Население и хозяйство лесостепной и степной зон. Степи в истории человечества Древние люди в степи

Данный видеоурок предназначен для самостоятельного ознакомления с темой «Население и хозяйство лесостепной и степной зон». Из лекции преподавателя вы узнаете о том, какие особенности природы свойственны лесостепной и степной зонам. Обсудите, как они влияют на население и хозяйство этих регионов, как люди изменяют и охраняют их.

Тема: Природно-хозяйственные зоны России

Урок: Население и хозяйство лесостепной и степной зон

Цель урока: узнать об особенностях природы степей и лесостепей и о том, как они влияют на жизнь и хозяйственную деятельность людей.

Природные зоны лесостепей и степей - самые освоенные и измененные природные зоны России. Лесостепи и степи отличаются самыми комфортными для жизни человека условиями.

Рис. 1. Карта комфортности природных условий ()

Настоящие лесостепи и степи в настоящее время можно увидеть только в заповедниках, все остальные территории сильно изменены человеком и используются в основном для ведения сельского хозяйства благодаря плодородным почвам.

Рис. 2. Ростовский заповедник ()

Представители народов степной зоны - степняки, вели кочевой образ жизни, занимались скотоводством. К степным народам относят калмыков, тувинцев, казахов, бурят, казахов и других.

Степи представляют собой открытые плоски или холмистые ландшафты, где произрастают травы, злаки, цветы.

В степях и лесостепях человек активно занимается животноводством и земледелием. В степях разводят коз и овец, лошадей и верблюдов, крупный рогатый скот. В некоторых хозяйствах разводят рыбу, пушных зверей, птицу.

Рис. 4. Разведение домашней птицы ()

Рис. 5. Стадо овец в степи ()

На юле Урала в Оренбургской области разводят знаменитых коз, их шерсть такая тонкая, что оренбургский платок, связанный из этой шерсти, можно продеть в обручальное кольцо. Собственно так некоторые люди и проверяют подлинность оренбургского платка.

В Бурятии и предгорьях Кавказа разводят яков.

Одной из главных проблем степей и лесостепей является перевыпас скота. Животные поедают только определенные растения, которые, в свою очередь, исчезают. Кроме того, при перевыпасе растительность вытаптывается.

В северной части степей и лесостепях занимаются земледелием. Степи и лесостепи - это главные житницы России, здесь выращивают пшеницу, кукурузу, подсолнечник, сахарную свеклу, овощи и фрукты. Для защиты от ветра по периметру полей высаживают лесозащитные полосы. Местами степи распаханы на 85%!

Рис. 6. Подсолнухи на закате ()

Вследствие активной хозяйственной деятельности человека исчезают многие степные виды растений и животных, почва теряет свое плодородие, происходит загрязнение земель химическими удобрениями. Так же негативное влияние на природу степной и лесостепной зоны оказывает добыча полезных ископаемых (например, железных руд, угля), строительство дорог, расширение городов, поселков. Поэтому степи и лесостепи нуждаются в охране. Для этого создаются заповедники, заказники, проводятся мероприятия, направленные на рациональное использование природы этих ландшафтов.

Рис. 7. Заповедник «Черные земли» ()

Традиционным жилищем народов степей является юрта, которая представляет собой деревянный каркас, обшитый войлоком.

Домашнее задание

Параграф 36.

1. Приведите примеры хозяйственной деятельности человека в лесостепях и степях.

Список литературы

Основная

1. География России: Учеб. для 8-9 кл. общеобразоват. учреждений/ Под ред. А.И. Алексеева: В 2 кн. Кн. 1: Природа и население. 8 кл.- 4-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2009. - 320 с.

2. География России. Природа. 8 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений/ И.И. Баринова. - М.: Дрофа; Московские учебники, 2011. - 303 с.

3. География. 8 кл.: атлас. - 4-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, ДИК, 2013. - 48 с.

4. География. Россия. Природа и население. 8 кл.: атлас - 7-е изд., пересмотр. - М.: Дрофа; Издательство ДИК, 2010 - 56 с.

Энциклопедии, словари, справочники и статистические сборники

1. География. Современная иллюстрированная энциклопедия / А.П. Горкин - М.: Росмэн-Пресс, 2006. - 624 с.

Литература для подготовки к ГИА и ЕГЭ

1. Тематический контроль. География. Природа России. 8 класс: учебное пособие. - Москва: Интеллект-Центр, 2010. - 144 с.

2. Тесты по географии России: 8-9 классы: к учебники под ред. В.П. Дронова «География России. 8-9 классы: учеб. для общеобразоват. учреждений»/ В.И. Евдокимов. - М.: Издательство «Экзамен», 2009. - 109 с.

3. Готовимся к ГИА. География. 8 класс. Итоговое тестирование в формате экзамена./ авт.-сост. Т.В. Абрамова. - Ярославль: ООО «Академия развития», 2011. - 64 с.

4. Тесты. География. 6-10 кл.: Учебно-методическое пособие/ А.А. Летягин. - М.: ООО «Агентство «КРПА «Олимп»: «Астрель», «АСТ», 2001. - 284 с.

Материалы в сети Интернет

1. Федеральный институт педагогических измерений ().

2. Русское географическое общество ().

Расцвет Кушанского ханства во II веке, кажется, разбудил Алтай, вернее всколыхнул его. И тому были причины.

На Алтае климат суровее, чем в Средней Азии. Поэтому урожаи здесь были беднее. Горы, надо отметить, везде скупы на землю, на достаток… И алтайские ханы посмотрели на степь. Плодородной земли там очень много, но мало кто мог жить на ней.

Степь издревле страшила людей. Там нет деревьев, - значит, нет топлива для очага, нет бревен для изб и куреней… Там мало рек, значит, нет воды для скота, для огородов, а порой и просто для питья. «Степь - это страна мрака», - шептали старики.

И они были правы. Там нет даже ориентиров, лишь ровная земля кругом да солнце в небе. Куда идти? Как находить дорогу? А ветры порой дуют неделями. Страшные ветры. Буран в миг занесет снегом поселок по самые крыши…

Неприветлив степной климат. Даже первобытные люди никогда не селились здесь. Избегали. В горах, по берегам морей, в лесах они селились, а в степи - нет. Неподготовленному человеку там не выжить. Он, например, не пройдет пешком - долгой ходьбы не выдерживает обувь, жесткая трава стирает ее до дыр. А о босых ногах и говорить не приходится.

Но иного пути у тюрков Алтая не было. Только через степь - в будущее вела народ дорога жизни. К богатым пастбищам, щедрым пашням. К простору, наконец.

Как на две чаши весов смотрели алтайцы на свою судьбу, - какая чаша перетянет? Известно же, надежда и страх - два крыла у человека. Надежда взяла верх.

Первые семьи с опаской отселялись на новое жительство… А на Алтае в ход снова вошло слово «кыпчак», переселенцев всегда там называли кыпчаками. Так уж повелось с Индии, с первых тюрков там. Какой смысл был в этом прозвании? Его объясняют по-разному. Например, «тот, кому тесно».

Впрочем, не исключено и иное. «Кыпчак» - это имя одного из древнейших тюркских родов. Возможно, он когда-то первым отселился с Алтая, и других переселенцев стали называть его именем.

Так или иначе, но только сильный род мог выйти один на один с суровой степью. Только сильный народ мог поселиться там. Тюрки решили свою судьбу сами, их никто не выгонял с Алтая, сами ушли. Но ушли они не с пустыми руками. У народа в то время были лучшие в мире орудия труда - железные! За спиной стоял огромный опыт жизни в Индии, Средней Азии и, конечно, на Урале и Древнем Алтае… К сожалению, обо всем этом историки будто бы и забыли.

Надо ли удивляться, что в степи были быстро построены города, станицы?.. Были проложены дороги, наведены переправы через реки, прорыты каналы… Вот так конкретно выглядят дела сильного народа, следы их остаются на века! Сегодня они - удел археологов.

В цветущий край с годами превратилось Семиречье - новое тюркское ханство. Его города сверкали в степи, как звезды в небе… Хотя, конечно, вряд ли они поражали своей архитектурой, изысканностью. Их назначение было иным.

В наше время эти города изучал замечательный казахский археолог, академик Алькей Хакенович Маргулан. Он впервые увидел древние руины случайно, из иллюминатора самолета. Опытный ученый разглядел в бескрайней степи развалины зданий, заросшие травой, присыпанные песком. Потом Алькей Хакенович выезжал в степь, на места заброшенных городов… Академик Маргулан сделал что мог, он об этом написал книгу.

Но многое до сих пор так и осталось непознанным. Слишком велик объект исследования! Слишком сложный… То была чрезвычайно важная пора в истории человечества: люди начали обживать степи - природную зону, в которой прежде не жили… (Разумеется, не о единичных поселениях речь, а именно о заселении незаселенной части планеты.)

Немало вопросов оставило то время науке. Например, как и на чем передвигались люди? Это очень важно знать. Вопрос лишь на вид прост. Пешком по степи не пройдешь, на себе много не принесешь. Значит, требовалось придумать то, чего нигде не было. Но что?

Да, тюрки считались всадниками, они оседлали коня. Но всадник перевозит только себя самого. А как ему везти поклажу? Для строительства, для очага, для проживания?.. Все надо было запасать впрок, брать с собой, все привозить.

Арабы тогда перевозили грузы на верблюдах, индусы - на слонах, китайцы - на буйволах, иранцы - на ишаках… У тюрков был конь, он и выручил народ.

Это теперь мы знаем о телегах, о бричках. Древние люди Алтая о них не знали, они не придумывали колес: для жизни в горах это не самые подходящие предметы быта. Просто ненужные. Их алтайцам пришлось приспосабливать специально для степи! Колесный транспорт - вот с чего началось заселение степи. Выдающееся произведение разума.

Кто придумал телегу, бричку? Конечно, тюрки. Потому что именно им эти предметы стали нужными. Значит, средства передвижения - тоже отличительный знак тюркской культуры. Еще один, как и кирпич, изба или войлок.

Имена изобретателей забыты, а телега служит людям до сих пор. «Телеган» на древнетюркском языке означает «колесо». Иначе говоря, «колесный транспорт».

Бричка появилась позже. Она похожа на телегу, но лучше. В степи ей не было равных. Запряженная двойкой (или тройкой) коней бричка стала скоростным транспортом. А были еще кадарка, тарантас. Тройки неслись по степи, как ветер, оставляя за собой облака пыли.

Для них строили дороги, ладили между городами «ямы» (так тюрки называли почту). Никто в мире в ту пору не ездил быстрее. Ямщики-почтальоны доставляли депеши с невероятной скоростью - двести и даже триста километров в день покрывала ямщицкая тройка.

Это не просто много. Это очень-очень много. Для сравнения: тогда люди передвигались по дорогам со скоростью двадцать-тридцать километров в день. Лишь тюрки, не зная расстояний, мчались на перегонки с ветром. Им покорились пространство и время.

Степь Семиречья первой приняла тогда ямщиков.

Как живут в степях? Зачем люди живут в степях? Могут ли скотоводы жить оседло? Какие кочевые народы вы знаете? Какой дом нужен кочевнику? В чем его функциональность? Из какого материала легко построить дом скотоводу? Нужна ли в таком доме мебель? Жители степей создают свой дом из шерсти овец. Из нее валяют войлок и выделывают ковры, чтобы превратить их в теплые стены. Такой дом называется юрта. Войлочным покрывалом окутывают легкий каркас из связанных, растянутых гармошкой деревянных решеток и длинных тонких жердей, образующих свод. Деревянные части драгоценны, их берегут и при перевозке упаковывают в нарядные войлочные футляры. Юрту можно собрать всего за один час и перевезти на одном верблюде. Юрта украшена орнаментами… В центре юрты – очаг, вверху – дымник, через него видно небо. Дверь обращена на юг. Почему украшают юрту? Что означают орнаменты, украшающие юрту? Все поселение кочевников представляло собой строго организованное пространство. Это круг, разделенный лучами дорог-улиц, с главной большой юртой в центре. Основной вход в поселение с юга. Киргизская юрта. Н. Рерих. Монголия. Юрты.

Слайд 13 из презентации «Народы гор и степей» . Размер архива с презентацией 11898 КБ.

Окружающий мир 4 класс

краткое содержание других презентаций

«Конфликты в нашей жизни» - Копилка добрых советов. Типы конфликтов. Последний звонок. Что приводит к конфликту. Подошла Лена. Конфликт. Как разрешаются конфликты. Вред конфликтов. Спор. Столкновение. Речевой этикет. Телефон. Результаты анкетирования. Мальчики. Людей неинтересных в мире нет. Конфликты в нашей жизни. Ты любишь слушать громкую музыку.

«Домик для скворцов» - Скворец. Журналисты. Дизайнер. Этапы проведения проекта. Аннотация проекта. Что мы сделали, чтобы улучшить ситуацию. Теоретики. Конструктор. Математики. Внимание учащихся. Методические задачи. Уютный домик для скворцов. Социологи. Результаты представления исследований. Скворечники в школьном саду. «Птицы – наши друзья». Основной вопрос. Пение птиц.

«Растения в жизни человека» - Результаты анкетирования. Цветы и парфюмерия. Цветы как лекарства. Роль цветов в жизни человека. Модельеры создают свадебные платья из цветов. План. Цветочные растения -источник вдохновения. Цветы как часть интерьера, сада или одежды. Цветы играют важное значение в нашей жизни. Роль цветущих растений в выработке кислорода.

«Динозавры» - У динозавров было по пять пальцев. Самые маленькие динозавры. Динозавры. Первые настоящие динозавры. Динозавры - вымершие животные. Динозавры-хищники были мельче и передвигались на задних конечностях. Господствующие ящеры. Орнитомимиды. Габариты тираннозавров составляли проблемы. Стегозавр, живший в меловой период, имел длину тела около 9 м.

«Самоцветы» - Яшма. Жадеит. Изумрудные бусы. Авантюрин. Изумруд. Часы из малахита. Оникс. Изделия из оникса. Кубки и замок. Коридор Зимнего Дворца. Аметист. Яйцо из гематина. Янтарная комната. Бабочка из агата. Лягушка из яшмы. Шахматная доска. Змеевик. Лунный камень. Ожерелье из опала. Изделия. Цветок. Амазонит. Кольцо. Топаз. Гематит. Кошечки из авантюрина. Опал. Агат. Серги из лунного камня. Бычий глаз. Колечко из топаза.

«История человечества» - Занятия человека. Древнейший человек был похож на крупную обезьяну. Начало истории человечества. Археология – наука о древности. Жизнь первобытного человека. Жизнь в общине. Что такое история? «Отец истории». Охота. Древнейший человек. Первобытные художники. Науки, которые помогают узнать историю. История в переводе с греческого языка означает «исследование, рассказ о событиях прошлого». Лбы были низкие и покатые.

Жители степей почитают землю как святыню. Земля – это трава для скота, зерно для хлеба, дерево для юрты и домбры. "Из земли мы вышли – в землю и вернемся", - считали кочевники. Согласно древним казахскими верованиями, бог неба сотворил людей из глины. Такой же миф существует в исламе, который начал распространяться в Казахстане еще в первом тысячелетии нашей эры. Казахи также верили, что духи предков следят за ними и охраняют их из подземного мира.

Именно земля связывает казахов с их корнями, с их прошлым. Причем не только в мистическом, но и в буквальном смысле. На территории современного Казахстана прошло множество археологических экспедиций. Их результаты помогли узнать, как жили в Великой степи много веков назад.

Например, во второй половине 20-го века в Центральном Казахстане было найдено захоронение степного звездочета – жулдызшы.

Среди кочевников звездочеты пользовались большим уважением. Они не только предсказывали погоду, но и составляли астрономические прогнозы. Эти пророчества применялись как в быту, так и при решении военных и политических конфликтов. Найденная могила жулдызшы подчеркивает его высокое положение. По периметру захоронения выложены булыжники в виде солнца. Могилу венчает статуя самого звездочета из красного гранита. А вместе с останками провидца захоронили кусок метеорита.

Древние кочевники считали, что вещи, оставленные в склепе, будут сопровождать умершего в загробной жизни. А в благодарность его дух будет оберегать потомков в жизни земной. Поэтому археологи часто находят в степных захоронениях ценности, оружие и мистические артефакты.

Одна из самых больших коллекций таких посмертных подарков была найдена на территории современной Западной Монголии на возвышенности МайхАн-уул. Совместная экспедиция монгольских и казахстанских археологов раскопала огромный мавзолей кагана – верховного правителя одного из государств, входивших в состав Тюркского каганата. Нашему уху привычнее другое звучание этого титула: "хан".

Мавзолей Майхан-уул, согласно исследованиям, был создан в 7-м веке нашей эры. Коридор гробницы длиной более 40 метров выходит на юго-восток, в сторону восхода. Стены склепа расписаны сюжетами из жизни и мифологии древних кочевников. В самой гробнице археологи нашли более 350-ти артефактов: монеты и драгоценности, наряды и украшения, остатки боевых стягов, золотой престол и сломанную корону.

Но наибольший интерес ученых вызвали десятки глиняных статуй - людей, лошадей и даже двух минотавров. Как и знаменитая терракотовая армия в Китае, глиняные солдаты и слуги должны были сопроводить правителя в загробный мир. Однако статуи в Майхан-ууле, в отличие от погребальных скульптур из Поднебесной, сделаны на железном каркасе, а при обжиге их не сбрызгивали водой.

Иная, отличная от китайской технология производства, по мнению ученых, доказывает, что древние кочевники изобрели терракотовые статуи самостоятельно и независимо от мастеров Дальнего Востока. Возможно, даже раньше по времени. Важность этого открытия подчеркнул Крым Алтынбеков, художник-реставратор, основатель и руководитель Научно-реставрационной лаборатории "Остров Крым".

Крым Алтынбеков : Дело в том, что именно центром этих модернизаций цивилизации, открытий – центром является именно Центральный Казахстан. Это мы видим в этих памятниках. Кочевники – это вечное движение, они торговлей занимались, контролировали торговые пути, они распространялись, оттуда брали доход. И, естественно, общаясь, они вот эту культуру приручения коней, строительства колесниц распространяли. Они являлись центром, это доказано.

Обжиг глины и создание изделий из керамики – не единственные ремесла, которые, по мнению ученых, древние кочевники освоили первыми на планете.

Среди сокровищ гробницы кагана были найдены элементы конской упряжи: уздечки, стремена, сбруи. Лошадей ваяли в виде статуй и изображали в настенных рисунках. В древнетюркских захоронениях часто находят амуницию и изображения, а иногда и останки лошадей. Ведь конь настолько важен для кочевника, что без него нельзя отправляться в загробный мир. Для жителя степи лошадь – это признак статуса и богатства, удобное транспортное средство, источник теплых шкур, вкусного мяса, молока и кумыса.

Много интересного о совместной жизни людей и лошадей рассказало древнее поселение недалеко от деревни Ботай на севере Казахстана. Его в 1980-м году открыл археолог Виктор Федорович Зайберт. В городке на полторы сотни домов ученые обнаружили более 130 тысяч лошадиных костей. Как выяснилось, местные жители использовали коней не только для еды и езды: кости лошадей превращали в орудия труда и замешивали их глину для прочности при строительстве.

Эти скелеты дали археологам и другую интересную информацию. Останкам коней, найденным в Ботае, порядка 6 тысяч лет - и они не принадлежат ни к одному из доселе известных видов. Эта находка привела ученых к неожиданному выводу: скорее всего, предки казахстанцев одомашнили лошадей раньше, чем все остальные народы мира.

КрымАлтынбеков: Конечно, все ботайское поселение доказывает, что здесь впервые приручили коней. Мастера именно здесь умели их приручать. Дело в том, что кони водились на всей территории Евразии, но именно кочевники их приручили. Приручили их, и они приносили большой доход. Лошадей активно, охотно брали, покупали как китайские императоры, так и южные, западные и средиземноморские. Это стоило больших денег. Скакуны – это как машина в современности.

Ботайское поселение открыло археологам много интересного и о быте древних жителей степи. Застройка поселка в древности была очень плотной. На улицах длиной до 50 метров строилось иногда 15-16 жилищ на каждой стороне. Дома возводили без единого гвоздя: на стены из глины и камня укладывали бревна, формирующие купол. В центре крыши оставляли шанырак – отверстие для дыма и солнечного света. В центре дома выкапывали яму для очага, а под стенами – углубления для хранения продуктов.

Находка под Ботаем показывает мирный быт казахских кочевников прошлого. О военной стороне их жизни археологам рассказал Алтын Адам – "Золотой человек". Так назвали комплекс артефактов, которые казахстанские археологи нашли 50 лет назад в 50 километрах от Алма-Аты – на берегу реки Иссык.

Много веков назад Иссыкский курган был разграблен. Но мародеры не заметили одно спрятанное погребение. Зато его нашли археологи. Внутри склепа они обнаружили более четырех тысяч изделий из золота. Среди них – останки позолоченного доспеха с парадным мечом и кинжалом. Кропотливая реконструкция, которую позднее провели сотрудники научно-реставрационной "Остров Крым", предоставила науке самый первый образ воина из древнего кочевого племени саков.

Позже археологи нашли в Казахстане еще четыре "золотых человека". Алтын Адам верхом на крылатом барсе стал одним из самых узнаваемых символов Казахстана. Его копии установлены во многих городах страны, в том числе – на статуе Независимости на главной площади Алма-Аты.

А совсем недавно, в 2012 году, на западе Казахстана раскопали своеобразную пару "золотому человеку". Археологи обнаружили захоронение знатной женщины примерно 4-го – 3-го века до нашей эры. Это самое древнее из "золотых" захоронений Казахстана. Из-за богатого убранства найденные останки получили название "Золотая принцесса".

Крым Алтынбеков : Мы нашли в каменном саркофаге, все щели забутованы глиной. Туда почти ничего не попадало, сохранилось хорошо. Но всё съелось со временем, так как это памятник 4-3 века до нашей эры. Вся органика была съедена микробами. И, когда мы использовали изъятие блоками, мы сняли цифровой рентген, томографию. И благодаря новым технологиям мы увидели орнамент на подолах с изображением улитки папоротника, аппликации из кожи. Кожа как жирный предмет впитала влагу, уплотнила землю. Кожа сама, конечно, исчезла. И по уплотнению она показала все черты, все орнаменты, которые сделаны из кожи. Это открыло нам новую информацию, которую раньше никогда не мог увидеть ни один археолог в полевых условиях, и до сих пор не может увидеть. Благодаря именно этой технологии мы ближе и более глубоко изучаем историю этого памятника.

"Из земли мы вышли – в землю и вернемся", - считали кочевники в древности. Земля бережно хранит то, что люди вернули ей: останки людей и зверей, произведения искусства и инструменты… Историю народов Казахстана, корни их самобытности. А археология обнажает эти корни, позволяя узнать больше о том, как предки современных казахов жили и умирали в Великой степи.

Обратите внимание:
В интернет-версии БОЛЬШЕ материалов, чем в печатной.
Пробовали смотреть газеты на экране смартфона? Рекомендуем – очень удобно!

«Жилища народов мира»

(66 выбранных нами «объектов жилой недвижимости» от «абылайши» до «яранги»)

Стенгазеты благотворительного образовательного проекта «Коротко и ясно о самом интересном» (сайт сайт) предназначены для школьников, родителей и учителей Санкт-Петербурга. Они бесплатно доставляются в большинство учебных заведений, а также в ряд больниц, детских домов и других учреждений города. Издания проекта не содержат никакой рекламы (только логотипы учредителей), политически и религиозно нейтральны, написаны лёгким языком, хорошо иллюстрированы. Они задуманы как информационное «тормошение» учащихся, пробуждение познавательной активности и стремления к чтению. Авторы и издатели, не претендуя на академическую полноту подачи материала, публикуют интересные факты, иллюстрации, интервью с известными деятелями науки и культуры и надеются тем самым повысить интерес школьников к образовательному процессу.

Дорогие друзья! Наши постоянные читатели заметили, что мы не в первый раз представляем выпуск, так или иначе связанный с темой недвижимости. Недавно мы обсудили самые первые жилые сооружения каменного века, а также пригляделись к «недвижимости» неандертальцев и кроманьонцев ( выпуск). О жилищах народов, издавна проживающих на землях от Онежского озера до берегов Финского залива (а это вепсы, водь, ижоры, ингерманландские финны, тихвинские карелы и русские), мы поговорили в серии «Коренные народы Ленинградской области» ( , и выпуски). Самые невероятные и своеобразные современные здания мы рассмотрели в выпуске. Не раз писали мы также и о праздниках, имеющих отношение к теме: День риэлтора в России (8 февраля); День строителя в России (второе воскресенье августа); Всемирный день архитектуры и Всемирный день жилища (первый понедельник октября). Эта стенгазета – краткая «настенная энциклопедия» традиционных жилищ народов со всего света. 66 выбранных нами «объектов жилой недвижимости» расставлены по алфавиту: от «абылайши» до «яранги».

Абылáйша

Абылáйша - походная юрта у казахов. Её каркас состоит из множества жердей, которые крепятся сверху к деревянному кольцу – дымоходу. Вся конструкция накрывается войлоком. В прошлом подобные жилища использовались в военных походах казахского хана Абылая, откуда и название.

Аил

Аил («деревянная юрта») – традиционное жилище теленгитов, народа Южного Алтая. Бревенчатое шестиугольное строение с земляным полом и высокой крышей, покрытой берестой или корой лиственницы. Посередине земляного пола находится очаг.

Ариш

Ариш – летний дом арабского населения побережья Персидского залива, сплетённый из стеблей пальмовых листьев. На крыше установлена своеобразная матерчатая труба, которая в условиях чрезвычайно жаркого климата обеспечивает вентиляцию в доме.

Балагáн

Балагáн – зимнее жилище якутов. На бревенчатом каркасе укреплялись наклонные стены из тонких жердей, обмазанных глиной. Низкая пологая крыша покрывалась корой и землёй. В маленькие окна вставлялись куски льда. Вход ориентирован на восток и прикрыт навесом. С западной стороны к балагану пристраивали хлев для скота.

Барасти

Барасти – на Аравийском полуострове общее название для хижин, сплетённых из листьев финиковой пальмы. Ночью листья впитывают избыточную сырость, а днём постепенно высыхают, увлажняя жаркий воздух.

Барабóра

Барабóра – вместительная полуземлянка алеутов, коренного населения Алеутских островов. Каркас делался из китовых костей и выброшенных на берег коряг. Крыша утеплялась травой, дёрном и шкурами. В крыше оставляли отверстие для входа и освещения, откуда спускались внутрь по бревну с вырубленными в нём ступенями. Бараборы строились на холмах у побережья, чтобы удобно было наблюдать за морскими животными и приближением врагов.

Бордей

Бордей – традиционная полуземлянка в Румынии и Молдавии, крытая толстым слоем соломы или тростника. Подобное жилище спасало от значительных перепадов температуры в течение суток, а также от сильного ветра. На глиняном полу был очаг, однако топился бордей по-чёрному: дым выходил через маленькую дверь. Это один из древнейших типов жилья в этой части Европы.

Бахареке

Бахареке – хижина индейцев Гватемалы. Стены – из жердей и веток, обмазанных глиной. Крыша – из сухой травы или соломы, пол – из утрамбованного грунта. Бахареке устойчивы к сильным землетрясениям, случающимся в Центральной Америке.

Бурама

Бурама – временное жилище башкир. Стены делались из брёвен и веток и не имели окон. Двускатная крыша покрывалась корой. Земляной пол застилался травой, ветками и листьями. Внутри сооружались нары из досок и очаг с широким дымоходом.

Валкаран

Валкаран («дом из челюстей кита» по-чукотски) – жилище у народов побережья Берингова моря (эскимосов, алеутов и чукчей). Полуземлянка с каркасом из крупных костей кита, покрытая землёй и дёрном. Имела два входа: летний – через отверстие в кровле, зимний – через длинный полуподземный коридор.

Вардо

Вардо – цыганская кибитка, настоящий однокомнатный дом на колёсах. В нём есть дверь и окна, печь для приготовления пищи и обогрева, кровать, ящики для вещей. Сзади, под откидным бортом, – ящик для хранения кухонных принадлежностей. Снизу, между колёсами, – багаж, съёмные ступеньки и даже курятник! Вся повозка достаточно лёгкая, так что её могла везти одна лошадь. Вардо отделывался искусной резьбой и окрашивался яркими красками. Расцвет вардо пришёлся на конец XIX – начало XX века.

Вежа

Вежа – старинное зимнее жилище саамов, коренного финно-угорского народа Северной Европы. Вежа делалась из брёвен в форме пирамиды с дымовым отверстием вверху. Остов вежи покрывали оленьими шкурами, а сверху укладывали кору, хворост и дёрн и придавливали берёзовыми жердями для прочности. В центре жилища устраивали каменный очаг. Пол покрывали оленьими шкурами. Рядом ставили «нили» – сарайчик на столбах. К началу XX века многие саамы, живущие на территории России, уже строили себе избы и называли их русским словом «дом».

Вигвам

Вигвам – общее название жилища лесных индейцев Северной Америки. Чаще всего это шалаш куполообразной формы с отверстием для выхода дыма. Каркас вигвама делался из изогнутых тонких стволов и накрывался корой, циновками из тростника, шкурами или кусками ткани. Снаружи покрытие дополнительно прижималось жердями. Вигвамы могут быть как круглыми в плане, так и вытянутыми и иметь несколько дымовых отверстий (такие конструкции называются «длинными домами»). Вигвамами часто ошибочно называют конусообразные жилища индейцев Великих равнин – «типи» (вспомните, например, «народное творчество» Шарика из мультфильма «Зима в Простоквашино»).

Викиап

Викиап – жилище апачей и некоторых других индейских племён Юго-Запада США и Калифорнии. Небольшая грубая хижина, покрытая ветками, кустарником, соломой или циновками, часто с дополнительно накинутыми сверху кусками ткани и одеялами. Разновидность вигвама.

Дёрновый дом

Дёрновый дом – традиционная постройка Исландии ещё со времён населяющих её викингов. Его конструкция определялась суровым климатом и дефицитом дерева. На месте будущего дома выкладывались большие плоские камни. На них ставился деревянный каркас, который обкладывался дёрном в несколько слоёв. В одной половине такого дома жили, в другой – содержали домашний скот.

Дяолоу

Дяолоу – укреплённый многоэтажный дом в провинции Гуандун на юге Китая. Первые дяолоу были построены ещё при династии Мин, когда в Южном Китае орудовали шайки разбойников. В более поздние и относительно безопасные времена такие дома-крепости строили, просто следуя традиции.

Землянка

Землянка – один из древнейших и повсюду распространённых видов утеплённого жилья. В ряде стран крестьяне жили преимущественно в землянках вплоть до позднего средневековья. Вырытая в земле яма перекрывалась жердями или брёвнами, которые засыпались землёй. Внутри находился очаг, а вдоль стен – нары.

Иглу

Иглу – куполообразная хижина эскимосов, сложенная из блоков плотного снега. Пол и иногда стены застилали шкурами. Для входа прорывали в снегу тоннель. Если снег неглубокий, вход устраивали в стене, к которой достраивался дополнительный коридор из снежных блоков. Свет в помещение проникает прямо через снежные стены, хотя делали и окна, закрытые тюленьими кишками или льдинами. Часто несколько иглу соединяли между собой длинными снежными коридорами.

Изба

Изба – бревенчатый дом в лесной зоне России. До Х века изба была похожа на полуземлянку, достроенную несколькими рядами брёвен. Двери не было, вход прикрывался поленьями и пологом. В глубине избы располагался сложенный из камней очаг. Изба топилась по-чёрному. Люди спали на подстилках на земляном полу в одном помещении со скотом. С веками изба обзавелась печью, отверстием на крыше для выхода дыма, а затем и трубой. Появились отверстия в стенах – окошки, которые закрывали пластинками слюды или бычьим пузырём. Со временем стали перегораживать избу на две части: горницу и сени. Так появилась изба-«пятистенка».

Северорусская изба

Изба на Русском Севере строилась в два этажа. Верхний этаж - жилой, нижний («подклет») - хозяйственный. В подклете жили слуги, дети, дворовые работники, там же были помещения для скота и хранения припасов. Подклет строился с глухими стенами, без окон и две­рей. Наружная лестница вела сразу на второй этаж. Это спасало от заметания снегом: на Севере бывают сугробы по нескольку метров! К такой избе пристраивали крытый двор. Длинные холодные зимы вынуждали объединять жилые и хозяйственные постройки в единое целое.

Икукване

Икукване – большой куполообразный тростниковый дом зулусов (Южная Африка). Строили его из длинных тонких прутьев, высокой травы, тростника. Всё это переплеталось и укреплялось верёвками. Вход в хижину закрывался специальным щитом. Путешественники считают, что Икукване идеально вписывается в окружающий пейзаж.

Кабáнья

Кабáнья – небольшая хижина коренного населения Эквадора (государство на северо-западе Южной Америки). Её каркас плетут из лозы, частично обмазывают глиной и кроют соломой. Такое название получили также беседки для отдыха и технических нужд, устанавливаемые на курортах у пляжей и бассейнов.

Кава

Кава – двускатный шалаш óрочей, коренного народа Хабаровского края (Дальний Восток России). Крышу и боковые стены покрывали еловой корой, отверстие для дыма в непогоду прикрывали специальной покрышкой. Вход в жилище всегда обращался к реке. Место для очага засыпали галечником и ограждали деревянными плахами, которые изнутри обмазывались глиной. Вдоль стен сооружали деревянные нары.

Кажим

Кажим – большой общинный дом эскимосов, рассчитанный на несколько десятков человек и многолетний срок службы. На избранном для дома месте копали прямоугольную яму, по углам которой устанавливали высокие толстые брёвна (местной древесины у эскимосов нет, поэтому шли в ход деревья, выброшенные прибоем на берег). Далее возводились стены и крыша в виде пирамиды – из брёвен или китовых костей. В отверстие, оставшееся посередине, вставлялась рама, обтянутая прозрачным пузырём. Всё строение засыпалось землёй. Крыша подпиралась столбами, так же, как и лавки-кровати, установленные вдоль стен в несколько ярусов. Пол устилался досками и циновками. Для входа выкапывался узкий подземный коридор.

Кáжун

Кáжун – традиционное для Истрии (полуостров в Адриатическом море, в северной части Хорватии) каменное строение. Кажун цилиндрической формы с конической крышей. Без окон. Постройка велась методом сухой кладки (без использования связывающего раствора). Из­начально служил жилищем, но впоследствии стал играть роль хозяйственной постройки.

Карамо

Карамо – землянка селькупов, охотников и рыболовов севера Западной Сибири. У крутого берега реки выкапывали яму, ставили по углам четыре столба и делали бревенчатые стены. Крыша, также из брёвен, засыпалась землёй. Со стороны воды прокапывали вход и замаскировывали его прибрежной растительностью. Чтобы землянку не заливало, пол делали постепенно повышающимся от входа. Попасть в жилище можно было лишь на лодке, причём лодку тоже затаскивали внутрь. Из-за таких своеобразных домов селькупы назывались «земляными людьми».

Клочан

Клочан – куполообразная каменная хижина, распространённая на юго-западе Ирландии. Очень толстые, до полутора метров, стены выкладывались «насухо», без связующего раствора. Оставлялись узкие щели-окна, вход и дымоход. Такие незамысловатые хижины строили для себя монахи, ведущие аскетичный образ жизни, поэтому внутри не приходится ожидать особого комфорта.

Колыба

Колыба - летнее жильё пастухов и лесорубов, распространённое в горных районах Карпат. Это бревенчатый сруб без окон с двускатной крышей, крытой дранкой (плоскими щепками). Вдоль стен располагаются деревянные лежанки и полки для вещей, пол земляной. Посередине находится очаг, дым выходит через отверстие в крыше.

Конáк

Конáк - двух- или трёхэтажный каменный дом, встречающийся в Турции, Югославии, Болгарии, Румынии. Строение, в плане напоминающее букву «Г», покрывает массивная черепичная крыша, создающая глубокую тень. При каждой спальне есть крытый выступающий балкон и паровая баня. Большое количество разнообразных помещений удовлетворяет все нужды хозяев, поэтому в постройках во дворе нет необходимости.

Кувакса

Кувакса – переносное жилище саамов в период весенне-летних кочёвок. Имеет конусообразный каркас из нескольких шестов, соединённых вершинами, на который натягивали чехол из оленьих шкур, бересты или парусины. В центре устраивался очаг. Кувакса является разновидностью чума, а также напоминает типи североамериканских индейцев, но несколько более приземистая.

Кула

Кула – укреплённая башня из камня в два-три этажа с мощными стенами и маленькими окнами-бойницами. Кулы можно встретить в горных районах Албании. Традиция строительства подобных домов-крепостей очень древняя и существует также на Кавказе, Сардинии, Корсике и в Ирландии.

Курéнь

Курéнь (от слова «куриться», что значит «дымиться») - жилище казаков, «вольных войск» Русского царства в низовьях Днепра, Дона, Яика, Волги. Первые казачьи поселения возникали в плавнях (речных камышовых зарослях). Дома стояли на сваях, стены делались из плетней, заполненных землёй и обмазанных глиной, крыша была камышовая с отверстием для выхода дыма. Особенности этих первых казачьих жилищ прослеживаются и в современных куренях.

Лепа-лепа

Лепа-лепа – лодка-дом баджао, народа Юго-Восточной Азии. Баджао, «морские цыгане», как их называют, всю свою жизнь проводят в лодках в «Коралловом треугольнике» Тихого океана – между Борнео, Филиппинами и Соломоновыми островами. В одной части лодки они готовят пищу и хранят снасти, а в другой спят. На сушу они выбираются только для того, чтобы продать рыбу, купить рис, воду и рыболовные снасти, а также похоронить умерших.

Мáзанка

Мáзанка – практичный сельский дом степной и лесостепной Украины. Своё название мазанка получила по старинной технологии постройки: каркас из веток, утеплённый тростниковой прослойкой, обильно обмазывался глиной, смешанной с соломой. Стены регулярно белились изнутри и снаружи, что придавало домику нарядный вид. Четырёхскатная соломенная крыша имела большие свесы, чтобы в дождь стены не размокали.

Минка

Минка – традиционное жилище японских крестьян, ремесленников и торговцев. Минка строилась из легкодоступных материалов: бамбука, глины, травы и соломы. Вместо внутренних стен использовались скользящие перегородки или ширмы. Это позволяло обитателям дома по своему усмотрению менять расположение комнат. Крыши делались очень высокими, чтобы снег и дождь сразу скатывались, и солома не успевала намокнуть.

Одаг

Одаг – свадебный шалаш шорцев, народа, живущего в юго-восточной части Западной Сибири. Девять тонких молодых берёз с листвой связывали сверху и покрывали берестой. Жених разжигал внутри шалаша огонь с помощью огнива. Молодые оставались в одаге три дня, после чего переселялись в постоянный дом.

Пальясо

Пальясо – вид жилища в Галисии (северо-запад Пиренейского полуострова). По кругу диаметром 10-20 метров выкладывали каменную стену, оставляя проёмы для входной двери и маленьких окон. Поверх на деревянном каркасе ставили конусообразную крышу из соломы. Иногда в больших пальясо устраивались две комнаты: одна – жилая, вторая – для скота. В качестве жилья пальясо использовались в Галисии до 1970-х годов.

Пальейру

Пальейру – традиционный домик фермеров деревни Сантана на востоке острова Мадейры. Это небольшое каменное строение с покатой соломенной крышей до самой земли. Домики раскрашены в белый, красный и синий цвета. Пальеру начали строить первые колонизаторы острова.

Пещера

Пещера – наверное, самое древнее естественное убежище человека. В мягких породах (известняках, лёссах, туфах) люди издавна вырубали искусственные пещеры, где обустраивали комфортные жилища, иногда – целые пещерные города. Так, в пещерном городе Эски-Кермен в Крыму (на фото) вырубленные в скале комнаты имеют очаги, дымоходы, «кровати», ниши для посуды и других вещей, ёмкости для воды, окна и дверные проёмы со следами от петель.

Поварня

Поварня – летнее жилище камчадалов, народа Камчатского края, Магаданской области и Чукотки. Чтобы обезопасить себя от перепадов уровня воды, жилище (наподобие чума) строили на высоких сваях. Использовались брёвна, выброшенные морем на берег. Очаг размещали на куче гальки. Дым выходил в отверстие посередине острой крыши. Под крышей делались многоярусные жерди для сушки рыбы. Поварни и сейчас можно увидеть на берегу Охотского моря.

Пуэбло

Пуэбло – древние поселения индейцев пуэбло, группы индейских народов Юго-Запада современных США. Замкнутое сооружение, построенное из песчаника или сырого кирпича, в виде крепости. Жилые помещения располагали уступами в несколько этажей – так, чтобы крыша нижнего этажа являлась двором для верхнего. На верхние этажи забирались по приставным лестницам через отверстия в крышах. В некоторых пуэбло, например, в Таос-Пуэбло (поселение тысячелетней давности), индейцы живут до сих пор.

Пуэблито

Пуэблито - небольшой дом-крепость на северо-западе американского штата Нью-Мексико. 300 лет назад их построили, как предполагается, племена навахо и пуэбло, которые оборонялись от испанцев, а также от племён юта и команчи. Стены выложены из валунов и булыжников и скреплены глиной. Внутренние помещения также покрыты глиняной обмазкой. Потолки сделаны из сосновых или можжевеловых балок, поверх которых уложены прутья. Пуэблито располагались на высоких местах в пределах видимости друг друга, чтобы обеспечить возможность дальней связи.

Рига

Рига («жилая рига») – бревенчатый дом эстонских крестьян с высокой соломенной или тростниковой крышей. В центральном помещении, топившемся по-чёрному, жили и сушили сено. В соседнем помещении (оно называлось «гумнó») молотили и веяли зерно, хранили орудия и сено, а зимой содержали домашний скот. Были ещё неотапливаемые комнаты («каморы»), которые использовали как кладовки, а в тёплое время и в качестве жилого помещения.

Рондавéль

Рондавéль – круглый дом народов бáнту (юг Африка). Стены складывались из камня. Цементирующий состав состоял из песка, земли и навоза. Крыша – шесты из веток, к которым травянистыми канатами привязывались пучки тростника.

Сáкля

Сáкля – дом жителей горных местностей Кавказа и Крыма. Обычно это дом из камня, глины или сырого кирпича с плоской крышей и узкими окнами, похожими на бойницы. Если сакли располагались друг под другом на склоне горы, крыша нижнего дома запросто могла служить двором для верхнего. Балки каркаса делали выступающими, чтобы обустроить уютные навесы. Впрочем, саклей здесь может называться и любая маленькая хижина с соломенной крышей.

Сенек

Сенек – «бревенчатая юрта» шорцев, народа юго-восточной части Западной Сибири. Двускатная крыша покрывалась берестой, которая сверху крепилась полубрёвнами. Очаг был в виде глиняной ямы напротив входной двери. Над очагом на поперечной жерди подвешивался деревянный крюк с котелком. Дым уходил в отверстие в крыше.

Типи

Типи – переносное жилище кочевых индейцев Великих равнин Америки. Типи имеет форму конуса высотой до восьми метров. Каркас собирают из шестов (сосновых - на северных и центральных равнинах и из можжевельника - на южных). Покрышку сшивают из кож бизонов или парусины. Сверху оставляют дымовое отверстие. Двумя дымовыми клапанами регулируют тягу дыма очага с помощью особых шестов. На случай сильного ветра типи привязывают к особому колышку ремнём. Не следует путать типи с вигвамом.

Токуль

Токуль – круглая соломенная хижина жителей Судана (Восточная Африка). Несущие части стен и конической крыши делают из длинных стволов мимозы. Затем на них надевают обручи из гибких ветвей и покрывают соломой.

Тýлоу

Тýлоу - дом-крепость в провинциях Фуцзянь и Гуандун (Китай). Из камней по кругу или квадрату выкладывался фундамент (что затрудняло врагам подкоп во время осады) и строилась нижняя часть стены тол­щиной около двух метров. Выше стена достраивалась из смеси глины, песка и извести, которая затвердевала на солнце. На верхних этажах оставлялись узкие проёмы под бойницы. Внутри крепости располагались жилые помещения, колодец, большие ёмкости для продовольствия. В одном тулоу могли жить по 500 человек, представляющих один клан.

Трýлло

Трýлло – оригинальный дом с конической крышей в итальянской области Апулия. Стены трулло очень толстые, поэтому в жаркую погоду там прохладно, а зимой - не так холодно. Трулло двухъярусный, на второй этаж поднимались по приставной лестнице. Нередко у трулло было несколько крыш-конусов, под каждой из которых – отдельная комната.

Туэдзи

Туэдзи – летний дом удэгейцев, орочей и нанайцев – коренных народов Дальнего Востока. Над вырытой ямой устанавливалась двускатная крыша, покрытая берестой или корой кедра. Боковые стороны засыпались землёй. Внутри туэдзи делится на три части: женскую, мужскую и центральную, в которой располагался очаг. Над очагом устанавливали помост из тонких жердей для сушки и копчения рыбы и мяса, а также подвешивали котёл для приготовления пищи.

Урасá

Урасá - летнее жилище якутов, конусообразный шалаш из жердей, обтянутый берестой. Длинные, жерди, поставленные по кругу, сверху скрепляли деревянным обручем. Изнутри каркас окрашивали в красновато-коричневый цвет отваром ольховой коры. Дверь делали в виде берестяного занавеса, украшенного народными узорами. Для прочности бересту вываривали в воде, затем скоблили ножом верхний слой и сшивали тонким волосяным шнуром в полосы. Внутри вдоль стен сооружались нары. Посередине на земляном полу находился очаг.

Фале

Фале – хижина жителей островного государства Самóа (южная часть Тихого океана). Двускатная крыша из листьев кокосовой пальмы устанавливается на деревянные столбы, расположенные по кругу или овалу. Отличительная особенность фале – отсутствие стен. Проёмы между столбами при необходимости завешиваются циновками. Деревянные элементы конструкции связываются канатами, сплетёнными из нитей шелухи кокосовых орехов.

Фáнза

Фáнза – тип сельского жилища в Северо-Восточном Китае и на Дальнем Востоке России у коренных народов. Прямоугольное строение на каркасе из столбов, поддерживающих двускатную соломенную крышу. Стены делали из соломы, смешанной с глиной. Фанза имела хитроумную систему обогрева помещений. От глиняного очага вдоль всей стены на уровне пола проходил дымоход. Дым, прежде, чем выйти в длинную трубу, построенную снаружи фанзы, отапливал широкие нары. Горячие угли из очага высыпали на особое возвышение и использовали для подогрева воды и сушки одежды.

Фелидж

Фелидж – шатёр бедуинов, арабских кочевников. Каркас из длинных переплетённых друг с другом жердей накрывают тканью, сотканной из верблюжьей, козьей или овечьей шерсти. Эта ткань настолько плотная, что не пропускает дождь. Днём тент поднимают, чтобы жилище проветрилось, а ночью или в сильный ветер – опускают. Фелидж поделён на мужскую и женскую половины занавеской из узорчатой ткани. В каждой половине – свой очаг. Пол застилают циновками.

Ханóк

Ханóк – традиционный корейский дом с глиняными стенами и соломенной или черепичной крышей. Его особенность – система отопления: под полом проложены трубы, по которым горячий воздух от очага разносится по всему дому. Идеальным местом для ханока считается такое: позади дома – холм, а перед домом течёт ручей.

Хáта

Хáта – традиционный дом украинцев, белорусов, южных русских и части поляков. Крыша, в отличие от русской избы, делалась четырёх­скатной: соломенной или камышовой. Стены возводились из полубрёвен, обмазанных смесью глины, конского навоза и соломы, и белились – как снаружи, так и изнутри. Непременно на окнах делались ставни. Вокруг дома шла завалинка (широкая, заполненная глиной лавка), предохраняющая нижнюю часть стены от размокания. Хата делилась на две части: жилую и хозяйственную, разделённые между собой сенями.

Хóган

Хóган – древнее жилище индейцев навахо, одного из самых многочисленных индейских народов Северной Америки. Каркас из жердей, поставленных под углом 45° к земле, переплетался ветками и густо обмазывался глиной. Нередко к этой простой конструкции пристраивалась «прихожая». Вход занавешивался одеялом. После того, как по территории навахо прошла первая железная дорога, конструкция хогана изменилась: индейцы нашли весьма удобным строить свои дома из шпал.

Чум

Чум – общее название конического шалаша из жердей, покрываемых берестой, войлоком или оленьими шкурами. Такая форма жилища распространена по всей Сибири – от Уральского хребта до берегов Тихого океана, у финно-угорских, тюркских и монгольских народов.

Шабоно

Шабоно – коллективное жилище индейцев яномáмо, затерянных в тропических лесах Амазонии на границе Венесуэлы и Бразилии. Большая семья (от 50 до 400 человек) выбирает себе подходящую поляну в глубине джунглей и огораживает её столбами, к которым крепится длинная крыша из листьев. Внутри такой своеобразной изгороди остаётся открытое пространство для хозяйственных работ и ритуалов.

Шалáш

Шалáш – общее название простейшего укрытия от непогоды из любых подручных материалов: палок, веток, травы и пр. Являлся, вероятно, первым рукотворным убежищем древнего человека. Во всяком случае, нечто похожее создают и некоторые животные, в частности, человекообразные обезьяны.

Шалé

Шалé («хижина пастуха») – небольшой сельский домик в «швейцарском стиле» в Альпах. Один из признаков шале – сильно выступающие карнизные свесы. Стены – деревянные, их нижняя часть может быть оштукатуренной или обложенной камнем.

Шатёр

Шатёр – общее название временной лёгкой постройки из ткани, кожи или шкур, растянутых на кольях и верёвках. Издревле шатры использовали восточные кочевые народы. Шатёр (под разными названиями) часто упоминается в Библии.

Юрта

Юрта – общее название переносного каркасного жилища с войлочным покрытием у тюркских и монгольских кочевников. Классическая юрта легко собирается и разбирается силами одной семьи в течение нескольких часов. Она перевозится на верблюде или лошади, её войлочное покрытие хорошо защищает от перепадов температуры, не пропускает ни дождь, ни ветер. Жилища этого типа настолько древние, что распознаются даже на наскальных рисунках. Юрты в ряде местностей с успехом ис­пользуются и в наши дни.

Яодун

Яодун - дом-пещера Лёссового плато северных провинций Китая. Лёсс – мягкая, легко поддающаяся обработке порода. Местные жители это давно обнаружили и испокон веков выкапывали себе жилища прямо в склоне холма. Внутри такого дома комфортно при любой погоде.

Ярáнга

Ярáнга – переносное жилище некоторых народов северо-востока Сибири: чукчей, коряков, эвенов, юкагиров. Вначале по кругу устанавливают треноги из жердей и фиксируют их камнями. К треногам привязывают наклонные шесты боковой стенки. Сверху крепится каркас купола. Всю конструкцию покрывают оленьими или моржовыми шкурами. Две-три жерди ставят посередине для того, чтобы подпереть потолок. Яранга делится пологами на несколько помещений. Иногда внутри яранги ставят маленький накрытый шкурами «домик».

Мы благодарим Отдел образования администрации Кировского района Санкт-Петербурга и всех, кто бескорыстно помогает в распространении наших стенгазет. Наша искренняя признательность замечательным фотографам, любезно разрешившим использовать в этом выпуске свои фотографии. Это Михаил Красиков, Евгений Голомолзин и Сергей Шаров. Большое спасибо Людмиле Семёновне Грек – за оперативные консультации. Ваши отзывы и пожелания направляйте по адресу: pangea@mail..

Дорогие друзья, спасибо, что вы с нами!

Любовь