нас соединяет с источником истины, с источником жизни, с подлинной реальностью, с основной вечности. А пост ограничивает нас самих в том, что является слишком большим соблазном, – в жадности, эгоизме, всякого рода .

Другими словами, суеверие - это то, что базируется на грехе человеческом, и этот грех человеческий таким образом затемняет истину, что истина становится непонятной. А вера, наоборот, – очищает и освящает, потому что она ведёт к источнику, который есть чистота, святость и любовь.

Суеверие прогресса

Как отличить приметы и суеверия от истиной веры?

Как же нам все-таки различить веру и суеверие в жизни? Потому что одно дело – в теории, а другое дело – на практике.

Знаете, очень просто. Посмотрите на хороший храм, посмотрите на другие плоды культуры и человеческой истории, на многое из того, что дали нам наши предки, которые строили верой глубокой, ясной, чистой, утверждённой и совершенно определённой. Результаты их труда видны нам и сейчас, они ценятся во всем человечестве.

А вот плоды суеверия выглядят иначе. Они - результат суетности нашей современной жизни.

Может быть, в некотором отношении, достижения цивилизации дают нам возможность существовать легче, чем нашим предкам. Тем не менее именно эта цивилизация подарила нам невероятную спешку во всех отношениях, безостановочность, иногда даже и какую-то беззастенчивость. И, как следствие, - сумасбродство и отход от целеустремлённости человеческой жизни.

У нас в Америке особенно ясно видна ненужная суета, которая, как ни печально, – результат огромных достижений. Технический прогресс, который многими воспринимается однозначно положительно, - это ядерная бомба, которая разрывает цельность ядра для того, чтобы уничтожить все вокруг. Как в своё время один из философов русских сказал – «суеверие ». Очень хорошее выражение, которое говорит нам: если поверить в прогресс как в нечто самобытное или самоопределяющееся, этот прогресс превратится в суеверие. Почему? Потому что он бесцельный, он идёт без всякой серьёзной цели. Когда есть цель, и хорошая цель – тогда другое дело.

Когда я оцениваю историю России и её культуры, то совершенно ясно вижу, что та культура, которая и доныне ценится, основана на цельности, а не на суетности. Её главное устремление было – именно побороть суетность, и дать смысл жизни. И потому она достигла таких огромных исторических результатов и создала такое целостное государство. А сейчас что мы видим? Распад, развал. И это есть плод суеты, плод самого настоящего суеверия, если хотите – суеверия прогресса.

Дай Бог нам всем от этого избавиться. И укрепиться, и углубиться в то, что нам дали наши предки. Дай Господь всем вам всего доброго и хорошего, и да хранит Он вас в этой цельности!

– Что же такое суеверие?

Иерей Алексий Колосов: – Суеверие можно охарактеризовать как веру в пустое, суетное, сиюминутное – как доверие тому, что недостойно доверия.

Иерей Михаил Михайлов: – Суеверие – это суррогат, эрзац веры. Одно из распространенных суеверий – если вам встретился священник – это к несчастью. Это очень показательное суеверие, проливающее свет и на саму природу суеверий. Это отголосок язычества: священника боялись, потому что он приводил людей к вере, разрушая идолов. Вторая причина таких суеверий – это стыд человека, забывшего дорогу в храм. Грешащий человек стремится спрятаться от Бога, избегает встречи с тем, что может ему напомнить о необходимости покаяния. Именно поэтому это суеверие настолько сильно в сельской местности, где священник намного лучше знает своих прихожан. Когда я служил на селе, у нас в храме был один прихожанин, который одну неделю пил, вторую неделю выходил из запоя, а затем усиленно работал, чтобы выработать нужное количество трудодней. Поэтому в храм он не ходил месяцами, а когда мы встречались на улице, то стыдился. От суеверия рождается безверие. Суеверия уводят человека с пути спасения. Человек верит не в Промысл Божий, а в приметы. Отсюда идет вера в предсказания, в гадания, в астрологию.

– Почему православный человек не должен быть суеверным?

Иерей Алексий Колосов: – Суть нашей веры – доверие Богу: открывая Ему свои сердца, мы твердо веруем, что Он ведет нас прямым путем, путем свободным от какой-либо двойственности, от механистических, магических закономерностей. «Где Дух Господень, там свобода» (2Кор.3, 17) – эту свободу нам и дает вера, суеверие же лишает нас ее, порабощая «стихиям мира» (Кол.2,8), порабощая праху. Поэтому вера и суеверие несовместимы – нельзя служить двум господам, свободе и рабству. Эта проблема шире, чем «черная кошка» или «пустые ведра»: речь о том, что каждый из нас стоит перед выбором: либо жизнь по Евангелию, либо по закону греха, возмездие за который – (Рим.6, 23). Третьего не дано.

– Но ведь нередко суеверия сбываются, не случайно же они возникли?

Иерей Алексий Колосов: – Факты сами по себе мало что значат – важна их трактовка: «чистому все чисто» (Тит. 1,15), а пораженный грехом и не имеющий доверия Богу обманывается своим «Я» и видит «закономерности» там, где их нет. Беда в том, что эти закономерности востребованы – человеку страшна Библейская картина миробытия: Сотворение мира, долгий путь к спасению, Благовестие, Искупление, Церковь, Второе Пришествие и Страшный Суд – все это пугает. Мы боимся ответственности за свою вечную жизнь, той ответственности, что идет рука об руку с Евангелием. Нам хочется чего-нибудь попроще, такого, что щадило бы греховное «Я». Проще уцепиться за эти «закономерности», нежели жить по Христу.

Иерей Михаил Михайлов: – Тут все очень просто: вероятность совпадения велика – либо сбудется, либо нет. Вот кошка перебежала дорогу. Кто знает, что случится за этот день. Но при чем тут кошка? А если бы она не перебежала дорогу, что, не случилось бы? Человек от безверия находит объяснения своим несчастиям, своим неприятностям и своим удачам и неудачам. Важно и то, что если мы посмотрим на приметы разных народов, то увидим, что одни и те же явления имеют абсолютно разный смысл! Например, во Франции влетевшая в окно птица – предвестник счастья!

– С чем, на Ваш взгляд, связано большое количество околоцерковных суеверий?

Иерей Алексий Колосов: – Человек не приходит в Церковь зрелым христианином. У человека множество вопросов, нешуточная внутренняя борьба. Даже войдя в Церковь, он не становится совершенным в мгновение – это лишь начало долгого пути к Небу. Пока же реальностью является борьба ветхого и нового начал: ветхое, греховное не умирает в Крещении совершенно – оно лишается власти над человеком. Это дает возможность семени новой жизни, посеянному в Крещении прорасти, укорениться и принести «плод мног» (Мк.4, 1-9).

Но повторюсь: это долгий процесс, который часто охватывает весь отпущенный нам срок земной жизни, и пока ветхое еще живо, оно будет стремиться давать свои ответы на те вопросы, с которыми человек приходит к Церкви. Эти ответы приятнее, проще для человека – духовное еще слишком «заумно», в какие-то моменты соблазнительно… Страшно, в конце-концов, – а ну как в останешься в дураках?! Никто не хочет обмануться, каждому хочется чего-то твердого, доказуемого, очевидного: для «обыкновенного» человека этими качествами как раз и обладают механистические «закономерности», которые мы называем суевериями.

Поэтому именно «околоцерковная» среда, состоящая из едва начавших воцерковление или «всегда учащихся, но не могущих дойти до познания истины» (2Тим.3,7) и является благоприятной почвой для суеверий. Те, кто имеет решимость веровать, имеет решимость последовать Господу, тот преодолевает этот опасный период легко. Тот же, кто стремиться и с Бога получить нечто и мирского не потерять, легко может завязнуть в этой тине – почему и говорит нам Спаситель: «не можете служить Богу и мамоне!» (Лк.16,13).

– Мы знаем, что гадать грешно, особенно если гадать на Библии. Но во многих жизнеописаниях именно так тянули жребий – открывали наугад главу из Священного писания….

Иерей Алексий Колосов: – Почему грешно любое гадание? Потому что за ним стоит не решимость последовать откровению, а интерес, пытливость – «а вот как оно там?» Гадание – это попытка заглянуть в «зазеркалье», этакий духовный кураж, за которым скрывается слабость. Ну, покуражится человек перед грядущим, а потом все равно поступит так, как подсказывает мелочное «Я». Святые же, прибегая в крайних случаях к такому методу познания воли Божией, имели твердую решимость поступать по откровенному несмотря ни на что – даже на смерть.

– Как отличить благочестивую традицию от суеверия? Например, когда священник выходит на полиелей, нельзя проходить между ним и царскими вратами?

Иерей Михаил Михайлов: –Священник стоит всегда перед престолом. В алтаре никто не пройдет между священником и престолом Господним. Никогда, ни при каких обстоятельствах. Это не примета, а устроение церковное, которое нельзя нарушать и которое можно объяснить.

Иерей Алексий Колосов: – Благочестивая традиция разумна, в некотором смысле даже рациональна – она имеет твердое богословское и историческое обоснование. Ее начало можно проследить в истории, она открыта и динамична в том смысле, что здесь нет никакой нерушимой магической зависимости. Она всегда учитывает внутренний духовный мир человека, не нависая над ним «дамокловым мечем», но давая духовный простор.

Благочестивая традиция не подавляет человека, не карает его – она помогает ему удерживаться на пути спасения. Суеверие же, как правило, «вещь в себе» – это закономерность, не зависящая ни от духовного состояния, ни от Евангелия. Это данность: «так положено», «так делается». Почему? Никто не в состоянии объяснить – просто если поступишь так, то будет хорошо, а если нет, то плохо. Хочешь «плохо»? Нет? Тогда делай как все – поступай по принципу «то Евангелие, а то – жизнь»! Но ведь душу-то свою так не спасешь – об этом забывается напрочь… – Какие самые распространенные церковные суеверия? Опасны ли они?

Большая часть церковных суеверий связана с церковной свечой, со святыней и погребением. В разных областях господствуют разные суеверия. Приведу лишь то, с чем приходилось встречаться лично. К примеру, некоторые считают опасным зажигать свечу от другой свечи – можно взять на себя чужие грехи: так и будет ходить человек по храму, тыкая свечой во все лампадки и гася их одну за другой (по этой же причине боятся и найденных нательных крестиков: поднимешь чужую беду!). Другие боятся передавать свечу через левое плечо.

Люди молятся за обидчиков, «чтобы Господь им отомстил». Иногда задают вопрос: можно ли до сорокового дня наводить порядок в доме? Про бросание в могилу денег я уже и не говорю – это чистейшее язычество, исходящее из того, что за гробом покойный будет вести жизнь, подобную этой (другой пример такого рода – втыкание в могилы сигарет: «любил покойничек подымить!»).

Впрочем, как-то слышал, что этими монетками покойный, якобы, поделится на входе в Царство Небесное. До истерик и скандала доходит, если вдруг вспомнят, что у покойного связаны ноги – как же он пойдет на Небо?! Слышал, что нельзя ставить на могилах каменные памятники – после общего Воскресения покойному будет не под силу идти с этим камнем на Страшный Суд (очевидно, предполагается, что на этот Суд усопшие будут отправляться со сборных пунктов, куда надо будет явиться с «удостоверением личности»).

Очень много страхов «потерять благодать после Причастия» – и никого не интересует вопрос: а зачем вообще нужна такая немощная благодать, которая улетучится, если ты поцелуешь икону? По совету «бабушек и тетушек» освящают квартиры свечкой. Сколько суеверий вокруг Богоявленской воды… Опасно ли все это? Это добровольное отравление своей души! Другой большой пласт суеверий связан с так называемыми «порчей» и «сглазом». Люди разных возрастов и образования бегут в храм со словами «мне/моей дочери/ внуку сделали!!! Как быть?!»

Я умолчу о том, что верующий Богу православный христианин не должен бояться этих «бабьих басен» – это должен понимать каждый! «Бойся Бога и заповеди Его соблюдай, ибо в этом все для человека» (Эккл.12,13) – не колдуна, а Бога бойся и Ему, а не своему страху служи! Удивительно другое – нежелание видеть корень проблемы в себе.

Конечно, тяжело признать, что ты мало внимания уделяла дочери и пропустила развитие заболевания. Или признать, что дала ей такое воспитание, которое не позволяет найти покой в семье, не привила ей нравственных ценностей, сама не хотела и дочку не научила терпеть. Нелегко признать, что и твоя вина в том, что дети находят утешение в водке или наркотиках. Гораздо проще объяснить взвинченный характер внука сглазом, нежели избалованностью – ведь кто баловал-то? Боишься соседки? А кто обострил отношения хуже некуда? «Порча» и «сглаз» очень легко нас извиняют: мы ведь хорошие, добрые, это ближние наши плохи – вот, хотят нас со свету сжить… Где здесь вера?! Где благочестие?! Нет и в помине.

– Как оградиться от суеверий?

Иерей Алексий Колосов: - Суеверия – тьма. Тьма есть недостаток света. Соответственно, свет рассеивает тьму – подобно этому и суеверия разрушаются истинной верой, которая есть доверие Богу, и настоящим благочестием. Если мы Ему доверяем, то мало того, что нам ничто не вредит – наоборот: «любящим Бога, призванным по Его произволению, все способствует ко благу» (Рим.8,28).

Все – и радости и скорби, и прибыток и лишения, и здоровье и болезнь. Все! Это доверие свидетельствует о любви к Богу, а «совершенная любовь изгоняет страх»(1Ин.4,18). Не надо «ограждаться» от суеверий – не надо бороться с тьмой: надо просто «включить» евангельский свет и тьма суеверий исчезнет сама собой. Однако, это труд…

Что касается силы Креста, то от начала Церковь ограждается ей: Крест – хранитель всей Вселенной.

– Острая январская тема – Крещенская и Богоявленская вода…

Иерей Михаил Михайлов: -– Да, это больной вопрос! Вода – это вообще больной вопрос: например, у нас в храме сейчас небольшой бак для воды и ее хватает на день-два. Приходят люди и стараются набрать как можно больше. Мы забываем, что капля святой воды освящает любое количество воды: «капля море освящает».

Помню, когда я служил в сельской местности, на молебен мы принесли 10 бидонов воды. А израсходовали только один бидон: люди брали воды понемногу и дома уже доливали святую воду в большие емкости. Крещенская и Богоявленская вода…

В чем отличие? Вернемся во времена патриарха Никона: он специально уточнял у Антиохийского Патриарха, нужно ли освящать воду в сам день Крещения Господня: ведь накануне, в сочельник, уже воду освятили. И получил ответ, что греха в том не будет, это можно сделать еще раз, чтобы все могли взять воды. А у нас сегодня приходят за одной водой, а назавтра за другой – дескать, тут вода сильнее.

А чем же она более сильная? Так и видим, что люди даже не слушают молитвы, которые читаются на освящении. И не знают, что вода освящается одним чином, читаются одни и те же молитвы. Святая вода абсолютно одинакова в оба дня – и в день Крещения, и в сочельник Крещенский.

– Как не обращать внимания на суеверия? Умом понимаешь, а внутри–то, в душе, все равно страшно…

Иерей Алексий Колосов: – Повторю еще раз – «совершенная любовь изгоняет страх»(1Ин.4,18): надо стремиться к совершенству в вере, учиться доверять Богу и тогда все встанет на свои места. Благодать и вера – лучшее лекарство от болезни страха.

Иерей Михаил Михайлов: – Как относиться к суевериям? А как относиться к язычеству? Если мы верим суевериям, то мы – язычники. Мы, христиане, должны помнить о силе Креста Господня – Хранителя Вселенной, чтобы не было так, что крестное знамение для нас второстепенно, а вот кошка черная имеет большое значение. Если мы христиане, то должны помнить, что христианину не страшны вещи и намного более опасные, чем просыпанная соль или черная кошка: «Се, даю вам власть наступать на змей и скорпионов и на всю силу вражью, и ничто не повредит вам» (Лк. 10:19)

Статистика о приметах и суевериях

Верим ли мы в приметы и суеверия? Как много суеверных людей в России?

Только каждый четвертый россиянин не суеверен, в то время как остальные могут быть отнесены к суеверным или среднесуеверным. К таким выводам пришла социологическая служба Среда в результате всероссийского опроса . 14% россиян являются суеверными, 24% - несуеверны, 63% - среднесуеверны.

Чаще всех суеверными оказываются россияне, которые верят в Бога, но конкретной религии не исповедуют. Христиане, принадлежащие к РПЦ, так же как и мусульмане, чаще попадают в число среднесуеверных.

Результаты опроса комментирует кандидат исторических наук, заведующий Отделом этнографии русского народа Российского Этнографического музея Дмитрий Баранов.

Большая часть этнографов выступает против термина «суеверие», «пережитки». Какие же это пережитки, если они существуют десятилетиями, столетиями, и даже тысячелетиями? Если они все время переживаются, существуют, значит – имеют свою прагматику. Просто она для нас не всегда очевидна. А прагматика имеется, в том числе в психологическом плане. Что такое суеверие, вера в приметы? В обычной спокойной ситуации мы не вспомним ни о каких-то приметах, но как только предстоит какое-то важное, решающее событие в нашей жизни, мы все начинаем по-другому к этому относиться, воспринимать окружающий мир, как текст. Мы пытаемся считать некую информацию и действовать согласно правилам, которые мы знаем от бабушек, от дедушек, из книг. Вероятно, это помогает. Не в магическом, естественно, плане, а в чисто психологическом. Психологи говорят, что если человек уверен в своих силах, это передается и окружающим.

С одной стороны суеверие делает людей несвободными, с другой – есть такое понятие – мифологическое программирование жизни. Его употребляют этнографы и фольклористы в отношении, например, русской культуры. Оно характеризует жизнь человека и не является предметом рефлексии. Ряд действий, вроде бы магического значения, производились людьми прошлого механически, по привычке. И это позволяло им чувствовать себя комфортно, делало любую ситуацию знакомой, давало возможность освоить новый неожиданный поворот жизни. Другое дело, что сейчас традиционная культура разрушена, как система и иногда, конечно, странное впечатление производит современный человек, когда вдруг у него пробивается мифологическое мышление.

Согласно результатам опроса немало суеверных людей среди медицинских работников и людей, занимающихся торговлей. Это те области, которые связанны с неопределенностью, с непредсказуемостью результатов, когда человек прибегает к дополнительным ресурсам, чтобы добиться желаемого результата. И здесь опять возможна психологическая помощь от суеверий.

Суеверность молодых людей, я думаю, связана и с каким-то моментом моды и с отсутствием материалистической идеологии, кризисом позитивизма, когда человек все чаще видит, что в мире много непонятного.

Результаты опроса прокомментировал писатель, публицист, телеведущий Александр Архангельский.

Чем больше люди вовлечены в активную социально - экономическую деятельность, тем меньше у них времени остается на размышление о всякого рода случайностях, страхах и совпадениях. С другой стороны, чем человек глубже погружен в ответственную религиозную жизнь (в данном случае неважно, к какой конфессии он принадлежит), тем меньше шансов, что он будет придавать серьезное значение бытовым и природным «знакам» и «предзнаменованиям» - он должен быть духовно трезв, и скорее «пропустит» реальное чудо, чем будет уповать на мнимое. Но здесь нужно говорить и о связи религиозности и образовательного уровня. Встречая в церковной среде суеверных, мы видим, что по большей части их суеверность связана с недостатком образования, а не с религиозностью как таковой. Религия наоборот, как раз старается вывести человека из этого состояния. Я помню, как в редакцию, где я работал, пришел в гости покойный патриарх Алексий Второй и поздравил нашего главного редактора с завтрашним днем рождения, добавив: «мы же не суеверные, чтобы бояться поздравлений накануне».

То, что среди суеверных больше сторонников Путина и «Единой России» - вовсе не говорит о какой-либо «суеверности» Путина и его партии. Их странная демократия – суверенная, а не суеверная; хотя среди так называемых элит приходится слышать суеверное «Путин – фартовый». Просто слой, на который он сознательно опирается – это пассивное большинство, люди, полностью не готовые отвечать за свою судьбу, всегда нуждающиеся в умном, усталом, но ласковом, в конечно счете, лидере. А среди такой аудитории суеверия цветут пышным цветом. Идеи Медведева перекликаются с идеями Путина, но разница в ориентирах все-таки есть. Потому и суеверных среди его приверженцев чуть меньше.

То, что несуеверные чаще желают смены лидеров, связано с их активностью и самостоятельностью. Активность и самостоятельность исключают чрезмерное внимание к суеверию. Человек выбирает либо судьбу, либо знаки судьбы. То есть либо сам пытается строить эту судьбу, либо считает, что судьба строится кем-то – не важно, внешними природными силами или мудрыми политиками. Повторяю, настоящая религиозность не имеет к этому никакого отношения: религиозный человек убежден, что он строит свою судьбу вместе с Богом, как бы в соавторстве. И поэтому он сознает свою личную ответственность за совершенный жизненный выбор.

Что касается большей суеверности молодежи, я бы все таки хотел понять – какая это молодежь, как накладываются друг на друга характеристики возраста, социального положения, географического местоположения. Мне кажется, что «низовая» молодежь часто отвечает «по приколу», а не по существу. И как раз молодежные опросы менее достоверны в этом смысле. Я не думаю, что на самом деле уровень суеверность молодежи принципиально отличается от уровня суеверности среднего и старшего поколений. Образованные и верующие – менее суеверны, необразованные и (или) неверующие – более. Так было всегда, так и будет.

Результаты опроса комментирует кандидат филологических наук, редактор и издатель журнала «Альфа и Омега» Марина Журинская.

Опрос не показывает, насколько суеверны люди в нашей стране, поскольку в нем заужено само понятие «суеверие», ограниченное лишь тремя показателями. И если бы опрос был выстроен более грамотно и подробно, то цифры были бы гораздо катастрофичнее.
Надо понимать, что суеверие – это анимизм, неверно называемый первобытным. Он никогда не умирал и вполне комфортно чувствует себя в наше время, и многие продолжают воспринимать окружающий мир как пространство, населенное злыми духами. Даже те люди, которые ходят в церковь. Другой вопрос – для чего они это делают? Сколько людей приходит в храм, потому что гадалки посоветовали им какой-то ритуал, для которого, скажем, нужна освященная свеча. И всевозможных магических ритуалов множество. Назвать таких людей православными нельзя, как бы они себя сами ни определяли. Православные – это люди, которые правильно славят Бога. Нельзя одновременно верить в Бога и еще во что-то магическое.
Подавляющее большинство «православных» считает, что им нужно регулярно совершать определенные механические действия, и все у них будет хорошо. А это и есть яркий показатель суеверия. Я писала, что у нас все духовные глаголы заменены глаголами физического действия - в церковь ходят, на службе стоят, вместо того, чтобы молиться, - вычитывают правило. При этом люди уверены, если все делается – совершается хождение, стояние и вычитывание, - то вне этого можно себя вести как угодно.
Коммунистическая религия старательно готовила народ к тому языческому состоянию, в котором он сейчас по большей части находится. Борьбы с суевериями не было, была борьба с христианством. А на фоне отсутствия христианства, естественно, суеверия разгорались пышным цветом. В результате мы имеем то, что имеем. В том числе академиков, которые выступают против религии, но не знают, что такое религия, не видят разницы между религией и суевериями. И мы, христиане, им эту разницу не показываем. Православное просвещение сейчас практически отсутствует.
Несмотря на коммунистическую идеологию, в советское время в школах и в вузах давалось более приличное образование, что и объясняет большое число несуеверных людей среди россиян старше 65 лет. Тем более что во времена их детства не было на каждом шагу магических салонов. Современная суеверная молодежь взрослела среди этих салонов, среди реклам чуть ли не в каждой газете, призывающих снять порчу и сглаз, среди телевизионных программ, посвященных экстрасенсам, астрологии…

Приметам, гороскопам и гаданию доверяют около 40% россиян

Вера в сверхъестественное свойственна 40% россиян, свидетельствуют данные Всероссийского центра изучения общественного мнения, опубликованные сегодня.

В особенности респонденты склонны, как и прежде, доверять приметам (22%) и гороскопам (21%).

Меньше тех, кто верит в гадание по руке, привороты (по 8%), инопланетян (6%) и зомби (2%). 57% опрошенных, по собственному признанию, ни во что из перечисленного не верят.

Женщины в целом более склонны верить в сверхъестественное. Так, приметам доверяют 30% женщин и 14% мужчин, гороскопам - 29 и 12% соответственно.

Последователи религиозных течений верят в приметы, гороскопы и пр. чаще, чем атеисты. Среди православных и тех, кто исповедует другие религии, астропрогнозам доверяют 21-22%, среди тех, кто считает себя неверующим - только 7%.

Вера в приметы особенно характерна для православных россиян (26%), в то время как среди последователей других религий на них обращают внимание 13%, а среди атеистов - лишь 7%.

Вы прочитали статью . Обратите внимание на следующие материалы.

Верить или не верить в приметы? Однозначного ответа нет, но для тех, кто готов верить. Примет множество.

Предрекают печальные события: рассыпанная соль, возвращение, когда что-то забыл дома, кошка перебежавшая дорогу, птица, влетевшая в окно. Другое дело если у вас чешется ладошка, особенно левая, ну или пятачок под пяткой непременно поможет сдать экзамен.

Так стоит верить в приметы?

Наверное, глупо слепо следовать приметам. Особенно странно взирать на людей, бесцельно, казалось бы, стоящих посередине тротуара, ожидающих первого кто решительно пересечет «нарисованную» кошкой черту. И насколько это целесообразно люди не задумываются. Но когда вы очень спешите, вам нет разницы, кто и когда перебегал этот тротуар до вас, а возможно и у вас на глазах.

Скрытый смысл примет – работает – не работает?

Вы можете с уверенностью сказать, что знаете все приметы? Нет? А сбываются ли они, вы тоже не скажите. Вы ищите подтверждение событию и находите – так можно трактовать приметы. Вера в приметы заставляет нас запечатлеть то или иное событие в качестве их подтверждения. Только и всего.
Приметы придумали люди, которые установили закономерности между происходящим в их жизни и событием недалекого прошлого. А уж чего ждать хорошего или плохого подскажет примета.

Интересно, что люди, которые не знают ту или иную примету доподлинно скажут, что эта примета у них не сбылась. Хотя по логике приметы работают всегда и у всех, независимо от знания. Да и придуманы приметы были, чтобы предсказывать будущее.

А каждое предсказание неизбежно сбудется, если ждешь события: ожидание провоцирует реализацию предсказанного. Жаждешь ускорить свершение хорошего – просто помни об этом и жди, не хочешь получить плохое – забудь, не вспоминай, не приближай свершение.

Как работает примета?

Механизм срабатывания приметы заложен в ее ожидании. Вольно или не вольно, но знание о примете программирует нас на то, что событие непременно произойдет. И не важно хорошо это или плохо. Многострадальная черная кошка, так не вовремя перебежавшая дорогу неизбежно программирует на неудачу. Вернее программирует не кошка, а мы сами себя. И потому произошедшая позже неприятность списывается на бедное животное.

Но если человек не верит в примету с черной кошкой, он даже не подумает о плохом. Он не запустит программирование на неудачу и примета не сработает.
По моему глупо верить в эту примету. Кошки свободолюбивые животные, у них свои планы и свои «дороги». Не обращай внимания не запускай механизм реализации неудачи и кошки станут твоими спутниками по жизни. А еще лучше придумай свою, хорошую примету и пусть перебежавшая черная кока станет символом успеха (кстати, у меня так и есть).

Птица, которая бьется в окно никогда не вызывала во мне страха, я просто не знала этой приметы (птица – окно – смерть близкого). Да и когда мама умерла, я не заметила никакого пернатого визитера на моем окне. Наткнувшись на эту примету в Интернете, я невольно запомнила ее. И вот когда голубка ударилась в мое окно, я сразу же невольно подумала: «кому суждено умереть?». И вскоре примета нашла свое подтверждение: не стало моей подруги, долго и тяжело болевшей до этого.

Переезд на последний этаж дома, чердак которого облюбовали голуби в корне изменил мое отношение к данной примете. Чуть ли не ежедневно голуби садятся на подоконник, бьются в окно (садясь и взлетая машут крыльями) – я просто устала каждый день ждать несчастья. Прилетел, посидит, отдохнет и улетит – что здесь такого? Я твердо решила не верить в пернатую примету.

Конечно, смерти близких были, но я не связывала их с прилетом птиц. Если каждый раз накручивать себя в ожидании неминуемой смерти родного человека – с ума можно сойти. Да и зачем заранее устраивать гадание на кофейной гуще, вернее на крыле голубка – кто следующий? А ведь голубь – птица мира, любви, а вовсе не смерти. Измени свое отношение и не программируй не несчастье.

Просто помни: веришь в примету – запускаешь реализацию, не веришь – примета не сбудется!

Как прекратить реализацию примет?

Помнится, как я программировала себя на ссоры с домочадцами. Да, да именно просыпанная соль была тому причиной. Я запечатлела ее у себя в сознании и каждое неловкое движение с солонкой непременно заканчивалось ссорой. Так было несколько лет к ряду. А даже различные методики (которыми я активно начала заниматься к тому моменту) не останавливали реализацию глупой приметы. Я просто не могла понять, что ссоры программируются мной.

Происходило это очень просто: рассыпала соль – подумала «Опять поссорюсь» — накручивала себя и любое общение непременно перетекало в ссору. И даже тот факт, что я была в квартире совершенно одна не останавливал программу реализации приметы – телефонные звонки никто не отменял.

Осознание того, что я сама запускаю программу реализации приметы, дало мне возможность поменять отношение к этому рядовому событию. Теперь я твердо говорила себе «Просыпала соль – к счастью!». Я изменила свое отношение к примете и «отказала» ей в реализации! Со временем даже внимание на просыпанную соль обращать перестала и ссоры сами собой прекратились!

Стоит ли верить в приметы и если стоит то, в какие?

Каждый выбирает для себя сам, во что ему верить. Я не отказываю себе в удовольствии верить в хорошие приметы, я программирую свою жизнь на успех и приятные моменты. А вы?

Вера в приметы притягивает реализацию событий, мы это уже точно знаем. Так что, верите в плохое – притягиваете плохое, верите в хорошее – программируете только хорошие события.

И поверьте, многие приметы вовсе не предсказывают наши события, мы их просто притягиваем за уши: прилетела птица, никто не умер, но вот сестра, мама, мой малыш тяжело заболел? Знакомо? Тогда прекращайте слепо верить в плохое и наполните свою жизнь только прекрасными приметами.

Другие статьи по этой теме:

Секс во время месячных Предрассудки Что такое эффект плацебо Гуманизм в психологии Сценарий жизни Осенняя депрессия Нужны ли психологи

По статистике каждый третий верит в приметы, гадания, и гороскопы. Из них большинство – люди, считающие себя верующими.

Позиция отцов церкви непоколебима: приметы – это . Там, где есть суеверия, нет места истиной вере. Опасаясь дурных знаков, человек не доверяет ни себе, ни Богу.

Можно ли верить приметам православному человеку?

Большинство суеверий досталось в наследство от язычества или связано с жизненными обстоятельствами. К ним относятся вера в счастливую кроличью лапку или другие талисманы, гадание на костях. Беспокойство священников вызывают не только бытовые приметы, но устойчивые суеверия, связанные с православными обрядами.

Есть и курьёзные приметы: К примеру, кошка перебежала дорогу или просыпала соль, значит жди беды. Также, если человек наступит вам на ногу, значит вы обязательно поругаетесь, посидеть на дорожку и тд. Не верьте в это язычество. Приметы это грех и к Церкви они не имеют, ни какого отношения.

Умерших поминаем, напиваясь до безобразия. Где тут радость от веры и духовная жизнь? Только грех суеверия .

Отношение отцов церкви к суевериям, приметам и гаданиям

Православные священники считают, что верить в приметы это грех и соблазн, недостойный истинного христианина. Слово суеверие созвучно слову “суета”. Такие верующие нарушают Христа.

Ее нарушение – грех, не осознаваемый многими. Люди не признают, что вся сила от Бога, и наделяют божественной силой предметы и животных. Распространение ересей, которыми являются суеверия, есть ложь о Боге.

В тяжёлых жизненных ситуациях люди прибегают к помощи ворожей и колдунов. Это тоже тяжелый грех и суеверие : проявление недоверия Богу. Все испытания даются свыше, пытаясь избежать их с помощью лукавства, человек вредит себе еще больше. В бедственном положении лучше идти в храм, исповедоваться и причаститься.

Совет. Сходите на исповедь в церковь!

Святая церковь предостерегает от гаданий. Считается, что они – суть издевательства тёмных сил над человеком. Гадая, человек поручает свою судьбу нечистой силе. Если прогноз ворожеи неблагоприятный, она может запрограммировать на неудачу. Так же программируют и негативные приметы.

Суть греха суеверия в том, что оно уводит верующего от истинного, подлинного знания, подменяет высокое завлекающим магическим ритуалом. Страшно, когда церковные святыни используют в магических обрядах, особенно в черной магии. Это убийство души и надругательство над самым чистым, что есть у людей.

Порча и сглаз

Любому станет неуютно, если сказать, что его приворожили или сглазили. Часто корень бед и проблем люди видят в том, что на него навели порчу, оправдывают себя. Гораздо труднее сказать: я жил неправильно, и вот результат моей греховности.

Грех лежит и на том, кто занимается ворожбой и магией. Такие люди ставят свою волю выше божественного волеизъявления.

Можно ли православным верить приметам , связанные с гороскопом? Кажущиеся безобидными, гороскопы делает нас предвзятыми по отношению к другим людям и к себе.

Как не впасть в грех и перестать верить приметам?

Причина греха суеверия – духовное невежество. Человек становится суеверным из-за неуверенности в себе и недостатка доверия Богу.

Часто люди получают знания о Христианстве не у православных отцов, а у малограмотных бабушек в церкви. А если такая бабушка ещё и ворожея?

Невежественные правила греховны ещё и потому, что могут отвратить здравомыслящего, но невоцерковленного человека от православия.

На вопросы читателей отвечает иеромонах Серафим (Калугин), г. Астрахань.

Я бы хотела задать вопрос, который меня уже давно интересует. Как Православная Церковь относится к суевериям? Правда ли, что все суеверия не от Бога? Почему же тогда некоторые приметы и суеверия сбываются?
Ирина.

Ирина, приветствую тебя. Суеверия - это суетная вера, уходящая корнями в скверные языческие культы, магию, оккультизм и прочие мерзости, которые исподволь наслаиваются на чистое Православное учение.
Как это происходит? Дело в том, что врагу рода человеческого - дьяволу - совершенно все равно, в какие сети заманивать верующих Православных христиан. Для одних он приготовил алкоголизм, наркоманию, для других - зависть, для кого - то - ненависть, для праведников он готовит гордость, прелесть, или вот как в нашем случае - суеверия.
Ведь посмотрите, что получается: верующий человек ходит в церковь, регулярно исповедуется, причащается, совершает какие - то добрые поступки... Но во что только он ни верит! Если встретилась черная кошка, надо вернуться и обойти квартал, если рассыпалась соль, надо впасть в такое состояние неизбывного горя, что, как правило, это кончается скандалом. Я даже видел таких «верующих», которые соль на стол не ставят. Боятся колющих и режущих предметов, а если уж встретился кто - то с пустыми ведрами, так надо непременно вернуться и ждать, когда пойдут с полными. В праздник до обеда ждут, сбудется сон или нет, и много - много других нелепейших правил и поверий, по которым люди начинают строить свою жизнь.
Так почему все - таки приметы сбываются? Потому что наш враг - завистник нашего спасения, «человекоубийца от начала», «лжец и отец лжи» (Ин. 8, 44). Он не может терпеть, когда мы живем по заповедям Божиим. «Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди» (Ин 14, 15), - говорит Господь. И вот хитрый бес начинает подсовывать свои заповеди вместо Божественных.
Святые отцы говорят, что враг немощен, не может знать будущего, не может творить истинных чудес. Но вот тут ему на помощь приходит наше суеверие - суетное доверие к врагу. Веря в приметы, мы, по своей воле отходя от Бога, делаем врага нашего спасения могущественным. Тогда начинаются «чудеса» и «пророчества». Например, чтобы заставить верить в приметы, надо, чтобы они сбывались. Не имея ведения о будущем, враг в силу своего огромного опыта может, однако, о нем догадываться. И вот начинают сбываться всевозможные приметы, и идет дальнейшее отступление от Бога.
Да, многие приметы сбываются, гадания осуществляются. Но Господь предупреждает нас: «По вере вашей да будет вам» (Мф. 9, 29). Во что верите, то и поведет вас по жизненному пути. Это очевидно. Ведь через веру мы отдаем свою волю тому, кому доверяем. Бог призывает нас подчинить свою волю Его Святой воле, направленной к нашему благу. Поэтому, веря в приметы, мы сами становимся причиной все возрастающей в мире бесовской мерзости, льем воду на его бесовскую мельницу, помогаем ему губить все новые и новые души и своим спасением сильно рискуем.

Здравствуйте, меня зовут Ольга, мне 21. Я полтора года встречалась с молодым человеком и очень его любила, была близка с ним и душой, и телом. Он неверующий, а я как раз года два постепенно приходила к вере и чувствовала, что мне уже не хватает какой - то не душевной, а духовной отдачи от него. Как - то в церкви во время исповеди я покаялась в таком грехе, как блуд, и выслушала от священника целую проповедь о том, что спать с любимым человеком - это один из 3 - х самых тяжких человеческих грехов, я очерняю грехом не только душу, но и тело! Сказал, что живу я даже хуже, чем люди неверующие, так как верующие не могут так себя вести, и что если я не пообещаю ему сейчас больше никогда не совершать этот грех, он не допустит меня к причастию! Для меня, еще только встающей на истинный путь, услышать все это было как ножом по сердцу, слову «блуд» придавала я совсем другое значение... Не знаю, как же дальше быть, ведь мой молодой человек не понял всего этого и подумал, что я просто не в своем уме и помешалась на вере. Что же мне теперь - бросить его и не встречаться ни с кем? - ведь сейчас очень трудно найти понимание со стороны парней, и, боюсь, если я начну встречаться с кем - то другим, он не захочет просто душевного общения. Да и уверенности в том, что наши отношения могут закончиться свадьбой, у меня тоже пока нет...

Здравствуй, Ольга. Благодарю за твой вопрос. Он очень сложный и в жанре «вопросов - ответов» его не разрешить, поэтому могу сказать только следующее:
Самое первое, что тебе нужно сделать, - это постараться найти духовника, который будет в подробностях знать твою ситуацию, у которого ты будешь регулярно исповедоваться, будешь ему полностью доверять, которому откроется твоя душа. Он будет молиться за тебя вместе с тобой и, самое главное, будет понимать твои слова в том смысле, в котором они будут тобой сказаны.
Второе - нужно избавиться от своего страха перед неопределенностью, ненужностью. Твоя ошибка ведь вот в чем: ты думаешь, что отношения должны «закончиться свадьбой». На самом деле свадьба - это начало совместной жизни, декларация перед Богом и людьми той ответственности, которую ты принимаешь на себя за создание семьи, за рождение и воспитание детей, того семейного подвига, который ты собираешься нести всю свою жизнь. Поэтому нужно подойти к этому событию, одному из важнейших в твоей жизни, в чистоте, целомудрии, в полном расцвете той девственной мощи, которую Господь так щедро дает молодым. Вот что ведет к свадьбе.
А если уже совершен какой - то просчет, надо остановиться, собраться и с помощью Божией восстановить в себе растраченные силы, это великое сокровище - целомудрие. (Слово “целомудрие” - церковно - славянское и означает буквально “здравомыслие”; оно происходит от глагола “целить” или же от прилагательного “целый” - крепкий, здоровый - и от глагола “мудрствовать” - рассуждать, размышлять).
Ответственность - один из важнейших законов в системе человеческой нравственности. Совершая безответственный поступок, мы пренебрегаем этим законом, а пренебрегать законами нельзя, это опасно.
О том, как было развито чувство опасности греха у наших дедов, когда еще наш народ был народом - победителем, говорит такой случай, рассказанный мне одним священником. Очень старый человек вызвал его на дом для исповеди и напутствия Святыми Тайнами. Священник понял, что, вероятно, это последняя исповедь старика и решил подробнее расспросить его о грехах, чтобы душа как можно более чистой отправилась в лучший мир. И вот он спрашивает: мол, всякое бывает в жизни, не изменял ли он когда своей жене?
- Что ты, батюшка, грех - то какой! - был ответ.
Так совсем еще недавно вызывал удивление сам вопрос о подобных грехах, мы же удивляемся, когда грехом называют то, что так прочно вошло в нашу повседневную жизнь.

Иеромонах Серафим (Калугин), г. Астрахань.


Стоит ли верить в приметы и суеверия?

Статья для тех кто верит в приметы и суеверия или сомневается, рассуждение на данную тему. Два примера простых примет и их объяснение, несколько весёленьких примет и суеверий.

Наши любимые бабушки и мамы в юности внушали нам веру в приметы. Их родители в своё время также экспериментировали над детским сознанием.

С древних времён священная вера в «нечто», в «знаки судьбы» держала в страхе большую часть населения. Почему люди верят в приметы? Не смотря на продвижение в науке и технике, до сих пор остаются преданные поклонники этих суеверий. Такие люди шагу не ступят без талисманов и амулетов.

Так что же такое «приметы»?

По мнению ученых, вера в приметы и суеверия человеком - это всего лишь совместная работа мозга (самовнушения) и природных явлений, иногда просто совпадения. Люди издавна пытаются связать события своей жизни с какими-либо происшествиями (якобы предсказывающие дальнейшую судьбу).

Им хочется верить, что что-то предвещало хорошее или плохое будущее. Раньше это хотя бы оправдывалось желанием людей собрать побольше урожая с полей или получить наилучшие результаты от охоты и рыбалки. Плохие приметы и суеверия будто бы предостерегали их от опасностей. У каждой нации свои старинные поверья и мифы.

В наше время эта тема до сих пор актуальна. Вспомните актёров и спортсменов. Вполне разумные взрослые люди, но почему-то яростно защищающие свою веру в определённые приметы и суеверия. Для многих известных людей путь к славе и успеху был тяжелым. Пробиваться сквозь дебри препятствий и толпы соперников нелегко.

Человеческая природа слишком любопытна. Хочется знать наперёд, что ожидает тебя в будущем. Тут-то и наступает время для внедрения в нашу жизнь мистификаций. Бывалые рассказывают новичкам секреты успеха, не забывая при этом упомянуть что-нибудь загадочное.

Это помогает им уйти от реальности и не признавать плохие прогнозы. Или наоборот приписывать благоприятным событиям плохой исход. Но если в жизни многих великих людей приметы не только существовали, но и сбывались – стоит ли признать, что они справедливы? Скорее нет, чем да.

Для объяснения большинства примет и суеверий достаточно знать некоторые законы физики, химии или других точных наук. Ни один учёный не любит признаваться в том, что народные приметы действительно «работают». Им известны законы матушки природы не понаслышке. К примеру, примета про полёт на низкой высоте ласточек. Люди скажут: это к дождю.

А учёные объяснят это тем, что птицы охотятся на «метеозависимых» насекомых, которые чувствительны к перепадам давления в воздухе (перед дождём давление понижается). Можно многое объяснить с точки зрения науки. Просто надо задаться вопросом – хотим мы в это верить или нет.

Нас всегда тянет к загадкам и мистификациям. А научные объяснения нас не впечатляют. Предки говорили: если много знать – можно скоро состариться. В каком-то роде это тоже примета. Верить или не верить в приметы и суеверия – это выбор каждого человека.

Главное не увлекаться суевериями. Не стоит превращать свою жизнь в постоянный стресс от ожиданий плохого происшествия. Если примета плохая и предвещает беду – стоит только поменять своё мнение о ней (давно доказано, что самовнушение - сильная «вещь»), как все страхи пропадут. И ничего ужасного не случиться.

Помните в науке многое объяснимо. Допустим, девушкам не советуют сидеть на углу стола, так как она не выйдет замуж. Тут можно использовать психологию – она объяснит, что женщина, которая страшно боится подобных примет, подсознательно настраивает себя к неудачной личной жизни.

Если быть разумными и не приписывать взаимосвязь с мебелью и личной жизнью, то всё у вас будет хорошо. Глупо предполагать, что причиной одиночества является сидение на углу стола.

Но некоторые приметы и суеверия существуют просто, чтобы повеселить нас. Вот некоторые из них:

Если у вас родился малыш, который без конца кричит и брызжет слюной, то из него вырастет неплохой депутат.

Когда встречаешься один на один с белым медведем, значит это последняя примета в твоей жизни, однако…

Если встречаешься на улице с девушкой, у которой большая грудь – это к счастью.

Если ваш ребёнок съел цемент и немного песка, то отпаивание его водой будет плохим знаком.

Если смотреться в зеркало во время еды – счастье проешь, если смотреть и пить – пропьёшь, а в туалете зеркала вообще не советуют ставить…

Стоит или не стоит верить в приметы и суеверия решать вам.

Измена жены