Какой режим у реки томь. Общая характеристика водного режима и определение стока расчётной обеспеченности реки Томь – г.Междуреченск

Исток Томи находится на западных склонах Абаканского хребта, на болотистом склоне между северными отрогами хребта Карлыган и горой «Вершина Томи». Первые километры течёт по заболоченной долине в юго-западном направлении. Относительно происхождения топонима «Томь» существуют различные гипотезы. В частности, известный лингвист и историк А. М. Кондратов (1937-1993) пришёл к выводу, что речное имя восходит к языку ныне весьма малочисленного народа кетов. Лингвисты указывают на два возможных значения слова «Тоом» (Томь): «река» и «темный». На протяжении реки очень много скалистых обрывов.
Длина реки - 827 км, ширина поймы до - 3 км, перепад высот от истока до устья - 1185 м, площадь водосбора - 62 тыс. км². Среднемноголетний расход воды и годовой сток соответственно: 1100 м³/c, 35,0 км³/год. Средняя скорость течения - 0,33 м/с, на перекатах - 1,75 м/с. Замерзает в конце октября - начале ноября, вскрывается в конце апреля. Средняя продолжительность ледостава - 158-160 дней, в среднем 175 дней в год свободна от льда. Дождевое питание реки составляет 25-40 %, снеговое - 35-55 % и грунтовое - 25-35 % годового стока.

Достопримечательности

  • Аникин камень,
  • камень «Боец»,
  • Синий утёс,
  • Лагерный сад,
  • -Томское междуречье,
  • Тутальские скалы,
  • Томская писаница…

Притоки
Основные притоки: Аба, Бельсу, Кондома, Мрассу, Тайдон, Нижняя Терсь, Средняя Терсь, Верхняя Терсь, Тутуяс, Уса, Уньга, Искитимка, Басандайка, Ушайка.

Населённые пункты
Города на Томи:
Междуреченск, Мыски, Новокузнецк, Кемерово, Юрга, Томск, Северск.

Хозяйственное использование
В конце 1960-х годов существовало предложение соединить Томь и судоходным каналом в 50-60 километрах выше по течению от места впадения Томи. Предполагалось, что этот канал на несколько десятков километров сократит транспортный путь для судов, курсирующих по маршруту Томск-Новосибирск. Кроме того, Томск мог бы получить новый чистый источник водоснабжения - биологический и химический состав воды реки к тому времени стал чище воды реки Томи.

В 1975 году началось строительство Крапивинской гидроэлектростанции на Томи в Кемеровской области у посёлка Зеленогорский. В 1989 году строительство было заморожено. Дальнейшая судьба гидроузла не определена.

6 мая 1982 года ряд томских учёных и специалистов опубликовали в газете «Известия» письмо, в котором выразили озабоченность обмелением реки в результате вычерпывания из неё гравия для хозяйственных нужд.

Водозаборы - Драгунский водозабор в районе села Атаманово используется Новокузнецким Водоканалом.

Переправы (по направлению от устья к истоку)

  1. Северский мост (северный, новый) - на границе Северска и Томска (металл, Г-20+2×1,5, длина 800,7 метра, 1999 год);
  2. Коммунальный мост (южный, старый) - в Кировском районе Томска;
  3. два железнодорожных моста на Транссибе - близ Юрги;
  4. самый длинный понтонный мост России в Юрге, длина 720 метров;
  5. железнодорожный мост - в Кемерово;
  6. Кузнецкий мост - в Кемерово;
  7. Кузбасский мост - в Кемерово;
  8. Незавершённый мост по Крапивинской ГЭС у посёлка Зеленогорский;
  9. Паром - у посёлка Зеленогорский;
  10. Паром - в селе Салтымаково;
  11. Паром - между г. Юрга и Поломошное Яшкинским районом кемеровской Области;
  12. два железнодорожных моста - на обходе Новокузнецка;
  13. Ильинский мост (1969 год) на Ильинском шоссе - в Заводском районе Новокузнецка;
  14. Запсибовский мост (1963 год) на проспекте Строителей - между Центральным и Заводским районами Новокузнецка;
  15. Кузнецкий мост (1970 год) на проспекте Дружбы - между Центральным и Кузнецким районами Новокузнецка;
  16. железнодорожный мост - к Новокузнецку-Северному;
  17. Байдаевский мост на Притомском шоссе - в Орджоникидзевском районе Новокузнецка;
...и ещё ряд мостов выше по течению.

Использование названия
По имени реки названы город Томск, алюминиевые катера «Томь», футбольный клуб «Томь», музей-заповедник «Томская писаница», Томь-Усинская ГРЭС, гостиница в г. Кемерово, магнитофон, тормозная жидкость.

3






8

Введение.

Томь – приток Оби. Берёт своё начало в Хакаской Автономной Области на западном склоне Абаканского хребта. Протекает по Кемеровской области и в Томской области вливается в Обь. Питание реки смешанное с преобладанием снегового. Средний расход воды в 580 км от устья 650м 3 /сек, а в устье 1110м 3 /сек., максимальный – 3960м 3 /сек. Длина реки Томь, составляет 827км., при площади водосбора 000км 2 . Замерзание реки происходит в конце октября – начале ноября. Вскрывается во второй половине апреля – первой половине мая. В верхнем своём течении – горная река, ниже протекает в пределах Кузнецкой котловины, а затем по Западно-Сибирской равнине. Река имеет множество перекатов, ширина поймы достигает трёх километров. На реке Томь находятся города – Новокузнецк, Междуреченск, Кемерово, Томск. Наиболее крупные притоки Томи: Марс –Су, Кондома, Уньга – слева: Уса, Верхняя Терсь, Средняя Терсь, Нижняя Терсь, Тайдон – справа. Река сплавная. Судоходна до г.Томска, в высокую воду – до г.Новокузнецка.

Гидрологический очерк реки Томь – г.Междуреченск,

F = 5880км 2 .

1.Краткая физико-географическая и климатическая характеристика.

Река Томь транзитная, берущая начало в горном районе. Протекает по среднегорному, низкогорному районам, пересечённой равнины и заканчивает устьем в таёжном районе Западной Сибири, впадая в Обь. Среднегорный район занимает высоту свыше 1000 метров горного Алтая, Кузнецкого Алатау и Абаканского хребта. Рельеф сильно расчленён. Имеются отдельные горные вершины высотой до 2000 метров. Однако контуры их мягче. Развиты гольцовые поверхности, курумники, значительные осыпи и конусы выноса. Имеется система каров занятых снежниками и озёрами. Горы покрыты травяной и древесной растительностью. Седловины гор заболочены.

Продольный профиль реки имеет ступенчатый характер. Много водопадов, порогов и быстротоков. Атмосферных осадков выпадает свыше 1000 мм в год, вследствие чего в среднегорном районе очень высокие модули стока. Наличие больших падений местности вызывает интенсивные снеговые и дождевые паводки. Максимальные уровни и расходы воды обычно бывают дождевого происхождения и приходятся на июль. Река получает смешанное питание: снеговое, дождевое и грунтовое. На реке преобладает шуготранзит, после чего образуются заторы, и уровень воды сохраняется повышенным в течении всей зимы, подымаясь иногда на три метра. Расходы сильно падают как за счёт истощения запасов грунтовых вод, так и в результате потери на ледообразование. Вода относится к карбонатному классу. Общая минерализация повышается до 100мг/л.

Хотя рельеф низкогорного района горный, высота 100 – 500метров, но крутизна склонов и уклоны речных долин меньше предыдущего района. Смыв горных пород превышает интенсивность выветривания, потоки врезаются в коренные устойчивые горные породы. Русло поэтому имеет наибольшую устойчивость. Они сложены также крупнообломочным материалом. На участках пересечения различных геологических структур образуются пороги.

Склоны гор и речной долины покрыты древесной растительностью и сильно задернованы, вследствие чего разрушительная деятельность временных потоков ослаблена. В этом районе также развиты гольцовые поверхности, состоящие из трещиноватых пород, как следствие морозного выветривания и почти не дают поверхностного стока. Атмосферные осадки и талые воды почти полностью поглощаются гольцами и осыпями, вследствие чего образуются мощные грунтовые и подземные воды, приводящие к образованию карста и повышенной минерализации воклюзов и реки.

Атмосферных осадков выпадает 600 – 700мм, и сток реки ниже предыдущего района, но доля зимнего стока несколько выше. Максимальные уровни и расходы воды бывают как снегового, так и дождевого происхождения. Осенью на реках развиты заторно - зажорные явления. Уровни поэтому повышены всю зиму. Разрушаются заторы во время весеннего ледохода. Годовые максимумы уровней не редко бывают заторные.

Пересечённая равнина, высота которой ниже 500 метров, представляет собой сложное геологическое сооружение. Основание её тектонического происхождения, перекрытое сверху глинами, тяжёлыми суглинками, песками и галечниками четвертичного возраста. Долина реки тектонически приспособлена, Образовавшаяся путём эволюции оврагов. Вся территория изрезанна очень густой сетью овражно – балочной системы, поросшей сверху древесной, кустарниковой и травяной растительностью. В результате вырубки лесов и распашки склонов речной долины овражная деятельность вновь активизировалась. Река извилистая, большой контраст скоростей на плёсах и перекатах.

Проходя по пересечённой равнине, уровень атмосферных осадков сокращается до 500 – 600 миллиметров в год. Река так же имеет смешанное питание: снеговое, дождевое и грунтовое. Причём основное питание снеговое. Максимальный расход воды бывает во время весеннего половодья и в дружную весну, а максимальный уровень, как правило, заторного происхождения. Зимнее питание реки устойчивое. Имеются выходы многочисленных грунтовых вод, вызывающих оползни по берегам рек.

Гидрологическая информация

Наблюдения за Томью ведутся с 1918 года, расход воды с этого времени практически не изменился. Уровень же воды стал понижаться начиная с 1950-х годов, когда в реке стали добывать гравий в больших количествах. В 1980-х годах весенние уровни воды в Томи упали примерно на четыре метра, летние - более чем на два метра по сравнению с 1950-ми годами. Сейчас добыча гравия ограничена, но для восстановления его былого количества реке понадобятся сотни лет. Ледостав устанавливается к середине ноября и продолжается 119-202 дня, толщина льда зимой около 1,0 м . Ледоход на Томи в районе Томска в среднем начинается 17 апреля, в 2001 году начался 7 апреля, в 2002 - 18 апреля, в 2004 - 16 апреля, в 2005 - 14 апреля, в 2006 - 25 апреля, в 2007 - 12 апреля . Позднее всего за период наблюдений Томь вскрывалась в 1898 году - 12 мая . Во время весеннего половодья нарастание уровня воды колеблется от 60 до 185 см /сут. Продолжительность подъёма от 8 до 54 дней, спад продолжается от 37 до 90 дней. Общая продолжительность половодья от 68 до 128 дней.

Притоки

По течению ниже Томска: Чернильнищиковский , Еловый , Исаевский и мн. др.

По течению выше Томска: Зыряновский , Середыш , Бекталинский , Большой , Сосновый и мн. др.

Мосты

В пределах города Томска существуют два моста через Томь - старый южный Коммунальный мост и северный новый мост в районе Северска . Существуют и другие мосты вне пределов города и области, выше по течению.

Томский речной вокзал

Чрезвычайные ситуации, катаклизмы

Загрязнение реки

Антропогенное загрязнение связано с выбросами стоков промышленных предприятий городов, расположенных по руслу реки, прежде всего это промышленный Кузбасс. Из-за загрязнений с превышением норм ПДК с середины 1970-х стал невозможен водозабор для питьевых нужд в Томске и город перешёл на использование артезианской воды.

Паводок

Весенние разливы реки периодически достигают масштабов бедствия. Таким паводком, впервые за минувшие 100 лет, вероятно станет паводок весны 2010 года. В результате того, что в начале ноября в Томской области 20-градусный мороз уже сковал реку льдом, а в верховьях реки внезапно произошел валообразный поток воды (ливни на Алтае и в Китае?), вал прошёл вниз по руслу и взломал, хаотически покорёжил лёд. Суровой зимой 2009-2010 река затем местами промерзла на большую глубину. Все эти уникальные обстоятельства способствуют вероятному подъему уровня воды в половодье до 9 метров, что подтопляет обширную территорию, включающую деревни и районы города.

Сплавы по реке Томь (Томская область)

Маршрут № 1

В пос. Курлек, расположенный в 35 км выше по реке Томи от Томска можно попасть автобусом, который отходит от автовокзала (станция Томск-1) через каждые 2 часа. Весной, когда отсутствует понтонная переправа, автобусная остановка расположена на левом берегу р. Томи на шоссе, идущему в городок. График движения остается прежним.

В пос. Курлек можно закупить продукты в магазинах, расположенных недалеко от конечной остановки автобуса. Лагерь можно разбить выше пос. Курлек по Томи, пройдя по шоссе 5 км. Лучше всего ставить лагерь не на самом берегу р. Томи - возникает проблема дров, а в сосновом бору на берегу ручья, для чего необходимо уйти вправо по заброшенной дороге, не доходя до спуска основного шоссе в низину 500 метров. Отличное место для лагеря на правом берегу ручья, за мостом, что стоит на брошенной дороге.

Она живет на берегу Томи
И от раскосых, от татарских глаз
В моем сплетеньи солнечном щемит
Наверно, каждый раз
©Олег Митяев

На обратном пути к Новосибирску мы решили проехать через Томск, старинный город, гораздо старше Новосибирска, отобравшего у него былую славу.

Дорога шла через Минусинск, после чего на Томск надо было забрать севернее.


Машин почти не было, но на выезде из Минусинска мы встретили редкую в этих краях засаду в кустах.

Дорога местами кончалась совсем, но в основном была приличной. Мы разглядывали дома, и заметили что в разных селах крыши сделаны на разный лад. Возможно переселенцы из центральной России и Украины по разному строили свои дома.


Наконец к исходу дня мы добрались до Томска. Томск встретил нас громадной пробкой на въезде — ремонтировали улицы.

Наконец мы пробрались и первым делом через переулок с диким названием Совпартшкольный вышли к берегу Томи .


Нам много рассказывали о старом Томске и мы поехали смотреть Музей деревянного зодчества, но зря. Он был уже закрыт, но снаружи был очень даже ничего.

Обратите внимание, что трамвайные пути тут сделаны обычным рельсом и не утоплены. Поскольку с музеем нам не повезло, то мы пошли искать интересные дома. И нашли их много.

К сожалению Томск строится на остатках старого города. Старые дома сносят и строят, правда, достаточно интересно.

Сам же Томск показался очень вкусным, зеленым и молодым, несмотря на свою старость. Наверное потому что тут много учебных заведений и молодежи. ВУЗы появились тут после войны, когда сюда эвакуировали промышленность и нужны были новые кадры.

Чувства