Животные тропических пустынь и полупустынь африки. Пустыни и полупустыни: почва, климат, животный мир

Говоря о средневековом искусстве Западной Европы, нам придется вернуться к концу античного мира, к тем временам, когда на обломках единой Римской империи образовались, с одной стороны, Византийское государство, а с другой - молодые государства варваров: остготское на Апеннинском полуострове, королевство вестготов на Пиринейском полуострове, англо-саксонское королевство Британии, государство франков на Рейне и другие.

Франкский вождь Хлодвиг, принявший христианство, и его преемники расширили границы государства, оттеснили вестготов и вскоре стали гегемонами на территории Западной Европы. Но франки еще оставались настоящими «варварами», обществом земледельцев и воинов, не знавших ни роскоши, ни чинопочитания, ни придворных церемоний, не имевших понятия о философии и науках, не умевших читать, не ценивших памятники античной культуры.

В то время как византийские государи (басилевсы) восседали на золотом коне, окруженном позолоченными статуями львов и золотыми поющими птицами, короли франков ездили в деревянных повозках, запряженных парой волов, которыми правил пастух.

Эти «варвары» сделали большое историческое дело: они омолодили и оживили мир. Сметя одряхлевшую римскую цивилизацию, покончив с рабовладением, они установили строй, где основой был труд свободного крестьянина. Мы берем слово «варвары» в кавычки, так как позднейшая традиция сделала его синонимом безжалостного разрушения культуры, а настоящие, исторические варвары были не только разрушителями, но и родоначальниками новой культуры.

Полихромный стиль. На ранней стадии, до середины VI века, преобладал так называемый полихромный стиль: золотые предметы украшались перегородчатой эмалью или инкрустировались драгоценными камнями, преимущественно альмандинами, а иногда красным стеклом. Эти предметы из драгоценных материалов служили в то время народом, не ведшим денежного обмена, вместо денег.

«Абстрактный звериный орнамент». С середины VI века «полихромный стиль» сменился «абстрактным звериным орнаментом», плоскостным, линейным, составленным из плетенки, в которую включалось изображения отдельных частей тел животных - головы или пасти, лапы или сустава ноги. Скорее всего, плетенка имела магический смысл, так же как и «звериные» компоненты орнамента.

Изображение человека. Изображения человека появляются в искусстве варваров с VII века, причем вначале это были образы не христианской, а германской мифологии.

Так, на знаменитом рельефе из Хорнхаузена представлен воин с копьем, едущий на коне. Вдоль нижнего края рельефа тянется плетеный орнамент, означающий попираемое воином змеевидное чудовище. Такие фигуры воинов часто встречаются также на протяжках VII века. Они свидетельствуют о том, как медленно и на первых порах поверхностно христианизировались варварские народы, но также и том, что в VII веке их искусство уже подошло к стадии изобразительности, и приближалось то время, когда оно, как некогда античное искусство, могло быть использовано библейских персонажей и событий.

Но это случилось лишь через сто лет. Еще в VIII веке даже в наиболее основательно христианизированной части Европы, в Ирландии и Англии, орнаментика одерживала верх над антропоморфными христианскими образцами.

Искусство Ирландии и Англии. В VII-VIII веках в Ирландии и Англии церковная культура достигала высокого уровня. Там существовали монастыри, где знали греческий язык и латынь, где переписывались и украшались миниатюрами богослужебные книги. Иногда в миниатюрах англо-ирландских евангелий вся страница бывает заполнена рядами плоских ленточных спиралей. Порой почти всю страницу занимает огромная заглавная буква, инициал, очень ясно очерченный орнаментом. Такой же повод для орнаментальной стилизации предоставляет в этих миниатюрах и человеческая фигура, изображения Христа или евангелистов. Это были первые подступы к средневековому искусству. Художественная традиция средних веков ведет свое начало с конца VIII-IX века.

Искусство каролингской эпохи.

В 800 году король франков Карл Великий был коронован в Риме папой Львом III и стал императором. Уже в 40-х годах IX века империя Карла Великого оказалась разделенной между его потомками. Впервые Европа, объединенная властью одного правителя, представляла как нечто целостное и единое. Карл Великий опирался в своем правлении на две социальные силы - военное сословие и церковь, и этим он заложил основы будущего общественного развития. Наделяя своих военачальников, формирование класса феодалов, а, основывая и укрепляя монастыри, превращая их в административные и военные центры, он ввел церковь в государственную систему и заключил на многие века ее союз со светской властью.

Авторитетом, который бы поддерживал начинания Карла Великого, был древний христианский Рим. Поэтому он сознательно культивировал среди приближенной к нему знати античные формы образованности: при его дворе создавались хроники и жизнеописания, латынь очищалась от варварских примесей, становясь ближе к языку римлян. Искусство следовало римским образцам. Центрическая дворцовая капелла в Аехане, любимой резиденции Карла Великого, во многом подражает византийской церкви Сан Витале в Равенне. Карл Великий строил резиденции, украшая фресками, изображавшими деяние древних полководцев и франкских королей. В монастырских скрипториях копировались римские миниатюры с изображениями античных философов. В евангелиях и библиях IX века и черты унаследовали евангелисты.

Изображения евангелистов в каролингской миниатюре были важным и перспективным новшеством для европейского искусства. Они означали переход от варварской орнаментики к изобразительному и антропоморфному искусству. Каролингское искусство, как и раннее христианское, нуждалось в античной одежде, но по существу служило уже новым целям и отражало потребности новой, средневековой действительности. В эпоху Карла Великого каменное строительство стало нормой. Правда, отчасти это было подражанием архитектуре Рима.

Церковные здания эпохи обладают чертами, которые не восходят к античности, но порождены новыми социальными и культовыми потребностями и указывают в будущее. Большое распространение получили в каролингскую эпоху крипты, предназначавшиеся для хранения реликвий и погребения знатных духовных и светских лиц. Именно в криптах впервые появляется в эту эпоху элемент, получивший впоследствии большое значение в наземных частях романских церквей - кольцевой обход вокруг апсиды, позволявший паломникам обозревать реликвии.

Самым важным новшеством каролингской архитектуры являлись башни, почти не встречавшиеся в средиземноморской архитектуре, слитые с телом здания, вырастающие как по сторонам фасада, так и над пересечением трансепта и нефа.

Их верхние части, обычно деревянные, не всегда гармонировали с каменной кладкой здания, но благодаря башням уже наметился тот силуэт здания, который стал типичным для западноевропейского храма в романскую эпоху.

Благодаря разнообразию объемов, сочетавшихся в одном здании наружный облик каролингского храма пластически обогащается, можно даже сказать, что с этого времени он начинает играть важную роль в эстетическом впечатлении, производимом архитектурой.

Хотя каролингская эпоха заложила основы будущего общественного и культурного развития Европы, после ее распада это развитие на целое столетие приостановилось. В X веке новая волна вторжений - норманнов с севера, арабов - с юга и венгров - с востока подвергла опустошению большую часть европейских стран. Культурные центры были разорены, строительная деятельность почти замерла.

Искусство оттоновской эпохи.

В наиболее благоприятном положении оказалась в то время восточная часть Германии - Саксония, далекая от больших рек, по которым норманны пускались в свои разбойничьи набеги. Здесь с начала X века воцарилась саксонская династия королей, и уже в 962 году один из них - Оттон I получил в Риме императорскую корону.

Опираясь на авторитет Рима, Оттон I и его последователи не имели последовательной программы возрождения античных традиций. Саксонские земли были очень удалены от Рима, и никаких следов античной цивилизации там не существовало. С другой стороны, каролингская эпоха оставила в наследство искусству X века достаточное количество ценных художественных идей. Дальнейшее укрепление позиций церкви привело к расширению церковного строительства.

Лучшими саксонскими церквями являются: монастырская церковь св. Кириака в Гернроде и церковь св. Михаила в Гильдесгейме. Эти церкви с гладкими толстыми стенами и массивными башнями имеют суровый грозный вид. Сохраняя основные черты ранней христианской базилики, структуру и деревянные покрытия, они в то же время унаследовали и развили то новое, что содержалось в каролингской архитектуре - четкость наружных, прямоугольных и цилиндрических объемов трансептов, апсид, башен и главное, сами башни у фасадов.

Изобразительное искусство «оттоновской», как ее называют, эпохи было еще более новаторским, чем архитектура. В нем труднее заметить следы воздействия античных форм, зато можно видеть вполне определившимися многие специфические черты средневекового искусства. Они особенно заметны в бронзовых рельефах.

Стремлению сделать цикл легко читаемым подчинена и образная система этих рельефов. Фигурки, большеголовые, неуклюжие, с едва намеченными чертами лиц и мешковатыми телами казались бы примитивными, если бы не удивительная красноречивость их жестов. Жест, а также поза становятся в этих рельефах главными средствами выразительности.

В немецких миниатюрах X века появляются сцены, иллюстрирующие эпизоды Священного писания, причем фигуры в этих сценах обладают той же выразительностью жеста и в рельефах. Руки и пальцы персонажей даже чрезмерно удивляются, чтобы смысл жеста легче воспринимался зрителем.

Миниатюры «оттоновской» эпохи, выполняющиеся в монастырских скрипториях с двух- или трехвековой традицией переписывания и украшения книг, к тому же предназначавшиеся для глаз императора и высшего духовенства, отличает гораздо большая сложность художественного языка. Их образы ярко свидетельствуют о духовной силе церкви. Все эти миниатюры исполнены мрачного пафоса. Фигуры в них полностью утрачивают объемность, унаследованную каролингской эпохой от античности.

Они рисуются на непроницаемой плоскости золотого фона. В этих миниатюрах почт нет ни зданий, ни растений, которые бы характеризовали место действия.

В этом искусстве нет и намека на человечность, задушевность. Оно категорично и непреклонно утверждает догматы веры.

Романский стиль. Все черты «оттоновского» искусства - тяжесть масс и ясность объемов в архитектуре, выразительность жеста, систематическая последовательность повествования и пафос духовности в изобразительном искусстве - являются уже чертами романского стиля, особенно получившего развитие с конца X в.

Сам же термин «романский» был введен в научный оборот в начале XIX века, французскими археологами, которые увидели сходство обнаруженных построек с древнеримской архитектурой, с ее полукруглыми арками и т. д.

Светские постройки романского стиля отличаются массивностью форм, узкими оконными проемами, значительной высотой башен. Те же черты массивности характерны для храмовых сооружений, которые изнутри покрывали настенные росписи - фрески, а снаружи - ярко раскрашенные рельефы.

Рыцарский замок, монастырский ансамбль, церковь - основные виды романских сооружений, дошедшие до нашего времени. Характерными образцами романской архитектуры являются собор Нотр-Дам в Пуатье, соборы в Тулузе, Орствале, Оксфорде, Винчестере и др.

Для росписи и скульптуры романского типа характерно плоскостное двухмерное изображение, обобщенность форм, нарушение пропорций в изображении фигур, отсутствие портретного сходства с оригиналом, напряженная духовная выразительность. Изображения исполнены строгостью, зачастую крайне наивны.

К концу XII в. романский стиль сменяется готическим.

Скульптура. Большинство романских скульптур было интегрировано в церковную архитектуру и служило как структурным, конструктивным, так и эстетическим целям.

Поэтому трудно говорить о романской скульптуре, не касаясь церковной архитектуры.

Малоразмерная скульптура романской эпохи из кости, бронзы, золота изготавливалась под влияние византийских моделей. Другие элементы многочисленных местных стилей были позаимствованы из ремесел стран Ближнего Востока, известных благодаря импортированным иллюстрированным рукописям, резным изделиям из кости, золотым предметам, керамике, тканям. Были важны также мотивы, происходившие из искусств мигрировавших народов, такие, как гротескные фигуры, образы чудовищ, переплетающиеся геометрические узоры, особенно в районах севернее Альп. Крупномасштабные каменные скульптурные декорации стали обычными в Европе лишь в XII веке. Во французских романских соборах Прованса, Бургундии, Аквитании множество фигур размещалось на фасадах, а статуи на колоннах подчеркивали вертикальные поддерживающие элементы.

Живопись. Существующие образцы романской живописи включают в себя украшения архитектурных памятников, такие как колонны с абстрактными орнаментами, а также украшения стен с изображениями висящих тканей. Живописные композиции, в частности повествовательные сцены по библейским сюжетам и из жизни святых, также изображались на широких поверхностях стен. В этих композициях, которые преимущественно следуют византийской живописи и мозаике, фигуры стилизованы и плоски, так что они воспринимаются скорее как символы, чем как реалистические изображения. Мозаика, точно так же как и живопись, была в основном византийским приемом и широко использовалась в архитектурном оформлении итальянских романских церквей, в особенности в соборе Св. Марка (Венеция).

Декоративное искусство. Романские художники достигли высочайшего уровня в иллюстрировании рукописей. В Англии важная школа иллюстрирования рукописей возникла уже в VII веке в Холи Айленде (Линдисфарн). Произведения этой школы, экспонирующиеся в Британском музее (Лондон), отличаются геометрическим переплетением узоров в заглавных буквах, рамках и ими густо покрываются целые страницы, которые называются ковровыми. Рисунки заглавных букв часто оживляются гротескными фигурами людей, птиц, чудовищ.

Региональные школы иллюстрирования рукописей в южной и восточной Европе развивали различные специфические стили, что заметно, например, по копии Апокалипсиса Беаты (Париж, Национальная библиотека), изготовленной в середине XI века в монастыре Сан-Север в Северной Франции. В начале XII века иллюстрирование рукописей в северных странах приобрело общие черты подобно тому, как то же произошло в то время со скульптурой. В Италии продолжало доминировать византийское влияние как в миниатюрной живописи, так и в настенных росписях, и в мозаике.

Романская обработка металлов - широко распространенная форма искусства - использовались, главным образом, для создания церковной утвари для религиозных ритуалов. Многие из таких произведений по сей день хранятся в сокровищницах больших кафедральных соборов за пределами Франции; французские соборы были ограблены во время Французской революции. Другие металлические изделия этого периода - ранние кельтские филигранные ювелирные украшения и серебряные предметы; поздние изделия германских златокузнецов и серебряные вещи, инспирированные привозными византийскими металлическими изделиями, а также замечательные эмали, особенно перегородчатые и выемчатые, изготовленные в районах рек Мозеля и Рейна. Двумя знаменитыми мастерами по металлу были Роже - германец, известный своими бронзовыми изделиями и французский Эмальер Годфруа де Клер.

Самым известным примером романского текстильного произведения является вышивка XI века, называемая «Гобелен из Байя». Сохранились и другие образцы, такие как церковные облачения и драпировки, однако наиболее ценные ткани в Романской Европе были ввезены из Византийской империи, Испании и Среднего Востока и не являются продукцией местных мастеров.

Искусство западноевропейского Средневековья неравнозначно по своей художественной ценности и имеет свою специфику, присущую определенному историческому периоду. Согласно традиционной периодизации, в нем различают три периода:
дороманское искусство (V-Хвв.),
романское искусство (XI-XII вв.),
готическое искусство (XIM-XV вв.).
Однако при всем многообразии художественных средств и стилевых особенностей искусству Средневековья присущи общие характерные черты:
религиозный характер (христианская церковь - единственное, что объединило разрозненные королевства Западной Европы на всем протяжении средневековой истории);
синтез различных видов искусства, где ведущее место отводилось архитектуре;
ориентированность художественного языка на условность, символику и малый реализм, связанные с мировоззрением эпохи, в которой устойчивыми приоритетами были вера, духовность, небесная красота;
эмоциональное начало, психологизм, призванные передать накал религиозного чувства, драматизм отдельных сюжетов;
народность, ибо в эпоху Средневековья народ был творцом и зрителем: руками народных умельцев создавались произведения искусства, воздвигались храмы, в которых молились многочисленные прихожане. Используемое церковью в идеологических целях культовое искусство должно было быть доступным и понятным всем верующим;
иперсональность (согласно учению церкви, руку мастера направляет воля Бога, орудием которого считался зодчий, камнерез, живописец, ювелир, витражист и т.д., нам практически неизвестны имена мастеров, оставивших миру шедевры средневекового искусства).
Как уже отмечалось выше, лицо средневекового искусства определяла архитектура. Но в эпоху германских завоеваний античное архитектурное искусство пришло в упадок. Поэтому в области архитектуры Средневековью пришлось начинать все заново.

Важнейшей особенностью европейской средневековой культуры является особая роль христианского вероучения и христианской церкви. В условиях всеобщего упадка культуры сразу после разрушения Римской Империи только церковь в течение многих веков оставалась единственным социальным институтом, общим для всех европейских стран, племен и государств. Церковь оказывала огромное влияние на формирование религиозного мировоззрения, распространяя идеи христианства, проповедуя любовь, всепрощение, веру во всеобщее счастье, равенство, добро. Эта картина мира целиком определяла менталитет верующих селян и горожан и основывалась на образах и толкованиях Библии. История культуры Средневековья - история борьбы церкви и государства. Положение и роль искусства были сложными и противоречивыми. Но, несмотря на это, средние века оставили после себя много грандиозных памятников архитектурного искусства. Беспомощность строительной техники, отличающая первые столетия средневековья (приблизительно до Карла Великого), сменилась большим подъемом строительного искусства в следующие столетия.



В области архитектуры западноевропейское средневековье выработало два значительных стиля – романский и готический.

Романский стиль, начавший развиваться при Каролингах, получил свое название оттого, что он являлся подражанием древним римским постройкам. Для этого стиля характерны толстые стены, сравнительно невысокий купол, толстые и приземистые колонны. Архитектура готическая являлась более совершенной. Ее характерной чертой является стремление архитектора построить здание как можно выше. Место полукруглой сводчатой арки заняла стрельчатая арка. Готические соборы имели внутри много высоких и изящных колонн. Обильные выпуклые украшения - статуи, барельефы, висячие арки, причудливая каменная резьба - богато украшали готические здания изнутри и снаружи.

Кроме романского и готического стилей, средневековая архитектура широко пользовалась еще двумя стилями: византийским в Италии (в Венеции - собор св. Марка, отчасти Дворец дожей и др.) и арабским (мавританским) в Испании (наиболее известный памятник - собор в Севилье, переделанный из арабской мечети).

В эпоху раннего средневековья в Европе резко преобладало деревянное зодчество, памятники которого не могли дойти до наших дней. Однако возводили и фундаментальные каменные постройки, некоторые из которых стали наглядными образцами зодчества того времени. Почти все они имеют религиозное, церковное назначение.

В романской живописи и скульптуре центральное место занимали темы, связанные с представлением о безграничном и грозном могуществе божьем (Христос во славе, "страшный суд" и т. д.). В строго симметричных композициях безраздельно доминировала фигура Христа, значительно превосходящая по размерам остальные фигуры. Более свободный и динамичный характер принимали повествовательные циклы изображений (на библейские и евангельские, житийные, изредка - исторические сюжеты). Для романовского стиля характерны многочисленные отклонения от реальных пропорций (головы непропорционально велики, одежды трактуются орнаментально, тела подчинены абстрактным схемам), благодаря которым человеческий образ становится носителем преувеличенно экспрессивного жеста или частью орнамента, нередко не утрачивая при этом напряжённой духовной выразительности. Во всех видах романского искусства часто существеннейшую роль играли узоры, геометрические или составленные из мотивов флоры и фауны (типологически восходящей к произведениям звериного стиля и непосредственно отражающей дух языческого прошлого европейских народов). Общая система образов романовского стиля, на зрелой стадии тяготевшего к художественному универсальному воплощению средневековой картины мира, подготовила свойственное готике представление о соборе как своеобразной "духовной энциклопедии".

Готический стиль - это художественный стиль, явившийся завершающим этапом в развитии средних веков искусства стран Западной, Центральной и частично Восточной Европы (между серединой 12 и 16 веков). Термин «Готика» введен в эпохуВозрождения как уничижительное обозначение всего средневекового искусства, считавшегося «варварским». С начало 19 века, когда для искусства был принят термин романский стиль, были ограничены хронологические рамки Готики, в ней выделили раннюю, зрелую (высокую) и позднюю фазы.

Готика развивалась в странах, где господствовала католическая церковь, и под её эгидой феодально-церковной основы сохранялись в идеологии и культуре эпохи Готики. Готическое искусство оставалось преимущественно культовым по назначению и религиозным по тематике: оно было соотнесено с вечностью, с «высшими» иррациональными силами.

Для Готики характерны символико - аллегорический тип мышления и условность художественного языка. От романского стиля Готика унаследовала главенство архитектуры в системе искусств и традиционные типы культур, зданий. Особое место в искусстве Готики занимал собор - высший образец синтеза архитектуры, скульптуры и живописи (преимущественно витражей).Несоизмеримое с человеком пространство собора, вертикализм его башен и сводов, подчинение скульптуры ритмам динамичности архитектуры, многоцветное сияние витражей оказывали сильное эмоциональное воздействие на верующих.

Литература средневековой Европы

Средневековая европейская литература - это литература эпохи феодализма, которая возникла в Европе в период отмирания рабовладельческого уклада, распада античных форм государственности и возведения христианства в ранг государственной религии (III-IV вв.). Этот период завершается в XIV-XV вв., с возникновением капиталистических элементов в городской экономике, становлением абсолютистских национальных государств и утверждением светской гуманистической идеологии, сломившей авторитет церкви.

В своем развитии она проходит два больших этапа: средневековье раннее (III-X вв.) и средневековье зрелое (XII-XIII вв.). Можно выделить и позднее средневековье (XIV-XV вв.), когда в литературе возникают качественно новые (ранневозрожденческие) явления, а традиционно средневековые жанры (рыцарский роман) переживают упадок.

Раннее средневековье - переходное время. Феодальная формация сложилась в сколько-нибудь отчетливом виде лишь к VIII-IX вв. Несколько столетий во всей Европе, где прокатывались одна за другой волны великого переселения народов, царили смута и неустойчивость. До падения в V в. Западной Римской империи сохранялась почва для продолжения античной культурной и литературной традиции, но затем монополия в культуре переходит к церкви, литературная жизнь замирает. Лишь в Византии продолжают жить традиции эллинской культуры, и на западных окраинах Европы, в Ирландии и Британии, сохраняется латинская образованность. Однако к VIII в. политическая и хозяйственная разруха была преодолена, власть, взятая сильной рукой императора Карла Великого, предоставила материальную возможность и для распространения знаний (учреждение школ), и для развития словесности. Империя Карла после его смерти распалась, рассеялась созданная им академия, однако первые шаги к созданию новой литературы были сделаны.

В XI в. родилась и утвердилась литература на национальных - романских и германских языках. Латинская традиция остается еще очень сильной и продолжает выдвигать художников и явления общеевропейского масштаба: исповедальная проза Пьера Абеляра (автобиографическая «История моих бедствий», 1132-1136), экстатическая религиозная лирика Хильдегарды Бингенской (1098- 1179), светская эпическая героика Вальтера Шатильонского (поэма «Александреида», ок. 1178-1182), смеховое вольномыслие вагантов, бродячих клириков, воспевавших радости плоти. Но с каждым новым столетием латынь все дальше отходит от литературы и все ближе смыкается с наукой. При этом надо учитывать, что границы литературы в средние века понимались шире, чем в наше время, и были открыты даже для философских трактатов, не говоря уж об исторических сочинениях. Признаком литературного произведения считался не его предмет, а его форма, отделанность слога.

Средневековая литература существует как литература сословная, иного в обществе жесткой социальной иерархии и быть не могло. Религиозная литература занимает в средневековой культуре огромное пространство с размытыми границами. Это не только литература собственно церкви, и прежде всего выработанный в течение веков комплекс богослужебной литературы, в который входили и лирика песнопений, и проза проповедей, посланий, житий святых, и драматургия обрядовых действ. Это и религиозный пафос множества произведений, отнюдь не клерикальных по своей общей установке (например, французские эпические поэмы, в частности «Песнь о Роланде», где идеи защиты родины и христианства нерасторжимы). Наконец, это принципиальная возможность любое светское по содержанию и форме произведение подвергнуть религиозному истолкованию, поскольку для средневекового сознания любое явление действительности выступает как воплощение «высшего», религиозного значения. Иногда в изначально светский жанр с течением времени привносилась религиозность - такова судьба французского рыцарского романа. Но бывало и наоборот: итальянец Данте в «Божественной комедии» смог наделить традиционный религиозный жанр «видения» («видение» - рассказ о сверхъестественном откровении, о путешествии в загробный мир) общегуманистическим пафосом, а англичанин У. Ленгленд в «Видении о Петре Пахаре» - пафосом демократическим и бунтарским. На протяжении зрелого средневековья светская тенденция в литературе постепенно нарастает и вступает в не всегда мирные отношения с тенденцией религиозной.

Рыцарская литература, непосредственно связанная с правящим классом феодального общества, - самая значительная часть средневековой литературы. В ней было три основных раздела: героический эпос, куртуазная (придворная) лирика и роман. Эпос зрелого средневековья - первое крупное жанровое проявление литературы на новых языках и новая ступень в истории жанра по сравнению с древним эпосом кельтов и скандинавов. Его историческая почва - эпоха государственной и этнической консолидации, становления феодальных общественных отношений. Его сюжетная основа - предания о времени великого переселения народов (немецкая «Песнь о Нибелунгах»), о норманнских набегах (немецкая «Кудруна»), о войнах Карла Великого, его ближайших предков и преемников («Песнь о Роланде» и весь французский эпический «корпус», в который входит около ста памятников), о борьбе с арабским завоеванием (испанская «Песнь о моем Сиде»). Носителями эпоса были бродячие народные певцы (французские «жонглеры», немецкие «шпильманы», испанские «хуглары»). У них эпос отходит от фольклора, хотя связей с ним не порывает, забывает о сказочной тематике ради исторической, в нем ярко развертывается идеал вассального, патриотического и религиозного долга. Эпос окончательно складывается в X-XIII вв., с XI в. начинает записываться и, несмотря на значительную роль феодально-рыцарского элемента, не утрачивает своей исконной народно-героической основы.

Лирика, созданная поэтами-рыцарями, которые именовались трубадурами на юге Франции (Прованс) и труверами на севере Франции, миннезингерами в Германии, пролагает прямую дорогу к Данте, Петрарке и через них - ко всей новоевропейской лирической поэзии. Зародилась она в Провансе в XI в. и затем распространилась по всей Западной Европе. В рамках этой поэтической традиции была выработана идеология куртуазности (от «куртуазный» - «придворный») как возвышенной нормы социального поведения и духовного строя - первая относительно светская идеология средневековой Европы. По преимуществу это поэзия любовная, хотя она знакома и с дидактикой, сатирой, политическим высказыванием. Ее нововведение - культ Прекрасной Дамы (построенный по образцу культа Богоматери) и этика беззаветного любовного служения (построенная по образцу этики вассальной верности). Куртуазная поэзия открыла любовь как самоценное психологическое состояние, сделав важнейший шаг в постижении внутреннего мира человека.

В границах той же куртуазной идеологии возник рыцарский роман. Его родина - Франция XII в., а один из создателей и одновременно высочайший мастер - Кретьен де Труа. Роман быстро завоевал Европу и уже в начале XIII в. обрел вторую родину в Германии (Вольфрам фон Эшенбах, Готфрид Страсбургский и др.). Этот роман соединял сюжетную увлекательность (действие, как правило, происходит в сказочной стране короля Артура, где нет конца чудесам и приключениям) с постановкой серьезных этических проблем (соотношение индивидуального с социальным, любви и рыцарского долга). Рыцарский роман обнаружил в эпическом герое новую сторону - драматическую духовность.

Третий массив средневековой словесности - литература города. В ней, как правило, отсутствует идеализирующий пафос рыцарской литературы, она ближе к быту и в какой-то степени реалистичнее. Но в ней очень силен элемент нравоучения и поучения, который приводит к созданию широкообъемлющих дидактических аллегорий («Роман о Розе» Гильома де Лорриса и Жана де Мёна, около 1230-1280). Диапазон сатирических жанров городской литературы простирается от монументального «животного» эпоса, где в качестве персонажей выведены император - Лев, феодал - Волк, архиепископ - Осел («Роман о Лисе», XIII в.), до небольшого стихотворного рассказа (французские фаблио, немецкий шванк). Средневековая драма и средневековый театр, никак не связанные с античными, родились в церкви как осуществление скрытых драматических возможностей богослужения, но очень скоро храм передал их городу, горожанам, и возникла типично средневековая система театральных жанров: огромная многодневная мистерия (инсценировка всей священной истории, от сотворения мира до страшного суда), быстрый фарс (бытовая комическая пьеса), степенное моралите (аллегорическая пьеса о столкновении пороков и добродетелей в душе человека). Средневековая драма явилась ближайшим источником драматургии Шекспира, Лопе де Вега, Кальдерона.

Средневековую литературу и средние века в целом принято оценивать как время бескультурья и религиозного фанатизма. Эта характеристика, родившаяся еще в эпоху Возрождения и неотделимая от процесса самоутверждения светских культур Ренессанса, классицизма, Просвещения, превратилась в некий штамп. Но культура средних веков - неотъемлемый этап всемирно-исторического прогресса. Человек средних веков знал не только молитвенный экстаз, он умел наслаждаться жизнью и радоваться ей, умел передать эту радость в своих творениях. Средние века оставили нам непреходящие художественные ценности. В частности, утратив пластичность и телесность, свойственные античному видению мира, средневековье ушло далеко вперед в постижении духовного мира человека. «Не блуждай вне, но войди вовнутрь себя», - писал на заре этой эпохи Августин, величайший христианский мыслитель. Средневековая литература при всей ее исторической специфике и при всех ее неизбежных противоречиях - шаг вперед в художественном развитии человечества.

Красота старых европейских городов в их архитектурных пропорциях. Они пронизывают всё, чувствуются в деталях и при этом подчиняются общему ансамблю, в центре которого возвышается собор.

В Средние века соборы встречали первые лучи солнца. Они же воплощали в себе весь синтаксис архитектуры: от коробовых сводов и полуциркульных арок, до чарующих орнаментов на стенах и витражах. Религиозные изображения над входом и в галереях собора служили библией для неграмотных. Именно здесь с момента падения Римской империи развивалась христианская скульптура.

Вспомните основные характеристики . Она была выражением греческой жизни. Воплощением чувственности и божественной сексуальности. И разумеется, что все это с позиции ранней христианской церкви осуждалось и приговаривалось к уничтожению.


Опираясь на веру, а не на здравый смысл, первые церковные активисты сжигали всю античную литературу. То немногое, что все-таки удалось сберечь, было свалено в подвалы монастырей и тихонько гнило. А когда пергамента для библейских текстов стало не хватать, церковь приняла гениальное решение - достать то, что вопреки всему уцелело, соскоблить дьявольский текст, чтобы записать закон божий! Это явление получило название палимпсест.

Уничтожение ценных античных текстов привело к тому, что ученым, врачам, художникам приходилось открывать все заново. А в освобожденном от знаний молодом христианском мире царствовали болезни, войны, голод и невежество.

В средневековом искусстве сразу стал действовать принцип религиозного чувства - раз приняв известный образ, религия запрещала художникам отступать от него. Это превращало художника в безымянного ремесленника, создающего копии, приговаривало к воспроизводению работ предшественников. Скульпторы не могли вносить существенные изменения в оригиналы, но у них была возможность проявлять себя в техническом исполнении. И, прежде чем мастера эпохи Возрождения отвоевали у церкви право на авторство и приблизились к гению античной мысли, прошла тысяча лет!

Причина столь долгого развития все та же. Наряду с техническими приемами обработки камня было утрачено и моделирование - великая сила, добытая древними путем изучения законов солнечного света. Именно эта сила участвовала в создании жизни, насыщала произведения античных авторов, как кровь, оживляя их красоту.

Общецерковные требования и дефицит знаний привели к тому, что переход от низкого рельефа к высокому, а потом к портретной, станковой и отдельно стоящей скульптуре продлился несколько веков. За это время христианскую скульптуру лишили динамики, сделали жесткой, освободили от античных канонов и накинули покрывала. Повсюду звучала та самая меланхолическая нотка:

«Жизнь коротка, к ней не стоит привязываться»

Форма кронштейна, когда из-за наклона торса получается тупой угол, тоже впервые возникла в ранней средневековой скульптуре. Это была попытка нащупать, по обломкам античных изваяний, ту тонкую науку планов. Но из-за отсутствия полноценных статуй четыре вектора превратились в два и сегодня на всех распятиях торс Христа смотрит вправо, а ноги и таз - влево.

Вспомните Венеру Милосскую - одно из высших воплощений античного вдохновения. Голова и торс богини наклонены вперед. Эта деталь, заимствованная художниками средневековья, проявляется теперь во всех лучших образцах христианской скульптуры. Отсюда сходство Венеры Милосской с изображениями например Девы Марии. Тот же спокойный ритм, та же вдумчивость.

Христос на кресте с ослабевшими ногами и торсом, склонёнными к людям, грехи которых искуплены Его страданиями. Дева Мария, распростертая на трупе своего сына. Мария Магдалина на одном из алтарей Баптистерия во Флоренции - все это вариативные копии с Венеры Милосской, и их бесчисленное множество.

Для греков красота заключалась в идее порядка, но эту красоту могли постигнуть только высокие интеллекты. Она презирала простую смиренную душу, в ней не было ни капли жалости к смутным стремлениям обездоленных. Это она внушила Аристотелю апологию рабства и, допуская только идеальные формы, бросала уродливых новорожденных в пропасть.

Греческий порядок, так возбуждающий восторг философов, был чересчур определён. Они построили его по законам человеческой геометрии. Мы знаем например, что греки представляли себе вселенную, ограниченной хрустальным кругом. Беспредельное внушало им ужас. Они не менее боялись и прогресса, идея которого расцветала в позднем Риме.

Все сотворенное казалось им прекрасным только в первые моменты творения, пока ничто не нарушало божественного равновесия. Но время убегало, и ежедневно в мировой порядок греков входило смятение. «Золотой век», который для нас с вами находится в светлом будущем, для греков терялся в далеком прошлом.

В Средневековье существовала своя идея порядка. Высшая мудрость стремилась к царству небесному, презрев мир. Искусства больше на служили природе, теперь они создавались для церкви. Но ни живопись, ни скульптура не в состоянии были удовлетворить душу, обращенную к божественной любви.

Основной художественной задачей искусства Средневековья было отразить картину мироздания. Изображения должны были напугать смертного человека, заставить его жить по заповедям и верить в отпущение грехов. Отсюда типичные композиционные элементы: искушение и самодовлеющая душа, страдание, покаяние и прощение, отвращение к земной жизни и борьба с оковами плоти. Конечно, в раннем средневековье скульптура шла несколько позади всех изобразительных искусств, но расцвет готической мысли быстро вывел её на ведущие позиции.

В готике возникает принцип единения всех искусств, подчиненных основным формам архитектурных конструкций. Скульптура хоть и выступает из каменной массы здания, но остается его частью. Статуи умерших, восстающих на Страшный суд, пророков, евангелистов продолжают вертикали колонн и арки порталов. Вместе они образуют единый эстетический ансамбль готической архитектуры.

Внутри самого храма располагались гробницы святых, которые также имели архитектурную конструкцию, щедро украшенную небольшими статуями апостолов, мифологических существ и животных. Пример такой гробницы святого Зебальда есть в итальянском дворике Пушкинского музея.



Сегодня средневековая архитектура восхищает нас своим гением. Будь то Шартрский собор, или собор в Кёльне, Базилика во Флоренции, или Нотр Дам де Пари. Вы просто входите внутрь и видите, как солнечный свет струится в витражное окно. Вы физически ощущаете небольшой прибой, а иногда даже цунами душевного подъема. Все это плод великих лишений и еще более великих открытий Средних веков. Собор - это не просто церковь, это благоухание, это месса Моцарта, когда со всех сторон льются божественные звуки.

В искусстве средневековья последовательно сменили друг друга романский стиль, характерный для X-XII веков, и готический (XII-XV века). Идеология и культура средневековья опирались на феодально-церковные основы. И романский стиль , и готика развивались в областях, где господствовала католическая церковь. Искусство было культовым по назначению и религиозным по тематике. Отсюда символико-аллегорический характер его художественных образов.

Если для древних греков и римлян внутренний мир и телесный облик человека были лишь различными сторонами человеческой сущности, то в сознании людей средневековья душа и тело чаще всего воспринимались как два противоположных начала. В отличие от ваятелей античности мастера раннего средневековья стремились передать не телесную красоту человека, а возвышенные чувства его души.

Ведущее место в средневековом искусстве занимала архитектура : замки, монастыри и соборы. Романский замок представлял собой массивную крепость, расположенную часто на неприступном месте. Однообразные толстые стены, маленькие окна-бойницы, простые по очертанию арочные проемы - весь суровый облик замка соответствовал образу жизни тех воинственно настроенных феодалов, которые жили в его мрачных стенах.

Возникшая в эпоху готики смелая и сложная каркасная конструкция собора позволила преодолеть массивность построек предшествующего романского периода. Собор стал средоточием городской жизни, где наряду с богослужением устраивались богословские диспуты, разыгрывались мистерии, происходили собрания граждан.

Огромное, подавляющее своими масштабами пространство собора, устремленность в небо его башен и сводов, подчиненность, слияние скульптуры с архитектурными формами, таинственное свечение витражей оказывали сильнейшее воздействие на верующих.

В период готики начали быстро развиваться градостроительство и гражданская архитектура (жилые дома, ратуши, гильдейские дома, торговые ряды, склады, городские башни), складывались городские архитектурные ансамбли, в которые включались культовые и светские здания, укрепления, мосты, колодцы. Узкие готические фасады двух-пятиэтажных жилых домов с высокими фронтонами выстраивались вдоль улиц и набережных.

Синтез искусств в готике несравненно богаче и сложнее, чем в романском стиле, а система религиозных сюжетов намного шире, стройнее, логичнее. В ней отразились все средневековые представления о мире. Основным выразительным средством в готике была скульптура. Впервые после античности статуи и скульптурные группы получили богатое художественное содержание - застылость и замкнутость столпообразных романских статуй сменилась подвижностью фигур, их обращением друг к другу, к зрителю. Для готической скульптуры, словно слитой с вытянутыми формами соборов, была характерна некоторая условность пропорций человеческого тела, выразительность ритмов и силуэтов.

Власть церкви сказывалась на творчестве средневековых художников, ограничивая их возможности в создании образов, приближенных к повседневной, реальной жизни. Но лучшие создания готики свидетельствуют о высоком художественном вкусе безымянных народных мастеров.

Любовь