Как понимать, что христианский бог един, но троичен в лицах. Троица в древних верованиях

Помня о том, что вопрос иерархии небожителей не является спасительным, давайте рассмотрим тексты Библии о Святой Троице.

Святая Троица не упоминается в самой Библии. Это понятие ввела церковь, чтобы одним именем объединить упомянутых в Священном Писании три Божественных личности: Бога Отца, Сына и Святого Духа. Значение слова “святой” было подробно разобрано в главе " " моей книги. Напомним, вкратце, что святым в Библии именуется все отделенное от обыденного и приближенное к Богу, а также безгрешность. Господь в Священном Писании именуется святым: «Отче Святый» (Ин. 17:11, см. также Ос. 1:9), «Иисус … Святый» (Мар. 1:24, см. также Деян. 4:27), «Дух Святый» (Деян. 13:2, см. также Лук. 12:12). Поэтому и слово Троица приобрело практически слитное прилагательное “Святая”.

Святая Троица упоминается уже в Ветхом завете. Стоит быть справедливым и сказать, что три лица мы видим только в одном тексте ветхозаветнего Писания:

Ис. 48:12 Послушай Меня … Израиль … : Я тот же, Я первый и Я последний . … 13 Моя рука основала землю, и Моя десница распростерла небеса … 16 Приступите ко Мне, слушайте это: Я и сначала говорил не тайно; с того времени, как это происходит, Я был там; и ныне послал Меня (1 личность) Господь Бог (2 личность) и Дух Его (3 личность).

То, что здесь речь идет о Христе понятно как из контекста, так и из Нового Завета. Книга Откровения нам прямо Иисуса называет“Первым и Последним” :

Откр. 1:17 И когда я увидел Его, то пал к ногам Его, как мертвый. И Он положил на меня десницу Свою и сказал мне: не бойся; Я есмь Первый и Последний , 18 и живый; и был мертв, и се, жив во веки веков.

Новый завет нам говорит, что Иисус принимал непосредственной участие в сотворении земли и неба:

Кол. 1:16 ибо Им создано все, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое: престолы ли, господства ли, начальства ли, власти ли, - все Им и для Него создано (см. также Иоан. 1:3).

А в Евангелие от Матфея подтверждается, что, как показано в книге пророка Исаии, Дух мог посылать Сына. Дух Иисуса послал в пустыню для испытания перед ответственным служением:

Матф. 4:1 Тогда Иисус возведен (в оригинале – приводить, отправлять) был Духом в пустыню, для искушения от диавола.

То есть, в Ис. 48:12 мы видим упоминание Святой Троицы - вместе одновременно трех лиц Божественных небожителей. Также несколько лиц Бога при Его единстве (как мы сегодня воспринимаем Святою Троицу) упоминается всегда, где речь идет о Творце. Начиная с первой страницы Библии, слово Бог в оригинале везде употребляется во множественном числе, а глагол, который описывает Его действия – в единственном числе. Иудейские Богословы до сих пор не находят полного единства в объяснении данного факта, предполагая, что Бог здесь говорит о Себе вместе с Ангелами. Хотя тогда кажется необходимым признать, что Ангелы и Бог имеют одну природу, ведь в Писании сказано, что человека Бог создал “по подобию НАШЕМУ”

Быт.1:26 И сказал Бог (множ. числ.): сотворим (един. числ.) человека по образу Нашему по подобию Нашему

Таким образом, видя в Ветхом завете явную “множественность” Бога при Его единстве, и вникая в весть Нового завета, не трудно прийти к выводу, что Библия учит о Божественной Святой Троице.

В самом тексте Нового Завета тоже неоднократно вместе упоминается Святая Троица. Посмотрите, Иисус просит крестить верующих во имя Отца, Сына и Духа:

Матф. 28:19 Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа

Апостол Павел тоже конкретно указывает на разделение функций в Святой Троице, хотя и не останавливается в своих посланиях на понятии Троицы:

2 Кор. 13:13 Благодать Господа нашего Иисуса Христа, и любовь Бога Отца, и общение Святаго Духа со всеми вами. Аминь.

Свидетели Иеговы не признают Святую Троицу. Они не считают Святого Духа личностью, а воспринимают Его просто Божественной энергией, что естественно исключает понятие Троицы. О Святом Духе я напишу позже, а сначала мы порассуждаем об Иисусе…


Валерий Татаркин


Иисус Христос Господь Бог >>

Следующее, что говорит Библия о Боге, это то, что: Бог Триедин.

Бог - это Святая Троица: Отец, Сын и Дух Святой.

Но что же это значит? Давайте рассмотрим этот вопрос подробнее.

Во-первых, Библия говорит, что существует только один Бог. Не два, не три, но только один.

Я Господь, и нет иного; нет Бога кроме Меня. (Библия, Ис.45:5)

Во-вторых, в Библии также говорится о том, что существуют Три Божественные Личности: Бог Отец, Бог Сын Иисус Христос и Бог Дух Святой. Вот несколько текстов, в которых Каждый из Них называется Богом.

У нас один Бог Отец , из Которого все, и мы для Него. (Библия, 1Кор.8:6)
Христос , сущий над всем Бог , благословенный во веки, аминь. (Библия, Рим.9:5)
Для чего ты допустил сатане вложить в сердце твое мысль солгать Духу Святому ? Ты солгал не человекам, а Богу . (Библия, Деян.5:3,4)

И Эти Три Божественные Личности настолько едины между Собой, что Они составляют одну сущность - Бога. Поэтому существует только один Бог, а не три.

Иисус отвечал им: Я и Отец - одно, … чтобы узнать и поверить, что Отец во Мне и Я в Нем. (Библия, Евангелие от Иоанна 10:30,38)
Ибо три свидетельствуют на небе: Отец, Слово и Святой Дух; и Сии три суть едино. (Библия, 1-Иоанна 5:7)
Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа. (Библия, Евангелие от Матфея 28:19)

Другие цитаты из Библии о Боге как о Святой Троице вы можете прочитать в статье

Триединство Бога невозможно до конца представить, потому что Бог выше нашего понимания. Хотя и существуют некоторые аналогии, помогающие как-то осознать само это понятие: три в одном.

К примеру, представьте себе стакан воды, кубик льда и утренний туман. Что у них есть общего? По своей сути это все та же вода, только в жидком, твердом и газообразном состоянии. Но, в то же время, все три ее проявления такие разные, такие уникальные.

Этот пример, конечно, никак не объясняет до конца Бога, он лишь помогает немного представить саму идею триединства. В Библии о сущности Бога говорится как о тайне. Ведь мы, люди, никогда не сможем нашим разумом до конца постичь Того, Кто нас сотворил. Кстати, в истории о сотворении людей, в самом начале Библии, тоже упоминается о триединстве Бога:

И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему по подобию Нашему , и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле. И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их. (Библия, Бытие 1:26-27)

Кроме того, что Бог есть Дух и Он Триедин, Библия также открывает нам еще другие качества Бога.

МОСКОВСКИЙ ТЕОЛОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ


РЕФЕРАТ

«Триединство Бога»


Студент:

Голев Ю.В.

Преподаватель:

Онуфрийчук П.И.


Москва, 2013


Введение


Богословие Церкви христиан веры евангельской - пятидесятников, как и вероучения других евангельских церквей, основывается на главном принципе протестантизма, четко сформулированном еще Мартином Лютером: «только Писание».

Пятидесятники исповедуют триединство Бога - Отца, Сына и Духа Святого, каждая Личность имеет все атрибуты Бога. Пятидесятники верят, что Христос является единственным посредником между Богом и людьми, верят в искупительную жертву Христа. Вероучение о спасении базируется на арминианстве - то есть вере в то, что Христос умер за всех людей и теперь от самого человека зависит добровольно принять этот дар Господа и унаследовать вечную жизнь, или отвергнуть его и унаследовать вечную погибель. В пятидесятническом богословии отмечается особенная роль Святого Духа, который сошел на землю для творения Христовой Церкви в день Пятидесятницы и теперь постоянно живет в верующих, вдохновляя, уча, обличая грехи, освящая, укрепляя верующих, делая их способными ко всякому доброму делу, открывая духовные тайны, предвещая будущее.

Библейское учение о Триединстве Бога необходимо знать по нескольким причинам.

Во-первых, Сам Бог открыл нам эту тайну на страницах Библии, а это значит, что без правильного понимания Триединства наше знание о Боге будет неполным и искаженным.

Во-вторых, через познание Триединства Бога мы лучше постигаем глубину божественной любви, которая не только проявляется по отношению к людям, но и составляет основу взаимоотношений внутри Троицы.

В-третьих, без учета этого учения мы не можем правильно понять искупительную работу нашего Триединого Бога, поскольку невозможно правильно понять спасительное дело Иисуса Христа вне понимания Его взаимоотношений с Отцом, а величие самопожертвования Отца без понимания Его неразрывного единства с Сыном.

В-четвертых, сознательное отвержение доктрины о Троице, целиком или частично, служит верным признаком того, что мы имеем дело с еретиками или вовсе с нехристианами.


1. Единый Бог в трех Лицах


Учение о Триединстве (или Троице) одно из самых сложных в христианском богословии. Более того, наш разум поставлен при обсуждении этого учения в сложное положение. Мы должны принять учение, которое не только не может быть до конца нами понятно, но и противоречит привычной нам логике, когда один не может быть равно трем.

С древних времен и по сей день христиане пытаются найти подходящие иллюстрации для наглядной демонстрации Триединства. Может быть, одной из самых удачных аналогий может послужить три состояния вещества. Например, вода, остающаяся водой и в виде жидкости, и в виде льда, и в виде пара. Но и этот пример все же не является совершенным. Следует признать, что в материальном мире нельзя найти совершенной аналогии божественного Триединства (2 Кор. 13:13 «Благодать Господа нашего Иисуса Христа, и любовь Бога Отца, и общение Святого Духа со всеми вами. Аминь»).

Признание библейского учения во всей его полноте неизбежно приводит к учению о Троице: есть единый Живой Бог, пребывающий в трех Лицах: Бог-Отец, Бог-Сын, Бог-Дух Святой (I Петра 1:1-2 «Петр, Апостол Иисуса Христа, пришельцам, рассеянным в Понте, Галатии, Каппадокии, Асии, Вифинии, избранным по предведению Бога Отца, при освящении от Духа, к послушанию и окроплению Кровью Иисуса Христа: благодать вам и мир да умножится»). При этом каждое из Лиц Троицы обладает свойствами личности и полнотой Божественности. Это может показаться парадоксальным, но нам не остается ничего другого, как склониться перед Господним величием и принять Триединого Бога верой.

Искажение, тем более полное отрицание учения о Триединстве Бога является серьезнейшим заблуждением (Мф. 28:19 «Итак идите, научите все народы крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа»).


2. Бог - Отец


Священное Писание показывает нам характер Бога-Отца через действия двух других лиц Троицы - Бога-Сына и Бога - Духа Святого. Не случайно в начале Евангелия от Иоанна сказано, что «Бога не видел никто и никогда, Единородный Сын, сущий в недре Отчем - Он явил» (Ин.1:18).

Библия говорит нам, что «Отец имеет жизнь в Самом Себе». В то же время Иисус говорит о Себе, что Ему Отец «дал иметь жизнь в Самом Себе» (Ин. 5:26). Иными словами, Отец не имеет никакой иной причины для Своего существования, кроме Себя Самого, а первопричиной жизни Сына, а соответственно и жизни Святого Духа, является Отец. Жизнь Отца не предшествует жизни Сына и Святого Духа по времени (поскольку они безначальны), но жизнь Бога-Отца есть таинственная первооснова божественной жизни двух других Лиц Троицы.

Библия также открывает нам, что несмотря на сущностное равенство Отца, Сына и Святого Духа, между ними существует определенная функциональная субординация. В частности, Слово Божие определенно говорит о подчинении Сына и Святого Духа Отцу в деле спасения. Руководящая роль Отца не несет диктаторского характера, но осуществляется в любви, при добровольном подчинении Отцу со стороны Сына и Святого Духа.

Сотворение мира было преимущественно делом Бога-Отца, хотя соучастие в этом Бога-Сына и Бога-Святого Духа очевидно. Бог-Отец - первопричина созидания вселенной, небесных светил, Земли, животного и растительного мира, а также ангелов и нас, людей.

Пожалуй, ни в чем так явственно не открыта любящая сущность Бога-Отца, как в том, что Он пожертвовал собственным Сыном, послав Его в мир на страдание: «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего единородного, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин. 3:16).

Бог-Отец является не только Отцом Своего Единородного Сына, но и Отцом всякого верующего (Мф.7:11 «Итак, если вы, будучи злы, умеете даяния благие давать детям вашим, тем более Отец ваш Небесный даст блага просящим у Него»).

Не случайно после Своего воскресения Иисус сказал, что Он восходит «к Отцу моему и Отцу вашему...» (Ин. 20:17). Это значит, что Бог проявляет по отношению к нам поистине родительскую, отеческую любовь и заботу.

триединство бог святой дух

3. Бог - Сын


У этой Ипостаси Бога была своя особая роль в мировой истории. Бог-Сын воплотился, стал Человеком, Которого мы теперь знаем как Господа и Спасителя мира Иисуса Христа. Как свидетельствует Слово Божие, «во Христе обитает вся полнота Божества телесно» (Кол.2:9). Бог-Сын или, как Он назван в начале Евангелия от Иоанна, «Слово», всегда был Богом (Ин.1:1-2) и остается таковым и после воплощения.

Для того, чтобы решить проблему греха и восстановить полноценные отношения между Богом и человечеством, утраченные вследствие грехопадения, Сын Божий воплотился (то есть стал Человеком). Став Человеком, Сын Божий «уничижил» (умалил) Себя (Фил. 2:6-8 «Он, будучи образом Божим, не почитал хищением быть равным Богу; но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человеком и по виду став как человек: смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной»).

Воплощение Сына Божия носило чудесный характер. Он был рожден от девы. Несмотря на то, что Сын Божий решил стать Человеком, Он с самого начала был уникальным Человеческим Существом (Гал. 4:4 «Но когда пришла полнота времени, Бог послал Сына Своего (Единородного), Который родился от жены»).

Библейское учение о воплощении является еще одним подтверждением учения о Триединстве Бога, поскольку Бог-Сын (Бог-Слово) был вечной Божественной личностью до Своего воплощения.

С точки зрения Библии, полным абсурдом выглядят древние и современные попытки говорить об Иисусе как просто о гениальном человеке, прославившемся Своей особой мудростью, святостью и трагической жизнью. Люди, осознанно отрицающие Божественность Иисуса Христа (например, «Свидетели Иеговы»), не знают Его и не являются христианами.


4. Личность Святого Духа


Как в прошлом, так и в настоящем, находятся люди, которые относятся к Святому Духу как к некой безликой силе. Это заблуждение должно быть отвергнуто как совершенно неприемлемое. Святой Дух руководит верующими (Рим.8:14), раздает дары (1 Кор.12:11), молится о верующих, Ему можно солгать (Деян.5:3), Его можно оскорбить (Ефес. 4:30).

Даже из этого неполного перечня видно, что Святой Дух никак не может быть обезличенной силой, но безусловно является личностью.

Необходимо отметить, что Святой Дух является Богом в полном смысле, точно так же, как Бог-Отец и Бог-Сын. Святой Дух назван Богом апостолом Петром, когда он обличает во лжи мужа Ананию (Деян.5:3-4). О Духе Святом сказано, что «Дух все проницает и глубины Божий» (1 Кор. 2:10 «А нам Бог открыл это Духом Святым; ибо Дух все проницает, и глубины Божий»). Естественно, что проницать глубины Божий может только личность, которая сама Божественна.

Божественность Святого Духа ясно видна и в других текстах Священного Писания. Приведем два текста, определенно говорящие о присутствии Святого Духа в жизни верующих наравне с присутствием Отца и Сына (Мф.28:19и 2 Кор. 13:13).

Дух Святой, будучи третьим Лицом Троицы, исходит от Отца. Святой Дух нераздельно связан с Богом-Отцом, имея в Нем основание Своего Божественного бытия, хотя и совечен Отцу. Святой Дух, подобно Богу-Сыну, творит волю Отца, поскольку исходит от Него (Ин. 15:26) «Когда же придет Утешитель, Которого Я пошлю вам от Отца, Дух истины, Который от Отца исходит. Он будет свидетельствовать о Мне».

В этом находит свое выражение Единство Бога, Который остается абсолютно Единым, несмотря на троичность. Святой Дух нельзя рассматривать в отрыве от Бога-Отца и единого Божьего плана спасения (1 Кор. 12:13 «Ибо все мы одним Духом крестились в одно тело, Иудеи или Еллины, рабы или свободные, и все напоены одним Духом»).


Заключение


Бог един и Ему одному, нашему Творцу и Спасителю, принадлежит поклонение. Ему одному принадлежит поклонение и молитвенное служение. «Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи» (Мф. 4:10; Лк. 4:8). Поэтому мы не должны воздавать поклонение ангелам, святым, Деве Марии, а также молитвенно почитать какие-либо предметы (кресты, мощи и т.п.). Хотя грамотные верующие в православной и католической церквях и не воздают святым и предметам божественных почестей, то есть не превращают почитание святых в многобожие, и почитание икон в идолопоклонство, тем не менее, любое молитвенное почитание кого-либо или чего-либо, помимо Бога, или молитвенное обращение к кому-либо, кроме Господа, не соответствует Слову Божиему.

Соединение Божественной и человеческой природы в личности Христа Единство природы Христа указывает нам на теснейшую связь Бога с человечеством. Мы как верующие, призваны проводить жизнь в полном единстве с Богом, искупившим нас. Единство с Богом в молитве, в жизни, в процессе освящения - нравственный долг каждого верующего.

Отец Небесный окружает нас поистине родительской любовью и заботой. Надо всегда помнить об этом и благодарить Его за столь прекрасное отношение к нам. Даже наказывая верующих. Бог остается любящим Господом (Евр. 12:6). «Будем любить Его, потому что Он прежде возлюбил нас» (1 Ин. 4:19).

Святой Дух является Божественной личностью и мы должны не только верить в это сами, но и разъяснять истинное библейское учение тем, кто воспринимает Духа Божия как некую обезличенную силу.

Следует отметить, что термин и выражение, применяемое в Слове Божием для обозначения тех или иных свойств или действий Божества, часто бывают образными или, из-за бедности человеческих языков, приблизительными. Ни на одном языке не найдется слов, которые могли бы адекватно выразить всю полноту отношений внутри Троицы.

Мы должны быть благодарны Богу, что Он открылся нам в своем непостижимом Триединстве. Даже если мы никогда и не поймем до конца этой тайны, мы должны ценить Создателя, максимально открывшегося нам.


Библиографический список использованной литературы


1.Библия: синодальный перевод. - Объединенные библейские общества, 1997.

.У. Грудем Систематическое богословие: введение в библейское учение: Пер. с англ. - СПб.: Мирт, 2004.- 1453 с.

.Л. Ф Форлайнс. Библейская систематика. Библия для всех. С-Пб.: 1996. - 271 с.

.С. Хортон. Систематическое богословие. Life Publishers International. 1999. - 935 с

.У. Мензис и Стенли Хортон. Библейские доктрины. Лайф Паблишерс Интернешнл. 1999.

.Беркхов Л. История христианских доктрин. СПб.: Библия для всех, 2000. - 317 с.

.Энциклопедический словарь в 3-х томах. Т. 3. Большая Российская энциклопедия. М.: 1995. -783с.

.Евангельский словарь библейского богословия под редакцией У. Элуэлла. - СПб: Библия для всех, 2000. - 12с.

.М. В. Иванов Основы систематического богословия

Интернет ресурсы:

1.

.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Я часто слышу, как люди с ухмылкой задают вопрос : «Так ваш этот Бог Един или Триедин ? У Вас один Бог или три?»

Триединство Бога – это вопрос , на котором спотыкаются многие люди. Им кажется, что тут что-то не сходится… Как Бог может быть один и в тоже время триедин?

По этой причине на заре христианства появилось Арианское движение, родоначальником которого был некий Арий. Он никак не мог понять логику триединства Божьего, в результате чего, стал полностью его отрицать.

Несмотря на то, что слово «Триединство » не встречается в Библии, это понятие не возникло на пустом месте. Имеется множество текстов, которые явно показывают, что «Триединство» не выдумка, а реальность.

Приведу лишь несколько текстов, для того чтобы не быть голословным. Начну с косвенных доказательств: «И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему по подобию Нашему, и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле ». (Быт.1:26) Очень странно, почему слово «Бог» стоит в единственном числе, а слово «сотворим», во множественном? Ведь логично было написать: «И сказал Бог: сотворю человека по образу и подобию Своему… » Дело в том, что в оригинале, в еврейском языке, глагол «сотворим» стоит во множественном числе, поэтому и на русский язык слово переведено точно так же. Но кто-то скажет: «Это ни о чем не говорит!»

Может быть, но для меня говорит о многом. Теперь перейдем к основному тексту: «И, крестившись, Иисус тотчас вышел из воды, – и се, отверзлись Ему небеса, и увидел [Иоанн] Духа Божия, Который сходил, как голубь, и ниспускался на Него. И се, глас с небес глаголющий: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение ». (Матф.3:16,17) Здесь явно присутствуют все три Личности Бога: Иисус, который крестился, Дух Божий, который спустился в виде голубя, и Бог Отец, говорящий с небес. Все три в один момент времени.

Кто-то скажет: «Ну, всё понятно, у вас три Бога». Но это не так! Библия ясно говорит: «Слушай, Израиль: Господь, Бог наш, Господь един есть ; » (Втор.6:4) Истина заключается в том, что в данном случае оба утверждения истинны. Бог Един и в то же время Триедин. Согласен, что в нашу человеческую логику это никак не вписывается. Но не спешите отвергать эту истину только по этой причине.

В одном из номеров журнала вокруг света за 2006 год, была опубликована статья о том, что ученые открыли удивительные свойства электрона. Оказывается, электрон обладает одновременно свойствами и частицы, и волны. Частица – это материальный элемент, который, подчиняясь определенным законам физики, не может проходить сквозь твердые препятствия. Волна же, имеет прямо противоположные свойства, – она способна без труда проникать сквозь твердые физические барьеры. Как это ни парадоксально, но эти две характеристики принадлежат одному и тому же объекту. Это абсолютно нелогично! Но никто не смеется над учеными и не задает им вопросов типа: «Так электрон, – это у вас частица или волна?» Кроме того, ученые определили, что у электрона имеется свойство находиться одновременно в нескольких местах.

Возникает вопрос: Если электрон один, то он может в один момент времени находится только в одной точке пространства, либо тут, либо там. Но, несмотря на это, электрон в один момент времени может находиться одновременно в нескольких точках пространства, и тут, и там!.. Это противоречит всякой логике, но почему-то ни у кого не возникает вопросов о нелогичности.

Мы с Вами говорим и Том, Кто сотворил электрон, о Том, Кто является причиной всех причин и Началом всего существующего. Существует известный закон причины и следствия, который говорит о том, что следствие не может быть больше причины. Создатель всегда на много порядков превосходит свое творение. Таким образом, если Бог сотворил электрон, который может сочетать в себе несколько прямо противоположных характеристик, и находиться в один момент времени в нескольких местах, то Он, как Творец, должен по сущности Своей превосходить Свое творение. Если Бог сотворил бесконечную вселенную, то Он Сам должен быть еще более бесконечный, чем вселенная. Исходя из вышесказанного, получается, что триединство Единого Бога совершенно не удивительно, если даже в нашем материальном мире существуют подобные парадоксальные вещи.

В заключении хочу привести иллюстрацию, которая мне очень нравится, я ее прочитал в книге Клайва Люиса «Просто Христианство» Суть иллюстрации в следующем:

Мы живем в мире, в котором существует три измерения: ширина, высота и глубина. Если убрать глубину и высоту, то останется только одно измерение. В одном измерении мы можем провести всего одну прямую линию.

Если мы добавляем второе измерение: «Высоту», то из прямых линий можно уже составить определенные фигуры: Квадрат, ромб, треугольник и т.п. в данном случае получается, что 3=1, 4=1 и т.п.

Если добавить третье измерение – то мы можем из той же линии, которая была в одном измерении, создавать трехмерные фигуры. Здесь уже 12=1.

Получается, что несколько линий, перенесенных в другое измерение, могут образовывать более сложные фигуры, которые невозможно сделать, имея всего одно измерение.

Библия говорит, что Бог, – это: «Царь царствующих и Господь господствующих, единый имеющий бессмертие, Который обитает в неприступном свете, Которого никто из человеков не видел, и видеть не может… » (1Тим.6:15,16)

Бог обитает в неприступном свете. Вполне возможно, что у Бога имеется гораздо больше измерений, чем люди способны воспринимать. И, возможно, в этих измерениях отдельные личности могут создавать более сложные составные личности, которых мы, люди, понять и представить не можем, и уж, тем более, объяснить.

Бог нам оставил в Библии иллюстрации такого единства нескольких. Вот пример: « Потому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут одна плоть. » (Быт.2:24) Здесь Бог говорит, что муж и жена – это одно целое. Другими словами у Бога другая математика: У Него 1+1=1. Кажется, ну как они могут быть одна плоть? Их же двое? А вы попробуйте разлучить любящих мужа и жену? Это приведет к большой боли! Почему? Ведь это два разных человека! Истина в том, что связь между этими людьми происходит на совершенно другом уровне, возможно, в другом измерении. Результат этой связи мы можем наблюдать только по последствиям, но глазами видеть не можем.

Апостол Павел в одном из своих посланий идет гораздо дальше. Смотрите что он пишет: » Посему оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене своей, и будут двое одна плоть. Тайна сия велика; я говорю по отношению ко Христу и к Церкви» . (Еф.5:31-33)

В данном тексте Ап. Павел не только повторяет то, что сказал Бог о мужчине и женщине, он идет гораздо дальше, и говорит, что это самое единство относиться и ко Христу и Церкви. Здесь уравнение сложнее выходит. Получается Бог Отец+ Сын+ Дух Святой = одно целое. Мы об этом говорили ранее. Но здесь выходит что Иисус + многие миллиарды христиан вошедшие в церковь за всю историю, в итоге тоже дают одну единицу. Если коротко 1+ 10 000 000 000… = 1. Это трудно представить, но я лишь говорю о том, что написано в Писании. И это не значит что все христиане сольются в общую «нирвану» и перестанут быть личностями. Нет, Библия говорит о том, что каждый человек останется индивидуальным, на в целом эти индивидуальные личности будут образовывать некую составную личность, которую Библия называет «Церковь Иисуса Христа». Бог о ней говорит как об одной личности, вот посмотрите: «И слышал я как бы голос многочисленного народа, как бы шум вод многих, как бы голос громов сильных, говорящих: аллилуия! ибо воцарился Господь Бог Вседержитель. Возрадуемся и возвеселимся и воздадим Ему славу; ибо наступил брак Агнца, и жена Его приготовила себя. И дано было ей облечься в виссон чистый и светлый; виссон же есть праведность святых «. (Откр.19:6-8)

Здесь Библия говорит о Церкви, как о Жене Иисуса Христа, как об одной личности.

Таким образом, немного поразмыслив, мы видим, что триединство Бога – это то, что вполне имеет место быть. Тем более, если мы говорим о Том, Кого наш маленький мозг понять и вместить не в состоянии!

Рассказывают, что Августин, когда задумал написать свой трактат о сущности Бога, шел он по берегу океана, размышляя о величии Божием, и увидел маленького мальчика, который выкопал на берегу в песке ямку, и маленькой ложкой черпает воду из океана и выливает в эту ямку. Августин спросил, что тот делает, мальчик ответил:
— Хочу перелить всю воду из океана в эту ямку.
— Как же это возможно, – рассмеялся Августин, – океан такой огромный, безбрежный, а ямка такая маленькая!
А мальчик – ему:
— А как же ты своим малым умом хочешь постичь бесконечную премудрость Всевышнего! и исчез.

Подобным образом некоторые люди пытаются измерить Всемогущего земными мерками, объяснить Его логикой и втиснуть Его непостижимость в наши земные рамки восприятия мироздания.

Вам так же может быть интересно:

19 Комент. к статье “Один или триедин?”
  1. admin Пишет:

    Виктору: Бог создал возможность реального выбора для человека, потому что без выбора не может быть любви.
    Если мне дают один предмет, то мне придется его взять, потому у меня нет возможности сравнить его с другим и сделать выбор. Но когда мне предлагают 2 варианта, в этом случае у меня есть выбор отдать свое предпочтение одному или другому варианту.
    Если бы не было выбора люди были бы роботами обреченными на выполнение определенных действий.
    Бог использовал ошибку дьявола, который был когда-то архангелом у Него, для того чтобы дать людям выбор между добром и злом.

    Однозначный ответ пожалуйста! Бог триедин?????
    Или слабо ответить на простой вопрос????

  2. виктор Пишет:

    Я понимаю, что необходимо по жизни постоянно анализировать своё поведение, осознавать свои грехи, каяться в них и в дальнейшем стараться всеми своими силами не допускать их.
    Мне непонятно следующее.
    Если Бог всемогущ, всеведущ, всё им создано и всё им же контролируется, в том числе и человек, то зачем же Бог сделал так, что человек изначально согрешил и продолжает грешить и сейчас? Т. е. Бог, создавая всё, создал и грех, создал Сатану? Как мне сказал один священник, грех и сатану Бог не создавал, он допустил их возникновение. Позвольте не согласится. Бог создал всё! А значит и грех. Зачем? Вот что мне не понятно. И я думаю, что не понятно никому. Не дано нам, очевидно знать смысл, цель, стремления Божьи, что бы по этому поводу не говорили и кто бы не говорил!
    Мы не можем, да и очевидно не должны нашим умом постичь, что же такое на самом деле рай или ад. Все высказывания по этому поводу («гиенна огненная» или «райские кущи» и проч.) есть только лишь воображение наше и не более. Мы не в состоянии постичь (во всяком случае при нашей жизни земной) что же это на самом деле.

  3. Светлана Пишет:

    Спасибо за статью.Очень понятно объяснили!

  4. Петр Пишет:

    Добрый вечер, такой вопрос: то что Бог Он есть Бог Отец, Иисус и Дух Святой это нам понятно, нам это тем кто служит Богу) а вот как донести мудро это лже религиям где люди подвласны обману идут в ад, например свидетелям,? У них там люди вообще не знакомы с истиной, вот как им это обьяснить?

Билейские основы современной науки Моррис Генри

Триединый Бог

Триединый Бог

Следовательно, если Божество, по словам авторов Писания, открывается нам во всем творении, мы должны понимать это так, что в творении нам явлен не только Иисус Христос, но и вся Троица. Не только Сын, но и Отец и Дух Святой должны быть видимы в мироздании. Как само существование Бога, так и Его природа «чрез рассматривание творения видимы».

То, что Бог - великая Личность, должно быть очевидно для всех, чьи сердца и умы открыты в желании познать Его. Каждый человек в полной мере отдает отчет о своем собственном существовании как личности, даже если он ничего больше не знает. Все интуитивно сознают, что должна существовать та великая Личность, Которой человек обязан своим существованием и перед Которой он каким-то образом будет держать ответ. Современный же ученый прежде остальных людей должен осознать смысл фундаментального научного закона о причине и следствии. Только Личность могла быть великой Первопричиной индивидуальных личностей, из которых состоит человечество. Эта великая истина освещена более подробно в первой главе.

Бог един уже хотя бы потому, что творение одно. Есть одно человечество и, как отмечено ранее, одна Вселенная (а не множество). Современные ученые признают это самим своим желанием вывести всеобщие вселенские законы, единые принципы, фундаментальное единство. А в своем единстве Вселенная, тем не менее, разнообразна. Одно человечество, но множество людей - одна общая реальность, но бесчисленное множество внутренних отношений. Не должны ли эти факты привести человека (пускай неосознанно) к выводу, что и Бог есть единство в разнообразии - Личность, Которая едина, но проявляется во множестве?

Вначале может показаться, то эта концепция ведет прямым путем к политеизму, пантеизму или дуализму. Все мы хорошо усвоили, что именно к пантеистическому дуализму или политеизму были почти повсеместно склонны древние народы. Если же копнуть глубже, то их взгляды могут оказаться последствием де градирования первоначальных представлений о триединой природе Творца. Ведь и сама Вселенная по сути триедина и отражает триединую природу своего Творца.

Взывать к политеизму неразумно. Если существует больше одного Бога, то ни один из «богов» не может быть ни всемогущим, ни вездесущим, а таким должен быть истинный Бог. Более того, мир един. Его природное единство как безграничного и великолепного «континуума» пространства-массы-времени объяснимо только в рамках единой Первопричины, а не конгломерата нескольких «первопричин». Представление о множестве разных «богов», собравшихся, чтобы разобрать по участку на стройке мироздания, опровергает само себя.

На практике политеизм обычно является общедоступным переложением пантеизма, в котором Бог отождествляется со Вселенной и почитается в анимистическом поклонении. Некий бог, Который по существу тождествен Вселенной и ее различным Компонентам, никогда не может стать Причиной мироздания.

Теперь коснемся дуализма - философии о двух равных и соперничающих богах, один из которых добрый, другой злой. Фактически сатана здесь превозносится до желанного равенства с Богом. На взгляд дуалиста, сатана так же вечен, как Бог, он обладает тою же сущностью, за исключением своих моральных качеств, по которым он противоположен Богу. Там, где Бог - любовь и святость, сатана - ненависть и зло; и предполагается, что конфликт их вечен. Такая философия разумна лишь при очень поверхностном рассмотрении. Зло - очень мощная сила в мире; нетрудно поверить, что зло даже превосходит добро, а сатана выше и могущественнее из этих двух богов.

Тем не менее, как мы уже видели. Первопричина может быть только одна. Аргументы, опровергающие политеизм, относятся и к дуализму. Хотя в мире и могут быть два противоборствующих принципа. Вселенная только одна! И для нее должна существовать всеобщая Первопричина. Получается, что или Бог создал сатану, который позже стал злом, или сатана создал бога, который позже стал добром. Но оба они не могли в равной степени быть причиной мироздания.

И даже если мы считаем, что истину всегда ведут на эшафот, а ложь венчают на царство, нам придется принять во внимание тот странный факт, что «почему-то» правда нам нравится больше, чем обман, а добро больше, чем зло. Если сатана действительно творец всех людей и если он действительно держит мир под своим контролем, то как понимать, что люди испытывают желание делать добро, даже если они считают более естественным делать зло? Где-то в человеке заложена глубокая убежденность, что в иерархии мироздания любовь, справедливость и святость находятся выше зла, несправедливости и порока. Даже человек, не верующий в Бога любви и праведности, постоянно страдает от злобы и грубости, заполонивших мир. Единственное разумное объяснение данному явлению то, что истинное творение есть «добро» с временной, хотя и сильной примесью «зла». В свою очередь, это значит (в силу причинно-следственной связи), что Бог есть Первопричина всей реальности, а сатана появился в творении Божием лишь потом как возмутитель. В точности тому же учит нас и Библия.

Резюмируя, можно сказать, что ни политеизм, ни пантеизм, ни дуализм не вписываются в рассуждения о Первопричине. Политеизм (пантеизм на практике, или многобожие) не помышляет ни о каких причинах Вселенной. Дуализм («двоебожие») не объясняет, почему для всех «хорошо» лучше, чем «плохо». Только монотеизм (один Бог - имманентный и трансцендентный) указывает на Первопричину, Которой должен быть единый Бог, совершенный в силе и святости, и более никто. «Я первый, и Я последний, и кроме Меня нет Бога» (Ис. 44:6). Таким образом, из закона причины и следствия (если его правильно применять) выводится не только первичная причина, но и единство вечной Личности Бога-Творца.

Как тогда Бог может быть триединым? Здесь необходимо помнить, что это учение не допускает существования трех богов. «Троебожие» столь же невозможно и ложно, как и любая другая концепция политеизма. Может быть только один Бог, Который и является великой Первопричиной, Творцом всей действительности.

Но если Бог существует только в Своем непостижимом единстве, Его никогда нельзя будет до конца познать. Он вечный, вездесущий и трансцендентный Бог, великая Первопричина, источник всего живого. Присутствуя везде. Он нигде не виден, не слышен и не ощутим. Однако Его творение - не человеческая прихоть. Он должен был преследовать какую-то цель и как-то сообщить человеку о ней. То есть каким-то образом мы должны Его увидеть и услышать. Он должен быть Богом и в бесконечности, и в ограниченной области Вселенной, вездесущим и вечным, но познаваемым во времени и в пространстве. Парадоксально, но Он должен одновременно быть сущностью и явлением. Отцом и Сыном.

Мало того, что невидимый и неслышимый Бог должен быть виден и слышен объективно. Он должен также ощущаться и осознаваться субъективно. Жизнь творения должна поддерживаться крайне необходимым ей единством с жизнью Творца. Дух Божий должен осенять творение, пребывать в нем и сохранять его. Дух отличается в Своей деятельности от Сына и Отца, но неразрывно един с Обоими.

Поэтому Бог один, и в то же время Он должен быть Отцом, Сыном и Духом. Бог есть Отец в творении. Сын в явлении. Дух в совершении. Сын - единородный от Отца, Дух же от вечности наделяет присутствием Отца и Сына.

Таким образом, учение о триединстве, нисколько не надуманное и не противоречивое, глубоко пронизывает саму природу действительности и интуитивные представления человека о Боге. Человек всегда чувствовал и знал в своем сердце, что «Бог есть», что Он везде, что Он является невидимым источником всего сущего. Но от глубокого осознания Бога как вечного и вездесущего Отца он скатился к пантеизму, а в конечном счете и к натурализму.

Подобным же образом, люди всегда полагали, что Бог как-то Должен открывать и открывает в человеческом измерении доступным наблюдению и пониманию человека способом Свою природу и цель как Творца. Но эта великая истина о Боге как о Сыне и Слове извратилась до идолопоклонства в постоянных попытках человека создать из материального вещества или из метафизических рассуждений модель Бога на свой манер. И наконец, человек всегда желал познать Бога эмпирически тем самым ощущал, что Бог присутствует в Своем творении, прежде всero открывая Себя в жизненно важном соединении с человеком. Дух Святой есть подлинная сущность Бога, но и эту великую истину человек низвел до мистицизма, фанатизма и даже демонизма.

Человек, таким образом, всегда чувствовал - а при желании вполне мог бы и понять, - что Бог есть Отец, Сын и Дух, но вместо этого он превратил поклонение истинному Богу в пантеистический натурализм, политеистическое язычество и демонический спиритизм. «Только это я нашел, что Бог сотворил человека правым, а люди пустились во многие помыслы» (Ек. 7:29). «Но как они, познав Бога, не прославили Его, как Бога, и не возблагодарили, но осуетились в умствованиях своих, и омрачилось несмысленное их сердце» (Рим. 1:21).

Итак, триединство открывается нам не только в Писании, оно присуще самой природе явлений действительности. Так как Бог есть Творец и Им все существует, то разумно ожидать, что в структуре мироздания мы также найдем ясную параллель Его качествам. «Небеса проповедуют славу Божию, и о делах рук Его вещает твердь» (Пс. 18:1). То же самое провозглашается в Римлянам 1:20.

Из книги Догматическое богословие автора Лосский Владимир Николаевич

(7) ТРИЕДИНЫЙ БОГ-ТВОРЕЦ И БОЖЕСТВЕННЫЕ ИДЕИ Творение - дело Пресвятой Троицы. Символ веры именует Отца "Творцом неба и земли", о Сыне говорит: "Имже вся быша", Духа Святого называет "Животворящим", (????????). Воля Трех едина, она является творческим действием; поэтому Отец не

Из книги Билейские основы современной науки автора Моррис Генри

Триединый Бог Следовательно, если Божество, по словам авторов Писания, открывается нам во всем творении, мы должны понимать это так, что в творении нам явлен не только Иисус Христос, но и вся Троица. Не только Сын, но и Отец и Дух Святой должны быть видимы в мироздании. Как

Из книги Введение в философию религии автора Мюррей Майкл

Из книги Иисус Христос и библейские тайны автора Мальцев Николай Никифорович

3. Иудеи и триединый Святой Дух Через Святой Дух апостолы познали великую тайну Отца Небесного. Святой Дух убрал из подсознания их человеческих душ нечистые плевелы близкого окружения духовных семян Саваофа, Яхве и Иеговы. Защитная изоляционная оболочка нечистого духа

Из книги Молитвы на озере автора Сербский Николай Велимирович

10. Триединый Господи, очисти зеркало души моей К языку молчаливому и уму созерцательному приближаешься Ты, Жених души моей, Душе Истины. От велеречивых уклоняешься Ты, словно лебедь от бурного озера. Словно лебедь, плывешь Ты по тишине сердца моего и делаешь его

Развод