Презентация к уроку по окружающему миру (4 класс) на тему: Детские работы-презентации учащихся на тему "Приручение огня". Приручение огня - презентация


Раньше люди не добывали, а находили огонь – точно так же сейчас находят золото и драгоценные камни. Не секрет, что огонь тогда берегли, как зеницу ока. Случалось, что пламя появлялось от удара молнии. Первобытные люди с ужасом в глазах смотрели на «горячего зверя», слизывавшего с деревьев кору и сжигавшего всё на своём пути. Но наши предки были смелыми людьми. Однажды один из них решился схватить горящую палку и принести в пещеру эту диковинку. Нам неизвестно, кем был первый покоритель огня и где именно это произошло. Возможно, таких людей было несколько. Как бы там ни было, но нашлись смельчаки, приручившие «горячего зверя», как приручают других диких зверей.


Каким образом зажигался огонь? Самые архаичные народы (например индейцы Амазонки) добывают огонь трением двух веток дерева между пальцами или с помощью лука; от их нагревания зажигаются стружки или сухой мох. При ударе кремня о кремень высекают искры, к которым сразу подносят какой- либо легковоспламеняющийся материал; этот прием сложнее предыдущего. С появлением железа возникает кресало – куском железа о кремень выбивают искру, которая зажигает фитиль – рыхлое вещество, состоящее из высушенных грибов. Долгое время добывание огня оставалось трудным делом, поэтому костер старательно охраняли: поддерживать пламя или оберегать тлеющие головешки было священной обязанностью женщин. С тех пор слова "огонь" и "очаг" символизируют семью…


Огонь и исходящий от него свет внес важнейшие изменения в поведение людей. Активность больше не ограничивалась дневным временем. Кроме того, многие крупные животные и кусающие насекомые избегали огня и дыма. Огонь можно назвать поваром. Очень многое из того, что мы едим, приходится предварительно варить, жарить, печь… Огонь готовит нам пищу, и занимается он этим уже много лет! Раньше, когда не было посуды, люди выбивали в большом камне углубление, наливали туда воду, клали мясо, коренья и бросали в воду небольшие камешки, раскаленные на костре, так сварили первый суп. А потом зарыли в золу завернутое в листья мясо получилось первое жаркое. Нанизали на прутик кусочки мяса, подержали их над костром так и сейчас делают шашлыки. Человек кормил огонь и огонь кормил человека!


Огонь может быть и земледельцем. Когда человек догадался, что можно не только собирать зерна диких растений, но и выращивать хлеб, ему понадобились поля. Как убрать траву, кустарник, лес? Вместе с первым земледельцем вышел на работу и огонь. Вырубленный лес сжигали, вот и получалось поле. А сейчас с помощью огня иногда борются с сорняками. Весной, когда сорняки идут в рост, пускают на поле специальную машину, из которой бьют вниз струйки дыма и огня.


Мы можем назвать огонь строителем. Глину смешали с песком, обожгли так получился кирпич. А вот гранит обжигать не надо, он и так твердый. Но, чтобы добыть гранит, давным-давно поступали так. На огромном камне, на скале разводили большой костер. Скала раскалялась. Потом на нее лили холодную воду. И скала растрескивалась на маленькие кусочки. Огонь может быть и стеклоделом! Когда-то путешественники развели костер, положив дрова на какие-то странные белые камни. Проснувшись утром, увидели красивые кусочки неизвестного материала. Так появилось стекло. В него превратился песок, спекшийся с белыми камнями – содой. Прозрачным оно стало не сразу, зато красивым было с самого начала. Сначала из него делали украшения, затем догадались изготовлять посуду, очки, телескопы, аквариумы


Человек позвал с собой в дорогу огонь. Огонь нагревал воду в котле, превращал ее в пар, пар вертел колеса. Так появились паровые машины. В наше время мчатся по железным дорогам тепловозы, катят по шоссе автомобили, плывут по морям теплоходы. И всем им нужны бензин, нефть, мазут или еще какое-нибудь горючее. Горючее так и называется, потому что оно горит. Огонь может быть волшебником. Он только тем и занимается, что делает из одних вещей другие, совсем не похожие на первые. На что ни посмотри, всюду огонь хоть немного, да поработал. Вот бумага (детский альбом): уж она-то, кажется, огня боится, но без огня и ее самой не было бы. Ведь делают бумагу из измельченного дерева, из крошечных волоконцев, и их приходится разогревать. Бумагу варят, как и стекло, как и сталь.


Огонь дал нам всё, но правильно обращаться с ним мы так и не научились. В неумелых руках пламя может превратиться в пожар, принести материальный ущерб, а в некоторых случаях – забрать человеческую жизнь. Будьте осторожны и не играйте с огнём. Возможно, от этого зависит чья-то жизнь!


Чтобы посмотреть презентацию с картинками, оформлением и слайдами, скачайте ее файл и откройте в PowerPoint на своем компьютере.
Текстовое содержимое слайдов презентации:
ПРИРУЧЕНИЕ ОГНЯЧЕЛОВЕКОМПодготовил:Ученик 4 «А» класса Щербаков Сергей Огонь, ты стал для нас делом привычки. Тебя вызываем чирканьем спички, Тебя обуздали, тебя приручили, Тебя в зажигалках и плитах пленили. Ты был господином, а стал ты слугой, Но всё-таки мы не владеем тобой. Огонь начали разводить первобытные люди еще несколько тысяч лет тому назад. Так, в пещерах Европы, где ранее жили люди, антропологами в Южной Африке были найдены угли, которые говорили о том, что именно в этом месте люди разводили огонь. Как же люди все-таки научились разжигать костры? «Приручение» огня относится к периоду позднего палеолита. Примерно двести тысяч лет тому назад первобытный человек научился сначала сохранять, а позже и добывать огонь. В Африке, где обитали первобытные люди, грозы и молнии были привычным явлением. Они постоянно воспламеняли лес. А оказать сопротивление огню никто не мог. Однако после пожара на земле оставались еще дымящиеся угольки, благодаря которым можно было добыть огонь. Сложно себе вообразить, но хранение раскаленных углей на протяжении несколько десятков тысяч лет было единственным способом получения огня. После затухания костра люди оставались без огня, и тогда им снова приходилось отыскивать следующий пожар, дабы собрать тлеющие угли и опять заполучить костер. Позднее люди научились добывать огонь собственными силами. Костер добывали при помощи трения палочки о сухое дерево. При стремительной прокрутки палочки древесина нагревалась до такой температуры, которая способна разжечь немного сухой травы. Похожим способом первые поселенцы Австралии и тихоокеанских островов получают огонь и по сей день. А в Европе, Северной Африке и в некоторых районах Америки для добывания костра люди использовали кресало и кремень. Эти инструменты являли собой камни твердых пород, в которых содержалось большое количество кремния. Высекаемые гальками искры разжигали трут, в качестве которого чуть позже применяли промасленный кусок веревки.Наидревнейшие инструменты для получения огня кресало (куском железа о кремень выбивают искру, которая зажигает фитиль - рыхлое вещество, состоящее из высушенных грибов) вошли в жизнь человечества столь прочно, что использовались и до двадцатого столетия. Помимо того, кремнем и кресалом пользуются, и по сей день. Например, зажигалка, которая состоит из металлического колесика и кремния из магниевого сплава. Однако в зажигалке взамен труту используются либо смоченный керосином хлопчатобумажный шнур, либо малогабаритная газовая горелка. С эволюцией цивилизации проблема получения огня решалась разными способами. Изначально огонь просто сберегали в виде раскаленных углей в глиняных горшках или в кострищах. Потом были найдены способы заполучения костра с помощью кремня и кресала. Чуть позднее, когда люди научились производить и подвергать обработке стекло, огонь можно было получить стеклом - лупой, направляющей солнечные лучи на поверхность высохшего трута. До того как появились спички, прошло очень большое количество времени. Впервые спички были изобретены в 30-х годах девятнадцатого века. Они являли собой высеченные деревянные палочки, на которых была нанесен состав смеси, которая включала в себя белый фосфор. Во время трения спички о любую шершавую поверхность головка разгоралась и воспламеняла деревянную основу спички.Спички производились из осины, которая является самой пластичной древесиной и в случае производственной обработки не дает сколов и трещин. Позднее спички стали изготавливать из картона, что дало возможность облегчить и снизить стоимость их производства. Первые спички были наделены хорошими потребительскими качествами, но они были небезопасны. Фосфорная спичка могла загореться от легкого трения о твердую поверхность, что приводило к печальным последствиям. Но все же опасней была смесь, которой покрывали головку спички, поскольку она включала в себя белый фосфор, который является очень ядовитым. В Швеции в 1855 году были созданы безопасные спички. Их назвали «шведскими» и очень быстро распространились по всему свету. На сегодняшний день они известны, как обыкновенные спички, которые люди используют ежедневно. Использование огня не только внесло изменения в жизнь первобытного человека, оно самым прямым образом оказало воздействие на его мышление. Первые инструменты труда - это попытка древних людей адаптироваться к окружающей среде, добыть пропитание, защититься от разных хищников и стихий. Применение огня является первоначальной попыткой изменить окружающую среду, адаптировать ее к своим нуждам. Огонь дал человеку защиту от ветров и морозов. Он позволил приготавливать пищу и таким образом отказаться от употребления сырого мяса. Огонь раскрыл древнему человеку такие полезные ремесла, как создание посуды из глины и обожженного кирпича. В конце концов, применение огня дало возможность людям группироваться в сообщества, выделяющиеся от примитивной ватаги высокой организацией.Что же служило древнему человеку топливом? Изначально топливом служила древесина. Спустя некоторое время, в качестве топлива люди стали применять каменный уголь и торф. Огонь также пускали в ход и в аграрном производстве. Научившись выращивать полезные растения, люди подготавливали ниву к засеву, испепеляя траву. Пепел костров стал первым удобрением, которым воспользовался в своих целях человек. Также огонь использовали для строительства домов. Люди смешали глину с песком, обожгли, так и получился кирпич. Затем начали добывать гранит. Гранит обжигать не надо, он и так твердый. Но чтобы добыть гранит люди разводили на огромном камне или на скале большой костер, скала раскалялась, затем на нее лили холодную воду, и скала растрескивалась на маленькие кусочки. Из пещер, в которых жили предки современного человека, огонь перенесли в дома. В конечном счете, очаг, а потом печь были той основой, вокруг которой строились крыша и стены. Огню придавали священное значение. Не случайно древние греки считали, что огонь был преподнесен в дар человечеству Прометеем, которого за такой подарок постигло жестокое наказание Богов. А в современных религиях свеча является неотъемлемым атрибутом богослужения. Огонь дал нам всё, но правильно обращаться с ним мы так и не научились. В неумелых руках пламя может превратиться в пожар, принести материальный ущерб, а в некоторых случаях – забрать человеческую жизнь. Давайте будем осторожны, не будем играть с огнём. От этого зависит наша жизнь.

Конспект урока по окружающему миру

для 4 класса

Выполнила: Котлова Оксана Николаевна

Предмет: окружающий мир «Человек и природа» 4 класс (образовательная система «Школа 2100»)

Форма урока: изучение нового материала

Тема: Приручение огня.

Продолжительность: 45 минут.

Класс: 4

Технологии: компьютер, подключенный к Интернету, интерактивная доска, презентация

Цель: Сформировать представление об ископаемом топливе и его роли в жизни человека.

Ход урока:

I . Организационный момент.

Полумрак. Тихо звучит музыка. Учитель (вполголоса):

Горит дрожащая свеча.

Не дунь на пламя сгоряча.

А ты, волшебный огонек,

О чем бы нам поведать мог?

Учитель зажигает свечку.

– Ребята, посмотрите на этот «волшебный огонек» и скажите, какие чувства он вызывает.

Ответы учащихся.

– На что похож огонек пламени? В каких еще ситуациях вы могли смотреть на пламя и думать о чем-то далеком и таинственном, важном и глубоком?

– В храме, где горят свечи; в походе у костра; у бабушки в деревне, когда она топит печку...

– Несмотря на то, что электрический свет сейчас есть почти везде, иногда люди не отказываются от удовольствия зажечь настоящие свечи и любоваться ими. Почему бы не начать урок при свечах? И посмотрим: о чем же может поведать этот «волшебный огонек».

II . Актуализация знаний.

– Ребята, посмотрите на эти снимки. (Показ снимков: человек, машина, дрова, телевизор).

– В 3 классе мы учили, что для того, чтобы эти тела начали действовать, им нужна энергия. Пища для человека, бензин для машины, солнечная энергия, накопленная в дровах, электричество для телевизора – это источники энергии.

Давайте-ка вспомним, что же такое энергия.

Энергия – это источник движения, способность совершать работу.

Содержится ли энергия в куске хлеба? Как это проверить?

– Съев кусочек хлеба, человек запасается энергией, накопленной в хлебе, которая приводит человека к действиям.

Закон сохранения энергии.

– Ученые заметили, что использование энергии всегда приводит к какому-нибудь действию, движению, изменению. Это наблюдение позволило вывести закон сохранения энергии. Энергия никогда не возникает из ничего и не исчезает бесследно. Но она может изменяться и переходить из одной формы в другую.

Можем ли мы наблюдать энергию в действии? Например: возьмем полено.

– Тепловая энергия, запасенная в дровах, при горении освобождается и нагревает воду в чайнике.

Вывод: Энергия выделяется при горении.

III . Проблемная ситуация.

Чтение диалога на стр. 104.

Лена: Миш, а ведь, правда, нельзя упрятать джинна в бутылку? Только в сказке можно, да?

– А вы, ребята, как думаете? А кто такой Джинн? Джинн (араб., буквально - дух), в Коране фантастическое существо из чистого (бездымного) огня, созданное аллахом. Джинны - популярнейшие сказочные персонажи. Часто изображаются как волшебные существа, заключенные в лампу или бутылку. Джинн подчиняется воле того, кто вызволил их заточения и исполняет его желания.

Учитель: «Чем горючее напоминает джинна в бутылке?»

Версии учеников.

– Это огонь, которого человек посадил в бутылку, и заставляет делать все, что хочет, т. е. приручил.

IV . Открытие новых знаний.

1) Определение темы и цели урока.

Ученики определяют тему урока: «Значит, мы будем сегодня говоритьо приручении огня».

Слово «приручение» записано на доске.

– Что значит «приручить»? Выделите корень этого слова, подберите однокоренные слова

– Рука, ручной.… Сделать ручным.

– Значит, огонь можно взять в руки или как Джинна посадить в бутылку и делать с ним,

что хочешь?

Ответы учащихся.

А давайте посмотрим толкование этого слова в словаре С.И.Ожегова.

Приручить – сделать ручным, послушным.

Цель урока определяют дети.

– Значит, мы будем говорить о том, как человек сделал огонь послушным, т.е. научился пользоваться огнём.

– А при горении выделяется энергия.

– Значит, нам надо выяснить, как человек научился пользоваться этой энергией.

2) Новый материал.

а) Сначала надо выяснить: что такое огонь?

Это освобождение энергии.

б) Немного из истории.

– Давайте вспомним историю. А как же человек приручил огонь? (Ответы учащихся.)

Обобщение : Страшно было человеку ночью. Холод и тьма окружали его. Ещё больше пугала молния, зажигавшая безжалостные пожары. Человек приходил на пепелище, когда огонь утихал. Земля тут была тёплая, коренья в ней мягкие и вкусные. Однажды человек осмелился приблизиться к краснеющим углям. Они не давались в руки, но рождали на поднесённой палке маленький язычок пламени. Его можно было отнести в пещеру. Так человек и огонь подружились. «Приручение огня» позволило первобытному человеку существенно изменить его жизнь. Именно вокруг очага человек начал возводить стены, устраивать крыши, двери, окна.

в) Легенда.

Сколько помнит себя человечество, оно всегда восхищалось огнём и понимало, чем ему обязано. Множество преданий оставили нам древние народы о героях, будто бы отнявших или укравших огонь у властных и жадных богов. Самая знаменитая из таких легенд - древнегреческое сказание о Прометее.

На самом деле наши предки сами огонь добыли, сами научились им управлять. Сами сделали его за многие тысячи лет мастером на все руки.

И стал огонь для нас не только другом и помощником.

г) Олимпийский огонь.

Живое пламя огня - символ жизни и борьбы. Олимпийский огонь - один из символов Олимпийских игр.

– Что вы знаете об этом огне?

– Его зажигают в городе проведения игр во время их открытия, и он горит непрерывно до их окончания.

Город Сочи принял Олимпийский огонь Ванкувера.

Традиция зажигания Олимпийского огня существовала в Древней Греции во время проведения античных Олимпийских игр. Олимпийский огонь служил напоминанием о подвиге Прометея.

д) Огонь – это штука опасная.

Учащиеся приводят примеры.

Ежегодно в мире происходит 5 миллионов пожаров. Каждый час в огне погибает один человек, 2 получают травмы и ожоги. Каждый третий погибший – ребенок. А чтобы этого не случилось, повторим, что мы должны знать при пожаре.

Тест по теме «Пожарная безопасность»

1. Чем опасен пожар?

а) огонь; б) обрушения; в) затопления

2. Как нужно покидать помещение при пожаре?

а) идти медленно; б) быстро бежать; в) идти быстро

3. Что делают школьники, покинувшие помещение первыми?

а) бегут на улицу и кричат: «Спасите!»; б) бегут домой; в) спокойным голосом оповещают об опасности остальных.

4. При эвакуации идущий рядом с вами упал. Ваши действия.

а) невзирая на это, будете спасаться сами; б) попросите кого-нибудь помочь ему; в) выбежите на улицу и сообщите о случившемся

5. При эвакуации из класса вы

а) будете собирать портфель; б) продолжите дежурить по классу; в) все оставите, будете уходить; г) станете выносить из класса учебные пособия

6. По какому телефону надо вызывать пожарных?

а) «01»; б) «02»; в) «03»

Работа обсуждается коллективно.

е) Вечный огонь.

Но есть огонь, который вызывает у людей особые чувства и особые воспоминания. Это огонь на могиле Неизвестного солдата.

– Ребята, кто из вас был когда-нибудь у такого огня? С кем? По какому случаю? Почему на могиле Неизвестного солдата горит огонь?

Выслушиваются версии детей.

–Нельзя вспомнить об огне войны, который загубил миллионы жизней, но в тоже время огонь мирный горит на их могилах как память о страданиях и смертях.

V . Физкультминутка.

(Ученики поворачиваются спиной к экрану).

Упражнение для мобилизации внимания.

Исходное положение - стоя, руки вдоль туловища.

1-правую руку на пояс; 2-левую руку на пояс;

3-правую руку на плечо; 4-левую руку на плечо;

5-правую руку вверх; 6-левую руку вверх;

7-8 - хлопки руками над головой;

9-опустить левую руку на плечо; 10-правую руку на плечо;

11-левую руку на пояс; 12-правую руку на пояс;

13-14-хлопки руками по бёдрам.

Повторить 4 раза. Темп - 1 раз медленный;

2 раз - средний; 3 раз - быстрый; 4 раз - медленный.

VI . Практикум по самостоятельному применению и использованию полученных знаний.

Показываю спички и зажигалку.

– Ребята, как вы думаете: зажигалка и спички – весь источник энергии?

(Ответ на вопрос ребята ищут в учебнике. Стр. 105)

Со временем люди узнали, что кроме дров существуют более жаркие виды топлива, которые при меньшем объеме дают больше тепла. Это ископаемое топливо: торф, каменный уголь, нефть, природный газ.

Работа творческих групп (4 группы).

На экранах таблицы с названиями полезных ископаемых. На партах тектс: «Каменный уголь и его применение», «Нефть и нефтепродукты», «Торф».

1) Заполнить таблицу.

Название полезного ископаемого

Основные свойства

Применение

1 группа – каменный уголь.

2 группа – нефть.

3 группа – торф.

4 группа – природный газ.

Проверка заданий. Правильность заполнения таблиц проверить.

Учащиеся из других групп могут задавать вопросы и дополнять.

Оценка знаний групп.

Итог: все эти полезные ископаемые хорошо горят, а при горении дают энергию.

VII . Рефлексия (подведение итогов).

1) Игра «Крестики-нолики».

– Всё ли на уроке мы узнали о приручении огня? Для того, чтобы проверить наши знания, предлагаю игру, в которую, наверное, играли еще много лет назад ваши бабушки и дедушки. Да и некоторые из вас иногда, на переменах увлекаются этой игрой. Она называется "крестики- нолики", и условия ее известны каждому. Девочки свой правильный ответ отмечают ноликами, мальчики – крестиками.

(На интерактивной доске нарисована решетка для этой игры – девять ячеек. Вопросы выбирают не по порядку.)

1. Ломоносов говорил, что … произошла из остатков организмов. (Нефть , газ, вода)

2. В электрическую розетку … засовывать посторонние предметы. (Нельзя . Можно)

3. Применение … в качестве топлива вызвало широкое распространение паровых машин. (Воды. Угля .)

4. … – это маленькая электростанция, которая вырабатывает ток с помощью особых химических веществ. (Печка, Батарейка .)

5. Что приводит тела в движение или вызывает их изменение? (Энергия . Кислород)

6. Жидкое топливо, полученное из нефти. (Бензин . Духи)

7. Что из домашнего «зверька» запросто может превратиться в страшную стихию? (Огонь.)

8. Источник энергии, который не относится к ископаемым видам топлива: каменный уголь, дрова, торф, природный газ. (Дрова .)

9. С помощью какого источника энергии работают утюг, телевизор? (Электричество .)

Оценка работы класса.

VIII . Домашнее задание:

Огонь начали разводить первобытные люди еще несколько тысяч лет тому назад. Так, в пещерах Европы, где ранее жили люди, антропологами в Южной Африке были найдены угли, которые говорили о том, что именно в этом месте люди разводили огонь.

Как же люди все-таки научились разжигать костры?

«Приручение» огня относится к периоду позднего палеолита. Примерно двести тысяч лет тому назад первобытный человек научился сначала сохранять, а позже и добывать огонь.

В Африке, где обитали первобытные люди, грозы и молнии были привычным явлением. Они постоянно воспламеняли лес. А оказать сопротивление огню никто не мог. Однако после пожара на земле оставались еще дымящиеся угольки, благодаря которым можно было добыть огонь.

Сложно себе вообразить, но хранение раскаленных углей на протяжении несколько десятков тысяч лет было единственным способом получения огня. После затухания костра люди оставались без огня, и тогда им снова приходилось отыскивать следующий пожар, дабы собрать тлеющие угли и опять заполучить костер.

Позднее люди научились добывать огонь собственными силами. Костер добывали при помощи трения палочки о сухое дерево. При стремительной прокрутки палочки древесина нагревалась до такой температуры, которая способна разжечь немного сухой травы.

Похожим способом первые поселенцы Австралии и тихоокеанских островов получают огонь и по сей день. А в Европе, Северной Африке и в некоторых районах Америки для добывания костра люди использовали кресало и кремень. Эти инструменты являли собой камни твердых пород, в которых содержалось большое количество кремния. Высекаемые гальками искры разжигали трут, в качестве которого чуть позже применяли промасленный кусок веревки.

Наидревнейшие инструменты для получения огня кресало вошли в жизнь человечества столь прочно, что использовались и до двадцатого столетия. Помимо того, кремнем и кресалом пользуются и по се день. Например, зажигалка, которая состоит из металлического колесика и кремния из магниевого сплава. Однако в зажигалке взамен труту используются либо смоченный керосином хлопчатобумажный шнур, либо малогабаритная газовая горелка.

С эволюцией цивилизации проблема получения огня решалась разными способами. Изначально огонь просто сберегали в виде раскаленных углей в глиняных горшках или в кострищах. Потом были найдены способы заполучения костра с помощью кремня и кресала. Чуть позднее, когда люди научились производить и подвергать обработке стекло, огонь можно было получить стеклом - лупой, направляющей солнечные лучи на поверхность высохшего трута. До того как появились спички, прошло очень большое количество времени.

Впервые спички были изобретены в 30-х годах девятнадцатого века. Они являли собой высеченные деревянные палочки, на которых была нанесен состав смеси, которая включала в себя белый фосфор. Во время трения спички о любую шершавую поверхность головка разгоралась и воспламеняла деревянную основу спички.

Спички производились из осины, которая является самой пластичной древесиной и в случае производственной обработки не дает сколов и трещин. Позднее спички стали изготавливать из картона, что дало возможность облегчить и снизить стоимость их производства.

Первые спички были наделены хорошими потребительскими качествами, но они были небезопасны. Фосфорная спичка могла загореться от легкого трения о твердую поверхность, что приводило к печальным последствиям. Но все же опасней была смесь, которой покрывали головку спички, поскольку она включала в себя белый фосфор, который является очень ядовитым.

В Швеции в 1855 году были созданы безопасные спички. Их назвали «шведскими» и очень быстро распространились по всему свету. На сегодняшний день они известны, как обыкновенные спички, которые люди используют ежедневно.

Для безопасности спичек состав головки был кардинально переработан. Теперь головка спички включает в себя окислитель, в качестве которого используется бертолетова соль, горючего материала - серы, и клеящего вещества. Таким образом, современная спичка не содержит ядовитого белого фосфора, но потеряла способность загораться от легкого трения о любую шероховатую поверхность.

Чтобы зажечь спичку нужно потереть ее о боковую поверхность коробка, на которую нанесено специальный материал, состоящий из смеси сульфида сурьмы, красного фосфора и клея.

Использование огня не только внесло изменения в жизнь первобытного человека, оно самым прямым образом оказало воздействие на его мышление. Первые инструменты труда - это попытка древних людей адаптироваться к окружающей среде, добыть пропитание, защититься от разных хищников и стихий. Применение огня является первоначальной попыткой изменить окружающую среду, адаптировать ее к своим нуждам.

Огонь дал человеку защиту от ветров и морозов. Он позволил приготавливать пищу и таким образом отказаться от употребления сырого мяса. Огонь раскрыл древнему человеку такие полезные ремесла, как создание посуды из глины и обожженного кирпича. В конце концов, применение огня дало возможность людям группироваться в сообщества, выделяющиеся от примитивной ватаги высокой организацией.

Что же служило древнему человеку топливом? Изначально топливом служила древесина. Позже, когда человек обучился выращивать скот, в качестве топлива начали использовать высушенный навоз животных. Он применяется до настоящего времени - в пустынях, степях, проще говоря, везде, где нет или практически нет лесов. Еще спустя некоторое время, в качестве топлива люди стали применять каменный уголь и торф.

Огонь также пускали в ход и в аграрном производстве. Научившись выращивать полезные растения, люди подготавливали ниву к засеву, испепеляя траву. Пепел костров стал первым удобрением, которым воспользовался в своих целях человек.

Из пещер, в которых жили пращуры современного человека, огонь перенесли в дома. В конечном счете, очаг, а потом печь были той основой, вокруг которой строились крыша и стены. Огню придавали священное значение. Не случайно древние греки считали, что огонь был преподнесен в дар человечеству Прометеем, которого за такой подарок постигло жестокое наказание Богов. А в современных религиях свеча является неотъемлемым атрибутом богослужения.

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

ПРИРУЧЕНИЕ ОГНЯ ЧЕЛОВЕКОМ Подготовил: Ученик 4 «А» класса Щербаков Сергей

Огонь, ты стал для нас делом привычки. Тебя вызываем чирканьем спички, Тебя обуздали, тебя приручили, Тебя в зажигалках и плитах пленили. Ты был господином, а стал ты слугой, Но всё-таки мы не владеем тобой.

Огонь начали разводить первобытные люди еще несколько тысяч лет тому назад. Так, в пещерах Европы, где ранее жили люди, антропологами в Южной Африке были найдены угли, которые говорили о том, что именно в этом месте люди разводили огонь. Как же люди все-таки научились разжигать костры? «Приручение» огня относится к периоду позднего палеолита. Примерно двести тысяч лет тому назад первобытный человек научился сначала сохранять, а позже и добывать огонь. В Африке, где обитали первобытные люди, грозы и молнии были привычным явлением. Они постоянно воспламеняли лес. А оказать сопротивление огню никто не мог. Однако после пожара на земле оставались еще дымящиеся угольки, благодаря которым можно было добыть огонь.

Сложно себе вообразить, но хранение раскаленных углей на протяжении несколько десятков тысяч лет было единственным способом получения огня. После затухания костра люди оставались без огня, и тогда им снова приходилось отыскивать следующий пожар, дабы собрать тлеющие угли и опять заполучить костер.

Позднее люди научились добывать огонь собственными силами. Костер добывали при помощи трения палочки о сухое дерево. При стремительной прокрутки палочки древесина нагревалась до такой температуры, которая способна разжечь немного сухой травы.

Похожим способом первые поселенцы Австралии и тихоокеанских островов получают огонь и по сей день. А в Европе, Северной Африке и в некоторых районах Америки для добывания костра люди использовали кресало и кремень. Эти инструменты являли собой камни твердых пород, в которых содержалось большое количество кремния. Высекаемые гальками искры разжигали трут, в качестве которого чуть позже применяли промасленный кусок веревки. Наидревнейшие инструменты для получения огня кресало (куском железа о кремень выбивают искру, которая зажигает фитиль - рыхлое вещество, состоящее из высушенных грибов) вошли в жизнь человечества столь прочно, что использовались и до двадцатого столетия. Помимо того, кремнем и кресалом пользуются, и по сей день. Например, зажигалка, которая состоит из металлического колесика и кремния из магниевого сплава. Однако в зажигалке взамен труту используются либо смоченный керосином хлопчатобумажный шнур, либо малогабаритная газовая горелка.

С эволюцией цивилизации проблема получения огня решалась разными способами. Изначально огонь просто сберегали в виде раскаленных углей в глиняных горшках или в кострищах. Потом были найдены способы заполучения костра с помощью кремня и кресала. Чуть позднее, когда люди научились производить и подвергать обработке стекло, огонь можно было получить стеклом - лупой, направляющей солнечные лучи на поверхность высохшего трута. До того как появились спички, прошло очень большое количество времени.

Впервые спички были изобретены в 30-х годах девятнадцатого века. Они являли собой высеченные деревянные палочки, на которых была нанесен состав смеси, которая включала в себя белый фосфор. Во время трения спички о любую шершавую поверхность головка разгоралась и воспламеняла деревянную основу спички. Спички производились из осины, которая является самой пластичной древесиной и в случае производственной обработки не дает сколов и трещин. Позднее спички стали изготавливать из картона, что дало возможность облегчить и снизить стоимость их производства. Первые спички были наделены хорошими потребительскими качествами, но они были небезопасны. Фосфорная спичка могла загореться от легкого трения о твердую поверхность, что приводило к печальным последствиям. Но все же опасней была смесь, которой покрывали головку спички, поскольку она включала в себя белый фосфор, который является очень ядовитым.

В Швеции в 1855 году были созданы безопасные спички. Их назвали « шведскими » и очень быстро распространились по всему свету. На сегодняшний день они известны, как обыкновенные спички, которые люди используют ежедневно.

Использование огня не только внесло изменения в жизнь первобытного человека, оно самым прямым образом оказало воздействие на его мышление. Первые инструменты труда - это попытка древних людей адаптироваться к окружающей среде, добыть пропитание, защититься от разных хищников и стихий. Применение огня является первоначальной попыткой изменить окружающую среду, адаптировать ее к своим нуждам.

Огонь дал человеку защиту от ветров и морозов. Он позволил приготавливать пищу и таким образом отказаться от употребления сырого мяса. Огонь раскрыл древнему человеку такие полезные ремесла, как создание посуды из глины и обожженного кирпича. В конце концов, применение огня дало возможность людям группироваться в сообщества, выделяющиеся от примитивной ватаги высокой организацией. Что же служило древнему человеку топливом? Изначально топливом служила древесина. Спустя некоторое время, в качестве топлива люди стали применять каменный уголь и торф.

Огонь также пускали в ход и в аграрном производстве. Научившись выращивать полезные растения, люди подготавливали ниву к засеву, испепеляя траву. Пепел костров стал первым удобрением, которым воспользовался в своих целях человек.

Также огонь использовали для строительства домов. Люди смешали глину с песком, обожгли, так и получился кирпич. Затем начали добывать гранит. Гранит обжигать не надо, он и так твердый. Но чтобы добыть гранит люди разводили на огромном камне или на скале большой костер, скала раскалялась, затем на нее лили холодную воду, и скала растрескивалась на маленькие кусочки.

Из пещер, в которых жили предки современного человека, огонь перенесли в дома. В конечном счете, очаг, а потом печь были той основой, вокруг которой строились крыша и стены. Огню придавали священное значение. Не случайно древние греки считали, что огонь был преподнесен в дар человечеству Прометеем, которого за такой подарок постигло жестокое наказание Богов.

А в современных религиях свеча является неотъемлемым атрибутом богослужения.

Огонь дал нам всё, но правильно обращаться с ним мы так и не научились. В неумелых руках пламя может превратиться в пожар, принести материальный ущерб, а в некоторых случаях – забрать человеческую жизнь. Давайте будем осторожны, не будем играть с огнём. От этого зависит наша жизнь.


Измена жены