Зачем подковывают лошадей. Как правильно подковать копыта лошади, и зачем это нужно

Современный образ жизни значительно отдалил нас от традиционных форм ведения хозяйства. Иногда мы не можем разобраться в элементарных вопросах, ответы на которые для наших предшественников были вполне очевидными. Один из таких - зачем подковывают лошадей? В дикой природе лошади прекрасно обходятся без подков и не страдают от этого. Для того чтобы ответить на этот вопрос, нужно обратиться к истории.

В дикой природе лошади действительно не нуждаются в специальном уходе. Копыто скакуна устроено так, что его твердая ткань способна к регенерации. Изнашиваясь в ходе повседневного движения, она медленно восстанавливается, чем обеспечивает надежную защиту ногам лошади. Мягкий грунт, трава и возможность выбора маршрута движения обеспечивают диким лошадям возможность комфортно существовать без особого ухода на протяжении всей жизни. А значит, особая защита копыт в природных условиях не нужна.

Но одомашниванием лошадей человек внес свои коррективы в условия их жизни. Неестественная среда обитания и отсутствие необходимости добывать пищу самостоятельно существенно повлияли на здоровье травоядных. К тому же теперь мустанг стал главным помощником в переносе грузов, и маршрут его движения проходил не по мягким травяным покрытиям, а по грунту дорог. Слишком медленный процесс регенерации твердой ткани копыт приводил к тому, что рысаки начинали хромать, а иногда и вовсе отказывались передвигаться, потому что любое движение приносило им боль.

Стало абсолютно очевидно, что скакунам нужна помощь. Именно поэтому человек был вынужден придумать особую защиту для ног любимого помощника, состоящую из подков. Они защищают копыта лошади и сводят их износ к минимальным значениям.

История подковы

Общепризнанным считается первенство жителей Азии в изобретении «обуви» для лошадей. Конечно, она совсем не была похожа на современные подковы, ведь ее смастерили задолго до начала нашей эры. Первые подковы выглядели, как кожаные или тростниковые башмаки, которые крепились к ноге коня с помощью специальных ремней и веревок. Такая обувь была очень недолговечна и не могла полностью решить задачу защиты копыт лошадей. Нужна была постоянная ее смена, что значительно затрудняло повседневную жизнь.

Около II века до н.э. появились железные подковы, которые крепились к копыту с помощью гвоздей, но и они были несовершенными и часто травмировали животное. Их ковка имела много сложностей, и со временем утратила свою актуальность. Роль лошади изменилась, и на ее плечи легла задача стать верным помощником человека в битве. Амуниция всадника при этом становилась все тяжелее. Следовательно, нагрузка на ноги увеличивалась в разы и копыта стирались еще быстрее.

V век н. э. принес лошади важный подарок: была изобретена подкова, наиболее схожая с современной. Она учитывала устройство копыта и была максимально приближена к его форме, ее ковка была значительно усовершенствована. Такая подкова получила широкое распространение в средние века.

Жители всех стран, земли которых когда-либо входили в состав Российской империи, обязаны традициям подковки лошадей Петру I. Именно он в 1715 году издал указ, согласно которому из Европы приглашались учителя-кузнецы, которые должны были обучить местных жителей всем тонкостям своего мастерства. С тех времен подкованная лошадь стала повседневным явлением на нашей территории, а ковка хорошей подковы - особым искусством. Так как подковать лошадь правильно? Разберемся далее.

Подковы сегодня: разнообразие разновидностей

Что собой представляет подкова, ее разновидности и типы могут иметь существенные отличия. Современный мир вносит коррективы во многие сферы жизни как человечества, так и животных.

Еще в начале ХХ столетия люди использовали лошадей как боевых соратников, и наши современники до сих пор находят немецкие образцы подков животных, состоявших в коннице наступавших войск. Но сегодня эти величественные представители мира фауны реализуют другие задачи: они выполняют роли полицейских, спортсменов, работников цирка и многое другое. В зависимости от ситуации, хозяева скакунов выбирают вид подковы. Современный выбор подков достаточно широк, изменилась их ковка, принципы изготовления, и в зависимости от критериев их можно разделить на определенные группы.

По материалу:

  • алюминиевые;
  • пластиковые;
  • железные;
  • резиновые.

По назначению:

  • ортопедические;
  • спортивные;
  • зимние;

Если жеребца готовят к спортивным соревнованиям, то хозяин выбирает для него подковы из специального легкого сплава стали. Он будет надежно защищать копыта мустанга от повреждений, не утяжеляя при этом подъем ноги. Вес такой подковы варьируется в пределах 120-200 г.

Лошадь, которой придется столкнуться с зимними условиями: гололедом, снегом и т. п. - будет подкована особым видом «обуви». Зимние подковы оснащены набором шипов, который повышает уровень сцепления с поверхностью дороги и препятствует скольжению.

Животное, каким-либо образом повредившее ногу, обязательно подковывается ортопедической подковой. Она имеет замкнутую форму и, в зависимости от своего вида, может исправить постав копыта, распределить вес тела коня на копыто или откорректировать его движения.

  • Виды подков в зависимости от материала также имеют широкое разнообразие. Алюминиевые подковы чаще всего применяются на ипподромах для рысаков или скаковых лошадей.
  • Резиновые больше подойдут для особей, которые работают на прокате, так как они причиняют минимальный вред асфальту и дорожкам в парках и скверах.
  • Пластиковые подковы дают возможность не крепить их гвоздями, а просто приклеить к копыту травоядного, поэтому часто находят применение у питомцев с проблемными копытами.

Особенности подковки лошадей

Вполне естественно, что каждый заботливый хозяин думает о том, как подковать свою лошадь. При этом его волнует и другой вопрос: «Больно ли лошади?». Но оснований для волнений нет, ведь фиксация подковы гвоздями в руках умелого кузнеца задевает лишь ороговевшую часть копыта, и нервных окончаний в этой части конечности нет.

Итак, кто же может подковать верного скакуна? Ответ очевиден - делать это самостоятельно не стоит. Лучше обратиться к специалисту, который знает все тонкости процесса.

Прежде всего нужно подобрать подходящий вид «обуви». Ее ковка может быть осуществлена как самим мастером, так и заводским способом.

Подковы для взрослых лошадей существуют 13 стандартных размеров. Если модель и размер уже выбраны, то можно приступать к действию. Многочисленные фото в интернете могут подробно проиллюстрировать весь процесс поэтапно.

  • В первую очередь кузнец должен надежно закрепить ногу питомца, после чего приступить к очистке копыта от опилок и прочих загрязнений. Дикий нрав некоторых особей проявляется уже на этом этапе, поэтому при необходимости мастер может применить легкий наркотик.
  • Сам процесс чистки осуществляется с помощью специального крючка. Он всегда есть в арсенале коваля и хранится там же, где и остальные инструменты мастера - в специальном чемодане вместе с рашпилем, копытными ножами разных видов, щипцами, гвоздями и прочим.
  • Когда копыто очищено от загрязнений, кузнец с помощью щипцов срывает старую подкову и приступает к шлифовке самого копыта: обрезает наросший слой ороговевшей ткани и лишние куски стрелки.
  • Лошадиная качественная подкова примеряется к подготовленному копыту и, если того требует ситуация, подгоняется кузнецом под размер копыта конкретной особи.
  • Подкова крепится с помощью гвоздей, острый конец которых после фиксации подков виден снаружи копыта. Их коваль чуть позже загибает и удаляет специальным инструментов.
  • На финальной стадии подковный зацеп пригоняется к копыту, рашпилем сравниваются края копыта и подковы, после чего лошадь может похвастаться новым комплектом обуви!

Сказать, сколько времени забирает весь процесс, очень сложно, поскольку каждый случай строго индивидуален. Для этого нужна особая сноровка специалиста, ведь подковывание - тяжелый физический труд, посильный не каждому. Разобравшись с вопросом, зачем нужен подков, можно смело приступать к процедуре.

1. Ледоходный шип XI-XV вв.
2. Подкова. XI-XVII вв. (в Подмосковье - XV-XVII вв.)
3. Подкова. XV-XVII вв. Такой подковой ковались по большей части
гужевые лошади: у нее выражена функция предохранения копыта лошади.
4. Подкова. XVI-XVII вв. Она уже защищала все копыто лошади, что сближало ее с общеевропейской традицией.
5. Подкова. XVI-XVII вв. Относится к старогерманскому (шведскому) типу подков. Отличается заостренными задними шипами.
6. Подкова. XVI-XVII вв. Относится к цетральноевропейскому типу подков.
Ее, как европейскую, выдает отсутствие шипов, которое не свойственно российской традиции. Роль шипов в этом случае играет
проделанная по всему контуру гвоздевая дорожка. Желобок, соединяющий отверстия для утопления подковных гвоздей, является индикатором того, что подкова сделана не ранее XVI в.

7, 8. В России подковы такого типа появились в XVI в. Первые из них, как и большинство европейских, представляли собой трехчетвертной овал с двумя задними шипами. Скорее
всего, к концу века на них начинают появляться желобок, соединяющий отверстия для утопления подковных гвоздей, и третий передний шип. Для
подков этого типа в XVI-XVII вв. характерны почти равное отношение ширины к длине, ширина металла в зацепной части 4-6 см, толщина 0,4-0,6 см. Тенденции развития привели к увеличению длины по отношению к ширине на 1-2 см, уменьшению ширины металла в зацепной части до 2-3 см и увеличению толщины до 0,7-1 см (,8).
9. Подкова с широкой верней частью. XVI-XVII вв.
10. Подкова. XIX-XX вв. Относится к варшавскому типу подков. Применялась для подковывания лошадей, выполнявших гужевые работы. Занесена в период Отечественной войны 1812 г. После присоединения Польши к России применялась повсеместно. Поздние подковы снабжены желобками для резиновых прокладок, которые препятствовали скольжению лошади при передвижении по камням и асфальту, а в жаркие дни не позволяли подкове проваливаться в асфальт и не портили дороги.
11. Подкова. XIX-XX вв . Для ковки скаковых лошадей.
12. Подкова. Конец XIX - начало XX в. Германия.
13. Подкова со сменными вкручивающимися шипами , изготовленная заводским способом
на механических станках. Согласно стандарту подковы для верховых
лошадей изготавливались с двумя резьбовыми шиповыми отверстиями, по одному на конце каждой ветви, а подковы для упряжных лошадей имели еще и третье резьбовое
отверстие для зацепного шипа. На каждой подкове ставили клеймо завода ("ЮЗ" - Юризанский завод или "КМ" - Красный металлист); номер подковы (всего существовало 10
номе-ров); и на какие ноги она предназначалась ("П" - передние или "З" - задние, левые и правые подгонялись по месту).

Рис. 14. Толстая дорожная подкова с десятью гвоздевыми отверстиями и четырьмя от винтовых шипов: два в зацепной части и по одному в пяточных концах. Подобными подковами ковались лошади артиллерийских частей Вермахта.
Рис. 15 Подкова в виде трехчетвертного овала с шестью гвоздевыми отверстиями. Желобок, соединяющий отверстия для подковных гвоздей, у нее был выражен слабо, шипы сформированы за счет загиба пластины. Подобные подковы характерны для казачьих и польско-литовских войск 16-17 веков.
Рис. 16 Подкова в виде овальной пластины с овальным отверстием по середине. Гвоздевых отверстий в ней было по три с каждой стороны, а сами гвозди - с заостренными шляпками, заменяющими шипы. По европейской классификации она относится к типу так называемых восточных подков. Находки их на территории Юго-Восточной Европы связывают с экспансией Османской Турции 16-17 веков. Для России данный тип подков не характерен, но иногда все таки встречается.

Не каждый из нас знает, для чего подковывают лошадь, ведь в дикой природе животные прекрасно обходятся без этого. Так зачем подковывают лошадей?

Кони изначально были дикими животными. Они передвигались по траве и мягкому грунту, а скорость регенерации копыт была достаточна для образа жизни, не предусматривающего лишних нагрузок, что обеспечивало комфортное существование без вмешательства человека. Но после одомашнивания животному приходилось работать в неестественных для него условиях, например, в городах. Копыта лошадей стали изнашиваться гораздо быстрее, не успевая при этом отрастать, а длительное пребывание в стойлах сделало копыта животного мягче и податливее.

Так как копыто играет огромную роль в жизни лошади , то повреждённое оно приводит к снижению работоспособности животного и причиняет ему боль, более того, может привести к серьёзным проблемам, связанным с полноценным передвижением. Помимо защиты копыта, подкова помогает животному не скользить на мокрой поверхности и делает комфортнее передвижение лошадей с травмами ног.

История изобретения «лошадиной обуви» уходит в далёкий III век. Кажется, что подкова по своему устройству весьма проста, но между тем было создано немало изобретений для защиты копыта лошади, первоначальный вид которых даже отдалённо не напоминал приспособления, используемые нами сегодня. Они были похожи на башмаки, сделанные из кожи или тростника. И только в V веке появились первые прототипы подков, использующихся в наши дни.

Перед тем как ответить на вопрос, как подковывают лошадь, необходимо узнать, какие виды подков существуют. Все они предусмотрены для использования в разных сферах деятельности лошади. Выбор их зависит также и от породы животного и состояния его копыт.

По назначению подковы разделяют на несколько групп:

  • спортивные
  • зимние
  • ортопедические
  • стандартные

Для жеребца, готовящегося к соревнованиям, выбирают спортивные, выполненные из лёгкого сплава стали являющиеся почти невесомыми. Вес таких подков составляет приблизительно 120–200 грамм . Они надёжно защищают копыто кованого животного от повреждений, не утяжеляя его.

Зимние подковы являются незаменимыми в холодное время года и предназначены для скачек в неблагоприятных условиях. Они оснащены рядом шипов, которые помогают добиться большей устойчивости лошади и препятствуют скольжению животного на льду .

Животное с повреждённой ногой должно быть подковано специальными ортопедическими подковами, которые подбираются в соответствии с видом повреждения и индивидуальной формой копыта. Их задачей является уменьшение дискомфорта при ходьбе и способствование быстрому заживлению. А также они используются в случаях, когда необходимо исправить постав ног лошади.

Ширина стандартной лошадиной подковы составляет 22 мм, а высота равна 8 мм. Следует заметить, что верхняя часть должна быть идеально ровная, а нижняя может быть оснащена шипами, иметь как ровную так и полукруглую форму.

Разнообразны и материалы, из которых изготавливаются современные подковы.

  • резиновые
  • железные
  • пластиковые
  • алюминиевые

Резиновые используются для лошадей, работающих на прокате, ведь они менее всего вреда доставляют дорожкам в парках и аллеях.

Пластиковыми пользуются животные, у которых наблюдаются проблемы с копытами. Они удобны в использовании, ведь достаточно просто приклеить их к ноге лошади, не травмируя его при этом.

Алюминиевые же подковы используются для коней, участвующих в скачках.

Многие владельцы задают вопрос: «Больно ли лошади, когда её подковывают?». Поэтому важно отметить, что хозяевам не следует беспокоиться за своих питомцев, потому как ковка не причиняет животному боли или же дискомфорта.

Если говорить о том, как часто следует подковывать лошадей, то обычно процесс повторяют через 30–40 дней , но всё зависит от того, где и при каких условиях животное работает, ведь на каменистых почвах и при больших нагрузках копыта изнашиваются многим быстрее.

Подковка лошадей является целым искусством и следует обратиться к кузнецу, человеку, знающему своё дело, чтобы не навредить животному.

В процессе ковки используются следующие инструменты и материалы :

  • обсечка
  • ухналь
  • рашпиль
  • копытный нож
  • ковочный молоток
  • гвозди для подков
  • ковочные щипцы
  • пробойник
  • кромкообрезные кусачки
  • щипцы для загибания барашков
  • пуансон для гвоздей
  • подкова

Гвозди для ковки изготавливаются из стали, и бывают шести номеров, 4–9.

Перед тем, как приступить к процессу ковки, кузнецу следует установить доверительные отношения с животным. Для этого мастер слегка постукивает по копыту коня, имитируя ковку. После того, как животное привыкает к громким звукам и новым ощущениям, можно смело браться за дело.

Выполняется она в несколько этапов :

  • Животное необходимо вывести на ровную площадку, оно должно осматриваться в абсолютном спокойствии
  • Удалить старую подкову. Лёгкими движениями молотком по головкам гвоздей мастер ослабляет их связь с подковой, затем убирает барашки .
  • Очистить копыта. Процесс чистки осуществляется при помощи специального крючка.
  • Снять мерки для ковки подков

Существует 13 стандартных подков для лошадей и в том случае, если модель и размер уже выбраны, то кузнец начинает выполнять основную часть работы - ковку лошади.

  • После удаления различного рода загрязнений кузнец шлифует копыто и удаляет ороговевшие ткани
  • Производится подгонка подковы. Существует два метода подгонки: холодный и горячий . Первый приносит меньше беспокойства лошади, но так как горячий является более точным, то его используют чаще.
  • Новая подкова крепится при помощи специальных гвоздей, которые называются ухнали. Они видны после завершения процесса на наружней части копыта. После того как все гвозди были прикреплены, мастер отрезает их при помощи специальных клещей.

После окончания процесса, кованую лошадь необходимо осмотреть. Для того, чтобы понять комфортно ли животному с новыми подковами, следует пустить его сначала шагом, затем рысью. Кованое животное должно бежать ровно, не спотыкаясь. Если стало заметно, что ковка лошади выполнена с дефектами, их немедленно устраняют.

Необходимо понимать, что подкованные кони отнюдь не роскошь, а необходимое условие для комфортного существования животного, на котором хозяевам не стоит экономить!

Внимание, только СЕГОДНЯ!

В то время, как дикие лошади могут перемещаться на многие километры каждый день без какой-либо защиты своих копыт, одомашненным лошадям необходимы подковы для защиты их ног от травм и увеличения их эффективности в качестве рабочих животных. Люди, умеющие подковывать лошадей, называются кузнецами. Изучение основных навыков кузнеца - хорошее подспорье практически для любого владельца лошади, так как подковы необходимо менять через каждые 4-8 недель, и затраты на наем профессионала могут быть достаточно высоки.

Шаги

Часть 1

Подготовка копыт лошади к ковке

    Поднимите ногу лошади для подготовки к ковке. При подковке лошади для вашей безопасности и комфорта коня важно поднять ногу лошади в удобное для нее положение. Ласково похлопайте лошадь по крупу, чтобы она увидела, что вы рядом. Чтобы поднять ее ступню, опустите руку к ее ноге, возьмитесь за связку над ступней и поднимите копыто. Лошадь должна переместить свой центр тяжести на другие три ноги.

    • Во время работы удерживайте ногу на месте, прижав свое бедро между скакательным суставом и голенью. Запустите копыто между своих ног и зажмите коленями так, чтобы подошва копыта была перед вами. Поддерживайте копыто одной рукой. Это эффективно блокирует ногу лошади, и она не может ударить вас ногой или поставить ее на землю.
  1. Удалите подковы, которые остались на копытах лошади. Чтобы удалить подкову, для начала уберите заклепки с помощью обсечки и молотка. Поставьте лезвие обсечки на заклепку, затем ударьте по ней молотком, чтобы ослабить заклепку. Затем используйте металлические съемники, чтобы ослабить заклепки и снять подкову. Обхватите губками съемников внешнее основание подковы и раскачайте, чтобы ослабить подкову. То же самое сделайте для внутреннего основания подковы. Делайте это, пока подкова не снимется.

    • Есть некоторые альтернативные способы снятия заклепок. Вы можете воспользоваться камнем и отверткой с плоской головкой, чтобы разогнуть заклепки, или если вы достаточно осторожны, чтобы не проделать дыру в копыте животного, вы даже можете воспользоваться напильником и спилить загнутые концы заклепок.
  2. Почистите нижнюю часть копыта. Для сохранения здоровья и безопасности вашей лошади, не оставляйте грязь и остатки старой подковы между подошвой копыта и новой подковой. Так что, перед тем, как подковать лошадь, удалите всю грязь, глину, камни, навоз с подошвы копыта с помощью пробойника движениями сверху вниз от задней части копыта к передней. После этого воспользуйтесь щеткой с металлической щетиной для дополнительной очистки.

    • Будьте осторожны вокруг стрелки копыта - это треугольная впадина в центре копыта. Эта часть очень чувствительна.
  3. Для удаления отслоившегося, ороговевшего слоя подошвы копыта воспользуйтесь копытным ножом. Как правило, перед тем, как подковать лошадь, жесткий, потемневший, ороговевший слой подошвы необходимо счистить до более светлого и нежного слоя, подобно тому, как обрезают ногти человека. Не режьте слишком глубоко, так как можно ранить лошадь или даже на время покалечить ее, подобно тому, как если слишком коротко обрезать ногти человеку.

    • Этот процесс пройдет значительно проще, если копытный нож хорошо заточен. Также будьте осторожны при выполнении этой работы, так как лезвие может соскочить и поранить вас.
  4. Обрежьте излишние части роговой стенки копыта с помощью щипцов для обрезки копыт. Роговая стенка копыта должна выпирать на 7,5 - 3/4 см от линии роста волос над самим копытом. Если она длиннее, воспользуйтесь набором щипцов (по существу, огромными кусачками для маникюра), чтобы обрезать край копыта до подходящей длины.

    • Когда обрезаете щипцами копыто, не забудьте сделать поверхность обрезаемых краев копыта прямой и ровной, чтобы она составляла с землей одну линию при ходьбе. Отрезайте с каждой стороны от задней части копыта к передней.
      • Исключением могут быть случаи, если у лошади неравномерная поступь, - тогда обрезайте меньше от копыта с той стороны, которая сильнее изнашивается. Будьте внимательны при этих особенностях, и если не уверены в чем-то, лучше посоветуйтесь с опытным кузнецом.
  5. Воспользуйтесь напильником для сглаживания и выравнивания подошвы. Последнее, что нужно сделать при подготовке копыт лошади к ковке, - это убедиться, что подошвы копыт ровные, гладкие и плоские. С помощью напильника осторожно удалите все неровности на подошвах, заботясь о том, чтобы не сильно уменьшить копыто и не нанести раздражение копытной стрелке.

    Часть 2

    Подковка лошади
    1. Примерьте подкову к копыту. Как и человеческие ступни, ступни лошади могут быть разных размеров, и поэтому для разных лошадей нужны подковы разных размеров. Перед тем, как начнете, убедитесь, что у вас есть все необходимые размеры подков. Не забывайте, что передние и задние ступни лошади разной формы, так что для каждой ноги нужна своя подкова.

      • Если вам необходимо выбирать между слишком большими и слишком маленькими подковами, выберите те, что больше. Их можно погнуть, придать форму и уменьшить до меньшего размера, в то время, как маленькие подковы никак не увеличишь.
    2. По необходимости, подправьте форму подков. Зачастую даже при правильном размере подковы не всегда идеально подходят к подошвам копыт, и их нужно подправлять. Как и человеческие ступни, ступни лошади могут быть асимметричными или неровными. Есть несколько способов придания нужной формы подковам. Если вы компетентный мастер по работе с металлами, вы можете нагреть подкову, пока сталь не станет настолько мягкой, что ее можно будет согнуть и подогнать под размер копыта. Или вы можете придать форму подкове методом холодной формовки на наковальне, используя молоток и клещи. Некоторые кузнецы выбирают совсем другой путь, - они обтачивают подковы с помощью напильника или точильного станка до нужной формы\размера.

      • Подходящие подковы должны плотно прилегать к подошве копыта. Может понадобиться некоторое время, прежде чем вы придадите подкове нужную форму.
    3. Зафиксируйте подкову на копыте с помощью гвоздей. Установите подкову так, чтобы она идеально прилегала к кромке копыт, затем установите гвозди в отверстия в подкове, чтобы прикрепить ее к копыту. После этого позаботьтесь о том, чтобы не поранить или не стреножить лошадь. Вкручивайте гвозди в копыто лошади под тупым углом, направленным наружу от центра, так, чтобы гвоздь прошел через верх роговой стенки копыта. Не вкручивайте гвозди в чувствительную внутреннюю часть копыта. Для упрощения процесса можно использовать специально разработанные подковные гвозди, у которых есть скошенный угол среза с одной стороны, с помощью которого гвоздь направляется в роговую стенку. Для таких гвоздей производитель, как правило, маркирует ту сторону гвоздя, которая должна быть в центре (по направлению к копытной стрелке) - это помогает удостовериться, что гвоздь пойдет в нужном направлении.

      • Для некоторых современных подков используют клей вместо гвоздей для закрепления подков на копытах. Если вы боитесь поранить лошадь, можете попробовать эту альтернативу. Обратите внимание, что способы применения подков “под клей” могут отличаться, - проконсультируйтесь с производителем или опытным кузнецом для получения развернутой информации.
    4. Загните и удалите торчащие концы гвоздей. Когда каждый гвоздь установлен на свое место, загните концы гвоздей к роговой стенке копыта с помощью раздвоенного конца головы молотка. Затем открутите кончики или отломайте с помощью щипцов. Оставьте примерно 0,5 см загнутого кончика гвоздя над отверстием, по направлению к носку. Таким образом, гвоздь сможет удерживать подкову на месте и не причинит вреда своими острыми концами ни вам, ни лошади.

В природе лошади ходят там, где им удобнее. Поэтому их копыта слишком быстро не истираются. Совсем другое дело, когда животное используется для верховой езды либо для выполнения каких-либо работ. В этом случае копыта могут за короткий промежуток времени истончиться или изменить форму. Исправляют ситуацию путем подковки. Никакой боли эта процедура животному не доставляет. Копыта же его остаются целыми длительное время. Ну и разумеется, подкованная лошадь во время работы чувствует себя гораздо комфортнее.

Немного истории

Защищать копыта лошадей металлом люди начали очень давно — еще в первом веке нашей эры. Однако в то время использовались не подковы, а специальные железные чехлы. Конечно же, в такой «обуви» животное чувствовало себе не слишком удобно. Собственно сами подковы начали использовать кельты. Позднее, в шестом веке, эту традицию переняли германцы, славяне и вандалы. В те времена также считалось, что подкованная лошадь (фото таких животных можно видеть на этой странице) работает лучше.

Этапы подковки

Саму эту процедуру выполняют люди довольно-таки редкой на сегодняшний день профессии — кузнецы. Для того чтобы подкованная лошадь чувствовала себя комфортно, производиться процедура, конечно же, должна по определенной технологии. Делают подковку в несколько этапов:

    Животное осматривают в покое и движении. Предварительно лошадь ставят на ровную площадку для определения постановки ее ног.

    Снимают старую подкову.

    Выравнивают копыта.

    Снимают мерку.

    Подгоняют подкову.

    Прибивают ее.

Какие инструменты используются?

Итак, давайте посмотрим, как правильно подковать лошадь. Прежде всего, конечно же, нужно подготовить все необходимые инструменты. Производится подковка лошадей с применением:

  • копытного рашпиля;

    ковочного молотка;

    копытных клещей и ножа;

    шипового ключа.

Как снимают подкову?

Перед выполнением этой процедуры кузнец зажимает ногу животного между колен таким образом, чтобы голень оказалась перед ним. Далее он поднимает конечность лошади вверх и обрубает либо отгибает обсечкой барашки. Собственно сама процедура снятия подковы выглядит так:

    Ковочные клещи помещают между подковой и копытом в пяточной части.

    Их ручки направляют вниз, оттягивая подкову поочередно на одной и другой ветви.

    Молотком подбивают подкову назад.

    Захватывают клещами вышедшие головки гвоздей и вытягивают из копыта наружу. Начинают эту процедуру обычно с пяточной части.

Обрезка подошвы

Роговая часть копыта у лошадей быстро отрастает (примерно как ногти у людей). Причем иногда не слишком равномерно. Поэтому перед креплением подковы подошву следует выровнять. Помимо всего прочего, эта процедура в отдельных случаях позволяет подкорректировать неправильную постановку ног животного. Подкованная лошадь, имеющая подобный дефект, может использоваться в работе интенсивнее. Производят обрезку копыт с использованием рашпиля по направлению от пяточных частей. При этом удаляют только потрескавшийся мертвый рог (оставляя его тонкий слой). Выполнять обрезку следует максимально аккуратно. Если с копыта будет снят слишком тонкий слой, в последующем рог может обломиться. Если же кузнец, наоборот, «перестарается», лошадь при использовании в работе может травмироваться.

Снятие мерки

Подковы для лошадей изготавливаются на месте либо приобретаются готовыми. Размер их бывает разным (от 0 до 8). Для передних и задних копыт используются неодинаковые подковы. Мерка снимается обычно с использованием прутика или линейки. Для подборки правильной подковы следует знать ширину подошвы в двух местах, а также ее длину от одного из пяточных узлов до середины зацепа.

Подгонка подковы

Эту процедуру следует производить в обязательном порядке. При этом нужно соблюдать главное правило: подкова подгоняется к копыту, а не наоборот. Металл после подковки должен прилегать к копыту максимально плотно. Достижение этого и является основной целью подгонки. Гвозди на подкове должны располагаться напротив белой линии. Также при выполнении подгонки следует добиться того, чтобы в боковых и зацепной частях металл выступал за пределы копыта на 0.5-1 мм, на пятке — на 3 мм, от пяточных углов на 4-8 мм у верховых животных и на 10-15 мм у упряжных.

Крепление

Гвозди для подковки могут использоваться разной длины. Забивают их в копыто легкими ударами молотка. Предварительно подкова закрепляется двумя гвоздями. Затем кузнец опускает ногу лошади и проверяет правильность ее расположения. Смещения устраняются легкими ударами молотка. После того как подкова примет нужное положение, ее закрепляют оставшимися гвоздями.

Хорошо подкованная лошадь работает гораздо лучше. Но в любом случае эту операцию нужно периодически повторять. Промежуток времени между заменой подков зависит в первую очередь от того, в каких условиях работает животное, а также от скорости роста рогового слоя копыт. Обычно перековывают лошадей один раз в месяц-полтора.

Итак, мы с вами выяснили, как подковать лошадь. Для начинающих мастеров кузнечного дела, надеемся, эта информация будет полезна. Главное при выполнении подковки — это хорошо выровнять подошву копыта и правильно закрепить подкову.

Развод