IV. Основные направления внешней политики РФ

Введение

Проблема взаимоотношений власти и общества волновала человечество с самых древних времен. С тех пор, как начали зарождаться самые примитивные формы социальной организации, люди стали делиться на управляемых и управляющих. Фактически термином "политика" начали с сократовских времен определять науку управления людьми.

Внутренняя политика - совокупность направлений деятельности государства, его структур и институтов по организационному, конкретно - содержательному выражению интересов народа с целью создания условий для нормальной человеческой жизни; сохранению или реформированию существующего общественного и государственного строя.

Деятельность людей и деятельность институтов в разных сферах внутренней политики органически взаимосвязаны, и только в их единстве - ключ к ее эффективности.

Внутренняя политика в политической сфере направлена на модернизацию, совершенствование политической системы общества, отдельных ее институтов, политических отношений и взаимоотношений между институтами, правил, норм, законов, регулирующих эти взаимодействия, и в целом на создание стабильной, эффективно действующей политики. Эта политика основывается на реальных человеческих интересах, основополагающих конституционных принципах.

Президент страны - основа внутренней политики.

Конституционные полномочия Президента по определению основных направлений внутренней политики государства вытекают из статуса Президента как главы государства, обеспечивающего согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти в соответствии с Конституцией и федеральными законами.

В рамках имеющихся в его распоряжении конституционно-правовых полномочий Президент определяет основные направления внутренней политики - путем издания указов и распоряжений. Позицию главы государства по основным положениям государственной политики определяет базовый документ - Послание Президента Федеральному Собранию. Необходимость ежегодного обращения Президента к Федеральному Собранию с посланиями о положении в стране, об основных направлениях государственной политики предусмотрена Конституцией.

Цель работы - произвести анализ внутриполитической обстановки в России в начале XXI века.

Для достижения поставленной цели рассмотрим такие задачи:

Изучение внутренней политики России в начале XXI века

Анализ внутриполитической ситуации на 2014-2015 года

Объект работы - внутриполитическая обстановка.

Предмет работы - внутриполитическая обстановка в современной России.

Внутренняя политика России в начале XXI века

31 декабря 1999г. первый Президент России Б.Н. Ельцин в предновогоднем обращении к гражданам страны сообщил о своем решении досрочно уйти в отставку. В эмоциональном выступлении он подвел итоги своего правления.

Досрочные выборы Президента России были назначены на 26 марта 2000г. Исполняющим обязанности Президента стал Владимир Путин. Ельцин не зря назвал его человеком, с которым практически каждый россиянин связывает свои надежды на будущее. В декабре рейтинг доверия Путину составлял 49%, в январе возрос до 55%. Алексашкина Л.Н. Новейшая история. XX-XXI века. - М., 2004.

На тот момент Россия перестала входить в число государств, олицетворяющих высшие рубежи экономического и социального развития современного мира. Перед ней стоял целый комплекс непростых экономических и социальных проблем. По совокупному размеру ВВП Россия уступала США в 10 раз, Китаю в 5 раз. После кризиса 1998 г. душевой размер ВВП сократился примерно до 3500 долларов. Это в 5 раз ниже среднего показателя стран "Большой семерки" (США, Япония, Германия, Франция, Италия, Великобритания, Канада).

Председатель правительства счел необходимым сформулировать уроки, которые следует извлечь из исторического опыта, в особенности из пережитого Россией в 1990-е гг. По его оценкам, Россия исчерпала свой лимит на политические и социально-экономические потрясения, катаклизмы, радикальные преобразования. Георгиева Н.Г., Георгиев В.А. История России. - М., 2006.

Впервые было заявлено, что ответственные общественно-политические силы должны предложить народу стратегию возрождения и расцвета России, которая бы опиралась на все положительное, что было создано в ходе рыночных и демократических реформ, и осуществлялась исключительно эволюционными, постепенными, взвешенными методами. Кроме того, утверждались принципы политической стабильности и стабилизация условий жизни российского народа, всех его слоев и групп.

Владимир Путин определил основную проблему России как ослабление государства и боязнь принимать решения. Он указал на отсутствие четких правил, установленных государством и принимаемых и исполняемых обществом. Он призвал провести инвентаризацию России, чтобы определить, кто, чем владеет и кто за что отвечает. Были четко сформулированы четыре приоритетные задачи государства. Алексашкина Л.Н. Новейшая история. XX-XXI века. - М., 2004.

Первая приоритетная задача - побороть собственную бедность... Надо самим себе однажды сказать: мы богатая страна бедных людей... Еще миллионы людей в стране еле сводят концы с концами, экономят на всем - даже на еде. Родители и дети годами не могут наскрести на проезд друг к другу. Старики, победившие в Великую Отечественную и создавшие России славу мировой державы, живут кое-как или того хуже - побираются на улицах.

Вторая приоритетная задача - защита рынка от незаконного вторжения, как чиновного, так и криминального. Мы сегодня просто обязаны обеспечить надежность права собственности и оградить предпринимателя от произвольного, неправового вмешательства в го деятельность. Если этих гарантий не дает государство, вакуум быстро заполняют преступные группировки. Берут под свою "крышу" тех, кто никак не может добиться защиты от государства.

Третья приоритетная задача - это возрождение личного достоинства граждан во имя высокого национального достоинства страны.

Четвертая приоритетная задача - строить внешнюю политику исходя из национальных интересов собственной страны. По сути, надо признать верховенство внутренних целей над внешними. Мы должны наконец этому научиться".

Президентские выборы 26 марта 2000г. показали высокий уровень доверия предложенному курсу. В.В. Путин победил уже в первом туре. В тот же период новое руководство объявило о том, что государство не потерпит больше вмешательства олигархов в правление страной.28 февраля 2000г. на встрече с представителями крупного капитала Владимир Путин выступил с идеей о равноудалении всех субъектов рынка от власти. Несмотря на то, что на этой же встрече будущий Президент заверил олигархов, что пересмотра итогов приватизации не будет, именно слова Владимира Путина о равноудаленности крупных бизнесменов от власти стали основой для последовавшего вскоре конфликта между государством и олигархами.

Общество восприняло действия молодого Президента позитивно. Более того, намерение Путина отодвинуть олигархов от рычагов, влияющих на принятие решений, встретило массовую поддержку населения. Граждане России также были согласны с тем, чтобы в стране начал устанавливаться долгожданный порядок. В этой связи рассматривалась и контртеррористическая операция в Чечне, и борьба с организованной преступностью. Василенко, И.А. Политология: учеб. для вузов / И.А. Василенко. 2-е изд., перераб. и доп. - М. : Юрайт; Высшее образование, 2009. - С. 17.

Помимо приведения в соответствие с Конституцией процедуры наполнения Совета Федерации, эти изменения существенно улучшили взаимодействие между Президентом и высшей палатой Федерального собрания. Параллельно федеральный Центр озаботился налаживанием конструктивных связей с руководителями регионов. Указом Президента России был создан Государственный совет, в котором губернаторы получили возможность выдвигать общенациональные проекты, а также представлять интересы своих регионов.

После образования в 2000г. федеральных округов и введения института полномочных представителей основное внимание руководства страны сконцентрировалось на четком разграничении компетенции между Российской Федерацией и ее субъектами, пересмотре на этой основе федерального законодательства. В результате масштабной работы, проделанной Комиссией при Президенте Российской Федерации под руководством Д.Н. Козака, поэтапно (в 2003-2004 гг.) были приняты законы, закрепившие концепцию федеративной реформы. Погорелый, Д.Е. Политология / Д.Е. Погорелый, В.Ю. Фесенко, К.В. Филиппов; под общ. ред. С.Н. Смоленского. М. : Эксмо, 2008. - С. 227-229.

За регионами были закреплены полномочия, которые они обязаны выполнять за счет своего бюджета и за исполнение которых несут ответственность. Остальные полномочия по предметам совместного ведения остаются за федеральным Центром и могут передаваться субъектам РФ только с соответствующими финансовыми средствами. Такой подход был обусловлен сложившейся практикой, когда руководители регионов, не реализуя свои полномочия, перекладывали ответственность за собственное бездействие на федеральный Центр. Ярким проявлением этого стали массовые нарушения в обеспечении населения теплом и электричеством во многих регионах страны, притом что средства, предусмотренные бюджетом на решение этих проблем, оставались в ведении властей регионов.

Федеральным законом от 4 июля 2003г. № 95-ФЗ был установлен закрытый перечень полномочий (в количестве 41) регионов. Тем самым снизились риски нецелевого использования средств регионального бюджета. За регионами для финансирования этих расходов были закреплены собственные доходы. Параллельно федеральный Центр стремился к снижению числа льгот с заменой их на деньги с целью привести в соответствие с рыночными реалиями существующую социальную систему. С января 2005г. вступил в силу закон о замене льгот денежными компенсациями. К сожалению, из-за плохой проработки законопроекта и неготовности регионов к его введению он вызвал существенное недовольство льготников. Правительству пришлось значительно увеличить выделяемые компенсации, что сняло градус напряжения в обществе. Погорелый, Д.Е. Политология / Д.Е. Погорелый, В.Ю. Фесенко, К.В. Филиппов; под общ. ред. С.Н. Смоленского. М. : Эксмо, 2008. - С. 227-229.

Политическое значение этих реформ состояло в том, что региональным руководителям было предложено вплотную заниматься проблемами своих регионов, а не решать эти проблемы путем давления на федеральную власть.

Налоговая реформа является одним из важнейших достижений, стимулировавших экономический рост, начавшийся с 2000г. Основные задачи налоговой реформы - снижение налоговой нагрузки на предприятия, усиление значения добывающих отраслей как источника налоговых поступлений, а также упрощение налогообложения малого бизнеса. В отношении населения была введена "плоская" шкала по налогу на доходы физических лиц - ставка налога для граждан с любыми доходами была установлена в размере 13%. Бюджет в результате существенно пополнился налогами с доходов, "вышедших из тени".

В 2001г. произошла полная отмена налога на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы. Был отменен налог на приобретение автомобилей. Единый социальный налог (ЕСН) заменил страховые взносы во внебюджетные фонды. Эта мера также способствовала частичному выводу заработной платы из тени, хотя ставка ЕСН продолжает оставаться высокой. В 2002г. была снижена ставка налога на прибыль предприятий до 24% (в 2001г. она могла доходить до 35%). Налог на добычу полезных ископаемых стал зависеть от цен на сырье на мировом рынке, что существенно пополнило бюджет России. Георгиева Н.Г., Георгиев В.А. История России. - М., 2006.

В сфере малого бизнеса также произошли изменения, в частности были снижены ставки налогов для предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения. На федеральном уровне утвержден список предпринимателей, имеющих право платить единый налог на вмененный доход. В 2004г. был отменен налог с продаж, однако выпадающие доходы бюджетов регионов были компенсированы очередным увеличением норматива отчислений от налога на прибыль организаций.

В ноябре 2000г. Президентом России Владимиром Путиным была создана рабочая группа по вопросам совершенствования законодательства в сфере судопроизводства. Законопроекты, разработанные комиссией, вызвали серьезные дискуссии в судейском сообществе. В конце 2000г. они были обсуждены на V съезде судей, а в конце 2001г. компромиссный вариант законодательных изменений был принят Госдумой. В России был введен институт мировых судей, реально заработал суд присяжных (хотя и не во всех регионах), был введен институт судебных приставов, изменился сам статус судей, существенно сокративший возможности для злоупотреблений, а также усиливший независимость судебного корпуса.

В 2001г. были приняты: новый Кодекс об административных правонарушениях, Трудовой кодекс, Земельный кодекс и третья часть Гражданского кодекса. В 2003г. был принят Таможенный кодекс. В 2004г. С принятием Жилищного кодекса кодификация российского законодательства считается фактически завершенной.

На фоне непростых процессов стабилизации в Российской Федерации в декабре 2003г. прошли парламентские выборы.

Президент России выступил 13 сентября 2004г. С предложениями по новому порядку избрания губернаторов, по новой системе избрания депутатов Государственной Думы и по созданию Общественной палаты. В конце 2004г. эти предложения стали законами. По новому закону региональные законодательные собрания по представлению Президента избирают нового главу региона. Президент получил право отзывать губернатора за ненадлежащее исполнение обязанностей. Свое недоверие губернатору вправе выразить и законодательное собрание. Таким образом, Президент взял на себя ответственность за работу губернаторов.

Были отменены выборы депутатов Госдумы по одномандатным округам. Основной аргумент в пользу перехода к сугубо партийным выборам состоял в том, чтобы стимулировать развитие партийной системы в стране. Выборы по новой системе позволяют также исключить "внутрипартийную коррупцию", поскольку партии будут вынуждены включать в свои региональные списки кандидатов, действительно способных привлечь голоса избирателей.

Одним из основных направлений федеральной реформы стало укрупнение регионов в основном за счет присоединения по итогам референдумов экономически несостоятельных автономных округов к областям и краям. В начале 2005г. законодательно закреплен процесс объединения Пермской области и Коми-Пермяцкого автономного округа в Пермский край. Успешно для сторонников укрупнения завершились референдумы по объединению Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа, Эвенкийского автономного округа и Красноярского края, Корякского автономного округа и Камчатской области, а также Усть-Ордынского Бурятского округа и Иркутской области.

На 2004-2005 гг. пришелся первый этап административной реформы, связанный с конкретизацией и разделением функций органов исполнительной власти. В итоге возникла новая структура федеральной исполнительной власти, состоящая из подразделений трех типов: министерств, служб и агентств.

Борьба с коррупцией - одно из ключевых направлений повышения эффективности государственной власти в современной России. Сегодня в России предпринимаются меры, чтобы сделать правовое поле адекватным для борьбы с этим социальным злом. Россия подписала и ратифицировала в 2006г. Международную конвенцию по борьбе с коррупцией, принятую ООН в 2003г., которая предусматривает полный комплекс мер по борьбе с коррупцией: меры по ее предупреждению, обязательства об установлении уголовной ответственности, в том числе за подкуп и взятки, направления межгосударственного взаимодействия.

После избрания в 2008 году Д.М. Медведева Президентом работа по продвижению реформ продолжилась.

По новому законодательству учитываются интересы граждан, чьи представители ранее оказывались за бортом законодательной власти. Механизмы этого представительства в законе прописаны достаточно четко - партия, набравшая по итогам выборов от 5 до 6 процентов, получает один мандат. В случае, если партия преодолевает 6 процентов, но не достигает 7, ей предоставляются два мандата. Тем самым, ряд партий, не имеющих возможности преодолеть 7 процентный барьер, оказываются в состоянии не только представлять интересы собственных избирателей, но и реально влиять на власть, поскольку теперь они получат доступ к обязательным инструментам "политической страховки" (парламентская трибуна, депутатские запросы, депутатская неприкосновенность и т.д.).

Новые возможности теперь получат и не представленные в федеральном парламенте партии - если у них есть фракции в трети регионов они могут быть зарегистрированы на федеральных выборах без сбора подписей. Если раньше практически все партстроительство вершилось на федеральном уровне, а задача работы на местах являлась второстепенным или даже третьестепенным делом, то сейчас ситуация может радикально измениться.

Все перечисленные реформы, конечно же, предусматривают постепенную либерализацию внутриполитической жизни. Некоторым либеральным радикалам хотелось бы более существенного снижения планки. Возражение здесь простое: цель существующих норм - стимулирование партийного строительства через сохранение преференций для крупных политических партий, имеющих возможность реально отстаивать интересы избирателей. Василенко, И.А. Политология: учеб. для вузов / И.А. Василенко. 2-е изд., перераб. и доп. - М. : Юрайт; Высшее образование, 2009. - С. 17.

Важной оказалась также и стилистика работы с пакетом политреформ, которую Медведев, кстати, уже фактически распространяет и на другие подобные инициативы. В прошлом власть после президентских посланий иногда предпочитала подольше "раскачиваться" перед внесением законопроектов в Думу. Теперь сформирован фирменный "медведевский" стиль, в основе которого оперативность и привлечение к работе всех заинтересованных сторон. Сразу через несколько дней после Послания состоялась встреча Президента с представителями парламентских партий, на которой были сформированы конкретные механизмы реализации идей главы государства, а затем немедленно началось внесение новых законопроектов.

Наиболее сильно это выразилось при принятии пакета антикризисных мер в конце прошлого года.

1 мая 2009 года Центральная избирательная комиссия Российской Федерации объявила о начале подготовки к выборам в 2011 году. 2 апреля 2010 года на встрече президента Медведева с лидерами фракций Госдумы руководитель ЛДПР Владимир Жириновский предложил перенести выборы с декабря на март 2011 года. 30 августа 2011 года - "Другая Россия" начала серию акций протеста "Выборы без оппозиции - преступление". Акции проводятся каждый вторник на Триумфальной площади в Москве. Карта нарушений на выборах в Госдуму 2011 года - совместный проект Газеты.ру и ассоциации "Голос"

Выборы депутатов Государственной думы Федерального собрания Российской Федерации VI созыва состоялись декабря 2011 года. Впервые Государственная дума избиралась на пять лет. Впервые в качестве участников выборов были зарегистрированы все официально зарегистрированные в РФ политические партии. На данных выборах был побит антирекорд по количеству партий-участников. Во второй и последний раз для полноценного представительства в Государственной Думе партиям было необходимо преодолеть семипроцентный барьер, однако в результате изменений в законодательство партии, набравшие от 5 до 6 %, имели возможность получить по одному мандату в Госдуме, а набравшие от 6 до 7% - два мандата. Но ни одна из партий не воспользовалась данным нововведением (лучший результат ниже 7 % - 3,43 %). По результатам голосования все четыре партии, которые были представлены в нижней палате Парламента V созыва сохранили своё представительство в Госдуме VI созыва. При этом ни одна другая партия не смогла туда попасть.

Официальные результаты голосования вызвали различные оценки со стороны российских и зарубежных политиков, социологов, журналистов и наблюдателей. Часть из них сходятся во мнении, что в день голосования имели место значительные фальсификации - подвоз избирателей, взброс бюллетеней и т. д. При этом отмечалось и то, каким образом проходила регистрация партий предшествующие 4 года.

24 декабря 2011 года прошли ещё более масштабные акции по всей стране. Московский митинг состоялся на проспекте Академика Сахарова и собрал, по разным подсчётам, от 29 тысяч до 120 тысяч человек. Координация участников осуществлялась через социальные сети и блоги, прежде всего, Facebook. Теперь уже не только в лозунгах, но и в резолюциях митингов появилась антипутинская составляющая.

На февраль 2012 года намечались новые акции. В Москве это было многотысячное шествие по центральным улицам города и массовые митинги.

Главным событием 2012 года в России должны стать выборы нового президента. Впрочем, под конец 2011 года наиболее вероятным сценарием оставался тот, при котором новизна главы государства окажется весьма относительной. Выдвижение в президенты Путина источник "Газеты.Ru" в Кремле назвал "четвертым сроком", намекая на то, что, будучи премьером Путин своего влияния, в принципе не терял.

В 1998 году В. В. Путин возглавлял Федеративную службу безопасности РФ. С марта по август 1999 г. выполнял обязанности секретаря Совета безопасности России. 16 августа был утвержден на пост премьер-министра Российской Федерации. А уже 31 декабря того же года стал выполнять обязанности президента РФ.

В. В. Путин 26 марта 2000 года был избран главой государства и приступил к выполнению своих обязанностей 7 мая 2000 г. На второй срок Владимир Владимирович был избран 14 марта 2004 года (до 2008 года). 7 мая 2008 года перестал выполнять обязанности президента и стал председателем партии «Единая Россия». А уже на следующий день новый глава государства Дмитрий Медведев подписал заявление о назначении Путина премьер-министром. Но уже в 2012 году политик снова вернулся на пост президента державы.

Кратко о внешней политике Владимира Путина

Как только Путин пришел к власти в 2000 году, он утвердил Концепцию внешней политики Российской Федерации. Основное направление внешней политики Путина, согласно этому договору, звучит так: «РФ должна быть активным игроком на международной арене, что необходимо для поддержания должного имиджа государства». На протяжении семи лет президент принимал участие в саммитах «Большой восьмерки». Политик выступал в Окинаве (Япония), в Генуе (Италия), Хайлигендамме (Германия) и Кананаскисе (Канада).

В 2004 году внешняя политика Путина все так же активно развивалась. Президент официально побывал в Китае, где подписал соглашение о передаче и Президент часто заявляет общественности и журналистам, что разрушение СССР считает геополитической катастрофой и призывает к возврату РФ статуса самого могущественного государства в мире.

Правда, до 2004 года внешняя политика Путина мало интересовала, глава государства был занят внутренней политикой страны. В том же году он отменил ельцинский закон о разделе продукции. После этой отмены огромные денежные суммы от нефти и газа начали поступать в государственную казну РФ. Многие ученные считают, что именно эта отмена привела Российскую Федерацию к настоящей независимости, а также положила начало суверенитету страны. Но такое положение государства не устроило Запад. В 2004 году в России произошла волна терактов с участием чеченских боевиков. Для того чтобы предотвратить теракты, были проведены реформы в милиции и ФСБ, а также усилились контртеррористические меры.

Внешняя политика Путина, кратко изложенная нами в статье, за 2016 год оказалась тяжелой: и неразрешенный конфликт на территории Украины, и отсутствие положительного результата Минских договоренностей, и продление санкций со стороны Европейского Союза.

Новая политика Российской Федерации

В 2007 году внешняя политика президента Путина окончательно отошла от международной стратеги В этом же году на Мюнхенской конференции по безопасности и политическому курсу в Европе президент произнес речь, которую цитировали средства массовой информации по всему миру. Заявление состояло из таких тезисов:

  • В международных отношениях невозможна однополярная модель мирового устройства.
  • Соединенные Штаты навязывают собственную политику всему миру, иногда даже силовыми методами.
  • Вопрос о необходимости военного вмешательства решает только ООН.
  • Политические действия США и самого президента очень агрессивны.
  • НАТО не соблюдает международных договоренностей.
  • ОБСЕ - это удобный инструмент для принесения выгоды Северному Альянсу.
  • РФ будет продолжать вести внешнюю политику исключительно в своих интересах.

Несмотря на такие громкие заявления главы правления РФ, некоторые страны поддержали его речь. Но большинство мировых политиков признали Путина одним из самых агрессивных во всем мире.

Внутренняя политика главы правления РФ

Когда Путин был еще премьером, в он выступил со статьей под названием «Россия на рубеже тысячелетия». После этого выступления его рейтинг обогнал Ельцина и составил 49 %. В январе 2000 года народное доверие к политику уже составляло 55 %.

Когда новый глава правления принял пост президента государства, страна была близка к разрушению. В РФ было большое количество социальных, экономических и политических проблем. Внутренний валовый продукт России был в десять раз меньше, чем у США, и в 5 раз меньше, чем у Китая. Уже 2000 года В. Путин опубликовал «Открытое письмо» к народу, где были четко прописаны шаги для восстановления и дальнейшего развития государства, обозначены планируемые реформы и политический курс.

Четыре основных принципа, которые прозвучали в «Открытом письме» Владимира Владимировича:

  • активная борьба с бедностью населения;
  • защита внутреннего рынка от преступных группировок и местных олигархов;
  • возрождение национального достоинства России и русских;
  • внешняя политика Путина как президента должна быть построена на защите национальных интересов.

С этого момента правительство во главе с президентом начало борьбу с незаконопослушными олигархами и активно поддерживало средний и малый бизнес. В мае 2000 года президент начал проводить федеративное преобразование.

Создание президентом единого правового пространства

Установление и поддержание порядка в стране, укрепление вертикали власти и государственных институтов - это были первые шаги для вывода России из кризиса. В соответствии с федеральным законодательством была обновлена правовая база государства. Восстановилось правовое пространство державы. Было проведено четкое разграничение полномочий между органами местного самоуправления и регионами. В стране произошла децентрализация власти.

Внутренняя политика и социальная направленность действий

Путин пошел по новому пути решения социальных проблем и назвал его «курс на инвестиции в человека, что означает - в будущее самой страны». Политика государства поставила целью улучшение и повышение уровня жизни граждан. Начался процесс восстановления особо запущенных сфер: сельского хозяйства, образования, здравоохранения и жилищной сферы.

Было закуплено около сорока тысяч единиц диагностической техники и тринадцать тысяч автомобилей скорой помощи. Приблизительно 1,3 миллиона нуждающихся женщин из бедных слоев населения и около 300 тысяч детей получили бесплатную медицинскую помощь.

Улучшение прироста населения государства

Благодаря новым реформам в области здравоохранения и материальному поощрению рождаемости значительно улучшилась демографическая отметка страны. В 2010 году первые обладатели сертификатов смогли воспользоваться материальной помощью. Около 314 тысяч молодых мам в 2010 году получили денежные средства от государства. Размер помощи повысился. Также с 2010 года были увеличены пособия на социальную поддержку семьей с детьми.

Укрепление армии и стабилизация ситуации в Чечне

С большими усилиями, но все же удалось президенту РФ остановить войну на Северном Кавказе. Был нанесен серьезный удар терроризму и сепаратизму. Чечня стала полноценным субъектом России. В были проведены выборы президента и парламента, а также была принята Конституция.

Но в тот же момент были обнаружены серьезные проблемы в Вооруженных силах РФ. После решения конфликта на севере Кавказа российские власти улучшили материальное обеспечение военных, закупили современное оружие и провели реформу в армии.

Процветание коррупции в державе

Несмотря на положительное развитие внутренней политики страны, все же президенту не удается побороть и полностью искоренить коррупцию. В 2007 году было возбужденно где-то около тысячи уголовных дел из-за взяток чиновников. На сегодняшний день коррупция в системе госзакупок составляет около 300 млн рублей, это 10 % от общего объема взяток. Несмотря на все это, в законодательстве до сих пор нет статьи о противодействии коррупции. Более того, в законах РФ даже отсутствует само определение коррупции.

Апатия граждан к политике

Около 60 % россиян сегодня не интересуются политикой. Около 94 % граждан признались, что все, что происходит в стране, никак не зависит от них самих. Многие винят в этом правительство во главе с В. Путиным.

Внутренняя и внешняя политика, кратко рассмотренная нами, показывает, что руководство страны так и не создало единого механизма, где бы происходил диалог с народом, были бы услышаны просьбы населения, где жители могли бы принимать активное участие в развитии своей Отчизны. Изменения в избирательном законодательстве все больше отделили «верхи» общества от «низов». Система власти монополизируется.

Политика В. Путина: за и против

Внешняя политика Путина в последние годы по результатам опережает внутреннюю. На мировой арене РФ набирает влиятельную силу. Чтобы уменьшить влияние Владимира Путина на другие страны, Запад пытается ввести РФ в экономическо-политическую изоляцию. В 2014 году были предприняты попытки исключения России из «Большой восьмерки».

Внутренняя и внешняя политика Путина за второй и четвертый президентский срок приобретает неоднозначное значение. С одной стороны, видно успешную внешнюю политику державы, а с другой, коррупция сводит на нет все усилия. Для искоренения этого явления в стране у Путина было больше времени, чем у остальных правителей. Но, к сожалению, коррупция до сих пор существует.

IV. Основные направления внешней политики РФ.

Основными направлениями внешней политики Российской Федерации в современных условиях являются: недопущение изоляции РФ по основным стратегическим азимутам (США, Европа, Азия); создание благоприятной для России среды в ближнем зарубежье, содействие интеграционным процессам на постсоветском пространстве; интеграция в международные экономические и политические структуры; участие в урегулировании международных конфликтов, в борьбе с международным терроризмом и преступностью, решении экологической, энергетической, ресурсной, информационной и других глобальных проблем.

Важным аспектом деятельности дипломатов стало установление связей со странами “ближнего зарубежья”. 5 лет существования СНГ показали, что Содружество не состоялось в том качестве интеграционного объединœения государств, в каком оно первоначально провозглашалось. Принятые в его рамках совместные решения (более 800), в т.ч. Договор об экономическом союзе (1993), Соглашение о Межгосударственном экономическом комитете (1993), Договор о коллективной безопасности (1992-1994), фактически остались на бумаге. Координирующие институты не оказывали заметного влияния на ход событий. Пробивавшиеся с трудом ростки интеграции, за редкими исключениями, были следствием не коллективных, а двусторонних договоренностей.

Объем торговых отношений РФ с партнерами по Содружеству со второй половинœе 90-х гᴦ. сократился. Продолжали накапливаться противоречия в политической, правовой и информационной сферах. Неудовлетворенность ходом дел проявилась на встрече глав государств - членов Содружества в апрелœе 1997 ᴦ. Все более очевидно проявилась тенденция к образованию в СНГ особых “интеграционных узлов” (группа Центрально-Азиатских стран, Таможенный союз России, Белоруссии, Казахстана и Киргизии, Союз России и Белоруссии, Украинско-Кавказская “ось” и т.д.). Государствам, стремящимся развивать сотрудничество, приходится делать это вне институтов СНГ.

Серьезную роль в ослаблении интеграционных тенденций сыграла целœенаправленная политика Запада и ряда мусульманских государств, поощряющих дистанцирование стран СНГ от России. При всœей важности экономических связей с РФ началась их переориентация на Западную Европу и страны Среднего Востока. Обозначилось тяготение к различным внешним группировкам государств (“восьмерка” исламских государств, инициированная Турцией, организация ЭКО, создаваемая по предложению С.Ниязова; тяготение Украины к НАТО).

Специфика интересов отдельных стран, возникших на постсоветском пространстве, привела к возникновению в СНГ нескольких уровней интеграции. Менее всœего она проявляется в отношениях России с Украиной, Азербайджаном, Туркменистаном. На более высокий уровень вышли отношения с Казахстаном и Киргизией. Растущее стремление к сближению с Россией проявляется в Армении. Наконец, несмотря на противодействие влиятельных внутренних и внешних сил, в апрелœе 1997 ᴦ. заключен договор о создании Союза России и Белоруссии и принят его Устав. 25 декабря 1998 ᴦ. президенты Б. Ельцин и А. Лукашенко подписали декларацию о создании в 1999 ᴦ. союзного государства. В документе говорилось, что государства сохраняют национальный суверенитет.

На Востоке постсоветского пространства наибольшее значение для России имеют отношения с Казахстаном - прежде всœего, потому что немногим менее половины жителœей этой страны - русские и русскоязычные. На Казахстан приходится самая протяженная часть южных российских границ. В свое время экономика значительной части Сибири и Южного Урала создавалась как единый комплекс с экономикой Казахстана. С одной стороны, налицо позитивные сдвиги в интеграции - Россия и Казахстан вместе с Белоруссией и Киргизией заключили Таможенный Союз. С другой стороны, в отношениях двух стран пока превалируют чисто утилитарные задачи (поставки в РФ “целинного зерна”, использование космодрома Байконур и др.), мало внимания уделяется политическому и военному сотрудничеству.

Оценивать внешнюю политику РФ за 1997 – 2000 гᴦ. однозначно нельзя. Президент Б.Н. Ельцин дал высокую оценку усилиям дипломатов по установлению стратегического партнерства со странами Запада. В то же время, будучи министром иностранных дел, Е. Примаков заявил, что попытки Москвы установить особые отношения с Западом после распада СССР не увенчались успехом.

1997 ᴦ. ознаменовался включением РФ в “большую семерку” и Организацию Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества, а также подписанием соглашений по разоружению и сотрудничеству с НАТО.

2 сентября 1998 ᴦ. в Москве состоялась встреча на высшем уровне Президентов РФ и США Б. Н. Ельцина и Б. Клинтона. Основным обсуждаемым вопросом была экономическая помощь США России. Главный итог встречи - Америка обеспокоена положением дел в российской экономике, но пережить кризис России предстоит самостоятельно.

Рубежом в отношениях России с Западом стал балканский кризис, разразившийся в марте 1999 ᴦ. Обвинив Югославию в притеснении албанского населœения в провинции Косово, 19 стран НАТО во главе с США 24 марта начали бомбардировки традиционного союзника России. Вскоре в западных странах стало ясно, что удар нанесен по отношениям с Россией. Еще большую напряженность между Россией и Западом создала возобновившаяся чеченская война.

IV. Основные направления внешней политики РФ. - понятие и виды. Классификация и особенности категории "IV. Основные направления внешней политики РФ." 2017, 2018.

  • - Французская готическая скульптура. XIII-XIV вв.

    Начала французской готической скульптуры были заложены в Сен-Дени. Три портала западного фасада знаменитой церкви заполняли скульптурные изображения, в которых впервые проявилось стремление к строго продуманной иконографической программе, возникло желание... .


  • - ТЕМА ЛЕКЦИИ: ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО ИТАЛИИ, ФРАНЦИИ, ГЕРМАНИИ, АНГЛИИ В X – XIV ВВ.

    Новые города в период раннего средневековья практически не строились. Постоянные войны вызывали необходимость сооружать укрепленные поселения, особенно в пограничных районах. Центром раннесредневековой материальной и духовной культуры были монастыри. Они строились... .


  • - Одежда в готический период XII-XIV

    ОБЪЕМНО-ПЛАНИРОВОЧНЫЕ РЕШЕНИЯ Общее решение зданий и комплексов В состав высшего учебного заведения в соответствии с ихархитектурно-планировочной структурой входят следующие подразделения: общеинститутские и факультетские кафедры с кабинетами и лабораториями; ... .


  • - Немецкая готическая скульптура. XIII-XIV вв.

    Монументальная готическая скульптура в Германии пережила расцвет во второй трети XIII в. Своеобразие ее образного строя было обусловлено не только традициями немецкой пластики, но и ситуацией в политической и духовной жизни страны, где в этот период затухала...

  • Первый срок президентства В.В. Путина был направлен на укрепление федеральной власти и продолжение социально-экономических преобразований в стране. Первой реформой нового президента после вступления в должность стали меры по укреплению вертикали государственной власти и усилению ее централизации в стране, а именно:

    Политико-государственная сфера.

    Укрепление вертикали государственной власти и достижение политической стабильности в обществе:

    • · Создание 7 федеральных округов во главе с полномочными представителями Президента РФ;
    • · Изменение принципа формирования верхней палаты Федерального Собрания - Совета Федерации - и превращение его в постоянно действующий законодательный орган;
    • · Создание Государственного Совета РФ как совещательно-консультативного органа глав субъектов РФ при Президенте РФ.

    Социально-экономическая сфера.

    Продолжение курса на либерализацию экономики:

    • · Ослабление бюрократической опеки и контроля со стороны государства за предпринимательской деятельностью;
    • · Принятие мер, направленных на поддержку малого бизнеса;
    • · Сокращение налогообложения и введение 13%-го подоходного налога;
    • · Монетизация социальных льгот;
    • · Начало реализации национальных проектов: «Здоровье», «Качественное образование», «Доступное и комфортное жилье», «Развитие аграрно-промышленного комплекса».

    С 2000 года началась новая образовательная реформа, официально названная модернизацией системы образования.

    В 2001 году были приняты: новый Кодекс об административных правонарушениях, Трудовой кодекс РФ, Земельный кодекс РФ и третья часть Гражданского кодекса РФ. В 2003 году был принят Таможенный кодекс РФ. В 2004 году с принятием Жилищного кодекса РФ кодификация российского законодательства считается фактически завершенной.

    Самой острой проблемой в сфере национальных отношений оказалась проблема взаимоотношений федерального центра с Чеченской Республикой. В период с 1999-2004 года на территории России боевики организовали целую серию террористических актов, жертвами которых стали сотни людей. Сама Чечня сложно и трудно движется к миру. В марте 2003 года прошел референдум по принятию новой Конституции республики, в которой Чечня зафиксирована как составная часть Российской Федерации.

    В феврале 2004 года, за три недели до президентских выборов, В.В. Путин отправил в отставку правительство во главе с М.М. Касьяновым, объяснив это двумя причинами: политической и административно-организационной. Первая - стремление познакомить общественность с человеком, который будет представлен в качестве председателя Правительства РФ. Вторая - необходимость повышения эффективности работы правительства в рамках административной реформы и доведение ее до логического завершения.

    Убедительную победу на президентских выборах в марте 2004 года вновь одержал В.В. Путин, за которого проголосовало более 70% избирателей.

    Второй президентский срок В.В. Путина характеризовался продолжением экономического роста, укреплением стабильности в обществе, повышением авторитета России на международной арене.

    РЕФЕРАТ

    на тему:

    «Основные направления внешней политики Российской Федерации»



    Введение

    Историческое и стратегическое наследие внешней политики России

    Внешняя политика в отношении стран ЕС и США

    Внешняя политика России в отношении стран СНГ и Азией

    Заключение

    Список использованной литературы


    Введение


    Внешняя политика государства относится, как известно, к одной из самых сложных сфер деятельности. Но так же, как в случае с внутренней политикой, эффективность этой деятельности в огромной степени зависит от ее реалистичности, целеустремленности и последовательности. Все эти характеристики в значительной мере закладываются уже на этапе выработки теории политики, принимающей в конечном счете форму доктрин, концепций, конкретных программ и т. д. Но какой бы совершенной и выверенной ни была теория, практическая политика всегда будет от нее отличаться, поскольку ни одна теория не способна учесть все те конкретные проблемы, которые происходит в жизни.

    Российский внешнеполитический курс поражает как своей способностью использовать возникающие ситуации, так и неспособностью порождать новые. Соединенные Штаты и многие европейские страны активно критикуют шаги, предпринимаемые руководством Российской Федерации: их беспокоит, какие последствия для внутренней и внешней политики повлечет за собой ренационализация доходов от продажи энергоносителей. Но эти критические выступления не должны заслонять главного: по сравнению с ельцинским периодом Россия приобрела значительно большую свободу действий на международной арене.

    Внешняя политика России жизнеспособна хотя бы потому, что обладает свойством постоянно сбивать с толку или приводить в замешательство своих партнеров, которым приходится все время ломать голову над ее интерпретацией. В ее основе - процесс национальной постимперской самоидентификации, обретаемой страной, в памяти которой еще живы былые отношения с другими государствами.


    Историческое и стратегическое наследие внешней политики России


    Не углубляясь в историю российской стратегической культуры, немаловажно, тем не менее, определить некоторые ее характерные черты.

    С XVII века Россия строит свою Великую стратегию на геополитическом фоне, состоящем из трех театров действий: западного (от Балтики до Карпат), южного (от Дуная до гор Персии) и восточного (от Волги до Алтая). Политическое и военное руководство страны стремилось всегда быть готовым выступить одновременно на этих трех направлениях.

    Претерпев глубокие идеологические изменения, это видение мира прошло через века и ощущается даже в сегодняшнем поведении российского руководства. В умах современного политического класса, считающего себя носителем традиций царской и советской эпох, подобный «умственный инструментарий» заслоняет современные задачи самоидентификации и заставляет его осуществлять некий синтез. В поведении Путина также ощущается бремя этого двойного наследия: он хотел бы примирить царскую Россию и СССР, используя в политических целях символы и памятные события. Например, он возрождает советский гимн (декабрь 2000 года) и организует торжественное погребение в Донском монастыре останков белого генерала Антона Деникина (октябрь 2005-го).

    Эта связь времен приобретает куда более спорный характер, когда речь заходит об отношении России к государствам, над которыми она ранее господствовала. Трудно даже представить себе, до какой степени прошлое властвует над умами и влияет на поступки. Примирение с соседями (в первую очередь, государствами Балтии и Польшей) означало бы для России признание неоднозначности ее собственной истории и окончательное прощание с иллюзиями. Осознание того влияния, какое оказывает история, могло бы стать первым шагом на пути, ведущем к обретению согласия с собой.

    Подобное наследие делает исключительно чувствительным все, что касается суверенитета страны. Этот вопрос находится в центре любой политической дискуссии; он подвергается тщательному анализу с точки зрения внутренней или внешней опасности, которая якобы может ему угрожать. Преувеличенное значение суверенитета есть основа политики независимости, которая заключается в защите национальных интересов где угодно и когда угодно. Россияне были, есть и будут патриотами. Превращение патриотизма в национализм, а иногда и ксенофобию поощряется определенными политическими силами в собственных целях. На уровне стратегии это выражается в органической неспособности согласиться на роль чьего бы то ни было младшего партнера. Поэтому не воплотились в жизнь и предположения о том, что подобного рода партнерские отношения могут возникнуть между Россией и США после событий 11 сентября 2001 года.

    При Владимире Путине стратегическое наследие проявляется на практике в трех областях.

    Во-первых, сразу после своего прихода к власти российский президент начал прилагать усилия, чтобы избавить страну от бремени внешнего долга и покончить с зависимостью от международных кредиторов, существовавшей при Борисе Ельцине. В соответствии с данными Министерства финансов РФ в 2000-м внешний долг составлял 61, 3 % ВВП, шестью годами позже он составляет лишь 14, 8 %.

    Во-вторых, как глобальная (участие в деятельности международных организаций), так и двусторонняя (действия с позиции силы, в частности, на постсоветском пространстве) политика Кремля исходит из того, что территория России представляет собой стратегический перекресток. В свете этого понятие большой игры, нередко используемое для описания борьбы за влияние в Центральной Азии (по аналогии с российско-британским соперничеством второй половины XIX века) неправомерно: поле большой игры, которую ведет Москва, - это не только Центральная Азия, но и вся территория от Балкан до Дальнего Востока. Во внешней политике Путин никогда не отступает из зоны интересов.

    В-третьих, путинская Россия делает все возможное, чтобы сохранить свои позиции, то есть приостановить начавшийся при Ельцине процесс потери влияния, в частности, на постсоветском пространстве. Параллельно, на всех уровнях принятия решений, Россия стремится сохранить свободу действий, чего бы это ей ни стоило. По мнению Кремля, сохранение свободы действий - это не средство, а цель.


    Внешняя политика в отношении стран ЕС и США

    внешний политика евросоюз стратегический

    Во время первого президентского срока Владимир Путин совершил стратегический поворот во внешней политике России, выбрав курс на сближение с Западом (поддержал США после сентябрьских терактов 2001 года и сумел не испортить отношения с Вашингтоном после начала войны в Ираке в 2003 году).

    Катализатором назревшего пересмотра роли РФ на международной арене явились события 11 сентября 2001 года. Они привели к развязке сложного сплетения проблем в отношениях с ближним и дальним зарубежьем. Террористические акты в США вызвали резкую активизацию американской политики во всех ключевых регионах планеты, побудили США к ревизии провозглашенных ранее приоритетов, и, как следствие, внесению определенных коррективов в отношения с Москвой. России, оказавшейся перед фактом неизбежности глобальных перемен, не оставалось ничего другого как максимально оперативно реагировать на них и сосредоточиться на поиске своего места в надвигающейся эре борьбы с терроризмом. По всей видимости, в Кремле отчетливо осознали, что промедление с принятием принципиальных решений может отодвинуть страну еще дальше на периферию в иерархии мирового сообщества. Следствием стала перестановка акцентов в понимании основных задач российской дипломатии за рубежом.

    Сам факт выбора Путиным нового курса во внешней политике не означает автоматического снятия базовых проблем российской дипломатии. Он не предполагает ни восстановления позиций Москвы в основных регионах планеты, ни возникновения действенного механизма мобилизации сил и средств, необходимых для достижения этой цели. Успех нового курса зависит в сложившейся ситуации не столько от минимальных возможностей урезанного геополитического плацдарма, сколько от формы их использования в диалоге с Западом. России предстоит добиться признания в мировом сообществе, избежав жесткой и неприемлемой для нее альтернативы между безрезультатной конфронтацией и отказом от каких-либо амбициозных планов в пользу якобы внушительных денежных дотаций в экономику, неосуществимых на практике.

    Война в Ираке, против которой выступила Россия, сотрудничество Москвы с Ираном в ядерной сфере, сдвиг вправо в российской внутренней политике, а также арест друга Америки, нефтяного магната Михаила Ходорковского положили конец американо-российскому партнерству, которое некоторые уже успели сравнить с антифашистским альянсом во Второй мировой Войне.

    До сих пор американцы не могли себе представить Россию в роли державы - блюстительницы порядка вне постсоветского пространства. Тем не менее, в вопросах укрепления режима нераспространения ОМУ и глобальной энергетической безопасности Россия остается для Запада незаменимым стратегическим партнером.

    В Соединенных Штатах в настоящее время господствует та точка зрения, что истинное стратегическое партнерство возникает лишь на основе общего видения и единой системы ценностей, тогда как у Вашингтона и Москвы такой системы нет, - более того, различие в базовых ценностях за последние годы увеличилось. Владимира Путина в США больше не считают демократом в западном понимании этого слова. Вашингтон уверен, что по мере роста «авторитаризма» в России между двумя странами неизбежно возникнут трения. Действия Кремля начнут рано или поздно вступать в конфликт с интересами Америки и ее союзников - в том числе и в так называемом «ближнем зарубежье».

    Ухудшение отношений России и Европы вызвано объективными причинами. Москва и Вашингтон выдавливают европейских лидеров - Германию и Францию - с постсоветского пространства. Между Россией и США идет очень жесткий спор за контроль над углеводородными ресурсами стран бывшего СССР. Однако и в Москве, и в Вашингтоне сходятся на том, что Европе здесь места нет. Европа продолжает зависеть от поставок нефти и газа из России и с постсоветского пространства. Такое положение дел не устраивает «германо-французский локомотив» евроинтеграции.

    Общемировая тенденция связана с установлением не экономического, а прямого военного контроля над богатыми ресурсами территориями. Это прекрасно понимают в ЕС, однако Европа до сих пор не участвует в большой игре и рискует «выпасть из процесса»

    В мае 2006 года вице-президент США Ричард Чейни своим выступлением на вильнюсской конференции международного форума «Общее видение для общего соседства» поставил под сомнение добрососедские отношения между США и Россией

    Объектами особого внимания в Вильнюсе явились Россия и тесно связанная с ней Белоруссия. Не случайно поэтому, что президент РФ Владимир Путин не принял присланного ему приглашения на форум и даже не прислал на него ни одного официального представителя России. А из Белоруссии, которая для Запада и «новых демократий» давно стала страной-«изгоем», организаторы форума вообще никого из органов власти не позвали. Другое дело, что на конференции было предостаточно представителей политической оппозиции из этих стран.

    В мае 2006 года в Вильнюсе на конференции «Единое видение общего соседства» вице-президент США Дик Чейни произнес программную речь об отношениях Запада с Россией. Он раскритиковал внутреннюю политику Кремля, а также обвинил Москву в «шантаже», «запугивании», «подрыве территориальной целостности соседей» и «вмешательстве в демократические процессы». Накануне петербургского саммита G8 России предложено сделать выбор: «вернуться к демократии» или «стать врагом». Возвращение к демократии будет гарантировать больше успеха и больше уважения со стороны соседних государств», - сказал вице-президент США, констатируя тем самым, что от демократии Россия уже ушла.

    Тема холодной войны проходила красной нитью по всему выступлению вице-президента США. Это выражение, впервые произнесенное ровно 60 лет назад Уинстоном Черчиллем в Фултоне, Дик Чейни употребил трижды.

    Выступление президента Путина в Мюнхенской конференции по вопросам политики безопасности, которое состоялось в феврале 2007 года, может войти в историю как поворотная точка в международной политике. Россия начнет играть более активную роль на внешнеполитической арене.

    Путин довольно резко критиковал США, НАТО и ОБСЕ. Он обвинил Вашингтон в попытке мирового диктата. Заявил, что расширение НАТО не имеет никакого отношения к модернизации альянса и провоцирует Россию, а ОБСЕ превращается в «вульгарный инструмент».

    Президент РФ Владимир Путин считает, что США пытаются навязать свое видение и нормы всем остальным государствам. «Отдельные нормы, да по сути чуть ли не вся система права одного государства, прежде всего, конечно, США, перешагнула свои национальные границы по сути во всех сферах - и в экономике, и в политике», - заявил он на международной конференции в Мюнхене.

    Он подчеркнул, что США пытаются навязать свою волю остальным государствам. «Ну, кому это понравится», - отметил президент РФ. Для современного мира однополярная модель невозможна, заявил президент РФ Владимир Путин. «Для современного мира однополярная модель не только неприемлема, но и вообще невозможна. Не только потому, что при единоличном лидерстве в современном мире не будет хватать ни военно-политических, ни экономических ресурсов. Что еще важнее, сама (однополярная) модель является неработающей, так как в ее основе нет морально-нравственной базы современной цивилизации», - сказал Путин.

    Это была не просто уже знакомая, пусть и откровенная критика проступков администрации Буша. Выступая перед слушателями, в числе которых были европейские лидеры и немецкий канцлер Ангела Меркель, а также американцы, Путин подверг нападкам НАТО. Он заявил, что включение бывших просоветских государств в Североатлантический альянс дестабилизирует ситуацию в Европе и угрожает России. «Против кого это расширение?» - задал он вопрос. Последний раз международное сообщество сталкивалось с подобной агрессией со стороны московского лидера в 1960 году, когда Никита Хрущев стучал ботинком по столу на заседании ООН.

    Речь Путина в Германии, произнесенная всего через несколько минут после того, как канцлер Меркель тепло оценила дипломатические отношения между Европой и США, стала нарушением обычных дипломатических протоколов. Однако она не была простой грубостью.

    Президент РФ Владимир Путин в своей речи в Мюнхене на международной конференции по безопасности продемонстрировал, что Россия играет важную роль в мировой политике и готова решать самые сложные проблемы.


    Внешняя политика России в отношении стран СНГ и Азией


    В области внешней политики второй срок Путина характеризуется решительным охлаждением отношений со странами СНГ, где прошли «цветные революции» (Грузией, Украиной), а также со странами Запада, прежде всего - США (в частности, по поводу иранской ядерной программы).

    В 2000-х годах из российской орбиты окончательно ушли Грузия, Молдова и Украина. Причем «цветные революции» не играли в этом процессе решающей роли. Первым государством, отказавшимся от эксклюзивной помощи России в разрешении своих внутренних проблем, стала не «демократическая» Украина, а Молдова, возглавляемая президентом-коммунистом Владимиром Ворониным. Винные или газовые войны не должны вводить в заблуждение. Москва может сколько угодно открывать или закрывать свой рынок для молдавского вина, но главное состоит в том, что начиная с 2003 года официальный Кишинев отказался от эксклюзивной роли Москвы в урегулировании молдавско-приднестровского конфликта.

    И этот отказ стал стратегическим выбором Молдовы, не подверженным «винным» кампаниям. Далее, 2000-е годы стали периодом активизации международных структур, альтернативных СНГ, - прежде всего ГУАМ и Организации демократического выбора, которые группируются вокруг Украины.

    Демократическая революция в Грузии вселила ужас в лидеров других бывших советских республик. Впервые на постсоветском пространстве лидеры оппозиции объединились и смогли организовать массовое движение протеста, что в итоге привело к отмене результатов сфальсифицированных выборов. Избрание президентом Грузии Михаила Саакашвили стало первым народным восстанием против системы псевдодемократии, которая установилась в бывшем СССР.

    В преддверии выборов на Украине, российская власть, лихорадочно ринулась искать пророссийскую партию в этой стране. Однако в этом государстве не нашлось сильной проимперской силы, и ставку пришлось делать на представителя действовавшей в то время «менее прозападной» команды Леонида Кучмы. Выбор был сделан на самую неудачную, но, по мнению российских политконструкторов, «Тяжеловесную» фигуру премьера Виктора Януковича. Ему на помощь была брошена сверхтяжелая артиллерия в лице российского президента Владимира Путина. Однако противниками Януковича такой ход был интерпретирован как вмешательство во внутренние дела Украины, и помогла им тут западная пропагандистская машина, умело сыгравшая на самых чувствительных струнках широкой и открытой души украинского народа. Как результат - массовые народные выступления.

    После «оранжевой революции» 2004 года Украина вообще превратилась в центр политической гравитации на постсоветском пространстве, альтернативный России и поддерживаемый Западом. Сегодня она жестко обозначила свои интересы в Приднестровье («дорожная карта» Виктора Ющенко, блокада непризнанной Приднестровской Молдавской республики) и на Южном Кавказе (Боржомская декларация, подписанная совместно с президентом Грузии). Именно Украина все более явно начинает претендовать на роль главного посредника между государствами СНГ и Европой.

    Для Кремля, грузинская «революция роз» была сильным ударом, а «оранжевая революция» на Украине стала кошмаром. Путин, который открыто поддерживал кандидата Виктора Януковича, потерял лицо. Также теперь стало ясно, что проявление силы народа - это не исключительный случай одной Грузии, и, так же как и грузины, братья-славяне с Украины потребовали честных выборов и уважения воли избирателей. Кремль должен понять, что народный протест может избавить страну от коррумпированных правителей.

    То же самое произошло и в Киргизии, и, думается, в ближайшее время может произойти в Узбекистане, Казахстане и, вероятно, в Туркмении. Россия пожинает плоды того, что было посеяно на руинах СССР в начале 1990-х годов. И, похоже, ничего сделать уже нельзя - время безвозвратно упущено. Остается одно - выстраивать ровные официальные отношения с установившимися там режимами и одновременно взращивать, питать и укреплять, несомненно, имеющиеся там пророссийсике силы. Однако для того, чтобы они пошли на реальное сотрудничество, Россия должна немного сменить внешнеполитические ориентиры и четко обозначить свою политику.

    Роль Азии в мировой экономике и политике в последние годы очень быстро растет и будет расти дальше. Центральная Азия (ЦА) становится регионом все более активного геополитического соперничества, подвергаясь при этом очевидной дестабилизации, что продемонстрировали недавние события в Киргизии и Узбекистане. Основные вызовы континентальной Азии носят, как справедливо заметил в Астане Путин, трансграничный характер. Все страны региона, так или иначе сталкиваются с проблемами исламского экстремизма и терроризма, нередко поддерживаемых извне. Налицо рост наркоугрозы, связанный с увеличением объема наркотрафика из Афганистана после прихода туда сил антитеррористической коалиции. Таджикистан и Юг Киргизии все более очевидно отступают перед натиском наркодельцов (трагедией, на мой взгляд, является уход российских пограничников с таджикско-афганской границы).

    Во-первых, Узбекистан занимает стратегически важное географическое положение, гранича со всеми остальными государствами ЦА. Правительство в Ташкенте сохраняет безусловную субъектность, способность контролировать границы, сдерживать напор радикального исламизма и наркотрафика. Во-вторых, именно это правительство - Ислама Каримова подвергается наиболее жесткому прессингу, как со стороны мусульманских экстремистов, так и со стороны Запада. Трагические события в Андижане и реакция на них в различных странах хорошо это демонстрируют. В-третьих, и это особенно значимо с точки зрения российских интересов, именно со стороны Ташкента в течение последнего года были предприняты наиболее различимые шаги в сторону нашей страны и к дистанцированию себя от прозападного курса.

    России нужен диалог со всеми политическими силами Узбекистана и поощрение к такому диалогу официального Ташкента. Но и поддержать в эту трудную минуту Каримова, как это сделал Путин, оправдано: ведь тот, остановил, хотя бы на время, очень серьезную угрозу дестабилизации и кровавой бойни по всей Центральной Азии и, возможно, дезинтеграции собственной страны.

    Для того чтобы снова стать центром притяжения для стран-соседей, современная Российская Федерация должна предложить государствам СНГ собственный - а не советский - проект. Если в ближайшее время Россия не изменит свою стратегию и не переосмыслит свою политическую миссию на постсоветском пространстве, ее ожидает не просто радикальное сокращение влияния на соседей, но коренное изменение статуса на территории бывшего Советского Союза. Из регионального лидера Российская Федерация превратится просто в самое крупное государство этой части Евразии, причем далеко не самое успешное с точки зрения экономического и социального развития. Это, в свою очередь, повлечет кардинальное переосмысление роли России на глобальном уровне. Если указанная тенденция будет углубляться и дальше - а пока никаких оснований для «коренного перелома» не наблюдается, - то из страны, председательствующей в «G-8», Россия превратится в весьма неудобного для Запада партнера. Главным стимулом к реализации столь негативного сценария выступает «застойная стратегия», которой придерживается российская элита на протяжении последних нескольких лет.


    Новая редакция Концепции внешней политики России была утверждена 12 февраля 2013 года. Указ о разработке этой Концепции был подписан президентом В. В. Путиным в день его инаугурации, что ясно показывает значение, уделяемое данной Концепции главой государства

    Были времена, когда в России внешнеполитическая концепция вмещалась в краткий циркуляр, где говорилось, что Россия "достигла своего естественного развития; ей нечего желать, нечего домогаться от кого бы то ни было" и "остаётся лишь упрочивать своё положение, охранять себя от внешней опасности и развивать внутренние силы, нравственные и вещественные, накопляя запасы средств и умножая своё благосостояние". (1) Это было при императоре Александре III. Сегодня ситуация в корне иная… Утверждение новой внешнеполитической концепции произошло на фоне новых серьёзных изменений в международных отношениях и выдвижений новых внешнеполитических концепций рядом крупнейших держав. (2)

    Ответы на вопросы, каков правовой статус Концепции, почему была принята новая редакция, что изменилось в ней по сравнению со старой редакцией, содержатся в самом тексте документа. В Концепции сказано, что она представляет собой "систему взглядов". (3) В то же время следует иметь в виду, что документ был утвержден указом президента РФ, то есть все его положения приобрели статус указа президента - это ниже, чем закон, но выше всех остальных правовых актов, включая решения правительства РФ, акты парламента и т. д.

    Ответ на вопрос, почему принята очередная новая редакция Концепции, находим в Конституции России, которая гласит, что президент РФ "определяет основные направления … внешней политики государства" (ст. 80, ч. 3) и "осуществляет руководство внешней политикой" России (ст. 86), то есть является главным государственным органом и главным должностным лицом в области внешней политики. Если мы вспомним время принятия предыдущих концепций, то увидим их очевидную связь со сменой главы государства: это 1993, 2000, 2008 и 2013 годы.

    Здесь стоит отметить, что до сих пор в России не урегулирован конституционный статус внешней политики. Если в конституциях СССР закреплялись основные принципы внешней политики страны, то российская конституция 1993 года об этих принципах умалчивает. Вероятно, это не совсем верный подход, так как полномочия главы государства во внешней политике должны быть вписаны в конституционные рамки. Это один из механизмов обеспечения внешней политики в интересах государства и народа. Так, конституционное положение о таком принципе внешней политики, как защита основ международного права и защита союзников России, возможно, стало бы юридическим препятствием для принятия, скажем, Резолюции СБ ООН №1973. (4)

    Теперь об отличиях редакции 2013 года (Концепция-2013) от редакции 2008 года (Концепция-2008). Прежде всего, новая редакция исключила ряд целей внешней политики и добавила несколько новых. Например, из Концепции-2013 исключена такая цель, как создание системы двусторонних и многосторонних партнёрских отношений, призванной обеспечить устойчивость международного положения страны к колебаниям внешнеполитической конъюнктуры, и включена новая: укрепление торгово-экономических позиций России в системе мирохозяйственных связей, дипломатическое сопровождение интересов отечественных экономических операторов за рубежом, недопущение дискриминации российских товаров, услуг, инвестиций, использование возможностей международных и региональных экономических и финансовых организаций в этих целях. (5) Совершенно очевидно, что во многом обусловлена вступлением России во ВТО.

    Нельзя не отметить и новые подходы к вопросу о правах человека. Если в Концепции-2008 целью внешней политики РФ называлась "защита прав и законных интересов российских граждан и соотечественников, проживающих за рубежом", то Концепция-2013 добавляет ещё и "отстаивание … российских подходов по теме защиты прав человека". Надо сказать, что весьма ярко и точно оценил деятельность Совета ООН по правам человека МИД России, отметивший, что на международных форумах права человека всё чаще "используются для одностороннего навязывания неолиберальных концепций, пропагандирующих асоциальный образ жизни и разрушающих человека как личность". (6)

    Анализируя новую философию российской внешней политики, министр иностранных дел РФ С. В. Лавров пишет, что исходящие с Запада попытки с мессианской настойчивостью распространять собственную ценностную шкалу заставляют вспомнить слова О. Шпенглера: "Все это эпизодические и местные, в большинстве случаев даже обусловленные минутными духовными интересами обитателей больших городов западноевропейского типа, а отнюдь не общеисторические вечные ценности". Российский министр подчёркивает, что отказ от наработанных тысячелетиями традиционных ценностей, отрыв от собственных культурных и духовных корней, абсолютизация индивидуальных прав и свобод - это рецепт утраты всяких ориентиров как во внутренней, так и во внешней политике. (7)

    Ещё одним важным нововведением Концепции-2013 является действительно концептуальное определение существа сегодняшней ситуации в мире. Именно от верной формулировки такого понимания зависит и верное (или неверное) формулирование внешнеполитической стратегии России. Если Концепция-2008 просто говорила о "фундаментальных и динамичных изменениях", "кардинальной трансформации международных отношений", то Концепция-2013 года даёт этим изменениям качественную характеристику. Отмечено, что существо переходного периода, который переживают международные отношения, заключается в формировании полицентричной международной системы. В новой редакции Концепции говорится, что возможности исторического Запада доминировать в мировой экономике и политике продолжают сокращаться и происходит рассредоточение мирового потенциала силы и развития, его смещение на Восток, в первую очередь в Азиатско-Тихоокеанский регион. При этом выход на авансцену мировой политики и экономики новых игроков на фоне стремления западных государств сохранить свои привычные позиции сопряжен с усилением глобальной конкуренции, что проявляется в нарастании нестабильности в международных отношениях. (8)

    Министр иностранных дел России С. В. Лавров отмечает, что мы не можем даже гипотетически рассматривать вариант "пристёгивания" России в качестве ведомого к какому-либо другому ключевому игроку на международной арене. Независимость внешней политики России обусловлена её географическими размерами, уникальным геополитическим положением, многовековой исторической традицией, культурой и самосознанием нашего народа. (9)

    В классификации приоритетов внешней политики России также появились новые нотки. Если в Концепции-2008 в разделе "Формирование нового мироустройства" говорилось о том, что Россия "заинтересована" в стабильной системе международных отношений, основанной на принципах равноправия, взаимного уважения и взаимовыгодного сотрудничества, то Концпция-2013 говорит о том, что Россия "проводит политику" на основании этих принципов, более того, добавлен ещё один принцип, ранее не упоминавшийся, - принцип невмешательства во внутренние дела. Это весьма важное заявление, учитывая, что в последнее время концепции, основанные на "законном" вмешательстве, продвигаются в качестве "формирующихся норм обычного международного права". (10)

    Конечно, новая редакция Концепции внешней политики России не решила всех, в том числе концептуальных, проблем. Среди таких проблем можно назвать, например, проблему внешнеполитических полномочий субъектов РФ. Регулирование их участия в международной жизни в Концепции-2013 не претерпело каких-либо изменений и полностью повторило соответствующие положения Концепции-2008. Однако сама проблема осталась. А ведь внешнеполитические полномочия регионов далеко не столь безобидны. Обычно среди таких полномочий говорят только о приграничной торговле или туризме. Однако это не совсем так: среди областей "периферийной" внешнеполитической деятельности сегодня можно видеть регулирование зарубежной миграции, привлечение иностранных инвестиций и многие другие вопросы, которые, по сути, должны принадлежать федеральному центру. (11)

    Имеется и ещё один важный концептуальный вопрос, связанный с зависимостью внешней политики от политики внутренней. При отсутствии концепции внутренней политики Концепция внешней политики неизбежно будет выглядеть не вполне определённой, а то и противоречивой. В связи с этим следует обратить внимание ещё на два важных аспекта новой внешнеполитической концепции.

    Во-первых, в отсутствии официальной внутриполитической концепции именно в Концепции внешней политики появились важные направления политики внутренней. Так, если среди целей внешней политики России в Концепции-2008 эта политика была направлена на создание благоприятных внешних условий для "модернизации России, перевода ее экономики на инновационный путь развития, повышения уровня жизни населения, консолидации общества, укрепления основ конституционного строя, правового государства и демократических институтов, реализации прав и свобод человека и, как следствие, обеспечение конкурентоспособности страны в глобализирующемся мире", то Концепция-2013 года говорит о других целях, а именно об устойчивом и динамичном росте экономики России, ее технологической модернизации и переводе на инновационный путь развития, повышении уровня и качества жизни населения, укреплении правового государства и демократических институтов, реализации прав и свобод человека. (12) С учётом того, что Концепция-2013 утверждена указом президента, отсюда могут быть сделаны важные, в том числе правовые, выводы.

    Во-вторых, следует обратить внимание не только на зависимость внешней политики от внутренней, но и на их обратную связь, что выражается в том числе в возможности проведения определённой внутренней политики в зависимости от ситуации в мире. Похоже, что именно этот аспект взаимосвязи внутренней и внешней политики и стал основой принятия новой редакции Концепции внешней политики России 2013 года.


    Заключение


    Таким образом, Борис Ельцин возглавлял государство в период перехода к демократии и оставил Россию разоренной. Владимир Путин расквитается с долгами, однако после его ухода политическое пространство будет значительно более узким. Перемещение центра тяжести в политике выражается в возросшем влиянии националистов, получающем подпитку, связанную с относительным ростом благосостояния в стране, которая обязана этим лишь собственным ресурсам и способности к сопротивлению.

    Российскую внешнюю политику по традиции интерпретируют в зависимости от ее отношений с Европой. Подобное видение определяется как бытующим среди самих россиян глубоким убеждением, что, благодаря тесным культурным связям, Европа - их естественный партнер, так и проявляющимся у населения России стремлением приобщиться к европейскому образу жизни.

    Но такое видение обманчиво. Ведь исходя из него, РФ замыкает дискуссию в традиционные рамки: как приобщиться к Европе, не потеряв при этом национальной идентичности. Иными словами, европейский анализ основывается на оценке перспектив интеграции. Москва же в основном продолжает рассуждать исходя из оценки равновесия сил. Поэтому, хотя Россия и не стремится вступать в прямое соперничество с США или же портить свои отношения с Европейским союзом, она выступает за взаимодействие, не основанное на системе принуждения либо общих ценностей.

    Что же касается внешней политики России в отношении стран СНГ, то для того чтобы снова стать центром притяжения для стран-соседей, современная Российская Федерация должна предложить государствам СНГ собственный - а не советский - проект. Если в ближайшее время Россия не изменит свою стратегию и не переосмыслит свою политическую миссию на постсоветском пространстве, ее ожидает не просто радикальное сокращение влияния на соседей, но коренное изменение статуса на территории бывшего Советского Союза.

    Внешняя политика России весьма уязвима из-за двух факторов, которые обязательно дадут себя знать. Во-первых, создавая систему энергетического сдерживания, Владимир Путин забыл, что основополагающим принципом любой системы сдерживания является неприменение имеющегося оружия. Прибегая - пусть контролируемым и ограниченным образом - к прекращению поставок энергоносителей (этим приемом в свое время пользовался и Борис Ельцин), Путин уничтожает свой главный козырь. Ведь это может привести к тому, что клиенты найдут обходные пути, усугубив тем самым однобокий характер российского могущества.

    Во-вторых, говоря об исторической преемственности своего курса, хозяин Кремля ставит его в жесткие рамки традиций внешней политики России, но, как ни парадоксально, проявляет удивительное непостоянство и переменчивость в определении долгосрочных целей. Без сомнения, это непостоянство объясняется не столько непредвиденными ситуациями, с которыми он сталкивается на посту президента, сколько многолетними тенденциями политики России в отношении соседних государств: контрастом между узостью стратегического мышления и обилием тактических действий. Непостоянство проявляется всегда, когда возникает необходимость придать сближению с партнером форму альянса или системы интеграции, то есть, как только нужно выразить свое доверие на длительный срок. Видимо, это объясняется как унаследованной традицией подозрительности, так и неуверенностью в себе.

    Важным (если не важнейшим) моментом во внешней политике России последнего года было стремление "перейти к формуле, более отвечающей и статусу России в мире, и нашим национальным интересам: равноправное партнерство". Такой подход принес свои результаты. "На глобальном уровне - через очевидное укрепление наших позиций в "большой восьмерке". Мощным "союзником" России, способствующим утверждению начал равноправия в отношениях с ведущими державами мира служит объективная тенденция к формированию многополярного мира. Это значит, что "у России появляется широкое поле для маневра, для многовекторной дипломатии".

    Второй новый акцент внешней политики России последнего года - это "линия на диверсификацию международных связей России. Такая страна, как Россия, не может ходить на одной, «западной ноге». Диверсификация внешнеполитических связей уже принесла свои плоды. Она привела к продвижению в отношениях с КНР (от равноправного партнерства к доверительному, причем со стратегической перспективой взаимодействия в XXI в.), с Индией. После застойного перерыва наметился прогресс в отношениях с латиноамериканскими странами.

    Подводя итог анализу вопроса о теории внешней политики современной России, следует отметить, что за прошедшие с января 1992 г. месяцы и годы, когда была предпринята первая попытка представить стране и миру внешнеполитическую доктрину новой России, и до середины 2002 г. было сформулировано несколько концепций, заметно отличающихся друг от друга. Каждый поворот в политической жизни внутри страны, изменение соотношения сил в ней, каждая значительная перемена в международных отношениях отражались на содержании доктрины внешней политики России. В конечном счете, внешнеполитическая концепция середины 2002 г. оказалась весьма отличающейся от всех предыдущих. Становясь более реалистичной и более сориентированной на национальные и государственные интересы России, она вместе с тем становится более разновекторной и более жесткой.

    К следующему выводу можно отнести то, что на нынешнем этапе, в отличие от первого, т. е. от этапа 1992-1993 гг. , законодательная власть РФ уже практически не принимает участия в формировании внешнеполитической концепции страны. Невелико участие в подобного рода деятельности и различных партий или движений, за исключением тех из них, которые реально претендуют на власть. Но и их активность в этой области ограничивается в основном предвыборными кампаниями.

    Непредвзятый анализ подводит еще к одному выводу. Смысл его в том, что, поскольку переходный период в России не закончился, расстановка политических сил то и дело меняется, и новая система международных отношений тоже еще только складывается, постольку потребуется еще не одно обновление внешнеполитической концепции России.


    Список использованной литературы


    1. Внешняя политика России. - М. , 1999

    Внешняя политика России. Сборник документов. - М. , 1997

    О современной международной обстановке и внешней политике правящих кругов России. // Пропаганда. № 3, 2002

    Протопопов А. С. История международных отношений и внешней политики России 1648-2000. Учебник" [БОЛЕРО]. , 2001.

    Протопопов А. С. Козьменко В. М. История международных отношений и внешний политики России от Вестфальского мира до наших дней (учебник). - М. , 2002


    Репетиторство

    Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

    Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
    Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

    Развод