Какие философы самые известные. История возникновения философии древнего мира

Древняя философия представляет собой совокупность уче­ний и школ, охватывающих исторический период примерно с VI в. до н.э. по V в. н.э. Это тысячелетие развития философских идей демонстрирует как разнообразие философии в древних Индии, Китае, Египте, Месо­потамии, Греции и Риме, так и удивительную общность идей, выражающих объединение в едином космическом универсуме при­роды, человека и богов.

Философия Древнего Востока. Наиболее древние философские учения возникли в государствах Древнего Востока: Египте, Вавилоне, Индии, Китае. Общим для этого региона является становление государств, реализующих интересы земледельческой аристократии и родовой жреческой знати (брахманы в Индии). Рабовладельческий способ производства здесь носил специфический характер, сильны были пережитки патриархальных отношений между господствующими классами и угнетенными. Важное место в духовной жизни общества занимает религия и философские взгляды формируются либо в лоне религиозных воззрений, либо в борьбе с ними, хотя в этот период трудно выделить последовательные идеалистические, материалистические и атеистические взгляды.

Появление философских знаний в Древнем Вавилоне и Египте было связано с их рабовладельческим характером. К концу IV - началу III тысячелетия до н.э. развитие рабовладельческих отношений здесь достигает наивысшей точки; труд рабов используется для создания оросительных сооружений, пирамид, храмов, дворцов. Здесь формируются первые шаги наук о мире: астрономии, космологии, математики, возникают начала геометрии и алгебры, формируется вавилонская шестидесятеричная система письменного счисления. Большую роль играло жречество, насаждавшее религиозные верования. Отцом богов у вавилонян считалась Луна. Бог света воспевался как могучая нравственная сила, правящая миром. Вместе с тем, в одном из литературных памятников – «Диалог господина и раба о смысле жизни» религиозные догматы подвергаются критике, равно как и идея о надежде на награду в загробной жизни.

Древнеегипетская культура - одна из древнейших в мире - складывается с начала IV тысячелетия до н.э. Здесь достигли высокого уровня ремёсла и обслуживающие их отрасли науки: астрономия, арифметика, геометрия. Раньше, чем у других народов, продолжительность года определена в 365 1/4 дней. С течением времени в мифы вкладывается философский смысл, которого они первоначально не имели. Появляются идеи, противоречащие господствующему религиозному мировоззрению. «Песня арфиста» - классическое произведение древнеегипетской культуры - одной из первых в человеческой истории утверждает, что вместо того, чтобы рассчитывать на загробную жизнь, надо «устраивать свои дела на земле». В других памятниках ставится вопрос о материальной первооснове природных явлений, о воде как источнике всех живых существ. Ни в Вавилоне, ни в Египте философская мысль не достигла уровня, характерного для более развитых рабовладельческих стран, однако, к примеру, древнегреческий философ Фалес именно у египтян заимствовал мысль о воде как первоначале вещей.



В Древней Индии философия возникает примерно в середине 1-го тысячелетия до н.э. на основе конкретного отношения к древнейшему памятнику индийской литературы - Ведам, в которых было выражено весьма древнее религиозное мировоззрение. Четвертая часть Вед - Упанишады - выражают собственно философское мировоззрение. Ортодоксальные философские школы признавали авторитет Вед, к ним относились течения веданта, миманса, санкхья, йога, ньяя, вайшешика. Эти течения рассматривали веру в бога и как элемент «правильного» мировоззрения, и как условие практической деятельности, направленной на освобождение от страданий. Эти учения ориентированы на мистику, созерцательность, подчинение установленным в этой жизни законам и правилам. Однако в некоторых из них развиваются элементы материализма.

Так, философия санкхья считала исходным для объяснения мира учение о материальной первопричине всех вещей и явлений, в том числе явлений психических. Первичная субстанция - пракрити (материя, природа) - причина существования тел, ума и интеллекта. Наиболее зрелой материалистической системой была вайшешика как теория атомизма. Материальный носитель всех качеств вещей - это субстанция, состоящая из вечных, неделимых атомов, которые никем не созданы и наделены различными качествами. Вайшешика (как во многом похожая на нее философская школа ньяя) видит цель мудрости в освобождении человеческого «я» от страдания через достоверное знание, истинное постижение реальности.

К неортодоксальным учениям относят джайнизм, буддизм, материалистическую школу чарвака (локаята). Они занимали критическую по отношению к ведам позицию. Это связано со стремлением покончить с привилегированным положением брахманов, по-новому понять место человека в условиях ослабления племенной власти, усиления власти монархии. Основателем буддизма считают Сиддхартху Гаутаму (ок. 58З - 483 до н.э.) - сына правителя рода Шакьев. Буддизм проявил себя как «религия сплочения» через покорность и достижение восьми добродетелей, в числе которых выступают правильные: поведение, видение, образ жизни, речь, направление мысли, усилие, внимание, сосредоточение. Это путь к нирване - состоянию полной невозмутимости, освобождения от всего, что приносит боль.

Джайнизм также ориентировал на аскетизм, на «святость» как особый образ поведения, освобождающий душу от подчинения страстям. Философия локаята (чарвака) была одним из первых учений, отрицавшим существование какого-либо другого мира, кроме мира материального. Сознание, по взглядам локаятиков, является свойством живого материального тела. Ад, рай, жертвоприношения - это выдумка авторов священных книг.

В Древнем Китае формирование основных философских течений относится к VI - V вв. до н.э., когда формируются идеи о пяти первоэлементах вещей (металле, огне, дереве, воде и земле), о противоположных началах (инь и янь ), о естественном пути (дао ).

Основоположником конфуцианства был великий Конфуций (551- 479 до н.э.), считавший, что небо как верховное божество, диктует свою волю человеку. В центре философии конфуцианства стояли проблемы воспитания «благородного мужа», который разбирается в том, «что есть исправное, равно как малые люди разбираются в том, что выгодно». Гуманность, милосердие (жэнь) должны пронизывать отношения между людьми.

Важное значение в Древнем Китае имел даосизм - учение Лао-Цзы (VI - V вв. до н.э.) о дао - пути вещей. Жизнь природы и людей управляется естественным путем - дао, которому и должен следовать человек в изменяющемся мире: «Мир - это священный сосуд, которым нельзя манипулировать. Если же кто хочет манипулировать им, уничтожит его». Поэтому Лао-Цзы считал, что человек не должен вмешиваться в естественный ход вещей.

В целом в древневосточной философии человек еще не рассматривается как личность, отделённая от космоса. Высшей ценностью считается некий безличный абсолют: дух Вселенной, Небо, Луна и т.п., а человек должен подчиняться предустановленному порядку вещей.

Особенности античной философии. Поскольку и сегодня отечественная философия тяготеет к классическим образцам, зарожденным в западноевропейской философии древности, постольку целесообразно уде­лить пристальное внимание характеристике философии Древней Греции и Рима (античной философии).

Наибольшего расцвета философия Древнего мира достигла в Греции. Она возникает в греческих городах-государствах (полисах) на рубеже VII - VI вв. до н.э. сначала на западном побережье Малой Азии, затем в греческих городах Южной Италии, затем собственно в Греции, прежде всего - в Афинах. Именно здесь рабовладельческий способ производства стал наиболее эффективным, рабский труд обеспечил высокое развитие культуры, в том числе и на основе восприятия культуры более древних цивилизаций: поэзии, драматургии, истории, философии. Греческая философия зародилась в тесной связи с научными знаниями: математическими, естественнонаучными, с зачатками политических понятий, а также во взаимосвязи с мифологией и искусством, выросшим на почве этой мифологии.

Характерной чертой философских систем древнего мира является космоцентризм - созерцательное изучение и рассмот­рение человека в органическом единстве с природой, обществом и богами. Причинами тому служили крайне низкий уровень развития научного знания и преобладание мифологических представлений, эмпирических взглядов на окружающий мир. Так, природа для древних греков выступает главным абсолютом и носителем всех свойств мира. Боги составляют часть природ­ной стихии, а человек живет по законам природы, полиса (го­сударства), веры в богов и собственному разумению.

Уже у ранних мудрецов Древней Греции на первый план выдвига­ется проблема космической гармонии , которой должна соответ­ствовать и гармония человеческой жизни.

Одной из черт древнегреческой и римской философии яв­ляется поиск первоосновы окружающего мира, которая разными философами представляется различной: это и вода, и воздух, и огонь, и число, а у Анаксимандра - апейрон (нечто бесконечное, бес­предельное). Позднее формируются атомистические представ­ления Демокрита , Левкиппа , Эпикура , а также идеалистические взгляды Платона и учение о единстве косной материи и активной формы Аристотеля . В итоге уже в философии древности были выд­винуты основания для различения материалистических и идеалис­тических философских систем.

Отличительной чертой античной философии выступает и фор­мирование особого способа духовного самовыражения, который уже у первых древнегреческих мудрецов приобрел строгую логи­ческую форму. Этот классический способ освоения мира характеризуется рациональным постижением истины, что существенно от­личает его от восточной мудрости. Особую роль здесь играет категория причины, впервые введенная Демокритом .

Древнегреческие философы широко развернули антропологи­ческие аспекты философии, обсуждая такие вопросы, как роль человека, богов, государства и мудрецов в полисе. Протагору принадлежит фраза о человеке как мере всех вещей.

Рассмотрим подробнее основные идеи древнегреческой философии.

Милетская школа. С конца VII до конца VI вв. до н. э. в крупнейшем малоазиатском греческом городе Милете жили три мыслителя: Фалес, Анаксимен и Анаксимандр , положившие начало систематической философии. Задавшись вопросом, откуда все возникает и во что возвращается, они искали начало происхождения всех вещей. По преданию, они сконструировали первые простейшие научные приборы (гномон, солнечные часы, модель небесной сферы), предсказывали астрономические и метеорологические явления, в том числе солнечные затмения. По некоторым сведениям, Фалес имел высокую инженерную квалификацию в вопросах фортификации, преодоления войсками водных преград. Быть может, именно исследование природных явлений и практически-техническая деятельность привели философов милетской школы к выводу, что мир материален, и натолкнуло на идею первовещества (архэ) .

Фалес (ок. 624-547 до н.э.) называл первовеществом воду, Анаксимен (ок. 585-525 до н.э.) - воздух. Но уже Анаксимандр (ок. 610- после 547 до н.э.) усматривал первоначало не в каком-то конкретном веществе, а в особой «неопределённой» и «беспредельной» материи - апейроне . При этом первовещество наделялось внутренней активностью, движением, способностью к бесконечным превращениям. Пытались они объяснить и происхождение души. В частности, Фалес считал: все полно богов и потому одушевлено. Так, магнит имеет душу, поскольку движет железо.

Милетская школа представляла собою первую разновидность древнегреческого материализма .

Пифагорейцы. Основателем первой последовательно идеалистической философской школы считают Пифагора (ок. 580 – 500 до н.э.). Пифагорейцы считали, что количественные отношения являются сущностью вещей, а вся Вселенная представляет собой гармонию чисел. Истоком мистических представлений Пифагора стало открытие им связи гармонических интервалов с отношением чисел. Наиболее благозвучные соотношения музыкальных тонов: октава, квинта и кварта – соответствуют соотношениям струн 1/2, 2/3 и 3/4.

Пифагор настолько уверовал в гармоничность вселенной, что, как рассказывают доксографы, открыв несоизмеримость диагонали квадрата с его стороной, он счел это началом хаоса и приказал ученикам хранить эту тайну. Отстаивая собственные идеи, пифагорейцы подвергали критике материализм милетской школы.

Идея развития в философии Древней Греции. Именно древнегреческим философам мы обязаны специальным и обстоятельным обсуждением идей движения и развития. Древнегреческая и римская философия дали первые образцы диалектического и метафизического философствования. «Отцом диалектики» нередко называют Гераклита Эфесского (ок. 520 – 460 до н.э.). Согласно его учению, первооснову мира составляет огонь, а мир никем не создан и существует вечно. Гераклит особо подчеркивал, что мир постоянно изменяется , переходит из одного состояния в другое. Видимо, Гераклит потому и считал огонь первоосновой мира (архэ), что он представлялся ему наиболее подвижным видом материи.

Причину постоянного изменения он видел в борьбе противоположных начал: «холодное теплеет, теплое холоднеет, влажное высыхает, сухое увлажняется». Жизнь и смерть, рождение и гибель связаны между собой и переходят друг в друга.

Идея непрерывного потока и изменения была доведена до абсурда, до крайнего релятивизма Кратилом (V в. до н.э.). Гераклит гениально усмотрел две стороны движения: изменчивость и устойчивость. Утверждая, что в одну реку нельзя войти дважды, ибо река изменяется, он, тем не менее, признавал в движении момент устойчивости: текущая река, «изменяясь, покоится». Кратил же считал, что в одну и ту же реку нельзя войти и одного раза, и призывал не называть вещи, а лишь указывать на них рукой, ибо, пока произносишь название вещи, она становится уже другой и для нее требуется иное название. Таким образом, Кратил игнорировал момент устойчивости в развитии вещей и процессов.

Представители школы элеатов Ксенофан (ок. 570 – 478 до н.э.), Парменид (конец VI – начало V в до н.э.), Зенон (ок. 490 – 430 до н.э.) из г. Элея (Нижняя Италия) – наоборот, абсолютизировали момент устойчивости движения, игнорируя его изменчивость. Элеаты признавали, что мир человеческих чувств изменчив и неустойчив, ибо нарождается и умирает. Но ему противостоит мир объективного (независимого от человека) бытия, которое едино, неподвижно и неизменно.

Так, Парменид учил, чтоничто не изменяется, из области бытия он полностью исключает движение. Такова, по его мнению, подлинная истина (алетейа ). Однако человек воспринимает мир чувствами, посредством которых формируется не истина, а мнение (докса ). Чувственное познание дает образ лишь кажущегося состояния вещей, образ кажущегося движения.

Зенон Элейский , защищая тезисы Парменида , сформулировал ряд апорий (от греч. aporia – затруднение), которые противоречили обыденному опыту, но которые он пытался обосновать теоретически. Апории сыграли большую роль для развития диалектического мышления и логического доказа­тельства.

Известна апория «Ахилл и черепаха», где доказывается, что быстроногий Ахилл никогда черепахи не догонит. Прежде чем догнать черепаху, он должен оказаться в точке, где черепаха находится сейчас. Но, пока Ахилл этой точки достигнет, черепаха продвинется дальше. Поэтому античному герою придется снова предварительно добежать до точки, где черепаха находится в последующий момент, но за это время черепаха опять продвинется вперед и так до бесконечности. Расстояние между Ахиллом и черепахой будет непрерывно сокращаться, но никогда не достигнет нуля.

Апория «Стрела» в особенно непосредственной форме отрицает движение. Летящая стрела в каждый, сколь угодно малый, отрезок времени занимает неизменное положение, следовательно, покоится. Движение стрелы представляет собой сумму таких моментов покоя. Следовательно, в течение всего полета стрела неподвижна.

По преданию, выслушав аргументы Зенона , философ Антисфен встал и начал ходить, полагая, что доказательство действием сильнее всякого возражения. Об этой попытке Антисфена писал А.С. Пушкин:

Движенья нет, сказал мудрец брадатый,

Другой смолчал и стал пред ним ходить,

Сильнее бы не смог он возразить;

Хвалили все ответ замысловатый.

Однако Пушкин не был бы глубоким поэтом-философом, если бы ограничился лишь этим четверостишием. Он продолжает речь дальше и обращает внимание читателя на уязвимость такого «доказательства»:

Но, господа, забавный случай сей

Другой пример на память мне приводит:

Ведь каждый день пред нами солнце ходит,

Однако же прав упрямый Галилей».

Итак, логические проблемы, поставленные Зеноном , таким образом снять не удалось. С ними впоследствии пришлось иметь дело как философии, так и другим наукам, в первую очередь математической логике. Зенон поставил задачу отражения и выражения в мысли противоречий реального движения: прерывности и непрерывности, конечности и бесконечности.

Атомистическое учение. Наиболее последовательно материалистическая позиция философски обоснована в атомистическом учении Левкиппа и особенно его последователя Демокрита (ок. 460 – 370 до н.э.).

Будучи одним из трех сыновей богача Дамасиппа , Демокрит отказался от владения землей и кораблями, взял свою долю деньгами и истратил их на путешествия в Египет, Финикию, Вавилон, Персию, после чего вернулся в родной город Абдеры, где ему было предъявлено судебное обвинение.Демокрит обвинялся в том, что истратил все отцовское наследство и нанес ущерб городу и его гражданам, употребив богатство не на благо им, но лишь для удовлетворения пустой страсти к путешествиям.ОднакоДемокрит прочел судьям свою книгу «Великий Домострой» и был оправдан судом. Оказалось, что в путешествиях он изучал различные науки, причем в тех странах, где они были наиболее развиты. И судьи пришли к выводу, что растраченное им богатство искупается тем богатством, которое он приобрел для себя и своих сограждан, изучая науки в других государствах.

Демокрит показал, что основой всего существующего являются атомы и пустота, в которой они движутся. Соединяясь между собой, атомы образуют различные тела. Человек отличается от животного особым расположением атомов души, чередующихся с атомами тела. Поэтому душа смертна: когда тело умирает, атомы, образующие душу, рассеиваются в пространстве. Таким образом, Демокриту удалось утвердить представление о единой универсальной природе материи и мышления.

По мнению Демокрита , основу познания составляют ощущения. Ощущения возникают оттого, что вещи испускают эйдолы – подобия предмета. Эти эйдолы проникают через влажную часть глаза в душу и приводят ее в движение.

Атомистическая система Демокрита основана на принципе всеобщего детерминизма (причинной обусловленности). Все устройство мира пронизывает закон причинной обусловленности, все подчинено необходимости, случайность – это либо выдумка, либо обозначение таких связей, которые пока неизвестны. О высокой роли знания причин свидетельствует фраза Демокрита о том, что за одно причинное объяснение он отдал бы персидский пре­стол.

Атомистическая теория стала действительно последовательно материалистической: Демокриту не нужны были боги для создания мира, ибо мир существует вечно, а все изменения происходят благодаря причинным связям в результате соединения и разъединения атомов. Следует, впрочем, подчеркнуть, что, отдавая дань мировоззрению своего времени, Демокрит допускает существование богов, состоящих из особых, приближенных к вечным конфигурациям, атомов.

Позднее, в эпоху эллинизма, Эпикур (341 – 270 до н.э.) развил атомистическое учение, предположив, что движение атомов происходит в силу их тяжести. Душа и живые существа состоят из легчайших, тончайших и наиболее подвижных атомов. Он считал также, что атомы обладают способностью самопроизвольно отклоняться при движении от прямой линии, в результате чего сталкиваются и соединяются самыми разнообразными, в том числе случайными способами. Тем самым он наделил атомы свободой, дав разумное объяснение происхождению случайных событий, и распространил свободу на действия людей.

Эпикурейство – нравственная сторона философии Эпикура – прямо вытекает из его атомистических представлений. Начало и корень всякого блага, по Эпикуру , - удовольствие, однако понимаемое не как утоление желания, а как способ избежать страданий, как соединение физического здоровья и возвышенно-спокойного состояния души. Поскольку основные страхи – страх смерти, страх перед божественными сверхъестественными силами, то атомистическое учение от них избавляет: богов нечего бояться, поскольку их нет, а тело и душа – это лишь структуры атомов. Поскольку со смертью связи атомов разрушаются, то смерти бояться не надо: когда есть мы, нет смерти, когда есть смерть, нет нас. Эпикур допускал существование богов в пространствах между теми мирами, которые образуются в результате спонтанного взаимодействия атомов (в междумириях), однако богам нет дела до человека, ибо вмешательство в его дела нарушило бы безмятежное, вечное и счастливое существование богов.

Эпикур вошел в историю не только своим философским учением, но одной из первых философских школ – «Садом Эпикура», основанным в 306 г. до н.э., который около 800 лет был рассадником античного материализма и атеизма.

Впоследствии идеи Демокрита и Эпикура в знаменитой поэме «О природе вещей» – по сути дела первом учебнике по философии в стихах – развил древнеримский философ Тит Лукреций Кар (ок. 99 – 55 до н.э.). Лукреций считал, что вселенная бесконечна во времени и пространстве. Однако входящие в нее миры, в том числе и Земля, временны и преходящи, как и всё, что состоит из атомов. Лукреций критиковал как учение о божественном происхождении мира, так и учение о божественном происхождении души, утверждая: «Ничто не возникает из ничего».

Формирование философского идеализма. Одним из наиболее выдающихся философов античности был Сократ (469 – 399 до н.э.) – сын афинского скульптора Софрониска и повитухи Фенареты . Его значение признано уже самим принципом классификации древнегреческой философии. Уже с Нового времени историки философии, формулируя периодизацию древнегреческой философии, стали выделять как досократический период, так и сократические школы.

Деятельность Сократа приходится на эпоху Пелопонесских войн той эпохи, когда кастовые интересы стали вытеснять «полисный патриотизм», когда афинские аристократы в ходе войны могли предавать демократические Афины, чтобы с помощью аристократической Спарты установить власть собственной партии. В этих условиях остро ставится проблема человека, его гражданских качеств, смысла его жизни – та проблема, которая стала центральной в философии Сократа . Его по праву можно назвать «отцом» философской антропологии.

Сократ подчеркивал, что никогда не считал себя мудрым, а лишь любящим мудрость – философом. Важнейшим призванием считал «воспитание людей», смысл которого видел в дискуссиях и беседах. Полагая, что «письмена мертвы», отдавал предпочтение устному рассуждению в ходе диалогов на площадях и палестрах. Поэтому после Сократа не осталось никаких трактатов.

Согласно Сократу , мир является творением божества «великого и всемогущего, вездесущего и обо всем пекущегося». Считал излишним и принципиально невозможным изучение природы и объяснение природных явлений. Принцип «познай самого себя» - ведущий в нравственном, моральном учением Сократа . Он подчеркивал значение совести, которую называл даймонион и считал, что через неё боги выделяют человека и сообщают смысл всему мирозданию.

Храбрый воин, прошедший три кампании Пелопонесской войны, Сократ в числе добродетелей выделял мужество, сдержанность и справедливость. Именно наличие таких добродетелей, по Сократу , предопределяет выполнение государственных функций и дел полиса, а не жребий, как это практиковали демократические Афины: ведь кормчего на корабле или флейтиста нельзя выбрать по жребию. Поэтому Сократ критиковал практику демократии как среди учеников, так и на улицах, рынках, перед храмами.

Знаменитое сократовское «я знаю, что я ничего не знаю» выступает исходным пунктом его теории познания. Сын повивальной бабки, Сократ называет свой метод познания истины майевтикой – искусством помочь родиться знанию. Истина, с его точки зрения, может родиться через выявление противоречий в диалогах (такой метод получил позднее название «сократический диалог»).

Жители Афин считали, что богами приняты законы и традиции. Поэтому для принятия решения они через оракулов обращались к богам, а не к собственной совести. Сократ же заявил, что Бог – это душа человека, его разум и совесть, человек взял на себя право принимать не зависимые от богов решения. Именно за эти идеи Сократ на 70-м году жизни предстал перед афинским судом по обвинению в том, что «не чтит богов, которых чтит город, а вводит новые божества и повинен в том, что развращает юношество», и был приговорен к смертной казни. И, хотя мог избежать судебного процесса и даже после вынесения приговора мог убежать, Сократ добровольно выпил яд цикуты.

По преданию, потом афиняне раскаялись и наказали обвинителей Сократа : одних изгнали из Афин, других казнили, а скульптор Лисипп получил заказ на изготовление бронзовой скульптуры Сократа. Однако еще многим философам пришлось испытать сократовскую судьбу, в том числе и в прошедшем веке: вспомним судьбы уничтоженных в сталинских лагерях выдающихся русских философов П.А. Флоренского , Г.Г. Шпета и др. Недаром К. Маркс называл Сократа «олицетворением философии».

Объективный идеализм Платона. Выдающимсяучеником Сократа , поднявшим его наследие на качественно новый уровень, явился Платон (427-347 до н.э.), сын афинского аристократа. Получил полное аристократическое образование, блестяще овладел всеми сферами античной культуры. Настоящее его имя – Аристокл , а прозвище Платон (от греч. «плато» – широкий) дано было Сократом за высокий рост, широкие плечи и успехи в спортивной борьбе.

После смерти учителя Платон продолжает изучение философии и других наук в Сицилии и Египте, а, возвратившись в Афины, в саду, посвященном полубогу Академу, основывает собственную школу – Академию, которая становится центром античного идеализма. Платоновская Академия просуществовала с 385 г. до н.э. до 529 г. н.э., когда была закрыта императором Юстинианом «за распространение язычества», т.е. 914 лет!

До нас дошло обширное философское наследие Платона , главным образом диалоги - вымышленные беседы, постоянным персонажем которых является Сократ . Важнейшие из них – «Пир», «Теэтет», Федр», «Софист», «Парменид», «Государство», «Тимей».

Платон пытался приобщить к своим идеям о государстве тиранов Сиракуз – Дионисия старшего и Дионисия младшего , однако те остались глухи к идеям Платона (впрочем, подобным образом относится к философии и большинство современных политиков). Сам Платон едва не был продан в рабство, но был узнан, выкуплен и освобожден Анникеридом , философом Мегарской школы.

Объективно-идеалистическая концепция Платона прямо связана с сознательной критикой тех материалистических воззрений, которые развивались в античной философии. Основной вопрос философии Платон решает идеалистически. Для него подлинным реальным бытием обладает мир идей. Идеи неподвижны, неизменны, вечны, они есть подлинные сущности, которые пребывают вне материального мира и не зависят от него. Напротив, материальный мир подчинен миру идей: деревья производны от «идеи дерева», животные – от «идеи животного».

Мир идей – это реальное бытие. Небытие - это материя как таковая , материя в себе, которая под влиянием идей преобразуется во множество чувственных вещей. Между бытием и небытием существует кажущееся производное бытие , то есть мир чувственно воспринимаемых человеком явлений и вещей. По Платону , чувственно воспринимаемые вещи – это не что иное, как подобие, тень, в которых отражаются подлинные образцы – идеи. Учение Платона есть объективный идеализм, поскольку в нем утверждается первичность духовных «идей» и вторичность вещей того мира, который окружает человека. Область идей образует сложную систему, подобную пирамиде, на вершине которой находится «идея» блага . Благо объявляется и верховной причиной бытия, и его конечной причиной.

Много внимания Платон уделяет анализу процессов познания. По его мнению, большинство людей не могут правильно познать мир. Он приводит следующий пример. Представим человека в пещере, который прикован к столбу так, что всегда обращен спиной к выходу, откуда проникает свет. Поэтому он не может видеть то, что происходит вне пещеры. Когда мимо входа в пещеру проходят люди и проносят разные вещи, человек видит на стене, противоположной входу в пещеру, лишь тени этих людей и вещей, но принимает их - эти тени - за подлинный мир. Платон считает, что человек находится в положении узника, заточенного в пещеру: он принимает мир вещей за действительный мир, хотя мир вещей - это лишь слабые тени скрытого от нашего взора подлинного мира - мира идей.

Однако есть люди, которым даровано божественное прозрение и познание действительного мира - это философы, подобные Платону . Их душа вспоминает идеи, с которыми она встречалась и которые познала в те времена, когда еще не была соединена с телом, когда свободно существовала в царстве идей. Душа бестелесна, бессмертна, она не возникает одновременно с телом, но существует извечно.

В диалоге «Тимей» Платон рисует картину божественного происхождения мира. Создатель, которого он именует демиургом, сообщил миру определенный порядок и последовательность: «Пожелавши, чтобы все было хорошо и чтобы по возможности не было дурно, Бог позаботился обо всех видимых вещах, которые пребывали не в покое, но в нестройном беспорядочном движении; он привел их из беспорядка в порядок, полагая, что второе, безусловно лучше первого».

В диалогах «Законы» Платон излагает свое представление об идеальном государстве, которое возникает как единство трех сословий:

СОСЛОВИЯ СООТВЕТСТВУЮТ ЧАСТЯМ ДУШИ ИМЕЮТ ДОБРОДЕТЕЛЬ
ПРАВИТЕЛИ-ФИЛОСОФЫ РАЗУМНАЯ МУДРОСТЬ
СТРАТЕГИ-ВОИНЫ ВОЛЯ И БЛАГОРОДНАЯ СТРАСТЬ МУЖЕСТВО
ПРОИЗВОДИТЕЛИ-ЗЕМЛЕДЕЛЬЦЫ, РЕМЕСЛЕННИКИ ЧУВСТВЕННОСТЬ И ВЛЕЧЕНИЯ УМЕРЕННОСТЬ

Табл. 1. Сословия идеального государства по Платону.

Справедливость является надсословной, державной добродетелью, которая должна принадлежать всем гражданам идеального государства.

Платон предлагал своеобразную систему воспитания детей. Для этого их надо разделить по способностям на 3 группы и распространять среди них «царскую ложь»: Бог, якобы, создал людей трех сортов. Созданные из золота должны стать правителями; созданные из серебра – стратегами, воинами; из железа – стать людьми физического труда. Важное место в системе воспитания, по Платону , занимает гимнастика, затем следует обучение письму, чтению, арифметике, геометрии, астрономии. Несмотря на невысокую оценку Платоном роли искусства, он включал в обучение теорию музыки. Возвышая мир идей, Платон считал низменной практическую деятельность, в частности, техническое ремесло.

Что касается политических идей, то наиболее близким к идеальному государству Платон считал аристократическую республику. Ниже он ставил тимократию - власть нескольких личностей, основанную на военной силе, то есть на добродетелях средней части души (подобно Спарте V и VI вв. до н.э.). Еще ниже он ставил олигархию, как власть нескольких личностей, опирающихся на торговлю, ростовщичество, тесно связанных с низкой частью души. Наиболее неприемлемы для Платона демократия как власть толпы, неблагородного демоса, и тирания , которая в Греции выступала как диктатура, направленная против аристократии.

Платон был наиболее выдающимся учеником Сократа и в свою очередь стал учителем самого выдающегося философа античности - Аристотеля .

Философия Аристотеля . Создатель самой обширной научной системы из существовавших в античности Аристотель (384 - 322 до н.э.) родился в семье придворного лекаря в г. Стагиры (Македония). В 17 лет поступает в Академию Платона , где и развивает свои философские способности почти 20 лет, вплоть до смерти учителя. В течение трех лет (с 343 г. до н.э.) был воспитателем будущего царя Александра Македонского . После 30 лет странствий Аристотель возвращается в Афины и основывает собственную школу в афинском Ликее (с 335 г. до н.э.). Во время прогулок он излагал ученикам проблемы философии и других наук, поэтому школу Аристотеля иногда называют перипатетической (от peripateo - прогуливаюсь). Хотя Аристотель осуждал завоевательскую политику Александра Македонского, он выступал за экономическое и политическое сближение Афин и Македонии. После смерти Александра Македонского к власти в Афинах приходит антимакедонская партия. Аристотель , как и Сократ , был обвинен в неуважении к богам и бежал из Афин (прожив там 30 лет) на о. Эвбею, чтобы, как сказал он сам, не дать афинянам повода еще раз согрешить против философии. Через год после бегства из Афин Аристотель умер.

Аристотель создал самую обширную в античности научную систему, опиравшуюся на тот научный материал, который собирал не только он сам, но систематически собирали и накапливали его ученики. Сам Аристотель написал более 150 трудов и трактатов. В I в. н.э. они были собраны, классифицированы и изданы его последователем Андроником Родосским . Аристотель резко выступил против идеализма своего учителя Платона (по преданию, заявил: «Платон мне друг, но истина дороже!»).

Аристотель исходил из объективного, т.е. не зависящего ни от человека, ни от человечества, существования материи. Материю считал вечной, несотворимой и неуничтожимой. Никаких идей вне реальных единичных вещей не существует, а сами идеи, по Аристотелю , возникают лишь в мышлении человека. Вместе с тем философию Аристотеля нельзя назвать последовательно материалистической. В поздних работах он частично вернулся к мысли Платона об идеях как первооснове мира. Для Аристотеля несомненно существование материального мира. Для объяснения того, как этот мир существует, Аристотель выделяет четыре вида причин:

· формальная причина - сущность бытия, в силу которой вещи определенного рода таковы, каковы они есть. Эти родовые по сущности причины суть «формы»;

· материальная причина - субстрат, т.е. то, из чего что-либо состоит, его материал;

· движущая причина - источник, начало движения;

· целевая причина (или конечная – кауза финалис) - то, ради чего что-либо осуществляется.

Так, у дома начало движения – строительное искусство и строитель, цель – сооружение этого дома, материя – земля и камни, форма – план, замысел дома.

Хотя Аристотель и называет материю одной из причин, он видит в ней лишь пассивное начало, лишь возможность стать чем-либо, подобно тому, как мрамор - лишь возможность различных статуй. Всю активность он приписывал остальным трем причинам, которые по сути совпадают; формы есть и сущности бытия, и движущие силы, и цели, к которым стремятся вещи как соединения форм и материи. Конечный источник всякого движения - «форма всех форм», или Бог. Таким образом, форма выступает у позднего Аристотеля своеобразным аналогом платоновской идеи.

До Аристотеля философы исследовали, как правило, один вид движения. Он же попытался классифицировать и изучить все известные ему виды движения в природе, а также выяснить сущность покоя.

Космология Аристотеля исходила из того, что шаровидная Земля выступает центром, вокруг которого обращаются Луна, Солнце и небо с прикрепленными к нему неподвижными звездами. Конечным источником движения в мире, перводвигателем является Бог.

Физика Аристотеля базируется на понимании первоматерии как основы мира. Эта первоматерия имеет две пары взаимоисключающих «первичных качеств», различное взаимодействие которых формирует четыре основных стихии или элемента: сухое – влажное; теплое – холодное.

ПЕРВИЧНЫЕ КАЧЕСТВА СУХОЕ ВЛАЖНОЕ
ТЕПЛОЕ ОГОНЬ ВОЗДУХ
ХОЛОДНОЕ ЗЕМЛЯ ВОДА

Табл. 1. Формирование четырех стихий как взаимодействие первичных качеств.

Каждая из четырех стихий занимает подобающее положение: огонь и воздух наверху, вода и земля - внизу. Кроме того, существует пятая стихия - божественный эфир , из которого состоят небо и звезды. Впоследствии по латыни этот элемент был назван - квинтэссенция или пятая сущность.

Рассматривая процесс познания, Аристотель его основу видел в ощущениях, которые понимал как отпечатки вещей в душе. Душу он сравнивал с воском, а разум рассматривал как книгу, на страницах которой ничего нет, пока не появятся письмена, вызванные внешним опытом. Для их получения необходимы также доказательные умозаключения логики. Аристотеля по праву считают «отцом» дедуктивной формальной логики. Комплекс работ Аристотеля по формальной логике уже в древности получил название «Органон», т.е. «орудие мышления». Заслугой Аристотеля является систематическая разработка учения о категориях. Он стремился, чтобы каждая из категорий помогла понять возможно глубже как само бытие, так и путь его познания (например, категории сущности, количества, качества). Впервые в истории античной философии Аристотель предметом специального изучения сделал алгоритм человеческой мысли, процесс размышления .

Взгляды Аристотеля на государство опирались на огромный материал, собранный и изученный в его школе, - описание конституционного устройства 158 греческих городов-государств.

Человека Аристотель понимает как «зоон политикон» - общественное животное, в сферу жизни которого входят семья, общество, государство. Государственный деятель, по Аристотелю , не должен дожидаться, пока наступят идеальные политические условия, а должен, исходя из реальных возможностей, наилучшим образом управлять людьми такими, каковы они есть, и, прежде всего, заботиться о физическом и моральном воспитании молодежи. Наилучшие формы государства, по Аристотелю , - это монархия, аристократия, умеренная демократия, а наихудшие - тирания, олигархия, охлократия (господство черни).

Аристотель наряду с государством выделил семью и общину как специфические типы общения, но государство поставил надо всем. Опорой государства он считал средние слои общества. Крайне бедных Аристотель относил к гражданам «второй категории», а очень богатых подозревал в «противоестественных» способах добывания богатства. Основными задачами государства считал недопущение чрезмерной политической власти личности, предотвращение излишнего накопления имущества гражданами, удержание в повиновении рабов. Как и Платон , Аристотель не признавал рабов гражданами государства.

В «Никомаховой этике» Аристотель рассматривает проб­лемы морали, нравственности, выступая основоположником этики как специальной научной дисцип­лины.

В средние века учение Аристотеля было искажено в духе Платона , в таком виде канонизировано католической церковью, надолго затормозив развитие философии в Европе по сравнению с ее развитием в арабском мире. Однако сам Аристотель к таким последствиям отношения не имел.

Философия эллинизма и Древнего Рима. Период античной философии завершается эпохой эллинизма , последующим слиянием греческой и римской культур, кризисом греческой де­мократии и распадом Римской империи в конце IV в. до н.э. Основными философскими течениями этой эпохи были эпикуре­изм , скептицизм , стоицизм и неоплатонизм . Философия больше склоняется к этической и социально-политической проблематике и обосновывает «правила жизни», личное спасение и невозмути­мость души.

Атомистика Демокрита получила развитие у Эпикура (341-270 до н.э.). В основе его этического учения – эпикурейства - лежит понятие «удовольствие» и его получение для душевного равновесия.

Скептик Пиррон (360-280 до н.э.) по­лагал, что человек должен быть спокойным, невозмутимым, и это есть высшая ступень блаженства.

Стоики : Зенон из Китиона (490-430 до н.э.), римский император МаркАврелий (121-180 н.э.) - по­лагали, что счастье человека в слиянии с природой и получении минимальных благ жизни. В добродетели они выделяли благоразу­мие, умеренность, мужество и справедливость. Стоики учили человека спокойно сносить все удары судьбы, в том числе и смерть.

Неоплатонизм как синтез идей Платона с добавлением логики и толкований Аристотеля , пифагореизма и орфизма рассматривал иерархию бытия по нисходящей – восходящей ступеням. Над всем существует сверхсущее Единое, Благо. Оно нисходит в Ум (Нус), а Ум нисходит в Душу (Псюхе). Образуется умственный и чувственный Космос. Задача человека – преодолеть страсти, вожделения, пороки и путем добродетелей, аскетизма, творчества стремиться к слиянию с Единым. В числе ведущих неоплатоников отмечают Плотина (204 – 269), Порфирия (233 - 305), императора Юлиана (ум. 363).

Концепции эпикурейцев, стоиков и неоплатоников сос­тавили основу для возникновения и развития философии Средне­вековья.

Инструкция

Более двух с половиной тысячелетий назад зародилось мышление, противоречащее взглядам традиционной мифологии. Родиной философии принято считать Грецию, но новые формы мировоззрения возникали в Индии, Китае, Древнем Риме и Египте.

Первые мудрецы появились в Древней Элладе еще до наступления новой эры. Философия как наука начинается с имени Сократа. Парменид и Гераклит относятся к древнегреческим досократовским мыслителям, которых интересовали законы существования жизни.

Гераклит создал философские учения о государстве и нравах, душе и богах, законе и противоположностях. Считается, что известная многим фраза «Все течет, все меняется» принадлежит именно ему. В достоверных источниках остались очень короткие сведения о жизни мудреца: Гераклит ушел от людей в горы, так как возненавидел их, и жил там в одиночестве, поэтому учеников и «слушателей» у него не было. К сочинениям древнегреческого философа обращались последующие поколения мыслителей, к числу которых следует отнести Сократа, Аристотеля, Платона.

О древнегреческом философе Сократе и его учении рассказывают сочинения Платона и Ксенофонта, так как сам мудрец не оставил никаких трудов. Выступавший с проповедями на площадях и улицах Афин Сократ стремился воспитывать молодое поколение и выступал против главных интеллектуалов того времени - софистов. По обвинению в развращении молодежи в отличном от общепринятого духе, в введении новых греческих божеств философ был казнен (принудительно принял яд).

Сократа не удовлетворяла древняя натурфилософия, поэтому объектами его наблюдений стали человеческое сознание и мышление. Наивное почитание людьми большого количества богов Сократ заменил учением, согласно которому окружающая жизнь движется к заранее установленной цели под управлением сил, целесообразно ее направляющих (подобную философию о промысле и провидении называют телеологией). Для философа не существовало противоречия между поведением и разумом.

Сократ – воспитатель многих будущих основателей философских школ. Он выступал с критикой любых форм правления государством, если они попирали законы справедливости.

Ученик Сократа Платон считал вещи подобием и отражением идей, через любовь к которым совершается духовное восхождение. Он был убежден в необходимости воспитания людей, обращал внимание на происхождение государства и права.

По мнению Платона, идеальное государство должно существовать на иерархии трех входящих в него сословий: мудрых правителей, воинов и чиновников, ремесленников и крестьян. Справедливость в душе человека и в государстве наступает в случае согласного сосуществования главных начал души (вожделения, пыла и рассудительности) с человеческими добродетелями (здравомыслием, мужеством и мудростью).

В философских размышлениях Платон подробно говорил о воспитании человека с младенческого возраста, детально продумал систему наказаний, отрицая любую личную инициативу, противоречащую закону.

Взгляды на учение этого древнегреческого философа менялись с течением времени. В античности Платона называли «божественным учителем», в Средние века – предшественником мировоззрения христианства, эпоха Возрождения видела в нем политического утописта и проповедника идеальной любви.

Аристотель, ученый и философ, был основателем древнегреческого Ликея, воспитателем знаменитого Александра Македонского. Прожив в Афинах двадцать лет, Аристотель стал слушателем лекций известного мудреца Платона, старательно изучал его труды. Несмотря на расхождение взглядов, вызывающих споры между учителем и учеником в дальнейшем, Аристотель уважительно относился к Платону.

Философ отличался малым ростом, был картав и близорук, с язвительной улыбкой на устах. Холодность и насмешливость, остроумная и нередко саркастическая речь Аристотеля давали повод иметь немало недоброжелателей среди греков, его не любили. Но остались сочинения, свидетельствующие о человеке, который искренне любил правду, точно понимал окружающую его действительность, неутомимо стремился собирать и трезво систематизировать фактический материал. В лице Аристотеля греческая философия изменилась: на место идеальной восторженности пришла зрелая рассудительность.

Философская мысль Средневековья, в основном, представляла из себя изложение и толкование существовавших вероучений. Средневековые философы старались выяснить соотношение в жизни Бога и человека. Причем в этот исторический период господствующим правом пользовался разум веры – инакомыслящие люди представали перед судом инквизиции. Ярким примером служит итальянский монах, ученый и философ Джордано Бруно.

В XV-XVI вв. (эпоху Возрождения) центром внимания мыслителей был человек-творец мира. Важное место в этот период занимало искусство. Великие люди эпохи (Данте, Шекспир, Монтень, Микеланджело, Леонардо да Винчи) своим творчеством провозглашали гуманистические взгляды, а мыслители Кампанелла, Макиавелли, Мор в своих проектах идеального государства ориентировались на новый общественный

Античный мир — эпоха греко-римской классической древности.

— это последовательно развивавшаяся философская мысль, которая охватывает период свыше тысячи лет — с конца VII в. до н.э. вплоть до VI в. н.э.

Античная философия развивалась неизолированно — она черпала мудрость , таких стран, как: Ливия; Вавилон; Египет; Персия; ; .

Со стороны истории античную философию делят на :
  • натуралистический период (основное внимание уделяется Космосу и природе — милетцы, элеа-ты, пифагорейцы);
  • гуманистический период (основное внимание уделяется проблемам человека, прежде всего это этические проблемы; сюда относятся Сократ и софисты);
  • классический период (это грандиозные философские системы Платона и Аристотеля);
  • период эллинистических школ (основное внимание уделяется моральному обустройству людей — эпикурейцы, стоики, скептики);
  • неоплатонизм (универсальный синтез, доведенный до представления о Едином Благе).
См.также: Характерные черты античной философии:
  • античная философия синкретична — характерным для нее является большая слитность, нерасчлененность важнейших проблем, чем для более поздних видов философии;
  • античная философия космоцентрична — она охватывает весь Космос вместе с миром человека;
  • античная философия пантеистична — она исходит из Космоса, умопостигаемого и чувственного;
  • античная философия почти не знает законов — она многого достигла на понятийном уровне, логика Античности называется логикой общих имен, понятий;
  • античная философия имеет свою этику — этику Античности, этику добродетелей, в отличие от последующей этики долга и ценностей, философы эпохи Античности характеризовали человека как наделенного добродетелями и пороками, в разработке своей этики они достигли необычайных высот;
  • античная философия функциональна — она стремится помочь людям в их жизни, философы той эпохи старались найти ответы на кардинальные вопросы бытия.
Особенности античной философии:
  • материальной основой расцвета данной философии был экономический расцвет полисов;
  • древнегреческая философия была оторвана от процесса материального производства, а философы превратились в самостоятельную прослойку, не отягощенную физическим трудом;
  • стержневой идеей древнегреческой философии являлся космоцентризм;
  • на поздних этапах произошло смешение космоцентризма и антропоцентризма;
  • допускалось существование богов, которые были частью природы и близки людям;
  • человек не выделялся из окружающего мира, был частью природы;
  • были заложены два направления в философии — идеалистическое и материалистическое .

Основные представители античной философии: Фалес, Анаксимандр, Анаксимен, Пифагор, Гераклит Эфесский, Ксенофан, Парменид, Эмпедокл, Анаксагор, Протагор, Горгий, Продик, Эпикур.

Проблемы античной философии: кратко о самом главном

Античная философия многопроблемна , она исследует разные проблемы: натурфилософские; онтологические; гносеологические; методологические; эстетические; логические; этические; политические; правовые.

В античной философии познание рассматривается как: эмпирическое; чувственное; рациональное; логическое.

В античной философии разрабатывается проблема логики, большой вклад в ее изучение внесли , и .

Социальная проблематика в античной философии содержит широкий спектр тем: государство и закон; труд; управление; война и мир; желания и интересы власти; имущественное деление общества.

По мнению античных философов, идеальный правитель должен обладать такими качествами, как познание истины, красоты, блага; мудрость, мужество, справедливость, остроумие; у него должно быть мудрое равновесие всех человеческих способностей.

Античная философия оказала большое влияние на последующую философскую мысль, культуру, развитие человеческой цивилизации.

Первые философские школы Древней Греции и их идеи

Первые, досократические философские школы Древней Греции возникли в VII — V вв. до н. э. в ранних древнегреческих полисах, находившихся в процессе становления. К наиболее известным ранним философским школам относятся пять следующих школ:

Милетская школа

Первые философы — жители города Милет на границе Востока и Азии (территория современной Турции). Милетские философы (Фалес, Анаксимен, Анаксимандр) обосновали первые гипотезы о первоначале мира.

Фалес (примерно 640 — 560 гг. до н. э.) — основатель милетской школы, один из самых первых выдающихся греческих ученых и философов считал, что мир состоит из воды, под которой понимал не то вещество, которое мы привыкли видеть, а определенную материальную стихию.

Большой прогресс в области развития абстрактного мышления был достигнут в философии Анаксимандра (610 — 540 гг. до н. э.), ученика Фалеса, который видел первоначало мира в «айпероне» — беспредельном и неопределенном веществе, вечной, неизмеримой, бесконечной субстанции, из которой все возникло, все состоит и в которую все превратится. Кроме того, он впервые вывел закон сохранения материи (фактически открыл атомарное строение вещества): все живое, все вещи состоят из микроскопических элементов; после гибели живых организмов, разрушения веществ элементы остаются и в результате новых комбинаций образуют новые вещи и живые организмы, а также первым выдвинул идею о происхождении человека в результате эволюции от других животных (предвосхитил учение Ч. Дарвина).

Анаксимен (546 — 526 гг. до н. э.) — ученик Анаксимандра, усматривал первоначало всего сущего в воздухе. Он выдвинул идею о том, что все вещества на Земле — результат различной концентрации воздуха (воздух, сжимаясь, превращается сначала в воду, затем в ил, затем — в почву, камень и т. д.).

Школа Гераклита Эфесского

В этот период на границе между Европой и Азией находился город Эфес. С этим городом связана жизнь философа Гераклита (2-я половина VI — 1-я половина V вв. до н. э.). Это был человек аристократического рода, который отказался от власти ради созерцательного образа жизни. Он высказал гипотезу о первоначале мира как об огне. Важно отметить, что в данном случае речь идет не о материале, субстрате, из которого все создано, а о субстанции. Единственное известное нам произведение Гераклита называется «О природе» (впрочем, как и у других философов до Сократа).

Гераклит не только ставит проблему единства мира. Его учение призвано объяснить и факт самого многообразия вещей. Что является системой границ, благодаря которой вещь имеет качественную определенность? Вещь есть то, что она есть? Почему? Сегодня мы можем, опираясь на естественнонаучные знания, легко ответить на этот вопрос (о границах качественной определенности вещи). А 2500 лет назад, только для того чтобы хотя бы поставить такую проблему, человек должен был иметь недюжинный ум.

Гераклит говорил, что война есть отец всего и мать всего. Речь идет о взаимодействии противоположных начал. Он говорил метафорически, а современники думали, что он призывает к войне. Другой известной метафорой является знаменитое высказывание о том, что нельзя дважды войти в одну и ту же реку. «Все течет все меняется!» — говорил Гераклит. Поэтому источник становления — борьба противоположных начал. Впоследствии это станет целым учением, основой диалектики. Гераклит явился основоположником диалектики.

У Гераклита было много критиков. Его теория не встретила поддержки у современников. Гераклита не понимала не только толпа, но и сами философы. Наиболее авторитетными его оппонентами были философы из Элеи (если, конечно, можно вообще говорить об «авторитете» античных философов).

Элейская школа

Элеаты — представители элейской философской школы, существовавшей в VI — V вв. до н. э. в древнегреческом полисе Элея на территории современной Италии.

Наиболее известными философами данной школы являлись философ Ксенофан (ок. 565 — 473 до н.э.) и его последователи Парменид (конец VII — VI вв. до н. э.) и Зенон (ок. 490 — 430 до н.э). С точки зрения Парменида, те люди, которые поддерживали идеи Гераклита были «пустоголовыми о двух головах». Мы видим здесь разные способы мышления. Гераклит допускал возможность противоречия, а Парменид и Аристотель настаивали на типе мышления, исключающем противоречие (закон исключенного третьего). Противоречие — ошибка в логике. Парменид исходит из того, что в мышлении недопустимо существование противоречия на основе закона исключенного третьего. Невозможно единовременное существование противоположных начал.

Школа пифагорейцев

Пифагорейцы — сторонники и последователи древнегреческого философа и математика Пифагора (2-я половина VI — начало V вв. до н. э.) первопричиной всего сущего считали число (всю окружающую действительность, все происходящее можно свести к числу и измерить с помощью числа). Они выступали за познание мира через число (считали познание через число промежуточным между чувственным и идеалистическим сознанием), считали единицу мельчайшей частицей всего и пытались выделить «протокатегории», которые показывали диалектическое единство мира (четное — нечетное, светлое — темное, прямое — кривое, правое — левое, мужское — женское и др.).

Заслуга пифагорейцев состоит в том, что они заложили основы теории чисел, разработали принципы арифметики, нашли математические решения для многих геометрических задач. Они обратили внимание на то, что если в музыкальном инструменте длина струн по отношению друг к другу составляет 1:2, 2:3 и 3:4, то можно получить такие музыкальные интервалы, как октава, квинта и кварта. В соответствии с рассказом древнеримского философа Боэция, Пифагор пришел к идее о первичности числа, заметив, что одновременные удары молотов разного размера производят гармоничные созвучия. Поскольку вес молотов можно измерить, количество (число) управляет миром. Они искали такие соотношения в геометрии и астрономии. На основании этих «исследований» они пришли к выводу, что небесные светила также находятся в музыкальной гармонии.

Пифагорейцы полагали, что развитие мира циклично и все события повторяются с определенной периодичностью («возвращаются»). Другими словами, пифагорейцы полагали, что в мире не происходит ничего нового, что через определенный промежуток времени все события в точности повторяются. Они приписывали числам мистические свойства и считали, что числа могут определять даже духовные качества человека.

Школа атомистов

Атомисты — материалистическая философская школа, философы которой (Демокрит, Левкипп) «строительным материалом», «первокирпичиком» всего сущего считали микроскопические частицы — «атомы». Основателем атомизма считается Левкипп (V в. до н. э.). О Левкиппе известно мало: он происходил из Милета и был продолжателем натурфилософской традиции, связанной с этим городом. Он находился под влиянием Парменида и Зенона. Высказывалось мнение, что Левкипп — это вымышленное лицо, которого никогда не существовало. Возможно, основанием для такого суждения служило то, что о Левкиппе практически ничего не известно. Хотя такое мнение существует, представляется более достоверным, что Левкипп все же является реально существовавшим человеком. Ученик и соратник Левкиппа (ок. 470 или 370 до н.э.) считался основоположником материалистического направления в философии («линия Демокрита»).

В учении Демокрита можно выделить следующие основные положения:

  • весь материальный мир состоит из атомов;
  • атом является мельчайшей частицей, «первокирпичиком» всего сущего;
  • атом неделим (данное положение было опровергнуто наукой только в наши дни);
  • атомы имеют различную величину (от мельчайших до крупных), различную форму (круглые, продолговатые, кривые, «с крючками» и т. д.);
  • между атомами существует пространство, заполненное пустотой;
  • атомы находятся в вечном движении;
  • существует круговорот атомов: вещи, живые организмы существуют, распадаются, после чего из этих же атомов возникают новые живые организмы и предметы материального мира;
  • атомы невозможно «увидеть» путем чувственного познания.

Таким образом, характерными чертами являлись: ярко выраженный космоцентризм, повышенное внимание к проблеме объяснения явлений окружающей природы, поиск первоначала, породившего все сущее и доктринерский (недискуссионный) характер философских учений. Ситуация кардинально поменяется на следующем, классическом этапе развития античной философии.

На русском языке
  • Спиркин А.Г. Философия // . - Москва: Советская энциклопедия, 1977. - Т. 27. - С. 412-417.
  • Е.Губский, Г.Кораблева, В.Лутченко Философский энциклопедический словарь. - Москва: Инфра-М, 2005. - 576 с. - 10 000 экз. - ISBN 5-86225-403-Х
  • Александр Грицанов Новейший философский словарь. - Минск: Скакун, 1999. - 896 с. - 10 000 экз. - ISBN 985-6235-17-0
На иностранных языках
  • Robert Audi Philosophy // Donald M. Borchert Encyclopedia of Philosophy. - Thomson & Gale, 2006. - Т. 7. - С. 325-337. - ISBN 0-02-865787-X .
  • The Oxford companion to philosophy / Ted Honderich. - New Edition. - Oxford University Press, 2005. - 1060 с. - ISBN 0–19–926479–1

Вводная литература

На русском языке
  • П.В. Алексеев, А.В. Панин Философия. - 3-е издание. - Москва: Проспект, 2005. - 604 с. - 5000 экз. - ISBN 5-482-00002-8
  • Б. Рассел История западной философии = The History of Western Philosophy. - Москва: Миф, 1993. - Т. I. - 512 с. - 10 000 экз. - ISBN 5-87214-012-6
  • Б. Рассел История западной философии = The History of Western Philosophy. - Москва: Миф, 1993. - Т. II. - 446 с. - 10 000 экз. - ISBN 5-87214-012-6
  • М.Н. Росенко Предмет философии. Антропоцентризм как мировоззренческий и методологический принцип современной философии. // Ю.Н. Солонин и др. Основы современной философии. - Санкт-Петербург: Лань, 1999. - С. 3-19. - ISBN 5-8114-0100-0 .
  • А.С. Колесников Исторические типы философии // Ю.Н. Солонин и др. Основы современной философии. - Санкт-Петербург: Лань, 1999. - С. 20-110. - ISBN 5-8114-0100-0 .
  • А.А. Сычев Основы философии. - Москва: Альфа М, 2010. - 368 с. - 1500 экз. - ISBN 978-5-98281-181-3
На иностранных языках
  • Brooke Noel Moore, Kenneth Bruder Philosophy. The Power of Ideas. - 6th edition. - Mc Graw Hill, 2005. - 600 с. - ISBN 0-07-287603-4
  • Edward Craig Philosophy // Nigel Warburton Philosophy. Basic Readings.. - Routledge, 2005. - С. 5-10. - ISBN 0-203-50642-1 .
  • Rodolphe Gasché The Honor of Thinking: Critique, Theory, Philosophy. - 1st edition. - Stanford University Press, 2006. - 424 с. - ISBN 0804754233
  • Richard H. Popkin Origins of Western Philosophic Thinking // Richard H. Popkin The Columbia History of Western Philosophy. - New York: Columbia University Press, 1999. - С. 1-5. - ISBN 0-231-10128-7 .

Тематическая литература по философским школам

Ранняя греческая философия
  • А.И. Зайцев Софисты // В.С. Стёпин ISBN 978-5-244-01115-9 .
  • Catherine Osborne Presocratic Philosophy. A Very Short Introduction. - Oxford University Press, 2004. - 146 с. - ISBN 0-19-284094-0
  • Thomas M. Robinson The Pre-Socratic Philosophers // Richard H. Popkin The Columbia History of Western Philosophy. - New York: Columbia University Press, 1999. - С. 6-20. - ISBN 0-231-10128-7 .
  • Thomas M. Robinson The Sophists // Richard H. Popkin The Columbia History of Western Philosophy. - New York: Columbia University Press, 1999. - С. 20-23. - ISBN 0-231-10128-7 .
Греческая классическая философия
  • В.Ф. Асмус Платон. - Москва: Мысль, 1975. - 220 с. - (Мыслители прошлого). - 50 000 экз.
  • А.Ф. Лосев , А.А. Тахо-Годи Платон. Аристотель.. - 3-е издание. - Москва: Молодая Гвардия, 2005. - 392 с. - (Жизниь замечательных людей). - 5000 экз. - ISBN 5-235-02830-9
  • А.Ф. Лосев Жизненный и творческий путь Платона // Платон. Собрание сочинений в четырёх томах . - Москва: Мысль, 1994. - Т. 1. - С. 3-63. - ISBN 5-244-00451-4 .
Древнеиндийская философия
  • В.К. Шохин Индийская философия // В.С. Стёпин ISBN 978-5-244-01115-9 .
  • Д.Б. Зильберман , А.М. Пятигорский Философия [в Индии] // Большая советская энциклопедия . - Москва: Советская энциклопедия, 1972. - Т. 10. - С. 221-223.
  • Sue Hamilton Indian Philosophy: A Very Short Introduction. - Oxford University Press, 2001. - 168 с. - ISBN 0192853740
  • Karl Potter Indian Philosophy // Donald M. Borchert Encyclopedia of Philosophy. - Thomson & Gale, 2006. - Т. 4. - С. 623-634. - ISBN 0-02-865784-5 .
  • В.К. Шохин Индийская философия. Шраманский период. - Санкт-Петербург: Издательство Санкт-Петербургского университета, 2007. - 424 с. - 1000 экз. - ISBN 978-5-288-04085-6
  • В.К. Шохин Школы индийской философии. Период формирования. - Москва: Восточная литература, 2004. - 416 с. - (История восточной философии). - 1200 экз. - ISBN 5-02-018390-3
Древнекитайская философия
  • В.Г. Бурова, М.Л. Титаренко Философия Древнего Китая // Древнекитайская философия : в 2х т.. - Москва: Мысль, 1972. - Т. 1. - С. 5-77.
  • А.И. Кобзев Китайская философия // В.С. Стёпин Новая философская энциклопедия: в 4 т. - Москва: Мысль, 2010. - Т. 2. - ISBN 978-5-244-01115-9 .
  • Livia Kohn Daoism Handbook. - Boston: Brill Academic Publishers, 2000. - 954 с. - (Handbook of Oriental Studies / Handbuch der Orientalisk). - ISBN 90-04-11208-1
  • Wing-Tsit Chan Chinese Philosophy: Overview // Donald M. Borchert Encyclopedia of Philosophy. - Thomson & Gale, 2006. - Т. 2. - С. 149-160. - ISBN 0-02-865782-9 .
  • Kwong-loi Shun Chinese Philosophy: Confucianism // Donald M. Borchert Encyclopedia of Philosophy. - Thomson & Gale, 2006. - Т. 2. - С. 170-180. - ISBN 0-02-865782-9 .
  • Chad Hansen Chinese Philosophy: Daoism // Donald M. Borchert Encyclopedia of Philosophy. - Thomson & Gale, 2006. - Т. 2. - С. 184-194. - ISBN 0-02-865782-9 .
  • Bo Mou Chinese Philosophy: Language and Logic // Donald M. Borchert Encyclopedia of Philosophy. - Thomson & Gale, 2006. - Т. 2. - С. 202-215. - ISBN 0-02-865782-9 .
Средневековая философия Европы
  • Чанышев А.Н. Курс лекций по древней и средневековой философии . - Москва: Высшая школа, 1991. - 512 с. - 100 000 экз. - ISBN 5-06-000992-0
  • Соколов В.В. Средневековая философия. - Москва: Высшая школа, 1979. - 448 с. - 40 000 экз.
  • С.С.Неретина Средневековая европейская философия // В.С. Стёпин Новая философская энциклопедия: в 4 т. - Москва: Мысль, 2010. - Т. 4. - ISBN 978-5-244-01115-9 .
  • Desmond Paul Henry Medieval and Early Christian Philosophy // Donald M. Borchert Encyclopedia of Philosophy. - Thomson & Gale, 2006. - Т. 6. - С. 99-107. - ISBN 0-02-865786-1 .
  • Г.А.Смирнов Оккам // В.С. Стёпин Новая философская энциклопедия: в 4 т. - Москва: Мысль, 2010. - ISBN 978-5-244-01115-9 .
Средневековая философия Ближнего Востока
  • Е.А. Фролова История арабо-мусульманской философии: Средние века и современность . - Москва: Институт философии РАН, 2006. - 199 с. - 500 экз. - ISBN 5-9540-0057-3
  • Kecia Ali, Oliver Leaman Islam: the key concepts. - New York: Routledge, 2007. - 2000 с. - ISBN 0415396387
  • Е.А. Фролова Арабо-исламская философия в средние века // М.Т. Степанянц История восточной философии. - Москва: Институт философии РАН, 1998. - С. 72-101. - ISBN 5-201-01993-5 .
  • Колетт Сират История средневековой еврейской философии = A History оf Jewish Philosophy in the Middle Ages. - Москва: Мосты культуры, 2003. - 712 с. - (Bibliotheca judaica. Современные исследования). - 2000 экз. - ISBN 5-93273-101-X
Средневековая философия Индии и Дальнего Востока
  • Г.А. Ткаченко Средневековая философия Китая // М.Т. Степанянц История восточной философии. - Москва: Институт философии РАН, 1998. - С. 49-71. - ISBN 5-201-01993-5 .
  • В.К. Шохин Средневековая философия Индии // М.Т. Степанянц История восточной философии. - Москва: Институт философии РАН, 1998. - С. 21-48. - ISBN 5-201-01993-5 .
Философия Возрождения
  • В. Шестаков Философия и культура эпохи Возрождения. Рассвет Европы. - Санкт-Петербург: Нестор-История, 2007. - 270 с. - 2000 экз. - ISBN 978-5-59818-7240 -2
  • А.Х. Горфункель Философия эпохи Возрождения. - Москва: Высшая школа, 1980. - 368 с. - 50 000 экз.
Философия Нового времени
  • Karl Ameriks Immanuel Kant // Richard H. Popkin The Columbia History of Western Philosophy. - New York: Columbia University Press, 1999. - С. 494-502. - ISBN 0-231-10128-7 .
  • Richard H. Popkin The French Enlightment // Richard H. Popkin The Columbia History of Western Philosophy. - New York: Columbia University Press, 1999. - С. 462-471. - ISBN 0-231-10128-7 .
  • Harry M. Bracken George Berkeley // Richard H. Popkin The Columbia History of Western Philosophy. - New York: Columbia University Press, 1999. - С. 445-452. - ISBN 0-231-10128-7 .
  • Yuen-Ting Lai China and Western Philosophy in the Age of Reason // Richard H. Popkin The Columbia History of Western Philosophy. - New York: Columbia University Press, 1999. - С. 412-421. - ISBN 0-231-10128-7 .
Континентальная философия
  • Simon Critchley Continental Philosophy: A Very Short Introduction. - Oxford University Press, 2001. - 168 с. - ISBN 0-19-285359-7
  • Charles E. Scott Continental Philosophy at the Turn of the Twenty-First Century // Richard H. Popkin The Columbia History of Western Philosophy. - New York: Columbia University Press, 1999. - С. 745-753. - ISBN 0-231-10128-7 .
  • Thomas Nenon Continental Philosophy // Donald M. Borchert Encyclopedia of Philosophy. - Thomson & Gale, 2006. - Т. 2. - С. 488-489. - ISBN 0-02-865782-9 .
  • The Columbia History of Twentieth-Century French Thought / Lawrence D. Kritzman, Brian J. Reilly. - New York: Columbia University Press, 2006. - 788 с. - ISBN 978-0-231-10791-4
  • Peter Singer Marx: A Very Short Introduction. - Oxford University Press, 2001. - 120 с. - ISBN 0–19–285405–4
  • Franz Peter Hugdahl Poststructuralism: Derrida and Foucault // Richard H. Popkin The Columbia History of Western Philosophy. - New York: Columbia University Press, 1999. - С. 737-744. - ISBN 0-231-10128-7 .
  • Ален Сокал , Жан Брикмон Интеллектуальные уловки. Критика философии постмодерна = Fashionable Nonsense. Postmodern Intellectuals" Abuse of Science. - Москва: Дом интеллектуальной книги, 2002. - 248 с. - 1000 экз. - ISBN 5-7333-0200-3
  • Н.В.Мотрошилова

ВВЕДЕНИЕ.

… Для того чтобы понять

Современное состояние мысли,

Вернейший путь вспомнить,

Как человечество дошло до него…

А.И. Герцен. Письма об изучении природы.

Развитие теоретического мышления и становление философии представляют длительный процесс, предпосылки которого можно найти уже на ранних ступенях человеческого общества. Древнейшие философские системы, пытавшиеся найти ответ на вопрос о происхождении, сути мира и места человека в нём, имели длительную предысторию, появились же они на сравнительно развитой стадии классовых отношений.

Возникновение философии – это закономерный результат становления и развития человека. Зачатки философских идей начинают появляться ещё в недрах мифологического осмысления действительности, уже в III-II тысячелетиях до н.э. В записях мифологических текстов.

Уже в условиях родовой общины, всецело зависимой от природы, человек стал воздействовать на природный процесс, приобретая опыт и знание, оказывающие влияние на его жизнь. Окружающий мир постепенно становится предметом деятельности человека. Своё отношение к миру он не осознавал и, естественно, не мог выразить в теоретических формах. Выделение человека из окружающего мира сопровождалось различными магическими обрядами, символизировавшими его стремление к соединению с природой.

Развитие практической деятельности человека предполагает совершенствование его способности предвидения, основанную на определённой последовательности событий и, таким образом, постижении некоторых закономерностей природных явлений. Важнейшим моментом, влияющим на ход этого процесса, относится необходимость объяснить и воспроизводить результаты познания. Развитие языка, и прежде всего появление абстрактных понятий, является важным свидетельством формирования теоретического мышления и складывания предпосылок для возникновения общих умозаключений, а тем самым и для философии.

Погребения умерших, остатки жертвоприношений, различные предметы культового характера свидетельствуют о том, что люди с незапамятных времён стремились найти ответы на вопросы, что такое жизнь, когда она возникает и почему кончается.

Важнейшей вехой в развитии человеческого мышления было изобретение письменности. Она не только принесла новые возможности передачи знания, но и обогатила предпосылки для развития собственного знания. Первые доказательства существования письменности на изломе 4-го и 3-го тысячелетий до н.э. Были получены на территории Месопотамии и Египта.

Философия впервые в истории человечества возникла в древности в первых классовых обществах древнего Востока – в Египте, Вавилонии, Индии, Китае и особого расцвета достигла на первом этапе в античном мире – древней Греции и древнем Риме. К древней философии мы относим античную философию Востока (Китая и Индии), Греции и Рима, философию Средневековья и Возрождения. В древнем Китае, а Индии, в Древней Греции и других регионах человеческой цивилизации, первые философские воззрения зарождаются в тесной связи с мифологическими воззрениями людей. Это нашло своё выражение особенно в том, что человек ещё слабо представлял себе различие между собой и природой, между индивидом и коллективом.

Философские взгляды древних первоначально носили характер стихийно-материалистических тенденций, ведущих своё начало от “наивного реализма” первобытных людей. В эпоху рабовладельческого строя, в процессе дальнейшего развития общественной жизни, обострения борьбы классов и социальных групп, появление ростков научных знаний, в странах древнего Востока происходило формирование материалистических философских учений и систем, складывающихся в борьбе с идеализмом.

Древнейшие письменные памятники ближневосточных областей не представляют, целостных философских систем с точным понятийным аппаратом. В них не отражена проблематика бытия и существования мира (онтология), нет чёткости в вопросе о возможностях человека познать мир (гносеология). На эту ступень развития вышли лишь античные мыслители, которые стоят у начала традиции европейского философского мышления. Так в древнеиндийской философии уже был поставлен вопрос об общем основании мира. Таким основанием считался безличностный мировой дух “брахман”. В соответствии с учением веданты, душа каждого отдельного человека, которая считается бессмертной, уступает мировому духу по своему совершенству. Похожая картина становления философских воззрений складывалась и в Древнем Китае. Всё больше внимания начинало уделяться проблемам человека, его жизни. К VI-V вв. До н.э. Философские воззрения достигли высокого уровня развития, что нашло своё выражение особенно в конфуцианстве, учении основанном видным мыслителем Конфуцием (551-479 гг. До н.э.). Характерной особенностью философских воззрений древнего Востока была эволюция освоения человеком действительности, эволюция в которой происходил переход от мифической фантазии к рациональному мышлению, и от безличностных картин мира, где человек был только частичкой окружающей природной среды к картине мира, где человек начинал осознавать свою специфику, своё место в мире, отношение к нему, шел к сознанию смысла своего бытия.

Развитие древнегреческой философии и всей дальнейшей, связанной с ней традиции не было бы понято в полной мере и объяснимо без знания наследия мысли древнейших цивилизаций Ближнего Востока, оказавших значительное влияние на греческую культуру в самых древних её слоях.

Греческая античная философия – это философия древних греков и древних римлян. Она сформировалась в 6 – 7 веках до.н.э. Около 1200 лет. Древнейшие античные философы жили в греческих колониях Малой Азии, в торговых и экономических центрах, где они не только были окружены восточной материальной культурой, не только ощущали политическую мощь государств ближневосточного региона, но и знакомились с различными специальными знаниями, религиозными представлениями и т.д. Этот живой и всесторонний контакт с разными культурными слоями должен был влиять на греческих мыслителей, которые стремились теоретически оформить своё мировоззрение.

Своим характером и направленностью содержания, особенно методом философствования она отличается от древневосточных философских систем и является, собственно, первой в истории попыткой рационального постижения окружающего мира. Для античной философии характерны были космизм и предметновещественная интерпретация реальности. Мир выступал как макрокосм, а человек микрокосм. Античная философия – исключительный вклад в развитие мировой цивилизации, её роль чрезвычайна высока. Именно здесь зародилась Европейская культура и цивилизация, здесь начало западной философии, почти всех её последующих школ идей и представлений, категорий проблем. Во все времена, вплоть до сегодняшних дней, европейская наука, культура, философия возвращаются к античной философии как своему источнику и колыбели, образцу мышления. Сам термин “философия“ возникает тоже здесь. Этот термин встречается у древне-греческого философа Пифагора (580 –500 до н.э.). Но в качестве названия особой отрасли знания о бытии, человеке, смысле его жизни, познания он был введён Платоном (428/27до н.э.) В противоположность “софосу” – мудрецу – пророку, обладавшему “Софией” – божественной мудростью, “философ“ человек, не обладающий божественной истиной, полной и завершенной. Философ – это человек, стремящийся к мудрости, ищущий, любящий истину. Поэтому цель философа – понять “целое как целое”, понять, в чём первопричина всего сущего, первопричина бытия. Греки считали, что начало философии в удивлении человека перед миром и самим собой, а удивляться в природе человека. Следовательно, философствование присуще человеку и человечеству. Философия – это чистая любовь человека к истине и правде, это “знание ради самого знания” (Аристотель, “Метафизика”). Это знание ради достижения свободы духа.

Именно так понимая философию, римский мыслитель Цицерон скажет, что не любить философию – всё равно, что не любить собственную мать. То есть философия не просто поиск истины, а ещё и способ жизни, присущий свободному человеку.

Традиционно, в развитии античной философии выделяют четыре основных этапа:

Раннюю классику (натуралисты, досократики), главные проблемы – “Физис” и “Космос”, его строение – V – IV вв. До н.э.),

Среднюю классику(Сократ и его школы, софист), главная проблема – сущность человека – с половины V в. И существенная часть IV в. До н.э. И определяется как классический,

Высокую классику (Платон, Аристотель и их школы), главная проблема – синтез философского знания, его проблем и методов – конец IV – II в. До н.э.,

Эллинизм(Эпикур, Пиррон, стоики, Сенека, Эпиктет, Аврелий и др.), Главная проблема – мораль и свобода человека, познание и т.д. Структура космоса, судьба космоса и человека, отношение бога и человека (Плотин, Порфирий, Прокл, Филон Александрийский)- (I в. До н.э. – V – VI вв.н.э.).

Учение о космосе и человеке:

Проблема бытия. Рассмотрение природы и общества в философии Древнего мира.

Проблема бытия и учения о бытие (онтология) начала обсуждаться с древности. Древние мыслители считали эту проблему исходной для систематических философских размышлений. Самая первая и универсальная предпосылка жизнедеятельности – это естественное убеждение человека в том, что мир существует, наличествует, имеется. Проблемы бытия то исчезает из философского рассмотрения, то вновь появляется, это свидетельствует о присущей людям “онтологической потребности” стремиться к безусловному, т.е. Признать нечто, превосходящее и превышающее человеческое существование.

Эмпирический опыт также убеждает человека, что при всех изменениях, происходящих в природе, обществе, мир остаётся, сохраняется как относительно стабильное целое. Но одной констатации того, что мир, бытие существуют “сейчас”, “здесь”, “теперь” ещё недостаточно. Если мир, бытие существуют сейчас, то естественно возникает вопрос о его прошлом и будущем. Философы доказывали, что мир бесконечен и непреходящ, всегда был, есть и будет, что у Вселенной нет ни конца, ни размеров (Анаксимен, Эпикур, Лукреций Кар(1 в.до н.э.). С другой стороны, если мир в целом бесконечен, беспределен, то каково соотношение этого непреходящего мира с заведомо преходящими, конечными вещами, явлениями, процессами, организмами? Таким образом, возникает целая цепочка вопросов и идей, касающихся бытия. Возникает именно проблема бытия, которая, в свою очередь, расчленяется на тесно взаимосвязанные проблемы (аспекты).

Чувства