Типы речи повествование. Повествование: пример

Приветствие уч-ся.

Русский язык – удивительный язык. Эпиграфом к нашему уроку станут слова великого русского писателя Гавриила Романовича Державина: «Язык всем знаниям и всей природе ключ». Слайд 1

Сегодня у нас урок развития речи, тему урока вы определите сами.

В русском языке существует 3 типа речи, с ними вы обзорно знакомились в 6 классе. Назовите их. (Повествование, описание, рассуждение).

Я предлагаю вам прослушать текст и определить тип речи. Правильно определив тип речи текста, вы определите тему нашего урока.

Чтение текста К.Д.Ушинского о Родине (учителем или подготовленным учеником):

Наше Отечество, наша Родина – матушка Россия.

Отечеством мы зовём Россию потому, что в ней жили испокон веку отцы и деды наши. Родиной мы зовём ее потому, что в ней мы родились, в ней говорят родным нам языком, и все в ней для нас родное; а матерью – потому, что она вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами, выучила своему языку; как мать она защищает и бережёт нас от всяких врагов.

Много есть на свете и кроме России всяких хороших государств и земель, но одна у человека мать – одна у него и Родина.

(К.Д. Ушинский)

Работа с текстом К.Д.Ушинсокого:

Как вы понимаете выражение «испокон веку»? Запишите его, объясните (издавна, очень давно)

Какова тема текста? (Тема любви к Родине)

Вы согласны с мнением К.Д Ушинского, что Родина, как и мать, у человека одна?

А что для каждого из вас означает слово Родина?

К какому типу речи мы отнесём этот текст? (к рассуждению)

Сформулируйте тему урока?

Тема нашего урока «Рассуждение как тип речи» Запишите её в тетрадь.

Давайте подберём к этому слову однокоренные слова, запишем их.

А теперь разберём слово «рассуждение» по составу.

Постановка целей и задач урока.

Как вы думаете, какие задачи мы поставим перед собой на сегодняшний урок, зная его тему?

(Ответы учеников)

Итак, задачи нашего урока:

Узнать, что такое рассуждение как тип речи;

Как строится текст-рассуждение;

Научиться отличать рассуждение от других типов речи;

Мы будем анализировать текст-рассуждение и составлять собственное рассуждение.

Основной (информационно-аналитический) этап.

Определение понятия рассуждение.

Мы определили, что текст о Родине К.Д. Ушинского относится к рассуждению, попробуйте дать определение рассуждению.

(Ответы учеников)

Запишите определение в тетрадь.

Строение текста-рассуждения

Текст каждого типа речи имеет своё определённое строение.

Перед вами схема строения текста типа рассуждения. Опираясь на неё, расскажите, как строится текст этого типа речи. Слайд 6

(Ответы учеников)

Давайте найдём в тексте-рассуждении В. Коротаева тезис, доказательства и вывод.

(Текст читает ученик)

Что может быть на свете священнее имени матери!

Человек, еще не сделавший ни шагу по земле, неуверенно складывает по слогам «ма-ма» и, почувствовав свою удачу, смеётся, счастливый…

Хлебороб, почерневший от бессонной работы, прижимает к пересохшим губам пригоршню такой же тёмной земли, благодарно произносит: «Спасибо, кормилица-мать…»

Солдат, наткнувшийся на встречный осколок, посылает слабеющей рукой пулю врагу: «За Родину – мать!»

Все самые дорогие святыни названы и озарены именем матери, потому что с именем этим связано и само понятие жизни.

(В. Коротаев)

Работа с текстом.

Что такое святыни? (то, что является особенно дорогим, любовно хранимым и чтимым)

Какова главная мысль текста?

(Ответы учеников)

Прочитайте абзац, в котором заключена основная мысль текста.

(последний абзац, он же вывод)

Найдите тезис, доказательства.

В тексте много причастных оборотов. Что такое причастный оборот?

(Причастие с зависимыми словами)

Найдите и выпишите из текста причастные обороты с определяемым словом.(у доски по одному ученику выходят и записывают п.о)

Отличие рассуждения от повествования и описания.

По каким признакам можно отличить текст-рассуждение от повествования и описания? (Ответы учеников)

(1) В повествовании говорится о событиях, последовательно сменяющих друг друга. К тексту - повествования можно задать вопрос «Почему?»

Приём фотографирования – 2 и более фото. Строится текст – повествования так: завязка, развитие действия, кульминация, развязка.

2) В описании изображаются предметы, животные, люди, говорится о признаках этих предметов. К тексту – описания можно задать вопрос «какой?» Прим фотографирования – 1 фото. Строится текст - описание так: признак + признак + признак.

3) В рассуждении излагаются причины явлений и событий. Приём фотографирования - фото сделать нельзя. Строение текста: тезис – доказательства – вывод.

Определение типа речи.

Перед вами 3 текста разных типов речи. Определите тип речи каждого из них.

Чтение текстов учителем или подготовленными учениками:

} Текст 1.

И вдруг увидел один солдат наш во время боя на улице маленькую немецкую девочку. Видно, отстала от своих. Осталась бедняга одна-одинёшенька посреди улицы. А деваться ей некуда. Кругом бой идет. Изо всех окон огонь полыхает, бомбы рвутся, дома рушатся. Вот-вот камень задавит, осколком пришибёт. Бросился наш солдат через улицу под самые пули, подхватил на руки немецкую девочку, прикрыл её своим плечом от огня и вынес из боя.

} Текст 2

И построили огромный памятник. Высоко над домами, на зелёном холме стоит богатырь из камня - солдат Советской Армии. В одной руке у него тяжёлый меч, которым он сразил врагов – фашистов, а в другой – маленькая девочка. Прижалась она к широкому плечу советского солдата. Спас её солдат от гибели, уберёг от фашистов всех на свете детей.

} Текст 3

Война – всегда горе! Потому что не может быть войны справедливой. Ведь это всегда несчастье, беда человеческая. Это разорение городов и сел, это горе и слезы, это смерть!

- Во всех трёх текстах говорится о войне, о Великой Отечественной войне 1942-1945 гг. Мы должны помнить о подвиге, который совершил наш народ в те страшные годы. Вечная память всем погибшим в годы этой войны.

Текст 1. К какому типу речи отнесём? Почему? Докажите.

Текст 2. К какому типу речи отнесём? Почему? Докажите.

Текст 3. К какому типу речи отнесём? Почему? Докажите.

Вы сказали, что к описанию можно сделать 1 снимок.

Памятник Советскому солдату стоит в Берлине в Трептов-парке.

Творческая работа.

Поработаем с 3-м текстом-рассуждением. Подберите свои аргументы(3-4 предложения) к тезису 3-его текста (Война-всегда горе!)

©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-11

Функционально-смысловые типы речи — такие типы монологической речи, которым свойственны свои цели и задачи, однотипность содержания, композиции и речевых особенностей. Выделяют следующие типы речи — описание, ,

Описание как функционально-смысловой тип — определение, предмет и цель

Описание — это тип речи, в котором перечисляются постоянные или временные признаки предмета.

Тип речи — описание (определение)

Предмет описания определен изначально и раскрывается через перечисление признаков, постоянных и временных.

Описание статично, действие не развивается, при этом описание может быть дано как в настоящем (что чаще всего и встречается, употребляются глаголы в форме настоящего времени, несовершенного вида), так и в прошедшем и будущем времени (время в этом случае приобретает относительный, обобщенный характер). В описании невозможно сочетание времен глагола.

Цель описания

Цель описания д ать адресату наиболее полное представление о предмете.

Особенности описания

Ведущая часть речи в этом типе — имя существительное, имя прилагательное.

Для описания характерно использование простых предложений,часто с однородными членами предложения.

Принцип построения — параллелизм (однотипность конструкций), интонация — перечисления.

1. Зачин — обозначение объекта (предмета описания), общее представление о предмете;

П. Основная часть — перечисление признаков от более существенных к менее существенным;

Описывая предмет, необходимо обеспечить единство изображения, единство взгляда на предмет и логическую последовательность при его описании.

Определение

Это самый краткий вид описания. Оно заключается в соотнесении понятия с ближайшим родовым понятием (Антонимы — это слова…) и указании на видовые отличия данного понятия или явления (Антонимы — это слова с противоположным значением).

При определении понятия можно использовать пример-иллюстрацию

(Российская экономика — это экономика периода перехода с правостороннего движения на левостороннее. — определение-сравнение; Поэзия — это нечто противоположное прозе. — определение- контраст; «Синий апельсин» — это и есть лексическая несочетаемость — определение- пример).

Объяснение

Это своеобразная трансформация определения и отличается развернутой формой подачи материала.Например,

Соотношение языка и речи можно уподобить соотношению деталей часов и собранным часам. Язык дает материал для строения речи. Так же, как от часовщика зависит, какими будут часы, так и от говорящего зависит, какой будет его речь.

Характеристика

Еще одна разновидность описания. При составлении характеристики необходимо указать только на существенные признаки данного предмета или явления, тогда как при развернутом описании указываются как существенные, так и несущественные признаки (в зависимости от цели автора).

Смотрите нашу презентацию по этой теме:

Характерным недостатком при составлении текста-описания может быть отбор признаков или их неправильный порядок при изложении.

Материалы публикуются с личного разрешения автора — к.ф.н. О.А.Мазневой (см. «Наша библиотека»)

Вам понравилось? Не скрывайте от мира свою радость - поделитесь

Повествование и описание представляют собой разные функционально-смысловые типы речи. В их построении используются приемы, необходимые для конкретных речевых целей: в повествовании это отражение определенной последовательности событий, в которых прослеживается причинно-следственная связь; в описании – определительно-оценочная характеристика объектов, представляющих интерес для участников речевой ситуации.

Определение

Повествование – тип построения речи, который содержит хронологическую последовательность каких-либо событий с детализацией наиболее важных фактов, связанных между собой одной темой.

Описание – тип речи, выполняющий определительную функцию и воссоздающий в словесных образах картины природы и быта, портретные особенности человека, видовые признаки животных, качественную характеристику предметов.

Сравнение

Оба типа речи могут составлять структурное ядро художественного текста. Повествование – основа прозаических произведений эпических жанров: рассказа, повести, романа. Описание тоже может входить в их композицию, но только как отдельный элемент: в качестве лирического отступления, пейзажной зарисовки, портретной характеристики литературного героя, определения места действия или акцента на предметно-вещественных деталях.

Основным способом организации речи описание выступает в поэзии: пейзажной лирике, элегии, лирическом стихотворении.

В повествовании и описании используются разные словесные структуры и стилистические способы оформления текста. Повествованию свойственны логическая последовательность изложения, композиционная четкость, динамизм, поэтому в текстах повествовательного типа построение предложений и выбор выразительных средств подчинены главной цели: убедительно отобразить ход событий, выделить основные из них и показать, как они связаны между собой.

Описание преследует другую цель: не просто назвать признаки объекта изображения, но и вызвать определенное эмоциональное состояние читателя или слушателя. В описании уместно использование определительных характеристик, приемов сравнения или противопоставления, эпитетов, метафор, олицетворения.

В качестве примера можно рассмотреть фрагменты текстов повествовательного типа и описания:

Выводы сайт

  1. Повествование – рассказ о событии. Описание – определение признаков изображаемого.
  2. Повествование – основной композиционный элемент произведений, относящихся к эпическим жанрам. Описание может быть их фрагментом, но чаще встречается в лирических произведениях и поэзии.
  3. Повествование как тип речи отличается логичностью и динамизмом. Важное свойство описания – воздействие на воображение читателя и эмоциональную сферу восприятия.
  4. Структура предложений в тексте повествовательного типа близка к разговорной форме. В описании широко используются поэтические сравнения, эпитеты и метафоры и другие языковые средства художественной выразительности.

Комментарии преподавателя по изучаемому материалу

Типы речи: описание, повествование, рассуждение

На этой странице есть теория, таблицы и примеры по данной теме.

Определения для типов описание, повествование, рассуждение есть на другой странице про типы речи в русском языке .

Все наши высказывания могут быть сведены к трем общим типам речи: описанию, повествованию и рассуждению.

Главная задача автора при описании - указать признаки описываемого. Поэтому к текстам такого типа можно задать вопросы: каков предмет описания? как он выглядит? какие признаки для него характерны? как он функционирует и т. д.

Выделяются несколько основных видов описания: описание предмета, животного или человека, описание места, описание состояния среды и состояния человека.

Приведем примеры разных видов описания.

Описание предмета, животного или человека

1.Окраска опенка осеннего желтовато-серая. Она может быть и грязно-коричневой, а к середине шляпки - более темной. Ножка тонкая, плотная, у шляпки белая, к основанию серая, иногда коричневая.

2.На левой руке продавца сидит крошечный весёлый фокстерьерчик. Он необычайно мал и мил. Глазки его задорно блестят, миниатюрные лапочки находятся в непрерывном движении. Фокстерьер сделан из какой-то белой материи, глаза - из литого стекла (по А. Куприну).

3.Один только человек принадлежал нашему обществу, не будучи военным. Ему было около тридцати пяти лет, и мы за то почитали его стариком. Опытность давала ему перед нами многие преимущества; к тому же его обыкновенная угрюмость, крутой нрав и злой язык имели сильное влияние на молодые наши умы. Какая-то таинственность окружала его судьбу; он казался русским, а носил иностранное имя. Некогда он служил в гусарах, и даже счастливо; никто не знал причины, побудившей его выйти в отставку и поселиться в бедном местечке, где жил он вместе и бедно и расточительно: ходил вечно пешком, в изношенном черном сертуке, а держал открытый стол для всех офицеров нашего полка (А. Пушкин).

Описание места

Деревня Маниловка немногих могла заманить своим местоположением. Дом господский стоял одиночкой на юру, т. е. на возвышении, открытом всем ветрам, каким только вздумается подуть; покатость горы, на которой он стоял, была одета подстриженным дерном. На ней были разбросаны по-английски две-три клумбы с кустами сиреней и желтых акаций; пять-шесть берез небольшими купами кое-где возносили свои мелколистные жиденькие вершины (Н. Гоголь).

Описание состояния (среды или человека)

1.На дворе стоит серое, слезливое утро. Дождевые капли барабанят в окна. Ветер плачет в трубах и воет, как собака, потерявшая хозяина (по А.Чехову).

2.Отчаяние овладело мной. Злоба на самого себя туже и туже скручивала грудь. К злобе на самого себя примешивалась ненависть к проклятой, выматывающей душу тишине (А. Гайдар).

Главная задача автора при повествовании - сообщить о последовательности действий или событий. Поэтому к текстам такого типа можно задать следующие вопросы: какова последовательность действий (событий)? что происходило сначала и что происходило потом?

Приведем примеры повествования.

1.Карло вошёл в каморку, сел на единственный стул и, повертев и так и этак полено, начал ножом вырезать из него куклу. Первым делом он вырезал на полене волосы, потом - лоб, потом - глаза… Сделал кукле подбородок, шею, плечи, туловище, руки… (по А. Толстому).

2.Стакан геркулесовых хлопьев залейте тремя стаканами горячей воды или молока, доведите до кипения. Затем добавьте соль и сахар по вкусу. Варите на слабом огне при помешивании 15-20 минут. Потом добавьте сливочного масла по вкусу.

Рассуждение как тип речи принципиально отличается от описания и повествования. Описание и повествование используются для изображения окружающей действительности, в рассуждении же передается последовательность человеческих мыслей. Главная задача автора при рассуждении - обосновать то или иное выдвигаемое положение (тезис), объяснить причины того или иного явления, события, его сущность. Поэтому к текстам такого типа можно задать следующие вопросы: почему? в чем причина данного явления? что из этого следует? каковы следствия данного явления? что оно значит? Рассуждение обычно состоит из двух частей. В одной части содержится утверждение (тезис), которое нужно доказать, либо вывод, который следует из доказательства. В другой части дается обоснование тезиса: приводятся аргументы (доводы, доказательства) и примеры.

Порядок рассуждения можно представить в следующем виде:

(от тезиса к аргументам).

(от аргументов к выводу).

Приведем примеры рассуждения.

1.Имена двух соперников Руслана - Рогдая и Фарлафа - отнюдь не художественная фантазия молодого Пушкина. Их автор взял, вероятно, из многотомной «Истории государства Российского» Карамзина. Карамзин, описывая богатырские пиры князя Владимира, говорит о знаменитом Рахдае, который, воюя, «расширил пределы государства на западе». Что касается Фарлафа, то это имя Карамзин упоминает, описывая княжение Вещего Олега. Фарлаф был одним из бояр этого князя.

2.Имя Гвидон («Сказка о царе Салтане») явно не русского происхождения. В его звучании угадывается итальянское имя Гвидо. Иноязычное происхождение можно усмотреть и в имени царя Дадона («Сказка о золотом петушке»). Все прояснится, когда мы обратимся к знаменитому рыцарскому роману о подвигах рыцаря БОВО Д"АНТОНА, в котором действуют и «славный король Гвидон» и «король Дадон», ведь именно оттуда, судя по всему, Пушкин взял эти имена.

Обобщим разницу типов речи в следующей таблице.

Основные вопросы, характерные для данного типа речи

Описание

Указать признаки описываемого предмета, лица, места, состояния.

Каков предмет описания?

Как он выглядит?

Какие признаки для него характерны?

Повествование

Сообщить о последовательности действий или событий.

Какова последовательность действий (событий)?

Что происходило сначала и что происходило потом?

Рассуждение

Обосновать то или иное выдвигаемое положение (тезис), объяснить сущность, причины того или иного явления, события.

Почему?

В чем причина данного явления?

Что из этого следует?

Каковы следствия данного явления?

Что оно значит?

В речевой практике разные типы речи часто сочетаются друг с другом, и в этом случае их описывают, отмечая ведущий тип речи и элементы других типов речи (например, «рассуждение с элементами описания»).

В зависимости от содержания того, что мы говорим, нашу речь филологи разделяют на три типа функционально-смысловой речи: рассуждение, описание, повествование. Каждый из них имеет свои отличительные признаки.

В нашей внешней речевой оболочке, в ее уникальном строении многое зависит именно от задачи, которую мы ставим перед собой при изложении мыслей. Одно дело рассказать о чем-либо, совсем другое — описать какой-то предмет или местность, а третье — растолковать, объяснить что-нибудь. Конечно же, в каждом из вышеперечисленных случаев строй будет постоянно меняться. Уже далеко не первый век ученые пытаются развивать великий и могущественный язык матушки Руси. За все эти столетия были выработаны самые экспрессивные способы, схемы для определенных литературных задач, а также разнообразные словесные структуры.

Собственно, из-за этого «из толпы» выделяются такие функционально-смысловые типы речи: описание, повествование, рассуждение. Их в области лингвистики называют функционально-смысловыми типами русской речи.

Лингвисты объясняют выделение всего лишь трех типов тем, что все изучения проводились сугубо для литературно-художественной речи. В том случае, если иметь в виду абсолютно все многообразные тексты, перечень таких функционально-смысловых типов может значительно увеличиться. Так сделал В. В. Одинцов, который добавил к повествованию, рассуждению, описанию также определение (проще говоря, объяснение). Его действия сложно назвать какими-то неправильными или еще что-то в таком духе, ведь он, по сути дела, прав. Но сейчас речь пойдет не об Одинцове, а о функционально-смысловых типах речи.

Описание

Описанием в лингвистике называется функционально-смысловой тип речи, описывающий какое-либо изображение, действие, предмет или внешний вид героя (лицо, глаза и т. д.). Возьмем, к примеру, случай, когда мы описываем портрет. Наше внимание сосредотачивается на следующих признаках: осанка и походка, рост, цвет глаз и волос, возраст, одежда, улыбка и прочее. Описывая помещение, мы указываем его размеры, внешний вид, оформление стен, мебельные особенности, количество дверей и окон, а также много другое. Если мы будем описывать пейзаж, основными признаками будут деревья, трава, реки, небо, озера и так далее. Общим и главным для всех типов описания, о которых подробнее речь зайдет немного позже, является одновременность всех признаков. Важно знать, роль описания, как функционально-смыслового типа речи, заключается в том, чтобы человек, читающий то или иное произведение, смог представить описывающийся в тексте предмет.

Как известно, описание используется во всех речевых стилях русского языка, но не все так просто. В научном стиле описание предмета должно быть предельно полным и конкретным, а вот в художественном тексте акцент делается на ярчайших деталях. Именно из-за этого языковые средства художественного и научного стилей сильно отличаются. В художественном тексте можно встретить не только существительные и прилагательные, но также наречия, глаголы, распространенные сравнения и слова, употребляемые в переносном значении.

Рассуждение

Рассуждение, как функционально-смысловой тип речи, — это словесное разъяснение или изложение, которое подтверждает или опровергает определенную мысль (догадку).

Композиция такого вида функционально-смысловой речи, как рассуждение, очень проста. В первой части текста идет какой-нибудь тезис — определенная мысль, к концу текста которую нужно доказать либо опровергнуть. Во второй части такого текста автор должен обосновать высказанную в первой части мысль, привести аргументы и доказательства, подтверждающиеся некоторыми примерами. В последней (третьей) части текста автор делает вывод и полностью завершает свою мысль.

Тезис такого типа текста должен быть четко доказан (чтобы не возникало каких-либо вопросов), понятно сформулирован, а аргументы и доказательства убедительны, чтоб опровергнуть или доказать выдвинутый ранее тезис. Тезис и его аргументы связываются как логически, так и грамматически. Для правильной грамматической связи между доказательством (аргументов) и главным тезисом чаще всего авторы используют вводные слова: наконец, следовательно, во-первых, во-вторых, в-третьих, таким образом и другие. В тексте-рассуждении частенько используются предложения, содержащие следующие союзы: несмотря на то что, хотя, однако, так как и другие.

Повествование

Повествование — функционально-смысловой тип речи, рассказ или сообщение о том или ином событии со всеми временными последовательностями. Повествование имеет свою особенность, которая заключается в том, что каждое следующие событие следует из предыдущего. Все повествовательные тексты (рассказы) объединены общей схемой: начало определенного события (проще говоря, завязка рассказа), развитие сюжета, концовка (развязка). Уникальность повествования в том, что оно может вестись как от первого, так и от третьего лица.

Чаще всего в повествовательных текстах автор употребляет разнообразные глаголы совершенного вида в прошедшем времени. Однако, для того чтобы придать тексту выразительности, вместе с теми глаголами употребляются другие. Глагол несовершенного вида также в прошедшем времени позволяет автору сделать выделение одного определенного действия, при этом обозначая его точную длительность. Глаголы в форме настоящего времени дают возможность представить все действия рассказа в виде, что все происходит в действительности (прямо на глазах у читателя). Формы глаголов с частицей "как" предают тексту особенной неожиданности определенного момента. Повествование, как функционально-смысловой тип речи, чаще всего используется в таких жанрах, как письма и воспоминания.

Примеры описания

Чтобы полностью понять, что такое описание, узнать, как распознать его в тексте, нужны примеры, которые мы сейчас приведем. Пример номер 1 (описание усадьбы):

«Кочановская усадьба расположена на реке, напротив небольшой деревни. Усадебка совершенно небогата, скорее, даже бедна — здание крыто щепой, ворота соединяют дом с несколькими флигелями. Кухня находится слева; сарай, рига и коровник — справа. Самое большое окошко выходит к реке, однако речку не видно. Рядом с домиком растут красивые деревья и кусты…»

Стоит отметить, что описание также может в себя включать последовательность так называемых эллиптических и номинативных конструкций. Это создает столь популярный в последнее время номинативный стиль подачи текста, в котором ярче всего представлены разнообразные сцены из кино, драматических произведений и записей, имеющих схожесть с дневником. В качестве примера можно привести следующий текст:

«Огромная комната, угол здания; здесь проживала наша героиня больше десяти лет, а сейчас проводит в этом месте большую часть своего дня. Немаленький стол для работы, перед ним находится легонькое креслице с невероятно жестким сидением. Очень большой шкаф, яркая карта и еще какой-то портрет находятся в левой части комнаты…»

Виды описания

Как уже было сказано выше, описание используется при подробном рассказе о каком-либо явлении, портрете, при необходимости дать определенную характеристику, чтобы показать целостный образ того или иного героя. Как вы уже знаете, функционально-смысловые типы речи (описание, рассуждение и повествование) являются неотъемлемой частью русского языка, а сейчас подробнее о видах типа речи описания.

Во всех текстах данного типа почти всегда авторы представляют читателям статичные картины, складывающиеся в нашей голове по небольшим кусочкам. Автор всегда перечисляет предметы, их некоторые признаки, подробное описание, за счет чего мы представляем ту или иную ситуацию (картину, пейзаж и прочее) в своей голове во время прочтения. Если немного подумать, можно понять, что в каждом следующем предложении текста уточняются некоторые признаки того, о чем речь шла в предыдущем — это, кстати, основной признак текста-описания. При их написании нужно строго придерживаться следующей структуры:

  1. Введение (первое впечатление).
  2. Описание всех деталей вокруг.
  3. Заключение (оценка событиям, конечный вывод).

Уже не первый год существует несколько конкретных видов текста-описания:

  • описание окружающей природы;
  • обстановки;
  • описание, характеризующее личность определенного человека;
  • портретное описание.

Такой тип используется в самых разных сферах нашей жизни, а его параметры зависят от точки зрения самого автора или же рассказчика, стиля написания, жанра текста и многого другого.

Пример рассуждения

Рассуждение, как функционально-смысловой тип речи в русском языке, играет не самую последнюю роль в столь популярном коммуникативно-познавательном процессе. Тип речи, о котором сейчас идет речь, является чистым выведением новейшего знания, а также попросту демонстрирует как авторский ход мыслей, так и путь решения появившейся проблемы. Если обратить свое внимание на структуру таковых текстов, можно понять, что рассказ является своего рода цепью последовательно связанных между собой предложений. Пример:

«Под влиянием разнообразных электромагнитных волн атом может перейти в уменьшенное энергетическое состояние или наоборот, причем вероятность того или другого исхода равна. Во втором случае сами магнитные волны начнут ослабляться, а в первой ситуации — усиливаться. В том случае, когда так называемый парамагнетик располагается в теплом равновесии, атомные частицы потихоньку начинают распределяться по определенным подуровням. Это происходит в соответствии с известнейшим в мире законом Больцмана. Из всего вышесказанного следует, что число атомных единиц, которые находятся там в меньшем количестве энергии, попросту значительно превышает количество тех атомов, которые имеют больше энергии».

Пример повествования

Повествовательные тексты раскрывают определенные события, которые связаны друг с другом. Предложения в повествовательных текстах повествуют о том или ином действии, явлении, мероприятии и прочем, но никак не описывают происходящее. Например:

«В Московской области не так давно стартовала специальная межведомственная операция, называющаяся «Помоги ребенку». По построенным планам можно понять, что создатели (организаторы) хотят оказать помощь детям, которые не могут получить свидетельство или паспорт граждана Российской Федерации. Помимо этого, специалисты из областей всего государства с большим удовольствием согласились помочь получить необходимые документы родителям детей…»

Если говорить кратко, то повествование считается конкретным рассказом о чем-то — это своего рода новость, представляемая в журнале или книге.

Немаловажно отметить то, что повествование считается основной (главной) частью всего текста. Многие философы утверждают, что повествование в литературе играет самую главную роль, повествование — душа всей русской литература. Писателем считается только тот человек, который способен захватывающе и интересно подать материал читателю, а при помощи повествовательного наклонения сделать это можно намного лучше.

В повествовательных текстах всегда точно указывается дата происходящего, а иногда еще и время, благодаря чему читать такие тексты намного интереснее, ведь кажется, что все именно так и происходило, как рассказывается в книге.

Триединство

Взяв совершенно любое произведение, а затем пролистав несколько десятков страниц, вы встретите всего три на данный момент известных типа русской речи. Особенно это касается романов. Никто не сможет написать такое произведение без таких функционально-смысловых типов речи, как повествование, рассуждение и, конечно же, описание. Так или иначе, в одной из своих форм каждый тип встречается в любом тексте. Однако некоторые авторы пытаются написать какое-либо произведение, используя только один функционально-смысловой тип речи, что у них, конечно, все-таки иногда получается, но текст читать в таком духе просто невозможно. Даже если подумать, кто захочет читать 200 страниц рассказа, в котором нет никакого смысла, а речь идет о каком-нибудь здании. Автор описывает одно здание на 200 страницах — это ужасно нудно. Такое захотят прочитать единицы, потому что большинство читателей любят динамичные рассказы с элементами описания героев, с определенными подозрениями, догадками, которые раскрываются только в конце произведения.

Произведения, основываясь лишь на описании, с легкостью можно назвать «буклетами», которые выдают на каждом углу вашего городка. Построить интересный и интригующий текст на описании чего-нибудь просто невозможно, а если что-то и получится, то это вряд ли кому-то понравится. Поэтому функционально-смысловые типы речи выделяются в русском литературном языке. Какие именно, мы рассмотрели в статье.

Функционально-смысловые типы речи - описание, повествование, рассуждение - используют авторы при написании произведений. Некоторые творцы считают описание самым «неудобным», ведь создать шедевр, используя только его, невозможно. А вот, например, написать интересный текст о чем-либо в стиле повествования или рассуждения можно, да и вполне вероятно, что многим это понравится. Функционально-смысловые типы речи выделяют по определенным критериям, речь о которых шла в статье.

Если вы все-таки хотите прочитать произведение в каком-то определенном стиле, вам этого запретить никто не может, но лучше не тратить на это время, а найти текст, в котором автор использовал все три типа речи, вот такое произведение действительно вам понравится.

Вывод

Стоит отметить, что проблема русского языка, которая была затронута в статье, имеет огромнейшее значение в жизни людей, разговаривающих на своем родном языке. Многие вообще не знают, что такое функционально-смысловые типы речи, а ведь это основа русского языка.

А теперь поговорим немного подробнее о развитии личности человека. Любой процесс, в том числе и развития личности человека, развитие умения общаться с другими людьми, попросту невозможен, когда человек не знает стили и функционально-смысловые типы речи. Если люди не умеют анализировать прочитанное, не могут определить тип того или иного текста, то о каком тогда развитии человечества может идти речь? Каждый должен уметь писать тексты, используя все три типа речи: описание, повествование и рассуждение.

Ну а теперь можно повторить, что функционально-смысловые типы монологической речи, выражающиеся некоторыми языковыми средствами, делятся на три вида: описание, повествование и рассуждение. Подробную информацию о каждом из видов вы можете найти в данной статье.

Выше были перечислены функционально-смысловые типы речи и их примеры, а также виды, на которые они подразделяются.

Любовь