Преодоление водных преград. Как правильно преодолевать водные препятствия Как правильно преодолевать водные препятствия


Во время переходов в тылу противника разведчикам будут встречаться реки, протоки, каналы, ручьи, озера, болота, которые придется преодолевать сходу, без предварительной разведки этих препятствий и длительной подготовки, без специальных переправочных средств (приспособлений), в разное время года и суток.Поэтому разведчики должны знать, как в короткие сроки и с соблюдением мер безопасности преодолеть водные преграды, как оборудовать переправочные средства, используя для этой цели простейшие подручные материалы.

Для обеспечения безопасности важно уметь правильно выбрать место переправы. Обстоятельства не всегда позволят группе заранее исследовать водный рубеж, но она всегда имеет возможность предварительно подобрать подходящее место по карте. По карте можно определить направление течения реки, ее ширину и глубину, общий характер берегов.

Определив направление и скорость течения реки и ее ширину, легко найти величину возможного сноса при переправе на подручных средствах или вплавь (умножить 2,5 на скорость течения (м/ сек) и на ширину реки (м).

Рассчитав величину сноса, можно выбрать по карте наиболее благоприятный район высадки на противоположном берегу.

Для переправы через водные препятствия необходимо выбирать наиболее узкие участки. Подходы к водному рубежу и район выхода на противоположный берег должны обеспечивать максимальную скрытность группы, чтобы она имела возможность подготовиться к переправе и быстро привести себя в боевую готовность после переправы. Берега в месте переправы должны быть удобными для подхода к воде и выхода из нее после преодоления рубежа.

Для разведки места высадки и подходов к нему, если позволяет время и обстановка, надо вначале переправиться одному разведчику и только по его сигналу следует переправляться остальным.

Порядок переправы через водный рубеж может быть самый различный. Это зависит от остановки, наличия времени и переправочных средств, характера водного рубежа, времени года.

Переправы через водные рубежи могут осуществляться:

– вплавь;

– с использованием подручных средств;

– на плотах;

– на лодках;

– по льду.

Переправа вброд

Бродом называется участок реки, позволяющий переход с одного берега на другой по дну реки.

Наличие бродов определяется по топографическим картам, по сведениям местных жителей и по внешним признакам. Признаками брода являются:

– дороги, тропинки и колеи, сходящиеся у реки на обоих берегах ее и теряющие след в воде;

– места с отлогими берегами, где река расширяется и образует разливы;

– места с мелковолнистой поверхностью воды (рябь).

При переправе вброд надо учитывать: глубину и ширину брода, скорость течения реки, грунт дна, наличие ям, коряг и заграждений в воде и на берегах. Переходить незнакомую водную преграду вброд надо осторожно, обязательно иметь с собой шест, чтобы ощупывать им дно реки. Лучше всего переходить реку вброд на отмелях. Если преодолевает реку один разведчик и у него есть веревка, то ее нужно использовать следующим образом. Привязать к концу веревки палку, забросить ее на противоположный берег в груду прибрежных камней или кустов и, держась за веревку, осторожно переходить реку.

Если переправляется группа, то первым обычно идет наиболее опытный разведчик. Остальные должны следовать за ним, держась друг за друга, осторожно передвигаясь к противоположному берегу под углом, вверх против течения реки. Упираться шестом необходимо со стороны напора воды. Не следует смотреть в воду, так как можно потерять равновесие. Смотреть надо на место выхода из воды.

Через горные реки можно переходить по камням и кладкам, при этом надо быть очень внимательным, так как камни обычно скользкие и можно легко свалиться в воду и получить серьезные травмы.

Когда приходится переправляться через очень быстрые горные реки, в месте перехода необходимо натянуть веревку (проволоку, трос), держась руками за которую можно безопасно преодолеть быстрое течение. Следует иметь в виду, что вброд можно преодолевать горные реки и ручьи глубиной до пояса. Если глубина их больше, то переходить такие реки вброд без специальных приспособлений опасно. Наиболее безопасно преодолевать горные реки вброд ранним утром, так как в это время они имеют наименьшую глубину.

Если дно реки покрыто острыми камнями, колючим кустарником, о которые можно поранить ноги, реку переходить следует в обуви, надетой на босые ноги, чтобы сохранить сухими портянки (носки). Кусты и камыши, встречающиеся на пути, раздвигать руками, ноги из воды не вынимать, а передвигать их осторожно в воде. Это обеспечит бесшумность движения и маскировку следов.

Переправа вплавь

Переправа вплавь производится при отсутствии переправочных средств или времени для их подготовки, преимущественно на узких реках (до 60 м) со слабым течением. Через реки шириною свыше 70100 м можно переправляться вплавь с использованием подручных плавучих средств (доски, бревна, автомобильные камеры, мешки с соломой, поплавки из плащ-палаток.

При разведке водного препятствия в конкретном месте надо определить (для точного расчета сноса плывущих) ширину реки и скорость течения.

Ширина реки определяется следующим способом: встать на своем берегу напротив какого-либо местного предмета на противоположном берегу, затем от точки своего стояния отмерить вдоль берега какое-либо расстояние, например, 60 шагов, и поставить в этом месте веху, после этого опять отмерить вдоль берега расстояние, равное половине отмеренного ранее, т.е.

в данном случае 30 шагов, и на этой точке отходить от берега под прямым углом до тех пор, пока веха не окажется в створе с предметом, замеченным на том берегу. Пройденное от берега расстояние, увеличенное вдвое, будет равняться ширине реки. Если, например, прошли от берега 34 шага, то ширина реки будет 34 х 2 = 68 шагов.

Скорость течения можно определить следующим образом. На берегу забивают два кола и измеряют расстояние между ними. Забросив в воду поплавок или какой-либо другой предмет, наблюдают, за какое время он проплывает это расстояние. Делением расстояния (в метрах) на время (в секундах) получают скорость течения руки. Течение считается слабым при скорости до 0,5 м/с, средним – при скорости 0,6-1 м/с, 8 Подготовка разведчика быстрым – при скорости 1-2 м/с, очень быстрым – при скорости более 2 м/с.

При переправе через широкие реки с течением более 0,5 м/с всегда будет большой снос переправляющихся. Сократить этот снос можно увеличением скорости переправы, что возможно для личного состава, хорошо обученному плаванию и гребле малыми саперными лопатами. Так, например, при ширине реки 100 м, скорости течения 1 м/с и скорости переправы вплавь 0,5 м/с величина сноса О будет равна: 0,5 х 100 = 200м.

Переправляющийся должен учитывать этот снос, чтобы место отплыва назначать выше по течению от места причала (выхода из воды).

Переправа должна производиться организованно и быстро. Во время переправы соблюдается полная тишина, все команды и распоряжения передаются только условными сигналами и знаками.

Описанные ниже способы переправы вплавь на переправочных средствах основаны на следующих положениях:

удельный вес воды принимается равным единице, а удельный вес человеческого тела – от 0,935 до 1,057 (в зависимости от объема легких, величины жировой ткани, массы костей и т.д.);

– для удержания на поверхности воды человека требуется дополнительная подъемная сила (с учетом того, что 3/4 объема тела плывущего находится в воде), только для 1/4 объема (массы) плывущего, так как только эта часть тела находится на поверхности воды;

– для подъема 1/4 объема тела плывущего солдата массой 80-100 кг необходимо иметь плавучее средство подъемной силой в 20-30 кг.

Переправа вплавь на нешироких реках

Разведчики без подручных и табельных средств переправляются вплавь на реках шириной до 60 м и с течением воды до 1 м/с.

Переправа вплавь может совершаться в обмундировании и снаряжении. Наиболее удобным стилем для плавания в одежде является брасс, а для плохо плавающих – кроль без выноса рук. При переправе вплавь в полном снаряжении необходимо тесьму на брюках развязать, карманы вывернуть, пуговицы на рукавах и воротнике расстегнуть. Ботинки закладываются под ремень так, чтобы каблуки были направлены внутрь, а носки наружу. Содержимое рюкзака уплотняют, под его крышку укладывают плащ-палатку и затягивают крышку. Оружие кладут на ранец сверху, прикладом в правую сторону. Ружейный ремень через голову надевают подмышками или на правое плечо. Ремень не должен давить подмышками.

Для обеспечения переправы вплавь слабым пловцам их снаряжение и оружие можно переправлять на плотиках из бревен, досок, жердей. Разведчики, уложив на плотики снаряжение и оружие, толкают их перед собой и сами плывут, держась за них. Кроме того, плохо плавающие разведчики могут пользоваться различными подручными средствами (доски, бревна, автомобильные камеры, обмундирование и т.д.)

Если течение реки быстрое, то разведчику целесообразно плотик (узел) привязать веревкой к руке, так как плотик может быстро отделиться и уплыть по течению реки.

Переправляться можно по перетянутому с берега на берег канату. Чтобы канат находился на плаву, к нему привязывают бревна, бочки, поплавки и другие средства. Разведчики плывут, держась за канат, на расстоянии 10 м друг от друга. Если течение реки больше 1 м/с, то канат укрепляют одним концом на берегу, а к другому концу привязывают бревна, поплавки и другие средства, за которые держатся переправляющиеся вплавь разведчики.

Обратно канат с плавучими средствами перетягивают специально для этого привязанным канатом, конец которого должен оставаться на исходном берегу.

Переправа вплавь на широких реках

Одним из главных подручных средств при переправе вплавь является плащ-палатка. При использовании плащ-палатки в конструкции в качестве опоры важно умение правильно свернуть ее, так как только этим достигается максимальная подъемная сила плота. Размеры плащ-палатки 1,75 х 1,75 м. Имеющийся в плащ-палатке карман на расстоянии 2530 см от края делает ее с одной стороны на 30 см уже (короче). Фактически ее размеры 1,45 х 1,75 м. Плащпалатки, используемые для переправы, должны быть целыми (без порывов и дыр). При завертывании объемных материалов (сена, соломы и пр.) плащ-палатка должна быть свернута так, чтобы в нее не просачивалась вода.

Свернуть палатку по длине можно двумя способами. Первый способ заключается в том, что края палатки складывают и одновременно заворачивают.

Края полотнища палатки в этом случае свертывают полосами по 5 см. Грузоподъемность такой плащ-палатки составляет до 60 кг. При переправе через широкие реки, где возможны большие волны, такое свертывание гарантирует от просачивания воды в плащ-палатку.

Второй способ состоит в том, что одна пола (без кармана) заходит за другую с расчетом перекрыть карман на 15-20 см. Грузоподъемность такой плащ-палатки составляет до 80 кг.

Концы свернутых в рулон плащ-палаток (набитых объемными материалами) завязывают в узел.

Переправа вплавь возможна также на двух бревнах или на двух-четырех мешках. Мешки набивают сосновой корой, камышом, соломой или другими материалами, обладающими подъемной силой и не впитывающими быстро воду.

В современный период одним из наилучших подручных средств для переправы вплавь считается резиновый мешок (футбольная камера). Такие средства очень легки и всегда могут находиться в рюкзаке во время длительных переходов. Перед переправой необходимо снять всю одежду, сложить в рюкзак, надуть пару футбольных камер (не очень сильно) и положить их также в рюкзак. Завязанный рюкзак следует положить в большой (не рваный) полиэтиленовый пакет и сверху завязать. Можно все вещи сложить в такой пакет, а пакет опустить в рюкзак, тогда намокнет только сам рюкзак, а все вещи останутся после переправы сухими.

Специальные переправочные конструкции позволяют переправляющемуся вплавь принимать горизонтальное или вертикальное положение по отношению к плоскости воды (при горизонтальном – лежа на конструкции или рядом с ней на воде, при вертикальном – сидя или стоя в конструкции). При горизонтальном положении переправляющего сопротивление воды меньше, чем при вертикальном. Скорость переправы этим способом может достигать 45 м/мин, однако занимаемая плывущим площадь (в плане конструкции) в три-четыре раза больше, чем при переправе в вертикальном положении. В устраиваемых конструкциях плавучие средства берутся из расчета 20-30 кг подъемной силы на каждого переправляющегося.

Переправа вплавь четырех разведчиков может производиться на длинных бревнах или досках грузоподъемностью 100-200 кг (из расчета 25-30 кг подъемной силы на каждого переправляющегося). Для удержания переправляющихся за бревна служат привязанные к бревнам жердевые планки или ремни-веревки. На рис. 159 показано бревно, оборудованное рамой из жердей, на которой переправа проводится с помощью лопат. Такие оборудованные бревна используют для переправы неумеющих плавать или плохо плавающих разведчиков.

При вертикальном положении переправляющийся должен преодолевать большее сопротивление воды по сравнению с горизонтальным, поэтому переправа производится со скоростью 15-30 м/мин. Однако занимаемая переправляющимися площадь (в плане конструкции плота) в два-четыре раза меньше, чем при горизонтальном положении. Кроме того, из вертикального положения удобнее вести огонь, чем из горизонтального. Переправляясь в конструкции, разведчики располагаются в ней в положении сидя или стоя (на специально подвешенных продольных или поперечных жердях). Расстояние от верхней рамы конструкции, на которую разведчики опираются подмышками, до нижней жерди, на которой они сидят, составляет 45-50 см, а до жерди, на которой стоят, – 0,8-1 м. Все конструкции таких плотов-опор в основном состоят из жердевых рам и поплавков, устраиваемых из разных плавучих средств и материалов. Ниже приводятся конструкции плотов-опор для переправы разведчиков вплавь в вертикальном положении.

Плот из жердевых связок. Разведчик заходит в конструкцию на берегу и несет ее в воду обеими руками. Войдя в воду на глубину 1 м, он садится на подвешенную жердь и начинает переправу, гребя обрезками досок, саперной лопаткой или ладонями.

Плоты могут устраиваться для одновременной переправы двух и более разведчиков в каждом. Плавучие средства в этом случае соответственно увеличиваются.

Плот из двух плащ-палаток, набитых объемным материалом, для переправы двух разведчиков.

Плащ-палатки при большом удалении противника от места переправы можно заполнить обмундированием и снаряжением переправляющихся, дополнив их слегка сеном или соломой.

Порядок сборки: сначала вяжут опоры конструкции (плащ-палатки, набиваемые объемным материалом, затем устраивают раму из двух продольных и четырех поперечных жердей. К продольным жердям рамы плота подвязывают две жерди для сидения, раму укладывают на опоры и привязывают к ним.

Плот из двух бочек устраивают для переправы разведчиков и грузов.

(Количество переправляемых разведчиков и грузов зависит от подъемной силы бочек.)

Порядок сборки: сначала вяжут раму, а к ней подвешивают жерди, на которой стоят переправляющиеся. Затем раму укладывают на бочки и привязывают к ним. После этого устраивают площадку для грузов.

Конструкция плота-опоры из бочек позволяет переправляться большому количеству разведчиков, поэтому переправляющиеся могут легко переносить их от места сборки.

Чистая, тихо текущая река с прозрачной водой во сне предвещает радость, удовлетворение течением своей жизни.

Шум реки во сне предвещает какой-то скандал, ссору или зло. Иногда такой сон предупреждает об опасности.

Гладкая поверхность реки, отражающая окружающую природу, предвещает грядущие перемены, покой и счастливую, благополучную жизнь.

Если же в вашем сне отражение в воде будет отличаться от того, что должно бы там отражаться, то вас ждут большие разочарования, неудачи и обман близких людей. Неудачи, предрекаемые этим сном, могут неблагоприятно сказаться на вашем будущем.

Кровавую реку видеть во сне - знак большой беды, тяжелой болезни. Упасть в нее во сне - предвестье тяжелой болезни или смерти.

Молочная река во сне предвещает большую радость, прибыль, богатство и удовольствия.

Если вам приснится, что река вышла из берегов и затопила окрестности, то вас ждет большое потрясения и вам понадобится все ваше терпение, чтобы справиться с шоком. Такой сон также может означать большой скандал, который может плохо отразиться на вашем будущем.

Сон, в котором вы увидели, что река уносит вас своим течением, означает, что вам следует контролировать свои чувства и не пытаться сорвать зло на друзьях или близких, так как это может привести к разрыву каких-то отношений. Такой сон также предвещает опасность, болезнь или продолжительный судебный процесс.

Лучше увидеть во сне, что вы смогли выбраться из реки, так как в этом случае сон предсказывает, что вы сможете избежать опасности и благополучно довести начатое дело до конца.

Смотреть на реку с высокого берега во сне означает, что скоро вам предстоит дорога. Чем длиннее будет река, тем длиннее будет и ваша дорога.

Если вам приснится, что река преградила вам путь, то вам нужно приготовиться к преодолению больших трудностей, без чего ваше дело потерпит крах.

Переплыть реку во сне означает исполнение сокровенного желания или достижение большой цели. Такой сон часто предвещает получение большой прибыли.

Если во сне кто-то поможет вам переплыть реку, то вас ждет счастливый случай. Такой сон может предвещать выигрыш или неожиданные деньги.

Переходить реку вброд во сне - знак преодоления препятствий.

Если вам приснится, что в вашем доме течет спокойная река с чистой и прозрачной водой, то вскоре ваш дом посетит богатый гость, который может стать вашим покровителем и помочь вам устроить вашу судьбу.

Если же во сне река будет портить мебель или наносит вред вашим пожиткам, то вам следует опасаться скандалов или ссор в доме, так как это нарушит спокойное течение вашей жизни и повлечет длительный раздор между членами вашей семьи.

Прыгать в реку во сне означает, что вы надеетесь на поправку ваших дел в скором времени. Смотрите толкование: наводнение, тонуть, плыть.

Толкование снов из Семейного сонника

Подпишись на канал Сонник!

Самым распространенным препятствием являетсяводная преграда. Для обеспечения безопасности при ее преодолении важно уметь выбрать место и

v- способ переправы. При наличии карты можно предварительно определить направление и скорость течения реки, ее ширину, глубину, характер берегов, наличие мостов, переправ, бродов. Условно реки можно разделить на три группы: равнинные, болотные и горные.

Равнинные – протекают в неглубоких долинах с уклоном водной поверхности до 0,2 м на один километр. Русло у них широкое, течение спокойное, медленное. Дно составлено из мягких, легко размывающихся пород.

Болотные – протекают в тундре и низких заболоченных местах.

Горные – протекают в горных ущельях с уклоном водной поверхности от 1 до 100 м на один километр. Дно твердое, каменистое, течение стремительное,

бурное, неровное, порожистое.

В зависимости от характера водной преграды выбирается способ ее преодоления. Для переправы через водные преграды необходимо выбрать наиболее узкие участки водотока. Основными способами преодоления водных преград являются следующие: с помощью переправ, вплавь, вброд, на плавсредствах и др.

Преодоление водных преград с помощью переправ . Небольшие водные преграды можно преодолевать по готовым мостам и кладкам (кладям). Первым должен идти опытный спасатель «налегке», застрахованный веревкой, с шестом в руках. Наибольшую опасность представляет собой передвижение при отсутствии перил, по мокрым, неустойчивым, обледенелым, заснеженным качающимся поверхностям, или поверхностям, покрытым водой. Первый спасатель, преодолев водную преграду, участвует в установке перил (веревочных, деревянных) и помогает всем участникам группы.

При отсутствии готовой переправы (клади) ее можно быстро соорудить, уложив дерево поперек водной преграды. Для этой цели выбирается дерево, стоящее на берегу, желательно с естественным наклоном в сторону воды. Его высота должна быть больше ширины реки. Дерево можно спилить или срубить с соблюдением мер безопасности.

По бревнам нужно переправляться по одному, а сам переход должен ограждаться перилами (веревочными или деревянными). Особое внимание необходимо уделять вопросам обеспечения безопасности при передвижении по влажным, скользким, качающимся, плохо закрепленным бревнам.

Иногда водную преграду можно преодолевать по естественным заторам и завалам, которые образуются в результате скопления деревьев, веток, мусора. При этом следует осторожно передвигаться по верху завалов, постоянно проверяя ногой каждое место и убирая преграды. Опасность при таком передвижении кроется в вероятности провалиться и упасть в воду. После проведения разведки завала, выбора маршрута и устройства перил переправу осуществляет вся группа.

Одним из основных условий безопасности в процессе преодоления водных преград является сохранение сухой одежды и обуви, а также продуктов питания, снаряжения, средств связи, оружия. В холодное время года это требование приобретает особое значение.

Чтобы сохранись одежду, обувь и другие вещи сухими, необходимо завернуть их в водонепроницаемую ткань и завязать ее крепким узлом. Сверток можно укрепить на импровизированном плоту, держать в руке над головой или плыть с ним.

Преодоление водных преград вплавь . Один из способов преодоления водных преград заключается в переправе вплавь. Для обеспечения безопасности в этом случае необходимо хорошо плавать брассом, кролем, на боку, на спине, чередовать стили плавания, уметь держаться на воде с поднятой над головой одной рукой, в которой находятся вещи, толкать перед собой плотик, бревно или сверток с одеждой, плавать в одежде и со снаряжением.

Удобным и безопасным местом для преодоления водной преграды вплавь является глубокий участок без водоворотов, стремнин, торчащих из воды камней и деревьев. Плыть нужно под углом к течению, учитывая естественный снос вниз по реке. Не следует преодолевать силу водного потока по кратчайшему пути – это приведет к значительной потери времени и сил.

Важный показатель безопасности при переправе вплавь – течение реки. При скорости до 0,5 м/с оно считается слабым, при скорости 0,6 – 1,0 м/с – средним, 1,0 – 2,0 м/с – быстрым. Для определения скорости течения реки следует на берегу измерить расстояние между двумя предметами (камнями, деревьями, вбитыми кольями). Затем бросить в воду плавающий предмет и засечь время, за которое он проплывет отмеченное расстояние. Делением расстояния (м) на время (с) определяется скорость течения реки. Скорость течения реки оказывает влияние на величину сноса плывущего человека, которую можно определить по формуле:

где X – величина сноса, м; v – скорость течения реки, м/с; S- ширина реки, м; V – скорость плавания, м/с.

Например, при ширине реки 100 м, скорости течения 1 м/с и скорости плавания 0,5 м/с величина сноса составит 200 м. Знание величины сноса имеет важное значение с точки зрения безопасности, поскольку позволяет довольно точно определить место выхода из воды на противоположном берегу. Вплавь без подручных средств безопасно преодолевать реки шириной 50-70м при скорости течения до 1 м/с.

В случае переплавы в одежде необходимо отпустить поясной ремень, вывернуть карманы, расстегнуть пуговицы на рукавах и воротнике, снять обувь и заложить ее под ремень, уплотнить содержимое вещмешка (рюкзака), уложить и закрепить поверх вещмешка (рюкзака) орудия труда. Иногда для страховки может быть использована веревка, закрепленная на спине пловца. При таком ее расположении человека можно вытащить из воды лицом вверх.

В быстротекущий водный поток нужно входить спиной вперед, ложиться на спину и плыть. Нельзя резко входить и прыгать в воду. Особую опасность представляют собой водовороты, места соединения несколько водных потоков (течений), волны. Если человек попал в водоворот, то он должен сделать глубокий вдох, нырнуть и под водой отплыть в сторону. На поверхности воды сделать это значительно труднее из-за большой скорости течения.

В водоемах с большими бурунами плыть нужно по направлению к берегу во впадинах между волнами. Если волна движется прямо на человека, то необходимо поднырнуть под ее гребень, а когда она пройдет, плыть дальше.

Опасными являются завихряющиеся волны, которые могут захватить человека отбывающим течением. В этом случае не надо плыть против течения, следует попытаться выйти на берег со следующей наступающей волной.

Один из способов преодоления водных преград вплавь связан с использованием животных (лошадей). При этом можно, освободив ноги из стремян, держаться как непосредственно за шею, гриву, хвост лошади, так и за специальные обвязки. Переправляться необходимо под углом против течения, не мешая животному самому выбирать путь в заданном направлении.

Дополнительную безопасность при переправе вплавь обеспечивают подручные плавсредства, такие как бревно, доска, деревянный щит, плащ-палатка, набитая плавучим материалом, мешки с соломой и корой, связки камыша, тростника, веток, плот. При переправе на плоту можно грести руками, досками, жердями, лопатой, веслом, о сам плот перетаскивать с помощью веревки.

Характер водной преграды можно определить по внешним признакам (шуму воды, наличию пены, скорости водотока волны и водоворота, стуку движущихся камней о дно реки). О количестве подводных камней в русле реки можно судить по бурунам. Если бурун не перемещается относительно русла, а только незначительно пульсирует на поверхности воды в одном и том же месте, то этот факт свидетельствует о наличии камня.

Преодоление водных преград вброд . Водные преграды можно преодолевать вброд. Для этого выбирается место, желательно на мелких участках спокойной воды. Безопасность достигается осторожным выполнением каждого шага, использованием шеста для ощущения дна, передвижением по отмели или перекату. На быстрой воде необходимо упираться шестом со стороны ее напора. Не рекомендуется смотреть на воду из-за возможного головокружения и потери равновесия; смотреть надо на место выхода из воды.

Относительно безопасным считается переход реки вброд группой из двух и более человек. Два спасателя становятся на берегу реки друг к другу лицом, кладут руки на плечи и передвигаются в воде. Несколько спасателей становятся в шеренгу или образуют круг, кладут руки на плечи друг другу и преодолевают водную преграду.

Горные быстрые реки чаще всего переходят по камням. Следует помнить, что камни иногда бывают мокрыми, скользкими, а порой и обледенелыми. Это может привести к падению человека в воду и травме. С цепью предотвращения подобных случаев необходимо использовать веревочные перила. Безопасной считается горная река с глубиной не более 1 м. Если ее глубина больше, то переходить такую реку вброд можно только при использовании специальных приспособлений. Наиболее благоприятным для преодоления горной реки является раннее утро – в это время ее глубина наименьшая.

В случае, когда дно реки каменистое или на нем лежат бревна, металлические (железобетонные) конструкции, переходить реку надо в обуви без носков, чтобы сохранить их сухими. Кусты, камыши, водную растительность следует раздвигать руками; ноги не поднимать, а передвигать их осторожно в воде.

При переправе вброд (вплавь) опасность для человека представляется в момент входа и выхода из воды, т.к. берега рек, как правило, бывают наклонными, обрывистыми, мокрыми и скользкими, что может быть причиной падения. В этих условиях целесообразно использовать страховку или соорудить ступени.

При преодолении водной преграды вброд одежду, обувь и снаряжение нужно держать над головой, после выхода из воды – сразу же одеться. Это обеспечит согревание и профилактику простудных заболеваний. Нельзя преодолевать водные преграды вброд при быстром течении, наличии в воде плывущих бревен, веток, перемещающихся камней, невозможности установить специальные средства страховки. Запрещается переправляться вброд через лесосплавные реки и реки, по которым идет ледоход.

С целью обеспечения безопасности при переправах через реки вброд необходимо предварительно исследовать характер дна, замерить глубину воды и скорость течения. Можно привлекать проводника из местных жителей. Данные о безопасных способах переправ через реки представлены в табл.4.3.

Следующий наш урок будет о преодолении водных преград. Это может понадобиться в самый неожиданный момент. Приведу яркий пример из личного опыта.

Поехали мы в лес за ягодой. Недалеко, порядка 5-6 км. от ближайшей деревни. На двух машинах УАЗ-31519 (мой) и УАЗ – 452 (знакомый). В процессе езды по «волчьей дороге» мы переехали ручеек шириной сантиметров 50 и глубиной по щиколотку ребенка. Приехали на место, разбили лагерь, позавтракали, пустились за сбором даров леса. К вечеру вдруг заморосил дождь. Причем и дождем то это назвать было сложно – морось, тяжелый туман. Объявили отбой. Дождь продолжал идти. Утром, возвращаясь назад, мы увидели перед собой…. Да, как вы уже догадались – бурный поток в 4 – 5 метров шириной и около метра глубиной. А дождь все шел. Забегая вперед скажу, что ручей был форсирован обеими машинами в течение нескольких минут без всяких потерь. Но… Мы были подготовлены и имели большой опыт. А какое впечатление сей бурлящий поток произведет на новичка или неопытного джиппера?! Кроме судорожных попыток форсирования мы с большой вероятностью получим утопленный автомобиль. К слову сказать, ни одна наша машина не была оборудована шноркелями и не имела специальной подготовки.

Что ж, картину вы представили. Начинаем форсирование. Первое – это разведка. Желательно иметь для этого высокие сапоги (болотники) или, что вообще идеально – непромокаемый полукомбинезон (так называемая «химзащита»). Почему так серьезно? Да потому, что иногда проходится бродить в вешних, ледяных водах по пояс, чтобы найти некую лазейку для джипа. Если вы возвращаетесь и помните рельеф дна – это одно дело. Когда штурмуете неизвестное место – другое. Берем в руку веревку, которой вас будет страховать ваш товарищ. Если так получилось, что вы один, или у попутчиков нет сил (женщины, дети) – привяжите веревку к автомобилю. Это мера безопасности на случай сильного течения, судорог, ям и т.д. Если течение серьезное – обвяжите себя веревкой. Тщательно прощупываете ногами дно. Камни, галька? Отлично. Осталось лишь выбрать траекторию без валунов, чтобы не повредить подвеску и двигатель. Песок? Хуже, но не так критично – щупаем максимальную твердь. Ил, глина, органический ковер? Это уже много хуже.

Первые два варианта описывать я не буду – понятно и так, без подсказок. Опишу, как действовать в самой сложной обстановке – зыбучем, неустойчивом дне. Цепляем заранее к автомобилю трос, сматываем его и закинув на крышу или капот – закрепляем, в крайнем случае – закидываем через форточку в салон. Отлично, если у вас два троса – можно закрепить их сразу и спереди и сзади! Совсем здорово, если у вас есть лебедка! Определите якорь (валун, дерево, торчащие прочные коряги, столбы и т.д.) и заранее размотайте трос лебедки на длину, достающую до якоря, либо на максимальную длину, если якорь далековато. Смотайте трос и закрепите его в легкодоступном месте. Перед началом движения закрываем все окна и форточки – лишняя вода нам ни к чему. С пола салона убираем все вещи, размещаем их возможно выше. Если есть утеплитель – убираем, или просто плотно сворачиваем.

Если, как в УАЗ-31519, вентилятор имеет ременный привод (крутится от двигателя), то снимаем ремень, либо полностью ослабляем натяжение. Причин несколько. Во-первых, вращающийся вентилятор зальет всё вокруг (читай – двигатель) водой. Во-вторых, попав в воду на высоких оборотах лопасти вентилятора (из-за имеющегося положительного угла атаки и сопротивления воды) могут выгнуться вперед, намотав на себя соты радиатора и сам радиатор. В последнем, я, конечно, утрирую, но, надеюсь, вы поняли всю опасность.

Выгонять или нет ваших пассажиров – решать вам, на свой страх и риск в зависимости от обмундирования, возраста, и степени опасности водной преграды. Перебраться через спокойный ручеек можно и всем вместе… Но вот форсировать ревущий дождевой поток с детьми в салоне очень рискованно. Все зависит от обстановки, принимайте решение сообразно обстоятельствам.
Едем. Первое, что нужно понять и помнить наизусть – едем медленно, но ровно, примерно на одних оборотах. Если у вас УАЗ – закройте жалюзи радиатора.

Категорически нельзя залетать в воду с разгона! Помимо того, что вы можете получить гидроудар в радиатор, автомобиль поведет себя как дырявый поплавок. Джип сначала упрется в воду, потеряв часть скорости. Вывешаются и потеряют сцепление с дорогой задние колеса, машину начнет разворачивать. Вода волной заполнит моторный отсек, залив свечи и вариатор, возможно достав до карбюратора, и, если нет шноркеля, и до воздухозаборника. Затем машина резко всплывет, колеса потеряют грунт и ее унесет на более глубокое место. Там, начав погружаться, машина гарантированно встанет навеки.

Перегазовки недопустимы. Как только перед автомобилем вы увидели волну – регулируйте скорость, постарайтесь догнать ее (или, наоборот, чтобы она догнала вас). Причина этому проста – когда волна идет перед машиной в соответствии с графической синусоидой уровень воды в моторном отсеке – МИНИМАЛЕН!

Остановки НЕДОПУСТИМЫ. Особенно, если дно песчаное или илистое! Причина проста – стоячий автомобиль быстро замывается течением в песок, проваливаясь все ниже.

Если вдруг вы чувствуете, что машина вот-вот застрянет и глубина становится значительно больше расчетной, не паникуйте. Очень быстро включите задний ход и начните двигаться назад по вашей траектории. Внимание! НЕ допускайте ПРОБУКСОВКИ при трогании!

При этом учитывайте такую вещь, о которой говорят в народе: У страха глаза велики! А именно – при движении вперед, вы собираете перед собой воду и волна, естественно идущая перед вами, визуально поднимает уровень воды!

Следующая опасность. При сильном течении автомобиль может развернуть или потащить боком. Будьте к этому готовы! В этом случае нужно немедленно открыть все двери настежь. Салон заполнится водой и машина заякорится на месте. Если двигатель не заглох – осторожно продолжайте движение. Салон, конечно, вымокнет, но это меньшее из зол. Ведь «автоплывуны» в большинстве случаев водяной поток просто ПЕРЕВОРАЧИВАЕТ.

При погружении в воду приготовьтесь к внезапному выбросу облака пара! Не пугайтесь, это нормально.

Если внезапно заглох двигатель и вы понимаете, что он заглох по вашей вине (например, из-за небрежного манипулирования органами управления), пробуйте тут же завести его. Если двигатель «схватил» - увеличивайте обороты плавно и тут же продолжайте движение. Если двигатель не завелся с двух попыток – дальше не продолжайте – вам не повезло. Извлекать машину придется с чьей-то помощью!

На берегу вы можете попробовать реанимировать двигатель. На бензиновом – откидываем крышку вариатора, просушиваем. Выкручиваем все свечи, прогоняем двигатель стартером, чтобы выгнать воду из цилиндров. Внимание! Не забудьте закоротить на массу высоковольтные провода, иначе есть риск спалить электрооборудование. Сниманием фильтр грубой очистки (как правило, расположен недалеко от бака), смотрим на наличие воды. Все протираем, сушим, вворачиваем и пробуем завести. В большинстве случаев двигатель заводится без особых проблем.

С дизелем все немного сложнее. Если коленвал вращается с трудом – вероятно мы получили гидроудар в цилиндрах и погнули шатуны. Тут уже нужен буксир или эвакуатор и предстоит очень серьезный ремонт.

По статистике матерых офф-роадеров, в подавляющем большинстве машины не могут преодолеть брод и наглухо вязнут не из-за технических проблем или сложного рельефа дня, а из-за элементарных ошибок экипажа.

В заключение несколько советов на всякий случай. Если вы понимаете, что преодоление бродов может быть не редким явлением, нужно элементарно оборудовать свой автомобиль. Несмотря на грозность мероприятия, она несложна и по деньгам недорога. Необходимые мероприятия:
- Устанавливаем шноркель (выведенный воздухозаборник).
- Дополнительно изолируем проводку. Изолента не пойдет, желательно затягивать в специальную мастику. Гидроизоляция проводов не является критической, особенно, если проводка целая и не старая (без поперечных микротрещин).
- Выводим под капот трубки вентиляции мостов, КПП, «раздатки» (и других узлов, имеющих сапуны – в зависимости от марки авто). Может быть для вас это будет открытием, но КПП или задний мост имеют так называемые «сапуны» - механическое перепускное приспособление для связи внутреннего объема с атмосферой. Цель сапунов – сброс или добор внутреннего давления, для того, чтобы не выдавило сальники и прокладки. При работе узла, масло в нем нагревается и расширяется. Если, допустим КПП сделать абсолютно герметичной, расширяющееся масло будет искать выход. А выход в самом слабом месте, коими и являются уплотнители. Происходит и обратный процесс – при погружении в воду, масло резко охлаждается и в агрегате создается отрицательное давление. Сапун «засасывает» воздух, чтобы сравнять давление. А при погружении в воду – вода и будет «засосана». Объяснять вам о последствиях нахождения воды внутри агрегата я не буду, это понятно любому здравому человеку.

Вышеперечисленным темам я посвящу отдельную статью с иллюстрациями на примере УАЗа. Конструирование на других автомобилях принципиально похоже.
Желаю удачи и удачных штурмов водяных преград!


Наиболее частый вид переправы через небольшие реки и другие водные препятствия — прохождение реки вброд. Основным условием форсирования реки является выбор места брода. Внешние признаки брода: расширение реки на прямом ее участке, рябь на поверхности воды, плесы, отмели, перекаты, островки, тропы и дороги, спускающиеся к реке.

Исключение составляют равнинные реки. Здесь при выборе брода необходимо установить отсутствие омутов, глубоких ям, ила, тины, коряг, затопление деревьев и других предметов, которые при осуществлении переправы могут вызвать серьезные осложнения.

Значительно труднее по внешним признакам определить место брода на горной реке. В этом случае следует приступить к обследованию общего характера реки. Определить ширину русла, возможную глубину, состояние дна и скорость течения. Затем выбрать место подхода и условное место выхода на противоположный берег. Для обеспечения безопасности наметить места постов перехвата, определить наличие местных переправочных средств, количество специального снаряжения (основные и вспомогательные веревки, карабины и обвязки) для наведения переправы и организации страховки, численный состав группы, ее физическое и психологическое состояние, техническую подготовку. Только после этого определяют тактику преодоления водного препятствия.

Переправа вброд через горные реки со скоростью течения более 3-4 м/сек с каменистым дном возможн а: человеку — при глубине по колено, верховым лошадям — при глубине по брюхо, для телеги в упряжи — не выше оси хода.

Способы переправы реки и водных препятствий вброд.

Непроходимые участки реки характеризуются недоступностью подхода к водной преграде: отвесные или крутые склоны, камнепады, каньоны, множество глубоких проток, сильно заболоченные, вязкие, илистые берега и дно реки, ямы и водовороты. Река имеет большую ширину, глубину и сильное течение. Признаки труднопроходимых водных участков — широкая пойма реки, сильное течение, низкие заболоченные или крутые берега. Неблагоприятные метеорологические условия (дождь, снег) влияют на прохождение водных преград. Проходимые реки имеют небольшую глубину и среднее течение, преодолеваются вброд в одиночку, парами и небольшими группами.

Способы переправы вброд через небольшие реки и другие водные преграды.

После выбора места брода и определения скорости течения приступают к проведению разведки. Она осуществляется одним из участников группы с обязательной страховкой, в качестве которой может быть прочный шест (палка) длиной 2-2,5 метра. Переправляющийся начинает двигаться несколько под углом к течению, опираясь на шест. При очередном передвижении его переставляют сверху по течению (напором воды он будет прижиматься ко дну). Ставить шест вниз по течению и опираться на него — грубая ошибка. В таком положении он не является страхующим средством, его легко может сбросить течением, после чего последует неминуемая потеря равновесия и может произойти падение в воду.

При осуществлении разведки и последующих переходах ниже по течению в 20-30 метрах следует выставлять пост перехвата (на случай сноса течением переходящего). На 100 метров от места переправы вниз по течению русло реки должно быть свободным от выступающих камней, поваленных деревьев и других предметов, которые могут причинить травму упавшему в воду. Первым реку переходит наиболее опытный и физически сильный участник. После того, как он вышел на берег, переходят поочередно все остальные участники. В целях безопасности переход реки вброд рекомендуется осуществлять в одном месте и по одному пути. Самовольный выбор места брода недопустим.

При переходе вброд реки, равнинной или горной, первый переправляющийся должен пройти без , в обуви. Переходящий должен уметь хорошо плавать. Турист, который перешел реку первым, должен быть готовым к оказанию помощи своим товарищам. Если кто-то из участников не очень уверен в преодолении водной преграды, его необходимо подстраховать, выделив ему в помощь более опытного участника. На сложном участке реки помимо шеста переправляющийся пользуется страховочной веревкой. Страховка первого осуществляется основной и вспомогательной веревками, которые со стороны груди пристегиваются карабином к грудной обвязке. При движении страховочные веревки находятся под некоторым углом относительно одна другой — основная сверху по течению, вспомогательная — ниже.

Каждую веревку удерживают два туриста и, по мере надобности, выдают. При срыве направляющего основная веревка не выбирается, а лишь удерживается или слегка выдается. Подтягивание упавшего к берегу осуществляется вспомогательной веревкой. После переправы первого туриста основная веревка закрепляется за надежный предмет и натягивается страхующим на уровне груди переправляющихся. Тем самым веревка служит в качестве перил, при помощи которых осуществляется безопасность дальнейшей переправы. Движение производится приставными шагами, при поддерживании руками за натянутые перила, лицом навстречу течению.

При сильном течении на переправе, прежде чем начать движение, турист прикрепляется к перилам (основной веревке) карабином или страховочной петлей, находящейся на его грудной обвязке (со стороны груди). Последний участник отвязывает веревку и прикрепляется к ней. Вспомогательная и основная веревки закрепляются карабином со стороны груди. Опираясь на шест, турист переправляется через реку.

Переправа вброд через сложные реки парами и шеренгой.

Этот способ заключается в следующем; два или три-пять человек, крепко обнявшись за плечи, двигаются несколько против течения. Безопасность такой переправы зависит от согласованности движений переправляющихся. В момент, когда один делает шаг, другой его поддерживает. При очередном движении нужно найти удобное место для ноги, чтобы она не скользила. Движение желательно осуществлять приставными шагами. Для улучшения страховки первый, идущий в шеренге, опирается на шест. При переправе кругом переправляющиеся, крепко обнявшись за плечи, образуют круг и передвигаются вращением против часовой стрелки.

Для перехода реки вброд можно пользоваться и другим способом переправы — колонной, который заключается в следующем. Группа выстраивается на берегу вдоль реки, в затылок друг другу. Впереди встает самый сильный участник с шестом в руках. За ним — второй, не уступающий по силе первому. В середину встают менее сильные и малоопытные члены группы. Туристы обеими руками крепко держат друг друга. Колонна, по команде первого, приставными шагами входит в воду, лицом навстречу течению. Основную силу напора воды принимает на себя первый. Он с силой опирается на шест, выставленный вперед вверх по течению.

Второй в колонне удерживает первого за пояс, придавливая его вниз, не давая возможности потоку опрокинуть ведущего, и т. д. Каждый страхует впереди стоящего. Колонна медленно приставными шагами переходит реку. Командует движением колонны ведущий. При этом способе переправы требуется четкое взаимодействие движений всех членов группы.

При переходе реки вброд необходимо соблюдать следующие основные правила безопасности.

— При выборе места переправы необходимо учитывать подход к реке, состояние русла, глубину и силу течения, время суток и климатические условия, наличие необходимого специального снаряжения, а также необходимо проводить разведку с обязательной страховкой.
— Реку переходить в месте, выбранном разведкой. Самим переправляться в других местах запрещается.
— При переправе с организацией веревочных перил двигаться сбоку перил, ниже по течению, приставными шагами.
— Для самостраховки петли со схватывающими узлами не применять — прикрепляться к веревочным перилам только с помощью карабина, через грудную обвязку или петли от нее.
— При движении шеренгой, кругом, колонной захват друг друга за плечи должен быть прочный.
— Для страховки ниже по течению обязательно выставлять посты перехвата.
— Переправу через реку вброд в любой период года обязательно осуществлять в одежде и обуви.

Любовь