Иран, россия и ядерное оружие. У ирана есть оружие гораздо более мощное, чем ядерное Ядерный потенциал ирана

Проблема возможности создания Ираном ядерного оружия уже давно находится среди первых тем мировой политики. В последние месяцы и дни она стала одной из главных. Особенно после того, как на прошлой неделе президент Ирана М. Ахмадинежад, выступая на молодежной конференции "Мир без сионизма", заявил следующее: "Имам Хомейни говорил, что сионистский режим должен быть стерт с лица земли и с помощью божественной силы мир будет жить без США и Израиля". Хотя президент лишь цитировал слова покойного аятоллы, его слова, воспринятые многими как неофициальное объявление войны Израилю, были с разной степенью жесткости осуждены во всем немусульманском мире, в том числе Россией. Палестинский лидер открыто дистанцировался от слов иранского президента. Некоторые деятели в Иране, в том числе и в правящих кругах, указали, что заявление противоречит иранским интересам и усугубляет внешнеполитические позиции страны.

Появились слухи, что высшее духовное руководство страны, обладающее большей частью реальной власти, намеревается ограничить полномочия президента в области внешней политики. Большинство лидеров мусульманских стран промолчало.

Но заявление резко обострило дискуссию вокруг проблемы Ирана и ядерного оружия. Теперь она уже не уйдет на второй план и может в течение ближайших месяцев привести к резкому обострению международной обстановки. Перед Россией встает трудная проблема.

Попробую дать свою, естественно, насколько возможно объективистскую трактовку этой сложнейшей ситуации.

Иран с его более чем шестидесятимиллионным населением сумел добиться существенного прогресса в последние десятилетия. В отличие от всех других мусульманских стран региона расширенного Ближнего Востока, страна сумела обуздать рост населения еще до начала нефтяного бума, демонстрировала рост ВНП на душу населения. Его элита, как духовная так и светская, не только весьма образованна. Иран по меркам региона - относительно демократическое государство. Там существует оппозиционная пресса, регулярно закрываемая, оппозиционные партии, чьи представители часто не допускаются до выборов. Эта "демократия" является "сверхуправляемой", даже по нашим стандартам, но гораздо более развитой, чем во многих странах СНГ. В Иране проводятся выборы. Нынешний президент, считающийся радикальным консерватором, победил на выборах более умеренного бывшего президента Рафсанджани, являющегося главой Совета целесообразности, одного из двух высших органов, через которые религиозная верхушка реально управляет страной.

Иранская элита считает, что страна находится в стратегическом окружении, не доверяет или боится большинства соседей. Для этого у нее есть основания. Никто не помогал Ирану в войне с Ираком даже тогда, когда Хусейн применил химическое оружие.

США, не способные уже три десятилетия забыть унижение, связанное со свержением шаха и захватом заложников в американском посольстве, и подозревающие Тегеран в поддержке ряда террористических движений, проводят в отношении Ирана откровенно враждебную политику. Только недавно появились признаки готовности к диалогу. Американцы доминируют в соседних Афганистане и Ираке, весьма влиятельны в Пакистане, ставшем ядерным. К арабским соседям иранская элита, чувствующая себя наследницей великой Персии, относится подозрительно, если не презрительно. Недалеко находится не официально, но реально ядерный Израиль, к которому Тегеран относится с нескрываемой враждебностью и подозрительностью. Чувство взаимно. Страна чувствует себя уязвленной, стремится вырваться из международной полуизоляции и обеспечить безопасность страны. Взгляд из Тегерана страдает комплексом "осажденной крепости", разительно напоминает мироощущение советского руководства конца 70-х - начала 80-х гг.

Именно на этом фоне развивается ядерная программа Ирана. Официально Иран, подписавший Договор о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО), заявляет, что он не создает такого оружия. Но ему мало кто верит, хотя он до сих пор формально не нарушал Договора.

При всем моем уважении к руководству Ирана, не верю его заверениям и я. Любая страна в геополитической ситуации Ирана, не имеющая ни союзников, ни гарантий безопасности, стремящаяся к повышению своего политического статуса, стремилась бы к созданию оружия или хотя бы к получению возможности для его создания. Тем более имея перед глазами Индию, Пакистан, Израиль, создавших ядерное оружие, не потеряв в политическом статусе.

Но понимать - не значит принимать. Получение Ираном оружия грозит серьезным подрывом региональной и глобальной безопасности. Будет нанесен едва ли не смертельный удар по ДНЯО, соседние арабские страны (Саудовская Аравия, Египет) получат мощный стимул к созданию своей бомбы. Может развернуться гонка ядерных вооружений в самом взрывоопасном регионе мира. О формуле "стратегическая стабильность" придется забыть. Придется думать о том, как управлять стратегической нестабильностью. Никто не может исключить упреждающих ударов. Обладание ядерным оружием идеологизированным режимом, опасающимся всех, разрабатывающим средства доставки большой давности, не может не создать ощущение опасности у многих стран - от Европы до России и Китая. Не усилит это и безопасность Ирана. Он автоматически станет целью для арсеналов ядерных держав, в том числе, думаю, и России.

Что делать. После заявления иранского президента вряд ли кто-нибудь будет налагать вето на введение новых санкций против Ирана, если вопрос о его ядерном оружии все-таки поступит в Совет Безопасности. Но эти санкции будут заведомо малоэффективными, как большинство санкций, и лишь усилят радикальные элементы в Иране.

Остается ли еще возможность остановить ядерную программу Ирана, выглядящую военной, во многом будет зависеть от руководства Ирана. Но и от умелой дипломатии других стран. Прежде всего США. Несколько месяцев тому назад после десятилетий враждебного игнорирования они вроде бы намекнули на возможность прямых переговоров, сможет что-то сделать и "европейская тройка", игравшая роль "хорошего полицейского", но немного чего добившаяся от Тегерана. Последний, похоже, даже сумел использовать переговоры с ней для выигрывания времени.

Придется активнее подключаться России, скрыто играющей роль еще одного посредника. Мы практически достроили Бушер, несмотря на жесткое давление, и доказали всем потенциальным заказчикам ядерных реакторов, что мы являемся надежным партнером.

Но мы строили Бушер не для державы, нарушающей Договор о нераспространении.

Думаю, что надо пытаться решать проблему ядернизации Ирана в более широком контексте. Россия намекала на него, а теперь должна открыто и ясно его предложить. Главная движущая сила подозреваемой ядерной программы Ирана - ощущение опасности у иранской элиты, повсеместное недоверие друг к другу в регионе расширенного Ближнего Востока.

Давно пора предложить создание системы безопасности для этого региона, гарантированной великими державами, в том числе Индией и Китаем. Нужно инициировать Хельсинкский процесс для региона с участием этих держав. Иначе, даже если мы в очередной раз и решим "иранский кризис", он и ему подобные будут возникать снова и снова.

И ранский МИД дал Европе два месяца, чтобы определиться.

За это время европейские страны должны дать Тегерану четкие гарантии соблюдения ими условия ядерного соглашения 2015 года. В противном случае Иран оставляет за собой право принять «вынужденное решение». Об этом в ультимативной форме сообщил заместитель главы МИД Ирана Аббас Аракчи 13 мая 2018 года.

Какими будут эти «вынужденные решения», догадаться не трудно. Иран вновь приступит к разработке собственного ядерного оружия. Причем займет это у него очень небольшое время. Дело в том, что Иран, как очень разумная страна, претендующая на региональный статус, наверняка подстраховался.

Ядерная гонка вооружений на Ближнем Востоке

Итак, заявление Ирана недвусмысленно намекает на то, что Иран готовится возобновить военную ядерную программу. Такие же планы есть и у саудитов, а Израиль , как мы знаем, давно входит в ядерный клуб с предположительной парой сотен боеприпасов. Причем Саудовская Аравия, скорее всего, рассчитывает «ускорить» работы над созданием ядерной бомбы путем переговоров с Пакистаном, которому она в свое время дала денег на создание первого в исламском мире «ядрен-батона».

Уверен, что именно этот путь является для королевства наименее затратным и наиболее реализуемым. Иран же вел разработку ядерного оружия самостоятельно и основательно. К началу 2010-х он достиг довольно больших успехов в этом направлении, но под давлением США вынужден был свернуть работы. У меня есть все основания предполагать, что свернуты они были не полностью. Вернее, совсем не свернуты, но в другом месте…

Ракетная программа Ирана (нюансы)

Этой темы мы подробно касались, когда рассматривали возможности иранских стратегических ракетных сил и системы ПРО Израиля отразить их удар, если это потребуется в будущем. Теперь же пришло время дорассказать то, о чем я тогда предпочел умолчать, но о чем уже ранее вскользь упоминал. Меня всегда «смущала» явная дополняемость ракетно-ядерной программы Северной Кореи и программа создания ракетно-ядерного щита Ирана.

Иран создал неплохие БР СД, но не стал делать МБР. В свою очередь КНДР сделала упор именно на этих ракетах. Иран создал новые системы наведения БЧ. А еще разделяющуюся головную часть, что в первую очередь имеет смысл для ядерного оружия. В то же самое время корейцы не только создали ядерный заряд, но и поработали над его миниатюризацией (насколько успешно вопрос, но то дело времени и денег) и не стали «заморачиваться» созданием точных систем наведения и разделяющихся головных частей.

Интересная логика, правда? Если мы копнем глубже, то резкая активизация разработки ядерного оружия и новых ракет в КНДР начались именно тогда, когда Иран отказался от подобных разработок у себя дома. И именно тогда они смогли добиться больших и главное для многих неожиданных успехов в этом деле. И мало кто задавался вопросом, а откуда у КНДР на все это нашлись ресурсы.

Конечно, можно предположить, что все дело в Китае и его помощи. Логика в этом тоже есть. А если это все-таки Иран? Не секрет, что многие секреты Пхеньян получил, перекупив их у таких стран, как Украина. Наработки советских конструкторов во многом послужили основой для работы северокорейских специалистов. А ведь мало кто уже помнит, что с начала 2000-х именно Иран очень плотно окучивал украинское руководство и получил от него очень много ценных знаний в области ракетостроения и даже покупал у него образцы (например несколько крылатых ракет Х-55).

А еще не секрет, что ранее Иран и КНДР очень плотно сотрудничали в этой отрасли и схема иранские деньги в обмен на ракетный продукт давно уже отработана в отношениях двух стран. Это и наличие серьезных финансовых возможностей у Тегерана и отсутствие таковых у КНДР заставляют совсем по-другому посмотреть на проблематику создания иранской ядерной бомбы. А что, если она уже создана и просто лежит в другом месте.

Денуклеризация Северной Кореи или нуклеризация Ближнего Востока

Сколько на сегодня у КНДР ядерных боезарядов, не знает никто. Как никто не знает и о секретных договоренностях двух режимов. И как тут не вспомнить о вдруг серьезном пересмотре Пхеньяном отношения к своей ядерной программе. Ким Чен Ын с большой охотой сегодня идет навстречу США в вопросе ядерного разоружения. Еще год назад он заявлял, что его страна никогда не расстанется с ядерной бомбой, а сегодня Вашингтон даже объявляет сроки, когда такое событие может случиться (2020 год).

Пусть они пока гипотетические, но все же прорыв очень примечательный. А если предположить, что все наработки по бомбе, а также часть боеголовок будут перевезены в Иран? Скажете, невозможно? Не уверен. Тогда, имея свои центрифуги и производственные мощности, уже через пару лет Тегеран сможет стать полноправным обладателем ядерного оружия (и межконтинентальных ракет в придачу). А на первое время, чтобы отбить у Израиля желание делать глупости, хватит и десятка северокорейских зарядов. Ведь система ПРО Израиля пока не готова противостоять этой угрозе, а уже через десяток лет все это может стать бессмысленным… Итак, как мы видим ядерная угроза со стороны Ирана, это вовсе не блеф. Причем, самое интересное в этом, что Тегеран при этом не нарушал условия соглашения 2015 года.

ИРАН И ЕГО ОППОНЕНТЫ.

Как ведется игра вокруг иранского ядерного оружия и в чем ее смысл?

Владимир Новиков ведущий аналитик МОФ-ЭТЦ

Вопрос об иранской ядерной программе является одним из острейших вопросов мировой политики. Этот вопрос приковывает к себе особое внимание дипломатов, спецслужб, экспертов, средств массовой информации.

В центре внимания экспертного сообщества – характер иранской ядерной программы, возможные сроки получения Тегераном как самой ядерной бомбы, так и средств её доставки, возможные последствия ядерного статуса Ирана и так далее. Все это, безусловно, заслуживает самого тщательного обсуждения.

Однако в этом исследовании речь пойдет о другом. О том, что иранскую ядерную программу нельзя рассматривать в отдельности от ракетных разработок Тегерана. Мало научиться изготавливать ядерные боезаряды. Нужны еще и средства доставки этих боезарядов. А такими могут быть либо стратегическая авиация, либо ракеты. А раз так, то обсуждение вопроса о наличии в Иране ракет, позволяющих доставить в нужную точку ядерный боезаряд, совершенно необходимо. Вопрос о наличии у Ирана ракет нужного типа не менее важен, чем вопросы о том, насколько приблизилась иранская сторона к технологии обогащения урана, сколько именно ядерного сырья она уже успела обогатить и так далее.

Анализ некоторых сделок по продаже в Иран ракетной техники позволяет нам многое уточнить относительно военных возможностей Ирана, его реальной стратегии, характера проводимой им международной политики, соотношения в этой политике риторики и реальных действий.

Ниже будут обсуждаться цепочки поставок в Иран военной техники, образцов вооружения, материалов и «чувствительных технологий». Цель не в том, чтобы уточнить военно-технические детали, а в том, чтобы обнаружить парадоксальность как привлекающих острое внимание иранских ядерных сюжетов, так и иранской политики вообще. Выявить несоответствие между «официально принятой» в мировом сообществе версией событий и реальным положением вещей. И, двигаясь от частного к общему, доказать, что общепринятая схема – «фундаменталистский Иран против западной цивилизации» – содержит в себе весьма существенные изъяны, что эту схему нельзя принять на вооружение, коль скоро мы хотим адекватно обсуждать и решать ключевые проблемы XXI века.

Любая крупная военная программа в странах «третьего мира», к числу которых, безусловно, относится Иран, не может обсуждаться без ответа на вопрос о том, кто является конкретным спонсором этой программы. А уж если речь идет о ядерных программах – программе изготовления боезарядов, программе создания средств доставки боезарядов, – то ответ на вопрос о спонсоре (спонсорах) этих программ имеет первоочередное значение. Причем речь идет как о разных программах, так и о разных видах спонсорства (политическом, технологическом, финансовом и так далее). Ибо вне указания на конкретных спонсоров конкретных программ обсуждение иранской ядерной проблемы приобретает чересчур уж риторический и беспредметный характер.

Ведь есть убедительные свидетельства того, что Иран в его современном состоянии не способен самостоятельно разработать и создать ни собственное ядерное оружие, ни средства его доставки. Никоим образом не желая уничижительно относиться к научно-техническим возможностям стран «третьего мира» вообще и Ирана в частности, мы считаем тем не менее необходимым оговорить, что для решения ядерной проблемы своими силами необходимо иметь не только соответствующие кадры (ученых, инженеров, рабочих), но и соответствующие индустриальные модули: разноплановую высококачественную промышленность соответствующего профиля, ресурсную базу, причем не только базу добычи сырья, но и базу переработки этого сырья (по отношению к урановому сырью речь идет об очень сложной переработке), а также многое другое. Так называемые «горячие камеры», реакторное оборудование и т.д. Расчеты показывают, что, даже бросив весь свой интеллектуально-промышленный потенциал на создание ядерного оружия, Иран в том виде, в каком он существует, никак не может решить эту проблему своими силами.

Что же касается привлечения возможностей других, более развитых стран, то на этом пути стоят немалые препятствия. Доступ Ирана к тем средствам реализации ядерной программы, которыми располагает мировое сообщество, формально ограничен многочисленными жесткими санкциями, которые наложили на официальный Тегеран США и их союзники после исламской революции 1979 года.

Таким образом, ядерные возможности Тегеран может получить только из чужих рук и только по так называемым «закрытым каналам». Обладатели необходимого Ирану не будут задействовать свои возможности и свои закрытые каналы в его интересах, руководствуясь исключительно филантропией. Или даже элементарными соображениями примитивной экономической выгоды. Они будут решать вопрос о передаче ядерных технологий Ирану лишь в случае, если он сможет в ответ предоставить им нечто крайне существенное. Что же именно?

Ответ на подобный вопрос требует рассмотрения феномена так называемой Большой Игры. Ибо только в ее рамках возможны те или иные варианты обмена какого-то иранского «предложения» на иранский ядерный «спрос».

О каком же «предложении» может идти речь? И может ли вообще идти речь о каком-то «предложении»? В поисках ответа обратимся к истории вопроса. Иранский ядерный проект – история вопроса

Когда говорится об иранской ядерной программе, то обычно подразумеваются те исследования в ядерной сфере, которые ведет современный Иран. То есть государство, сложившееся после исламской революции 1979 года в период режима Хомейни и постхомейнистских трансформаций. Однако исторические данные говорят о более раннем этапе начала работы как над мирной атомной программой, так и над военными составляющими ядерных исследований.

Как известно, у истоков ядерной программы Ирана стоял шахский режим, который 5 марта 1957 года подписал с США соглашение о начале сотрудничества в области ядерных исследований исключительно мирного характера 1 .

Десять лет спустя, в 1967 году, Тегеран закупил у США реактор мощностью 5 МВт. В том же году американцы поставили в Тегеранский ядерный научно-технический центр несколько граммов плутония для исследовательских целей и «горячие камеры» со способностью переработки до 600 грамм плутония в год 2 .

У шахского Ирана были обширные планы по развертыванию исследований в ядерной области. По плану администрации Пехлеви до 2000 года на ядерные проблемы должно было быть израсходовано до 30 млрд. долларов 3 . Сама же программа предполагала строительство 23 ядерных реакторов 4 . Для реализации всех этих масштабных начинаний была создана Организация атомной энергии Ирана (ОАЭИ). Основным направлением деятельности этой структуры стал импорт оборудования и создание инфраструктуры для реализации ядерной программы 5 .

Технологическую помощь шахскому режиму в атомных вопросах оказали в 1970-е годы Германия и Франция. С ними были достигнуты договоренности о строительстве нескольких АЭС в Иране 6 .

В 1974 году Иран закупил во Франции и Западной Германии два атомных реактора. А в 1977 году к ним добавились еще четыре, закупленных все в той же ФРГ. Причем атомщики из Бонна сразу же берутся за другой важный проект – строительство двух энергоблоков АЭС в Бушере 7 .

В 1970 году Иран присоединился к Договору о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО). И шахский режим декларировал исключительно мирный характер иранской ядерной программы. Однако соответствовало ли это реальности?

Российские военные эксперты (например, ведущий научный сотрудник Института Военной истории МО РФ В. Яременко) утверждают, что над военной составляющей иранской атомной программы начал работать еще шах. И американская администрация ему в этом (видимо, вполне осознанно) потворствовала. В качестве доказательства приводится рассекреченный недавно Меморандум Госдепа № 292 «О сотрудничестве между США и Ираном в области ядерных исследований» 1975 года, подписанный лично Генри Киссинджером 8 .

Согласно этому документу, США предлагали Ирану помощь в освоении полного цикла обогащения урана. А эти технологии уже можно использовать в военных целях. Интересно, что за ядерное сотрудничество с Ираном тогда выступали будущие «антииранские ястребы» – Д.Чейни, Д.Рамсфелд, П.Вулфовиц, занимавшие различные посты в администрации Д.Форда 9 .

В следующем 1976 году уже лично президент Форд издал директиву, по которой шахскому режиму предлагалось купить технологию получения плутония из уранового сырья. Вашингтон намеревался поставить в Иран 6-8 ядерных реакторов общей стоимостью 6,4 миллиарда долларов. Кроме того, Вашингтон предлагал Тегерану купить за 1 миллиард долларов 20% акций завода по производству ядерного топлива 10 .

Фактически администрация Форда предлагала шахскому режиму беспрецедентное содействие в мирном, а в перспективе и в военном освоении атомной энергии – получение доступа к технологии выработки плутония. В значительной степени Вашингтон, содействуя иранской ядерной программе, дестабилизировал ситуацию не только на Ближнем и Среднем Востоке, но и в мире.

Конечно, шахский Иран – это не Иран Хомейни, Ахмадинежада или даже Рафсанджани. Однако Иран – это такое государство, которое по определенным причинам всегда будет восприниматься с настороженностью своими соседями. Иран – это носитель иного, не арабского этнического (персидского) и религиозного (шиитского) начал. И его ядерная программа в сочетании с тогдашней американо-израильской ориентацией не могла не беспокоить как суннитских арабских соседей, так и Турцию, чья настороженность по отношению к персидскому соседу имеет давнюю историческую традицию. А в эпоху шаха все это дополнялось тем, что Тегеран был фактически главным союзником США и Израиля на Ближнем Востоке со всеми вытекающими отсюда последствиями.

Раз так, то США эпохи Форда, предоставляя Ирану все большие ядерные преференции, просто не могли не понимать всех последствий «ядерного накачивания» Ирана. Тем более, что к числу существенных последствий передачи Ирану ядерных технологий (включая двойные) относилась и потеря монополии пулом имевшихся тогда ядерных игроков. Уже тогда проблемы нераспространения носили крайне острый характер. И расширение круга ядерных игроков несло издержки, в том числе и для США, порождая все глобальные риски, связанные с так называемым расползанием ядерного оружия.

Кроме того, Иран не был столь стабильным союзником США, как Израиль. И предоставление Ирану ядерных технологий двойного назначения превращалось в сверхрискованную затею. Ведь нестабильность шахского Ирана стала очевидной задолго до 1979 года!

И, тем не менее, США и совокупный Запад шли на риск потенциального ядерного вооружения шахского Ирана. Имеющаяся теперь в открытом доступе документальная база фактически не оставляет по этому поводу никаких сомнений.

Подчеркнем, что такая политика США в серьезной степени отличалась от политики их тогдашнего главного оппонента – СССР. Приведем конкретный пример. Примерно в то же время, 1950-1970-е гг., свою ядерную программу начал осуществлять и Ирак. Не вдаваясь в детали иракских сюжетов, укажем лишь, что в иракской ядерной программе поучаствовали и СССР, и США, и Франция. И выделим здесь то, что нас в наибольшей степени интересует, – советскую позицию.

А она заключалась в содействии исключительно мирным ядерным начинаниям, препятствуя военным составляющим иракской ядерной программы.

Так, в частности, при подписании в 1959 году советско-иракского межправительственного соглашения о помощи в реализации ядерной программы специально оговаривался ее исключительно мирный характер. Данная позиция была отражением личной позиции тогдашнего советского лидера Никиты Хрущева, который категорически выступал за отказ от передачи ядерных оружейных секретов «третьим странам» – от КНР до государств Ближнего Востока 11 .

Но и в постхрущевские времена, в 1975 году, в ответ на просьбу тогдашнего вице-президента Ирака Саддама Хусейна передать более совершенный ядерный реактор советские руководители потребовали от своего иракского визави сотрудничать в атомной сфере с МАГАТЭ 12 . Как известно, Хусейн в итоге получил ядерные технологии военного назначения, но не от СССР, а от Франции.

Возвращаясь к иранским ядерным проблемам, укажем, что после исламской революции 1979 года ядерные исследования были заморожены. Дело в том, что лидер исламской революции аятолла Хомейни считал ядерное оружие «антиисламским», что и определило позицию иранских властей на долгие годы по отношению к этой проблеме 13 .

Однако уже в первой послереволюционной генерации иранского режима нашлись люди, которые считали необходимым продолжить ядерную программу (включая ее военную составляющую).

В числе таких людей был видный соратник Хомейни, генеральный секретарь Исламской республиканской партии Сейед Мохаммад Хосейни Бехешти. Он заявил Хомейни в одной из дискуссий начала 1980-х гг.: «Вашим долгом является, прежде всего, создание атомной бомбы для Исламской республиканской партии. Наша цивилизация на грани гибели, и, если мы хотим ее защитить, нам нужно ядерное оружие» 14 .

Но Бехешти был убит в результате террористического акта 28 июня 1981 года. И сторонники нового развертывания иранской ядерной программы надолго отложили реализацию своих планов.

Реанимация иранского ядерного проекта в конце 1980-х гг.

Ядерные исследования Ирана были возобновлены лишь в 1987 году. К этому времени Хомейни, все еще являвшийся религиозным лидером, изменив позицию по ядерному вопросу, дал санкцию на возобновление иранской ядерной программы 15 При этом некоторые эксперты указывают, что на решение о реанимации иранской ядерной программы повлияла ирано-иракская война 1980-1988 гг., когда Ирак активно применял в ходе боевых действий оружие массового поражения (химическое, например), а также устраивал ракетные обстрелы крупнейших иранских городов (включая Тегеран) и стратегических объектов (включая обстрелы в 1987 и 1988 гг. блоков законсервированной Бушерской АЭС) 16 .

Однако Хомейни никоим образом не превратился в особого ревнителя ядерной иранской программы. Он просто уступил и реальности, и политическому давлению своих набирающих политическую мощь сподвижников. Реанимация иранской ядерной программы была существенно обусловлена укреплением позиций Х.А.Рафсанджани и успехом проводимого им политического курса. Х.А.Рафсанджани, являясь представителем реформаторского крыла иранского руководства, считал абсолютно необходимым превращение Ирана в сверхдержаву, пусть и под лозунгами исламской революции. А ядерная программа являлась для него и его сподвижников одним из инструментов такой трансформации 17 .

Отметим, что в настоящее время наиболее ярым «атомным радикалом» принято считать действующего иранского президента М.Ахмадинежада. И это во многом именно так. Сам Ахмадинежад не скрывает своей приверженности «атомному выбору».

Однако внимательный анализ проблемы показывает, что иранская ядерная программа осуществлялась и при шахе, и при позднем Хомейни, и в постхомейнистском Иране. Как мы видим, скорее представитель определенной части иранских фундаменталистов откажется от ядерной программы из-за своих религиозных установок, чем тот или иной рациональный политик, ориентированный на вестернизацию, как шах, или на иранскую исламскую сверхдержавность, как Рафсанджани.

Вряд ли смена конкретного первого лица в Тегеране (например, Ахмадинежада на Рафсанджани или на другого реформатора Мусави) что-либо изменит в отношении иранских руководителей к ядерной программе Ирана.

Известно, например, что главный кандидат от «реформистских сил» на иранских президентских выборах 2009 года Мир-Хосейн Мусави в ходе предвыборной кампании говорил о необходимости продолжения иранской ядерной программы. Правда, он оговаривался, что будет стремиться к тому, чтобы ядерная программа Ирана не носила военный характер. Но время от времени что-то сходное можно услышать и из уст Ахмадинежада. И совершенно ясно, что все разговоры о мирном характере ядерной программы Ирана – просто дань конъюнктуре. И что на самом деле политики Ирана стремятся не к мирному, а к военному атому.

Заявление Мусави датировано апрелем 2009 года 18 . Его оговорка о том, что он будет стремиться исключительно к мирному использованию иранского атома, конечно, важна. Но только в качестве иллюстрации на тему об игре, которую иранские элиты ведут вокруг ядерного проекта. В рамках этой игры допустима разная риторика. Но лишь постольку, поскольку она обеспечивает решение главной задачи – задачи вывода Ирана на новые, регионально-сверхдержавные рубежи. Причем Иран не Индия и не Китай. Ему не надо восполнять дефицит газа и нефти с помощью мирных ядерных реакторов. У него нет дефицита этих стратегически важных ископаемых.

Реальную помощь Ирану в возобновлении его ядерной программы оказали, во-первых, Китай и, во-вторых, Пакистан.

Китайская сторона поставила исследовательскому центру в Исфагане небольшой реактор 19 . Кроме того, в 1993 году Пекин обещал содействовать Тегерану в достройке АЭС в Бушере путем предоставления рабочей силы и технологий, а также в строительстве новой АЭС на юго-западе Ирана (мощность объекта – 300 МвТ). В 1995 году была достигнута еще одна договоренность – о сооружении под Исфаганом завода по обогащению урана 20 . Также еще в 1990 году между Китаем и Ираном было заключено соглашение сроком на 10 лет о подготовке иранских специалистов в ядерной сфере 21 .

Такое активное сотрудничество Тегерана и Пекина в атомной сфере вызвало негативную реакцию США. И в 1999 году ирано-китайское сотрудничество было официально свернуто. Но лишь официально. Об этом свидетельствует то, что уже в 2002 году американские власти ввели санкции против трех фирм из КНР, поставлявших в Иран вещества и материалы, которые могут быть использованы для производства оружия массового поражения 22 .

Что касается ирано-пакистанских контактов в ядерной сфере, то известно, что Исламабад и Тегеран в 1987 году заключили секретное соглашение о сотрудничестве в области ядерных исследований 23 . Подробно тему пакистано-иранского сотрудничества мы осветим ниже. Здесь же просто зафиксируем, что такое сотрудничество имело место.

Россия, которую чаще всего обвиняют в потворстве и спонсорстве иранского ядерного проекта, присоединилась к нему лишь в 1992 году. И нужно отметить, что российская доля в иранском проекте – это строительство АЭС в Бушере, которое находится под строгим контролем МАГАТЭ и носит исключительно мирный характер. Китай, Пакистан и Северная Корея как действующие лица иранской ядерной игры

Анализ существующих данных говорит о том, что различные составляющие иранской ракетно-ядерной программы чаще всего имеют своим источником цепочку Северная Корея – Иран – Пакистан. При явном технологическом спонсорстве Китая.

"В октябре 2012 года Иран начал размещать личный состав на военной базе в Северной Корее, в гористой местности неподалеку от границы с Китаем. Были сообщения, что иранцы из министерства обороны и его компаний-подрядчиков работают там над ракетами и другими видами ядерного оружия. Ахмад Вахиди, тогдашний иранский министр обороны, отрицал отправку кого-либо в Северную Корею, но эти неподтвержденные сведения имеют смысл в свете того, что в прошлом месяце два государства заявили о заключении договора о техническом сотрудничестве", - пишет обозреватель The Daily Beast Гордон Г.Чанг.

Группа 5+1, кажется, решительно настроена подписать соглашение с Ираном, касающееся его программы по ядерной энергетике, которая, по мнению автора статьи, без сомнения, является прикрытием широкомасштабных мер по созданию ядерного оружия. Международное сообщество хочет, чтобы рамочное соглашение, которое находится сейчас на обсуждении, гарантировало, что Пхеньян хотя бы год не сможет производить ядерное оружие, напоминает Чанг.

Переговорщики из США, Великобритании, Франции, Германии, России и Китая пытаются заставить Тегеран соблюдать дополнительный протокол, который разрешает МАГАТЭ проводить внезапные проверки на любых атомных объектах, говорится в статье.

"Но никакие инспекции иранских объектов не решат фундаментальной проблемы: как можно судить по северокорейской базе, на которой размещены специалисты по ядерному оружию из Тегерана, Иран является лишь составной частью ядерной программы, охватывающей Азиатский континент", - полагает журналист.

"Отношения между двумя режимами имеют давнюю историю. Сотни северокорейцев работали примерно на 10 ядерных и ракетных объектах в Иране. Там было так много ученых, специалистов и лаборантов, работающих в области ядерного оружия и ракет, что им дали собственный приморский курорт, по данным Генри Соколски, знатока в области распространения ядерного оружия, писавшего об этом в 2003 году", - отмечает автор.

"Даже если Иран сейчас согласится соблюдать дополнительный протокол, он сможет по-прежнему продолжать работать над бомбой в Северной Корее, проводя там исследования или покупая северокорейские технологии и проекты", - считает Чанг.

"Другими словами, его будет отделять от создания бомбы один день - время перелета из Пхеньяна в Тегеран - а не один год, как на это надеются политики США и других стран", - полагает он.

"Свой вклад в создание иранской атомной бомбы вносят не только северные корейцы. Иран получил свои первые центрифуги из Пакистана, а пакистанская программа была дочерним проектом китайской", - пишет автор, утверждая, что Китай оказывал серьезную помощь Ирану в работе над созданием ядерного оружия, поставляя необходимую для этого технику и материалы.

"В последние несколько лет наблюдалось явное сокращение китайских поставок в Иран", - отмечает Чан. По его предположению, причина, возможно, в том, что Китай, во-первых, уже поставил Ирану большую часть необходимого для создания оружия, а во-вторых, передает Пхеньяну главную роль в распространении ядерного оружия.

"Теоретически нет ничего плохого в том, чтобы подписать соглашение с Исламской республикой по ядерному оружию, однако нет смысла заключать сделку только с одним ответвлением международной программы по его созданию. Именно поэтому группе 5+1 нужно знать, что происходит на изолированной военной базе в горах Северной Кореи. И, может быть, не только на этой базе", - заключает журналист.

В Лозанне успешно завершились переговоры по рамочному соглашению с Ираном . "Шестерка" международных посредников в составе США, Великобритании, Франции, Германии, Китая, России подписала с Тегераном документ, ограничивающий развитие Ираном ядерных программ в обмен на отмену принципиальных санкций. При этом у Ирана остается право на мирный атом, включая работы по обогащению урана. Г лава иранского внешнеполитического ведомства Мохаммад Джавад Зариф заявил, что Тегеран ставит перед собой задачу выйти на мировой рынок ядерного топлива. Для этого планируется внедрить ряд уже имеющихся в распоряжении Ирана новых технологических разработок.

Как сообщила верховный представитель ЕС по внешней политике Федерика Могерини, участники переговоров достигли базовых договоренностей, которые создают основу для достижения окончательного соглашения с Ираном, намеченного на конец июня. Представители "шестерки" надеются, что это соглашение воспрепятствует созданию иранской атомной бомбы под прикрытием гражданской ядерной программы, и положит конец международному кризису, который продолжается уже 12 лет.

Иран согласился сделать свою ядерную программу максимально прозрачной, не развивать новых ядерных проектов и отказаться от обогащения урана на всех объектах, кроме одного - в Натанзе. Если Международное энергетическое агентство подтвердит, что Тегеран выполнил все ключевые условия договора, введенные против Ирана санкции США и ЕС, будут приостановлены. Если же возникнут хотя бы малейшие подозрения в том, что Иран ведет нечестную игру, будут проводиться комплексные проверки.

Несмотря на то, что США и другие страны расценивают достигнутые соглашения с Ираном как большую победу, французская сторона прокомментировала событие весьма сдержанно. Министр иностранных дел Франции Лоран Фабиус отметил, что хотя соглашение, несомненно, - ступень к позитивным сдвигам в вопросе ядерной программы Ирана, "есть еще над чем работать". Он порекомендовал Ирану не нарушать достигнутого соглашения, выполнение которого Франция берет под свой контроль.

Единственный, кто не порадовался успеху на переговорах с Ираном, стал премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху. По его мнению, соглашение угрожает существованию Израиля. Интересно, что при этом Израиль является единственным государством Ближнего и Среднего Востока, которое уже давно имеет собственное ядерное оружие, средства его доставки и в целом гораздо более мощную, чем Иран, научно-технологическую базу в ядерной сфере. И, в отличие от Ирана, Израиль до сих пор не присоединился к ДНЯО (Договору о нераспространении ядерного оружия).

Затратный путь к компромиссу

Сложности во взаимоотношениях Ирана и мирового сообщества возникли в 2003 году. Тогда выяснилось, что Иран уже 18 лет занимался ядерной деятельностью и разработками, несмотря на то, что является официальным членом МАГАТЭ. Правительство Ирана "сдала" оппозиционная партия страны, а затем информацию подтвердила западная разведка. Поводом для обвинений в стремлении Тегерана получить собственное ядерное оружие стали не зарегистрированные МАГАТЭ центрифуги для обогащения урана, обнаруженные в 2004 году. Позже обвинительная линия Запада строилась на информации о том, что Иран начал работы по обогащению имеющегося у него урана до уровня 20%.
Все попытки организации плодотворных переговоров с Ираном по поводу прекращения ядерной деятельности ни к чему не привели, причем с приходом к власти Махмуда Ахмадинежада дискуссии по этому поводу вообще прекратились.

В 2006 году досье по ядерной программе на Иран было передано в ООН. Каждый год, начиная с 2006 и заканчивая 2010, Союз безопасности организации принимал новые санкции, но должного успеха они не имели. Ситуация сдвинулась с мертвой точки, когда три года назад свои санкции против ядерной программы Ирана ввели ЕС и США, что очень болезненно ударило по экономике страны. Две самые критичные санкции: запрет на импорт нефти и газа в ЕС и США и исключение из межбанковской системы SWIFT.

Аналитики подсчитали, что с 2012 по 2013 год экспорт иранской нефти сократился на миллион баррелей в день, что в денежном эквиваленте составило до $40 млрд в год. За тот же период порядка $100 млрд иранских нефтедолларов были заблокированы в западных банках. Поскольку иранскую банковскую систему в процессе санкций отрезали от всего мира, это привело к уменьшению внешней торговли примерно на треть, равнозначно увеличив стоимость импорта. В итоге ВВП Ирана в 2013 году упал на 6,6%.

Как только к власти пришел Хасан Рухани, в Женеве было заключено соглашение, ставшее первым шагом к иранскому ядерному компромиссу. Каждый месяц стали проходить встречи Ирана и "шестерки", но сроки окончательного соглашения постоянно сдвигались из-за идеологических и политических разногласий, а также в виду определенных технологических сложностей. И вот, наконец, 2 апреля было достигнуто базовое соглашение между Ираном и посредниками. Так что путь к этому событию был действительно долгим и сложным.

Соглашение с Ираном, в первую очередь, выгодно ЕС И США, ведь они несут от антииранских санкций ощутимые потери. С 1995 по 2012 год, согласно официальным данным американских экспертов, США недополучили около $175 млрд потенциальной экспортной выручки от торговли с Ираном. Кроме того, Америка и Европа планируют наладить новые отношения с Ближним Востоком, чтобы ослабить газовую зависимость от России. Иран, кстати, хорошо понимает. По словам президента страны Хасана Роухани, "Иран обладает уникальным статусом в энергетической сфере, поэтому может быть надежным источником энергии для Европы".

Ядерные резервы

По словам Барака Обамы, после достигнутого апрельского соглашения мир может спать спокойно, не боясь иранской ядерной угрозы. Но действительно ли так страшен ядерный потенциал Ирана? Интересно, что Иран стал одним из первых государств, которое присоединилось к Договору о нераспространении ядерного оружия, подписав его в 1969 году и ратифицировав в 1970 году. Через четыре года после этого Тегеран подписал Соглашение о гарантиях с МАГАТЭ, которое предусматривает проведение на иранской территории регулярных инспекций.

Начало развитию иранской ядерной программы было положено еще в 60-е годы, причем, как ни удивительно, при активной поддержке США и Европы. Первый ядерный реактор мощностью 5 МВт, использующий в качестве топлива более 5,5 кг высокообогащенного урана, Вашингтон презентовал шаху Ирана Мухаммеду Реза Пехлеви. Параллельно Франция, Великобритания, Италия, Бельгия, а также Германия принимали участие в программе развития ядерной энергетики в Иране, участвуя в строительстве двух атомных электростанций в Бушере и Ахвазе, поставляя оборудование и ядерное топливо, обучая специалистов.

Свержение шахского режима и установление республиканской формы правления в Иране привело к разрыву отношений с Западом. Продолжить ядерную программу удалось лишь в 90-е годы, с новыми партнерами в лице Китая и России. Последняя, в частности, заканчивала строительство АЭС в Бушере. С приходом к власти Махмуда Ахмадинежада темпы развития ядерной промышленности, включая технологии обогащения урана, резко возросли. Для этого в Араке построили завод по производству тяжелой воды, в Натанзе - уранообогатительный завод, в Кередже - ядерный исследовательский реактор.

В настоящее время в Иране есть семь центров по разработке и производству ракетной техники, которую можно использовать для потенциальной доставки ядерного оружия. По оценке экспертов, иранские вооруженные силы располагают баллистическими ракетами меньшей и средней дальности до 1.600 км. При этом планируется создать баллистические ракета с гораздо большей дальностью полета (в том числе, "Шехаб-5" и "Шехаб-6") и дальностью стрельбы от 3.000 до 6.000 км. В ближайшие годы появится также баллистическая ракета "Саджиль-2" с предполагаемой дальностью полета как минимум 2.000 км. Потенциально эти ракеты могут применяться против израильских, а также американских военных баз, расположенных в зоне Персидского залива. В 2011 году Иран заявил о намерении производить углепластиковые композиционные материалы, что, по мнению специалистов, свидетельствует о готовности страны создавать баллистические ракеты межконтинентальной дальности.

Объемы производства Ираном низкообогащенного и среднеобогащенного урана (соответственно до 5% и 20%) и имеющаяся научно-производственная ядерная база свидетельствуют о том, что у Ирана есть действительно реальный потенциал для создания ядерного оружия. И если он решит его создать, то найдет способ это сделать в обход всех договоренностей: ведь не зря на протяжении многих лет никто не догадывался о наличии у Тегерана секретных ядерных программ.

Поэтому мир вряд ли может спать спокойно, тем более, что на Востоке есть еще и Израиль, в активе которого уже не предполагаемое, а вполне реальное ядерное оружие, авиационные и ракетные средства его доставки, прикрываемые современными национальными противоракетными системами. Очевидно, что без комплексного урегулирования иранской и израильской ядерных проблем, а также ликвидации химического оружия Израилем, создание на Ближнем и Среднем Востоке свободной от оружия массового уничтожения зоны просто невозможно.

Любовь