Фотографии с длинной выдержкой высокое разрешение. Как снимать с длинной выдержкой днем, еcли у вас нет ND фильтра

Все мы любим фото с снятые с длинной выдержкой, лично я – очень. Это прекрасный способ создать динамику, движение и добавить глубины в изображения. В этом уроке по фотографии я покажу вам два приема, которые помогут получать фото с длинной выдержкой, если на улице слишком светло и у вас вовсе нет ND фильтра.

ND фильтры это затемняющие фильтры позволяющие снимать с длинной выдержкой днем.

Длинные выдержки создают этот сюрреалистичный и все же приятный эффект, который делает изображение удивительным. Всякий раз, когда вы фотографируете ночью, вы автоматически применяете длинную экспозицию, если не используете очень высокие значения ISO. В этом уроке я буду говорить о длинных экспозициях в дневное время, которые гораздо сложнее в исполнении.

Эти два приема подразумевают создание девяти различных изображений с последующим их объединением. А теперь, прежде чем мы начнем, я кратко дам вам подходящие настройки камеры и условия съемки:

Съемка и настройки камеры

  • В конечном итоге вы получите лучшие результаты, если будете фотографировать в облачную ветреную погоду. Почему? Потому что у вас будут облака, которым ветер придает движение, а это то, что вам нужно – движение. В облачную погоду вы также получите минимальное количество света, чтобы иметь возможность продлить время выдержки.
  • Вам совершенно точно понадобится штатив , прежде всего потому, что изображения нужно будет объединить, в также чтобы они были максимально четкими. Без штатива на выдержке меньше 1/60 ваши изображения станут размытыми.
  • Используйте пульт дистанционного спуска затвора или 2-секундный таймер каждый раз, когда делаете снимок. Опять же это очень хороший способ избежать дрожания камеры и получить резкие изображения.
  • Сфокусируйтесь на объекте и переведите объектив в ручной режим фокусировки прежде, чем начинать фотографировать. НЕ МЕНЯЙТЕ точку фокусировки между этими девятью изображениями.
  • Установите ISO - 100 единиц. Ваша камера стоит на штативе, так что вам не понадобится значение ISO выше.
  • Используйте очень узкую диафрагму, например, f/22 . Это сократит количество света, попадающего в объектив, а в сочетании со значением ISO 100 поможет увеличить выдержку.
  • Снимайте за час или два часа до заката , что тоже уменьшит количество света и позволит еще больше увеличить выдержку.
  • Если у вас есть ND фильтр, то используйте его . Если ваш ND фильтр очень темный (например, 10 шагов), то вам не понадобится этот прием, так как вы сразу можете создать длинную экспозицию. Если же он недостаточно темный, то я все же рекомендую его использовать, даже если у вас есть экспозиция в одну секунду.
  • Я рекомендую экспонировать и фокусироваться перед установкой ND фильтра на объектив, потому что после этого вы не сможете четко видеть сцену.

Прием №1 – режим мульти экспозиции (есть не во всех фотокамерах)

Первый прием заключается в использовании режима мульти экспозиции в вашей камере. Если у вас нет данного режима, не волнуйтесь, второй прием применим для любого типа камер. Я использую Canon 6D, но этот режим мульти экспозиции имеется практически в любой продвинутой DSLR камере.

Вы найдете этот режим в меню, понадобится просто включить его.

Для настроек :

  • Среднее для опции Multi-expos ctrl
  • Беспрерывно для настроек Continue Mult-exp

Вы можете выбрать, сколько экспозиций вы хотите сделать, максимальное количество зависит от вашей камеры. Я обычно снимаю девять экспозиций, чтобы получить желаемое движение облаков.

Этот режим позволит вам умножить выдержку на количество снимаемых экспозиций. Например, если вы снимаете одно изображение с экспозицией в одну секунду, то получите полную экспозицию в девять секунд при съемке девяти экспозиций. То самое происходит, когда у вас экспозиция в 15 секунд.

В этом режиме камера автоматически соединит изображения и даст одно с движением облаков. Этот трюк также сработает, если вы хотите получить красивую шелковистую воду.

Если облака двигаются действительно быстро, то я рекомендую подождать около двух секунд прежде, чем делать следующий снимок. Главное, чтобы облака не были в том же месте из кадра в кадр. Если облака двигаются медленно, то делайте между снимками паузу в 10-15 секунд.

В этом режиме вы будете видеть на экране сколько еще изображений нужно сделать, чтобы завершить мульти экспозицию.

Это пример длинной экспозиции, которую я сделал с использованием описанного метода. Диафрагма была f/22, ISO 100, а выдержка 1 секунда с использованием ND фильтра. Его не было достаточно, чтобы получить длинную экспозицию с растянутыми облаками, поэтому я решил применить режим мульти экспозиции. Я сделал один снимок, состоящий из девяти, и ниже вы видите, что получилось с применением этого режима и без него. Вы видите, что это повлияло не только на облака, но и вода выглядит красиво и шелковисто.

Одно изображение

Девять снимков с использованием мульти экспозиции в камере.

После некоторой ретуши я получил вот такой результат!

Прием №2 – несколько снимков, объединенных в Photoshop

Второй прием заключается в проделывании того же самого, но вручную. Если вы имеете опыт съемки таймлапсов , то вам будет совсем не трудно понять, как это делать.

В режиме мультиэкспозиции камера автоматически выдает результат в одном изображении. Для этого же приема нужно сделать девять отдельных снимков, один за другим.

Используйте те же настройки камеры, которые я описал выше (ручной режим, ручная фокусировка, штатив, малая диафрагма, ISO 100, дистанционный спуск затвора или 2-секундный таймер). Что касается условий съемки, то я рекомендовал бы то же самое, и используйте ND фильтр, если таковой имеется.

В целом вы будете снимать таймлапс из девяти изображений. Не забывайте делать интервал минимум в 10 секунд между кадрами. Этот процесс может быть достаточно скучным. Я использую альтернативную прошивку Magic Lantern , которую я установил на свою фотокамеру вместо оригинальной, она имеет встроенный интервалометре. Я могу указать интервал между каждым снимком, и камера будет автоматически фотографировать каждые 10 секунд, например, пока я не решу остановиться.

Вы можете купить тросик спуска с интервалометром или использовать таймер в телефоне, чтобы считать интервал. Это уже на ваше усмотрение.

Вот пример девяти изображений, которые я сделал с интервалом в 15 секунд между каждым. Вы можете четко видеть движение облаков. Для демонстрационных целей я намеренно недоэкспонировал эти снимки.

Итак, когда у вас есть необходимое количество снимков, импортируйте их в Photoshop как слои (из Bridge или Lightroom в соответствии с вашим рабочим процессом).

Открыть как слои в Photoshop после выбора изображений в Lightroom .

Затем выберите все слои и создайте смарт-объект.

После этого перейдите Слои -> Смарт-объект -> Режим стека -> Среднее.

Photoshop создаст красивую длинную экспозицию, объединяя все слои.

Вот изображение до и после:

Справа одно изображение До, справа – После.

Заключение

Вам не нужны супер темные дорогие фильтры, чтобы создать длинные экспозиции. Конечно, с ними вы получите наилучший результат, но есть достаточно хорошая альтернатива.

Будучи 19-летним студентом, я не могу тратить много денег на оборудование, поэтому два этих приема идеально мне подходят.

Многие начинающие фотографы думают, что секрет хороших фотографий в короткой выдержке. Самые грамотные знают, что она должна быть не меньше, чем единица, деленная на фокусное расстояние объектива, которым снимаешь. Но на самом деле существует целый ряд сюжетов и технических решений, которые позволяют создавать интересные и необычные картинки, используя длинную выдержку. Мне как подводному и пещерному фотографу довольно часто приходится работать в условиях недостаточной освещенности, и это заставляет выкручиваться теми или иными способами и получать изображение, когда просто зафиксировать фотоаппаратом момент невозможно. Поэтому у меня есть большой арсенал приемов, чтобы снимать там, где большинство людей снять не может. И это дает мне определенное профессиональное преимущество.

Проводка

Самый простой и очевидный пример использования длинной выдержки, которому учат в фотошколе, это проводка. Когда у вас есть объект, который двигается в кадре, вы наводитесь на него и начинаете двигать фотоаппарат, не изменяя положения этого объекта в видоискателе. Так можно снимать живую природу, спорт, когда что-то перемещается мимо вас, а вы его «провожаете». Этот прием используется, когда у вас нет возможности подойти близко к объекту, чтобы заморозить его вспышкой, и нет возможности поставить достаточно короткую выдержку, чтобы объект не был смазан, или надо наоборот усилить эффект движения, - тогда ставьте более длинную выдержку, около ¼ или 1 секунды, и попытайтесь сделать проводку. Это технически достаточно сложный прием, который требует тренировок. Проще всего тренироваться, выйдя на улицу и снимая проезжающие мимо машины. Тогда за какое-то время вы научитесь двигать камеру с такой скоростью, чтобы она совпадала с линейной скоростью автомобиля, и объект бы оставался резким, а весь окружающий мир был смазан до полного неузнавания. Таким образом можно снимать животных, чтобы показать скорость движения, динамику перемещающегося объекта.

Диафрагма – f/13
Выдержка – 1/4, ISO 400
Фокусное расстояние – 16 мм
Камера – Nikon D3S

Для примера: мы снимали дельфинов. Мать с детенышем очень быстро плавала, а вспышки использовать было нельзя, так как животные их пугались. Освещение было слишком слабым, чтобы позволить себе короткую выдержку. Поэтому я увеличил выдержку до ¼ и сделал проводку проплывающих животных. Таким образом я не только снял дельфинов, но и показал динамику их движения. Несмотря на то, что существует тенденция снимать как можно более короткими выдержками, и камеры совершенствуются в эту сторону, проводка остается одним из излюбленных приемов фотографов спорта и живой природы, и позволяет получать более разнообразные и динамичные картинки.

Чуть более сложным является прием комбинирования проводки со вспышкой. Вы выставляете синхронизацию срабатывания вспышки по задней шторке, делаете проводку, и вспышка зафиксирует момент окончания движения – у вас будет резкое замороженное изображение последней фазы движения, в то время как все предыдущие будут недоэкспонированы и смазаны. Такие кадры очень динамичны.


Диафрагма – f/13
Выдержка – 1/4, ISO 200
Фокусное расстояние – 16 мм
Камера – Nikon D3S
Объектив – AF Fisheye-NIKKOR 16mm f/2.8D

Например, в этом кадре с дельфином, благодаря вспышке, у детеныша получилась резкая довольная мордочка. А вокруг него на длинной выдержке все движется, есть ощущение неуемной дельфиньей жизни, дельфиньего мира, в котором все происходит очень быстро.

Статичная камера

Следующий прием использования длинной выдержки, когда камера зафиксирована, а предметы в кадре движутся и размазываются. Типичные объекты такой съемки - это вода: морской прибой или бегущие по морю волны, струи фонтана или водопада, которые размазываются и дают ощущение потока. Например, вот такой сюжет:


Диафрагма – f/8
Выдержка – 1/10, ISO 200
Фокусное расстояние – 24 мм
Камера – Nikon Df


Диафрагма – f/11
Выдержка – 2,5, ISO 100
Фокусное расстояние – 35 мм
Камера – Nikon D4S
Объектив – AF-S NIKKOR 35mm f/1.4G

Это может быть снег или дождь, или автомобили, оставляющие треки огоньков. Это Дом правительства Азербайджана, известный как Дом тысячи комнат. Если бы я снимал это фото ночного Баку на короткой выдержке (что камера позволяла), то на переднем плане у меня было бы очень много машин, которые отвлекали бы от основного объекта съемки. А на длинной выдержке их нет – они исчезли, оставив только треки огней габаритов и стоп-сигналов. Так снимают ночные города, горные серпантины, и они выглядят очень эффектно. Так можно управлять влиянием движущегося объекта на композицию кадра: изменять его, сделать минимальным или вообще убрать.

Слабый источник света

Следующий случай: недостаточная освещенность и неподвижные объекты. Вместо того, чтобы мучиться и изобретать способы, как их осветить, достаточно поставить камеру на штатив, открыть затвор и проэкспонировать кадр так, как вам нужно. Этот простой метод позволяет превратить банальный сюжет в интересный и необычный кадр, который будет выглядеть привлекательно и свежо.

Например, это фото дайв-центра Голубое озеро снято ночью с выдержкой 30 секунд. Он не кажется ночным из-за длинной выдержки, но при этом выглядит интересно с необычными красками.


Диафрагма – f/7.1
Выдержка – 30, ISO 800
Фокусное расстояние – 35 мм
Камера – Nikon D700
Объектив – AF NIKKOR 35mm f/2D

Это стоянка нашего водолазного корабля РК-311 у заброшенного плавучего дока для ремонта подводных лодок на острове Мощный. Она снята поздним вечером с выдержкой 2,5 секунды. Свет заката окрасил все в темно-синие тона, а желтый свет ламп накаливания поставил акцент на корабле.

Главное – не бояться, дождаться темноты, поставить камеру на штатив и открыть затвор. И результат будет совершенно удивительным.


Диафрагма – f/8.0
Выдержка – 2,5, ISO 1600
Фокусное расстояние – 50 мм
Камера – Nikon D3S
Объектив – AF NIKKOR 50mm f/1.4D

Светопись

Это легендарная техника пещерных исследователей. Вы ставите камеру на штатив, открываете затвор на бесконечность (на камерах Nikon обозначено как «bulb»). А затем ходите и фонариком освещаете сцену. В чистом виде светопись делается в абсолютной темноте: куда вы посветили, там появился кусочек картины, и так вы рисуете световой кистью, пока не появится все изображение полностью.


Диафрагма – f/10
Выдержка – 62, ISO 400
Фокусное расстояние –16 мм
Камера – Nikon D3X
Объектив – AF Fisheye-NIKKOR 16mm f/2.8D

Кроме пещерной съемки этой техникой очень часто снимают натюрморты. Но светопись может использоваться и во многих других жанрах: и travel, и пейзажной, и даже репортажной фотографии. Главное, чтобы у вас было время экспериментировать. Светопись отнимает чудовищное количество времени: каждый кадр секунд по тридцать, плюс еще отрисовка процессором камеры секунд тридцать, и вам нужно какое-то количество дублей, чтобы получить нужный результат. Чтобы набить руку, грубо говоря. Но результат будет очень необычным. Вы можете создавать противоречивые неестественные световые рисунки, которые зрителем будут восприниматься как странные, и это будет привлекать внимание к вашей фотографии, она будет выглядеть крайне необычно. Совершенно непонятно, откуда льется свет, из каких источников? Как, например, на фотографии горнопроходческого комбайна выше. Экспозиция этого кадра - 62 секунды, все здесь нарисовано одним маленьким фонариком.

При этом люди в кадре не должны вас смущать. И вот почему. Когда вы светите фонариком, вы высвечиваете только маленькую часть кадра. А в это время ваша модель может делать что угодно. Например, фотография с длительностью экспозиции ниже 13 секунд. Ни один человек не может стоять столько времени неподвижно. Но поскольку это светопись, ваша модель может свободно двигаться, пока вы не направите фонарь на нее. Осветить человека фонарем - это вопрос секунды. А секунду человек может оставаться неподвижным. Ваша цель – объяснить модели, что надо замереть, когда вы будете отрисовывать ее в этой сцене.


Диафрагма – f/10
Выдержка – 13, ISO 100
Фокусное расстояние – 14 мм
Камера – Nikon D4S

Недавно я попробовал применить светопись в подводной фотографии, чего до меня никто не делал. Для примера вот эта фотография с выдержкой 30 секунд: камера стояла на штативе, а я плавал с фонариком, освещая эту сцену.


Диафрагма – f/14
Выдержка – 30, ISO 200
Фокусное расстояние – 35 мм
Камера – Nikon D4S
Объектив – AF-S NIKKOR 16-35mm f/4G ED VR

Комбинированный свет

Самый сложный случай, когда в одном кадре у вас оказались неподвижный плохо проэкспонированный объект и подвижные объекты. Тогда приходится использовать комбинированный свет, чтобы вспышками заморозить подвижные объекты, а на длинной выдержке проэкспонировать те, которые невозможно осветить вспышками. Например, этот кадр с РК-311, нашим кораблем.


Диафрагма – f/4.5
Выдержка – 15, ISO 4000
Фокусное расстояние – 20 мм
Камера – Nikon D3S
Объектив – AF NIKKOR 20mm f/2.8D

Я хотел сделать снимок, как он плывет под звездным небом. Но если просто поставить камеру на штатив, то корабль на снимке окажется черным, и рассмотреть будет ничего нельзя. А если на судне включить свет, то из-за волн силуэт корабля на длинной выдержке смажется. Поэтому пришлось использовать комбинированный свет. Я встал на дамбе и поставил камеру на штатив, чтобы проявились звезды и отрисовались метеориты Персеид, поток которых как раз пересекала наша планета. Во-вторых, нужно было осветить корабль со стороны, поэтому на второй пирс я поставил на штативе вспышку с тубусом, чтобы дать направленный свет на корабль. В-третьих, нужно было подсветить корабль изнутри, при этом постоянный свет не годился, как я уже рассказывал, почему. Так что в рубку и каюты мне пришлось тоже положить вспышки с радиосинхронизаторами и направить их в иллюминаторы.


Диафрагма – f/10
Выдержка – 6, ISO 1600
Фокусное расстояние – 14 мм
Камера – Nikon D4S
Объектив – AF-S NIKKOR 14-24mm f/2.8G ED

Светопись может стать отличным решением в том случае, когда невозможно снять днем. Например, в каньонах из-за того, что это узкое ущелье, солнце туда не может попасть и осветить красиво. Поэтому гораздо лучше взять дело в свои руки и снять ночью с тем светотеневым рисунком, который вы задумали. Вот такой пример выше: выдержка 6 секунд, человек будто бы исследует каньон. Это светопись двумя фонарями, один из которых находится спереди модели, а другой держит осветитель позади нее.


Диафрагма – f/2.8
Выдержка – 20, ISO 1600
Фокусное расстояние – 14 мм
Камера – Nikon D700
Объектив – AF-S NIKKOR 14-24mm f/2.8G ED


Диафрагма – f/13
Выдержка – 1.6, ISO 800
Фокусное расстояние – 20 мм
Камера – Nikon D4S

Фото под названием «Я тебя не слышу» - комбинированный свет из 7 вспышек, двух фонарей и светописи. Здесь достаточно большое пространство, а еще и водопад, и озеро, и осветить все было трудно. Поэтому я положил в воду три подводные вспышки, людей заморозил вспышками сухопутными, стены каньона подсвечивались фонарями, плюс я поправил световой рисунок водопада светописью. На все про все 1,6 секунды.


Диафрагма – f/6.3
Выдержка – 1/4, ISO 400
Фокусное расстояние – 24 мм
Камера – Nikon D3X
Объектив – AF NIKKOR 24mm f/2.8D

Также комбинированный свет позволяет разделить планы, как на этой фотографии. Здесь передний план подсвечен вспышками с холодной температурой свечения, а задний план подсвечен теплым галогеновым фонарем, установленным на горном комбайне. Но этот фонарь недостаточно сильный, чтобы конкурировать со вспышками, поэтому выдержка должна быть достаточно длинной, чтобы задний план достаточно отрисовался. Наложение разного света проявило узоры породы на потолке, на который легли золотистые отсветы фонаря.


Диафрагма – f/5.6
Выдержка – 1, ISO 200
Фокусное расстояние – 20 мм
Камера – Nikon D4S
Объектив – AF-S NIKKOR 20mm f/1.8G ED

Работа «Пещера Прометея». Здесь комбинированный свет оказался нужен по другой причине. Большое нагромождение объектов не позволяло нормально высветить пещеру – вспышки неминуемо давали бы жесткие тени ото всех объектов. Или их должно было быть очень много, чтобы нормально высветить такую композицию. Поэтому я применил следующую схему: человек заморожен вспышкой, а сталактиты и сталагмиты высвечены светописью, чтобы получить более равномерное освещение.

Светопись сама по себе и комбинированное освещение – это наиболее интересная и малоизученная область фотографии, которая требует больших временных затрат и физических усилий, но и отдача очень высока. Это то, чем хочется заниматься.

Как снимать на длинных выдержках

Для съемки на длинных выдержках вам не обойтись без устойчивого штатива и спускового тросика с возможностью фиксации кнопки затвора. Чтобы уменьшить тряску при срабатывании затвора, я рекомендую использовать режим предподъема зеркала. Но если вы вдруг оказались где-то без штатива, а снимать хотите на длинной выдержке, то вам поможет правильная стойка и возможность опереть на что-то локти или прислонить к чему-то камеру. Возможен упор в колено или на локоть. Профессиональные камеры позволяют снимать с рук на более длинных выдержках, потому что они тяжелее и более ухватистые. Лично я снимал с рук на D3s и D4s с выдержкой до полусекунды. Надо понимать, что если вы снимаете с рук, то чем длиннее выдержка, тем больше дублей придется сделать.

Съемка с длинной выдержкой - одно из моих любимых занятий. Это позволяет запечатлеть нечто, отличающееся от 99% фотографий в интернете, а также требующее навыков и подходящего оборудования.

Для работы с таким видом фотографий нужно умышленно завышать время экспонирования. В то время, как короткая выдержка передает момент, долгая выдержка делает движение размытым, создавая различные эффекты в зависимости от предмета съемки.

Поначалу всё может показаться сложным. Самый частый вопрос, который возникает у новичков: «Почему мои фотографии с длинной выдержкой получаются белыми?» К счастью, решить эту проблему очень легко. Первым делом нужно получить лучшее понимание треугольника экспозиции. Если хотите почитать подробно, кликните по ссылке , а в рамках статьи я приведу очень краткий обзор. Экспозиция фотографии (то есть насколько она яркая или темная) определяется тремя характеристиками: ISO, диафрагма и выдержка.

Выдержка отвечает за то, сколько времени затвор остается открытым. Для большинства обычных фотографий выдержка варьируется в диапазоне от 1/60 до 1/500, а нам (в зависимости от предмета) понадобятся значения от 1/10 секунды до 5 секунд или даже 20 минут. (Многие камеры не могут работать с выдержкой длиннее 30 секунд без режима «Bulb», поэтому придется воспользоваться внешней кнопкой спуска затвора). На сенсор попадет больше света, в результате чего снимок станет светлее. Если оставить затвор открытым слишком долго, то на выходе можно получить просто белый холст. Первый шаг в решении проблемы - скорректировать две другие вершины треугольника экспозиции.

ISO регулирует чувствительность сенсора к свету. Хоть техническую сторону и сложно объяснить, достаточно знать, что более высокие значения шкалы ISO означают более светлый снимок. Поэтому, при съемке с длинной выдержкой старайтесь устанавливать минимальное ISO. Пороговый уровень большинства камер равен 100. Некоторые модели могут работать даже с ISO 64, а камеры Fuji не позволяют выбирать значение ниже 200.

Третья грань треугольника экспозиции - это диафрагма. Ее значение отвечает за диаметр отверстия, пропускающего свет. Чем больше значение диафрагмы, тем шире отверстие. Однако, известно, что относительное отверстие объектива указывается в дробном виде. То есть, f/8 на деле означает 1/8. Таким образом, если диафрагменное число k больше, то относительное отверстие становится меньше, ведь 1/16 в разы меньше, чем 1/4. Если при работе с длинной выдержкой ваши фотографии получаются белыми, попробуйте сделать относительное отверстие более узким, установив меньшую диафрагму. Хорошей стартовой точкой станет диафрагма f/16 и минимальное ISO. Также учитывайте, что меньшая диафрагма означает больше резкости. Если вам нужна мелкая глубина резкости, придется прибегнуть к каким-то другим методам.

Ну хорошо, вы выполнили эти советы, но все еще не получили ответ на свой вопрос. Если вы снимаете с минимальным ISO и маленькой диафрагмой, а снимки все еще яркие, придется прибегнуть к одному из следующих вариантов.

Во-первых, сократите выдержку. Не каждому кадру требуется 20 секунд на экспонирование. Желаемый эффект можно заполучить с 1/2 или даже 1/8 с. Однако, это работает не для каждой ситуации. Иногда в кадре слишком много света, но, если посмотреть на примеры ниже, можно увидеть, что некоторые из них были сделаны с относительно короткой (как для такого вида съемки) выдержкой.

Если проблемой является излишнее количество света, найдите способ его сократить. Например, просто попробуйте сфотографировать тот же пейзаж в более темное время суток. Вместо того, чтобы пытаться заснять кадр в полдень, сделайте его на закате или даже в облачный день. Это одна из причин, по которой облачные дни идеально подходят для съемки водопадов, когда нужно немного увеличивать выдержку.

В конце концов есть очень полезный таком виде съемки инструмент - фильтр нейтральной плотности . Это обычные солнцезащитные очки для вашего объектива. Разные ND-фильтры имеют разную плотность. Мой личный выбор - 10-стоповый фильтр, позволяющий увеличивать выдержку на 10 стопов. Для обычной съемки в послеполуденное время требуется выдержка 1/30 с, ISO 100 и f/16. С таким фильтром я могу сделать тот же снимок при выдержке 30 с. Чаще всего выпускаются 6- и 3-стопные фильтры. Если нужен один или два дополнительных стопа, можно воспользоваться круглым поляризатором.

Когда вы поняли, как снимать с длинной выдержкой и купили ND-фильтр, для вас открывается огромное количество интересных способов этим воспользоваться. Вот несколько моих любимых видов съемки.

Мечтательные океанские пейзажи

Вы видели фотографии береговой линии, волны которой превращены в мистический туман? В то время, как короткая выдержка остановит волны, длинная смажет их движение. Выбор значения выдержки зависит от количества света, частоты волн и глубины воды. Хорошая стартовая точка - ISO 100, f/16 и 15 с.

Озера

Рябь на воде зачастую портит фотографии озер. Эту проблему легко решить, прибегнув к длинной выдержке, которая полностью смягчает поверхность. Мой ND-фильтр часто спасал меня от ряби на воде или скучных закатов. Выдержка здесь полностью зависит от того, насколько сильные волны. Снимок был сделан с ISO 200 (минимальный порог для камер Fuji), f/16 и выдержкой 90 с.

При съемке фотографии ниже вода была намного спокойнее, поэтому я использовал более короткую выдержку. Вот такие настройки камеры я выбрал: ISO 200, f/18, 5 с. Если внимательно посмотреть, можно заметить еще одну трудность при работе с длинной выдержкой - дерево в левой части стало размытым из-за ветра.

Водопады

Пожалуй, именно водопады изначально вдохновили меня попробовать заняться съемкой с длинной выдержкой. Я без конца смотрел на фотографии шелковисто гладких водопадов и очень хотел понять, как это делается. Большой плюс в том, что при съемке водопадов не нужна слишком долгая выдержка. Но важно определить, какую часть движения вы хотите передать. Очень легко получить водопад, в котором нет никакого контекста. Иногда это полезно, но обычно я все же стараюсь делать водопад не совсем размытым.

Я хотел оставить большую часть движения водопадов Panther Creek Falls, поэтому выставил такие настройки: ISO 200, f/18, 1/8 с.

Из-за темноты этого каньона у меня не было выбора, поэтому пришлось пожертвовать выразительностью водопада и сфотографировать его при ISO 800, f/11, 8 с.

На примере ниже я умышленно отказался от резкости, чтобы придать водопаду вид длинного шелкового каскада. Настройки камеры были такими: ISO 200, f/16, 5 с.

Полосы света

Еще один мой любимый пример. Полосы света - это красные или желтые/белые линии, которые появляются на фотографии за счет фар проезжающих машин. Здесь длина выдержки определяется тем, насколько быстро едут автомобили. Это довольно просто сделать, если определенный источник света проходит сквозь кадр и нужно просто посчитать время, за которое он это делает. Однако, когда в кадре больше машин и источников света, всё становится сложнее. Ниже я привел несколько примеров с указанием настроек камеры.

Здесь понадобилась долга выдержка, так как два потока автомобилей двигались в разных направлениях. Нужно было захватить конец одного источника света и начало другого. ISO 200, f/18, 15 с.

При съемке Бранденбургских ворот мне повезло, так как поток автомобилей двигался в одно время. Я сделал эту фотографию при ISO 200, f/16 и 2,5 с.

Фотографию ниже было нелегко сделать, ведь в кадре много линий движения автомобилей, которые нужно было захватить. ISO 200, f/16, 45 с.

Если вам нужно больше вдохновения, существуют другие способы работы с длинной выдержкой. Поищите примеры в интернете и увидите, как можно получить потрясающие облака, как работать с проводкой камеры и т.д.

Длинная выдержка в фотосъемке - прием, который позволяет добиться удивительного эффекта в кадре. Начинающие фотографы зачастую пренебрегают этой техникой, следя за диафрагмой и отдавая предпочтение короткой выдержке, отвечающей за резкость изображения. Пейзажи, портреты, водные композиции, ночная съемка - все это можно эффектно запечатлеть на фотографии с длинной выдержкой.

В статье мы познакомим вас с профессиональными приемами, с помощью которых можно создавать различные световые и динамические эффекты, отражать блики ночного города в движении, экспериментировать с волнами и закатам. Для начала рассмотрим основные типы выдержек, которые используются в фотосъемке.

5 скоростей для фото с длинной выдержкой и короткой

Останавливаем динамику на выдержке от 1/250 с.

Эти показатели выдержки используются профессионалами для съемки быстро движущегося объекта. Прием востребован спортивными корреспондентами, задача которых - остановить мгновение, запечатлеть в кадре мотогонщика, велосипедиста, лыжника. Короткая выдержка позволяет сделать снимок четким, добиться идеальной резкости. Но у этого метода есть один недостаток - кадр получается плоским, статичным, а задача фотографа - изобразить спортсмена в движении, придать снимку динамику. Оживит композицию боковой наклон камеры или использование проводки.


3 правила короткой выдержки:

    Стремительное движение, развивающее высокую скорость, (автогонки, бегущее животное) - снимаем на 1/1000 с.

    Спортсмены легкоатлеты, лыжники, велосипедисты - 1/500 с.

    Волны, водопады, приливы, огни фар, плывущие облака - 1/250 с.

Выбирая подходящие параметры для своей фотосъемки, необходимо учитывать комплексную динамику в кадре. Если речь о бегущей девушке - берите в расчет не только движение тела, но и развивающиеся по ветру волосы. Чтобы все детали кадра были четкими, ориентируйтесь по самому бытро перемещающемуся элементу.

В охоте за четким кадром учитывайте максимальную и минимальную скорость предмета. Затвор должен опуститься в точке пике - моменте, в котором происходит секундная остановка и затем движение идет на спад. Приводим пример. Снимая мотоциклиста, участвующего в гонках по бездорожью, эффектным снимком будет его взлет на одном из холмов трассы. Как остановить это движение - рассчитайте зрительно траекторию и будьте готовы к нужному моменту. Используйте выдержку 1/1000 с и режим серийной съемки. Несколько кадров в секунду, следующие один за другим, позволят гарантированно поймать захватывающий взлет спортивного мотоцикла.

Съемка с проводкой от 1/15 до 1/250 с.

Этот прием позволяет отслеживать динамику, фиксировать движение предмета на разных промежутках времени. Метод позволяет сочетать в кадре статику и стремительность, оживлять фотографию, приближать к реальному восприятию изображения. Когда вы едете на автомобиле и смотрите на жучка, сидевшего на стекле, что вы видите и как? Насекомое четкое, а деревья и трасса - размыты. Как добиться такого же эффекта на фото - применять проводку.

3 параметра выдержек для разной скорости движения:

  • 1/125 - этот показатель используется при съемке с проводкой автомобилей, мотоциклов, быстро бегущих животных;

    1/60 - движущийся предмет, расположенный близко к объективу (велосипедист, бегун, хоккеист и т.д.);

    1/30 - человек или животное, совершающие какое-либо действие, полет птицы.

Съемка на длинной выдержке от 1/15 до 1 с.

Этот метод еще называется творческим размытием, с помощью которого фото на длинной выдержке получается словно с прорисовкой, креативным, эффектным, а иногда - поражающим воображение. И только фотограф знает, что этот удивительный кадр был рожден без фотошопа и наложения, а с помощью простых секретов фотосъемки с длинной выдержкой.

Самое благодарное время для подобных экспериментов - за час до заката, когда освещение позволяет создавать самые красивые кадры, отражать блики на воде, контрастные облака на небе, огненный горизонт.

Ночь - идеальное время для фотографии на длинной выдержке городских пейзажей: мостов, улиц со светящимися витринами, дорог со спешащими автомобилями, звездного неба, податливого на фотоэксперименты.

В помощь новичкам знакомим с параметрами удачных фото с большой выдержкой:

    Хотите красиво запечатлеть движение воды в водопаде - используйте значение ⅛ с.
    Ласкающие берег волны, звездное небо, детские аттракционы - достаточно будет выдержки ¼ с.

    Не бойтесь экспериментов с длинной выдержкой на своем фотоаппарате. Пробуйте различные параметры, сочетайте их с другими методами съемки. Фотография требует творческого подхода, нестандартного видения композиции.

Длинная выдержка фото со значениями от 1 до 30 с.

Здесь идет речь о художественных фотографиях, на которых изображены городские пейзажи ночного города, с огнями фонарей, витрин, фар автомобилей. Все, что двигалось за кадром, на снимке обретает спокойную и красивую статику. Огни получаются с уникальным свечением, оставляющим на воде выразительное отражение. Хотите добиться подобного эффекта - без штатива не обойтись. Ключевая задача фотографа - обеспечить камере устойчивое положение. Ветер, вибрации дороги и прочие возможные помехи не должны повлиять на рождение фотографии с большой выдержкой.

Профессиональный лайфхак: чтобы придать штативу устойчивость, утяжелите его рюкзаком с фотоаппаратурой.

  • В ветреную погоду снимайте со значением в 30 с.
    Спокойное море - 15 с.
    Плывущие в небе облака - 8 с.
    Хотите снять волны, сохранив при этом частичную резкость - 1 с.

  • Учитывайте время съемки. Идеальный вариант - выбрать часы, в которые освещение не меняется. Иначе придется корректировать диафрагму или держать начеку затвор, улавливая подходящую скорость.

Очень большая выдержка от 30 с.

Эти значения используются профессионалами при съемке ночного неба - когда фотограф хочет создать имитацию звездопада или сверкающие композиции из калейдоскопа огоньков. Выдержка в данном случае может быть от 30 секунд до 10 минут, в зависимости от сложности задачи, особенностей погоды и освещения.


Длинная выдержка в фото с различными сюжетами

Одно из преимуществ этого метода - возможность создать интересные эффекты, сделать реальное сказочным, выразительным, ярким, подчеркнуть то, что недоступно зрению человека. Рассмотрим самые популярные жанры и сюжеты, которые идеально подходят для длинной выдержки на фотоаппарате.

Пейзажи

Для живописных пейзажей фотографы используют различные характеристики - от 30 секунд до 5,7, а иногда 10 минут. Все зависит от того, чего хочет добиться мастер. Особенно эффектно получаются водные и горные композиции:

  • Туман над рекой на рассвете становится волшебным, в светящейся дымке. Особенное мерцание обретает и вода;

    Бурлящая горная река превращается в водный поток с мягкими переливами;

    Бушующее море с волнами выглядит на фото совсем с другим настроением: острые гребешки слегка смазаны, сглажены акценты с брызг и перемещены на новую фактурную особенность движения воды - оно словно замерло и выглядит в своей статике художественно, уникально;

    Облака на голубом небе, заключенные в кадр на большой выдержке, становятся похожи на царственный караван, возвышающийся над землей.

  • Хотите, чтобы результат оправдал ваши ожидания, учитывайте особенности освещения, не забывайте следить за диафрагмой и обязательно пользуйтесь штативом!

Портреты

Классический фотопортрет снимается четким: фон, объект, детали - все в резкости. Но это не единственный способ выразить индивидуальность модели. Длинная выдержка в данном случае становится верным методом придать кадру уникальность, сделать его особенным. Отойдем от стандартов, рассмотрим варианты креативного портрета:

  • Девушка в метро. Достаточно поймать нужную композицию и поставить значение выдержки, позволяющее снять лицо в резкости, а поезд на фоне - смазанным, в движении. Кадр получится живым и выразительным.

    Человек в городской суете. Современные люди привыкли к городскому шуму, но иногда наступает момент усталости, когда хочется остановить время и порелаксировать. Урбанистический, актуальный портрет - лицо жителя мегаполиса на фоне высоток, машин, людей. Человек в фокусе, фон - в размытом движении, которое герой не хочет улавливать.

  • Яркий, контрастный портрет - девушка или ребенок на фоне голубого неба с быстро бегущими облаками. Солнце, подсолнухи или золотистые колосья пшеницы - идеальный фон для этой композиции, который точно отразит настроение и придаст кадру дополнительную сочность.

    Дети на аттракционах. Эти фотографии получатся особенно эмоциональными и выразительными. Выбирайте карусели со средней скоростью - чтобы была возможность поймать нужный момент и соблюсти параметры требуемой выдержки.

    Карнавал. На улицах феерия: костюмированное шествие, музыканты в ярких нарядах, танцовщицы в пышных платьях, ростовые куклы. Веселье, эмоции, шум. Но центр сюжета держит совсем другое настроение - грустный, уставший клоун, которому хочется свернуть на тихую улицу, смыть грим и насладиться спокойствием.

Сюжеты с движением

Что такое длинная выдержка в современном фотоделе - возможность объединить в одном сюжете статику и движение. Этот прием особенно актуален для съемки мест со скоплением людей и их различных активностей. Можете использовать в своих работах удачные идеи талантливых мастеров, представленные на международных фотовыставках:

  • Здание вокзала. Высокие своды, помпезный интерьер, много света. Люди ждут своего маршрута, изучают информационное табло, просто пьют кофе, а кто-то в это же мгновение опаздывает на поезд, торопится - разбавляет статичную композицию своей динамикой.

Один день в городе. Шумная большая улица. По дороге в несколько рядов едут автомобили, по тротуарам идут люди, на открытой террасе кафе мужчина и женщина едят мороженое и мило беседуют. Ось композиции - мальчик с ярким воздушным шаром. Он словно выбивается из окружающего хаоса, акцентирует на себе внимание. Движение вокруг полуразмыто (на выдержке 3 с.), лицо в фокусе.
Пляжная вечеринка. Лето, песок, теплая ночь и веселая компания друзей. Фон яркий, динамичный. В центре композиции - он и она, друг напротив друга, смотрят в глаза. Им хочется тишины и прибоя. Романтичное настроение кадру придают размытые фоновые огни с мягким свечением.

Подумайте, какое мгновение вы бы хотели остановить, кто должен быть героем вашего идеального кадра, и попробуйте это сделать на длинной выдержке.

  • Учитывайте скорость объекта фотосъемки. Стремительная динамика будет слишком смазанной.

    Правильно подбирайте параметры выдержки. Фотографируя идущего человека на значении 3 секунды, в результате вы получите полуразмытый силуэт. Увеличив выдержку до 10 секунд, объект будет изменен до неузнаваемости.

    При съемке на больших величинах (от 5 до 10 минут) пользуйтесь штативом. Малейшая вибрация может испортить кадр.

    Не забывайте о параметрах светочувствительности - с ее помощью можно корректировать резкость.
    Выбирайте время суток с мягким освещением. Избегайте ярких прямых солнечных лучей. Идеально время - за два часа перед закатом. Если снимаете на границе сумерек - следите за диафрагмой.

    Снимайте не только пейзажи, но и людей. Эти кадры обретают особенный характер и эмоции.

    Хотите, чтобы кадр получился креативным, художественно искажающим реальность, - используйте светофильтры. Фотографии можно придать различные цветовые температуры и оттенки: теплые и холодные, в пастели и контрастности.

Миссия фотографа - выразить окружающий мир, увиденный своими глазами через объектив, придать моменту, застывшему в кадре, идею, уникальность. Экспериментируйте смело - это одна из движущих сил фотоискусства.

Съемка на длинной выдержке – не новый формат, при этом снимки, сделанные с такими параметрами, выглядят довольно эффектно. А главное – если вы новичок, то вы легко . Все, что вам понадобится из оборудования, это: камера, штатив, широкоугольный объектив (подойдет даже стандартный 18-55) и ND-фильтр (нейтральные фильтры)

ND фильтры спроектированы таким образом, чтобы рассеять свет, который попадает перед линзой объектива.

1. Создавайте мягкое движение воды или покажите, куда она движется

Один из самых популярных сюжетов, где используют длинную выдержку – это сгладить воду или сделать так, чтобы она выглядела как замороженная. Такие сюжеты вы можете снять на море, озере или речках. Сами такие фотографии больше о небе, скалах и окружающей среде.

Еще один способ снимать воду – это поставить достаточно короткую выдержку в 1-3 секунды, таким образом вы увидите движение воды, и как бы остановите его на фото. Также люди любят фотографировать водопады с таким эффектом.

2. Размытые облака

Архитектура – очень популярный объект для съемки с эффектом длинной выдержки, таким образом вы можете размыть облака, и создается впечатление, что объект съемки вне времени. С помощью размытого следа облаков можно выделить главный объект съемки, создаются как бы направляющие.

3. Очистить фотографируемое пространство от людей и машин

Если вы всегда хотели снять интересное место в городе, но вам мешали люди, то теперь вы можете это сделать используя фильтр на объективе и длинную выдержку. Если в этом месте маленький поток людей, то их точно уберет с фотографии. Если трафик людей и машин большой – то превратит их в призраков 🙂

Фотография улицы с выдержкой в 10 минут

4. Один из способов снять популярные места иначе? чем другие фотографы.

В каждом городе есть культовое место, которое все пытаются сфотографировать, и если у вас есть ND-фильтр и штатив, то вы можете сделать это особенное фото.

5. Покажите время на фото пейзажей.

Когда вы снимаете на длинной выдержке? людям кажется, что вы фотографируете время. Ищите в пейзажах что-то особенное, например эти деревья, людям может показаться, что вы сфотографировали, как они засыхают.

6. Сюрреалистичный пейзаж

С длинной выдержкой вы можете создавать сюрреалистичные пейзажи

7. Ночная фотография

Так как вы любите фотографировать, то при помощи длинной выдержки вы можете не прекращать съемки даже ночью! Все что нужно – это правильно настроить фотоаппарат и хорошая опора (лучше, конечно, штатив).

Вот такие простые советы, которые помогут вам попробовать себя в других жанрах.

Психология