Практика и стажировка – в чем отличие? Важные особенности оформления стажировки для студентов. Плюсы и минусы стажировки

Чем отличается практика студентов от стажировки? В каких нормативных документах зафиксированы эти понятия? Одни компании приглашают на стажировку студентов, обещая им возможность подзаработать, другие приглашают на стажировку, имея в виду бесплатные рабочие руки.

Если стажировка - апельсин, то практика - это долька апельсина...

«Таня, чем отличается практика студентов от стажировки?» спросил меня однажды шеф. Действительно, чем отличается? Одни компании приглашают на стажировку студентов, обещая им возможность подзаработать, другие приглашают на стажировку, имея в виду бесплатное прохождение практики. Вы не найдете «стажировку» в Законе об образовании, а вот понятие «практика» там раскрыто. Расследование привело меня к четырем нормативным документам: Закону «Об образовании в РФ», Порядку обучения по дополнительным профессиональным программам и Положениям о практике в колледжах и вузах.

Практика - вид учебной деятельности, часть образовательной программы, а стажировка - форма образования (самостоятельная программа обучения, в которую входит такой вид учебной деятельности, как практика). На практике мы предоставляем возможность студентам отработать навыки для ведения профессиональной деятельности, а на стажировке обучаем под конкретную должность, которую обучающийся займет впоследствии. (Мы же с вами знаем, что на одной должности сотрудник может совмещать несколько профессий или напротив реализовывать узкое направление одной?)

Продолжительность и план практики «пишут» учебные заведения на основании ФГОС (федеральный государственный образовательный стандарт), продолжительность и план стажировки устанавливает «заказчик» (работодатель), исходя из собственных задач. Обычно практика рассчитывается образовательными учреждениями на месяц и разделена на учебную, производственную, преддипломную. Однако по нормативным актам все виды практики могут быть объединены, могут быть равномерно распределены в течении всего учебного года. И самое главное. Практика основана на принципе долженствования, её невозможно обойти в рамках образовательной программы. Стажировка - дело добровольное.

Иногда учебные заведения и работодатели объединяются и подстраивают внутренние правила под общее дело. В таком случае практика студентов перерастает в формат стажировки. В этом тандеме все стороны только выигрывают. Работодатель получает «заточенного» под него специалиста, вузы/ссузы реализуют действительно практико-ориентированное обучение, о котором так много говорят, студенты приобретают актуальные практические умения и надежду на реальное трудоустройство.

В таблице представлены отличительные признаки практики и стажировки на основании нормативных документов.

Практика

Стажировка

Понятие

Вид учебной деятельности

Форма реализации дополнительной профессиональной программы

Цель

Формирование, закрепление, развитие практических навыков и компетенций

Изучение передового опыта, в том числе зарубежного,

Закрепление теоретических знаний,

Приобретение практических навыков и умений

Цель программы

Не является отдельной программой.

Повышение квалификации: совершенствование компетенций, получение новой компетенции для профессиональной деятельности, повышение профессионального уровня в рамках имеющейся квалификации.

Профессиональная переподготовка: получение компетенции необходимой для выполнения нового вида профессиональной деятельности, приобретение новой квалификации.

Конечный результат

Ведение профессиональной деятельности

Исполнение должностных обязанностей

Метод обучения

Выполнение определенных видов работ, связанных с будущей профессией

Самостоятельная работа с учебными изданиями;

Приобретение профессиональных и организаторских навыков;

Изучение организации и технологии производства, работ;

Непосредственное участие в планировании работы организации;

Работа с технической, нормативной и другой документацией;

Выполнение функциональных обязанностей должностных лиц (в качестве временно исполняющего обязанности или дублера);

Участие в совещаниях, деловых встречах.

Продолжительность

Устанавливается ФГОС, учебным планом

Устанавливается организацией самостоятельно, исходя из задач стажировки. Не менее 16 часов (двух рабочих дней).

Учебные задачи

Формулирует руководитель практики в соответствии с рабочей учебной программой

Формулирует «заказчик»

Документ

Не выдается

Выдается диплом о профессиональной переподготовке или удостоверение о повышении квалификации (если у организации имеется лицензия на право ведения образовательной деятельности)

Правовые отношения

Договор о практике

Договор об образовании (об обучении)

Отличительные признаки стажировки, как формы обучения:

Таким образом, в системе образования стажировка - одна из форм дополнительного профессионального образования.

Прогресс в области технологий в последние годы повлек за собой стремительные изменения во всех сферах жизни общества, в том числе в образовании и профессиональной деятельности.

Если раньше, получив среднее или высшее образование, человек вполне мог всю жизнь работать на одном и том же предприятии и при этом быть успешным в своей профессиональной области, то сейчас такая ситуация практически невозможна. Однажды те компетенции, которые специалист получил в процессе обучения, устаревают. Чтобы построить успешную карьеру человек должен постоянно совершенствовать свои знания и навыки, получать новую информацию о последних достижениях в области науки, техники и законодательства, которые влияют на профессию. Именно для этого в России существует система дополнительного профессионального образования. Дополнительное профессиональное образование - это обучение специалистов и рабочих кадров на базе начального, среднего, высшего, послевузовского образования в целях повышения их профессиональных знаний, совершенствования деловых качеств либо для переквалификации, что даст им возможность сменить сферу деятельности либо повысить свой статус на настоящем рабочем месте.

Основным условием для получения дополнительного профессионального образования является наличие профессионального образования. И, следовательно, дополнительное образование в большинстве случаев является платным. Но в трудовом законодательстве указано, что каждые 5 лет специалист может повышать свою квалификацию за счет работодателя. Если предприятие заботится об эффективности, оно, несомненно, будет вкладывать средства в образование персонала.

Еще совсем недавно дополнительное образование ориентировалось в основном на взрослых людей, сложившихся профессионалов в своей области, но сейчас ситуация изменилась. Подчас уже на момент учебы в ВУЗе студент понимает, что выбранная им специальность либо неинтересна ему, либо не востребована. Уход из ВУЗа в середине обучения - довольно смелый шаг, так как в поступление уже вложены деньги и время. Чтобы поступить на более престижную специальность, опять же нужны новые средства. Выходом из сложившей ситуации может стать как раз система дополнительного образования. Практически в каждом ВУЗе теперь есть система дополнительного образования. Не прерывая основного обучения, можно получить дополнительную специальность, которая в последующем поможет найти престижную, высокооплачиваемую и интересную работу. Очень распространены программы обучения квалификации дополнительной к основному высшему образованию по иностранному языку и менеджменту.

Минимально допустимый срок программ повышения квалификации не может быть менее 16 часов, а срок освоения программ профессиональной переподготовки - менее 250 часов.

Система дополнительного профессионального образования для взрослых может быть реализована в следующих видах:

Повышение квалификации;

Профессиональная переподготовка, которая направлена, прежде всего, на получение новой квалификации;

Стажировка.

Главными целями стажировки являются изучение передового опыта, в том числе зарубежного, а также закрепление теоретических знаний, полученных при освоении программ профессиональной переподготовки или повышения квалификации, приобретение практических навыков и умений для их эффективного использования при исполнении своих должностных обязанностей.

Стажировка может проводиться как на территории России, так и за рубежом на предприятиях, в научно-исследовательских организациях, образовательных учреждениях, консультационных фирмах и органах власти. Главное условие - согласие предприятия и организация им рабочего места для стажёра.

Стажировка может осуществляться как индивидуально, так и в составе группы. В ходе стажировки обучающиеся самостоятельно работают с учебными изданиями, изучают организацию и технологию производства, работ, непосредственно участвуют в планировании работы организации, работают с технической, нормативной и другой документацией, в качестве временно исполняющего обязанности или дублера выполняют обязанности различных должностных лиц, участвуют в совещаниях и деловых встречах.

По завершении стажировки, являющейся самостоятельным видом ДПО, стажёр пишет отчёт о практике и выпускную квалификационную (аттестационную) работу. По результатам обязательной итоговой аттестации выдается документ установленного образца.

Основная задача стажировки - приобретение опыта. Поэтому стажировка чрезвычайно полезна для молодых специалистов, только что начавших свой трудовой путь. Программы стажировки также могут быть востребованы среди студентов. Например, те, кто изучает такие специальности как туризм и сервис, могут пройти стажировку за границей в отелях и туристических комплексах, что поможет им «окунуться» в профессию, выработать практические навыки. Стажировка за границей будет отличным способом повысить квалификацию и для сложившихся специалистов, особенно тех, что работают в международных компаниях. Стажировки за рубежом организуются либо работодателем по договоренности с принимающими организациями, либо работником самостоятельно. В последнем случае можно воспользоваться услугами специализированных агентств, которые занимаются подбором программ стажировок с учетом индивидуальных особенностей и желаний специалиста.

Практическое обучение представляет собой разновидность обучения во время работы для «белых воротничков» и прочих лиц, пытающихся сделать профессиональную карьеру. И хотя практиканты - это, как правило, студенты колледжей или университетов, иногда ими становятся выпускники школ или аспиранты. В некоторых случаях ряды практикантов пополняют учащиеся средних и младших классов. В ряде стран вместо слова «практика» для школьников используют термин «рабочий опыт». Практика может быть оплачиваемой или неоплачиваемой, в большинстве случаев практиканты рассматривают период стажировки как временную работу.

В общем и целом практика - это предоставление услуг со стороны студента в обмен на получение опыта в определенной организации. Студенты также используют практику как способ, позволяющий определиться, представляет ли для них интерес работа в определенной сфере либо же для налаживания связей. Некоторые стажеры находят себе постоянную оплачиваемую работу в компаниях, в которых они проходили практику. В свою очередь, для работодателя преимущество состоит в том, что человеку, получившему определенный опыт, требуется совсем немного или вовсе не требуется дополнительной подготовки, чтобы работать в качестве постоянного сотрудника. Однако нет гарантии, что стажер получит работу по окончании стажерской программы.

Виды стажировки

Стажировка присутствует в широком количестве индустрий. Производственная практика бывает оплачиваемой, частично оплачиваемой (в форме стипендий) или неоплачиваемой. Оплачиваемая практика - частое явление в таких областях, как медицина, архитектура, наука, инженерия, юриспруденция, бизнес (в особенности бухгалтерия и финансы). В некоммерческих благотворительных организациях и исследовательских центрах зачастую присутствуют неоплачиваемые волонтерские должности. Стажировка может быть частичной или полной. Обычная практика длится в течение 6–12 недель, но может быть короче или длиннее, в зависимости от конкретной компании. В США существует два типа начальных производственных стажировок. Стажировка для получения опыта работы. Чаще всего период практики начинается на втором или третьем году об- учения в каком-нибудь учебном заведении. Этот период длится от двух месяцев до одного полного года. В течение этого времени от студента ожидают практического применения знаний, которые он получает в вузе.

Исследовательская практика (выпускная), или диссертационная. Такую разновидность практики проходят студенты последнего курса, и она предусматривает осуществление студентом исследования для своей компании. Практикант, к примеру, может работать над определенным аспектом, который руководство компании хочет улучшить, либо же ему может быть предложена определенная тема для исследования. Результаты исследования излагаются в докладе и затем представляются общественности. По причине жесткого трудового законодательства европейские стажировки обычно не оплачиваются, но среди других стран они пользуются большой популярностью. Еще одной разновидностью, получившей распространение в последние годы, является виртуальная практика: практикант работает удаленно, без привязки к офису. Виртуальная практика предполагает возможность получения необходимого результата без физического присутствия на работе. Обычно для этого используются соответствующие инструменты: телефон, e-mail, веб-коммуникаторы. Зачастую стажеры работают по индивидуальному графику.

Существуют компании, которые за определенную плату подыскивают студентам место для стажировки. Представители таких компаний обещают вернуть деньги в случае, если рабочее место найдено не будет. Программы этих компаний имеют существенные отличия, некоторые обещают трудоустройство в известных организациях, проживание в другом городе, поддержку на протяжении лета, организацию досуга, а иногда еще и стипендию. Еще одна форма оплаты практики - посредством благотворительных аукционов. В некоторых случаях компании организовывали стажировки только для помощи благотворительным организациям. Есть мнение, что участниками оплачиваемых программ могут стать только студенты из обеспеченных семей. Руководители отдельных компаний заявляют, что «среднестатистический студент принадлежат к мидл-классу, и его родителям приходится «глубоко копать», чтобы найти средства для оплаты практики. Некоторые компании целенаправленно обеспечивают стипендии и гранты для людей из малообеспеченных слоев населения. Критики осуждают распространенные ситуации, когда высокие оценки ставятся только после прохождения неоплачиваемой стажировки.

В зависимости от конкретной ситуации подобное явление может расцениваться как неэтичное, поскольку единственное, чем компенсируется труд студента, - это оценки. Даже если учебные заведения не требуют проходить практику в обмен на получение оценок, руководители некоторых компа- ний совершают давление на администрацию вузов, лоббируя свои интересы. Юридические нормы, касающиеся стажировки и, собственно, процесса ее прохождения, существенно разнятся в зависимости от региона и страны.

Бразилия

Практику в Бразилии называют estágios (буквально «стажировка»). Существует «закон о стажировке». Согласно этому закону компании должны платить практикантам месячную зарплату, хотя некоторые стажировки не оплачиваются.

Канада

В Канаде университеты проводят программы, так называемые «Co-ops». Чаще всего на конкурсной основе студентам приходится соревноваться за право прохождения стажировки, потому как количество мест ограничено. Практика, обычная продолжительность которой составляет четыре месяца, длится во время летних каникул либо в период учебного года. И хотя некоторые стажировки не оплачиваются (в частности, в медиасфере, PR-агентствах), многие канадские организации предлагают студентам плату. Не всегда практикантам предоставляются начальные должности, порой они получают среднеуровневые должности. К примеру, в провинции Онтарио оплачиваемые практики доступны иммигрантам с широким зарубежным опытом, но не имеющим такового опыта в Канаде. Сложно оценить то, насколько в Канаде распространена система неоплачиваемых стажировок. Отчасти из- за того, что нет письменных указаний касательно производственных практик. Уровень минимальной заработной платы определяется законодательно на уровне каждой отдельно взятой провинции. В Онтарио существует шестибалльный тест, призванный установить отсутствие трудовых отношений между работодателем и служащим.

1. Подготовка должна быть схожей с той, которую проходят в школах производственного обучения. 2. Подготовка должна приносить пользу практиканту. 3. Лицо, предоставляющее возможность обучения, если и получает, то весьма незначительную выгоду от активности практиканта во время обучения. 4. Практикант не получает права стать служащим в компании лица, предоставляющего стажировку. 5. Практиканту сообщается, что он или она не полу- чит компенсации за время, потраченное на подготовку. И прочее.

Соединенные Штаты

Студенты американских вузов часто выбирают стажировки в зависимости от профильного предмета. Порой бывшие практиканты, получив достаточный опыт, становятся полноправными служащими компании, в которой практиковались. Условия высокой конкуренции, присутствующие на рынке, обязывают студентов получать опыт работы еще до окончания вузов. Не все стажировки оплачиваются. Многие неоплачиваемые практики предусматривают наличие хороших отметок. Власти Соединенных Штатов предоставляют работодателю возможность не платить студенту, если не выполняются следующие условия.

1. Даже в том случае, если практика предусматривает выполнение фактических производственных операций в комплексах работодателя, такая работа должна быть сходной с той, которую проходят в школах производственного обучения. 2. Подготовка должна приносить пользу практиканту. 3. Практиканты не должны становиться заменой обычным служащим, но работать под их контролем. 4. Работодатель, который предоставляет практику, не получает моментальной выгоды от активности практиканта. 5. Прохождение практики не является непременным условием получения работы по окончании стажировки. 6. Работодатель и практикант должны осознавать, что практика не предусматривает получения зарплаты. И т.д. Законы отдельных штатов, регулирующие данный вопрос, имеют определенные отличия. К примеру, в Калифорнии работодатель обязан платить практикантам, работающим на территории штата, в том случае, если они не получают стипендию.

Индия

В Индии студенты часто выбирают стажировку в зависимости от изучаемых в университете профильных дисциплин. Студенты часто используют практику, чтобы получить необходимые сведения и побольше узнать о конкретной работе.

Малайзия

Некоторые курсы, предлагающиеся в общественных университетах Малайзии, пред- усматривают, что студент должен участвовать в профессиональной подготовке на протяжении как минимум десяти недель. В частности, такая ситуация наблюдается в инженерии и архитектуре. Однако этот период может длиться от десяти до шести недель.

Нигерия

Интернатура в Нигерии носит название S.I.W.E.S, или IT (производственная подготовка). Практика для студентов третьего курса обучения обычно длится 6 месяцев, студенты четвертого курса проходят практику в течение 5 месяцев. Студенты, изучающие ветеринарную медицину, как правило, практикуются в период перерыва между семестрами. Таким образом ситуация обстоит в университете Ahmadu Bello University, Zaria, как, впрочем, и в других университетах, с минимальными отличиями.

Новая Зеландия

В Новой Зеландии существует ряд университетов, в которых студенты могут проходить практику во время обучения. Для студентов, изучающих туризм и гостиничный бизнес, прохождение практики является обязательным условием получения диплома. В большинстве случаев стажировка оплачивается работодателем. Студенты, изучающие психологию в образователь- ных учреждениях Новой Зеландии, должны пройти один год практики (к примеру, в университете Massey University выпускники, получившие диплом по специальности «образовательная психология», получают распределение от Министерства образования). Осуществляется поддержка от различных программ, к примеру Ministry of Education Study Awards (программа поддержки стажеров). Финансирование предоставляется на конкурсной основе: в 2013 году такой грант (15 тысяч новозеландских долларов) получили 10 человек.

Германия

Как и в большинстве других стран, здесь основная масса студентов проходит практическое об- учение (практикум) в период между четвертым и пятым семестром. В Германии распространена последипломная практика, длящаяся от 6 до 7 месяцев.

Дания

Неоплачиваемая интернатура в Дании недопустима. Весьма распространенным явлением в датских университетах является выдача студентам направлений на так называемые «бесплатные рабочие места»: практикант получает пособие во время практического обучения, длящегося обычно три месяца. Профсоюзные объединения осуществляют тщательный контроль за такой разновидностью работы, поэтому прием на работу практикантов не влечет за собой потерю оплачиваемого рабочего места. Студенты/граждане EEA/EU могут свободно перемещаться и проживать на территории Дании, в соответствии с правилами ЕС. Если пребывание в стране превышает три месяца, тогда студенту необходимо подать заявку в региональную правительственную администрацию. Особые правила предусмотрены для студентов из стран, не являющихся членами ЕС. Студент из такой страны должен быть в возрасте от 18 до 34 лет (исключение - студенты-медики). Помимо прочего, существуют специальные нормы для студентов, специализирующихся в таких отраслях, как сельское хозяйство, здравоохранение и архитектура.

Франция

Во французских университетах практика носит название stages. Здесь студенты проходят практику на третьем и четвертом годах обучения. Продолжительность стажировок составляет от 2 до 6 месяцев. С 1 января 2012 года в трудовом законодательстве Франции появилось положение, согласно которому каждому практиканту, проходящему практику в течение двух месяцев и более, должны платить 436,05 евро в месяц. В последнее время получила распространение практика, которую проходят выпускники по окончании вузов. Также широкой популярностью пользуются стажировки для студентов из других стран. Главная цель, которую ставят перед собой иностранные практиканты, находящиеся во Франции, - выучить язык. Управляющие французских компаний поощряют служащих-полиглотов. Австралия Стажировки в Австралии часто называют «рабочим опытом», если практикантами являются учащиеся старших классов школ, и «производственным опытом», если практиканты - студенты университетов. В некоторых отраслях, например в инженерии, требуется минимальный практический опыт (обычно 12 недель), для того чтобы получить профессиональную аккредитацию от ведомства «Инженеры Австралии», регулирующего вопросы, относящиеся к этой индустрии. Неоплачиваемые практики разрешены «Законом о честной работе», разработанным в 2009 году. Существуют определенные критерии, использующиеся для того, чтобы установить, соответствует ли стажировка юридическим нормам: критерий полезности практики для стажера, коммерческая выгода для компании, период прохождения.

Нидерланды

В Нидерландах практику во время обучения называют так же, как и во Франции, - stage. Она длится от 3 до 9 месяцев. Компании не обязаны платить студенту, и порой небольшие предприятия не предоставляют практикантам плату. Стандартная компенсация стажерам в Нидерландах составляет порядка 300 евро в месяц, объем зарплаты зависит от образовательного уровня и, не в меньшей степени, от великодушия работодателя.

Италия

Болонская система, использующаяся в Италии, предусматривает обязательное прохождение практики (называющейся stage на французский манер) почти для всех студентов-бакалавров и магистров (в особенности для учащихся технических и экономических факультетов). Цель болонского процесса - уменьшить разницу между требованиями компаний и знаниями (зачастую только лишь теоретическими), которые предоставляют итальянские университеты. Однако по той причине, что учащиеся вузов обычно проходят практику в университетах (также следует учесть то обстоятельство, что студентам-стажерам крайне редко предоставляется возможность должной профессиональной подготовки), такие стажировки чаще всего вовсе не рассматриваются как реальный опыт работы. Таким образом, почти всем студентам, надеющимся получить необходимую профессиональную подготовку и потенциальную работу в определенной или смежной сфере, приходится проходить повторную практику по окончании учебного заведения. Стандартный период в Италии составляет до 6 месяцев, однако этот период может быть пролонгирован еще на полгода. Стажировки в итальянских компаниях бывают как оплачиваемые, так и неоплачиваемые. Практиканты, которые не пишут письменные работы, обычно не получают денег за практику. Почти все выпускные стажировки оплачиваются, но сумма вознаграждения обычно довольно низкая: в пре- делах 600 долларов (четвертая часть зарплаты молодого специалиста, недавно принятого на работу по окончании университета), без дополнительных бенефитов, за исключением разве что ланча и нескольких дней, которые практикант может пропустить по болезни/во время от- пуска. Сложившимся положением вещей обусловлено распространенное в студенческой среде мнение о том, что управляющие компании принимают на работу практикантов лишь для того, чтобы на них сэкономить, не предлагают должного уровня заработной платы, подготовки, не нанимают их по окончании стажировки, даже несмотря на то, что практиканты могут зарекомендовать себя в качестве продуктивных и способных к быстрому обучению исполнителей. Другими словами, подавляющему большинству выпускников итальянских вузов приходится тратить год или даже два на поиск достойного места работы (в некоторых случаях в такой ситуации оказываются и люди, окончившие магистратуру). Это еще одна причина, по которой итальянцы сравнительно поздно оставляют родительские дома и живут с родителями порой и в 30-летнем возрасте. Чтобы получить возможность стажироваться, выпускники должны пройти ряд собеседований, иногда они проводятся не в тех городах, где выпускники учились.

Испания

В Испании прохождение практики во время обучения не является распространенным явлением. «Настоящий» практический опыт испанские студенты получают только по окончании вузов. Но некоторые испанские компании предоставляют студентам возможность практиковаться, в подавляющем большинстве случаев студентам из других европейских стран. Часто студенты изъявляют желание учить испанский. Приемлемая сумма компенсации за практику составляет 500 евро в месяц. Для поиска стажировки может понадобиться специализирующаяся в этом направлении компания, так как установить непосредственный контакт с работодателями в Испании не так-то просто. Компенсация регулируется во многих университетах, начиная со ставки 6 евро/час. Учитывая такие ставки, работодатели могут использовать неоплачиваемые стажировки для получения бесплатной рабочей силы.

Великобритания

На Британских островах распространена неоплачиваемая практика для студентов. Студенты могут проходить практическую подготовку во время летних каникул. Университетский персонал предоставляет учащимся возможность самостоятельного поиска работодателей. Некоторые студенты предпочитают договариваться о прохождении годичной практики, так называемого sandwich placements’ («сэндвича»), между предпоследним и последним годом обучения в вузе. Некоторые университеты и работодатели проводят ярмарки вакансий и выставки, чтобы привлечь студентов и познакомить их с потенциальной работой. В современных условиях рынка труда студенты, прошедшие практику, более предпочтительны для работодателей. Согласно результатам некоторых исследований, у таких студентов более высокая квалификация, нежели у коллег, не имеющих подобного опыта. Некоторые иностранные студенты могут рассматривать практику как возможность знакомства с британской трудовой системой. Такие организации, как Конгресс профсоюзных объединений и Intern Aware, пытаются добиться изменений существующей системы стажировок с целью повышения правосознания в студенческом сообществе, в частности, для того, чтобы рассказать о правах студентов, в особенности что касается минимальной заработной платы и оплачиваемых выходных.

Каждый студент высшего учебного заведения знаком с таким понятием, как практика. Без ее прохождения получить диплом едва ли удастся. Что же касается выпускников вузов, не успевших наработать определенный опыт, то они обычно принимаются на испытательный срок и приобретают статус стажера. Так в чем же кроется разница между двумя этими понятиями?

Определения

Практика

Практика – вид учебной работы, направленной на закрепление полученных студентами знаний в процессе посещения вуза. Является частью основной образовательной программы. Проходит на реальном предприятии, соответствующем специальности студента. Подразделяется на учебную, производственную и преддипломную.


Стажировка

Стажировка – деятельность по наработке опыта или повышению квалификации. Под данным термином также понимается демонстрация своих способностей в ходе испытательного срока с целью определения возможности трудоустройства на штатную должность. Стажировка может выступать составляющей последипломного образования, наряду со специализацией и переподготовкой. Ее продолжительность определяется производственной необходимостью или количеством времени, требуемым для достижения поставленной цели.

Сравнение

Как уже говорилось выше, практика является обязательной частью учебной программы вуза. Суть ее состоит в применении полученных знаний в реальной жизни, освоении тонкостей той или иной профессии. Студенты попадают на практику двумя путями. Либо они сами ищут подходящее место, либо его предоставляет вуз. Как правило, университеты заключают договоры с различными организациями и ежегодно направляют туда своих студентов. Практика может проходить в течение учебного семестра или же для нее выделяется специальный период. Однако он не может выпадать на время каникул.

Перед началом практики вуз подписывает договор с организациями, согласно которому они предоставляют рабочие места студентам. Если же ученик самостоятельно выбирает предприятие, он заключает индивидуальное соглашение по установленной форме. Сроки проведения практики определяются учебным планом. Ее структура и содержание прописываются в рабочей программе. По результатам прохождения практики студенты пишут отчет, оценка за который учитывается в ходе промежуточной аттестации. Характеристики наставника также принимаются во внимание.

Главное отличие практики от стажировки в том, что первая осуществляется по направлению вуза. Тогда как вторая является собственной инициативой работника. Кроме того, область стажировки далеко не всегда соответствует приобретенной специальности. Так, окончивший медицинский вуз человек вполне может поступить на стажировку в компанию, занимающуюся грузоперевозками. Тогда как практикант должен выбирать место, соответствующее своему профилю обучения. Ведь только в этом случае достигается необходимый образовательный эффект.

Стоит отметить, что на стажировку попадают не только студенты, но и опытные работники компаний. Это происходит в случае переквалификации или повышения по карьерной лестнице. Если практика не сулит студенту никаких финансовых пополнений, то стажировка зачастую бывает оплачиваемой. По ее результатам человек либо получает желаемое место, либо слышит отказ от руководителя.

Сделать вывод, в чем разница между практикой и стажировкой, поможет сравнительная таблица.

Практика Стажировка
Является частью образовательной программы вуза Выступает собственной инициативой работника
Осуществляется на основании договора с вузом Зачастую не подкрепляется никакими документами
Не сулит студенту материальной выгоды Может быть оплачиваемой
Цель – получение профессиональных навыков для написания итогового отчета Цель – демонстрация своих знаний и умений для получения желаемой должности
Должна отвечать специальности студента Профиль образования работника не всегда имеет значение
Прерогатива исключительно студентов Ее проходят не только ученики вузов, но и опытные сотрудники
Продолжительность определяется учебным планом Сроки обусловлены производственной необходимостью

Слово «стажировка» достаточно часто употребляется в своей речи и выпускниками вузов, и кадровиками, и «продвинутыми» менеджерами по персоналу. Только закончившие обучение молодые специалисты стремятся попасть в какую-либо серьезную компанию на стажировку, надеясь в перспективе остаться в ней работать. Сотрудники отдела кадров мучаются вопросом, для каких работников стажировка обязательна, а для каких нет. Менеджеры по персоналу, в свою очередь, думают, как бы увеличить эффективность стажировок.

Так все же, что такое стажировка на рабочем месте. Действительно ли стажировка может быть обязательной? Как она регулируется законодательством и как её оформить. Обо всем этом расскажет предлагаемая статья. Статья будет интересна как тем, кто организовывает стажировку, так и тем, кто стремится на неё попасть.

Что такое стажировка

Трудовой кодекс не дает понятия стажировки. В то же время это понятие употребляется в нормативном документе. В первый раз оно присутствует в статье устанавливающей основания для заключения с работником срочного трудового договора. Статья 59 Трудового кодекса РФ, говорит о том, что срочный трудовой договор может быть заключен с работником, выполняющим работы, которые связанны с профессиональным обучением в виде стажировки.

Второй раз, данное понятие неоднократно встречается в нормах посвященных охране труда. Из них в частности следует, что работники, задействованные на работах связанных с вредными и опасными производственными факторами, в обязательном порядке проходят стажировку на рабочем месте. Подобная стажировка, является частью комплекса мероприятий связанных с безопасностью труда на рабочем месте.

Такая, обязательная стажировка проводится преимущественно для работников рабочих специальностей. Целью такой стажировки является, прежде всего, обучение безопасным способам и приемам труда. Срок стажировки на рабочем месте устанавливается распоряжением руководителя предприятия. При этом он определяется в зависимости от характера и условий работы, профессионального опыта работника и ориентируясь на положения нормативных документов в области охраны труда.

Информацию, содержащуюся в законодательстве можно дополнить сведениями из практики. Здесь, чаще всего, под стажировкой понимают работу молодого специалиста, который только закончил учебное заведение, и не имеет опыта работы по специальности. Таких работников, чаще всего, берут на должности с небольшой оплатой. Получаемый от такой работы опыт, выступает своеобразным дополнением к окладу молодого специалиста.

Подводя промежуточный итог, можно сделать вывод, что стажировка - это освоение навыков профессиональной деятельности непосредственно на рабочем месте, при соблюдении предусмотренной процедуры. Стажировка может быть связана как с общими вопросами выполнения трудовой функции, так и акцентирована на вопросах безопасных приемов труда. Стажировка на рабочем месте может быть как добровольной, так и обязательной, предусмотренной трудовым законодательством.

Обязательное проведение стажировки на рабочем месте

Самый действенный метод позволяющий научить работать безопасно - это показать все на деле. В рабочей обстановке, непосредственно на рабочем месте. Как правило, под руководством опытного наставника. К самостоятельной работе, новичка, только что пришедшего на рабочее место, не допускают.

В тех случаях, когда стажировка на рабочем месте, является обязательным требованием законодательства, на предприятии, в организации, существует порядок прохождения стажировок на рабочих местах. Такой внутренний нормативный акт утверждается руководителем, и согласовывается профкомом. В этом документе, расписываются основные вопросы, связанные с прохождением стажировок:

  • сроки прохождения стажировок,
  • порядок назначения наставника,
  • размер доплат наставникам,
  • порядок проведения оценки знаний полученных в результате стажировки, и допуска к самостоятельной работе.

Стажировка как способ обучения и отбора персонала

Но чаще всего, под стажировкой понимают освоение профессиональных навыков в целом. Когда молодой сотрудник осваивает специальность, выполняя те или иные рабочие задания. Под руководством наставника. В работающей компании.

Такой метод обучения очень действенен. Он позволяет сразу окунуться в атмосферу трудовой деятельности. Научится взаимодействовать с коллегами в коллективе. Приучится брать на себя ответственность. Одновременно, в период стажировки, есть возможность присмотреться к человеку. Оценить, способен ли он влиться в компанию, разделять её ценности, быть ответственным и целеустремленным работником.

Стажировки применяют многие компании, и крупные и небольшие. В одних случаях . В других такая работа не оплачивается. Но стажировка имеет ценность, если стажеру поручают реальную квалифицированную работу. Если работа стажера заключается в выполнении каких-то простых заданий, для выполнения которых нет необходимости иметь специальное образование, то такая работа, скорее всего, не будет полезна стажеру.

Мнение эксперта

Мария Богданова

Положения закона регламентируют, что любой труд должен оплачиваться в зависимости от занимаемого поста, квалификации служащего, от того, насколько труден рабочий процесс. Следует трактовать подобные законодательные стандарты как обязанность работодателя оплачивать деятельность человека, проходящего стажировку. Другое дело, что в некоторых случаях работодатель имеет право установить меньший оклад при прохождении испытательного срока. Однако итоговая сумма не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральными чиновниками. На практике часто случается так, что стажёров используют в качестве бесплатной рабочей силы.

Значение стажировки для молодых специалистов

Не является большим секретом то, что наша система высшего образования имеет сильную теоретическую направленность. Специалисты, получающие дипломы, об образовании имеют уклон в сторону теории и не достаточно представляют себе, чем конкретно будут заниматься на практике. Исправить этот пробел и призваны различные способы обучения на рабочем месте, и в первую очередь стажировка.

Для многих начинающих специалистов, стажировка единственный способ, получения необходимых навыков. Цель стажировки, для таких, молодых кадров, как минимум набраться знаний и опыта, как максиму - хорошо себя зарекомендовать, и остаться работать, в уже привычном коллективе и дальше. Так начинаются большие карьерные достижения. Но если места стажеру не досталось, то полученные навыки пригодятся на новом месте работы. А наименование компании, где посчастливилось стажироваться, украсит резюме.

Как стажеру правильно подойти к своей работе? Что делать, чтобы взять он неё максимум знаний и навыков, а возможно даже остаться? Расскажем об этом далее.

Главное чему не учат в учебных заведениях - это искусству, ремеслу работы. Знания дают. А как применять на практике не объясняют. При этом это касается не только каких-либо сложных навыков. Часто, новичкам не доступны элементарные вещи - такие как планирование своего времени, понимание, что от твоей работы зависит кто-либо еще и так далее.

Стажер должен освоить два направления. Как работать вообще. И как работать по своей специальности. Если он освоит только одно из них, то полноценного специалиста из него не получится. Итак, что необходимо, что бы стать хорошим работником, и чему необходимо научится с первых дней стажировки. Несколько простых советов:

  • научится распоряжаться своим временем, планировать дела, расставлять очередность,
  • помнить, что стажер часть механизма, от его действий зависит работа других,
  • если задание непонятно, необходимо уточнить его сразу,
  • с первых дней нужно учиться, работать самостоятельно.

Как организовать стажировку

Если компания заинтересована в притоке «свежей крови», в молодых специалистах, то важно не упустить потенциально ценные кадры, которые приходят стажироваться в организацию. Сам стажер должен раскрыться, в комфортной для себя среде проявить все свои способности и знания. Овладеть опытом и знаниями в процессе выполнения порученных ему работ. А специалисты компании, менеджеры по персоналу, руководитель отдела, в котором трудится стажер, должны присмотреться к возможному сотруднику, оценить его деловые качества и принять решение о его дальнейшем трудоустройстве.

Для того чтобы стажировка прошла удачно, и он неё выиграли все стороны процесса, при её организации нужно выполнять следующие правила:

  • порядок прохождения стажировки должен быть задокументирован,
  • каждому стажеру должен быть назначен наставник, для которого наставничество будет оплачиваемой деятельностью,
  • стажеру должна быть создана комфортная обстановка: организовано рабочее место, поясняющие материалы, не должно возникать бытовых вопросов,
  • выполнение заданий следует чередовать с обучающими инструктажами,
  • в процессе стажировки, сложность поручаемой работы должна увеличиваться.

Как оформить стажировку на рабочем месте

Если принимающая сторона, работодатель, несет перед стажером какие либо обязательства, в большинстве случаев это, оплата труда или последующий прием на работу, то такие обязательства должны быть закреплены договором. Так как такие отношения попадают под понятие трудовых, то и документом, которым они будут оформлены, будет трудовой договор.

Трудовой договор оформляется по стандартным правилам. Но так как стажировка в отличие от постоянной работы имеет временный характер, то и срок трудового договора обязательно необходимо в нем указать. Основания, предусмотренные в ст. 59 Трудового кодекса РФ позволяют заключать срочный договор в случаях, когда договор заключается с лицом, обучающимся в учебном заведении, на очной форме обучения, и когда работа связана со стажировкой.

Непосредственно с приказом о приеме на работу оформляется приказ о назначении ответственного за обучение и стажировку молодого специалиста.

Мнение эксперта

Мария Богданова

Стаж более 6 лет. Специализация: договорное право, трудовое право, право социального обеспечения, право интеллектуальной собственности, гражданский процесс, защита прав несовершеннолетних, юридическая психология

Общий период прохождения испытательного срока и обучения устанавливает наниматель. Трудовой кодекс сегодня не регулирует продолжительность стажировки. В каждом конкретном случае длительность периода устанавливается индивидуально и прописывается при заключении трудового договора.
Статьёй 70 ТК РФ установлены предельно допустимые сроки для прохождения испытательного периода. Для представителей руководящего звена он не может длиться дольше полугода. Согласно закону, для всех остальных должностей максимальный срок стажировки составляет 3 месяца. Исключением является ситуация, когда трудовой договор был составлен на срок 2-6 месяцев, в этом случае испытательный срок не может длиться более двух недель. Важно учесть, что по закону, в период стажировки не учитывается фактическое отсутствие работника на рабочем месте, если даже отсутствие связано с временной нетрудоспособностью.

Чувства