Понятие массовых мероприятий, их виды. Технология организации массовых мероприятий в молодёжной среде Какие массовые мероприятия

Под массовыми мероприятиями следует понимать совокупность действий или явлений социальной жизни с участием большого количества граждан, совершающихся с целью удовлетворения политических, духовных, физических и других потребностей граждан, являющихся формой реализации их прав и свобод, а также формой социального общения между людьми и способом выработки единства установок личности, коллектива и общества в целом.

Таким образом, исходя из определения понятия «массовое мероприятие», можно выделить три основных признака:

Большое количество людей;

Организованность действий;

Наличие цели.

Все это отличает массовые мероприятия от других случаев большого скопления людей, например на рынках, вокзалах, пляжах и т. п.

Условно все массовые мероприятия можно разделить по следующим признакам: по содержанию и направленности, значимости, периодичности проведения, способу возникновения, возможности участия.

1. Общественно-политические (демонстрации, митинги, уличные шествия, манифестации, выборы Президента и депутатов, высших и местных органов власти, съезды, конференции и др.). Для данного вида мероприятий характерны определенность состава участников, высокий уровень организации мероприятия, общность мотивов поведения.

Федеральный закон от 19 июня 2004 г. № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» содержит дефиниции терминов и понятий массовых мероприятий:

публичное мероприятие – открытая, мирная, доступная каждому, проводимая в форме собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования либо в различных сочетаниях этих форм акция, осуществляемая по инициативе граждан Российской Федерации, политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений, в том числе с использованием транспортных средств. Целью публичного мероприятия является свободное выражение и формирование мнений, а также выдвижение требований по различным вопросам политической, экономической, социальной и культурной жизни страны и вопросам внешней политики;

собрание – совместное присутствие граждан в специально отведенном или приспособленном для этого месте для коллективного обсуждения каких-либо общественно значимых вопросов;

митинг – массовое присутствие граждан в определенном месте для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера;

демонстрация – организованное публичное выражение общественных настроений группой граждан с использованием во время передвижения плакатов, транспарантов и иных средств наглядной агитации;

шествие – массовое прохождение граждан по заранее определенному маршруту в целях привлечения внимания к каким-либо проблемам;

пикетирование – форма публичного выражения мнений, осуществляемого без передвижения и использования звукоусиливающих технических средств путем размещения у пикетируемого объекта одного или более граждан, использующих плакаты, транспаранты и иные средства наглядной агитации.

2. Культурно-массовые (народные гуляния, карнавалы, фестивали, профессиональные праздники, концерты, ярмарки и др.).

3. Спортивно-массовые (олимпиады, спартакиады, соревнования по различным видам спорта и др.).

4. Религиозные (обряды, крещения, проповеди, культовые праздники: православная Пасха, мусульманские Курбан-байрам, Ураза и др.)

5. Специальные мероприятия (траурные процессии, обеспечение безопасности проезда должностных лиц, имеющих право на государственную охрану).

6. Смешанные мероприятия, когда несколько видов мероприятий объединены в одно (национальные праздники субъектов Российской Федерации:

Сабантуй, Акатуй и др.).

Кроме того, массовые мероприятия можно подразделить по иным основаниям:

по значимости – международные, общероссийские, республиканские (краевые, областные) и местного значения (городские, районные и т. п.);

по периодичности проведения – разовые (открытие памятников, мемориальных комплексов и т. п.), повторяющиеся (выборы, съезды и т. п.);

по способу возникновения – организованные, спонтанные;

по возможности участия – общедоступные, ограниченные количеством участников.

Правовую основу деятельности граждан, общественных объединений, органов государственной власти, органов местного самоуправления, а также их должностных лиц при подготовке и проведении массовых мероприятии составляют положения Конституции Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, Федеральный конституционный закон «О чрезвычайном положении», федеральные законы « О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях», «О политических партиях», «Об общественных объединениях», «О безопасности», «О полиции» и др. Кроме того, конституции, законы, другие правовые акты субъектов Российской Федерации, а также правовые акты органов местного самоуправления, принятые ими в пределах своих полномочий.

Проведение собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирований в целях предвыборной агитации или агитации по вопросам референдума регулируется также нормами Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и иными законодательными актами о выборах и референдумах. Проведение религиозных обрядов и церемоний, других публичных акций религиозного характера регулируется отдельными положениями Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях».

В соответствии со ст. 7 Федерального закона «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» уведомление о проведении публичного мероприятия (за исключением собрания и пикетирования, проводимого одним участником) подается его организатором в письменной форме в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления в срок не ранее 15 и не позднее 10 дней до дня проведения публичного мероприятия. При проведении пикетирования группой лиц уведомление о проведении публичного мероприятия может подаваться в срок не позднее трех дней до дня его проведения, а если указанные дни совпадают с воскресеньем и (или) нерабочим праздничным днем (нерабочими праздничными днями), – не позднее четырех дней до дня его проведения.

Порядок подачи уведомления о проведении публичного мероприятия в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления регламентируется соответствующим законом субъекта Российской Федерации.

В уведомлении о проведении публичного мероприятия указываются:

1) Цель публичного мероприятия;

2) Форма публичного мероприятия;

3) место (места) проведения публичного мероприятия, маршруты движения участников, а в случае, если публичное мероприятие будет проводиться с использованием транспортных средств, информация об использовании транспортных средств;

4) дата, время начала и окончания публичного мероприятия;

5) предполагаемое количество участников публичного мероприятия;

6) формы и методы обеспечения организатором публичного мероприятия общественного порядка, организации медицинской помощи, намерение использовать звукоусиливающие технические средства при проведении публичного мероприятия;

7) фамилия, имя, отчество либо наименование организатора публичного мероприятия, сведения о его месте жительства или пребывания либо о месте нахождения и номер телефона;

8) фамилии, имена и отчества лиц, уполномоченных организатором публичного мероприятия выполнять распорядительные функции по организации и проведению публичного мероприятия;

9) дата подачи уведомления о проведении публичного мероприятия.

Осуществляя типологизацию современного социокультурного технологического комплекса, мы частично опирались на предложенную А.В. Соколовым структуру современной социально-культурной системы.

В структуре социально-культурных технологий выделить три основные группы:

  • 1) традиционные технологии, составляющие в совокупности культурное наследие прошлого;
  • 2) элитарные технологии, которые создаются, хранятся, используются и тиражируются культурной элитой;
  • 3) массовые технологии, рассчитанные на массовые социально-культурные общности, на присущие им проявления массового менталитета.

Культурно-массовое мероприятие во всем его многообразии и всех разновидностях - необычайно сложное культурологическое явление. О его сложности можно судить хотя бы по тому, что за последние 100 лет подходы к его организации варьировались неоднократно. Как получить максимальную отдачу от проведения культурно-массового мероприятия? Вполне естественно, что единой модели нет и быть не может. Но существует общая методологическая проблема: мы часто забываем, что в клубном деле не бывает мелочей. Каждый прием и каждая культурно-досуговая технология должны быть осмыслены всесторонне.

Массовое мероприятие - это заранее спланированное и определенное по месту, времени, количеству участников и причинам собрание людей, носящее характер праздника, культурного или рекламного мероприятия, либо деловой встречи.

В зависимости от целей и задач массовые мероприятия можно разделить на следующие виды:

  • 1. Культурно-спортивные и зрелищные: концерты, спортивные соревнования, праздничные представления.
  • 2. Рекламно-коммерческие (ярмарки, презентации, распродажи и т.д.).
  • 3. Деловые встречи и приемы партнеров по бизнесу (собрания акционеров, а также иные встречи и приемы, проводимые в форме шведского стола, фуршета или коктейля).
  • 4. Иные массовые мероприятия: к ним можно отнести свадьбы, банкеты и собрания по поводу различных юбилеев, торжеств.
  • - организация выставочной экспозиции нескольких десятков фирм с образцами их продукции и рекламой оказываемых ими услуг;
  • - проведение в ходе ярмарки презентации фирм, которая состоит в представлении фирмы или ее нового изделия;
  • - короткие выступления руководителей фирм и их ведущих специалистов, в которых гостям выставки или презентации предлагаются итоги и планы деятельности фирмы и ее продукции;
  • - проведение распродажи ярмарочных образцов и определенного количества изделий и продукции фирмы;
  • - дополнение деловой части ярмарки и презентации развлекательной программой, концертными выступлениями и угощением гостей.

К частным методикам социально-культурной деятельности относятся методики массовых, групповых и индивидуальных форм воздействия.

Овладение методикой подготовки и проведения массовых форм социально-культурной деятельности определяет уровень творческих и организаторских способностей специалистов, ибо массовые формы являются самыми трудоемкими и сложными по организации и проведении

Массовые формы социально-культурной деятельности носят активный характер, являются эффективным способом формирования общественного мнения. В каждой массовой форме социально-культурной деятельности имеются 4 основных компонента методики; содержание, композиция, набор средств художественного воздействия, аудитория и ее расположение в пространстве.

Праздники связанны с массовостью, большим количеством людей. Массовые формы предполагают большое количество людей, одновременно и в одинаковой степени участвующих в воспитательных, развлекательных мероприятиях учреждения досуга.

Характерные особенности массовой аудитории:

  • - Состав массовой аудитории нестабилен, он меняется от мероприятия к мероприятию даже в течение одной акции.
  • - При значительном сходстве устремлений и интересов массовой аудитории, она состоит из людей, заметно отличающихся друг от друга. Даже сравнительно однородная аудитория (вечер старшеклассников, профессиональные праздники) объединяет людей разных вкусов, склонностей, интересов.
  • - В целом, фактор публичности благоприятен для формирующего воздействия, но налагает некоторые ограничения, так в содержании массовых форм приоритет должен отдаваться проблематике, тематике, которые затрагивают общие взгляд, чувства.

Организационно-методические черты массовых мероприятий: популярность изложения фактов, средства и приемы активизации аудитории должны иметь сильную эмоциональную окраску, тщательно разрабатываются эпизоды, которые построены на общих действиях, собравшихся, на ярком проявлении общих чувств.

Аудиторию массовых мероприятий надо целенаправленно формировать. Лишь в некоторых случаях (праздники, гуляния, ярмарки) приглашаются все.

Массовая форма имеет верхний и нижний предел в зависимости от формы мероприятия, (например: аудитория диспута должна быть многочисленной, чтобы были представлены различные точки зрения. Но собрав слишком большую аудиторию, можно сорвать диспут, каждый не выскажет свое мнение) Стабилизация массовой аудитории должна быть предметом постоянной заботы. Если мероприятие прошло сухо, формально, то на следующей встрече вы будете иметь вновь дело нестабильной аудиторией.

Формы организации массовой аудитории:

  • - лекции, доклады, информации; конференции;
  • - экскурсии, концерты, представления, диспуты;
  • - вечера отдыха, массовые праздники, шествия, демонстрации;
  • - массовые гуляния, карнавалы, аукционы;
  • - фестивали, дискотека, конкурсы, интеллектуально-игровые программы;
  • - шоу-программы.

Групповые формы работы.

Очевидное отличие групповых форм от массовых - численность, но это не главный признак. Точную грань провести сложно (лекция для 25 и беседа для 25 человек).

Признаки групповых форм работы:

  • - Состав отличается значительной однородностью (образование, возраст), общность интересов.
  • - важный показатель - индивидуальные особенности людей, главное их социально - психологическое отношение (симпатии и антипатии, лидерство)
  • - массовые формы создают благоприятные условия для проявления эмоций, то групповые формы работы направлены, прежде всего, на познавательные интересы, поисковые, творческие формы активности.
  • - групповые формы возникают, как правило, на основе профессиональных или возрастных интересов (имеет значение специфика местных условий);
  • - групповые формы дают возможность контакта каждого с каждым. Легче преодолевается барьер неуверенности в своих способностях.

Методика подготовки групповых форм социально-культурной деятельности характеризуется, прежде всего, особой непринужденностью атмосферы, общения друг с другом. При подготовке намеченной программы важно добиться соответствия ее содержания и формы реальным возможностям учреждения культуры, потому что методика групповых форм требует точного учета помещения, оборудования, инвентаря, наличие материальных средств.

Методика подготовки групповых форм предполагает: изучение закономерностей творческого процесса в творческих коллективах и любительских объединений.

Методика групповых форм имеет структуру, которая соединяя общественные и личные интересы, создает оптимальный микроклимат, способствует, воспитанию участников коллектива позволяет обеспечить общую направленность содержания деятельности участников. При организации групповых форм работы необходимо учитывать: национальные, возрастные, профессиональные особенности.

В коллективе художественного творчества и любительских объединениях участники реализуют свои творческие возможности через совместную творческую и общественно- полезную деятельность. Публичные отчеты о результатах своего труда и возможность оценки его зрителями. Сочетание учебных, творческих и социальных задач способствует созданию "своей" психологической атмосферы в коллективе. Значительное место в деятельности таких коллективов занимает проведение концертов, фестивалей, конкурсов, смотров. Анализ деятельности творческих объединений показывает, что уровень содержания проводимых занятий у них значительно высок, они часто выступают как субъекты технологического процесса. В объединениях происходит взаимообмен знаниями, умениями, навыками участников.

Групповые формы организации:

  • - беседа, консультация, творческая встреча, викторина,
  • - клубные объединения, творческие коллективы;
  • - коллективы научно-технического творчества,
  • - кружки прикладного творчества.

Инициативные группы:

Клубная гостиная, музыкальный салон, деловые игры, аукцион.

Сочетание массовых и групповых форм работы:

Рациональное сочетание массовых и групповых форм работы способно не только расширить охват аудитории, но и обогатить воздействие на посетителей. Поочередное включение одних и тех же людей то в групповые, то в массовые формы работы могут идти в 2 основных вариантах:

"От группы к массе" Успех многих праздников, конкурсов, диспутов, концертов в решающей мере зависит от ярких эмоциональных реакций аудитории, от подготовки организаторов, участников самодеятельности.

Способ "от массы к группе" главная задача этого способа - стабилизировать заинтересованность группы и в дальнейшем включить их в активную жизнь учреждения.

Частная методика индивидуального воздействия в культурно-досуговых учреждениях предполагает: сознательное, целенаправленное воздействие на каждого индивида с целью раскрытия его внутреннего мира, выявления его духовных потребностей и интересов. Поэтому необходимо учитывать:

  • - социальные, национальные особенности;
  • - психологические и эмоциональные черты;
  • - возрастные и демографические данные;
  • - образовательные и профессиональные качества личности.

Методика индивидуального воздействия на личность приносит наибольшую результативность тогда, когда она опирается на дифференцированный подход к различным типам личности.

Необходимым условием методики индивидуального воздействия является также создание в культурно-досуговых учреждениях условий для удовлетворения повседневных интересов и запросов посетителей. Посетитель всегда должен найти в культурно-досуговых учреждениях то, что ему может быть интересно: общение с друзьями в уютной обстановке, бильярдные комнаты, игровые залы, кафе, читальный зал, компьютерный зал, тренажерный зал и (неорганизованный досуг). Одной из форм проведения индивидуальной работы является создание на базе культурно-досуговых учреждений информационно-справочного стола (график работы, подбор дежурных консультантов, журнал учета поступающих вопросов) В качестве консультантов могут выступать: юристы, психологи, педагоги, врачи, работники государственных органов (военкомат, отдел социального обеспечения) Значительное место в методике СКД занимают индивидуальные занятия, которые проводятся коллективах самодеятельного творчества, (кружки прикладного творчества - резьба, чеканка, вышивание)

Вывод: методика индивидуального воздействия состоит из следующих элементов:

Всестороннее изучение личности и определения основных форм.

Рассмотрим структуру анализа культурно-массового мероприятия:

  • 1. Представление мероприятия. Данный пункт содержит общую информацию о мероприятии: его наименование, порядковый номер, уровень, периодичность, категорию участников, форму проведения и т. п.
  • 2. Дата проведения мероприятия.

Этот параметр также анализируется с точки зрения своевременности действия. В случае тематического или календарного мероприятия, а также мероприятия, направленного на мемориализацию личности или знаменательного действия, помимо назначения самой даты здесь проводится анализ соответствия этой даты тематике культурно-массового мероприятия.

3. Время проведения мероприятия.

Здесь проводится анализ соответствия времени суток, выбранного для проведения мероприятия, с учетом его удобства для целевой аудитории и тематики мероприятия.

4. Цель проведения мероприятия.

Здесь описывается не только сама цель, но и дается анализ ее логичности и реалистичности, соответствие данной цели, тематике проводимого мероприятия. Также в этом пункте производится структурирование задач, которые необходимо выполнить для достижения поставленной цели.

5. Анализ структуры мероприятия.

Анализируется удачное использование формы культурно-массового мероприятия (фестиваль, смотр, конкурс, выставка, спектакль, концерт, лекторий, народный университет, тематический вечер, устный журнал, народное гуляние, обряды и ритуалы, вечер отдыха, дискотека, молодежный бал, карнавал, детский утренник, игровая программа и др.); органичность используемых форм в сочетании друг с другом; художественная выразительность и художественный уровень, оригинальность режиссерского решения, использование современных технических средств культурно-досуговой деятельности.

  • 6. Производственные показатели приоритетных направлений клубной деятельности. Данные показатели можно условно разделить на следующие:
    • а) Просвещение.

Оценка этого показателя содержит ответ на вопрос: использовались ли при подготовке мероприятия различные направления культурно-просветительской деятельности: эстетическое воспитание; патриотическое воспитание; нравственное, правовое, экологическое и т. д.?

б) Организация досуга.

Здесь следует указать, на какие категории населения направлено данное мероприятие (дети, пожилые, молодежь, инвалиды, участники военных действий, люди, попавшие в трудную жизненную ситуацию и т. д.).

в) Развитие жанров народного творчества.

Рассказывается, какие жанры народного творчества и их направления преимущественно использованы в построении культурно-массового мероприятия (театральное, фольклорное, музыкальное, хореографическое, любительское искусство и т. д.).

г) Сохранение традиционной народной культуры!

Здесь говорится о том, какой материал по сохранению традиционной народной культуры был использован для данного мероприятия (артефакты, былины, сказы, особая манера звукоизвлечения, инструменты, бытующие в данной местности, записи фольклорных экспедиций и т. д.).

7. Количественные показатели. Анализируются количественные показатели затраченных и привлеченных ресурсов (кадровых, финансовых, информационных) с точки зрения их взаимосвязи в периодическом изменении данного мероприятия.

В предлагаемой структуре анализа приводятся наиболее часто используемые показатели деятельности учреждений культуры клубного типа, хотя они могут варьироваться в зависимости от особенностей учета культурно-досуговой деятельности, принятого в муниципальных образованиях.

Количественные показатели лучше привести в виде таблицы.

Таблица 4. Количественные показатели культурно-массового мероприятия

Наименование показателя

Планируемое значение показателя

Фактическое значение показателя

Соотношение фактического и планируемого показателей,% (гр. 3/гр. 4 х 100%)

Соотношение фактического показателя с аналогичным предыдущего периода

Количество участников мероприятия. Из них:

Количество зрителей. Из них:

детей до 14 лет; молодежи; людей пожилого возраста

Бюджетные средства

Внебюджетные средства, полученные за счет предпринимательской деятельности

Целевые средства и пожертвования

8. Выводы и предложения. Это итоговое заключение о культурно-массовом мероприятии с соответствующими выводами о качестве его проведения и предложениями по усовершенствованию.

Анализ культурно-массового мероприятия, проведенный по данной форме, заменяет и детализирует простую справку о проведении мероприятия, на основании которой вносится запись в журнал учета массовых мероприятий учреждения культуры клубного типа. Анализирование культурно-массового мероприятия позволяет создать базу данных о проводимых однотипных мероприятиях. Это позволяет улучшить качество проводимых однотипных мероприятий, а также на основании имеющейся статистики более эффективно планировать творческие проекты.

Проведение анализа культурно-массового мероприятия - это функция методическая. В учреждениях культуры клубного типа с большой штатной численностью, таких как межпоселенческий (районный) Дом культуры или городской Дворец культуры в штатном расписании предусмотрена ставка методиста. В небольших по штатной численности учреждениях это должен выполнять специалист, ответственный за проведение культурно-массового мероприятия. Предложенная расширенная структура анализа позволяет дифференцированно анализировать, что значительно облегчает труд специалиста.

Одним из приоритетных направлений деятельности компании «Эвент Консалтинг Сервис» является организация массовых мероприятий в Москве и ближайших регионах.

«Эвент Консалтинг Сервис» оказывает профессиональные услуги по организации развлекательных, культурно-массовых, экологических и спортивных мероприятий для государственных и коммерческих заказчиков, тесно взаимодействует с муниципальными и окружными структурами, участвует в благотворительных проектах.

Крупнейшие городские события, организованные при поддержке Правительства Москвы:

При организации массовых мероприятий в Москве «Эвент Консалтинг Сервис» чётко придерживается Закона города Москвы, в частности Распоряжения мэра от 05 октября 2000г. № 1054-рм об утверждении временного положения о порядке организации и проведения массовых культурно - просветительных, театрально - зрелищных, спортивных и рекламных мероприятий в г. Москве.

Основные принципы «Эвент Консалтинг Сервис» в организации массовых событий: бюджетная дисциплина, чёткая логистика, получение необходимых согласований, креативный индивидуальный подход к каждому событию и каждому Заказчику. Большой опыт работы в сфере событийного маркетинга гарантирует проведение массовых мероприятий на высоком профессиональном уровне.

Пиар-поддержка и формирование общественного мнения в ходе массовых мероприятий

Особое внимание при организации массовых мероприятий «Эвент Консалтинг Сервис» уделяет вопросам формирования общественного мнения и пиар-поддержки. Немаловажным является и формирование позитивного образа Заказчика события среди участников массового мероприятия.

При подготовке и организации значимых массовых мероприятий, «Эвент Консалтинг Сервис» предлагает услуги по работе со средствами массовой информации, обеспечению взаимодействия с местными и федеральными СМИ, анонсирование и поддержку мероприятий в Интернет.

Среди пиар-услуг «Эвент Консалтинг Сервис»: подготовка пресс-релиза, создание сайта и страничек мероприятия в социальных сетях, анонсирование события, приглашение журналистов и проведение пресс-конференций; сбор отзывов, выпуск пост-релиза и пресс-отчёт об организации мероприятия.

Организация городских праздников

Организация массовых мероприятий в формате городских праздников и фестивалей имеет свою специфику. Помимо отличного сценария и надёжной команды, организаторам необходимо уделять большое внимание планированию, чёткой логистике, документации. Особенно, это относится к крупным проектам, когда ошибки в работе с многотысячной аудиторией недопустимы. Отдельным и непростым вопросом является заблаговременное получение всех разрешений и согласований.

Группа компаний «Эвент Консалтинг Сервис» имеет успешный опыт организации множества городских праздников – от Дня города и масштабных фестивалей до локальных праздничных и спортивных событий.

Организация специальных мероприятий

«Эвент Консалтинг Сервис» предлагает услуги по организации специальных мероприятий массового формата: благотворительные и экологические акции, спортивные события, автопробеги, а также проведение квестов и флешмобов.

Массовые мероприятия - персонал

Профессиональная организация массовых мероприятий предполагает высокий уровень проектного менеджмента и хорошо подготовленный персонал каждого события. Компания «Эвент Консалтинг Сервис» располагает обширным штатом квалифицированных сотрудников. Сотрудничая с хорошо зарекомендовавшими себя волонтёрами и фрилансерами, «Эвент Консалтинг Сервис» успешно организует по-настоящему массовые события.

Прочные партнёрские взаимоотношения с ведущими, диджеями, аниматорами, промоутерами, исполнителями и музыкальными коллективами позволяют «Эвент Консалтинг Сервис» оказывать действительно качественные услуги по организации массовых мероприятий.

Техническая поддержка

Собственная материально-техническая база и наличие проверенных партнёров позволяют «Эвент Консалтинг Сервис» оказывать качественную техническую поддержку при организации массовых мероприятий.

Дополнительно, «Эвент Консалтинг Сервис» предлагает услуги по аренде бюджетных шатров (тентов) типа «Звезда», общей площадью более 1000 кв.м. в различной цветовой гамме, аренду различных аттракционов.

Проведение массовых мероприятий – полный комплекс оказания услуг

Организация и проведение массовых мероприятий - это не только креативные идеи, яркие концепции и грамотный подбор исполнителей, но и решение различных вопросов, связанных с декорированием, логистикой, безопасностью, взаимодействием со СМИ, с местными органами исполнительной власти и многое другое.

Компания «Эвент Консалтинг Сервис» ориентируется на создание и поддержание долгосрочных партнёрских отношений со всеми клиентами и партнёрами, предоставляя полный комплекс услуг в области организации массовых мероприятий.

Нормативные акты при организации массовых мероприятий в Москве

Оказание услуг по организации и проведении массовых мероприятий в Москве опирается на существующую законодательную базу:

Постановление правительства Москвы от 3 февраля 2011 г. № 26-пп «о размещении нестационарных торговых объектов, расположенных в городе Москве на земельных участках, в зданиях, строениях и сооружениях, находящихся в государственной собственности» (в ред. постановления правительства Москвы от 31.05.2011 n 242-пп).

Понятие массовых мероприятий, их виды.

Наименование параметра Значение
Тема статьи: Понятие массовых мероприятий, их виды.
Рубрика (тематическая категория) Спорт

Под массовыми мероприятиями следует понимать совокупность действий или явлений социальной жизни с участием большого количества граждан, совершающихся с целью удовлетворения политических, духовных, физических и других потребностей граждан, являющихся формой реализации их прав и свобод, а также формой социального общения между людьми и способом выработки единства установок личности, коллектива и общества в целом.

Таким образом, исходя из определения понятия ʼʼмассовое мероприятиеʼʼ, можно выделить три основных признака˸

Большое количество людей;

Организованность действий;

Наличие цели.

Все это отличает массовые мероприятия от других случаев большого скопления людей, например на рынках, вокзалах, пляжах и т. п.

Условно все массовые мероприятия можно разделить по следующим признакам˸ по содержанию и направленности, значимости, периодичности проведения, способу возникновения, возможности участия.

1. Общественно-политические (демонстрации, митинги, уличные шествия, манифестации, выборы Президента и депутатов, высших и местных органов власти, съезды, конференции и др.). Для данного вида мероприятий характерны определенность состава участников, высокий уровень организации мероприятия, общность мотивов поведения.

Федеральный закон от 19 июня 2004 г. № 54-ФЗ ʼʼО собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированияхʼʼ содержит дефиниции терминов и понятий массовых мероприятий˸

публичное мероприятие – открытая, мирная, доступная каждому, проводимая в форме собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования либо в различных сочетаниях этих форм акция, осуществляемая по инициативе граждан Российской Федерации, политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений, в т.ч. с использованием транспортных средств. Целью публичного мероприятия является свободное выражение и формирование мнений, а также выдвижение требований по различным вопросам политической, экономической, социальной и культурной жизни страны и вопросам внешней политики;

собрание – совместное присутствие граждан в специально отведенном или приспособленном для этого месте для коллективного обсуждения каких-либо общественно значимых вопросов;

митинг – массовое присутствие граждан в определенном месте для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера;

демонстрация – организованное публичное выражение общественных настроений группой граждан с использованием во время передвижения плакатов, транспарантов и иных средств наглядной агитации;

шествие – массовое прохождение граждан по заранее определенному маршруту в целях привлечения внимания к каким-либо проблемам;

пикетирование – форма публичного выражения мнений, осуществляемого без передвижения и использования звукоусиливающих технических средств путем размещения у пикетируемого объекта одного или более граждан, использующих плакаты, транспаранты и иные средства наглядной агитации.

Понятие массовых мероприятий, их виды. - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Понятие массовых мероприятий, их виды." 2015, 2017-2018.

Как наверное известно читателям, прошедшим летом был принят закон, резко ужесточивший ответственность за нарушения, связанные с проведением массовых мероприятий. Об обстоятельствах принятия этого закона писал и я .

Однако закон был принят и подписан. Среди различных вводимых им новелл, была и :

"Организация не являющегося публичным мероприятием массового одновременного пребывания и (или) передвижения граждан в общественных местах, публичные призывы к массовому одновременному пребыванию и (или) передвижению граждан в общественных местах либо участие в массовом одновременном пребывании и (или) передвижении граждан в общественных местах, если массовое одновременное пребывание и (или) передвижение граждан в общественных местах повлекли нарушение общественного порядка или санитарных норм и правил, нарушение функционирования и сохранности объектов жизнеобеспечения или связи либо причинение вреда зеленым насаждениям либо создали помехи движению пешеходов или транспортных средств либо доступу граждан к жилым помещениям или объектам транспортной или социальной инфраструктуры...".

Статья эта достаточно революционна и направлена, как следовало из обстоятельств ее принятия, против акций наподобие "прогулки писателей по Москве", состоявшейся в мае 2012 г. В знак протеста против действий правоохранительных органов. Однако сразу после принятия статья зажила самостоятельной жизнью. И вот, не прошло и трех месяцев после ее принятия – а автор данных строк участвует чуть ли не в первом России процессе, когда кого-либо привлекают по данной статье.

Возможно, жители Санкт-Петербурга даже могли слышать об этом деле – 25 июня сего года ряд поклонников Майкла Джексона по традиции (это день его смерти) пришли к консульству США в Санкт-Петербурге на Фурштатской улице, чтобы возложить цветы, поставить свечи и отдать дань памяти его деятельности.

Эта благая попытка закончилась тем, что в отношении одного из поклонников возбудили дело по указанной статье, обвинив его в организации "массового одновременного пребывания граждан", повлекшем помехи движению пешеходов или транспортных средств".

"Массовое пребывание" – это сколько?

Первый и ключевой вопрос дела вынесен в подзаголовок. В самом деле, что такое "массовое пребывание"? Сама статья () ответа на вопрос не дает. А ведь отсутствие правовой определенности – очень большой недостаток закона. В рассматриваемом нами случае у консульства, по данным полиции, присутствовало около 15 человек – неужели в нашем сознании эта цифра ассоциируется со словом "массовое"?

Автор данных строк в своей работе над делом нашел только две небольшие точки опоры для решения вопроса. Прежде всего, это статья 8 Закона "О собраниях, митингах, шествиях, демонстрациях и пикетированиях ", исправленная тем же законом, что ввел в КоАП РФ статью 20.2.2. Согласно указанной статье, установлена обязанность органов власти установить "единые специально отведенные … для массового присутствия граждан для публичного выражения общественного мнения … места". При этом законом должна быть определены "нормы их предельной заполняемости и предельная численность лиц, участвующих в публичных мероприятиях, уведомление о проведении которых не требуется, устанавливаются законом субъекта Российской Федерации, при этом указанная предельная численность не может быть менее ста человек".

Исходя из совокупности данных норм, можно, как мне кажется, сделать вывод, что для массового пребывания требуется не менее 100 человек. Дополнительной весомости этот вывод получит, когда начнут приниматься и вступать в силу соответствующие законы субъектов Российской Федерации.

Другим косвенным ориентиром может выступать Постановление Правительства РФ от 25 апреля 2012 г. № 390 "О противопожарном режиме". В пункте 5 данного Постановления упоминаются объекты "на которых может одновременно находиться 50 и более человек, то есть с массовым пребыванием людей". Можно ли утверждать, что для зданий и для открытых мест "массовое пребывание людей" должно значительно отличаться?

А сроки давности какие?

Вторым важным правовым вопросом, подлежащим разрешению в суде, является вопрос о сроках давности по указанной статье. Согласно статье 4.5. КоАП РФ , "постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено … по делу об административном правонарушении, рассматриваемому судьей, - по истечении трех месяцев.

В нашем случае, спорные события имели место 25 июня, а очередное заседание назначено на 03 октября. Так что же, победа в любом случае?

Не спешите, отвечает суд. Мы считаем, что по данному составу срок давности составляет один год – и ссылается на выдержку из той же статьи 4.5.:

"за нарушение законодательства о собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях – по истечении одного года".


Однако именно указанная позиция суда вызывает у меня сомнения.

Дело в том, что в той же главе 20 КоАП РФ содержится самостоятельная статья 20.2, озаглавленная "нарушение установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования". При этом ее заголовок полностью подходит к формулировке из статьи 4.5. Коап РФ, в отличие от нормы статьи 20.2.2.

Сам же Закон "О собраниях …", упомянутый выше, никакого правового регулирования "массового пребывания граждан" не содержит. Получается любопытная ситуация. Ориентиров для определения численности соответствующий закон нам не дает, как не регулирующий данную сферу, в то же время мы ссылаемся на него, чтобы оправдать увеличение срока давности по делу. Я с указанной позицией не согласен.

Ну что ж, дождемся официальных выводов суда по обоим вопросам, отраженных в судебном акте, вступившем в законную силу, после чего вернемся к этому, увы, ставшему актуальным, вопросу.

Чувства