Гусеничный тягач мтлб. Многоцелевой тягач лёгкий бронированный (МТ-ЛБ)

МТ-ЛБ… Эта аббревиатура прочно закрепилась в лексиконе наших военных. Появление МТ-ЛБ – многоцелевых легких бронированных транспортеров – было вызвано велением времени. И действительно: танкисты на поле боя передвигались на своих грозных машинах, мотострелки – на БТР и БМП, артиллеристы крупнокалиберной самоходной артиллерии были защищены броней САУ. А что оставалось делать тем, у кого на вооружении находились несамоходные пушки? Ездить на грузовиках? Можно было. Но… Не всякий грузовик потянет, например, 100-мм противотанковую пушку или 122-мм гаубицу, особенно на слабонесущем грунте. И потом: как защитить расчет орудия? Ехать ему в кузове машины, как говорится, с ветерком, конечно, комфортно. Но это – в тылу. А на передовой? Когда кругом свистят пули и осколки снарядов? Сам собой напрашивался вывод: нужна броня. И она появилась: в 1964 году увидел свет многоцелевой транспортер легкий бронированный МТ-ЛБ. Создали его конструкторы Харьковского тракторного завода под руководством А.Ф. Белоусова. В 1966 году началось серийное производство МТ-ЛБ.

«Рабочая лошадка» для армии

То, как эти машины появились в армии, было совсем необычно. Раньше вся перспективная техника создавалась сначала для нужд укрепления обороноспособности страны, а уж потом ее приспосабливали для использования в народном хозяйстве. С МТ-ЛБ все получилось с точностью до наоборот. Когда было принято решение снять с вооружения устаревшие гусеничные артиллерийские тягачи АТ-П, производившиеся с 1949 года, заменить их сразу оказалось нечем. Необходимо было быстро создать новую, более совершенную машину. Конструкторы решили сэкономить время и деньги, взяв за основу будущего армейского тягача легкий транспортер МТ-Л, успешно эксплуатировавшийся в народном хозяйстве. Собственно, особой доработки и не требовалось: нужно было только «облачить» МТ-Л в бронированный корпус и внести кое-какие чисто специфические коррективы в конструкцию.

Машина сразу пришлась военным ко двору. Она снимала множество проблем. Теперь любые артсистемы весом до шести с половиной тонн были обеспечены своей тягой, а расчеты надежно защищены: сварной водонепроницаемый корпус тягача, изготовленный из катаных броневых листов, отражал как пули стрелкового оружия, так и осколки мин и снарядов. Более того, новый транспортер перевозил практически весь спектр военно-технического имущества, начиная от боеприпасов и заканчивая, грубо говоря, дровами для полевой кухни. Для бронемашины были разработаны специальные прицепы, что повышало функциональность МТ-ЛБ.

Многоцелевой тягач имеет три отделения: управления, силовое и грузовое. Отделение управления располагается в передней части. В нем находятся сиденья двух членов экипажа: слева – механика-водителя, справа – командира. Командир помимо своих основных выполняет обязанности пулеметчика: 7-62-мм пулемет ПКТ вмонтирован во вращающуюся коническую бронированную башенку прямо над его головой. Попадают в машину командир и механик-водитель через люки в верхней части корпуса МТ-ЛБ.

Обзор командиру и механику-водителю обеспечивают лобовые стекла, которые в боевой обстановке закрываются стальными крышками. В этом случае у членов экипажа имеется по три призменных смотровых прибора ТНПО-170-А. Командир для наблюдения за местностью пользуется к тому же специальным прицелом. Для езды ночью на МТ-ЛБ можно устанавливать прибор ночного видения с инфракрасной подсветкой.

Силовое отделение находится сразу за механиком-водителем и состоит из мощного дизельного двигателя с системами обслуживания, помещенного в специальный шумопоглощающий кожух. Поначалу на МТ-ЛБ устанавливался 8-цилиндровый 4-тактный V-образный дизель жидкостного охлаждения ЯМЗ-238В, имевший весьма приличные характеристики. Его мощность составляла 192 кВт (260 л.с.), а показатель удельной мощности равнялся 19 кВт/т, что по тем (да и по нынешним) временам было весьма неплохо. В настоящее время МТ-ЛБ также комплектуются ярославскими двигателями, только более современными – ЯМЗ-238ВМ, ЯМЗ-238ВЗ и другими модификациями.

Двигатель занимает не все место за экипажем. Прямо за командиром имеется проход в грузовое отделение. Вдоль прохода установлены топливные баки, которые используются в качестве сидений для десанта. В грузовом отделении также есть сиденья. Когда предстоит перевозка грузов, они складываются. Чтобы десант во время боестолкновения мог помочь командиру огнем, в бортах тягача имеются амбразуры для стрельбы из стрелкового оружия. Посадка в МТ-ЛБ и высадка из нее бойцов осуществляется через кормовые двери и люки в крыше корпуса. Тягач рассчитан на размещение внутри до одиннадцати десантников.

Ходовая часть машины состоит из 12 опорных катков (по шесть с каждого борта), двух направляющих и двух ведущих колес. Ведущие колеса, расположенные спереди, имеют съемные зубчатые венцы, что позволяет быстро заменить их в случае необходимости. Подвеска МТ-ЛБ – торсионная. Коробка передач – шестискоростная. Управляется тягач с помощью двух рычагов. Кстати, об управлении. Тягач имеет уникальное свойство: он может развернуться практически на месте. Это создает ему большие преимущества на труднопроходимой местности, например в лесу или в горах.

Легкобронированный тягач обладает завидными скоростными качествами, передвигаясь со скоростью до 60 км/ч по шоссе. Он способен преодолевать 2,5-метровые рвы и вертикальные стенки высотой 80 сантиметров.

МТ-ЛБ – плавающая машина. Перед преодолением водной преграды на ней спереди поднимается волноотражающий щиток, удлиняется воздухозаборная труба, а сзади в рабочее состояние устанавливаются гидродинамические решетки. Движение на плаву осуществляется за счет перематывания гусениц. Вода, попадающая внутрь машины, откачивается высокопроизводительной – до 450 литров в минуту – помпой. Тягач может продолжать дальнейшее движение даже при значительной потере плавучести. Он способен преодолевать водные преграды, имея на борту до двух тонн полезных грузов.

Как и все отечественные боевые бронированные машины, многоцелевой тягач оборудован отопителем и фильтровентиляционной установкой.

Одним из немногих недостатков машины явилась слабая броневая защита. Толщина брони составляет всего десять миллиметров. От шальных осколков и попаданий обычных пуль легкого стрелкового оружия она, как отмечалось выше, спасает. Но вот от прицельной стрельбы бронебойными патронами, особенно крупнокалиберными, защиты уже нет. Конструкторам пришлось делать сложный выбор: либо скорость, маневренность, проходимость, либо тяжелая бронезащита. Предпочтение, причем совершенно сознательно, было отдано первым качествам – ведь МТ-ЛБ все же тягач, хоть и военный, а не бронетранспортер. Забегая вперед, скажем, что со временем были предприняты определенные усилия для увеличения защитных свойств этой прекрасной боевой машины.

Основные тактико-технические характеристики МТ-ЛБ

Экипаж, чел.

Десант, чел.

Масса машины, т

Масса буксируемого прицепа, т

Грузоподъемность, т

Длина, мм

Ширина, мм

Высота, мм

Клиренс, мм

Двигатель:

– тип, марка

дизельный, ЯМЗ-238В

– мощность, кВт (л.с.)

Скорость движения, км/ч:

– максимальная

– максимальная с прицепом

– средняя с грузом и прицепом

– на плаву

Максимальный угол, град.:

– подъема

Запас хода по топливу, км

Вооружение

7,62-мм пулемет ПКТ

Боекомплект

2.500 патронов

На фото: МТ-ЛБ занимает позицию на одном из горных перевалов в Дагестане, август 1999 г.

Бронированный долгожитель

Итак, на вооружение армии был принят МТ-ЛБ – многоцелевой транспортер легкий бронированный, уже при жизни ставший не только армейской «рабочей лошадкой», любимой за простоту и надежность в эксплуатации, но и поистине легендой Советской, а затем и Российской армии. Почему легендой? Судите сами.

Наверное, в том далеком 1964 году, когда в конструкторском бюро Харьковского тракторного завода под руководством Анатолия Белоусова на базе «гражданского» легкого транспортера МТ-Л был создан знаменитый МТ-ЛБ, специалистам и в голову не могло прийти, какая долгая жизнь уготована этой бронемашине. Никто, вероятно, и помыслить не мог, что она полвека будет находиться в боевом строю, что завод выпустит ее огромной серией – свыше двух десятков тысяч экземпляров – и что на базе МТ-ЛБ – внимание! – будет создано около 90 модификаций! Такого, пожалуй, история танкостроения не знала!

Об основных тактико-технических характеристиках базовой машины уже было сказано выше. Надо сказать, что они не сильно изменились со временем. Конечно, совершенствовались агрегаты и узлы, на МТ-ЛБ устанавливались новые, более «продвинутые» дизельные двигатели, но в основном эти изменения были «косметическими», поскольку сама по себе база бронированного тягача оказалась близкой к идеальной, позволившей устанавливать на ней самые разнообразные комплексы вооружений и использовать машину для самых широких армейских нужд.

Уже в самом начале «жизненного пути» у МТ-ЛБ появилась модификация МТ-ЛБВ, главное отличие которой от базовой машины состояло в ширине гусеничных траков. Вместо стандартных 350 мм, ширина гусеницы составила целых 565 мм. Модифицированный тягач легко преодолевал болотистую местность, был незаменим в северных районах или при действиях в условиях значительного снежного покрова. И это неудивительно – его удельное давление на грунт вместо 0,48 кгс/ кв. см стало равняться 0,28 кгс/кв. см, что было меньше удельного давления человека на грунт!

Шасси МТ-ЛБ было использовано при создании около двадцати образцов различной боевой и вспомогательной техники.

Одним из них стал самоходный зенитный ракетный комплекс ближнего действия . В ходе эксплуатации этот комплекс неоднократно подвергался модернизации, один из последних вариантов – «Стрела-10М3» – был принят на вооружение в 1989 году. ЗРК мог вести успешную борьбу с самолетами на высотах от 25 до 3.500 м, летящих на встречных курсах со скоростями до 415 м/с и до 310 м/с – вдогон, вертолетами со скоростями полета до 100 м/с, крылатыми ракетами со скоростями полета до 200-250 м/с, беспилотными летательными аппаратами со скоростями от 20 до 300 м/с на высотах от 10 до 2.500 м. Боевая часть массой 5 кг оснащалась стержневыми поражающими элементами.

В настоящее время в России проведена глубокая модернизация ЗРК «Стрела-10», вылившаяся в новый комплекс малой дальности .

Базу МТ-ЛБ успешно «примерил на себя» и самоходный противотанковый ракетный комплекс . Сначала это был полуавтоматический комплекс второго поколения, ракеты которого управлялись по радиолучу. ПТРК поражал бронированные цели и другие защищенные объекты противника в диапазоне от 400 метров до 5 километров, имел скорострельность 3-4 выстрела в минуту. Боекомплект из 12 выстрелов располагался в механизированной боеукладке барабанного типа. Перезаряжание пусковой установки производилось автоматически. Масса ракеты в транспортно-пусковом контейнере составляла 46,6 кг. Комплекс обслуживался расчетом из двух человек. Со временем на вооружение ПТРК «Штурм-С» стали поступать более совершенные ракеты «Штурм» и «Атака».

По отзывам специалистов, неплохи были станции разведки и засечки позиций стреляющей артиллерии СНАР-10 «Леопард». Антенна РЛС станции обнаруживала летящий снаряд на дальностях до 20 километров, бортовой компьютер по двум точкам траектории рассчитывал место, с которого был произведен выстрел, и передавал данные своей артиллерии, которая и уничтожала вскрытую позицию противника.

Были незаменимы в войсках и машины технической помощи МТП-ЛБ с краном-стрелой грузоподъемностью в полторы тонны, различным ремонтным оборудованием, мощной лебедкой с тяговым усилием почти в 7 тонн, газосваркой.

Отлично зарекомендовали себя в войсках созданные на базе МТ-ЛБ 122-мм самоходные гаубицы «Гвоздика», машины авианаведения «Трель», дорожно-землеройные машины «Восторг», санитарно-эвакуационные машины с медицинским оборудованием для оказания первой помощи раненым, разведывательные химические машины «Кашалот». Последние, кстати, прошли проверку на прочность в условиях почти боевых – им пришлось принимать самое активное участие в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС.

С 1967 года стал выпускаться модернизированный вариант МТ-ЛБ – МТ-ЛБУ, не имевший пулеметной башенки. У этой модификации машины была несколько увеличена длина и высота корпуса, появилось по одному дополнительному опорному катку с каждой стороны. На машине был установлен 300-сильный двигатель, и она стала прародительницей целого семейства специальных машин, насчитывавшего около 70 наименований. Из заводских ворот выходили всевозможные командно-штабные машины и машины управления огнем артиллерии и средствами ПВО, спецмашины для войск радиоэлектронной борьбы, войск связи. Для химических войск было создано несколько модификаций, в том числе комплекс наземной дистанционной химической разведки КДХР-1Н, обеспечивающий дистанционный контроль приземного слоя атмосферы на площади до 75 квадратных километров. Востребованной в войсках оказалась транспортная машина переднего края ТМПК «Мул». Появились машины с установленными на них зенитными установками ЗСУ-23-2, 82-мм минометом «Василек» и т.д.

Многие из становившихся в армейский строй бронемашин имели названия различных животных. И логически «закольцевал» этот «зоосад» разведывательный комплекс «Зоопарк-1» – автоматизированная система обнаружения позиций артиллерии, минометов, реактивных систем залпового огня, стартовых позиций тактических ракет, определения их координат и обеспечения прицельной стрельбы своих огневых средств на дальностях до 45 километров. Технические возможности этого комплекса весьма высоки: его радар с фазированной антенной решеткой способен в условиях активного радиоэлектронного противодействия противника обнаруживать до 70 вражеских позиций в минуту, одновременно сопровождать до 12 целей и выдавать их координаты на командные пункты наших средств уничтожения еще до того, как выпущенные противником снаряды или ракеты поразят определенные им цели. Комплекс «Зоопарк-1» имеет высокую степень автоматизации: его обслуживают всего три человека…

Все бы хорошо, но в 90-х годах прошлого столетия огромный парк МТ-ЛБ Российской армии чуть было не приказал долго жить: основной завод, производивший их, оказался за границей. Оставалось три пути: либо платить огромные деньги за запчасти и ремонт техники братьям-украинцам (единственный оставшийся в России завод по ремонту МТ-ЛБ в городе Белогорске Амурской области не мог справиться с большими объемами работ), либо вообще отказаться от использования МТ-ЛБ, либо организовывать собственное производство многоцелевых транспортеров. Мы пошли по третьему пути. На заводе «Муромтепловоз» сначала стали делать капитальный ремонт тягачей, производить для них запчасти, а потом, по мере накопления опыта, наладили глубокую модернизацию МТ-ЛБ и их модификаций, в основе которой лежало стремление повышения огневой мощи машин. Этого требовала сама жизнь: как-никак за долгие годы службы техника и в особенности вооружение устарели морально.

Необходимо отметить, что после проведения капитального ремонта на «Муромтепловозе» ресурс МТ-ЛБ восстанавливался более чем на 80 процентов. Это объяснялось тем, что на заводе обеспечили стопроцентную замену всех резинотехнических и пластмассовых изделий, имевшихся в машине, всей электропроводки и осветительной арматуры, установили жесткий объективный инструментальный контроль деталей, проходящих дефектацию.

Вскоре в Муроме наладили производство самых современных бронемашин, оснащенных различными комплексами вооружения. Первой ласточкой стал МТ-ЛБВМК с новой башней, в которой устанавливался 12,7-мм пулемет «Корд». Затем появился вариант 6МА, в башне которого, взятой «взаймы» у БТР-80А, начали устанавливать 14,5-мм пулемет КПВТ и 7,62-мм ПКТ. Вслед за вариантом 6МА появился вариант МТ-ЛБ 6МБ, вооруженный 30-мм пушкой 2А72 и 7,62-мм пулеметом ПКТ.

На этом муромчане не остановились и вскоре выдали на-гора вариант 6МБ3, вооружение которого составляли 23-мм автоматическая пушка ГШ-23В, 12,7-мм пулемет «Корд», .

Но и это не было пределом. В настоящее время на «Муромтепловозе» идет напряженная работа по установке на модернизированный МТ-ЛБ различных вариантов комплексов вооружений, включающих пусковые установки современных ПТУР, двухствольные 30-мм автоматические пушки ГШ-30В, ПЗРК «Игла» и т.д.

Изменилась и сама машина: в последних модификациях установлены современный двигатель, новая трансмиссия, механику-водителю теперь не приходится дергать за рычаги – вместо них появился, на манер БМП, элегантный штурвал, оружие в башне стабилизировано в двух плоскостях, управление им осуществляется посредством электроприводов, появились новые прицелы, улучшенная оптика, установки пуска дымовых гранат, другая современная аппаратура.

Одним словом, из оружейного тягача, средства доставки боеприпасов и другого имущества, современный модернизированный МТ-ЛБ превратился в настоящую боевую машину, способную сказать свое веское слово в бою и на равных сражаться с противником.

К сказанному выше остается добавить, что многоцелевые тягачи по лицензии производились в Болгарии и Польше. Причем тамошние конструкторы в свое время тоже воспользовались уникальными возможностями МТ-ЛБ, создав на их базе большое количество модификаций: боевых машин пехоты с различным вооружением, самоходных минометов, противотанковых средств, САУ, командно-штабных, разведывательных, ремонтно-эвакуационных, медицинских и других специальных машин, зенитных самоходных установок, машин технической помощи, инженерной разведки, дистанционного минирования и т.д. О высокой надежности и функциональности наших тягачей говорит и тот факт, что в настоящее время они стоят на вооружении почти трех десятков стран, в том числе государств-членов НАТО.

Основные тактико-технические характеристики модернизированных МТ-ЛБ

Экипаж, чел.

Двигатель:

тип, марка мощность, кВт (л.с.)

дизельный, ЯМЗ-238ВМ (ЯМЗ-238ВЗ)

176 (240) / 228 (310)

Скорость движения, км/ч:

– максимальная по шоссе

– максимальная на плаву

Максимальный угол, град.:

– подъема

Запас хода по топливу, км

Варианты вооружения:

комплектация 6МА

14,5-мм пулемет КПВТ (или 23-мм пушка КПВБ),

7,62-мм пулемет ПКТ

комплектация 6МБ

30-мм пушка 2А72 (2А42),

7,62-мм пулемет ПКТ

комплектация 6МБ3

23-мм автоматическая пушка ГШ-23В,

12,7-мм пулемет «Корд»,

30-мм автоматический гранатомет АГС-30

комплектация 6МБ4

30-мм автоматическая двухствольная пушка ГШ-30В,

12,7-мм пулемет «Корд»,

30-мм автоматический гранатомет АГС-30

Модернизированные МТ-ЛБМ

(МТ-ЛБ 6МА, МТ-ЛБ 6МБ, МТ-ЛБ 6М1Б3, МТ-ЛБ 6М1Б5, БМП МТ-ЛБР6 и пр.)

В конце 50-х годов в КБ Харьковского тракторного завода была начата разработка артиллерийского тягача "объект 6". В 1964 году многоцелевой транспортёр - лёгкий бронированный или МТ-ЛБ был принят на вооружение. МТ-ЛБ предназначался в первую очередь как тягач для буксировки 100мм пушек БС-3 и МТ-12 "Рапира". Машины также использовались для перевозки до 2-х тонн груза и буксировки прицепа массой до 6,5 тонн, а также как санитарныйтранспорт. Для северных и заболоченных районов был созданМТ-ЛБв-снегоболотоходный вариант с расширенными с 350 до 570 мм гусеницами и гидродинамическими и грязевыми щитками. Часто, особенно в северных и дальневосточных районах,МТ-ЛБ и МТ-ЛБв использовались в мотострелковых дивизияхвместо БТРов. На таких машинах вместо поворотной башенки ТКБ-01 устанавливался бронеколпак с крупнокалиберным пулемётом НСВТ. В войсках машина пользовалась заслуженным уважением и любовью.

На базе МТ-ЛБ было создано множество машин: 9А34 и 9А35 Стрела-10, 9М144 Штурм-С,СНАР-10, МТП-ЛБ, 1В13, 1В14, 1В15, 1В16, РХМ "Кашалот", 9С80 "Овод-М-СВ", 9С80-1 "Сборка", 9С737 "Ранжир", 1Л219 "Зоопарк", КДХР-1Н "Даль" и самоходная гаубица 2С1 "Гвоздика".

МТ-ЛБ хорошо показал себя в вооруженных конфликтах и локальных войнах. Наверное, единственный недостаток этих машин - это слабое вооружение, хотя для артиллерийского тягача этого вооружениявполне хватало. В 2000 году этот недостаток был устранён: на ОАО "Муромтепловоз",предприятии, проводившем капремонт МТ-ЛБ, были выпущены 2 новые машины. Точнее 2 варианта модернизации МТ-ЛБ - МТ-ЛБ6МА и МТ-ЛБ6МБ. В первом варианте устанавливается боевое отделенииБПУ-1 от БТР-80 , а во втором - башня, разработанная по теме "Буйность" от БТР-80А. Башня, разработанная ОАО ГАЗ предполагает установку широкой номенклатуры вооружения. Наборы для модернизации состоят из башенной установки, нового верхнего листа, заглушки на место старой башниилюков. В последствии были разработаны варианты с усиленным вооружением 6М1Б3 и 6М1Б5.

1- Вариант модернизации МТ-ЛБ с установкой боевого модуля разработанного

Горьковским автомобильным заводом для модернизации БТР-80 (МТ-ЛБ 6МБ)

2 - Вариант модернизации МТ-ЛБ (6М1Б3) с установкой усовершенствованной башенной установки собственной разработки, на которой установлен автоматический гранатомет АГ-17, 12,7-мм пулемет «Корд» и

спаренная 23 мм автоматическая пушка ГШ-23, также предусмотрена установка двух ПЗРК «Игла».

3 - Вариант с установленной башней БТР-80 (МТ-ЛБ 6МА)

4 - Вариант с установленной башней БТР-80 (МТ-ЛБ 6МА)

Фото МТ-ЛБ 6МБ. Установка большой номенклатуры сменного вооружения обеспечена конструкцией башни.

Фото детализация МТ-ЛБМ 6М1Б5 предоставленная автором сайта fotoarmor.narod.ru Корневым С.Г.

Этот вариант модернизации МТ-ЛБ предусматривает установку на машину комплекса вооружения, включающего в себя двуствольную 30-мм автоматическую пушку ГШ-30К и двух ПЗРК «Игла».

Приводы башни и блока оружия на обоих вариантах (6М1Б3, 6М1Б5) - электрические, с высокими скоростями наведения.

Нажмите для просмотра

Тактико-технические характеристики модернизированного тягача МТ-ЛБ 6МА, МТ-ЛБ 6МБ, МТ-ЛБ 6М1Б3, МТ-ЛБ 6М1Б5, БМП МТ-ЛБР6

Кроме того, создатель МТ-ЛБ КП “Харьковское конструкторское бюро по машиностроению имени А.А. Морозова” предлагает свою модернизацию МТЛБ с целью обеспечения эффективной огневой мощи посредством установки модуля вооружения, включающего 30-мм пушку, 7,62-мм пулемет, 2 прицела, а также систему постановки дымовой/аэрозольной завесы.

Защищенность машины усилена путем создания разнесенного бронирования, ходовая часть прикрыта противокумулятивными экранами. БМП МТ-ЛБР6 оборудована фильтровентиляционной установкой и системой автоматического пожаротушения. Для повышения подвижности машины и компенсации ее возросшей массы устанавливается более мощный дизельный двигатель, развивающий 310 л.с.

Источники: Виктор СЕРГЕЕВ, «МТ-ЛБ еще послужит»

Любая война – это не только непосредственный огневой контакт с неприятелем, а и сложнейшая логистическая задача, без решения которой рассчитывать на успех бессмысленно. В войска ежедневно нужно доставлять сотни тонн грузов, так что без значительного парка транспортных средств любая современная армия воевать просто не сможет. Кроме грузов, на передовую нужно доставлять и личный состав, а также различные виды вооружения. Понятно, что военная специфика накладывает свои требования к конструкции и техническим характеристикам транспортных средств.

Типичным примером транспортного средства, созданного для армейских нужд, является советский гусеничный вездеход МТ-ЛБ, который был разработан конструкторами Харьковского тракторного завода в начале 60-х годов. Аббревиатура МТ-ЛБ расшифровывается, как «многоцелевой транспортер (или тягач) легкий бронированный».

Изначально этот легкий гусеничный транспортер создавался для доставки людей и грузов и в качестве тягача для артиллерийских орудий. В армии МТ-ЛБ нередко используют для перевозки мотострелков, хотя для этой роли он никогда не предназначался.

Вообще, эту машину можно смело назвать легендарной. Долгие годы она была настоящей «рабочей лошадкой» сначала советской, а потом и российской армии. Введя в название транспортера слово «многоцелевой», его создатели, наверное, даже не догадывались, насколько они будут правы. Трудно даже перечислить все таланты, которыми обладает МТ-ЛБ: на базе этого тягача было создано более восьмидесяти специальных машин и модификаций.

Для чего только не использовали МТ-ЛБ военные: и для проведения разведки (артиллерийской, радиационной и химической), оказания технической помощи и медицинской помощи, в качестве минного заградителя или передвижной радиостанции. Список можно продолжать еще долго. Также можно добавить, что на базе этого легкобронированного многоцелевого тягача были созданы несколько самоходных минометов, ЗРК «Стрела» и САУ «Гвоздика».

Существует мнение о слабой защищенности и тихоходности МТ-ЛБ, но те, кто говорит об этом, слабо представляет себе, для чего вообще создавался этот тягач. Да, действительно, броня этого вездехода может защитить только от огня стрелкового оружия и осколков. Но он не предназначен ходить в атаки, а 7,62-мм пулемет, установленный на машине, нужен, скорее, для самообороны. Основная задача МТ-ЛБ – доставка на передний край грузов и людей, а не участие в боевых действиях. Фактически МТ-ЛБ – это армейский грузовик с гусеничным ходом и защищенный пускай и слабой, но все же броней. В этом случае отсутствие тяжелого вооружения – это не недостаток, а, скорее, преимущество транспортера. К тому же опыт Афганской войны и двух кампаний на Северном Кавказе показал, что пулемет Калашникова позволяет бронетранспортеру защитить не только себя, но и оружейный расчет, закрепленный за машиной.

В армии МТ-ЛБ ласково называют «мотолыгами». Эксплуатация машины продолжается и сегодня, на 2010 год в российской армии находилось около 4 тыс. этих гусеничных тягачей.

Сегодня эта машина находится на вооружении нескольких десятков армий мира, она принимала участие в бесчисленном множестве военных конфликтов разной локальности и очень неплохо себя зарекомендовала. С момента начала серийного производства всего было выпущено 9,6 тыс. единиц МТ-ЛБ, а модернизацией «мотолыг», кажется, не занимался только ленивый.

Бронетранспортеры МТ-ЛБ выпускались в Польше и Болгарии по советской лицензии.

Отличная надежность тягача, его высокая ремонтопригодность и простота обслуживания были по достоинству оценены и на «гражданке»: МТ-ЛБ нашел свое применение в геологоразведке, стал излюбленным транспортом у охотников, лесников, нефтяников и газовиков.

История создания

В начале 60-х годов советское военное руководство решило обновить транспортный парк и заменить давно отслужившие свой срок гусеничные артиллерийские тягачи АТ-П новой машиной. А чтобы сделать этот процесс дешевле, было принято решение взять за основу что-нибудь из гражданской техники. Наиболее подходящим претендентом оказался легкий транспортер МТ-Л, который и переделывать особо было не нужно, только разработать для него бронированный корпус. Большинство же систем и механизмов машины осталось прежним.

Разработкой тягача занимались конструкторы КБ Харьковского тракторного завода, она началась в 1964 году, а уже через два года было развернуто серийное производство новой машины.

Корпус гусеничного транспортера был выполнен из стальных плит небольшой толщины, что обеспечивало защиту только от огня легкого стрелкового оружия и осколков. Однако такое решение позволило сохранить небольшую массу машины – менее десяти тонн. Благодаря этому у конструкторов не возникло особых проблем с плавучестью транспортера – он может преодолевать водные преграды со скоростью 5-6 км/ч. А гусеницы МТ-ЛБ обеспечивают машине низкое удельное давление на грунт, что является залогом отличной проходимости тягача.

В 1966 году машина была принята на вооружение, производством МТ-ЛБ занимался Харьковский тракторный завод. В конце 60-х транспортер стал массово поступать в подразделения советской армии. МТ-ЛБ активно поставлялся на экспорт, благодаря чему принял участие в большом количестве региональных конфликтов. Советские войска использовали «мотолыги» во время Афганской войны, после распада СССР этой машине довелось повоевать еще и на просторах бывшего «великого и могучего».

Прекрасные тактико-технические характеристики машины позволили создать на ее базе целый ряд специальных машин как военного, так и гражданского назначения. Особенно популярными стали вездеходы на шасси этого бронетранспортера. Уже в 70-е годы подобные машины стали привычным транспортным средством в Сибири и в районах Крайнего Севера.

После распада СССР конструкторское бюро и производственная база, которая занималась выпуском МТ-ЛБ, остались на Украине. С того момента харьковчане сумели создать несколько удачных военных и гражданских модификаций машины.

В России модернизацией МТ-ЛБ занимаются несколько предприятий. Наиболее известными из них являются «Муромтепловоз» (г. Муром) и рубцовский филиал «Уралвагонзавода». Эти производители сотрудничают с российским оборонным ведомством, МЧС, регулярно представляют свою продукцию на различных выставках. Хотя, на самом деле восстановлением и «апгрейдом» МТ-ЛБ, конечно же, занимается гораздо больше компаний, предприятий и обычных народных умельцев, которым просто нравится эта замечательная машина.

Время от времени появляются публикации о том, что тягач МТ-ЛБ устарел и его необходимо заменить на что-то более новое. Обычно они сопровождаются рассказами о недостаточной защищенности машины и ее слабом вооружении. В качестве возможного преемника МТ-ЛБ нередко называют бронетранспортер БТР-3Ф.

Подобная идея не кажется слишком удачной. О боевых характеристиках и назначении МТ-ЛБ было написано выше. Что касается БТР-3Ф, то эта машина была создана на базе БМП-3, отзывы о которой, мягко говоря, весьма неоднозначны. Кроме того, стоимость МТ-ЛБ и БТР-3Ф просто несопоставимы. Конструкторы «мотолыги» заложили столько возможностей для модернизации этой машины, что сравнительно небольшие вложения позволяют создать на ее базе вполне современные транспортные средства.

Описание

Герметичный корпус МТ-ЛБ выполнен из броневых стальных плит, соединенных между собой сваркой. Их толщина составляет 7-14 мм. Внутреннее пространство машины разделено на несколько отделений. Следует отметить, что транспортер имеет значительный внутренний объем, в котором вполне комфортно размещаются члены экипажа машины и ее пассажиры. Еще можно добавить, что на машины, предназначенные для работы в условиях низких температур, устанавливаются дополнительные системы обогрева.

В передней части машины располагается трансмиссионное отделение, в котором находится коробка передач и поворотный механизм, а также компоненты системы смазки и бортовые передачи. Чтобы получить доступ к элементам трансмиссии, необходимо открыть крышку, находящуюся на верхней передней броневой плите.

Отделение управления расположено сразу за трансмиссионным, их разделяет броневая перегородка. В нем находятся рабочие места механика-водителя и командира машины. Наблюдение за местностью водитель ведет через лобовое окно, которое при необходимости можно закрыть броневой стальной крышкой, или с помощью трех перископов. Над его головой находится люк, через который он и попадает на свое рабочее место. Следует отметить, что транспортер имеет хороший обзор, который позволяет уверенно управлять машиной как днем, так и ночью. В темное время суток для освещения пути используются две фары и фара-искатель.

В крыше корпуса над местом командира машины находится башенка кругового вращения с 7,62-мм пулеметом. Обзор командиру обеспечивает такое же лобовое окно, как и у водителя или три перископа. На свое место командир попадает через люк в крыше корпуса.

Вдоль левого борта машины сразу за отделением управления установлен двигатель. Там же находится и главный фрикцион. Чтобы получить доступ в моторное отделение, необходимо снять съемную панель в крыше корпуса.

Транспортно-десантное отделение занимает всю заднюю часть тягача. С отделением управления оно сообщается лазом, который идет по правой стороне корпуса. МТ-ЛБ может перевозить до 11 десантников. Вход и выход осуществляется через задние двери или люки в крыше корпуса машины. В стенках предусмотрены амбразуры, через которые бойцы могут вести огонь из личного оружия.

Транспортер МТ-ЛБ оснащается дизельным мотором ЯМЗ-238В с мощностью 192 кВт. Удельная мощность составляет 19,0 кВт/т – очень высокий показатель для середины 60-х годов.

Ходовая часть транспортера включает пару ведущих и пару направляющих колес, а также двенадцать опорных катков, выполненных из алюминиевого сплава. Внутри каждого из них находится воздушная камера, которая улучшает плавучесть машины. Регулировка натяжения гусениц осуществляется изнутри бронетранспортера. Для действий на заболоченной местности или в глубоком снегу на транспортер могут устанавливаться более широкие гусеницы.

Подвеска МТ-ЛБ торсионного типа. Герметичный корпус транспортера позволяет ему неплохо плавать. Движение на воде осуществляется за счет перематывания гусениц, его скорость составляет 5-6 км/ч. На передней части корпуса находится водоотражательный щиток, который поднимается во время форсирования водных преград. Кроме того, верхняя часть гусениц закрыты специальными экранами, которые во время плавания образуют гидродинамические туннели.

В стандартную армейскую комплектацию МТ-ЛБ входит прибор ночного видения, а также комплекс защиты от оружия массового поражения.

Несмотря на огромное число выпущенных машин и широкое распространение, история многоцелевого тягача легкобронированного (МТ-ЛБ) до сих пор остается довольно малозученной, с многочисленными "белыми пятнами". Нашему блогу удалось пообщаться с ветераном Советских и Российских вооруженных сил полковником N, который любезно согласился рассказать об истории этой легендарной машины.

МТ-ЛБ принят на вооружение в 1964 году. И изначально это машина планировалась как дешевый тягач, с использованием автотракторных комплектующих, в этом ее уникальность?

Говоря об истории можно вернуться еще дальше, к истории появления артиллерийских тягачей. Известно, что с изобретением пушек вопрос их перемещения на передовую был одним из важнейших при проведении боевых операций. Самыми первыми «тягачами», разумеется, стали лошади. И даже до конца Великой Отечественной войны в артиллерии лошади оставались одной из основных тяговых сил. При этом на позиции надо было доставить не только орудие, но и расчет, а также и боеприпасы. Поэтому естественным было желание военных механизировать эту тягу. Сначала стали использовать обычные сельскохозяйственные трактора, но они были плохо приспособлены для доставки орудий по бездорожью с высокой скоростью. Поэтому, после завершения Великой отечественной войны, задача повышения мобильности артиллерии оставалась одной из приоритетных задач командования Советской Армии, в итоге Харьковский тракторный завод (ХТЗ) получил задание создать быстроходный артиллерийский тягач для буксировки артиллерийских систем массой до 6 т, и в мае в 1947 г. было организовано конструкторское подразделение по созданию легкого артиллерийского тягача. В начале 1950-х гг. работы завершились созданием машины под названием АТ-Л («артиллерийский тягач легкий»). У него была кабина от грузового автомобиля ЗиС-164, кузов и пятикатковая ходовая часть. То есть, по сути, автомобиль, но на гусеницах. С довольно высокой скоростью (до 42 км/ч) он мог буксировать артсистемы массой до 6 тонн, при этом в кузове располагались боекомплект и расчет. Затем, во второй половине 1950-х гг., ХТЗ создал такую машину как ГТ-Т, гусеничный снегоболотоход, который был передан для серийного производства на Рубцовский машиностроительный заводе.

Ремонт бронированных тягачей МТ-ЛБ в цехе АО "Ремдизель". Набережные Челны, июль 2016 года (с) bmpd

После освоения серийного производства очень удачного тягача АТ-Л, у военных возник вопрос: почему при буксировке орудия вблизи линии фронта расчет и боекомплект не защищены. И была поставлена задача создать, с одной стороны, тягач быстроходный с высокой проходимостью и большей грузоподъемностью, а с другой, который бы имел противопульную броневую защиту расчета и боекомплекта, а также легкое вооружение для защиты. Результатом этих работ и стал МТ-ЛБ, который имел все эти характеристики и мог перевозить орудия массой до 6,5-7 тонн. При этом он мог еще и преодолевать водные преграды вплавь. А когда военные оценили его возможности, на его базе стали появляться новые модификации. В первую очередь снегоболотоход МТ-ЛБВ. До этого ни у кого не было бронированных снегоболотоходов. Хотя грузоподъемность у него несколько снизилась, но основные параметры остались практически те же, а удельное давление на грунт уменьшилось почти в два раза, и он буксировал более легкие системы. Но даже сегодня по совокупным показателям аналога этому снегоболотоходу в классе легких военных гусеничных машин (ВГМ) нет.


МТ-ЛБ, прибывший на ремонт на АО "Ремдизель", июль 2016 года (с) bmpd

Кстати, в ходе создания нового артиллерийского тягача работа велась по двум машинам-бронированной и небронированной. И в итоге военные выбирали из двух машин. Первая - это МТ-ЛБ, а вторая МТ-Л. Эти машины имели очень высокую унификацию, т.е. уже тогда в определенной мере предлагался вариант создания не одной машины, а, как это стало позднее называться, семейства машин. В итоге военные остановились на бронированном варианте, а МТ-Л был выпущен небольшой партией, так как ХТЗ не мог параллельно выпускать две машины. Интересно, что некоторые МТ-Л сохранились до настоящего времени, и владельцы их берегут. МТ-Л попали и в Вооруженные силы, но как вспомогательное средство.

Элементы ходовой части МТ-ЛБ (с) АО "Ремдизель"

Конструкция МТ-ЛБ оказалась настолько удачной, а его характеристики были столь высоки, что спустя небольшое время с момента принятия на вооружение, МТ-ЛБ был востребован в качестве шасси для установки комплексов вооружения. Это ЗРК «Стрела-10», ПТРК «Штурм-С», станция наземной артиллерийской разведки СНАР-10 «Леопард», машина радиационной и химической разведки РХМ «Кашалот» и ряд других. А затем, в ответ на современные требования, возникла необходимость в создании самоходных артиллерийских установок, в частности гаубиц, и в конце 1960-х гг. появилась еще одна машина семейства - 122-мм самоходная гаубица 2С1 «Гвоздика», высоко унифицированная с МТ-ЛБ. И одновременно с ней нужно было разрабатывать и оснастить армию машинами управления огнем. Причем не только для «Гвоздики», но и для самоходной гаубицы 2С3 «Акация». И такая машина была создана на базе узлов МТ-ЛБ - это МТ-ЛБу, которая стала одной из наиболее массовых в семействе. Причем все машины разрабатывались в Харькове, кроме одной, которая не пошла в серию. Она разрабатывалась с участием специалистов ХТЗ на заводе-дублере во Владимире.


Владимирский тракторный завод (ВТЗ) во второй половине 1980-х гг. начал осваивать производство МТ-ЛБ и его шестикатковых модификаций. В итоге на ВТЗ было сделано небольшое количество машин, причем первоначально это была отверточная сборка машинокомплектов из Харькова. На заводе был создан небольшой конструкторский коллектив, который приступил к выполнению ОКР по созданию машины технической помощи в тесном сотрудничестве с ХТЗ. На ВТЗ разработали и изготовили опытные образцы машины технической помощи МТП-ЛБ. Это не ремонтно-эвакуационная машина (БРЭМ). МТП должна была обеспечивать обслуживание машин в труднодоступных местах, с проходимостью МТ-ЛБ и возможностью плавать. На ней установлена стрела, лебедка, размещен инструмент и ряд других элементов. Образцы МТП даже прошли предварительные испытания, но наступило время горбачевской демократии и гласности, которые усугубили разногласия руководства завода с тогда еще Главным автомобильным управлением (ГЛАВТУ) Министерства обороны СССР. В итоге завод не только не приступил к выпуску новых машин, но и прекратил подготовку производства и изготовление тех модификаций, которые планировались изначально (МТ-ЛБ, МТ-ЛБВ).

Почему было передано производство в Польшу и Болгарию?

Производство стали передавать в первой половине 1970-х гг., когда ХТЗ не мог обеспечить возросший объем заказов. Болгария и Польша входили в Совет экономической взаимопомощи и Варшавский договор и сами были одними из крупных потребителей этой техники. При этом большое количество их машин поставлялось и в СССР. Польша специализировалась на МТ-ЛБ с оборудованием для самоокапывания, так как ХТЗ эту машину не выпускал. Болгары же делали почти всю номенклатуру, кроме некоторых шасси.


Тягачи МТ-ЛБ в цеху АО "Ремдизель" после проведения капитального ремонта (с) АО "Ремдизель"

Кто был лучше по качеству из трех заводов?

На этот вопрос сложно дать однозначный ответ. Все они делались по одной документации и в единой системе качестве и военной приемки, и в серийно выпускаемые изделия на зарубежных заводах самостоятельно изменений не вносилось без согласования с головным разработчиком. Они вносили изменения в технологию производства, что было связано с применением того или иного оборудования. Везде были наши военпреды. Безусловно, при освоении качество всегда ниже, нежели когда все отработано и проверено. И там были проблемы, но их устраняли. В итоге машины между собой отличить почти невозможно.

А были у них амбиции сделать что-то свое на базе МТ-ЛБ?

Были, и они делали. У болгар широко известны машины БМП-23 и БМП-30 на базе семикаткового шасси 2С1. Поляки на базе шестикатковой машины делали санитарную и семикатковую инженерную машины, но делали их только для собственных нужд.

Имелись ли в СССР планы сделать на базе МТ-ЛБ настоящую боевую машину?

Как мне известно, этот вопрос всерьез не рассматривался. Ведь в те времена выпускалось большое количество БМП-1 и БМП-2. А машины семейства МТ-ЛБ предназначались для выполнения вспомогательных задач, то есть они оставались машинами не переднего края. К слову, снегоболотоходные модификации МТ-ЛБ, такие как МТ-ЛБВ и МТ-ЛБВМ, использовались на Дальнем Востоке и Крайнем Севере фактически как БМП, имея вооружение в виде башенных установок с пулеметами калибра 7,62 и 12,7 мм. Машина с крупнокалиберным пулеметом была создана в конце 1970-х гг., и с началом войны в Афганистане оказалась очень востребованной.

Cамоходные реактивные установки разминирования УР-77 "Метеорит" на шасси МТ-ЛБ, АО "Ремдизель", июль 2016 года (с) bmpd

А что можно рассказать об ОКР «Планер», насколько сильно новая машина отличалась от МТ-ЛБ?

Отличалась она примерно «Жигули»- «классика» от «Жигули» - «восьмерки», если не больше. Техническое задание на новую машину было выдано примерно в 1985-1986 гг. Рассматривались разные варианты его комплектации. Техническое задание выдавало ГЛАВТУ МО СССР на основе понимания и осмысления военными опыта эксплуатации МТ-ЛБ. Предполагалось повысить защитные возможности, увеличить удельную мощность и грузоподъемность, массу буксируемого орудия (более 6 тонн) и ряд других улучшений. Но, к сожалению, эта работа не закончилась положительным результатом.

Многоцелевое гусеничное шасси 2Ф79 «Планер-1» (с) otvaga2004.mybb.ru

Из-за событий 1991 года?

Нет. Крест на «Планере» был поставлен еще до распада СССР. По моему субъективному мнению, когда Министерство обороны СССР в лице ГЛАВТУ спустя 30 лет после начала производства МТ-ЛБ не изменило своих взглядов и пошло по пути воспроизводства идеи транспортера-тягача. Транспортер-тягач, как таковой, уже был не нужен в существующем виде. Это были пережитки прошлого. Все армии шагнули вперед в части обеспечения себя самоходными артиллерийскими комплексами. А транспортировать грузы - с этим бы справился и МТ-ЛБ, причем он делает это до сих пор, спустя 30 лет после того, как «похоронили» «Планер», и продолжает доказывать, что его возможности не были исчерпаны и в 1990 году.


Макетный образец шасси под самоходные артиллерийские установки «Пат» и «Спрут», отправленный в Подольск для проведения опытных работ (с) А. Хлопотов via otvaga2004.mybb.ru

В итоге идея создания «такой же машины, только новее», которой руководствовался заказчик, показала, что создать достойную замену МТ-ЛБ по всем параметрам (в первую очередь, ее небольшие размеры и компактность, уникальная проходимость, небольшой вес и т.д.). А когда создавался «Планер», то в ТТЗ были прописаны высокие современные требования, особенно по обитаемости и эргономике (чтобы экипаж и расчет могли бы находиться в нем до 24 часов без выхода, комфортные условия для работы и размещения людей, у водителя была предусмотрена «поза отдыха»), наличие гидрообъемной передачи и т.д. А требования, основанные на новых стандартах, в результате превратили машину в монстра, который при остальных показателях, схожих с МТ-ЛБ, значительно «переплюнул» его по весу, сложности, проблемам эксплуатации и цене. Машина в итоге получилась массой 14-15 тонн, при этом все остальное было на уровне МТ-ЛБ. И когда все увидели «товарища Планера», то сказали: «что-то не то». И слава Богу, что не дошло дело до изготовления его в металле. Были выполнены работы на этапе технического проекта, и после его защиты было принято решение дальше работы не проводить и не изготавливать опытный образец.

При этом «Планер» был не единственной новой машиной в тот момент. Учитывая положительный опыт производства и эксплуатации семейства машин на базе МТ-ЛБ, планировалось создание нового семейства машин. Кроме «Планера», были «Планер-1», «Пат» и «Спрут». «Планер-1» -это новое шасси взамен МТ-ЛБу, а «Пат» и «Спрут» -это самоходные артиллерийские установки. Полная масса этих машин приблизилась к 20 тоннам.


Возможно изображение макетного образца (прототип) САУ «Пат» на том же шасси (с) А. Хлопотов via otvaga2004.mybb.ru

То есть, после неудачи с «Планером» Министерство обороны решило провести большую модернизацию МТ-ЛБ?

Это сильно сказано. Тогда ГЛАВТУ МО СССР, которое во главу всего ставило транспортер-тягач, предложило провести его модернизацию. Но слово «модернизация» не звучало, а было «совершенствование». Предлагалось сделать хоть что-то. Например, управление, которое вызывало нарекания. Были проведены работы по уходу от управления рычагами к удобному штурвальному управлению, были внесены изменения в подвеску, были работы и по корпусу, и по силовой установке (новый 300-сильный дизель Ярославского завода) и др.


Отремонтированные тягачи МТ-ЛБ готовы к передаче заказчику (с) АО "Ремдизель"

А во времена СССР МТ-ЛБ поставлялись гражданским заказчикам?

Они не могли поставляться гражданским потребителям, так как у этой машины бронированный корпус. Но на закате СССР, в 1989-1990 гг. ХТЗ начал работать с народным хозяйством, в первую очередь, с геологами и геофизиками (Министерство геологии СССР), для того, чтобы создать для них наиболее подходящую машину, в первую очередь, по проходимости. Им была нужна замена тягачу АТ-Л и снегоболотоходу ГТ-Т. В Мингеологии появились энтузиасты этого направления, и даже нашлись заказчики в Красноярском крае. Были сделаны два вида машин: на базе МТ-ЛБ вариант с максимальной унификацией и минимальными изменениями от серийной машины- снегоболотоход ХТЗ-3Н (с использованием элементов бронированного корпуса) и на базе семикаткового МТ-ЛБу машина ХТЗ-10Н. Обе машины прошли эксплуатационные испытания, понравились потенциальным заказчикам. Затем была создана специальная машина - ХТЗ-10НК. Она была шестикатковая, но с довольно объемным корпусом, нечто среднее между МТ-ЛБ и МТ-ЛБу. Пошла она в производство после 1991 г. И таких машин было выпущено достаточно много, в основном для Сибири. Только вместо геологов эти машины стали покупать нефтяники, газовщики и энергетики. А потом пошел процесс демилитаризации, когда на рынке появилось много машин, выведенных из состава Вооруженных Сил. По имеющимся сведениям, были проработки по установке различных двигателей, в том числе и КАМАЗа. Но учитывая пожелания потребителей, его ставить не стали. Да. Несмотря на то, что эта машина начиналась как легкий артиллерийский тягач, но как часто бывает у нас, проблемы и ограничения служат причиной создания многофункционального изделия. Как узкоспециализированная машина, МТ-ЛБ не использовался, при этом не является идеальным, но по совокупности показателей ему нет равных. У американцев был создан БТР М113, и по числу выпущенных машин их было больше, чем машин семейства МТ-ЛБ. Но М113 более специализированная, не тяговая машина. Машин семейства МТ-ЛБ на трех заводах было выпущено порядка 55000 единиц, а М113 - около 70000. Можно ли говорить о том, что замены для МТ-ЛБ в ближайшие годы не будет? Ведь все попытки сделать улучшенный МТ-ЛБ приводили к тому, что получалось то же самое.

Получалось хуже. Дважды в одну и ту же реку не войдешь. Хотя желание сделать лучше всегда было, но результата не было. А в 1964 году никто не задумывался, каков будет жизненный цикл этой машины. И никто не мог предположить, что она более 50 лет будет стоять на вооружении. МТ-ЛБ еще может послужить. Ведь большую роль играет то, что это машина не переднего края. И лет 10 она еще достойно будет удовлетворять потребности армии. А в народном хозяйстве все будет определяться физическим износом и возможностью восстановления.

Любая современная армия нуждается не только в танках , боевых машинах пехоты или САУ, в большом количестве ей необходимы и транспортные средства для перевозки различных грузов и личного состава. В середине 60-х годов в СССР был создан гусеничный транспортер МТЛБ (многоцелевой тягач лёгкий бронированный), который до сих пор активно используется российской армией .

Когда создатели этого армейского вездехода давали своему детищу название «многоцелевой тягач», они, наверное, сами не догадывались насколько попали в точку. К нашему времени день на базе МТЛБ создано более 80 модификаций и специальных машин. Этот тягач отлично зарекомендовал себя в вооруженных конфликтах прошлых лет, а те, кто говорит о его недостаточной защищенности и слабом вооружении, просто не понимают, для чего был разработан этот вездеход.

МТЛБ не предназначен для непосредственного участия в боевых действиях, изначально машина создавалась для транспортировки артиллерийских орудий, их расчетов и боекомплекта. Он не должен ходить в атаки, а пулемет, установленный на МТЛБ, используется только для самообороны. Высокая надежность, простота в обслуживании и возможность ремонта в полевых условиях сделали этот вездеход очень популярным в войсках. Небольшая масса машины, высокая удельная мощность и гусеничный ход обеспечивают тягачу отличную проходимость. В армии МТЛБ называют «мотолыгой», «эмтээлбэшкой».

В настоящее время этот тягач находится на вооружении нескольких десятков армий мира , с начала серийного производства было выпущено более 9600 единиц этой машины. В 2010 году на вооружении ВС РФ находилось около 4 тыс. МТЛБ.

История создания МТЛБ

В середине 60-х годов руководство советских вооруженных сил решило заменить устаревшие артиллерийские тягачи АТ-П. Чтобы сэкономить средства, было решено не разрабатывать новую машину с нуля, а приспособить для армейских нужд технику, которая уже выпускается серийно. По своим техническим характеристикам на роль вездехода для армии лучше всего подходил транспортер МТ-Л. Для него нужно было просто изготовить бронированный корпус, при этом большинство механизмов и узлов остались прежними.

Созданием МТЛБ занималось конструкторское бюро Харьковского тракторного завода, работы начались в 1964 году, а уже через два года машина пошла в серию.

Корпус МТЛБ сварен из стальных плит, имеющих небольшую толщину. Такая броня может эффективно защищать только от стрелкового оружия . Однако за счет этого удалось сохранить сравнительно небольшую массу машины – всего 9,7 тонны. Благодаря скромному весу у конструкторов не возникло особых проблем с обеспечением плавучести машины. Гусеницы МТЛБ имеют низкое удельное давление на грунт, что является залогом высокой проходимости.

Корпус вездехода состоит из нескольких отделений: моторное, трансмиссионное, управления, транспортно-грузовое. Внутреннее пространство весьма обширно и удобно для экипажа и пассажиров.

Отделение трансмиссии находится в передней части тягача. В нем расположена коробка передач и механизм поворота.

За трансмиссионным отделением, отделенным броневой перегородкой, находится отсек управления. В нем расположены места механика-водителя и командира машины. Обзор обеспечивают лобовые стекла с защитными крышками. В передней части корпуса (справа) установлена башенка с 7,62-мм пулеметом, которую обслуживает командир машины.

За отделением управления находится моторное отделение. Оно занимает среднюю часть корпуса вездехода. Здесь расположен двигатель и главный фрикцион.

В кормовой части МТЛБ находится транспортно-грузовой отсек, предназначенный для транспортировки грузов или десанта. Для выхода и входа используются кормовые двери и люки в крыше корпуса.

Вездеход оснащен дизельным двигателем ЯМЗ-238В с восемью цилиндрами и мощностью 240 л. с., что позволяет машине развивать на шоссе скорость до 61,5 км/ч.

Опорные катки МТЛБ имеют воздушную камеру, что облегчает передвижение по воде. Гусеницы МТЛБ обеспечивают низкое удельное давление на грунт – 0,45 кг/см².

Подвеска вездехода – независимая торсионная.

МТЛБ может плавать. Передвижение на воде осуществляется за счет перемотки гусениц.

Модификации МТЛБ

Отличные технические характеристики, простота эксплуатации и ремонта, высокая проходимость сделали этот вездеход очень популярным в России и далеко за ее пределами. Неудивительно, что МТЛБ – настоящий чемпион по количеству модернизаций. Значительным является и число специальных машин, созданных на его базе. Этот тягач используют не только военные, он очень востребован геологами, охотниками, специалистами спасательных служб. Ниже перечислены некоторые наиболее удачные модификации МТЛБ, разработанные в разных странах:

  • МТЛБ-В. Эта модификация машины обладает большей проходимостью по сравнению с базовой. Она имеет более широкие гусеницы и меньшее давление на грунт.
  • МТЛБ-ВН и МТЛБ-ВНС «Алтай» - тягачи, адаптированные для нужд народного хозяйства.
  • МТЛБ-ВМ. Модификация вездехода с 12,7-мм пулеметом НСВТ.
  • МТЛБ-ВМ1К. Модификация, созданная для работы в условиях высокогорья. Она оснащена более мощным дизелем ЯМЗ-238БЛ-1.
  • МТЛБ-М1А7. Модификация вездехода с башней БТР-80 . Она может быть оснащена пулеметами ПКТМ (7,62 мм), «Корд» (12,7 мм) или автоматическим гранатометом. Также на башне могут быть установлены мортиры для отстрела дымовых гранат.
  • Несколько модификаций МТЛБ созданы инженерами российской компании ОАО «Муромтепловоз». Их основным отличием являются боевые модули, установленные на вездеход. МТЛБ-ЛПТ – это пожарный трактор, созданный на «Муромтепловозе».
  • МТЛБМ2. Модификация вездехода, изготовленная конструкторами «Курганмашзавода». От базовой модели она отличается новым двигателем и трансмиссией.
  • МТЛБ-Р6. Модификация тягача, созданная на Харьковском тракторном заводе. Установлен более современный дизельный двигатель, новая башня с 30-мм пушкой, 7,62-мм пулеметом и системой постановки дымовых завес «Туча». Улучшена защищенность экипажа.
  • МТЛБ-Р7. Это еще одна украинская модификация бронетранспортера с боевым модулем «Штурм». В его состав входит 30-мм пушка, 7,62-мм пулемет, два ПТРК, автоматический гранатомет, дымовые гранаты.
  • MT-LB. Польская модификация вездехода с 12,7-мм пулеметом ДШКМ.
  • «Айбат» - самоходный миномет на базе МТЛБ, созданный для ВС Казахстана израильской фирмой «Солтам».
  • MTLB-AM. Азербайджанская модификация машины, кроме стандартного 7,62 мм пулемета, вооружена еще 57-мм пусковой установкой с 15-ю НАР серии С-5 и автоматическим гранатометом.

Машины на базе МТЛБ

Примеры машин, созданных на базе МТЛБ:

  • МТП-ЛБ – это машина техпомощи, вместо башенки на крыше установлена грузовая платформа.
  • Объект 26 – это САУ «Гвоздика» , установленная на удлиненном шасси МТЛБ.
  • 2С24. Минометный комплекс «Дева», установленный на шасси МТЛБ.
  • РХМ «Кашалот». Машина химической разведки, установленная на базе вездехода.
  • «Тунджа» - самоходный 120-мм миномет на базе МТЛБ.

На базе тягача в разное время были созданы минные заградители, машины радиационной разведки, медицинские транспортеры, комплексы РЭБ, штабные машины, БМП с более мощной защитой и вооружением, зенитные и противотанковые самоходные комплексы.

Чувства