Повседневная жизнь жителей киевской руси. Кто такие бояре: определение, история

в России IX-XVII вв. высшее сословие феодалов (потомки родоплеменной знати, старшие дружинники, крупные землевладельцы). Имели своих вассалов и право отъезда к другим князьям. В Новгородской республике фактически управляли государством. При дворах великих князей ведали отдельными отраслями дворцового хозяйства и управлением государственными территориями. В XV в. члены Боярской Думы при великом князе составляли совещательный орган. Звание отменено Петром I в XVIII в. В XVIII в. окончательно слились с дворянами.

Отличное определение

Неполное определение ↓

БОЯРЕ

1) высший думный чин в XII–XVIII вв. 2) Высшее сословие феодалов (наряду с великими и удельными князьями) в X–XVII вв.; занимали ведущее место после великого князя в государственном управлении.

В Древнерусском государстве – потомки родоплеменной знати, члены княжеской дружины (с XI в.) – «княжие мужи». Первоначально за свою службу (поручения по суду и управлению) получали в «кормление» села и города. Позже с ослаблением княжеской власти усилилась экономическая мощь боярства (бурный рост боярского землевладения за счет захвата земель с крестьянами), в период формирования самостоятельных княжеств Б. становятся богатейшими и влиятельнейшими феодалами. Б. были вассалами князя, обязанными служить в его войске, но пользовались правом отъезда к другому сюзерену и являлись полными господами (сеньорами) в своих вотчинах (обладали правом иммунитета), имели своих вассалов. В XII–XIV вв. возросло их политическое значение в государственном управлении.

Большинство старейших боярских родов Московского государства вели свое происхождение с XI–XII вв. В XIV в. государственная власть в Московском княжестве принадлежала как самим великим князьям, так и княжескому совету (позднее ставшему Боярской думой), состоявшему из 10–20 наиболее знатных Б., среди которых наибольшую власть имели тысяцкий, казначей и окольничие. Именно из этого совета в начале XV в. вышла особая категория «бояр введенных», а позднее и «бояр путных». Лица в звании-Б. занимали высшие должности по гражданскому и военному управлению. Им поручалось управление главными приказами, они назначались воеводами полков, управляли областями в качестве наместников и воевод, вели дипломатические переговоры с иностранными послами. В случае выезда Из столицы царь «приказывал боярам Москву», т. е. поручал им центральное управление на время своего отсутствия. Б. сопровождали царя в поездках, участвовали во всех церемониях Государева двора, назначались воспитателями («дядьками») наследников.

В XIV–XV вв., по мере складывания Русского централизованного государства, имущественные и политические права Б. ограничивались, происходили изменения в социальном составе. С XV в. Б. – высшие чины среди служилых людей «по отечеству», участвовавшие в заседаниях Боярской думы. Во 2-й половине XVI–XVII вв. состав Б. сильно изменился, многие знатные боярские роды пострадали в годы опричнины и послеопричные годы, другие вымерли, третьи экономически ослабли. В XVI в. и особенно в XVII в. места Б. в высшем государственном аппарате постепенно занимали представители неродовитого дворянства, возведенные в боярский чин родственники цариц (Стрешневы, Милославские, Нарышкины и др.). так называемые «Б. по кике». В XVII в. большое значение приобрели нетитулованные Б. (А.Л. Ордин-Нащекин, А.С. Матвеев и др.), выслужившие боярство. Отмена в 1682 г. местничества сильно подорвала влияние боярства. Благодаря этим процессам происходило стирание различий между боярством и другими группами дворян, чему способствовала тенденция к слиянию поместного и вотчинного землевладения, юридически оформленная в 1714 г. Звание «боярин» было отменено Петром I в начале XVIII в. в связи с ликвидацией Боярской думы и реорганизацией государственного управления.

Отличное определение

Неполное определение ↓

Уже в древнейших памятниках нашей истории мы встречаем свидетельство о существовании особого правительственного класса, или круга людей, которые были ближайшими правительственными сотрудниками князя. Эти люди наз. боярами , а иногда дружиною князя , и составляли его обычный совет, с которым он думает об устроении земли. Вместе с княжескою властью, имеющею государственный характер, является и специальный военный класс - княжеская дружина, княжеские мужи. Это был класс населения более близкий к князю, что доказывается и большею, положенною в Русской Правде за убийство княжа-мужа, т. e. дружинника, вирою. Такое положение дружинника было и источником его богатства, и дружинники были вообще богаче остального населения за исключением немногих особенно богатых гостей. Дружина в свою очередь делилась на старшую и младшую, которые имели и свои подразделения. Старшая была близка к князю, но из этой старшей дружины выделялось несколько человек, особенно важных, близких к князю. Старшая дружина известна под именем бояр. Общим названием их первоначально было огнищане , впоследствии за ними утвердилось название княжих мужей , и наконец, просто бояр. Слово боярин обозначало вообще влиятельного в земле человека, нарочитого мужа; лучшего в том смысле, как это слово употребляет летопись, говоря о древлянских послах к кн. Ольге: "Лучшие мужи (их выбрано было 20), иже держаху Деревскую землю". Боярином был не только старший дружинник, но, вероятно, и богатый человек, преимущественно землевладелец, крупный хозяин. Между боярами была разница, но лишь бытовая, сходная с делением людей вообще на лучших, средних и худших. В летописях иные бояре называются лепшими, великими и т. п.; иных бояр летопись презрительно называет боярцами, хотя здесь презрение может относиться не к их положению, а к их поступкам. Могли быть бояре и подчиненные один другому; так, в Патерике печорском рассказывается, что Шимон Африканович отправил своего боярина Василия; и видно, что этот боярин был лицом, подчиненным Шимону, а следовательно, и низшим, чем он. Происхождение лиц, составлявших княжескую дружину, не имело существенного значения; более важны были личные качества. В понятиях народа, даже в позднейшие времена, когда сословный строй более окреп в Русском государстве мыслим был дружинник и попович, и гостиный сын; известны примеры бояр и поповых внуков и от племени смердья. Могли быть в дружине и чужеземцы, даже из такого народа, с которым Русь была всегда в войне, например печенеги: печенежин Илдея был на службе у князя Ярополка и в великой чести. Князь хлопотал лишь о числе подходящих ему дружинников, так как силою дружины всегда и везде определялось значение, "честь" государей. Но в X - XII в. княжеская дружина главным образом все же должна была набираться из детей самих дружинников. Сын заслуженного дружинника заранее располагал в свою пользу князя, который мог дать ему место в своей дружине по отечеству, т. e. сообразно со значением отца. Пожалование по отечеству, как известная формула, проходит через всю древнюю историю. Предполагалось, что сын достоин своего отца.

Из лучших людей среди жителей каждой земли и из высших членов княжеского двора дружинников и образовывался класс бояр. Лучшие люди наз. земскими боярами в противоположность боярам княжеским, княжим мужам . Лучших людей летопись иногда наз. "старейшины градские" или "людские". При Владимире св. "старцами" или "старейшинами" наз. лучшие земские люди (бояре), так как летописец словом "старци" переводит латинский термин - "senatores"; иногда летописец означает словом "старцы" всех членов княжеской думы (т. e. бояр, по преимуществу). Можно утверждать, что восточные славяне издревле имели среди себя такой же класс лучших людей, который у западных славян именуется majores natu, seniores, кметы и др. терминами. Этот класс везде образуется из людей высших по родовому старшинству (происхождению, отчего члены его и наз. старейшинами), по власти в своем обществе (члены его "держать землю"), и наконец, по высшей экономической состоятельности (термин "лучшие люди" в последующей истории означает людей более богатых).

Пока новое правительство, князь с дружиной, не укрепилось и нуждалось в помощи городской знати (старейшин, княжих мужей), из которой оно само вышло, обе общественные силы стояли очень близко друг к другу. Весь Х в. они действуют дружно и очень похожи одна на другую, вместе воюют и торгуют, вместе обсуждают в думе князя важнейшие вопросы законодательства. Но потом обе эти силы, столь родственные по происхождению, расходятся все больше и больше. Это взаимное удаление обнаруживается с половины XI в. при детях Ярослава; оно было подготовлено разными обстоятельствами. Княжеское правительство устраивалось и, укрепившись в административном и военном отношении, стало меньше нуждаться в содействии городового управления и городовых полков. Княжение Владимира, когда городские старейшины так часто появлялись в княжеском дворце рядом с боярами, было временем самой напряженной борьбы со степью. Тогда киевское правительство всюду усиленно искало ратных людей. Но страшное поражение, нанесенное Ярославом печенегам в 1036 г. под стенами Киева, на некоторое время развязало руки правительству с этой стороны. В то же время стало заметно расширяться политическое и экономическое расстояние между княжеской дружиной и городской аристократией. Служебные преимущества все более и более сообщали первой значение дворянства, низводя последних в положение простых мещан. Торговые успехи распространили в стране значительный оборотный капитал, подняли денежные доходы правительственного класса насчет дохода натурой и ослабили его непосредственное участие в торговых операциях городов. Появление у бояр привилегированной земельной собственности, признаки которой становятся заметны с XI в., еще более удалило этот класс от городского общества, владевшего торговым капиталом. Благодаря разным преимуществам, служебным, личным и хозяйственным, принадлежавшим не всем членам дружины в одинаковой мере, слово боярин с течением времени перестало быть синонимом княжа мужа и получило различные специальные значения в разных сферах жизни. Получив более тесное значение при княжем дворе, звание боярина расширилось вне правительственной сферы: на языке частных гражданских отношений боярами независимо от придворной иерархии назывались все служилые привилегированные землевладельцы и рабовладельцы по тесной связи тогдашнего землевладения с рабовладением. Таким является боярин в Русской Правде, и с таким же значением проходит это слово по памятникам нашего права до самого XVIII века. Рабовладение было юридической и экономической основой боярской вотчины. Частное привилегированное землевладение в древней Руси развилось из рабовладения. Вотчина частного владельца юридически и экономически зарождалась из того, что рабовладелец сажал на землю для ее хозяйственной эксплуатации своих холопов; земля прикреплялась к лицу, становилась его собственностью посредством того, что к ней прикреплялись люди, лично ему крепкие, составляющие его собственность; холоп становился юридическим проводником права владения на землю и экономическим орудием хозяйственной эксплуатации последней. На языке древнерусского гражданского права боярин от времен Русской Правды и вплоть до указов Петра Великого значил не то, что при дворе древнерусского князя и московского князя: здесь он был высшим служилым чином, получив специальное значение советника, постоянного княжого "думца", или "думника", а там служилым привилегированным землевладельцем и рабовладельцем. Холоп назывался боярским, село боярским селом, работа на пашне землевладельца боярским делом, боярщиной, независимо от того, носил ли землевладелец при дворе звание боярина или нет.

Высший правительственный класс в княжестве удельного времени обозначается в княжеских грамотах XIV и XV в. названием бояр введенных и путных , или путников . Бояре введенные были управителями отдельных ведомств дворцовой администрации или дворцового хозяйства, дворецкий, казначей, сокольничий, стольник, чашник и пр. Путными назывались все дворцовые чиновники, высшие и низшие, получавшие за службу дворцовые земли и доходы в путь или в кормление. Боярин введенный был вместе и путным, потому что обыкновенно пользовался таким жалованьем; но как большой боярин, он возвышался над простыми путниками, которые не были главными управителями отдельных ведомств дворцового хозяйства. Князь, назначая бояр главными распорядителями своего дворцового хозяйства, поручая им своих домовых слуг и свои домашние дела, как бы вводил этих бояр в свой дворец, так что они считались как бы живущими во дворце. В таких случаях звание: "введенный боярин" соответствовало по значению позднейшему званию бояр комнатных или ближних.

Итак, из двух элементов - дружинного (служилого) и земского составляется (с XI в.) один боярский класс, когда дружинники, осевшись, сделались местными землевладельцами, а земские бояре через дворцовые службы перешли в класс княжих мужей. Княжие дворы, продолжая существовать, приготовляли новые служилые элементы, постепенно вливавшиеся опять в земское боярство. Слово: "дворяне" (взамен "дружина" или "гридь") появляется уже в XII в.: "Горожане же Боголюбстии и дворяне разграбили дом княж" (Ипат. лет., 1175). Но у нас не установилось немецкого различия Dienst-Adel и просто Adel. Боярство древней Руси не имело ни сословной корпоративности , ни сословных привилегий . Образованию корпоративности мешал земский характер древних русских государств. Каждая община (город, волость и даже село) имели своих бояр (равно как средних и менших людей). Главным образом земское распределение классов препятствовало образованию корпоративности. Этому не противоречило то, что боярами, собственно (т. е. такими, достоинство которых было признаваемо в целом тогдашнем государстве - земле) были лишь бояре старшего города. Сословное значение бояр определяется значением общины; все же население старшей общины признается боярским (высшим) в отношении к населению младших городов, хотя эти последние имеют своих бояр. Образованию сословной корпоративности препятствовали также и способы вступления в класс бояр, практиковавшиеся тогда. Боярином становился тот, кто занимал высшее место на службе (княжеской или земской) и приобретал более или менее богатое имущество. Личные качества (при возвышении в обществе) преобладали в древних славянских обществах над рождением и наследственностью. Рождение влияло на усвоение боярства лишь фактически, т. е. сыну боярина было легче достигнуть боярства. От этого фамильных прозваний древняя Русь не знала; летопись сообщает нам лишь имена, иногда отчества бояр.

При отсутствии корпоративности, класс бояр не мог пользоваться какими-либо привилегиями (исключительными правами). В сфере личных прав, хотя огнищане (или княжие мужи) ограждаются двойною вирою при убийстве (Рус. Пр. Ак. 18, 21, Кар. 1 и 3) и двойною продажею "за муку", но это относится только к княжим мужам и объясняется их личными отношениями к князю, причем князь взыскивает, под общим названием виры, не только уголовный штраф, но и частное вознаграждение. В сфере прав имущественных памятники приписывают боярам право владения селами (земельными имуществами), как бы принадлежащее им по преимуществу. Во всяком случае, фактически землевладение принадлежало боярам более, чем лицам прочих классов. В сфере прав наследования боярам приписывают привилегии передавать наследство дочерям, при неимении сыновей; но такое право простирается не только на бояр, но и на всех свободных "людей", кроме смердов.

При Петре В. начинается образование из прежних служилых и тяглых классов нескольких сословий, или состояний. При первоначальном образовании дворянского сословия Петром, оно получило наименование царедворцев , потом шляхетства , по примеру Польши и Литвы. Наименовать его дворянством в то время нельзя было потому, что в Московском государстве дворянами именовался низший чин служилых людей и такое название для боярина было бы оскорблением. Прежние московские чины были отменены Петром указами 1695-1703 г., но имевшие донашивали их в первой четверти XVIII в. Положительной мерой к образованию шляхетства, заменившего боярство, нужно считать указ о единонаследии 1714 г., которым поместья присвоены шляхетству на праве собственности, т. е. положено основание 1-й и важнейшей привилегии дворян - владеть населенными имуществами независимо от службы. Вторым актом образования дворянского сословия был манифест Петра III 18 февр. 1762 об освобождении дворян от обязательной службы, после чего все, чем они вознаграждались за службу, обратилось в их привилегии. Окончательная организация сословий дана жалованною грамотою Екатерины II 1785 г., содержание которой основано на петициях самих дворян, заявленных ими при воцарении имп. Анны и в законодательных комиссиях Елисаветинской и Екатерининской.

Ср. Ал. И. Маркевич, "История Местничества в Московском государстве в XV - XVII вв." (Одесса, 1888); В. Ключевский, "Боярская дума древней Руси" (Москва, 1888).

Энциклопедия Брокгауз-Ефрон

Архангел Гавриил («Ангел Златые власы»). Новгородская икона. XII век Wikimedia Commons

Рождение

Рождение мальчика в княжеской семье — веха в жизни всей династической линии, появление новых перспектив, надежду на которые старшие родствен-ники закладывают уже при имянаречении . Новорожденный княжич получает два имени — родовое (княжеское) и крестильное, оба выбираются с учетом негласных правил. Например, в домонгольской Руси действовал запрет на наречение именем живого родственника (отца или деда), а имена дядьев были наиболее актуальны.

В условиях постоянных разъездов княжич не всегда появлялся на свет в хоро-мах: например, Ипатьевская летопись рассказывает, как в 1174 году князь Рюрик Ростиславич ехал из Новгорода в Смоленск, и на полдороге в Лучине-городке княгиня родила сына, который получил «дедне имя» Михаил, а княжеское «дедне же имя» Ростислав, став полным тезкой своего деда.

Отец маленького Ростислава подарил ему Лучин городок, в котором он родился, и построил на месте его рождения церковь Святого Михаила. Основание храма в честь рождения наследника, особенно первенца, — прерогатива князей, обладающих наибольшей властью. Так, например, Мстислав Великий основал церковь Благовещения на Городище, развалины которой можно видеть и по сей день под Новгородом, в честь рождения своего первенца Всеволода, носившего крестильное имя Гавриил (одна из двух главных фигур Благовещения — архангел Гавриил). В свою очередь, Всеволод Мстиславич, когда у него родился сын, заложил «во имя сына своего» церковь Святого Иоанна.

Постриги

Постриги — социальная практика, присущая Руси и, вероятно, другим славянским народам. Благодаря сообщениям летописи о постригах сыновей Всеволода Большое Гнездо (1154-1212) Ярослава и Георгия мы узнаем, что совершался этот обряд, когда мальчику исполнялось два-три года, и заклю-чался он в пострижении первых волос и посажении на коня, причем некоторые исследователи предполагают, что княжич при этом был облачен в свои первые доспехи.

Посажение на коня символизировало начало вступления во взрослую, воинскую жизнь, демонстрировало физическую дееспособность человека. В противоположность этому при описании слабого от старости человека (например, в сообщении о смерти «старца доброго» Петра Ильича, сопрово-ждавшего князя Святослава) летописец характеризует его как уже неспособного сесть на коня.

Софийский собор. Великий Новгород. XI век В. Робинов / РИА «Новости»

В Новгородской первой летописи сообщается о том, что в 1230 году во время постригов Ростислава Михайловича, сына Михаила Всеволодовича Чернигов-ского, приехавшего с отцом в Новгород, сам архиепископ Спиридон «уя влас» (остриг волосы) княжичу. Совершался этот обряд в Софийском соборе — главном храме города, что, очевидно, служило делу укрепления позиций черниговских князей в Новгороде.

Первое правление

Первое правление под рукой отца часто начиналось очень рано. Упомянутого Ростислава Михайловича, только что прошедшего постриги, отец оставил в Новгороде одного под присмотром архиепископа Спиридона. В то время как отец вернулся в свой город Чернигов, присутствие сына в Новгороде представ-ляло здесь власть Михаила Всеволодовича, и хотя это еще не правление, но уже начало самостоятельной политической жизни.

Ярослав Владимирович, новгородский князь, послал своего сына Изяслава править в Великие Луки и защищать Новгород от Литвы («от Литвы оплечье Новгороду»), но на следующий год княжич скончался — одновременно со смертью своего брата Ростислава, который находился при отце в Новгороде. Не исключено, что оба они были отравлены сторонниками черниговских князей. Известно, что Изяслав умер в возрасте восьми лет, то есть его самостоятельное правление в Великих Луках началось, когда княжичу было всего семь лет.

Лаврентьевская летопись подробно сообщает о проводах Всеволодом Большое Гнездо его сына Константина (последнему было 17 лет) на первое княжение в Новгород. Провожать его выходит вся семья и горожане, отец дарит ему крест «сохранник и помощник» и меч «прещение (угроза) и опасение» и говорит напутственные слова.

Разумеется, молодому князю в первом правлении помогает авторитетный наставник. Так, например, в Киево-Печерском патерике говорится о том, что маленького Юрия (Георгия) Долгорукого на правление в Суздальскую землю сопровождает Георгий, и это совпадение имен, по-видимому, представлялось чем-то судьбоносным.

Сын князя — заложник

Не всегда роль наследника правителя помпезна и привлекательна. Иногда свое детство подросток вынужден проводить в стане прежнего врага своего отца. Эта традиция встречается и в других средневековых обществах. Например, когда норвежский конунг Олав Трюггвасон (963-1000) победил ярла Оркнейских островов Сигурда, сына Хлёдвира, последний крестился и крестил свой народ, а сына Сигурда, по прозвищу Собачка, Олав взял с собой. Пока сын ярла жил при дворе конунга, Сигурд выполнял свою клятву, но когда Собачка умер, Сигурд вернулся к язычеству и перестал подчиняться конунгу.

Благодаря русским летописям мы знаем, что сын Владимира Мономаха Святослав был в заложниках у половецкого князя Китана, и, когда дружина Ратибора подговорила Владимира напасть на людей Китана, самым опасным делом было выручить Святослава, который подвергался серьезному риску.

Огромные страдания черниговскому князю Святославу Всеволодовичу причинил захват Всеволодом Большое Гнездо его сына Глеба в плен. Святослав буквально обезумел: он нападает на своих прежних союзников Ростиславичей, затем собирает на срочный совет ближайших родственников — Ольговичей. К счастью, дело кончилось миром и свадьбой.

Участие в делах отца

Но не обязательно княжич расставался с близкими так рано. О многих Рюриковичах достоверно известно, что свою юность они провели рядом с отцом, участвуя в его делах и походах, постепенно перенимая политические и военные навыки. Как правило, такую картину можно видеть во время напряженного военного противостояния.

Геза II. Буквица из Chronicon Pictum. XIV век Wikimedia Commons

Ярослав Галицкий говорил Изяславу Мстиславичу: «Как твой сын Мстислав ездит у твоего правого стремени, так и я буду ездить у твоего левого». И Мстислав Изяславич действительно постоянно сопровождал родного отца в битвах, а кроме того, ездил по его поручению к союзникам — другим князьям и к венгерскому королю Гезе II, ходил походами на половцев.

Пока Мстислав был еще мал, перего-воры с венгерским королем вел младший брат Изяслава, Владимир.
Но наследник киевского князя взрослел и посте-пенно перенимал эту и другие функции, а дядю медленно отстраняли от дел.

Далеко не всегда первая самостоятельная деятельность княжича бывает успешна: не обходилось и без казусов. Так, Ипатьевская летопись сообщает о том, как венгерской дружине, которую вел Мстислав Изяславич на помощь отцу, у местечка Сапогыня прислал вино Владимир Андреевич, а затем на пьяных венгров напал Владимир Галицкий. Пришлось затем отцу Мстислава и венгерскому королю мстить за «избитую дружину».

Свадьба и появление детей

Свадьбу устраивал один из старших родственников — отец, дядя или даже дед. Удивительная особенность древнерусских свадеб — очень часто они устраи-вались попарно: два брата, две сестры или просто близкие родственники праздновали свадьбу одновременно. Так, например, в статье 6652 (1144) года Ипатьевской летописи говорится о том, что были выданы замуж две Всеволодковны (дочери Всеволода Мстиславича), одна — за Владимира Давыдовича, другая — за Юрия Ярославича.

Возраст, в котором вступали в брак, был по нашим меркам просто возмутительно ранним: например, дочь Всеволода Большое Гнездо Верхуслава вышла замуж за сына Рюрика Ростиславича Ростислава (того самого, который родился в Лучине городке) в возрасте всего восьми лет, но это был исключи-тельный случай даже для того времени. Летопись повествует о том, что ее отец и мать плакали, провожая невесту к жениху. Ростиславу же было 17 лет.

Если все складывается удачно, после свадьбы жених получает еще одного покровителя в лице тестя (так, например, упомянутый Ростислав, видимо, пришелся по душе Всеволоду Большое Гнездо: летописец сообщает о том, что зять приезжает к нему с военными трофеями и подолгу гостит), случается и так, что тесть по каким-то причинам оказывается ближе и важнее отца.

Появление детей в княжеской семье важно не только как перспектива далекого будущего: полноценная жизнь правителя немыслима без наследников.

Так, именно с отсутствием взрослых сыновей исследователи связывают уязвимость князя Вячеслава Владимировича (сына Владимира Мономаха), исключение его из активной политической жизни. Даже бояре говорят его младшему брату Юрию Долгорукому: «Брат твой не удержит Киев».

Однако и большое количество мальчиков в княжеской семье (у Юрия Долгорукого их было 11, а у Всеволода Большое Гнездо — девять) также влечет за собой множество сложностей, и в первую очередь встает вопрос о том, как наделить их в равной мере землями и остановить неминуемый передел власти.

Дмитриевский собор во Владимире. XII век Дворцовый храм Всеволода Большое Гнездо. Яков Берлинер / РИА «Новости»

Смерть отца

Смерть отца — серьезная веха в жизни любого князя. Успел или нет ваш отец побывать на киевском столе, обеспечил ли вам добрую славу среди горожан, как настроены его братья по отношению к вам и, что не менее важно, за кого выданы замуж ваши сестры — вот круг вопросов, от которых зависела жизнь теперь уже полностью самостоятельного князя.

Упомянутый выше Изяслав Мстиславич, отец Мстислава, имел не столь выгодное положение по родовому счету, но прекрасные возможности открывались перед ним именно благодаря бракам сестер и племянниц, которые выходили замуж за влиятельнейших правителей Европы и Руси, что сыграло заметную роль в успешной борьбе Изяслава за Киев.

Сразу после смерти отца его братья довольно часто стремятся захватить освободившийся стол и сферу влияния, оттеснить своих племянников. Всеволод Мстиславич, переведенный дядей Ярополком в Переяславль после смерти отца, был немедленно изгнан оттуда своим другим дядей — Юрием Долгоруким.

Чтобы сыновья не оказались в ущемленном положении по отношению к братьям их отца, появилась практика передачи детей «на руки» братьям: заключался договор, по которому один из двух братьев должен был помогать детям того, кто раньше умрет. Именно такой договор был заключен между Ярополком и отцом Всеволода, Мстиславом Великим. Дядя и племянник, отношения которых были скреплены таким образом, могли обращаться друг к другу «отец» и «сын».

Последняя воля князя

Довольно часто князья гибли в распрях или от болезни, происходило это скоротечно. Однако в тех ситуациях, когда правитель заранее предвидел свою кончину, он мог предпринять попытки повлиять на судьбы своих земель и своих родных после своего ухода в мир иной. Так, сильный и влиятельный черниговский князь Всеволод Ольгович сделал попытку передать полученный им в жестокой борьбе Киев брату, но потерпел поражение.

Еще более интересный случай описывает Галицко-Волынская летопись в конце XIII века: Владимир Василькович, известный устроитель городов и книжник, понимает, что тяжелая болезнь оставила ему не много времени.

Наследников у него не было — лишь единственная приемная дочка Изяслава; другие родственники вызывали у Владимира раздражение своим активным взаимодействием с татарами.

И вот Владимир из всех выбирает единственного наследника, двоюродного брата Мстислава Даниловича, и заключает с ним договор о том, что Мстислав будет заботиться после смерти Владимира о его семье, выдаст замуж приемную дочь только за того, за кого она захочет, а к его жене, Ольге, будет относиться как к матери.

За это Мстиславу передаются все земли Владимира, хотя порядок наследования предполагал, что они должны были быть поделены между другими родствен-никами. Завещанное Владимиром свершилось успешно, но ключевую роль в этом деле сыграла гарантия со стороны татар, которых так не любил сам Владимир. 

Ответ оставил Гость

Славянские князья и их дружины часто упоминаются в византийских письменных источниках уже в VI веке нашей эры, в связи с войнами, которые вела против них империя.
По поводу происхождения слова «князь» существует много различных версий. Наиболее вероятной представляется следующая: титул князь (в древнерусском произношении «конязь») славянами ниоткуда не заимствован, а восходит ко временам родового строя и имеет первоначальное значение – основатель рода, глава рода. Не случайно ли в русской свадебной обрядности, корни которой уходят в далекое прошлое, жениха величают «князем», а невесту – «княгиней»? Предполагают, что само это слово строится от корня «кон» – что значит «основа», «начало». Корень этот присутствует до сих пор в словах «закон», «исконный» (изначальный), «кондовый» (основательный). Очень может быть, что слово «князь» восходит еще ко временам общности всех европейцев, поскольку у многих народов Европы также есть титулы, по звучанию весьма похожие и, вероятно, от того же корня произошедшие: «конунг» - у скандинавов, «кёниг» (король) у германцев, «конт» (граф) – у французов и англичан,- имеющие аналогичное значение – глава, вождь, предводитель.

Что касается дружин, то даже среди мирных земледельцев и пастухов всегда найдутся такие, кому скучен однообразный сельский труд, кому больше по душе оружие, дальние походы и битвы. Их называли «ратаи», «мужи», «храбры», «удальцы», «кметы». Из таких людей вокруг племенных вождей образовывались воинские братства профессиональных бойцов, мечом добывавших себе пропитание. Такое боевое содружество именовалось «дружиной», и было, по существу, регулярным войском тех далеких времен, немногочисленным, но хорошо вооруженным и обученным, находящимся в постоянной боевой готовности.

Главный принцип построения русской дружины формулировался так:

«Быти за один муж всем»
«Стояти за один до живота».

Некоторые из древних жизненных установок воина дошли до нас в виде пословиц:

«Не в силе Бог, а в правде»
«Смерть в бою – дело Божье»
«Не копьем побеждают, а уменьем»
«Что с бою взято, то свято»
«На живом – все заживет»

К числу значимых предметов для воина принадлежало, в первую очередь, его оружие, особенно меч. С ним обращались бережно и почтительно. Втыкать, к примеру, меч в землю считалось дурным тоном. Одна из самых крепких воинских клятв – клятва на клинке меча.
Особым почитанием на Руси был окружен также конь или, по древнерусски, «комонь» – не только пахарь и кормилец, но также мощное орудие войны. Примечательно, что конь никогда не ставился вровень с прочим домашним скотом. В сказках и былинах он неизменно верный друг и мудрый советчик, причем имеет все черты «вещего» животного. Даже просто сесть без спросу на чужого коня почиталось серьезным проступком, а уж конокрадство и вовсе было одним из самых тяжких преступлений, каравшееся очень сурово.

«Аще коневый тать, выдати его князю на поток, а клетный тать, то три гривны платити ему»…
«Аще кто сядет на чуж конь, не прошав, то за то три гривны»….
(Русская Правда Ярославичей)

Во второй половине IX века власть в Русской земле переходит к варяжским конунгам из династии Рюриковичей. Утвердившись сначала в Новгороде, а затем в Киеве, первые князья этого рода, начиная с Игоря Старого и Святослава, постепенно распространяют свое влияние на другие земли, посылая в главные города Руси своих сыновей в качестве наместников. К середине XI века вся Русская земля была поделена между их многочисленными потомками, управлявшими ее частями в порядке очередности по старшинству и на правах вассальной зависимости от киевского князя. С этой поры среди имен русских князей наряду со славянскими, становятся обычными и норманнские – Рюрик (Hrorekr), Олег (Helgi), Игорь (Ingvarr).

БОЯРЕ, представители высшего слоя общества в Древнерусском государстве, русских княжествах и землях, Русском государстве, России в 10 - начале 18 века; высший чин в Боярской думе с 15 века. Этимология слова «бояре» и история бояр периода 10 - начала 13 века остаются спорными, преобладает мнение о заимствовании слова «бояре» из тюркского дунайско-болгарского языка через старославянский язык в форме «болярин» со значением «знатный, богатый человек». В нарративах 11-12 века, по преимуществу переводных (в том числе в текстах по библейской и византийской истории), доминирует форма «болярин» с дополнительным значением - «властель», представитель власти. Эти бояре составляли окружение носителей верховной власти - «старозаветных» царей и византийских императоров. Такое понимание слова «бояре» закрепилось в древнерусском обществе и внедрилось в систему понятий, обозначавших его социальную иерархию. С рубежа 11-12 века в летописных памятниках бояре упоминаются как в синхронных сообщениях, так и в известиях о более ранних событиях на Руси, относившихся к концу 10 века. Со 2-й четверти 12 века и особенно в 13 веке слово «болярин» довольно широко использовалось в летописях и других нарративах, светских и церковных законодательных текстах, в документах (актах) при описании норм права и событий в Древнерусском государстве. С 13 века в источниках преобладает форма «боярин».

В современной российской историографии сложились две основные точки зрения в отношении бояр 10 - начала 13 века. Сторонники первой (И. Я. Фроянов и др.) видят в них родоплеменную знать, противостоявшую князю и старшей дружине («княжим мужам») и являвшуюся социально-политическим ядром «городов-государств», вступавших с князьями в договорные отношения. Бояре возглавляли государственно-политические институты «городов-государств», занимая должности посадников (по крайней мере, в ряде подобных городов) и тысяцких.

Согласно второй точке зрения, бояре были связаны с княжеской властью, составляя с «княжими мужами» старшую дружину и высший, привилегированный слой судей-управителей, обязанных князю военной и другими службами. При этом одни исследователи (А. А. Горский и др.), представляющие вторую точку зрения, датируют интеграцию бояр в систему связей с князем-сувереном рубежом 10-11 века и утверждают, что должности посадников и тысяцких первоначально замещались боярами путём княжеских назначений, а территориально-владельческие связи бояр были совместимы с их включением в окружение князя. Другие учёные (М. Б. Свердлов и др.) относят интеграцию бояр (родоплеменной знати) с «княжими мужами» в одну сословную группу бояр ко 2-й трети 12 - 1-й трети 13 века. И те и другие видят основы такой интеграции в развитии земельной, «феодальной» собственности (вотчин) на селе, преуменьшая (а порой, не принимая во внимание) значение вотчинной собственности бояр в городах. Но изначально именно городского дворовладения бояре определяли их территориально-сословную сплочённость (тема разработана В. Л. Яниным и его школой применительно к Новгороду).

Раздробление древнерусского государства со 2-й трети 12 века на ряд княжеств (и их последующее дробление на более мелкие княжества) и земель способствовало росту региональных особенностей в положении бояр. В Новгородской земле (с 1136 года Новгородской республике) с рубежа 11-12 веков бояре контролировали институт посадничества, которое в 13-15 веках непрерывно реформировалось под воздействием борьбы между кланами бояр, противоречий между городскими концами, частых восстаний, а также под влиянием взаимодействия с великокняжеской властью. Во 2-й трети 12 века бояре стали главной общественной силой, в том числе в отношениях с князьями. К концу 13 века в Новгороде оформился совет господ, куда входили бояре. Не позднее 2-й трети 14 века под контроль бояр перешёл также институт тысяцких. Реформы начала 15 века превратили социальный и государственно-политический строй Новгородской республики в олигархию бояр. В Галицко-Волынском княжестве 13 века бояре являлись влиятельной политической силой при относительно сильной княжеской власти и сохранили свой статус после 1239-40 годов. Тогда и позднее под боярами здесь понимали не только элитные группы нетитулованной знати, но и более широкий круг привилегированных земельных собственников, обязанных нести военную службу. Сходной была эволюция бояр в других русских княжествах, аннексированных в конце 13 - начале 15 века Великим княжеством Литовским. Не позднее 2-й трети 15 века название «бояре» закрепилось там за средними и мелкими землевладельцами, обладавшими некоторыми привилегиями и обязанными государству военной службой. В Северо-Восточной Руси на эволюцию отношений бояр с князьями (великими и удельными) повлияла совокупность факторов. В результате политической борьбы 1174-75 и 1212-18 годов произошло ослабление бояр старых политических центров (Ростов, Суздаль) и относительное усиление власти великого князя владимирского. Установление зависимости русских княжеств и земель от Золотой Орды, ордынские набеги 13-15 веков (в особенности до 1430-х годов), а также пандемии привели к физическому уничтожению большинства старых боярских родов (в 16-17 веках родословная очень немногих фамилий восходила к домонгольскому времени и даже к концу 13 века; одно из исключений - Шимоновичи-Воронцовы-Вельяминовы). Во 2-й половине 14-15 века пополнение бояр шло за счёт низких слоёв «свободных» вотчинников, попадавших на княжескую службу. Имелись различия в положении «старых» и «новых» бояр не только по происхождению, но и по местоположению их вотчин. Уже с 14 века под боярами в Северо-Восточной Руси понимали не только элитную группу нетитулованной знати (выходцы из неё входили в совет при князе, занимали высшие посты в системе управления и княжеского хозяйства, смотри Кормление), но и более широкие слои привилегированных, обязанных военной службой вотчинников, соучаствовавших в управлении податным людом в качестве мелких кормленщиков. И тех и других бояр сближали право (обязанность) несения военной службы и соучастия в управлении, право на свободный отъезд к другому князю (постепенно сужавшееся к концу 15 века), характер вотчинного землевладения (существовала «боярская земля» наряду с княжеской, церковной и другими землями), наличие, хотя и в разном объёме, судебного и финансового иммунитета, принципы выделения отдельных бояр в элитарные или локальные микрогруппы (выделялись лица, именовавшиеся с отчеством на «-вич» и обладавшие семейным статусом, т. е. состоявшие в браке или вдовцы).

Ликвидация института тысяцких с конца 14 века в большинстве княжеств означала устранение прежних элементов организации бояр. Новые способы организации реализовались в структурах Государева двора. Он вобрал в себя служилое боярство и менее статусные слои. Со 2-й трети 15 века совокупность сословных групп двора описывалась в источниках как «бояре и дети боярские» (в 12-13 веках как «бояре и дворяне», в конце 13 - начале 15 века как «бояре и слуги вольные»). Облагораживание малостатусных слоёв (что и зафиксировали изменения в терминологии) означало также постепенное закрепление термина «бояре» за высшими слоями элиты.

С середины 15 века под боярами понимали почти исключительно членов Боярской думы, а также лиц, принадлежавших к элитарным группам нетитулованной, а позднее и титулованной знати, вошедшей в состав двора великого князя московского Ивана III Васильевича в большом количестве в качестве территориально-клановых сословных групп служилых князей. С конца 15 века бояре - лица, пожалованные чином «боярин», а также лица, обладавшие правом боярского суда по должности, занимаемой ими в центральных органах власти, в княжеском хозяйстве или местном самоуправлении (наместники). Чин «боярин» не был наследственным. В 16-17 веках бояре являлись высшим правящим слоем в Русском государстве, составляли вместе с другими думными чинами и рядом высокостатусных групп двора «политическое сословие» при великих князьях московских, а затем царях. Они обладали значительной земельной собственностью и дворами-резиденциями в Москве и других городах, имели самое высокое материальное и денежное обеспечение, занимали высшие посты в государственном управлении, при военных и дипломатических назначениях, были необходимой, естественной средой дворцовой жизни царей. До конца 17 века соперничество разных кланово-родовых «дворцовых партий» бояр, занимавших различные позиции в вопросах престолонаследия (конец 15 века, середина и конец 16 века), внешней и внутренней политики, являлось одной из ключевых составляющих политической борьбы в Русском государстве.

В более широком плане в историографии под боярами понимают совокупность титулованных и нетитулованных фамилий, члены которых традиционно входили в состав Боярской думы в качестве бояр или окольничих. В 16 веке было свыше 75 подобных фамилий (из них около 50 - титулованные княжеские роды). В 17 веке при значительном обновлении генеалогического состава и увеличении численности бояр и окольничих число этих фамилий сократилось до 45-50 (на долю титулованных родов пришлось свыше половины).

Бояре, как и сословная иерархия 16-17 века, перестали существовать в годы реформ царя Петра I. Последнее пожалование в чин «боярина» состоялось в 1712 году.

В 16-17 веках крестьяне и холопы называли боярами помещиков и вотчинников. Слова «барин», «баре», произошедшие от слова «бояре», имели широкое хождение в 18-19 веках, употребляются и поныне.

Боярами называлась также привилегированная сословная группа землевладельцев в Молдавском и Валашском княжествах, а затем в Румынии (румынский boerii), сложившаяся в 13-14 веках. В Средневековье она разделялась на родовых, владевших баштанами (отчинами), и поместных, владевших мошиями (поместьями). Ликвидирована в ходе аграрной реформы 1945 года.

Лит.: Веселовский С. Б. Феодальное землевладение в северо-восточной Руси. М.; Л., 1947. Т. 1; он же. Исследования по истории класса служилых землевладельцев. М., 1969; Львов А. С. Лексика «Повести временных лет». М., 1975; Назаров В. Д. «Двор» и «дворяне» по данным новгородского и северо-восточного летописания (XII-XIV в.) // Восточная Европа в древности и средневековье. М., 1978; Янин В. Л. Новгородская феодальная вотчина: (Историко-генеалогическое исследование). М., 1981; он же. Новгородские посадники. 2-е изд. М., 2003; Crumey R. О. Aristocrats and servitors: the boyar elite in Russia, 1613-1689. Princeton, 1983; Завадская С. В. «Болярин» - «боярин» в древнерусских письменных источниках // Древнейшие государства на территории СССР. Материалы и исследования. 1985 год. М., 1986; Зимин А. А. Формирование боярской аристократии в России во второй половина XV - первой трети XVI в. М., 1988; Павлов А. П. Государев двор и политическая борьба при Борисе Годунове (1584-1605 годы). СПб., 1992; Фроянов И. Я. Древняя Русь: Опыт исследования истории социальной и политической борьбы. М.; СПб., 1995; Свердлов М. Б. Домонгольская Русь. Князь и княжеская власть на Руси VI - первой трети XIII в. СПб., 2003; Горский А. А. Русь: От славянского расселения до Московского царства. М., 2004.

Развод