Ар предоставление мест размещения нестационарных торговых точек. Размещение нестационарных торговых объектов

Размещение нестационарных торговых объектов
Предприниматели, занимающиеся малым бизнесом, часто используют нестационарные торговые объекты. Под такими торговыми объектами понимаются мобильные торговые конструкции, которые временно размещаются на определенном земельном участке без прикрепления к нему. Обычно они не подключаются к инженерно-техническим сетям. НА первый взгляд может показаться, что оформление и размещение такого объекта не составляет никакого труда. Но на практике все оказывается гораздо труднее, так как сейчас действуют жесткие требования для получения разрешения на данный вид торговли. Особого труда стоит получение разрешения на размещение объекта в помещении или на земельном участке, принадлежащем государству. Нестационарный торговый объект обязательно должен быть внесен в схему размещения. Она разрабатывается городскими властями на определенный период времени, а после его истечения подлежит повторному рассмотрению.
Размещение нестационарных торговых объектов осуществляется согласно Федеральному закону от 28.12.2009 №381 – ФЗ «Об основах регулирования торговой деятельности в Российской Федерации». Если НТО планируется разместить на земельном участке, принадлежащем частному лицу, то порядок его размещения и эксплуатации согласовывается с владельцем стационарного объекта, на территории которого планируется ведение деятельности НТО.
В случае размещения нестационарного торгового объекта на земельных участках, в помещениях, которые находятся в муниципальной или государственной собственности, процесс должен осуществляться согласно схеме размещения, в целях наиболее рационального обеспечения жителей торговыми площадями и устойчивого развития города.
Проблемы у бизнесмена возникают именно во втором случае, поэтому ему придется пройти два этапа по оформлению НТО.
Первый этап оформления состоит в том, что НТО включается в схему размещения. Местные власти ответственны за ее создание. Перечислим, какие документы необходимы для включения в данную схему:
- для юридических лиц – устав, свидетельство о государственной регистрации
- для физических лиц предпринимательства – свидетельство о государственной регистрации лица, как индивидуального предпринимателя
- свидетельство о взятии на учет в налоговой, а также справка о выдаче ИНН
- проект, описывающий нестационарный торговый объект
Если Ваш НТО внесен в схему размещения, то вторым этапом является получение разрешительных документов, в которой прописан срок эксплуатации объекта, а также прочие индивидуальные условия.
Основной вопрос, который возникает в процессе получения разрешения, кто должен поднимать вопрос о включении НТО в схему размещения. Причиной этого является отсутствие ответа на данный вопрос в законодательстве, а также отсутствие судебных прецедентов. Городские власти утверждают, что внесение НТО в схему размещения – это только их прерогатива и собственники не имеют никакого отношения к данному вопросу. Это идет вразрез с политикой государства по содействию малому и среднему бизнесу, так как не обеспечивает благоприятных условий для их деятельности и не способствует реализации товаров и услуг. То есть, государство заботится о малом и среднем бизнесе, не учитывая их мнение.
Еще одной проблемой для владельца НТО является отсутствие уверенности в завтрашнем дне, а точнее в том, что после пересмотра схемы размещения он сможет продолжить заниматься своей деятельностью на том же месте, так как у них нет права приоритетного размещения на новый срок.
Законодательство не обязует органы власти включать существующие НТО в схемы, а лишь гарантирует им право на ведение деятельности до истечения срока предоставления земли под их размещение.
Если Вам все-таки удалось разместить торговую точку, то она обязана соответствовать определенным требованиям и нормам. Во-первых, все реализуемые товары и услуги должны быть соответствующего качества.
На объекте мелкорозничной торговли должна висеть вывеска с фирменным названием, местом размещения (юридическим адресом), а также графиком работы.
НТО должны отвечать противопожарным, санитарным, природоохранным и прочим нормам. Также владелец НТО должен обеспечить соответствующие условия труда для работников.
В случае завершения деятельности НТО по окончании разрешения на размещение НТО демонтаж и вывоз оборудования осуществляется предпринимателем за его счет.
Подытоживая, можно сказать, что органам власти следует установить четкую процедуру получения разрешения на размещение торговой точки и гарантировать предпринимателю факт получения разрешения, после окончания срока текущего.

Борьба государства с незаконной деятельностью предпринимателей, владеющих нестационарными торговыми объектами, привела к тому, что сейчас уничтожается целый пласт малого бизнеса. Но нельзя вешать один ярлык на всех - далеко не все работают в антисанитарных условиях.

Добропорядочных предпринимателей, которые занимаются торговлей через нестационарные объекты , намного больше. Многие из пострадавших десятки лет инвестируют в развитие своего дела, ухаживают за территорией, оказывают содействие управам в облагораживании районов. И сейчас их лишают всего! В своей статье я расскажу о том, с какими проблемами сталкиваются и еще столкнутся в будущем владельцы киосков, ларьков и прочих нестационарных объектов.

Временные сооружения

Правила размещения объектов нестационарной торговли на всей территории нашей страны устанавливает Федеральный закон РФ от 28.12.2009 №381 «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации». В нем дано четкое определение, какие именно объекты являются нестационарными. Это временные сооружения и конструкции, не связанные прочно с земельным участком вне зависимости от присоединения или неприсоединения к сетям инженерно-технического обеспечения.

Лучшая статья месяца

Мы подготовили статью, которая:

✩покажет, как программы слежения помогают защитить компанию от краж;

✩подскажет, чем на самом деле занимаются менеджеры в рабочее время;

✩объяснит, как организовать слежку за сотрудниками, чтобы не нарушить закон.

С помощью предложенных инструментов, Вы сможете контролировать менеджеров без снижения мотивации.

Нестационарные торговые объекты подразделяются на:

  • временные сооружения: павильоны, киоски;
  • временные конструкции: летние кафе, палатки, лотки, контейнеры;
  • передвижные сооружения: автомагазины, автолавки, автоприцепы.

Источник: информация любезно предоставлена Александрой Фомичевой, адвокатом частной практики, Санкт-Петербург

  • Как увеличить прибыль за счет организации выездной торговли

В закрытом доступе

Проблемы предпринимателей в первую очередь связаны с принятием постановления правительства Москвы от 03.02.2011 №26-ПП «О размещении нестационарных торговых объектов, расположенных в городе Москве на земельных участках, в зданиях, строениях и сооружениях, находящихся в государственной собственности». Согласно этому документу, установить нестационарный торговый объект теперь можно, только выиграв аукцион (подробнее о постановлении и правилах размещения нестационарных торговых объектов см. «Правила размещения» и «Схема включения»). Лишь так предприниматель может купить объект, затем установить его, подключить к коммуникациям, получить все разрешительные документы и приступить к работе.

  • Изначально эти аукционы позиционировались как полностью прозрачные, доступные для всех желающих. Еще до начала их проведения в открытом доступе должна была выкладываться информация о том, где и когда какие объекты будут разыгрываться, а по итогам - кто выиграл аукцион и кто и на каких условиях заключил договор.
  • В жизни все вышло иначе: найти информацию очень сложно, а списки победителей тщательно скрываются, хотя должны публиковаться сразу после проведения. Закрыта информация и о суммах итоговых договоров. Абсолютно естественно, что именно это интересует и предпринимателей, которые хотят попробовать бороться за свои места в дальнейшем, и общественные организации.

Правила размещения

Основной документ, регулирующий на данный момент правила размещения нестационарных торговых объектов, - постановление правительства Москвы от 03.02.2011 №26-ПП «О размещении нестационарных торговых объектов, расположенных в городе Москве на земельных участках, в зданиях, строениях и сооружениях, находящихся в государственной собственности». Суть его в следующем.

  • В соответствии с постановлением разрабатывается схема размещения мест нестационарной торговли.
  • Затем органы исполнительной власти и префектура должны разместить информацию на своих сайтах и дать объявление о проведении открытых аукционов, на которых можно приобрести право на размещение нестационарного торгового объекта.
  • Все желающие подают заявки.
  • Победитель получает благоустроенную силами префектуры асфальтированную площадку с возможностью подключения к электросетям.
  • Сумму, заявленную на аукционе, победитель обязан выплатить полностью в течение трех последующих лет.
  • С выходом 26-ПП все объекты, установленные согласно предыдущим законам и правилам, были признаны незаконными.
  • В одностороннем порядке были расторгнуты существующие земельные договоры, аннулированы все предыдущие разрешения. То есть все павильоны, установленные ранее в законном порядке, было решено снести. Их владельцам теперь приходится судиться и требовать возвращения их же собственности.
  • С некоторых пор в 26-ПП появился пункт, утверждающий, что все объекты, размещенные до его принятия и разработки новых схем размещения и имеющие действующие земельные договоры, вправе остаться на прежнем месте. Но это правило внесено в закон недавно и пока не вступило в силу, а тысячи объектов уже снесены или вывезены на штрафные стоянки.

Источник: информация любезно предоставлена Татьяной Родичевой, руководителем комиссии по мелкорозничной торговле московского отделения «Опоры России», Москва

  • Управление продажами в розничной торговле: 6 приемов для практики

Схема включения

Согласно ФЗ №381 основные правила размещения нестационарных торговых объектов следующие:

  • размещение нестационарных торговых объектов осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов;
  • порядок включения в схему размещения устанавливается правительством Российской Федерации;
  • схема размещения разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления (стоит отметить, что в схеме размещения не менее 60 % объектов должно быть отдано субъектам малого и среднего предпринимательства);
  • схема размещения и вносимые в нее изменения должны быть опубликованы, а также размещены на официальных сайтах органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации и органа местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети интернет.

Источник : информация любезно предоставлена Александрой Фомичевой, адвокатом частной практики, Санкт-Петербург

Торговля через нестационарные объекты не по правилам

На данный момент на аукционах было разыграно несколько тысяч киосков, павильонов и прочих нестационарных объектов. Проходили торги следующим образом.

  • Предпринимателям предлагали заплатить остальным участникам, чтобы те отказались от борьбы и сделали лишь несколько номинальных ставок. В случае их согласия разыгрываемые места уходили с аукциона всего за 10–15 тыс. руб.
  • Владельцами этих объектов становились около десятка фирм, зарегистрированных в офшорных зонах. Все эти фирмы - крупные игроки на рынке недвижимости. Это вопиющим образом нарушает антимонопольное законодательство!
  • Для прочих желающих приобрести нестационарный объект финальные ставки превышали сумму в 1 млн руб. Одна из наших предпринимательниц участвовала в аукционе и «сошла с дистанции», когда сумма достигла 1,7 млн руб. А кроме этого, еще 500–700 тыс. руб. надо потратить на возведение объекта и получение всей разрешительной документации. Таким образом, чтобы открыть палатку или киоск, предпринимателю надо инвестировать в бизнес 3–3,5 млн. руб. Это абсолютно неподъемная для мелкой розницы сумма!

Вынужденная субаренда

Киоски, выкупленные на торгах крупными фирмами, затем сдаются в субаренду. И предприниматели, которые всегда были прямыми арендаторами, вынуждены заключать договоры с третьими лицами, идти на дополнительные риски и значительно переплачивать.

Сейчас в субаренде находится около 95 % объектов. Проведение аукционов приостановлено, поскольку они оказались еще более коррупционными, чем конкурсы, которые организовывались до выхода 26-ПП.

Столичный департамент торговли и услуг предлагает внести изменения в №26-ПП ради того, чтобы было легче получить разрешение на размещение нестационарного объекта. В частности, власти предлагают заняться размещением нестационарных объектов саморегулирующимся общественным организациям, которые могли бы контролировать деятельность предпринимателей.

Чистка по закону

Чем закончится эпопея с организацией аукционов, неизвестно. А тем временем не далее как 2 ноября этого года было подписано постановление правительства Москвы 614-ПП «Об утверждении положения о взаимодействии органов исполнительной власти города Москвы при организации работы по освобождению земельных участков от незаконно размещенных на них объектов, не являющихся объектами капитального строительства, в том числе осуществлению демонтажа и (или) перемещения таких объектов». Согласно этому документу, 2 593 нестационарных объекта будут снесены.

И это не те незаконные объекты, о которых говорил мэр! В результате около 20 тыс. человек в столице окажутся безработными. Также нельзя забывать о поставщиках, которые обеспечивали киоски продукцией. Таким образом, малый бизнес уничтожается сразу в нескольких направлениях.

Постановление 614-ПП наделяет представителей управ полномочиями судебных приставов. Теперь управа может выдавать уведомления о переносе павильона в короткий срок на штрафную стоянку, которая обойдется предпринимателю в 3 000 руб. в сутки за место. Подразумевается, что объект будет находиться там до окончательного судебного разбирательства.

Это полностью противоречит нескольким статьям конституции, в том числе Приказу президента от 1993 года «О свободе торговли на территории Российской Федерации», а также федеральному законодательству, в частности закону от 28.12.2009 №381-ФЗ.

Как отстоять свои права

В сложившейся ситуации также есть коррупционная составляющая, поскольку вместо этих магазинчиков в ближайшем будущем на остановках появятся вендинговые автоматы. И конечно, никто не предлагает предпринимателям, которые раньше занимались торговой деятельностью на остановках, приобрести автоматы и переориентировать бизнес. Им не предоставляют альтернативы.

Наша организация подготовила и отправила обращение к президенту и мэру Москвы, в котором мы обращаем их внимание на состояние мелкорозничной торговли (ознакомиться с текстом письма вы можете на нашем сайте http://drprf.ru). Предприниматели готовы выполнить все требования мэрии:

  • вынести павильоны из красной зоны;
  • обновить их;
  • убрать из ассортимента алкоголь и сигареты.

Они хотят только заниматься своим делом. Для грамотного решения проблемы требуется индивидуальный подход, а не массовый снос объектов, которые, что немаловажно, находятся в частной собственности.

Но пока все наши попытки донести до властей информацию о незаконности сложившейся ситуации заканчиваются лишь обвинениями в наш адрес. Мы не против подчинения закону. Но мы хотим, чтобы законы честно выполнялись и давали людям возможность работать.

В некоторых городах Липецкой и Иркутской областей предприниматели добились разрешения остаться на своих прежних местах. Это показывает, что бороться можно и нужно. Если предприниматели сейчас объединятся, у них будет больше возможностей отстоять свои права.

  • Методы стимулирования продаж: какие программы лояльности эффективны

Мнение эксперта

Екатерина Гунбина,

владелица ИП Гунбина, Москва

В 2003 году мы с мужем решили заняться новым бизнесом. Приобрели павильон и открыли зоомагазин. Я узнала правила оформления, получила все разрешительные документы, встала на учет в налоговые органы. Так мы начали развивать свое дело. Ни у меня, ни у мужа нет профильного образования, поэтому всему учились на собственных ошибках, что-то давалось с трудом, разбирались постепенно со всеми вопросами. Бизнес развивался, уже в 2004 году открыли второй магазин.

В новом статусе

С 2003 года мои павильоны законно стояли на своих местах: был договор аренды земли и договор с Мосэнергосбытом. Сейчас нас называют «незаконными ларечниками», но таковыми мы стали совсем недавно. Масштабная компания мэра по сносу торгово-остановочных павильонов объясняется тем, что мы стоим в улично-дорожной сети (УДС - так называемых красных линиях) и мешаем транспортному потоку. Но наши наблюдения показали, что новые павильоны благополучно размещаются в этой самой УДС, и почему-то они никому не мешают! Хочу заметить, что установка остановочных торговых модулей была в свое время инициирована правительством Москвы.

С выходом 26-ПП, в соответствии с которым все нестационарные торговые объекты должны размещаться согласно схеме, разработанной Департаментом торговли, с нами в одностороннем порядке расторгли договор на землю. В такой же ситуации оказались более 7 тыс. торговых объектов Москвы. В некоторых регионах органы местной власти решили эту проблему по-своему: приняли новое постановление с учетом предыдущих законов. Тем, у кого были договоры и разрешительные документы, предлагались компенсационные места. Но московские власти не снизошли до такого. Все мы вне закона! Нас всех обязывают убрать павильоны до 1 января. Это масштабный снос предпринимательской собственности без решения суда!

У меня, кроме зоомагазина, есть павильон бытовых услуг. Это социально значимый объект, и управа должна оказывать поддержку этому направлению. Я писала заявление о том, что обязуюсь предоставлять социальные льготы некоторым группам граждан, например, бесплатно ремонтировать обувь пенсионерам. Но управе это не принесет прибыли, поэтому мое предложение осталось без внимания.

А одним из самых возмутительных решений стало принятие 614-ПП, в соответствии с которым главам управ и префектурам предоставляется возможность сносить объекты без решения арбитражного суда. Теперь они могут в любой момент демонтировать мой собственный павильон и перевезти его на штрафную стоянку, за которую я должна буду дополнительно платить.

Страшно то, что коррупция остается. На наших местах будут стоять те, кто заплатит префектуре в обход закона.

Дела судебные

О владельцах нестационарных объектов говорят, что они стоят на своих местах незаконно и еще и оспаривают решения городских властей. Но разве тот, кто ведет незаконную предпринимательскую деятельность, пойдет в суд? Я пошла и буду судиться до последнего. И правда на моей стороне: есть все документы, все разрешения, честно все эти годы платила налоги.

Я приобретала павильон у фирмы по договору купли-продажи. Но меня как собственника даже не привлекали к суду! В обход меня суд принял решение обязать фирму, на которую был оформлен договор на землю, снести мой павильон. Я убеждала их, что это незаконно, поскольку только собственник по решению суда может снести свой объект. Просила не поблажек, а принятия законного решения. Я понимаю, чем руководствуется правительство, облагораживая город, и я готова заменить павильон, отодвинуть его, но я не хочу, чтобы у меня отняли мой бизнес, в который я вложила столько сил и которому отдала несколько лет своей жизни.

Сейчас много говорят о поддержке малого бизнеса, на самом же деле складывается очень неблагоприятная для предпринимателей ситуация. Я считаю, что происходящее сейчас - это убийство среднего класса. А ведь большинство индивидуальных предпринимателей честно работают и всего лишь хотят ни от кого не зависеть. Но я уверена, что нам надо продолжать бороться за то, что мы честно заработали. Мы проводим пикеты, пишем обращения. Многие, к сожалению, отчаялись. И я лучше, чем кто-либо, их понимаю, потому что точно так же лишилась своего бизнеса, который последние годы был очень важной частью моей жизни. Я практически разорена.

  • Как прописать арендные каникулы в договоре и сэкономить бюджет на аренду

Татьяна Родичева,

руководитель комиссии по мелкорозничной торговле московского отделения «Опоры России», Москва

Каждый регион издает свой законодательный акт о размещении нестационарных торговых объектов в соответствии с федеральными законами от 28.12.2009 №381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации», от 29.09.2010 №772 «Об утверждении правил включения нестационарных торговых объектов, расположенных на земельных участках, в зданиях, строениях и сооружениях, находящихся в государственной собственности, в схему размещения нестационарных торговых объектов», в связи с чем выпускаемые нормативные акты практически аналогичны и дальнейшие изменения, принимаемые в Москве, почти всегда сказываются на работе законодателей по всей стране.

Основные нарушения

Постановление правительства Москвы №26-ПП от 03.02.2011 «О размещении нестационарных торговых объектов, расположенных в городе Москве на земельных участках, в зданиях, строениях и сооружениях, находящихся в государственной собственности» отражало изначальный замысел законодателей, в том числе:

  • оптимальное размещение нестационарных торговых объектов;
  • улучшение архитектурного облика города;
  • создание благоприятных условий для обеспечения жителей услугами общественного питания, торговли и бытового обслуживания населения;
  • повышение культуры обслуживания населения;
  • обеспечение защиты прав потребителей;
  • улучшение санитарного состояния.

Однако при формировании схем размещения и проведении аукционов возникли проблемы, которые требуют скорейшего решения.

Большая часть торгов, прошедших в конце 2011 года, выявила основные нарушения.

Появилось несколько фирм, победивших в большей части аукционов в административных округах Москвы. Несомненно, это отрицает вероятность честных торгов и ведет к монополизации рынка, что является нарушением антимонопольного законодательства. В этом должна разбираться Федеральная антимонопольная служба.

О нарушениях при проведении аукциона часто свидетельствует финишная цена торгов. Там, где аукцион проходит по правилам, почти все предприниматели выходят на получение права на размещение нестационарного объекта по рыночной цене. В среднем, если говорить об объектах со специализацией «бакалея», «гастрономия», «общественное питание», «овощи-фрукты», «цветы», (именно эти объекты уходили по максимальной цене), то они обошлись предпринимателям в среднем в 1–1,5 млн руб. за трехлетний период. Итоговая сумма варьировалась в зависимости от места размещения объекта. Но там, где аукционы проходили с нарушениями, аналогичные места уходили с торгов при цене от 5 до 50 тыс. руб. за три года размещения торгового объекта, что, естественно, говорит об отсутствии равных возможностей для всех желающих и признаках сговора при проведении аукционов. В результате итоговая цена оплаты по договору на размещение торговых объектов многократно занижена, бюджет города недополучил значительную часть запланированных к поступлению денежных средств.

Вселяет некоторую надежду на улучшение ситуации принятие изменений вышеупомянутого постановления.

Если раньше открытые аукционы проводились в обычном порядке, то теперь, согласно внесенным изменениям, аукционы должны проводиться в электронном виде. При проведении электронных торгов легче соблюсти предписанный порядок и избежать нарушений, что позволяет сделать отношения между продавцом и покупателем более прозрачными.

Кроме того, существенное изменение было внесено в сентябре этого года: теперь предложения о внесении изменений в схему размещения могут вносить различные ассоциации, союзы, некоммерческие организации, депутаты муниципальных округов. Это предоставляет больше возможностей для размещения именно тех объектов, которые нужны жителям конкретных районов.

Секреты взаимодействия

Наибольшие возражения вызывает принятие постановления правительства Москвы от 02.11.2012 №614-ПП «Об утверждении положения о взаимодействии органов исполнительной власти города Москвы при организации работы по освобождению земельных участков от незаконно размещенных на них объектов, не являющихся объектами капитального строительства, в том числе осуществлению демонтажа и (или) перемещения таких объектов».

Оно наделяет префектуры полномочиями на демонтаж и перемещение нестационарных торговых объектов без согласия собственников в отсутствие решения суда, что незаконно и противоречит конституционным нормам, федеральному законодательству и подтверждается имеющейся арбитражной практикой.

«Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда» (ст. 35 Конституции РФ). Упомянутым постановлением органы исполнительной власти Москвы наделены полномочиями демонтировать и перемещать собственность, им не принадлежащую, и без судебного решения. При этом ответственности за сохранность имущества они не несут. Более того, указанным постановлением предложено в договорах на размещение нестационарных объектов предусматривать условие, согласно которому орган исполнительной власти, осуществляющий демонтаж или перемещение, «не несет ответственности за состояние и сохранность товаров, оборудования или иного имущества, находящегося в объекте, при его демонтаже и (или) перемещении…».

К этому постановлению есть приложение, в котором перечислено более двух тысяч объектов, которые уже признаны незаконными и подлежат демонтажу. Перечень их очень обширен, но не содержит никакой конкретной информации о том, кем и на основании чего они признаны незаконными.

Конечно, это постановление будет оспорено, но, пока будет длиться судебное разбирательство, могут пострадать еще тысячи объектов, принадлежащие субъектам малого предпринимательства.

  • Как открыть свою мини-пекарню с рентабельностью 25–30 %

Мнение эксперта

Александра Фомичева,

адвокат частной практики, Санкт-Петербург

Правила включения нестационарных торговых объектов в схему размещения разработаны Правительством РФ (постановление от 29.09.2010 №772). Но органы местного самоуправления могут выбирать форму включения этих объектов в схему размещения. В предыдущие годы включение проводилось на конкурсной основе, теперь же - на основании результатов аукционов.

Важно отметить, что формирование новой схемы размещения и внесение в нее каких-либо изменений не является основанием для изменения мест размещения нестационарных торговых объектов, утвержденных ранее.

Как подать заявление

Предприниматель, желающий разместить нестационарный торговый объект, должен подать в уполномоченный орган местного самоуправления, осуществляющий управление в сфере торговли, заявление с приложением к нему следующих документов (список может варьироваться в зависимости от требований в каждом конкретном регионе):

  • устав, свидетельство о государственной регистрации - для юридических лиц;
  • свидетельство о государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя - для индивидуальных предпринимателей;
  • справки об отсутствии задолженности по начисленным налогам, сборам и иным обязательным платежам в бюджеты любого уровня за прошедший календарный год;
  • свидетельство о постановке на учет в налоговом органе и присвоении идентификационного номера налогоплательщика;
  • список работников, привлекаемых к обслуживанию в мелкорозничной торговле, с указанием образования и квалификации, информации о прохождении медосмотра.

Обязательный пакет документов

Размещение и планировка объектов, их техническая оснащенность должны отвечать санитарным, противопожарным, экологическим и другим нормам и правилам, условиям приема, хранения и реализации товаров, а также обеспечивать условия труда и правила личной гигиены работников.

На каждом объекте в течение всего времени работы должны находиться и предъявляться по требованию органов государственного контроля (надзора) следующие документы:

  • разрешение на размещение нестационарного объекта мелкорозничной сети (для нестационарных объектов мелкорозничной сети), которое должно находиться на доступном для покупателей месте;
  • лицензия на право осуществления деятельности (в случае, предусмотренном законодательством);
  • документы, указывающие источник поступления и подтверждающие качество и безопасность реализуемой продукции (договоры, контракты на поставку пищевых продуктов, сертификаты соответствия, декларации о соответствии, качественные удостоверения, ветеринарные свидетельства, санитарно-эпидемиологические заключения);
  • договор на поставку воды и вывоз стоков (при отсутствии централизованного водоснабжения и централизованной системы канализации), график дезинфекции емкостей для хранения питьевой воды;
  • заверенная копия документа о регистрации контрольно-кассовой техники (кроме случаев, когда в соответствии с федеральным законодательством контрольно-кассовая техника не применяется);
  • текст федерального закона «О защите прав потребителей»;
  • книга отзывов и предложений, прошитая, пронумерованная и заверенная руководителем юридического лица или индивидуальным предпринимателем;
  • журнал учета мероприятий по контролю;
  • договоры на вывоз твердых бытовых отходов, утилизацию бактерицидных ламп, санитарную обработку спецодежды.

Информация о компаниях

ИП Гунбина. Год создания: 2003. Количество магазинов: 3 нестационарных павильона. Площадь: 18 м 2 и 4 м 2 (остановочная часть). Штат: 8 человек. Оборот и прибыль: не раскрываются

«Опора России ». Год создания: 2002. Цели: содействие консолидации предпринимателей и иных граждан для участия в формировании благоприятных политических, экономических, правовых и иных условий развития предпринимательской деятельности в Российской Федерации, обеспечивающих эффективное развитие экономики. Структура: в составе организации действует 81 региональное отделение на территории от Калининграда до Камчатки, которое защищает права предпринимателей на местах и объединяет более 370 тыс. человек, создающих свыше 5 млн рабочих мест.

Юридический кабинет Александры Фомичевой. Год создания: 2006. Услуги: юридическая помощь малому бизнесу.

Разрешение на торговлю подразумевает, что деятельность по продаже товаров согласована с органами государственной власти. Но вот получать данное разрешение не всегда обязательно. Когда же оно требуется и куда нужно за ним обращаться - вот о чем пойдет речь в статье.

Уведомление о начале деятельности

Чтобы начать свое дело в торговой сфере, не всегда обязательно получать разрешение на торговлю от государства. Только отдельные виды деятельности подлежат лицензированию, и они указаны в законе. Но в некоторых случаях все же необходимо уведомить соответствующий госорган о своем открытии. Такое требование выставляется в законе «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального надзора» от 26.12.2008 № 294-ФЗ.

В этом нормативном акте есть перечень видов деятельности, по отношению к которым применяется уведомительный порядок в торговле. Но есть еще постановление Правительства РФ «Об уведомительном порядке начала осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности» от 16.07.2009 № 584, где перечень видов деятельности конкретизируется более детально. В итоге он выглядит так:

Лицам, решившим вести один из названных видов деятельности, нужно не оформлять разрешение на торговлю, а просто поставить в известность соответствующий госорган.

Порядок подачи уведомления

Порядок, по которому подается уведомление в уполномоченный орган, зафиксирован в постановлении Правительства РФ № 584. Согласно ему, заявителю нужно предоставить 2 заполненных экземпляра уведомления в уполномоченный орган. Таким органом в Москве выступает управа района города или префектура административного округа, все зависит от того, где зарегистрирован заявитель. Форма уведомления приведена в том же постановлении.

Скачать форму разрешения

Уведомление можно подать лично, отправить по почте или через интернет в виде электронного документа.

Два экземпляра подаются с тем учетом, чтобы тут же вернуть один заявителю с отметкой о вручении. При подаче электронного документа заявителю высылается подтверждение о вручении также в электронном виде.

В самом уведомлении указываются такие данные:

  • наименование юрлица или ФИО предпринимателя;
  • ОГРН;
  • юр. адрес и фактический адрес объекта торговли;
  • вид деятельности и перечень работ и услуг в рамках отдельного вида деятельности.

Заметьте: никаких документов к уведомлению прикладывать не надо. Такой порядок намного легче получения разрешения на торговлю.

Все сведения из уведомления служат для формирования Торгового реестра, который ведется согласно приказу Минпромторга от 16.06.2010 № 602.

Что ожидает продавца, не подавшего уведомление

Все давно уже уяснили, что отсутствие разрешения на торговлю (если оно требуется в обязательном порядке) тянет за собой наложение штрафов. А вот к уведомительному порядку относятся не так серьезно, хотя тут тоже предусмотрена своя ответственность.

КоАП РФ считает проступком нарушение правил уведомления о начале деятельности. А ответственность прописана в ст. 19.7.5-1. Тут есть два варианта:

  • Торговец вообще не подал уведомление, что грозит штрафом в размере от 10 000 до 20 000 рублей.
  • Уведомление было подано, но содержало недостоверные данные. Тут уже могут оштрафовать на 20 000-30 000 рублей.

Во избежание проблем и лишних расходов следует соблюдать установленный порядок начала деятельности.

Разрешение на открытие нестационарного торгового объекта

Скачать форму разрешения

Нестационарный объект торговли - это объект, который не имеет твердой привязки к земле, к примеру киоск, торговый автомат. И ставятся такие объекты только в отведенных местах, утвержденных специально разработанной схемой размещения. Каждый из объектов должен соответствовать типовым архитектурным решениям.

За размещение нестационарных объектов в Москве, когда речь идет о расположении их на земле, находящейся в госсобственности, отвечает Департамент торговли и услуг г. Москвы.

Чтобы начать торговать в таком нестационарном объекте, не нужно оформлять разрешение на торговлю, тут требуется заключение договора на осуществление торговой деятельности или на размещение нестационарного объекта торговли. Такой договор будет заключен с победителем аукциона, так как здесь действуют правила конкурсного отбора продавца.

Для участия в аукционе юрлицо или ИП должен подать заявление, форма которого устанавливается организатором торгов, и при этом иметь на счету деньги, необходимые для уплаты задатка на участие в аукционе.

Лицензия на продажу алкоголя

Если в ходе торговой деятельности предполагается продавать алкоголь, то придется получить соответственную лицензию, поскольку розничная продажа спиртосодержащей продукции требует специального разрешения на торговлю. Такая постановка вопроса соответствует нормам закона «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» от 22.11.1995 № 171-ФЗ.

Чтобы получить лицензию на продажу алкоголя в розницу на территории Москвы, нужно обратиться с заявлением в Департамент торговли и услуг этого города. Само заявление заполняется по установленной форме, а к нему прикладываются:

  • Учредительные документы. Если нет нотариально заверенных копий, то можно подать и простые копии, но с собой иметь оригиналы.
  • Квитанция об уплате госпошлины.
  • Документы, из которых видно, что уставный капитал компании не меньше 1 000 000 рублей.

Следующие документы могут быть получены департаментом самостоятельно в рамках межведомственного объекта, и только когда это не получается, их должен донести заявитель:

  • Свидетельство о госрегистрации юрлица.
  • Документ, подтверждающий постановку на налоговый учет.
  • Документы, из которых можно было бы определить, что у заявителя есть права на помещения для открытия торговых объектов и для хранения алкогольной продукции.

Разрешение на торговлю алкогольной продукцией выдается на платной основе, так, лицензия сроком на один год стоит 65 000 рублей.

Разрешение для организации розничного рынка

Скачать форму разрешения

Еще одной формой ведения торговли можно назвать организацию розничного рынка, которая регулируется законом «О розничных рынках и о внесении изменений в ТК РФ» от 30.12.2006 № 271-ФЗ. Согласно этому нормативному акту, получить разрешение на организацию рынка можно, подав заявление, где должны быть указаны:

  • Наименование юрлица, его адрес и место расположения объекта, где планируется разместить рынок.
  • ИНН заявителя.
  • Тип организуемого рынка.

А список прилагаемых документов состоит из следующих позиций:

  • Учредительные документы.
  • Выписка из ЕГРЮЛ.
  • Документ, подтверждающий наличие права на объект, где будет размещен рынок.

Если предполагаемое место размещения рынка отвечает плану организации рынков и заявитель выполнил все требования к оформлению и подаче соответственного заявления, то он имеет все шансы получить разрешение на торговлю.

Разрешение на торговлю требуется только в отдельных случаях, например, когда планируется продавать алкоголь. В большинстве своем предприниматели только обязаны уведомить соответственный госорган о начале своей деятельности. Но не стоит забывать, что если не нужно оформлять разрешение на торговлю, то она не будет контролироваться. Уполномоченные органы разрабатывают план проверок, чтобы проверять, соблюдаются ли требования, выдвигаемые к порядку организации и ведения торговли.

НТО: "подвешенное" предпринимательство (Семенова Е.)

Дата размещения статьи: 26.01.2015

В последнее время получили распространение случаи произвольного пересмотра схем размещения НТО, невключения в схемы размещения или исключения из них уже функционирующих объектов, что приводит к административному сокращению и даже прекращению бизнеса рядом хозяйствующих субъектов. Что делать владельцу НТО?

Нестационарный торговый объект

Понятие нестационарного торгового объекта раскрыто в подп. 6 ст. 2 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской федерации" и п. 16 Национального стандарта РФ "Торговля. Термины и определения", утв. Приказом Росстандарта от 28.08.2013 N 582-ст.
Нестационарный торговый объект (НТО) представляет собой временное сооружение или временную конструкцию, не связанные прочно с земельным участком вне зависимости от наличия или отсутствия подключения (технологического присоединения) к сетям инженерно-технического обеспечения, в том числе передвижное сооружение.
Правила включения НТО, расположенных на земельных участках, в зданиях, строениях и сооружениях, находящихся в государственной собственности, в схему размещения нестационарных торговых объектов утверждены Постановлением Правительства РФ от 29.09.2010 N 772.
На основании п. 2 вышеуказанных Правил включение объектов в схему размещения осуществляет орган местного самоуправления по согласованию с органом исполнительной власти РФ или субъекта Федерации, осуществляющим полномочия собственника имущества.
В связи с многочисленными обращениями предпринимательских объединений, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в сфере нестационарной (мелкорозничной) торговли, Министерство промышленности и торговли РФ подготовило информационное письмо от 27.01.2014 N ЕВ-820/08.
Минпромторг России считает целесообразным при формировании и изменении схем размещения нестационарных торговых объектов не допускать сокращения количества законно функционирующих объектов, увеличивать количество объектов продаж социально значимых товаров, обеспечивать стабильность прав хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность.
Однако рекомендации рекомендациями, а судебная практика пестрит примерами, когда суды отказывают в удовлетворении требований о признании недействительным отказа органа местного самоуправления включить объект в схему размещения нестационарных торговых объектов (Постановления ФАС ВВО от 19.03.2014 по делу N А28-8163/2013, ФАС ВСО от 27.03.2014 по делу N А33-7495/2013, ФАС УО от 24.07.2014 N Ф09-3483/14, АС СЗО от 30.10.2014 по делу N А42-816/2014, ФАС МО от 24.07.2013 по делу N А40-41105/12-84-402 и пр.).
Мотивы отказа обосновываются тем, что истечение срока размещения временного сооружения повлекло за собой и прекращение права общества на размещение временных сооружений; основания для включения места размещения объектов в схему отсутствуют; земельный участок для расположения павильона не предоставлялся.

Договор-ловушка

Порядок размещения НТО на земельных участках федеральным законодательством не установлен.
Недостаточность правового регулирования нестационарной торговли на федеральном уровне позволяет субъектам Федерации принимать нормативные акты, устанавливающие условия и порядок размещения построек, являющихся движимыми вещами.
Например, Постановлением Правительства Москвы от 03.02.2011 N 26-ПП утвержден Порядок организации аукциона на право заключения договора на размещение НТО и заключения договора на его размещение.
По мнению предпринимателей, Постановление N 26-ПП, обязав их участвовать в аукционах, вводит ограничение для занятия торговой деятельностью с использованием нестационарных торговых объектов. Однако и возможность заключения договора на размещение НТО без аукциона также не гарантирует предпринимателям защиты их прав.
Практика исполнения Постановления N 26-ПП складывается таким образом, что фактически переоформляются земельно-правовые отношения.
По окончании срока договора аренды земельного участка собственник павильона торговли или общественного питания в месте, установленном схемой размещения НТО, имеет право оформить договор на размещение НТО.
Договор на размещение нестационарного торгового объекта не регулируется положениями ни ГК РФ, ни ЗК РФ.
Постановлением N 26-ПП не предусмотрена пролонгация договора на размещение НТО или оформление нового договора.
Подписав договор на размещение НТО, предприниматель соглашается с его условиями, согласно которым при прекращении договора он обеспечивает демонтаж и вывоз объекта с места его размещения.

Снос возможен без суда

В рамках компетенции субъекта Федерации Правительство Москвы Постановлением от 02.11.2012 N 614-ПП утвердило Положение о взаимодействии органов исполнительной власти при организации работы по освобождению земельных участков от незаконно размещенных на них объектов, не являющихся объектами капитального строительства.
Согласно п. 3.2 Приложения 1 к Постановлению N 614-ПП документами, подтверждающими законность размещения некапитальных объектов, являются:
- действующий договор на размещение нестационарного объекта или объекта, не являющегося объектом капитального строительства;
- действующий договор аренды или безвозмездного пользования, свидетельство о праве постоянного (бессрочного) пользования земельным участком для размещения некапитального объекта.
В случае отсутствия указанных документов согласно п. 2.1 вышеупомянутого Постановления N 614-ПП префектура административного округа обеспечивает освобождение земельных участков от незаконно размещенных объектов.
Рассмотрение вопросов об освобождении земельных участков от размещенных на них объектов, не являющихся объектами капитального строительства, осуществляется постоянно действующими окружными комиссиями по пресечению самовольного строительства.
По результатам рассмотрения окружная комиссия принимает решение:
- о демонтаже и (или) перемещении незаконно размещенных объектов;
- направлении в суд искового заявления об освобождении земельного участка от незаконно размещенных на нем объектов в случае, если незаконно размещенные на земельном участке объекты были зарегистрированы как объекты недвижимого имущества и у правообладателя имеются свидетельства о государственной регистрации прав собственности.
Несмотря на то что в силу ст. 35 Конституции РФ никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда, демонтаж нестационарного объекта в административном порядке осуществляется, более того, поддерживается, судебной властью.
В ряде судебных актов арбитры приходят к выводу, что органы, осуществляющие публичные полномочия, действовали в рамках предоставленных Правительством Москвы полномочий и во исполнение обязательных для них нормативных актов (Постановления ФАС МО от 21.05.2014 N Ф05-10243/13, от 20.06.2014 N Ф05-5114/2014, Девятого арбитражного апелляционного суда от 05.11.2014 N 09АП-36864/2014).
Постановлением ФАС МО по делу N А40-171632/12-139-1672 отменены решение Арбитражного суда г. Москвы и Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда, дело направлено на новое рассмотрение. Кассационная инстанция указала на то, что при рассмотрении суду необходимо дать оценку действиям госоргана по изъятию имущества на предмет соответствия законодательству.
При повторном рассмотрении дела суд отказал заявителю в удовлетворении требований о признании незаконными действий префектуры, выразившихся в прекращении эксплуатации и вывозе объектов торговли. Суд исходил из того, что схемой размещения НТО на территории ВАО размещение торгового объекта заявителя не предусмотрено. Префектура письменно уведомила заявителя, что нестационарные объекты без договора на размещение НТО подлежат демонтажу в порядке, утвержденном Постановлением Правительства Москвы N 614-ПП. Руководствуясь нормами данного Постановления, окружная комиссия приняла решение о поручении управе района прекратить деятельность торговых помещений и вывезти объект. Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 04.03.2014 N 09АП-1888/2014 решение арбитражного суда оставлено без изменения.
Обжалование решений окружной комиссии по пресечению самовольного строительства, как правило, также не приводит к положительному результату.
Например, в решении Арбитражного суда г. Москвы от 17.12.2013 по делу N А40-127178/2013 указывается, что само по себе решение окружной комиссии не влечет негативных последствий для общества, поскольку не содержит каких-либо распорядительных, обязательных для заявителя указаний, не возлагает на него никаких обязанностей и не препятствует осуществлению предпринимательской и иной экономической деятельности. Оспариваемая часть решения комиссии состоит лишь из указаний органам муниципальной власти г. Москвы.
Не лучшим образом дела обстоят и в других регионах России.
Снос (демонтаж) производится, как правило, в случаях, когда объекты возводятся на земельных участках, предоставленных в аренду для эксплуатации временного торгового павильона без права возводить на земельном участке объекты капитального строительства (Постановления ФАС ДО от 24.04.2014 N Ф03-1494/2014, ФАС ВСО от 27.03.2014 по делу N А69-1025/2013, ФАС ЗСО от 20.06.2014 по делу N А67-5865/2013, ФАС ВВО от 02.11.2012 N А43-32887/2011).

Регистрация не спасет

В силу действующего законодательства право собственности на торговый объект регистрируется только в случае, когда объект относится к недвижимому имуществу.
Торговый павильон, состоящий из быстровозводимых конструкций, не соответствует установленным правовыми актами критериям объекта недвижимости, поэтому основания для государственной регистрации его в качестве такового отсутствуют.
Иногда предпринимателям удается зарегистрировать право собственности на нестационарные торговые объекты. Однако такая регистрация может быть оспорена в судебном порядке и отменена.
Так, Министерство по управлению госимуществом Волгоградской области обратилось в арбитражный суд с иском о признании отсутствующим права собственности на торговый павильон. Решением суда от 02.12.2013, оставленным без изменения Постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.03.2014, исковые требования удовлетворены.
Постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 26.08.2014 по делу N А12-19707/2013 принятые судебные акты оставлены без изменения по следующим причинам.
Согласно ст. 130 ГК РФ к недвижимым вещам относятся земельные участки и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно.
В соответствии со ст. 1 Закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" недвижимым имуществом, право на которое подлежит государственной регистрации, являются те объекты, которые связаны с землей.
Таким образом, главным отличительным признаком объектов недвижимого имущества, государственная регистрация прав на которые признана обязательной, является неразрывная связь с землей и невозможность перемещения объектов без нанесения несоразмерного ущерба их назначению.
Согласно позиции Президиума ВАС РФ, изложенной в Постановлении от 04.09.2012 N 3809/12, сам по себе факт регистрации объекта как недвижимого имущества в отрыве от его физических характеристик в ЕГРП не означает, что объект является недвижимой вещью и не является препятствием для предъявления иска о признании права на объект отсутствующим.
Оценив представленные доказательства, суды пришли к выводу о том, что павильон сооружен из разборных конструкций и может быть перемещен с земельного участка без несоразмерного ущерба, прочная связь павильона с землей отсутствует, он относится к объектам движимого имущества, право собственности на которые не подлежит государственной регистрации.
Ссылку заявителя на наличие у объекта кадастрового паспорта в подтверждение правильности отнесения павильона к недвижимому имуществу судебная коллегия не приняла во внимание, поскольку отнесение того или иного имущества к движимому или недвижимому в данном случае является правовой оценкой и относится к прерогативе суда.

Собственник по факту

Предприниматели зачастую совершают сделки в отношении торговых объектов, то есть продают их, сдают в аренду и пр. При этом юридически такие договоры нигде не регистрируются. Естественно, возникают вопросы: как владелец павильона докажет принадлежность данного объекта именно ему, не возникает ли риск повторной продажи объекта третьему лицу?
В таких случаях потенциальному владельцу нестационарного объекта остается только тщательно проверить все имеющиеся документы: договор аренды земельного участка или договор на размещение торгового павильона, договоры на электро- и водоснабжение, изготовление (приобретение) конструкций объекта, документы технической инвентаризации и пр.
Как видим, правовая база в сфере организации деятельности нестационарных торговых объектов довольно несовершенна, что нередко приводит к нарушению прав предпринимателей.
В связи с недостаточностью правовой регламентации на федеральном уровне статуса нестационарных торговых объектов и их размещения возникает необходимость срочного внесения изменений в российское законодательство.

Прежде чем говорить о специфике размещения нестационарных точек торговли при стационарных коммерческих учреждениях в Москве, стоит разобраться, что же такое «нестационарный торговый объект»? Согласно распространенной формулировке, нестационарный торговый объект - это розничная площадка, которая не имеет фундаментальной опоры. Таким образом, часто такая точка не обладает мобильностью. Установка таких сооружений предусматривает целый ряд особенностей.

Закон о порядке размещения в городе Москве нестационарных торговых объектов в стационарных торговых объектах

На сегодняшний день правовую основу для установки нестационарных коммерческих точек в стационарных учреждениях торговли в Москве обеспечивает Постановление Правительства города от 23.06.2016 года за номером 355-ПП «О размещении в городе Москве нестационарных торговых объектов при стационарных торговых объектах». Этот документ опирается на Закон «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» (№381-ФЗ), который датируется 28 декабря 2009 года.

Данное постановление утверждает основные правила эксплуатации и размещения розничных объектов, не имеющих фундамента, в стационарных коммерческих учреждениях на территории Москвы. Также здесь описаны наиболее приемлемые архитектурные решения и порядок оформления таких сооружений. Стоит отметить, что это постановление не действует на территории Новомосковского административного округа Москвы и Троицкого административного округа Москвы. Постановление считается вступившим в законную силу с 1 сентября 2016 года.

Правила размещения таких объектов

Упомянутое выше положение дает официальную формулировку нестационарного объекта торговли. В соответствии с ней к таковым относятся точки, которые не имеют под собой фундаментальной основы и располагаются на земельных участках и в зданиях, находящихся в государственной или же иной собственности.

Предпринимателю разрешено устанавливать лишь одну точку в пределах одного здания. При этом сооружение должно строго соответствовать всем правилам безопасности и органично вписываться в общий дизайн здания, выбранного для размещения. Площадь участка торговли не должна быть больше, чем 30 квадратных метров.

В зданиях можно размещать коммерческие сооружения следующих типов:

  • Киоск.
  • Павильон.
  • Торговый автомат.

При этом площадь киоска ограничивается 10 квадратными метрами. Павильон может иметь максимум две двери для покупателей. Доля продуктов питания в обороте всех точек в здании не должна превышать 20%.

В зданиях, принадлежащих учреждениям культуры, разрешено реализовывать лишь следующие виды продукции:

  • Цветы.
  • Книги и пресса.
  • Мороженое и напитки.
  • Продукты народных промыслов и сувенирные изделия.

Установка площадки розничной реализации товара возможна лишь при наличии утвержденной схемы расположения здания, в котором планируется расположить павильон. В данную схему вносится информация о нестационарном сооружении. Утверждает схему Комитет по градостроительству города Москвы.

Данный документ в обязательном порядке должен содержать:

  • Адрес сооружения.
  • Тип сооружения.
  • Специализацию.
  • Размеры помещения.
  • Сроки работы (от месяца до месяца).
  • Схема расположения по округам Москвы (масштаб - 1:10000).
  • Проект торговой точки.

Изменения в порядке разработки схемы размещения

В 2016 году в порядок разработки схем расположения розничных площадок, не имеющих фундаментальной опоры, были внесены некоторые изменения.

В частности, изменения коснулись периодов работы точек различных типов.

А именно:

  • Период работы пунктов продажи мороженого и прохладительных напитков установлен с 1 мая по 1 октября.
  • Бахчевых развалов - с 1 августа по 1 октября.

Также определены места, которые нельзя включать в схему размещения. Однако, говоря об устройстве розничных точек внутри зданий, данная информация неактуальна.

Было также утверждено, что схема расположения нестационарных коммерческих сооружений разрабатывается на основе предложений следующих органов:

  • Городской совет депутатов.
  • Администрация городского округа.
  • Департамент природопользования и охраны окружающей среды.
  • Департамент транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры.
  • Департамент средств массовой информации и рекламы.
  • Департамент торговли и услуг.

Порядок оформления

Перед тем, как подавать заявку на открытие розничной точки в соответствующие органы, нужно убедиться, что выбранное для размещения место соответствует всем санитарным нормам и правилам безопасности.

Открыть розничную площадку имеет право любое коммерческое объединение, юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, осуществляющий розничную торговлю. Для этого необходимо пройти процедуру оформления в органах местного самоуправления. Заявителю нужно обратиться в префектуру того округа города, где планируется расположить коммерческую площадку.

Для оформления потребуются следующие документы:

  • Лицензия на ведение розничной торговли.
  • Разрешение на монтаж сооружения.
  • Документы на реализуемые товары. Это различные санитарные и ветеринарные свидетельства, а также сертификаты качества продукции.
  • Копия договора на поставку воды и вывоз стоков. Данный документ требуется, если по каким-либо причинам подключиться к центральной сети водоснабжения невозможно. Также необходимо предоставить график дезинфекционных процедур для инфраструктуры подачи питьевой воды.
  • Свидетельство о регистрации контрольно-кассового аппарата (если таковой имеется).
  • Договор на утилизацию вредных отходов.

Заявка подается лично или через законного представителя. Результат передается лично, через представителя, или же дистанционно, с помощью почты или e-mail. Плата за оформление не взыскивается.

На рассмотрение заявки, вынесение решения и оформление документации дается срок в 30 рабочих дней. Регистрация заявки происходит непосредственно в день ее подачи.

В случае положительного решения заявитель получает уведомление о внесении его сооружения в схему расположения розничных площадок такого типа и проект размещения.

Если по каким-либо причинам заявителю было отказано во включении объекта в схему размещения, он получает соответствующее уведомление.

Причины отказа

По разным причинам органы местного самоуправления могут отказать в оформлении изменений в схеме, или даже в рассмотрении документов.

Вот перечень наиболее частых оснований для отказа:

  • Предоставленные документы не соответствуют установленным нормам.
  • Предоставленные документы утратили свою юридическую силу.
  • Здание, в котором предполагается расположить коммерческую точку, не соответствует установленным нормам.
  • Предоставленные документы содержат противоречивые или недостоверные сведения.
  • Заявитель не имеет имущественных прав на здание, выбранное для расположения розничной площадки.
  • В префектуру поступило заявление об отказе на оформление проекта.

Порядок обжалования

В случае незаконных действий должностных лиц, необоснованного отказа, или нарушения срока рассмотрения и регистрации заявки, заявитель может подать жалобу в досудебном порядке.

Жалоба подается в письменной или электронной форме, лично или дистанционно.

Она должна содержать в себе необходимую информацию о лице, подающем ее, и исчерпывающие данные о решениях и действиях местных властей, которые подлежат обжалованию.

Нормативные акты

Основные нормативно-правовые акты, в соответствии с которыми происходит установка нестационарных участков розничной реализации товара в столице:

  • Постановление Правительства Москвы от 23 июня 2016 года (355 -ПП).
  • Федеральный закон от 28 декабря 2009 (381 -ФЗ).

Услуги юриста

Так как часто городские власти отказывают в оформлении киосков, павильонов и т. д. абсолютно необоснованно, имеет смысл обратиться за помощью к профессиональным юристам. Компания Селен Гранд уже более 15 лет оказывает юридические услуги в сфере бизнеса. Минимальная цена и максимальная оперативность работы - вот основные плюсы услуг компании. Специалисты могут, как провести удаленную консультацию, так и заняться решением вопроса непосредственно на месте.

Таким образом, для установки не имеющих фундамента площадок в столице, придется приложить некоторые усилия. Документация по данному вопросу весьма обширна, а сроки ожидания - велики.

Однако, при знании юридических основ и серьезном подходе к делу, можно весьма быстро добиться результата. Возможно, для ускорения процесса, стоит передать оформление в руки опытного специалиста.

Ссоры