Принцип работы морской мины. Современные мины и их устройство

Морская мина - это один из самых опасных, коварных видов морских боеприпасов, который предназначен для поражения плавсредств противника. Их прячут в воде. Мина морская - это мощный заряд взрывчатки, помещенный в водонепроницаемый корпус.

Классификация

Мины, устанавливаемые в водах, подразделялись по способу установки, по срабатыванию взрывателя, по кратности, по способу управления, по избирательности.

По способу установки бывают якорные, донные, плавуче-дрейфующие на определенной глубине, самонаводящиеся торпедного типа, всплывающие.

По способу срабатывания взрывателя боеприпасы делятся на контактные, электролитно-ударные, антенно-контактные, неконтактные акустические, неконтрактные магнитные, неконтактные гидродинамические, неконтактные индукционные и комбинированные.

В зависимости от кратности, мины бывают многократными или же некратными, то есть детонатор срабатывает после однократного воздействия на неё или же установленного количества раз.

По управляемости боеприпасы делятся на управляемые или неуправляемые.

Основными установщиками морских минных полей служат катера и надводные корабли. Но часто минные ловушки расставляют подводные лодки. В срочных и исключительных случаях минные заграждения делает и авиация.

Первые подтвержденные сведения о противосудовых минах

В разное время в приморских странах, ведущих те или иные боевые действия, были изобретены первые простейшие средства противокорабельной борьбы. Первые летописные упоминания о морских минах встречаются в архивах Китая за четырнадцатый век. Это был простой просмоленный деревянный ящик со взрывчатым веществом и фитилем замедленного горения. Мины запускались по течению воды навстречу японским кораблям.

Считается, что первую морскую мину, эффективно разрушающую корпус военного корабля, сконструировал в 1777 году американец Бушнель. Это были начиненные порохом бочки со взрывателями ударного действия. Одна такая мина наткнулась на судно англичан у Филадельфии и полностью уничтожила его.

Первые российские разработки

Непосредственное участие в усовершенствовании существующих образцов морских мин приняли инженеры, подданные Российской империи, П. Л. Шиллинг и Б. С. Якоби. Первый изобрел электрические взрыватели для них, а второй разработал собственно мины новой конструкции и специальные якоря к ним.

Первая донная российская мина на основе пороха была испытана в районе Кронштадта в 1807 г. Её разработал учитель кадетской школы И. И. Фитцум. Ну а П. Шиллинг в 1812 году впервые в мире испытал мины с неконтактным электрическим взрывателем. Мины приводились в действие посредством электричества, подаваемого к детонатору изолированным кабелем, который прокладывали по дну водоема.

Во время войны 1854-1855 годов, когда Россия отражала агрессию Англии, Франции и Турции, более тысячи мин Бориса Семеновича Якоби были применены для заграждения Финского залива от английского флота. После подрыва на них нескольких боевых кораблей англичане прекратили попытку штурма Кронштадта.

На рубеже веков

К концу XIX века мина морская стала уже надёжным устройством для разрушения бронированных корпусов боевых кораблей. И многие государства приступили к их производству в промышленных масштабах. Первая массовая установка минных заграждений была произведена в Китае в 1900 году на реке Хайфэ, во время Ихэтуаньского восстания, более известного как «боксёрское».

Первая минная война между государствами произошла тоже на морях Дальневосточного региона в 1904-1905 годах. Тогда Россия и Япония массово ставили минные заграждения на стратегически важных морских коммуникациях.

Якорная мина

Наибольшее распространение на Дальневосточном театре боевых действий получила морская мина с якорным фиксатором. Она удерживалась в подводном состоянии минрепом, закрепленным к якорю. Регулировка глубины погружения первоначально производилась вручную.

В этом же году лейтенант Российского военного флота Николай Азаров по заданию адмирала Макарова С. О. разработал конструкцию для автоматического погружения морской мины на заданную глубину. К боеприпасу приладил лебедку со стопором. Когда тяжелый якорь достигал дна, ослабевало натяжение троса (минрепа) и срабатывал стопор на лебедке.

Дальневосточный опыт минной войны был перенят европейскими государствами и широко применен во время Первой мировой войны. Наибольших успехов в этом деле достигла Германия. Немецкие морские мины закрыли Российский императорский флот в Финском заливе. Прорыв этой блокады стоил Балтийскому флоту больших потерь. Но и военные моряки Антанты, особенно Великобритании, постоянно ставили минные засады, закрывая выходы немецким судам из Северного моря.

Морские мины второй мировой войны

Минные заграждения в период ВОВ оказались очень эффективными и поэтому весьма популярными средствами поражения морской техники противника. На морских просторах было установлено более миллиона мин. За годы войны на них подорвалось и затонуло более восьми тысяч кораблей и транспортных судов. Тысячи судов получили различные повреждения.

Устанавливались мины морские разными способами: одиночная мина, минные банки, минные линии, минная полоса. Первые три способа минирования производились надводными судами и субмаринами. А самолеты использовались только для создания минной полосы. Сочетание отдельных мин, банок, линий и минных полос создает район минного поля.

Фашистская Германия основательно подготовилась к ведению войны на морях. В арсеналах военно-морских баз хранились мины разных модификаций и моделей. И первенство в конструировании и производстве революционных видов детонаторов морских мин было у инженеров Германии. Они разработали взрыватель, который срабатывал не от контакта с кораблем, а от колебания магнитуды Земли около стального корпуса судна. Ими немцы усеяли все подходы к берегам Англии.

К началу большой войны на морских просторах Советский Союз имел на вооружении не столь технологически разнообразные, как Германия, но не менее эффективные мины. В арсеналах хранились только два вида якорного крепления мин. Это "КБ-1", принятая на вооружении в 1931 году, и антенная глубоководная мина «АГ», в основном применяемая против субмарин. Весь арсенал предназначался для массового минирования.

Технические средства борьбы с минами

По мере совершенствования морской мины разрабатывались методы нейтрализации этой угрозы. Самым классическим считается траление участков моря. В Великую отечественную войну СССР для прорыва минной блокады на Балтике широко использовал минные тральщики. Это наиболее дешевый, наименее трудозатратный, но и самый опасный метод очищения от мин районов мореплавания. Минный тральщик это своего рода ловец морских мин. Он на определенной глубине тащит за собой трал с приспособления для подрезки тросов. Когда трос, удерживающий морскую мину на определенной глубине, подрезан, мина всплывает. Тогда она и уничтожается всеми доступными способами.

Морская мина является боеприпасом, устанавливаемом в воде скрытно. Она предназначается за повреждения водного транспорта противника или затруднения его движения. Подобные военные изделия активно применяются в наступательных и оборонительных операциях. После установки они длительный период остаются в боевой готовности, взрыв же происходит внезапно, а обезвредить их довольно сложно. Морская мина представляет собой заряд взрывоопасных материалов, укомплектованных в водонепроницаемый корпус. Внутри конструкции также имеются особые приборы, позволяющие безопасно обращаться с боеприпасом и взрывающие его при необходимости.

История создания

Самые первоначальные упоминания морских мин зафиксированы в записях офицера Мин Цзяо Ю в XIV веке. В истории Китая о подобной эксплуатации взрывчатых веществ упоминается и в XVI веке, когда шли столкновения с японскими разбойниками. Боеприпас умещался в деревянный контейнер, защищенный от влаги шпаклевкой. Несколько дрейфующих в море мин с запланированным разрывом были установлены генералом Ци Цзюйган. В дальнейшем механизм активизации взрывчатки приводился в действие при помощи длинного шнура.

Проект об использование морских мир был разработан Раббардсом и представлен королеве Англии Елизавете. В Голландии также происходило создание оружия, получившего название «плавающие хлопушки». На практике подобное оружие оказалось непригодным к эксплуатации.

Полноценную морскую мину изобрел американец Бушнель. Использовали ее против Британии в войне за независимость народов. Боеприпас был герметичной бочкой с порохом. Мина дрейфовала в сторону врага, разрываясь при контакте с кораблем.

Электронный взрыватель мины был разработан в 1812 году. Создал это нововведение русский инженер Шиллинг. Позднее Якоби открыл якорную мину, способную находиться в плавучем состояние. Последние в количестве более полутора тысяч штук были расставлены в Финском заливе российскими военными в период Крымской войны.

По официальной статистике военно-морских сил России, первым удачным случаем использования морской мины считается 1855 год. Боеприпасы активно применялись в ходе Крымских и русско-японских военных событий. В Первую Мировую с их помощью было потоплено около четырех сотен кораблей, из которых девять были линейными суднами.

Разновидности морских мин

Морские мины могут разделяться по нескольким различным параметрам.

По виду монтажа боеприпаса отличают:

  • Якорные прикрепляются на нужной высоте специальным механизмом;
  • Донные опускаются на морское дно;
  • Плавающие дрейфуют по поверхности;
  • Всплывающие удерживаются якорем, но при включение поднимающиеся из воды вертикально;
  • Самонаводящиеся или электроторпеды удерживаются на месте якорем или лежат на дне.

По способу взрыва разделяют:

  • Контактные активируются при контакте с корпусом;
  • Гальваноударные реагируют на нажатие по выпирающему колпаку, где расположен электролит;
  • Антенные взрываются при столкновении со специальной тросовой антенной;
  • Безконтактные действуют при приближении судна на определенное расстояние;
  • Магнитные откликаются на магнитное поле корабля;
  • Акустические взаимодействуют с акустическим полем;
  • Гидродинамические взрываются при смене давления от хода судна;
  • Индукционные активируются при колебания магнитного поля, то есть взрываются исключительно под идущими галеонами;
  • Комбинированные сочетают в себе разные типы.

Также морские мины помогут различаться по кратности, управляемости, избирательности и виду заряда. Боезапасы постоянно улучшаются по мощности. Создаются более новые типы бесконтактный взрывателей.

Носители

Морские мины доставляются на место надводными судами или же подводными лодками. В некоторых случаях боеприпасы сбрасываются в воду при помощи авиации. Иногда их располагают с берега, когда требуется осуществить взрыв на небольшой глубине при противодействие десанту.

Морские мины время Второй Мировой войны

В определенные годы среди морских сил мины являлись «оружием слабого» и не имели популярности. Такому виду вооружения не уделяли особого внимания крупные морские державы, такие как Англия, Япония и США. В Первую Мировую отношение к оружию кардинально изменилось, тогда по подсчетам было поставлено приблизительно 310 000 мин.

В годы Второй Мировой морские «взрывчатки» получили широкую практику. Фашистская Германия использовала мины активно, только в Финский залив было доставлено около 20 тысяч единиц.

Во время войны оружие постоянно совершенствовалось. Каждый старался повысить его эффективность в бою. Именно тогда появились на свет магнитные, акустические и комбинированные морские мины. Использование этого вида вооружения не только с воды, но и с авиации расширило их потенциал. Под угрозой оказались порты, военные морские базы, судоходные реки и другие водные объекты.

От морских мин был понесен сильный ущерб во всех направлениях. Примерно десятая часть транспортных единиц были уничтожены с применением этого вида вооружения.

В нейтральных частях Балтийского моря на момент начала военных действий было установлено около 1120 мин. А характерные особенности области только способствовали эффективному применения боеприпаса.

Одной из самых известных немецких мин стала Luftwaffe Mine B, доставляемая до места назначения самолетами. LMB являлась популярной из всех собранных в Германии морских донных неконтактных мин. Ее успех стал настолько значимым, что ее приняли на вооружение и при установке с кораблей. Мина получила название Рогатая смерть или Магнитная смерть.

Современные морские мины

Самой мощной из отечественных мин, созданных в до военном времени, признана M-26. Ее заряд составляет 250 кг. Это якорная «взрывчатка» с ударно-механическим типом активации. Из-за значительного объема заряда форма боеприпаса была изменена с шаровой на сфероцилиндрическу. Ее плюсом являлось то, что на якоре она располагалась горизонтально и транспортировать ее было проще.

Еще одним достижением наших соотечественников в сфере военного вооружения кораблей стала гальваноударная мина КБ, используемая как противолодочное оружие. В ней были впервые использованы чугунные колпаки-предохранители, покидавшие свое место автоматически при погружении в воду. В 1941 году к мине добавили клапан потопления, позволяющей ей самостоятельно погружаться на дно при отрыве от якоря.

В послевоенное время отечественные ученые возобновили гонку за лидерство. В 1957 году была выпущена единственная самоходная подводная ракета. Ею стала реактивная всплывающая мина КРМ. Это стало толчком к разработке кардинально нового типа оружия. Устройство КРМ произвело полную революцию в производстве отечественного морского вооружения.

В 1960 году СССР приступило к воплощению передовых минных комплексов, состоящих из мин-ракет и торпед. Через 10 лет ВМФ стал активно использовать противолодочные мины-ракеты ПМР-1 и ПМР-2, не имеющие аналогов за границей.

Очередным прорывом можно назвать мину-торпеду МПТ-1, имеющую двухканальную систему поиска и распознавания цели. Ее разработка длилась девять лет.

Все имеющиеся данные и испытания стали хорошей платформой для формирования более передовых форм оружия. В 81 году была закончена первая российская универсальная противолодочная мина-торпеда. Она незначительно отставала по своим параметрам американской конструкции Captor, при этом опережая ее в глубинах установки.

УДМ-2, вошедшая на снабжение в 78 году, применялась для повреждения надводных и подводных кораблей всех типов. Мина являлась универсальной со всех сторон, начиная от установки и заканчивая самоликвидацией на суше и в мелководье.

На суше мины не приобрели особого тактического значения, так и оставшись дополнительным типом вооружения. Морские мины получили совершенную роль. Только появившись, они стали стратегическим оружием, нередко смещающим остальные виды на второй план. Это связано с ценой для боя каждого отдельного судна. Численность кораблей в морском флоте определена и потеря даже одного галеона может сменить ситуацию в пользу противника. Каждое судно имеет сильную боевую мощь и значительный экипаж. Взрыв одной морской мины под судном может сыграть огромную роль в ходе всей войны, что несравнимо с множеством взрывов на суше.

Плавающие мины

До сих пор шла речь о таких минах, которые точно «знают» свое место под водой, свой боевой пост и неподвижны на этом посту. Но существуют и такие мины, которые перемещаются, плавают или под водой или на поверхности моря. Применение этих мин имеет свой боевой смысл. Они не имеют минрепов, значит их нельзя тралить обычными тралами. Никогда нельзя точно знать, где и откуда появятся такие мины; это обнаруживается в последний момент, когда мина уже взорвалась или показалась совсем недалеко. Наконец, такие мины, пущенные по течению, доверенные морским волнам, могут «встретить» и поразить неприятельские корабли на пути далеко от места постановки. Если противнику известно, что в таком-то районе поставлены плавающие мины, это стесняет передвижения его кораблей, заставляет принимать заранее особые меры предосторожности, замедляет темпы его операций.

Как устроена плавающая мина?

Всякое тело плавает на поверхности моря, если вес вытесненного им объема воды больше веса самого тела. О таком теле говорят, что оно обладает положительной пловучестью. Если бы вес объема вытесненной воды был меньше, тело пошло бы ко дну, его пловучесть была бы отрицательная. И наконец, если вес тела равен весу вытесненного им объема воды, оно будет занимать «безразличное» положение на любом уровне моря. Это значит, что оно само по себе будет держаться на любом уровне моря и не будет ни подниматься кверху, ни опускаться книзу, а только перемещаться на одном и том же уровне по течению. В таких случаях говорят, что тело обладает нулевой пловучестью.

Мина с нулевой пловучестью должна была бы держаться на той глубине, на которую ее при сбрасывании погрузили. Но такое рассуждение правильно только в теории. На. самом деле в море степень пловучести мины будет изменяться.

Ведь состав воды в море в разных местах, на разных глубинах неодинаковый. В одном месте в ней больше солей, вода плотнее, а в другом - в ней меньше солей, ее плотность меньше. Температура воды тоже влияет на ее плотность. А температура воды меняется и в различные времена года и в различные часы суток и на различных глубинах. Поэтому плотность морской воды, а с ней и степень пловучести мины изменчивы. Более плотная вода будет вытеснять мину кверху, а в менее плотной - мина будет итти ко дну. Надо было найти выход из такого положения, и минеры нашли этот выход. Они так устроили плавающие мины, что их пловучесть только приближается к нулевой, она нулевая только для воды в каком-то определенном месте. Внутри мины находится источник энергии - аккумулятор или батарея, или резервуар со сжатым воздухом. От такого источника энергии работает моторчик, вращающий гребной винт мины.

Плавающая мина с винтом

1 - винт; 2 - часовой механизм; 3 - камера для батареи; 4 - ударник

Мина плавает под водой до течению на определенной глубине, но вот она попала в более плотную воду и ее потянуло кверху. Тогда от изменения глубины начинает работать вездесущий в минах гидростат и включает мотор. Винт мины вращается в определенную сторону и тянет ее обратно на тот же уровень, на котором она плавала раньше. А что было бы, если бы мина не удержалась на этом уровне и пошла бы книзу? Тогда тот же гидростат заставил бы мотор вращать винт в другую сторону и поднять мину на заданную при установке глубину.

Конечно, даже в очень большой плавающей мине нельзя поместить такой источник энергии, чтобы ее запаса хватило на много времени. Поэтому плавающая мина «охотится» за своим противником - неприятельскими кораблями - только несколько дней. Эти несколько дней она и находится «в водах, где с ней могут столкнуться неприятельские корабли. Если же плавающая мина могла бы очень долго держаться на заданном уровне, она в конце концов заплыла бы и в такие районы моря и в такое время когда на нее могли бы попасть свои корабли.

Поэтому плавающая мина не только не может, но и не должна долго служить. Минеры снабжают ее особым устройством, оборудованным часовым механизмом. Как только пройдет срок, на который заведен часовой механизм, это устройство топит мину.

Так устроены специальные плавающие мины. Но и любая якорная мина может неожиданно сделаться плавающей. Ее минреп может оборваться, перетереться в воде, ржавчина разъест металл, и мина всплывет на поверхность, где будет нестись по течению. Очень часто, особенно во вторую мировую войну, воюющие страны намеренно набрасывали на вероятных путях неприятельских кораблей поверхностно-плавающие мины. Они представляют большую опасность, особенно в условиях плохой видимости.

Якорная мина, поневоле превратившаяся в плавающую, может выдать место, где поставлено заграждение, может сделаться опасной и для своих кораблей. Чтобы этого не случилось, к мине пристраивают механизм, который топит ее, как только она всплывает на поверхность. Может все же случиться, что механизм не сработает и сорвавшаяся мина будет долго качаться на волнах, превратится в серьезную опасность для любого столкнувшегося с ней корабля.

Если же якорную мину намеренно превратили в плавающую, то и в этом случае ей не позволяют долго оставаться опасной, ее также снабжают механизмом, который топит мину по истечении, определенного срока.

Немцы на реках нашей страны пытались применить и плавающие мины, пуская их вниз по течению рек на плотиках. К передней части плотика в деревянном ящике помещен заряд взрывчатого вещества весом в 25 килограммов. Взрыватель устроен таким образом, что заряд взрывается при столкновении плотика с каким-нибудь препятствием.

Другая «плавающая речная мина обычно имеет форму цилиндра. Внутри цилиндра - зарядная камера, наполненная 20 килограммами взрывчатки. Мина плавает под водой на глубине в четверть метра. Из центра цилиндра кверху поднимается стержень. На верхнем конце стержня как раз у самой поверхности воды - поплавок с усами, торчащими во все стороны. Усы соединены с ударным взрывателем. Из поплавка на поверхность воды выпущен длинный маскировочный стебель, ивовый или бамбуковый.

Речные мины тщательно маскируются под плывущие по реке предметы: бревна, бочки, ящики, солому, тростник, кусты травы.

Из книги Секретные автомобили Советской Армии автора Кочнев Евгений Дмитриевич

ПЛАВАЮЩИЕ ШАССИ БРЯНСКОГО АВТОЗАВОДА О существовании Брянского автомобильного завода в СССР знали немногие: его легальной продукцией являлись тяжелые промышленные гусеничные тракторы Т-140 и Т-180, затем – трубоукладчики Д-804, в целом не получившие особо широкого

Из книги Удар под водой автора Перля Зигмунд Наумович

Магнитные мины Перед новым, 1940 г. на английском корабле «Верной» в торжественной обстановке король Георг VI вручал награды пяти офицерам и матросам.Адмирал, который представлял награжденных королю, сказал в своей речи: «Ваше величество! Вы имеете честь вручать награды

Из книги Бронетранспортеры и бронемашины России автора Газенко Владимир Николаевич

Мины, которые «слышат» (акустические мины) Еще до того, как германские самолеты вылетели со своих аэродромов в оккупированной Греции для высадки десантов на острове Крит, фашистские воздушные миноносцы часто «навещали» этот район Средиземного моря и сбрасывали мины на

Из книги Боевые корабли автора Перля Зигмунд Наумович

«Зрячие» мины Все мины, и якорные и донные, обыкновенные контактные и неконтактные (магнитные, акустические), - все они «слепы» и не разбирают, какой корабль проходит над ними. Свой ли корабль или неприятельский коснется взрывателя мины, ее антенны или пройдет вблизи

Из книги Подземная гроза автора Орлов Владимир

Как «обманывают» донные мины Корабли-тральщики хорошо справляются с якорными минами. Но они бессильны против донных мин, магнитных, акустических и магнитно-акустических. Ведь эти мины не имеют минрепов, их не за что захватить и вытащить или подсечь. Они лежат на дне и там

Из книги Бронетанковая техника Японии 1939 - 1945 автора Федосеев Семён Леонидович

Плавающие бронеавтомобили БАД-2 Плавающий бронеавтомобиль БАД-2Опытный образец, разработанный и построенный в 1932 году на Ижорском заводе под руководством главного конструктора Н.Я. Обухова на базе шасси трехосного грузового автомобиля «Форд-Тимкен». Это была первая в

Из книги автора

Первые «Плавающие крепости» Это были узкие и длинные корабли с низкими бортами, длиной в 30-40 метров, и шириной всего в 4-6 метров. Водоизмещение 1* триер было всего 80-100 тонн.Нос боевого корабля удлинялся, и па уровне воды или под водой выступал вперед тяжелый, железный или

Из книги автора

Глава VI Плавающие аэродромы Сражение через сотни километров Почти на середине морского пути из Японии в Америку раскинулись Гавайские острова. Они тянутся гигантской цепью с запада на восток. Длина цепи больше 2500 километров. На ее восточном конце, на острове Гонолулу,

Из книги автора

Первые плавающие аэродромы Еще до 1914 года в некоторых флотах начали проводить интересные опыты, главным образом с крейсерами.Эти опыты проводились секретно, поэтому выделенный для них крейсер уходил в такие районы моря или океана, которые мало посещались судами и в то же

Из книги автора

Какие бывают мины Мы уже знаем о мине, которая устанавливается на якоре, она так и называется: «якорная». Существуют мины, которые прячутся на дне моря, на небольшой глубине. Эти мины называются донными. Наконец, бывают и «плавающие» мины; их ставят на вероятном пути

Из книги автора

МИНЫ И КОНТРМИНЫ После того, как люди придумали порох, ожесточилась подземно-минная война.В 1552 году царь Иван Грозный осадил город Казань.Русские войска овладели речкой Казан-кой, отрезав татар от воды.От перебежчика царь узнал, что татары ходят за водой в подземелье к

Из книги автора

МИНЫ-ЛОВУШКИ Любят фашисты устраивать ловушки.Лежат посреди дороги карманные часы. Нагнешься, возьмешь их в руки - взрыв.Позабыт у стены отличный велосипед. Откатишь его - взрыв.Брошены у обочины пистолет-автомат, коробка консервов. Подберешь их с земли - опять

Из книги автора

ПЛАВАЮЩИЕ ТАНКИ И БРОНЕМАШИНЫ ОПЫТНЫЕ ПЛАВАЮЩИЕ ТАНКИ Ещё в конце 20-х годов в Японии были построены опытные плавающие бронемашины с экипажем из двух человек и смешанным колёсно-гусеничным ходом. В 1934–1935 годах предпринимались попытки сделать плавающими лёгкие танки

Из книги автора

ОПЫТНЫЕ ПЛАВАЮЩИЕ ТАНКИ Ещё в конце 20-х годов в Японии были построены опытные плавающие бронемашины с экипажем из двух человек и смешанным колёсно-гусеничным ходом. В 1934–1935 годах предпринимались попытки сделать плавающими лёгкие танки «2592» «А-и-го» за счёт изменения

Из книги автора

ПЛАВАЮЩИЕ ТАНКИ «ТИП 3» И «ТИП 5» На базе «Чи-хе» в 1943 году был разработан плавающий танк «Тип 3» («Ка-чи») с 47-мм пушкой и двумя пулемётами. Форма понтонов и кожуха над командирским куполом - те же, что и у «Ка-ми». Выхлопные трубы двигателя подняты к крыше корпуса. Всего было

Что такое морские мины и торпеды? Как они устроены и каковы принципы их действия? Являются ли в настоящее время мины и торпеды таким же грозным оружием как и во времена прошедших войн?

Обо всем этом рассказывается в брошюре.

Она написана по материалам открытой отечественной и зарубежной печати, а вопросы использования и развития минно-торпедного оружия изложены по взглядам иностранных специалистов.

Адресуется книга широкому кругу читателей, особенно молодежи, готовящейся к службе в Военно-Морском Флоте СССР.

Разделы этой страницы:

Современные мины и их устройство

Современная морская мина - это сложное конструктивное устройство, автоматически действующее под водой.

Мины могут выставляться с надводных кораблей, подводных лодок и самолетов на путях движения кораблей, у портов и баз противника. "Некоторые мины ставятся на дне моря (рек, озер) и могут быть приведены в действие кодовым сигналом.

Наиболее сложными считаются самодвижущиеся мины, в которых используются положительные свойства якорной мины и торпеды. Они имеют устройства для обнаружения цели, отделения торпеды от якоря, наведения на цель и подрыва заряда неконтактным взрывателем.

Различают три класса мин: якорные, донные и плавающие.

Якорные и донные мины служат для создания неподвижных минных заграждений.

Плавающие мины обычно применяются на речных театрах для поражения расположенных вниз по течению реки мостов и переправ противника, а также его кораблей и плавучих средств. Они могут применяться и на море, но при условии, что поверхностное течение направлено в район базирования противника. Существуют и плавающие самодвижущиеся мины.

Мины всех классов и типов имеют заряд обычного взрывчатого вещества (тротил) весом от 20 до нескольких сот килограммов. Они могут оснащаться и ядерными зарядами.

В зарубежной печати, например, сообщалось, что ядерный заряд с тротиловым эквивалентом в 20 кт способен на расстоянии до 700 м наносить сильные разрушения, топить или выводить из строя авианосцы и крейсеры, а на расстоянии до 1400 м наносить повреждения, значительно снижающие боеспособность этих кораблей.

Взрыв мин вызывается взрывателями, которые бывают двух типов - контактные и неконтактные.

Контактные взрыватели срабатывают от непосредственного соприкосновения корпуса корабля с миной (ударные мины) или с ее антенной (взрыватель электроконтактного действия). Ими, как правило, оснащаются якорные мины.

Неконтактные взрыватели срабатывают от воздействия на них магнитного или акустического поля корабля или от комбинированного воздействия этих двух полей. Они чаще служат для подрыва донных мин.

Тип мины обычно определяется типом взрывателя. Отсюда мины подразделяются на контактные и неконтактные.

Контактные мины бывают ударные и антенные, а неконтактные -"акустические, магнитно-гидродинамические, акустико-гидродинамические и др.

Якорные мины

Якорная мина (рис. 2) состоит из водонепроницаемого корпуса диаметром от 0,5 до 1,5 м, минрепа, якоря, взрывающих приспособлений, предохранительных устройств, обеспечивающих безопасность обращения с миной при приготовлении ее на палубе корабля к постановке и при сбрасывании в воду, а также из механизмов, устанавливающих мину на заданное углубление.

Корпус мины может быть шаровидной, цилиндрической, грушевидной или другой обтекаемой формы. Он делается из стальных листов, стеклопластиков и других материалов.

Внутри корпуса имеется три отделения. Одно из них представляет собой воздушную полость, которая обеспечивает положительную плавучесть мины, необходимую для удержания мины на заданном углублении от поверхности моря. В другом отделении помещаются заряд и детонаторы, а в третьем - различные приборы.

Минреп представляет собой стальной трос (цепь), который, наматывается на вьюшку (барабан), установленную на якоре мины. Верхний конец минрепа крепится к корпусу мины.

В собранном и приготовленном к постановке виде мина лежит на якоре.

Якоря мин металлические. Их делают в виде чашки или тележки с роликами, благодаря которым мины могут легко передвигаться по рельсам или по гладкой стальной палубе корабля.

Якорные мины приводятся в действие посредством различных контактных и неконтактных взрывателей. Контактные взрыватели чаще всего бывают гальваноударные, ударно-электрические и ударно-механические.

Гальваноударные и ударно-электрические взрыватели устанавливаются также в некоторых донных минах, которые ставятся в прибрежной мелководной полосе специально против высадочных средств противника. Такие мины принято называть противодесантными.


1 - предохранительный прибор; 2 - гальваноударный взрыватель; 3-запальный стакан; 4- зарядная камера

Основными деталями гальванических взрывателей являются свинцовые колпаки, внутри которых помещаются стеклянные баллоны с электролитом (рис. 3), и гальванические элементы. Колпаки располагаются на поверхности корпуса мины. От удара о корпус корабля свинцовый колпак сминается, баллон разбивается и электролит попадает на электроды (угольный - положительный, цинковый - отрицательный). В гальванических элементах появляется ток, который от электродов попадает в электрозапал и приводит его в действие.

Свинцовые колпаки закрыты чугунными предохранительными колпаками, которые автоматические сбрасываются пружинами после постановки мины.

Ударно-электрические взрыватели приводятся в действие ударно-электрическим способом. В мине с такими взрывателями выступают несколько металлических стержней, которые от удара о корпус корабля изгибаются или вдвигаются внутрь, подключая запал мины к электрической батарее.

В ударно-механических взрывателях взрывающим приспособлением является ударно-механический прибор, который приводится в действие от удара о корпус корабля. От сотрясения во взрывателе происходит смещение инерционного груза, удерживающего подпружинную рамку с бойком. Освободившийся боек накалывает капсюль запального устройства, которое приводит в действие заряд мины.

Предохранительные устройства, как правило, состоят из сахарных или гидростатических разъединителей, либо тех и других вместе взятых.



1 - чугунный предохранительный колпак; 2 - пружина для сбрасывания предохранительного колпака после постановки мины; 3 - свинцовый колпак с гальваническим элементом; 4 - стеклянный баллон с электролитом; 5 - угольный электрод; 6 - цинковый электрод; 7 - изоляционная шайба; 8 - проводники от угольного и цинкового электродов

Сахарный разъединитель представляет собой кусок сахара, вставляемый между дисками пружинного контакта. При вставленном сахаре цепь взрывателя разомкнута.

В воде сахар через 10-15 мин растворяется, и пружинный контакт, замыкая цепь, делает мину опасной.

Гидростатический разъединитель (гидростат) препятствует соединению дисков пружинного контакта или смещению инерционного грузика (в ударно-механических минах), пока мина находится на корабле. При погружении от давления воды гидростат освобождает пружинный контакт или инерционный грузик.



А - заданное углубление мины; I - минреп; II - якорь мины; 1 - мина сброшена; 2 - мина тонет; 3- мина на грунте; 4-минреп сматывается; 5-мина установилась на заданной глубине

По способу постановки якорные мины делятся на всплывающие со дна [* Этот способ постановки якорных мин был предложен адмиралом Макаровым С О. в 1882 г.] и устанавливаемые с поверхности [** Способ постановки мин с поверхности был предложен лейтенантом Черноморского флота Азаровым Н. Н. в 1882 г.].



h - заданное углубление мины; I-якорь мины; II -штерт; III-груз; IV - минреп; 1-мина сброшена; 2 - мина отделилась от якоря, минреп свободно сматывается с вьюшки; 3. 4- мина на поверхности, минреп продолжает сматываться; 5 - груз дошел до грунта, минреп перестал сматываться; 6 - якорь тянет мину вниз и устанавливает на заданной глубине, равной длине штерта

При постановке мины со дна барабан с минрепом составляет одно целое с корпусом мины (рис. 4).

Мина скреплена с якорем стропами из стального троса, которые не позволяют ей отделиться от якоря. Стропы одним концом закреплены наглухо к якорю, а другим концом пропущены через специальные ушки (обухи) в корпусе мины и затем присоединены к сахарному разъединителю в якоре.

При постановке после падения в воду мина вместе с якорем идет на дно. Через 10-15 мин сахар растворяется, освобождает стропы и мина начинает всплывать.

Когда мина придет на заданное углубление от поверхности воды (h), гидростатический прибор, расположенный около барабана, застопорит минреп.

Вместо сахарного разъединителя может применяться часовой механизм.

Постановка якорных мин с поверхности воды осуществляется следующим образом.

На якоре мины помещается вьюшка (барабан) с намотанным на нее минрепом. К вьюшке прикрепляется специальный стопорящий механизм, соединенный посредством штерта (шнура) с грузом (рис. 5).

Когда мину сбрасывают за борт, она вследствие запаса плавучести держится на поверхности воды, якорь же отделяется от нее и тонет, разматывая минреп с вьюшки.

Перед якорем движется груз, закрепленный на штерте, длина которого равняется Заданному углублению мины (h). Груз первым касается дна и тем"самым дает некоторую слабину штерту. В этот момент срабатывает стопорящий механизм и разматывание минрепа прекращается. Якорь же продолжает движение на дно, увлекая за собой мину, которая погружается на углубление, равное длине штерта.

Данный способ постановки мин еще называют штерто-грузовым. Он получил широкое распространение во многих флотах.

По весу заряда якорные мины подразделяют на малые, средние и большие. Малые мины имеют заряд весом 20-100 кг. Они применяются против небольших кораблей и судов в районах с глубиной до 500 м. Небольшие размеры мин позволяют принимать их на минные заградители по нескольку сотен штук.

Средние мины с зарядами 150-200 кг предназначаются для борьбы с кораблями и судами среднего водоизмещения. Длина их минрепа достигает 1000-1800 м.

Большие мины имеют вес заряда 250 -300 кг и более. Они предназначены для действий против крупных кораблей. Имея большой запас плавучести, эти мины позволяют наматывать на вьюшку длинный минреп. Это дает возможность ставить мины в районах с глубиной моря более 1800 м.

Антенные мины представляют собой обычные якорные ударные мины, имеющие электроконтактные взрыватели. Их принцип работы основан на свойстве неоднородных металлов, например цинка и стали, помещенных в морскую воду, создавать разность потенциалов. Эти мины используются главным образом для борьбы с подводными лодками.

Антенные мины ставятся на углубление около 35 м и снабжаются верхней и нижней металлическими антеннами длиной примерно 30 м каждая (рис. 6).

Верхняя антенна удерживается в вертикальном положении при помощи буйка. Заданное углубление буйка не должно быть больше осадки надводных кораблей противника.

Нижний же конец нижней антенны скрепляется с минрепом мины. Концы антенн, обращенные к мине, соединяются между собой проводом, который проходит внутрь корпуса мины.

Если подводная лодка столкнется непосредственно с миной, то она подорвется на ней так же, как и на якорной ударной мине. Если же подводная лодка коснется антенны (верхней или нижней), то в проводнике возникнет ток, он поступает на чувствительные приборы, подключающие электрозапал к постоянному источнику тока, размещенному в мине и имеющему достаточную мощность, чтобы привести электрозапал в действие.

Из сказанного видно, что антенные мины перекрывают верхний слой воды толщиной около 65 м. Чтобы увеличить толщину этого слоя, ставят вторую линию антенных мин на большее углубление.

На антенной мине может подорваться и надводный корабль (судно), однако взрыв обычной мины на расстоянии 30 м от киля значительных разрушений не приносит.


Зарубежные специалисты считают, что допустимая техническим устройством якорных ударных мин наименьшая глубина постановки составляет не менее 5 м. Чем ближе мина к поверхности моря, тем больше эффект ее взрыва. Поэтому в заграждениях, предназначенных против больших кораблей (крейсеров, авианосцев), эти мины рекомендуется ставить с заданным углублением в 5-7 м. Для борьбы с малыми кораблями углубление мин не превышает 1-2 м. Такие постановки мин опасны даже для катеров.

Но мелко поставленные минные заграждения легко обнаруживаются самолетами и вертолетами и, кроме того, быстро разрежаются (разносятся) под действием сильного волнения, течения и дрейфующего льда.

Срок боевой службы контактной якорной мины ограничен в основном сроком службы минрепа, который ржавеет в воде и теряет свою прочность. При волнении он может оборваться, так как сила рывков на минреп у малых и средних мин достигает сотен килограммов, а у больших мин - нескольких тонн. На живучесть минрепов и особенно на места их крепления с миной влияют также и приливно-отливные течения.

Зарубежные специалисты считают, что в незамерзающих морях и в районах моря, которые прикрываются островами или конфигурацией берега от волнения, вызываемого господствующими ветрами, даже мелко поставленное минное заграждение может простоять без особого разрежения 10-12 месяцев.

Медленнее всего разрежаются глубоко поставленные минные заграждения, предназначенные для борьбы с подводными лодками, идущими в подводном положении.

Контактные якорные мины отличаются простотой конструкции и дешевизной изготовления. Однако они имеют два существенных недостатка. Во-первых, мины должны иметь запас положительной плавучести, что ограничивает вес размещенного в корпусе заряда, а следовательно, и эффективность применения мин против больших кораблей. Во-вторых, такие мины легко могут быть подняты на поверхность воды любыми механическими тралами.

Опыт боевого применения контактных якорных мин в первую мировую войну показал, что они не полностью удовлетворяли требованиям борьбы с кораблями противника: из-за малой вероятности встречи корабля с контактной миной.

Кроме того, корабли, сталкиваясь с якорной миной, уходили обычно с ограниченными повреждениями носовой или бортовой части корабля: взрыв локализировался прочными переборками, водонепроницаемыми отсеками или броневым поясом.

Это привело к мысли создать новые взрыватели, которые могли бы чувствовать приближение корабля на значительном расстоянии и взрывать мину в тот момент, когда корабль будет находиться в опасной зоне от нее.

Создание таких взрывателей стало возможным лишь после того, как были открыты и изучены физические поля корабля: акустическое, магнитное, гидродинамическое и др. Поля как бы увеличивали осадку и ширину подводной части корпуса и при наличии на мине специальных приборов позволяли получать сигнал о приближении корабля.

Взрыватели, срабатывающие от воздействия того или иного физического поля корабля, назвали неконтактными. Они позволили создать донные мины нового типа и обеспечили возможность использования якорных мин для постановки в морях с большими приливами и отливами, а также в районах с сильным течением.

В этих случаях якорные мины с неконтактными взрывателями допускают постановку на таком углублении, что при отливах их корпуса не всплывают на поверхность, а при приливах мины остаются опасными для проходящих над ними кораблей.

Действия же сильных течений и приливов только несколько приглубляют корпус мины, но ее взрыватель все равно чувствует приближение корабля и взрывает мину в нужный момент.

По устройству якорные неконтактные мины сходны с якорными контактными минами. Отличие их состоит только в конструкции взрывателей.

Вес заряда неконтактных мин составляет 300- 350 кг, а постановка их, по мнению иностранных специалистов, возможна в районах с глубиной 40 м и более.

Неконтактный взрыватель срабатывает на некотором расстоянии от корабля. Это расстояние называют радиусом чувствительности взрывателя или неконтактной мины.

Настраивают неконтактный взрыватель так, чтобы радиус его чувствительности не превышал радиуса разрушительного действия взрыва мины на подводную часть корпуса корабля.

Неконтактный взрыватель устроен таким образом, что при подходе корабля к мине на расстояние, соответствующее радиусу ее чувствительности, происходит механическое замыкание контакта в боевой цепи, в которую подключен запал. В результате происходит взрыв мины.

Что же представляют собой физические поля корабля?

Магнитное поле, например, имеется у каждого стального корабля. Напряженность этого поля зависит главным образом от количества и состава металла, из которого построен корабль.

Появление же магнитных свойств у корабля обусловлено наличием магнитного поля Земли. Поскольку магнитное поле Земли неодинаково и меняется по величине с изменением широты места и курса корабля, то и магнитное поле корабля при плавании изменяется. Его принято характеризовать напряженностью, которую измеряют в эрстедах.

При приближении корабля, обладающего магнитным полем, к магнитной мине в последней вызывается колебание установленной во взрывателе магнитной стрелки. Отклоняясь от исходного положения, стрелка замыкает контакт в боевой цепи, и мина взрывается.

При движении корабль образует акустическое поле, которое создается главным образом шумом вращающихся винтов и работой многочисленных механизмов, размещенных внутри корпуса корабля.

Акустические колебания механизмов корабля создают суммарное колебание, воспринимаемое в виде шума. Шумы кораблей разных типов имеют свои особенности. У быстроходных кораблей, например, более интенсивно выражены высокие частоты, у тихоходных (транспортов) - низкие частоты.

Шум от корабля распространяется на значительное расстояние и создает вокруг него акустическое поле (рис. 7), которое и является средой, где срабатывают неконтактные акустические взрыватели.

Специальное устройство такого взрывателя, например угольный гидрофон, преобразует воспринимаемые колебания звуковой частоты, создаваемые кораблем, в электрические сигналы.

Когда сигнал достигает определенной величины, это значит, что корабль вошел в зону действия неконтактной мины. Через вспомогательные приборы электробатарея подключается на запал, который и приводит в действие мину.

Но угольные гидрофоны прослушивают шумы только в диапазоне звуковых частот. Поэтому для приема частот ниже и выше звуковой используются специальные акустические приемники.



Акустическое поле распространяется на гораздо большее расстояние, чем магнитное. Следовательно, представляется возможным создавать акустические взрыватели с большой зоной действия. Вот почему во вторую мировую войну большинство неконтактных взрывателей работало на акустическом принципе, а в комбинированных неконтактных взрывателях одним из каналов всегда был акустический.

При движении корабля в водной среде создается так называемое гидродинамическое поле, под которым подразумевается уменьшение гидродинамического давления во всем слое воды от днища корабля до дна моря. Это уменьшение давления является следствием вытеснения массы воды подводной частью корпуса корабля, а также возникает.как результат волнообразования под килем и за кормой быстро движущегося корабля. Так, например, крейсер водоизмещением около 10 000 т, идущий со скоростью 25 уз (1 уз = 1852 м/ч), в районе с глубиной моря 12-15 м создает понижение давления на 5 мм вод. ст. даже на расстоянии до 500 м справа и слева от себя.

Было установлено, что величины гидродинамических полей у различных кораблей различны и зависят в основном от скорости хода и водоизмещения. Кроме того, с уменьшением глубины района, в котором движется корабль, создаваемое им придонное гидродинамическое давление увеличивается.

Для улавливания изменения гидродинамического поля служат специальные приемники, которые реагируют на определенную программу смены повышенного и пониженного давлений, наблюдающихся при прохождении корабля. Эти приемники входят в состав гидродинамических взрывателей.

При изменении гидродинамического поля в определенных пределах смещаются контакты и замыкают электрическую цепь, приводящую в действие взрыватель. В результате происходит взрыв мины.

Считается, что приливно-отливные течения и волны могут создавать значительные изменения гидростатического давления. Поэтому для защиты мин от ложного срабатывания при отсутствии цели гидродинамические приемники обычно применяют в комбинации с неконтактными взрывателями, например, акустическими.

Комбинированные неконтактные взрыватели применяются в минном оружии довольно широко. Это вызвано рядом причин. Известно, например, что чисто магнитные и акустические донные мины сравнительно легко вытраливаются. Применение же комбинированного акустико-гидродинамического взрывателя значительно усложняет процесс траления, так как для этих целей требуются акустические и гидродинамические тралы. Если же на тральщике один из этих тралов выйдет из строя, то мина не будет вытралена и может взорваться при прохождении корабля над ней.

Для затруднения вытраливания неконтактных мин, помимо комбинированных неконтактных взрывателей, применяются специальные приборы срочности и кратности.

Прибор срочности, снабженный часовым механизмом, может быть установлен на срок действия от нескольких часов до нескольких суток.

До истечения срока установки прибора неконтактный взрыватель мины в боевую цепь не включится и мина не взорвется даже при прохождении корабля над ней или действии трала.

В такой обстановке противник, не зная установки приборов срочности (а она может быть различной в каждой мине), не сможет определить, до каких пор необходимо тралить фарватер, чтобы корабли смогли выйти в море.

Прибор кратности начинает срабатывать только по истечении срока установки прибора срочности. Он может быть установлен на одно или несколько прохождений корабля над миной. Чтобы взорвать такую мину, кораблю (тралу) нужно пройти над ней столько раз, какова установка кратности. Всё это значительно усложняет борьбу с минами.

Неконтактные мины могут взрываться не только от рассмотренных физических полей корабля. Так, в зарубежной печати сообщалось о возможности создания неконтактных взрывателей, основу которых могут составлять высокочувствительные приемники, способные реагировать на изменения температуры и состава воды во время прохождения кораблей над миной, на светооптические изменения и т. п.

Считается, что физические поля кораблей содержат еще много неизученных свойств, которые могут быть познаны и применены в минном деле.

Донные мины

Донные мины обычно неконтактные. Они, как правило, имеют форму закругленного с обоих концов водонепроницаемого цилиндра длиной около 3 м и диаметром около 0,5 м.

Внутри корпуса такой мины размещается заряд, взрыватель и другое необходимое оборудование (рис. 8). Вес заряда донной неконтактной мины составляет 100- 900 кг.



/ - заряд; 2 - стабилизатор; 3 - аппаратура взрывателя

Наименьшая глубина постановки донных неконтактных мин зависит от их устройства и составляет несколько метров, а наибольшая, когда эти мины используются против надводных кораблей, не превышает 50 м.

Против подводных лодок, идущих в подводном положении на небольшом расстоянии от грунта, донные неконтактные мины ставятся в районах с глубинами моря более 50 м, но не глубже предела, обусловленного прочностью корпуса мины.

Взрыв донной неконтактной мины происходит под днищем корабля, где обычно не имеется противоминной защиты.

Считается, что такой взрыв наиболее опасен, так как он вызывает как местные повреждения днища, ослабляющие прочность корпуса корабля, так и общий изгиб днища вследствие неравномерной интенсивности воздействия по длине корабля.

Надо сказать, что пробоины в этом случае по размерам оказываются больше, чем при взрыве мины у борта, что приводит к гибели корабля.-

Донные мины в современных условиях нашли очень широкое применение и привели к некоторому вытеснению якорных мин. Однако при постановке на глубинах более 50 м они требуют очень большого заряда взрывчатого вещества.

Поэтому для больших глубин все еще применяются обычные якорные мины, хотя они и не имеют таких тактических преимуществ, которыми обладают донные неконтактные мины.

Плавающие мины

Современные плавающие (самотранспортирующиеся) мины автоматически управляются приборами различного устройства. Так, одна из американских подлодочных автоматически плавающих мин имеет прибор плавания.

Основу этого прибора составляет электродвигатель, вращающий в воде гребной винт, расположенный в нижней части мины (рис. 9).

Работой электродвигателя управляет гидростатический прибор, который действует от; внешнего давления воды и периодически подключает аккумуляторную батарею к электродвигателю.

Если мина опускается на глубину больше той, которая установлена на приборе плавания, то гидростат включает электродвигатель. Последний вращает гребной винт и заставляет мину подвсплывать до заданного углубления. После этого гидростат выключает питание двигателя.


1 - взрыватель; 2 - заряд взрывчатого вещества; 3 - аккумуляторная батарея; 4- гидростат управления электродвигателем; 5 - электродвигатель; 6 - гребной винт прибора плавания

Если же мина будет продолжать всплывать, то гидростат вновь включит электродвигатель, но в этом случае гребной винт будет вращаться в обратную сторону и заставит мину углубиться. Считается, что точность удержания такой мины на заданном углублении может быть достигнута ±1 м.

В послевоенные годы в США на базе одной из электрических торпед была создана самотранспортирующаяся мина, которая после выстреливания движется в заданном направлении, погружается на дно и затем действует как донная мина.

Для борьбы с подводными лодками в США разработаны две самотранспортирующиеся мины. Одна из них, имеющая обозначение "Слим", предназначается для постановки у баз подводных лодок и на путях их предполагаемого движения.

В основу конструкции мины "Слим" положена дальноходная торпеда с различными неконтактными взрывателями.

По другому проекту разработана мина, имеющая название "Кэптор". Она представляет собой комбинацию противолодочной торпеды с минным якорным устройством. Торпеда размещается в специальном герметическом алюминиевом контейнере, который ставится на якорь на глубине до 800 м.

При обнаружении подводной лодки срабатывает прибор мины, откидывается крышка контейнера и запускается двигатель торпеды. Наиболее ответственную часть этой мины составляют приборы обнаружения и классификации целей. Они позволяют отличить подводную лодку от надводного корабля и свою подводную лодку от подводной лодки противника. Приборы реагируют на различные физические поля и дают сигнал на активизацию системы при регистрации не менее двух параметров, например гидродинамического давления и частоты гидроакустического поля.

Считается, что минный интервал (расстояние между соседними минами) для таких мин близок к радиусу реагирования (предельная дальность работы) аппаратуры самонаведения торпеды (~1800 м), что существенно уменьшает их расход в противолодочном заграждении. Предполагаемый срок службы этих мин от двух до пяти лет.

Разработка аналогичных мин производится также военно-морскими силами ФРГ.

Считается, что защита от автоматически плавающих мин весьма затруднительна, так как тралы и охранители кораблей эти мины не вытраливают. Характерной их особенностью является и то, что они снабжаются специальными приборами - ликвидаторами, связанными с часовым механизмом, который устанавливается на заданный срок действия. По истечении этого срока мины тонут или взрываются.

* * *

Говоря об общих направлениях развития современных мин, следует иметь в виду, что последнее десятилетие военно-морские силы стран НАТО особое внимание уделяют созданию мин, служащих для борьбы с подводными лодками.

Отмечается, что мины являются наиболее дешевым и массовым видом оружия, которое с одинаковым успехом может поражать надводные корабли, обычные и атомные подводные лодки.

По типу носителей большинство современных зарубежных мин является универсальными. Они могут ставиться надводными кораблями, подводными лодками и самолетами.

Мины оснащаются контактными, неконтактными (магнитными, акустическими, гидродинамическими) и комбинированными взрывателями. Они рассчитываются на длительный срок службы, снабжаются различными противотральными устройствами, минными ловушками, самоликвидаторами и трудно вытраливаются.

Среди стран НАТО военно-морские силы США располагают наиболее крупными запасами минного оружия. В арсенале минного оружия США имеется большое разнообразие противолодочных мин. Среди них можно отметить корабельную мину Мк.16 с усиленным зарядом и якорную антенную мину Мк.6. Обе мины были разработаны во время второй мировой войны и до настоящего времени находятся на вооружении ВМС США.

К середине 60-х годов в США было принято на вооружение несколько образцов новых неконтактных мин для использования против подводных лодок. К ним относятся авиационные малые и большие донные неконтактные мины (Мк.52, Мк.55 и Мк.56) и якорная неконтактная мина Мк.57, предназначенная для постановки из торпедных аппаратов подводных лодок.

Надо отметить, что в США в основном разрабатываются мины, предназначенные для постановки авиацией и подводными лодками.

Вес заряда авиационных мин - 350-550 кг. При этом вместо тротила их стали снаряжать новыми взрывчатыми веществами, превосходящими мощность тротила в 1,7 раза.

В связи с требованием применения донных мин против подводных лодок глубина места их постановки доведена до 150-200 м.

Серьезным недостатком современного минного оружия зарубежные специалисты считают отсутствие противолодочных мин с большим радиусом действия, глубина постановки которых позволяла бы применять их против современных подводных лодок. При этом отмечается, что одновременно усложнилась конструкция и значительно повысилась стоимость мин.

Морской боеприпас, устанавливаемый в воде для поражения подводных лодок, надводных кораблей и судов противника, а также для затруднения их плавания. Состоит из корпуса, заряда взрывчатого вещества, взрывателя и устройств, обеспечивающих установку и удержание мины под водой в определенном положении. Морские мины могут ставиться надводными кораблями, подводными лодками и летательными аппаратами (самолетами и вертолетами). Морские мины подразделяются по назначению, способу удержания в месте постановки, степени подвижности, по принципу действия взрывателя и управляемости после постановки. Морские мины снабжаются предохранительными, противотральными приборами и другими средствами защиты.

Существуют следующие виды морских мин.

Авиационная морская мина - мина, постановка которой осуществляется с авиационных носителей. Могут быть донными, якорными и плавающими. Для обеспечения устойчивого положения на воздушном участке траектории авиационные морские мины оснащаются стабилизаторами и парашютами. При падении на берег или мелководье взрываются от самоликвидаторов.

Акустическая морская мина - неконтактная мина с акустическим взрывателем, срабатывающим при воздействии на него акустического поля цели. Приемниками акустических полей служат гидрофоны. Применяются против подводных лодок и надводных кораблей.

Антенная морская мина - якорная контактная мина, взрыватель которой срабатывает при соприкосновении корпуса корабля с металлической тросовой антенной. Применяются, как правило, для поражения подводных лодок.

Буксируемая морская мина - контактная мина, у которой заряд взрывчатого вещества и взрыватель размещены в корпусе обтекаемой формы, обеспечивающем буксировку мины кораблем на заданной глубине. Применялись для поражения подводных лодок в Первую мировую войну.

Гальваноударная морская мина - контактная мина с гальваноударным взрывателем, срабатывающим при ударе корабля по выступающему из корпуса мины колпаку.

Гидродинамическая морская мина - неконтактная мина с гидродинамическим взрывателем, срабатывающим от изменения давления в воде (гидродинамического поля), вызванного движением корабля. Приемниками гидродинамического поля являются газовые или жидкостные реле давления.

Донная морская мина - неконтактная мина, имеющая отрицательную плавучесть и устанавливаемая на дне моря. Обычно глубина постановки мины не превышает 50-70 м. Взрыватели срабатывают при воздействии на их приемные устройства одного или нескольких физических полей корабля. Применяется для поражения надводных кораблей и подводных лодок.

Дрейфующая морская мина - сорванная с якоря штормом или подсечным тралом якорная мина, всплывшая на поверхность воды и перемещающаяся под воздействием ветра и течения.

Индукционная морская мина - неконтактная мина с индукционным взрывателем, срабатывающим от изменения напряженности магнитного поля корабля. Взрыватель срабатывает только под кораблем, имеющим ход. Приемником магнитного поля корабля служит индукционная катушка.

Комбинированная морская мина - неконтактная мина с комбинированным взрывателем (магнитно-акустическим, магнитно-гидродинамическим и др.), срабатывающим только при воздействии на него двух и более физических полей корабля.

Контактная морская мина - мина с контактным взрывателем, срабатывающим при механическом соприкосновении подводной части корабля с самим взрывателем или корпусом мины и ее антенными устройствами.

Магнитная морская мина - неконтактная мина с магнитным взрывателем, срабатывающим в тот момент, когда абсолютная величина напряженности магнитного поля корабля достигает определенного значения. В качестве приемника магнитного поля используется магнитная стрелка и другие магнитовоспринимающие элементы.

Неконтактная морская мина - мина с неконтактным взрывателем, срабатывающим от воздействия физических полей корабля. По принципу действия взрывателя неконтактные морские мины подразделяются на магнитные, индукционные, акустические, гидродинамические и комбинированные.

Плавающая морская мина - безъякорная мина, плавающая под водой на заданном углублении с помощью гидростатического прибора и других устройств; перемещается под действием глубинных морских течений.

Противолодочная морская мина - мина для поражения подводных лодок в подводном положении при их прохождении на различных глубинах погружения. Оснащаются преимущественно неконтактными взрывателями, реагирующими на физические поля, присущие подводным лодкам.

Реактивно-всплывающан морская мина - якорная мина, всплывающая с глубины под действием реактивного двигателя и поражающая корабль подводным взрывом заряда. Запуск реактивного двигателя и отделение мины от якоря происходит при воздействии физических полей корабля, проходящего над миной. Самодвижущаяся морская мина - русское название первых торпед, применявшихся во второй половине XIX в.

Любовь