Оружие и доспехи крестовых походов. Экипировка и вооружение рыцарей ордена тамплиеров

Крестовые походы были поначалу наступательными, так как преследовали цель освобождения Святой земли от мусульман, а затем заключались в ведении множества битв, штурмов и осад крепостей с целью закрепиться в Палестине и отбить атаки сарацин. Поэтому вооружению крестоносцев уделялось особое внимание. Но при этом оружие крестоносцев было типичным для средневековых военных технологий, ничего особенного под войну в ближневосточных условиях крестоносцы не изобретали.

Именно в ходе крестовых походов особое применение именно в качестве отдельного вида оружия получили кинжалы с узкими и прочными лезвиями. Прежде кинжалы для европейских рыцарей были чем-то вроде многофункциональных ножей, использовавшихся и в быту и, в случае необходимости, в боевых условиях. Но крестовые походы и ожесточённые сражения с мусульманами привели к осознанию, что узкие кинжалы куда удобнее в условиях битвы, где движения стеснены и зачастую просто не хватает места для использования меча. Все же остальные виды вооружения, хотя и претерпевали на протяжении крестовых походов определённые изменения, но они были «дизайнерскими», и касались в основном внешнего вида. Главные же типы оружия крестоносцев оставались традиционными:

  • прежде всего, это мечи, являвшиеся главным оружием для рыцарей, а также для пехотинцев-мечников (хотя мечами были вооружены практически все виды войск крестоносцев). Мечей было несколько видов, в зависимости от особенностей ведения боя. Стандартным был одноручный европейский меч с длиной клинка до 70 сантиметров и шириной около 4 сантиметров. Одноручный кавалерийский меч отличался от стандартного большей длиной лезвия (до 100 сантиметров) и более ярко выраженным, начинающим формироваться примерно за 15 сантиметров до острия, «наконечником». Популярен был так называемый полуторный меч, нечто среднее между стандартным и двуручным мечом (хотя рукоять у полуторного меча почти всегда предусматривала двуручный хват). Этот удлинённый (от 110 до 150 сантиметров) меч был одинаково удобен для использования как всадником, так и специализированным пехотинцем-мечником, полуторный меч был эффективен и при рубящих, и при колющих ударах. Самым известным мечом крестоносцев был двуручный меч, длина которого составляла до двух метров, из которых длина самого клинка могла доходить до 160 сантиметров. Использовался только в поединках на земле, потому как столь огромное оружие невозможно было удерживать одной рукой, сидя на лошади;
  • копья, дротики, алебарды - оружие, приспособленное для ведения боя на средней дистанции. Разница между копьями и дротиками была условной, так как многие копья могли быть использованы как метательное оружие, правда, на довольно ограниченном расстоянии (сильно и прицельно метнуть копьё можно было лишь на 10 метров, не более). Однако существовали и длинные копья длиной в 3-4 метра, служившие вооружением копейщиков (их задача состояло в нанесении ударов при первом контакте двух отрядов и нарушении боевых порядков противника), и мощные рыцарские копья. Впрочем, для рыцарей копья были «одноразовым» оружием: при лобовой атаке копья использовались лишь против ближайшего врага, после чего обычно становились непригодными для использования. Алебарды, то есть древковое колюще-рубящее оружие с минимум двумя лезвиями, длиной до 2,2 метров, были специфическим вооружением и использовались лишь для вооружения целых отрядов, которые в ходе битвы могли действовать единым строем. Для крестоносца-одиночки использование алебарды было сложным делом, так как это тяжёлое и сложное в применении оружие делало его неповоротливым и уязвимым для атак с флангов и тыла для легковооружённого противника;
  • луки и арбалеты - вооружение средневековых крестоносцев и в целом рыцарей, позволявших поражать врага на дальней дистанции. Крестоносцы использовали три основных вида луков: обычные прямые луки (длина до 1,2 метров, прицельная дальность стрельбы - до 150 метров), клееные прямые луки с повышенной гибкостью (прицельная дальность - до 200 метров) и длинные английские луки. Последний вид луков особенно примечателен - он стал активно использоваться крестоносцами с Третьего крестового похода (1189-1192), в котором участвовал крупный отряд англичан под предводительством Ричарда Львиное сердце. Английские длинные луки в высоту достигали двух метров, а дальность их прицельной стрельбы составляла 350 метров (а вообще стрелы долетали на расстояние около 800 метров). Что касается арбалетов, то они также широко использовались в ходе крестовых походов, причём набирали популярность постепенно. Существовало около десятка видов арбалетов, три из них: средний арбалет (вес до 2 килограммов, дальность стрельбы до 200 шагов, сила натяжения от 50 до 100 килограммов, время перезарядки - до минуты); большой пехотный арбалет (вес до 5 килограммов, дальность стрельбы до 300 шагов, сила натяжения до 250 килограммов, время перезарядки - до минуты); тяжёлый арбалет (вес до 10 килограммов, дальность стрельбы около 300 шагов, сила натяжения до 550 килограммов, выпущенный из арбалета болт мог насквозь пробить рыцаря в доспехах, однако время перезарядки достигало нескольких минут).

Фото: Michael Bobot/artchive. ru

27 ноября 1095 года Папа римский Урбан II на Клермонском соборе провозглашает Первый крестовый поход. Крестовые походы были кровопролитным занятием и требовали эффективного оружия. Сегодня поговорим о самом популярном боевом оружии крестоносцев.

МЕЧ
Самым благородным и распространенным оружием рыцарей был, как известно, меч. В сражении жизнь рыцаря часто зависела от прочности и гибкости меча. При этом длина лезвия или масса меча не являлись основными характеристиками, определяющими силу удара. Главный параметр - расположение центра тяжести и балансировка.
Средняя длина клинка составляла около метра, и широкий желобок проходил почти по всей длине, исчезая примерно в 2,5 см от довольно острого кончика клинка. Много клинков несут на себе большие железные заглавные буквы, часто религиозного свойства; к примеру, HOMO DIE, или NOMINE DOMINI, или искаженные версии этих слов.
Примерно в 1000 году появился новый тип меча – длинный, более тонкий, с узким и неглубоким желобком, исчезающим примерно в 20 см от кончика клинка. Средняя длина таких мечей примерно на 13 см больше, чем мечей предшествующего типа.
Меч клали на алтарь во время бдения перед посвящением в рыцари, клинок прикладывали к плечу рыцаря во время церемонии посвящения, меч свисал с гробницы, когда рыцарь умирал. В «Песне о Роланде» умирающий герой отчаянно пытается сломать клинок Дюрендаль о камень, чтобы не позволить какому-либо недостойному использовать этот меч после смерти его хозяина. Если какой-либо рыцарь бросал тень на рыцарский орден, его меч ломался перед ним слугой.



Фото: Global Look Press

БОЕВОЙ ТОПОР

Защищенного броней воина всегда было непросто поразить мечом, поэтому для ближнего боя рыцарь использовал норманнский боевой топор и боевой молот, которые могли пробить латы и выбить оружие из рук противника. Кроме того, мощным ударом боевого топора можно было буквально разрубить противника пополам, до самого седла.
После I крестового похода на вооружении у рыцарских ополченцев появились боевые топоры, которые конфигурацией лезвия отличались от норманнских. Предполагается, что новая форма лезвия была заимствована у восточных народов.

БОЕВОЙ МОЛОТ

В качестве оружия крестоносцы часто использовали молоты различной формы. Превратившись в пеших воинов, рыцари вместо копий вооружались молотами. Длина рукоятки молота составляла приблизительно 90 см. Молотом, как и топором, можно было пробить броню врага.

Лук является самым древним оружием, предназначенным для дистанционного боя. Сразу же после татаро-монгольского нашествия в Европе начали создаваться отряды лучников, вооруженных луками. На рисунках в старинных книгах можно увидеть рыцарей с короткими луками. Чтобы успешно противостоять мусульманам в крестовых походах, рыцари должны были выстраивать перед своим авангардом линию воинов-лучников.


Фото:swordmaster. org

АРБАЛЕТ

Механический принцип метательного оружия был известен еще в античном мире и использовался римлянами в специальных метательных машинах, применяемых при осаде крепостей. В XI столетии появились ручные метательные устройства - арбалеты, а в 1139 г. это оружие в христианском воинстве было запрещено папой для использования в Европе. Арбалеты можно было использовать только в сражениях с мусульманами.
Хотя использование арбалетов было предано анафеме папой Иннокентием II на Втором Латеранском соборе в 1139 году, а также множеством указов более позднего времени, эти станковые луки стали одним из важнейших видов оружия Средних веков, особенно в руках хорошо подготовленных наемников.
Английский король Ричард I создал целые подразделения пеших и конных арбалетчиков, которые успешно сражались в рядах крестоносцев. Широко распространено мнение, что Ричард I получил возмездие судьбы, скончавшись от раны, нанесенной стрелой из арбалета, поскольку Ричард сам активно использовал в войсках это оружие.


Фото: Wikimedia Commons

КОПЬЕ

Главным оружием конных воинов оставалось копье. В XI веке его обычно держали на расстоянии вытянутой руки и весьма часто – подняв над плечом, как это можно видеть на гобелене из Байе. Когда в этом была большая необходимость, копье можно было бросить, как под Гастингсом, когда требовалось проделать бреши в стене из щитов англосаксов, чтобы конница могла ворваться в эти бреши. Понемногу становился популярным новый метод – держать копье под мышкой, то есть прижатым к правому боку с захватом правой руки непосредственно перед плечом. Это давало захвату много большую жесткость, теперь в удар копья вкладывалась не сила правой руки, а инерция движения всадника и лошади. Из поэтических описаний видно, что перед битвой копье держали более или менее вертикально, причем задняя часть копья покоилась на передней части седла. Копье бралось наперевес только непосредственно перед ударом. Для того чтобы было легче держать равновесие при удержании копья, а также, возможно, чтобы направить щит к противнику, соперники, где это было возможно, приближались друг к другу левой стороной; при этом копье проходило над шеей коня. Кавалерийское копье теперь неизменно имело простой и очень острый наконечник в виде листа. Старое копье, с крылышками, использовалось теперь лишь в пехоте и охотниками.


Конные воины на заднем плане Фото: Wikimedia Commons

ПОЛЭКС

Полэкс был одним из самых популярных видов оружия для пешего боя. Из иллюстраций того периода, письменных описаний и небольшого количества сохранившихся образцов мы можем увидеть, что полэкс предстает в разных формах: иногда с тяжелыми, как у алебарды, лезвиями топоров, а иногда с головками в виде молотов, часто имеющих позади изогнутый шип.
Все полэксы, по-видимому, были снабжены шипом на верхушке оружия, а многие также имели шип и на нижнем конце древка. Помимо этого, древко часто оснащалось металлическими полосами, называемыми лангетами, спускавшимися от головки оружия вниз по сторонам древка и предназначенными для защиты его от перерубания. Отдельные образцы имели также рондели для защиты кистей рук. Существенным отличием являлось то, что «головки» полэксов собирались на штифтах или болтах, в то время как алебарды были цельнокованными.


Готфрид Бульонский с полэксом Фото: Wikimedia Commons

Посмотрело: 2 745

Сражения, которыми отмечен период крестовых походов, были чрезвычайно кровавыми и более чем жестокими. Проблему жестокости усугубляло, практическое отсутствие медицины, а также отсутствие методов санитарии, а также неразвитой тактики. Когда речь заходит о Средних веках, то подразумеваются рыцари и крестовые походы …

Оружие, используемое в боях крестовых походов, было почти таким же адским, как и любой военные инструментарий, который был тогда в наличии.

Задумайтесь над этим - неудивительно, что выражение «попасть в средневековье » до сих пор некоторых людей поражает страхом.

Воины крестовых походов, в течении 200 лет - с конца 1000 года до середины 1200 года, ‒ представляли собой перемешенный состав из крестьян, наемных солдат и рыцарей, а их комбинации оружия отражали способы, с помощью которых каждый мог овладевать собственным оружием.

Крестьяне часто имели простое оружие - в основном инструменты, используемые в сельском хозяйстве (как правило, топоры и дубинки, а также некоторые производные на их основе), ‒ поскольку они не могли позволить себе такую роскошь, как меч. У рыцарей были более дорогие мечи, а также доспехи, в то время как другие рыцари использовали луки со стрелами и копья.

Так каковы же были самые смертоносные виды оружия, встречающиеся во время крестовых походов, в период Средних веков?

1. Булава или дубинка

Булава - это разновидность дубинки с шарообразным образованием на ее вершине. Когда дело доходит до длины, то она колеблется между двумя или тремя футами (от 60 до 91 см). Рукоятка изготовлялась из дерева, в то время как шарообразное навершие обычно делали железным.

Навершие могло быть гладким и круглым, или иметь фланцы. Хотя булава была оружием пехоты, ее использовала некоторая часть кавалерии. Тем не менее, булава кавалериста имела несколько более длинную рукоятку, такую чтобы всадник мог дотянуться до своего врага.

Цель использования булавы заключалась в том, чтобы сильным ударом тяжелой булавы раздробить кость врагу. Один удар булавы мог легко раздробить основание черепа человека. У многих булав также были фланцы для причинения дополнительного урона, при нанесении ударов по плечам или корпусу.

В то время как навершие булавы раздрабливала кость, булава с фланцами могла использоваться для проникновения в непрочную броню, сокрушая кости под ней, и вызывая сильное внутреннее кровотечение у жертвы.

2. Дротик (или пика)

Дротики и пики могли быть простыми в дизайне исполнения, но они зарекомендовали себя, как эффективное оружие ближнего боя на протяжении тысячелетий.

Длина дротика составляет от шести футов (1800 мм) тогда как длина пики, была несколько больше - до 9 футов (до 2430 мм). Цель применения дротика в бою состояла в том, чтобы держать неприятеля на расстоянии, пронзая им его, или если у данного пехотинца есть дополнительные дротики или свободная рука со щитом, он мог бросать его в неприятеля.

Метательные копья использовались не только против пехоты, но также и против кавалерийских подразделений - и очень эффективно.

Цель применения пики у кавалеристов и пехоты - прокалывать, а не щекотать. Хорошая пика в руках подготовленного человека, могла пронзать плоть и разрушать кость, убивая одним ударом.

3. Стрелы для лука

Стрела, выпущенная из лука, обеспечивала врагу неприятный удар. Стрелы, используемые против кавалерии, изготовлялись с наконечниками для прохождения через броню, в то время как стрелы, используемые против плохо защищенной пехоты, имели зазубрины, дабы производить их извлечение из тела наиболее затруднительным мероприятием.

Люди, сражавшиеся в битве при Dorylaeum в 1097 году во время Первого крестового похода, узнали об этом, когда они сражались с турками-сельджуками, которые стреляли залпом за залпом стрелами, в их противостоянии.

Несмотря на то, что крестоносцы выиграли битву, победа была достигнута дорогой ценой, и они извлекли ценный урок в отношении тактики врага.

Цель применения лучных стрел ‒ бить врага издалека. Тем не менее, многие крестоносцы вскоре научатся размещать кольчугу как дополнительную защиту под основной броней. В этом случае стрелы, как говорят большинство историков, не проходили через кольчугу и не причиняли вреда воину.

Хотя убийство - это основная цель, многие забывают, что калечение в те времена являлось вполне достаточным для поражения неприятеля. Однако, если лучник не мог убить или покалечить своего врага, он мог быть существенной неприятностью, а также мог просто издеваться над соперником, производя по нему стрельбу своими стрелами.

4. Trebuchet - «весы с коромыслом »

Trebuchet (или «весло с коромыслом ») ‒ осадная машина, впервые разработанная и примененная в Древнем Риме и сохранившаяся в западных армиях, которые брали свою преемственность от Древнего Рима.

Trebuchet использовалась во всех ранних европейских войнах, а также во времена Первого крестового похода. Некоторые историки утверждают, что Trebuchet была разработана в Китае, и оттуда, была перенята исламскими армиями, однако в настоящее время, достоверность данной теория, находится под существенным сомнением.

Trebuchet являлся своего рода катапультой, и требовала для применения множество мужчин, чтобы они работали из-за ее огромных размеров и веса.

Количество энергии, необходимое для отправки снарядов на соответствующую дальность, требовало, чтобы у каждой машины была группа из более чем 100 человек, для натягивания десятка веревок, которые создавали достаточное усилие, чтобы отправить 130 фунтовый (59 кг) снаряд на дальность до 500 футов (до 152 метров).

Целью применения Trebuchet являлось ослабление и разрушение крепостных стен. Эта машина не только могла стрелять каменными снарядами, но также и зажигательными в том числе. В то время как камень предназначался для сокрушения и разрушения стен, зажигательные снаряды забрасывались над стенами замка или городскими стенами, чтобы поджечь здания.

Конечно, если хотелось причинить особые страдания обороняющимся, можно было начать чуму, для этого просто загружали тела жертв чумы и отправляли их через стены, как это делали монголы в Caffa в 1347 году.

5. Боевой топор

Средневековый боевой топор использовался для большого эффекта во время крестовых походов. То, что делало боевой топор любимым, фанатами некоторых бойцов эпохи Крестоносцев, было то, что, будучи близким по размерам к мечу, боевой топор был дешевым в использовании и требовал ограниченного мастерства - во многом походя на применение булавы.

Боевой топор был либо легким, когда его можно было применять одной рукой, либо двуручным. Длина лезвия боевого топора составляла примерно 10 дюймов (24,5 см) от верхней и нижней точек. Кроме того, боевые топоры, в Средние века - эволюционировали до боевых секир. Где на одной рукоятке располагалось два топора.

Это делало боевой топор настолько разрушительным, что он не только мог сокрушать кости человека в доспехах, но и им можно было работать одной рукой. В дополнение к отсечению вражеских конечностей, он также использовался врачами для ампутации пациентам (правда, без гарантии успеха).

6. Меч

Из всего разнообразия оружия, для нанесения значительного ущерба человеческому телу в период Средних веков, ‒ меч считался самым престижным. В то время рыцарский меч не могли себе позволить многие мужчины, в первую очередь, его использовали благородные и богатые.

Например, самым знаменитым мечом, считается Excalibur - меч короля Артура. Также знамениты мечи викингов, например Ulfberht. Разумеется, со временем появилось намного больше мужчин, особенно тех, которые были оснащены мечами; однако, с течением времени меч было принято считать и королевским оружием.

Однако проблема мечей в тот период, заключалась в количестве различных конструкций. Средний меч крестоносца (или европейский меч) в течение длительного периода был 30 дюймов (76 см) в длине и был приблизительно 2 дюйма (5 см) шириной в рукоятке.

То, что делало меч настолько популярным, было то, что он был символом власти. В то время как его дизайн предлагает силу и большое значение, суждение, которое он мог нанести врагу, было самым разрушительным.

Меч был разработан, чтобы делать три разные вещи, разбивать, проникать и нарезать. Конечно, это зависело от клинка меча. В любом случае, три функции меча давали ему большее преимущество над другими видами оружия того времени.

Если он не мог сокрушить своего врага одним ударом (сбив его или сломав ему руку или ногу), им можно было попытаться покалечить врага, там где не было доспехов. Если это не удавалось, им сбивали его с ног, а также били в уязвимые места тела, такие как: подмышки, пах и коленный сустав.

Хотя меч во время крестовых походов, вероятно, убил меньше всего, он оказал наибольшее влияние, поскольку был символом завоевания.

7. Рыцарское копье

Я сниму шляпу перед тем, кто сможет выдержать удар копья рыцарем. Да, все перечисленное оружие может убить, если использовать его правильно, но из всего упомянутого оружия оно либо дробит, либо отрубает, либо разрезает, либо протыкает. Во многих случаях жертва выживает или умирает вскоре после этого, в течении нескольких дней.

Название слова «копье » происходит от слова lancea - «дротик » римского вспомогательного или метательного ударного оружия. Хотя в соответствии с Оксфордским словарем английского языка (OED), слово «копье » может быть иберийского происхождения. Также энтомология слова λόγχη (lónkhē или «копье »), имеет греческие корни для терминов «дротик » или «копье ».

Копье в первоначальном смысле являлось легким метательным оружием, или дротиком. Английский глагол для приведения в действие: «бросать, метать, швырнуть » происходит от термина (старого французского языка), а также от более редкого или поэтичного lance ‒ «копье ».

Термин XVII столетия означает, что данное оружие определенно к копью, не как бросаемому оружию, а как используемому в качестве удара тяжелой конницей, и особенно в рыцарских турнирах. Колющее копье, которое используется пехотой, обычно называют «пикой ».

В периоды классической и средневековой войны копье превратилось в ведущее оружие в кавалерийских подразделениях, и было непригодным для метания или для многократных ударов, в отличие от аналогичного оружия дротика семейства пики, обычно используемого пехотой.

Копья часто снабжались пластинкой - небольшой круглой пластиной, чтобы не дать руке скользнуть вверх по основанию копья во время удара. Хотя копье было известно как военное и спортивное оружие, используемое у европейских рыцарей, оно также широко распространилось в Азии, на Ближнем Востоке и в Северной Африке, где бы были подходящие верховые животные.

В качестве вторичного оружия, уланы средневекового периода также носили мечи или булавы для рукопашного боя, так как копье часто были оружием одноразового использования. Предполагая, что копье оставалось целым после первоначального удара, оно (в отличии от пики) было слишком длинным от 9 до 14 футов (от 2740 мм до 4267 мм), тяжелым и неповоротливым, чтобы быть эффективным против неприятеля в ближнем бою.

В XV веке в Скандинавии распространились пластинчатые доспехи и сложные типы древкового оружия. Скандинавия в этот период перестает активно участвовать в крестовых походах. Центр тяжести боевых действий на Балтике переносится во владения тевтонского ордена.

На протяжении XV века доспехи становятся более специализированными. Новые технологии позволили выпускать доспехи дешевле и в больших количествах. Железная пластина повсеместно вытесняет кольчугу. Пластинчатые доспехи были не только более прочными, но и более удобными. Дело в том, что под пластинчатые доспехи не было необходимости поддевать толстый стеганый гамбезон, как это приходилось делать в случае ношения кольчуги. Доспехи становятся модульными и составными. Даже торс теперь закрывали не две, а четыре детали. Все это увеличивало гибкость доспехов и подвижность носящего их воина. Кольчуги начинают выходить из употребления, уступая место пластинчатым доспехам. Часто от кольчуги остаются лишь небольшие вставки, закрывающие ослабленные места сочленений на подмышках, локтях и в паху. Такой доспех как бригандина получался, если к матерчатому основанию крепили небольшие пластины. Обычно бригандина не имела рукавов.

Для конных воинов пластинчатые доспехи закрывали и ноги. Иногда под пластинчатый панцирь поддевали кольчугу. Верхнюю часть корпуса защищали тонкой армированной курткой, к которой сверху крепили нагрудник, закрывающий торс, плечи и руки. Хотя в целом конструкция доспехов была единой, имелись многочисленные местные особенности и популярные в том или ином регионе технические решения. Жюпон - стеганый доспех, производная гамбезона, но скроенная плотно по фигуре и часто надеваемая поверх доспехов. В холодную погоду жюпон носили в качестве теплой одежды.

Шлем-котелок сохранил свою общую форму, но вобрал в себя некоторые черты саллета. В результате появился более глубокий вариант шлема с широкими полями и прорезями для глаз.

Шапель-де-фер носили пехотинцы, но иногда и тяжеловооруженные всадники, так как такой шлем обеспечивал достаточную защиту головы, не ограничивая поле зрения.

XV век продолжил линии развития, наметившиеся в XIV веке: древковое оружие, мощные арбалеты и огнестрельное оружие. В последнем случае развитие привело к появлению мощных пушек и пищалей. Изменение вооружения, в первую очередь появление алебард, оказало сильное влияние на тактику боя.

Алебарда теперь имела древко длиной 130-200 мм с металлическим наконечником, объединявшим в себе рубящую и колющую части, а также очень часто к ним добавлялся крюк. Алебарда была проста в применении и эффективна даже против противника в тяжелых доспехах. Наиболее эффективной алебарда становилась, если воины, вооруженные ею, действовали в плотном строю. Кроме алебард появились и другие разновидности древкового оружия: в том числе копья с дополнительной горизонтальной перекладиной. Подобные копья изображены на знаменитых рисунках Дольнштейна. Развитие этой линии древкового оружия увенчалось появлением протазана и пики.

В конце XIV - начале XV вв. развивались бердыши. В некоторых областях они стали рассматриваться как рыцарское, благородное оружие. Особое распространение бердыши получили в континентальной Европе, тогда как в Швеции и Норвегии они были не столь популярны. Бердыши широко применялись в Германии, а затем попали к рыцарям тевтонского ордена, откуда проникли и на Балтику.

На протяжении XV века меч продолжал удлиняться, приобретая идеальную конструкцию и становясь аристократическим оружием. Несколько больших мечей обнаружено в дворянских гробницах шведского епископства в Лунде. В бою большой меч был оружием конного рыцаря. Масса меча выросла настолько, что его приходилось держать обеими руками. Только самые прочные доспехи могли выдержать удар большого меча. Примером таких доспехов могут послужить доспехи на статуе св. Георгия в Сторкюркане, Стокгольм, воздвигнутой в честь победы шведской армии в сражении при Брункеберге.

На протяжении XV века повсеместное распространение получил баллок-кинжал, который стал почти обязательным атрибутом любого мужчины. Кинжал-рондо превратился в опасное оружие ближнего боя с узким, но прочным клинком. Важность кинжала подчеркивается в книгах по фехтованию того периода. Там говорится, что теперь мало кто использует сочетание меч и баклер, большие щиты вовсе вышли из употребления, зато многие теперь практикуют фехтование, держа в руках меч и кинжал.

Что касается арбалета, то арбалеты получили более прочное ложе и мощные плечи. Взводить арбалет мускульной силой стало практически невозможно, поэтому для взвода применяли механические приспособления: реечные, кривошипные и др.

А. Марей

В этой работе кратко освещены основные моменты развития армии в Средние Века в Западной Европе: изменение принципов ее комплектования, организационной структуры, основных принципов тактики и стратегии, социального положения.

1. Темные века (V-IX вв.)

Крах армии Западной Римской империи традиционно связывают с двумя сражениями: битвой при Адрианополе 378 года, и с битвой при Фригидусе 394 года. Конечно, нельзя утверждать, что после этих двух поражений римская армия прекратила свое существование, но следует признать, что в V веке процесс варваризации римской армии приобрел невиданные ранее масштабы. Угасающая Римская империя выдержала еще одну, последнюю для себя битву, в которой, впрочем, в рядах римской армии уже стояли преимущественно отряды варваров. Речь идет о битве на Каталаунских полях, в которой объединенная армия римлян и варваров под командованием “последнего римлянина” Аэция остановила продвижение гуннов во главе с их ранее непобедимым вождем - Аттилой.

Подробное описание этой битвы дошло до нас в изложении Иордана . Наибольший интерес для нас представляет описание Иорданом боевых порядков войска римлян: войско Аэция имело центр и два крыла, причем на флангах Аэций поставил наиболее опытные и проверенные войска, оставив в центре самых слабых союзников. Иордан мотивирует это решение Аэция заботой о том, чтобы эти союзники не покинули его во время боя.

Вскоре после этой битвы Западная Римская империя, не выдержав военных, социальных и экономических катаклизмов, распалась. С этого момента в Западной Европе начинается период истории варварских королевств, а на Востоке продолжается история Восточной Римской империи, получившей у историков Нового времени название Византии.

Западная Европа: От варварских королевств до империи Каролингов.

В к. V-VI вв. на территории Западной Европы складывается ряд варварских королевств: в Италии - королевство остготов, управляемое Теодорихом, на Пиренейском п-ове - королевство вестготов, а на территории римской Галлии - королевство франков.

В военной сфере в это время царит полный хаос, поскольку на одном и том же пространстве одновременно присутствовали три силы: с одной стороны, силы варварских королей, еще представлявшие собой плохо организованные вооруженные формирования, состоявшие практически из всех свободных мужчин племени; с другой стороны - остатки римских легионов, возглавляемых римскими наместниками провинций (классический пример такого рода - римский контингент в Северной Галлии, возглавлявшийся наместником этой провинции Сиагрием и разбитый в 487 г. франками под руководством Хлодвига); наконец, с третьей стороны, присутствовали частные отряды светских и церковных магнатов, состоявшие из вооруженных рабов (антрустионов), либо из воинов, получавших от магната землю и золото за службу (букцелляриев).

В этих условиях начинают формироваться армии нового типа, включавшие в себя три названных выше компонента. Классическим примером европейской армии VI-VII вв. можно считать армию франков. Первоначально армия комплектовалась из всех свободных мужчин племени, способных обращаться с оружием. За службу они получали от короля земельные наделы из вновь завоеванных земель. Каждый год по весне армия собиралась в столице королевства на общий воинский смотр - “мартовские поля”. На этом собрании вождь, а затем и король оглашал новые указы, объявлял походы и их сроки, проверял качество вооружения своих воинов. Сражались франки пешими, используя коней только для того, чтобы добраться до места битвы. Боевые порядки франкской пехоты “…копировали форму древней фаланги, постепенно увеличивая глубину ее построения…” . Вооружение их состояло из коротких копий, боевых топоров (франциска), длинных обоюдоострых мечей (спата) и скрамасаксов (короткий меч с длинной рукоятью и с однолезвийным листовидным клинком 6,5 см в ширину и 45-80 см в длину) . Оружие (особенно мечи) обычно богато украшалось, и внешний вид оружия часто свидетельствовал о знатности его владельца.

Однако в VIII в. в структуре франкской армии происходят значительные изменения, повлекшие за собой изменения и в других армиях Европы. В 718 году арабы, перед этим захватившие Пиренейский полуостров и покорившие королевство вестготов, перешли Пиренеи и вторглись в пределы Галлии. Фактический правитель Франкского королевства в то время - майордом Карл Мартелл вынужден был изыскивать способы остановить их. Он столкнулся сразу с двумя проблемами: во-первых, земельный запас королевского фиска был истощен, и больше неоткуда было брать землю для награждения воинов, а во-вторых, как показало несколько битв, франкская пехота была неспособна эффективно противостоять арабской коннице. Чтобы решить их, он провел секуляризацию церковных земель, получив, таким образом, достаточный земельный фонд для награждения своих воинов, и объявил, что отныне на войну собирается не ополчение всех свободных франков, а только люди, способные приобрести полный комплект вооружения всадника: боевого коня, копье, щит, меч и доспехи, включавшие в себя поножи, латы и шлем . Такой комплект, по данным Рипуарской Правды, стоил очень и очень недешево: полная его стоимость равнялась стоимости 45 коров . Потратить такую сумму на вооружение могли себе позволить очень и очень немногие, а люди, которые не могли себе позволить таких затрат, были обязаны снарядить одного воина от пяти дворов. Помимо этого на службу призывались бедняки, вооруженные луками, топорами и копьями. Всадникам за службу Карл Мартелл раздавал наделы, но не в полную собственность, как это было раньше, а лишь на срок службы, что создавало у знати стимул служить дальше. Эта реформа Карла Мартелла получила название бенефициальной (бенефиций - т.е. благодеяние, - так назывался участок земли, даруемый за службу). В битве при Пуатье (25.10.732) новое войско франков под руководством Карла Мартелла остановило арабов.

Многие историки считают эту битву переломным моментом в военной истории Средних Веков, утверждая, что с этого момента пехота потеряла свое решающее значение, передав его тяжелой коннице. Однако это не совсем так, как в военном, так и в социальном плане. Хотя именно с этого момента начинается выделение слоя всадников не только, как элитной боевой единицы, но и как социальной элиты - будущего средневекового рыцарства, - но все же необходимо учитывать, что это был долгий процесс, и еще достаточно большое время конница выполняла лишь поддерживающую роль при пехоте, принимавшей на себя основной удар противника и изматывавшей его. Изменению ситуации в пользу конницы, как в Западной Европе, так и в Византии, способствовало то, что в VII в. европейцы заимствовали у кочевого народа аваров неизвестное им ранее стремя, которое авары, в свою очередь, принесли из Китая.

Свой законченный вид армия Каролингов приняла при Карле Великом. Армия по-прежнему созывалась на весенний смотр, правда, перенесенный с марта на май, когда появляется много травы, служившей кормом лошадям. Вся численность армии по оценкам историков не превышала десяти тысяч воинов , а в походы никогда не выходило больше 5 - 6 тысяч воинов, так как уже такая армия “…растягивалась вместе с обозом на расстояние дневного перехода в 3 мили” . В пограничной полосе и в крупных городах размещались скары - постоянные отряды, созданные из воинов-профессионалов, подобные же скары сопровождали императора и графов . Внуком Карла Великого, императором Карлом Лысым, в 847 году был издан эдикт, обязывавший каждого свободного человека избрать себе сеньора и не менять его. Это закрепило уже сложившуюся в обществе вассально-сеньориальную систему отношений, а в сфере комплектования и управления армией привело к тому, что теперь каждый сеньор приводил на поле боя свой отряд, набранный из его вассалов, им обученных и снаряженных. Объединенным войском формально командовал король, фактически же - каждый сеньор сам мог отдавать приказы своим людям, что зачастую приводило к полной неразберихе на поле боя. Своего апогея подобная система достигла позже, в эпоху развитого феодализма.

2. Армии периода высокого Средневековья (X-XIII вв.)

А) Западная Европа в X-XI вв.

После раздела Франкской империи по условиям Верденского договора 843 года, подписанного между внуками Карла Великого, политическое развитие французских земель определялось двумя основными факторами: постоянно нарастающей внешней угрозой со стороны норманнских пиратов и падением значения королевской власти, не способной организовать оборону страны, что непосредственно влекло за собой возрастание влияния местных властей - графов и герцогов и их отделение от центральной власти. Превращение графов и герцогов в суверенных наследственных правителей имело своим следствием прогрессирующую феодальную раздробленность французских земель, увеличение числа пожалованных земельных владений, пропорциональное уменьшению площади каждого конкретного надела и превращение бенефиция, жалуемого за службу, в наследственную земельную собственность. В условиях крайнего ослабления королевской власти воскресает старый обычай избрания короля на совете знати. Королями становятся графы из рода Робертинов Парижских, прославившиеся своей борьбой с норманнами.

Эти политические изменения теснейшим образом связаны с изменениями в военном деле той эпохи. Уменьшение значения простонародной пехоты и выход на первый план тяжеловооруженной рыцарской конницы обусловили резкое социальное расслоение франкского общества; именно в этот период окончательно формируется и приобретает особую популярность идея о разделении общества на три сословия: “молящихся” (oratores), “воюющих” (bellatores) и “трудящихся” (laboratores). В свою очередь, прогрессирующая феодальная раздробленность не могла не повлиять на уменьшение размеров армии, которые теперь редко превышали две тысячи человек. Отряд в полторы тысячи человек уже считался большой армией: “Таким образом, набралось девятьсот рыцарей. И набрал [Сид] пятьсот пеших оруженосцев идальго, не считая прочих воспитанников его дома. <…> Приказал Сид оставить свои шатры и отправился располагаться в Сан-Серване и вокруг него в холмах; и каждый человек, который видел лагерь, который устроил Сид, говорил потом, что это было большое войско…” .

Изменилась и тактика боя. Теперь бой начинался со слаженного удара копьями тяжелой конницы, раскалывавшего строй противника. После этой первой атаки битва рассыпалась на одиночные поединки рыцаря с рыцарем. Помимо копья обязательным оружием каждого рыцаря становится длинный обоюдоострый меч. Оборонительное снаряжение франкского рыцаря состояло из длинного щита, тяжелого панциря и шлема, одевавшегося поверх шейного прикрытия. Пехота, игравшая в бою вспомогательную роль, обыкновенно была вооружена палицами, топорами, короткими копьями. Стрелки из лука в западно-франкских землях были по большей части свои, а в восточно-франкских - наемные . В Испании зачастую вместо панциря использовалась заимствованная у мавров кольчуга с длинными рукавами и кольчужным капюшоном, поверх которого одевался шлем: “…Диего Ордоньес также, когда почувствовал, что серьезно ранен, встал против Родриго Ариаса и ударил того мечом в темя, так, что разрубил шлем и кольчужный капюшон, и половину черепа…” .

Отличительной особенностью вооружения итальянского рыцарства была его легкость, - здесь в ходу были короткие колющие мечи, легкие гибкие копья с узкими наконечниками, снабженными дополнительными зацепами, кинжалы. Из защитного вооружения в Италии использовались легкие, обычно чешуйчатые панцири, малые круглые щиты и шлемы, облегающие голову . Эти особенности вооружения обуславливали и отличия тактики итальянских рыцарей от их французских и немецких коллег: итальянцы традиционно действовали в тесном соприкосновении с пехотой и лучниками, зачастую выполняя не только атакующую функцию, традиционную для рыцарей, но и функцию поддержки пехоты.

Нельзя не сказать и об основных противниках западных франков в рассматриваемый период - о норманнах (викингах, варягах). Именно норманны были одними из самых смелых и знающих мореходов средневековой Европы. В отличие от большинства континентальных стран, они использовали флот не только для перевозки грузов и людей, сколько для военных действий на воде. Основным типом норманнского корабля был драккар (несколько таких кораблей найдено, первый из них - в Осеберге в 1904 г., и выставлено в музее в Осло) - парусно-гребной корабль длиной 20-23 м, шириной в средней части 4-5 м. Он очень остойчив за счет сильно развитого киля, благодаря небольшой осадке может подходить к берегу в мелководье и проникать в реки, благодаря эластичности конструкции устойчив к океанским волнам.

Пиратские набеги норманнов поселили такой ужас в сердца европейцев, что в конце Х века в церковную молитву об избавлении от бедствий включена просьба к Богу об избавлении “от ярости норманнов” (“De furore Normannorum libera nos, Domine”). В сухопутном войске норманнов основную роль играла “конная пехота”, т.е. пехота, совершавшая переходы верхом, что давало им существенный выигрыш в мобильности. Отличительной чертой вооружения норманнов были заостренный кверху шлем с наносником, плотно облегающий панцирь и вытянутый книзу длинный щит. Тяжелая пехота норманнов была вооружена тяжелыми длинными копьями, секирами и теми же длинными щитами. Из метательного оружия норманны предпочитали пращу .

Если в походы на Западную Европу отправлялись в основном дружины скандинавской знати (т.н. “морских конунгов”), то на родине отличительной чертой скандинавского общественного устройства и военного дела являлось сохранение свободного крестьянства (бондов) и значительная роль крестьянского ополчения (особенно в Норвегии). Норвежский конунг Хакон Добрый (ум. ок. 960 г.), как сообщает сага , упорядочил сбор морского ополчения: страна была разделена на корабельные округа так далеко от моря “как поднимается лосось” и было установлено, сколько кораблей должен выставить каждый округ при вторжении в страну. Для оповещения была создана система сигнальных огней, позволявшая за неделю передать сообщение через всю Норвегию.

Еще одной отличительной чертой военного дела X-XI веков является расцвет замковой фортификации. Во французских землях инициатива строительства принадлежала местным сеньорам, стремившимся укрепить свою власть в своих владениях, в германских краях, где королевская власть была еще крепка, активным строительством укреплений в рассматриваемый период занимался король (так, при Генрихе I Птицелове (919-936) по границам немецких земель была построена целая серия городков-крепостей - бургов). Однако нельзя сказать, что в этот период наблюдается расцвет и взлет осадного мастерства западноевропейских армий, - осадные орудия увеличиваются количественно, но практически не меняются качественно. Города брались либо измором, либо путем подкопов под стены. Фронтальные штурмы случались редко, так как они бывали сопряжены с большими потерями для атакующих и только в небольшом количестве случаев увенчивались успехом .

Подводя итоги развитию армии и военного дела в странах Западной Европы в этот период, можно отметить еще одну важную особенность этого процесса: в рассматриваемое время начинается активное заимствование в западное военное искусство тактических и стратегических приемов, деталей доспехов или вооружения из военного искусства иных народов, чаще всего - народов Востока. Этот процесс приобретет гораздо больший размах в следующий период европейской истории - период крестовых походов.

Б) Западная Европа в XII-XIII веках: Крестовые походы.

Конец ХI в. в Западной Европе был ознаменован началом крестовых походов, т.е. походов за освобождение Гроба Господня в Иерусалиме. Принято считать, что крестовые походы начались в 1096 г., когда начался первый поход христианских рыцарей в Палестину, приведший к завоеванию Иерусалима, и закончились в 1291 г. потерей города Акры - последней крепости крестоносцев в Палестине. Крестовые походы оказали огромное влияние на всю историю христианской средневековой Европы, особенно же их влияние было заметно в военной сфере.

Во-первых, на Востоке христианские рыцари столкнулись с ранее неведомым им противником: легковооруженная турецкая конница спокойно уходила от удара бронированной рыцарской армады и с безопасного расстояния осыпала европейцев стрелами из луков, а турецкая пехота, использовавшая в бою еще неизвестные европейцам самострелы, ядра которых пробивали рыцарский панцирь, производила ощутимый урон в рядах христианской конницы. Более того, турки, уступавшие рыцарям в бою один на один, превосходили христиан числом и нападали все сразу, а не поодиночке. Гораздо более подвижные, поскольку их движения не сковывал доспех, они вертелись вокруг рыцарей, нанося удары с разных сторон, и довольно часто добивались успеха. Было очевидно, что необходимо как-то приспосабливаться к новым методам ведения боя. Эволюция христианской армии на Востоке, ее структуры, вооружения, а, значит, и тактики ведения боя шла по двум основным путям.

С одной стороны, возрастает роль пехоты и лучников в военных действиях (лук, несомненно, был известен в Европе задолго до крестовых походов, но с таким массовым применением этого оружия европейцы столкнулись впервые именно в Палестине), заимствуется самострел. Массированное применение турками лучников и пехоты производит такое впечатление, что английский король Генрих II даже проводит в Англии военную реформу, заменив военную службу многих феодалов налоговым сбором (так называемыми “щитовыми деньгами”) и создав военное ополчение из всех свободных людей, обязанных являться в войско по первому зову короля. Многие рыцари, пытаясь сравняться с турками в подвижности, заимствуют у них легкое вооружение: кольчугу, легкий шлем, круглый кавалерийский щит, легкое копье и кривой меч. Естественно, что вооруженные подобным образом рыцари больше не были самодостаточны, и вынуждены были действовать в активном взаимодействии с пехотными и стрелковыми частями.

С другой стороны, вооружение подавляющей части рыцарей эволюционирует в сторону утяжеления: величина и толщина копья увеличивается так, что им становится невозможно управлять свободной рукой - теперь, чтобы нанести удар, его нужно было упирать в выемку наплечника, увеличивается вес меча. В доспехе появляется шлем-горшок, закрывавший всю голову и оставлявший только узкую щель для глаз, панцирь становится ощутимо тяжелее, и еще больше, чем раньше сковывает движения рыцаря. Лошадь с большим трудом могла нести такого всадника, что привело к тому, что, с одной стороны, турок с его легким вооружением не мог причинить закованному в железо рыцарю никакого вреда, а с другой стороны, рыцарь, нагруженный доспехами, не мог догнать турка . При таком типе вооружения знаменитый рыцарский копейный удар был невозможен - каждый отдельный рыцарь, во-первых, занимал слишком много места, а во-вторых, был слишком неповоротлив, - и, таким образом, бой сразу же разбивался на множество поединков, в которых каждый рыцарь выбирал себе противника и стремился с ним схватиться. Это направление развития вооружения и стало основным для европейского военного дела на протяжении всего XIII в.

Во-вторых, крестовые походы сильнейшим образом повлияли на повышение групповой солидарности европейского рыцарства, внезапно осознавшего себя единым воинством Христовым. Это осознание проявлялось в нескольких основных формах, среди которых можно назвать образование и широкое распространение военно-монашеских орденов и появление турниров.

Военно-монашеские ордена представляли собой организации монастырского типа, имевшие свой устав и резиденцию. Возглавлялись ордена великими магистрами. Члены орденов принимали на себя монашеские обеты, но при этом жили в миру и, более того, воевали. Первым возник орден тамплиеров в 1118 году, примерно в то же время возникает орден иоаннитов или госпитальеров, в Испании в 1158 году появляется орден Калатравы, а в 1170 году - орден Сантьяго-де-Компостела, в 1199 году основывается Тевтонский орден меченосцев. Основными задачами орденов в Святой Земле стала охрана паломников, защита большей части христианских крепостей, война с мусульманами . По сути дела, ордена стали первыми регулярными профессиональными армиями христианской Европы.

Итак, подводя итоги развитию военного дела в Европе в XII-XIII вв., можно отметить несколько основных тенденций: увеличение роли пехоты и стрелковых соединений и происходившее в то же время замыкание на себя рыцарского сословия, что выражалось, с одной стороны, в дальнейшем утяжелении доспеха, превращавшем одиночного рыцаря в боевую крепость, как по грозности, так и по подвижности, а с другой - в самоорганизации рыцарства в военно-монашеские ордена, в появлении развитой системы гербов, значение которых было понятно лишь посвященным и т.д. Это нараставшее противоречие привело, в конце концов, к нескольким крупным поражениям, нанесенным рыцарям простолюдинами (например, при Куртре в 1302 году, при Моргартене в 1315 году) и к дальнейшему падению военной роли рыцарства.

3. Европа в XIV-XV веках: осень Средневековья.

Значение XIV-XV вв. для европейской военной истории сравнимо, пожалуй, только с VIII-X вв. Тогда мы наблюдали зарождение рыцарства, сейчас же - его упадок. Это было связано с несколькими факторами, наиболее значительными из которых можно назвать следующие: во-первых, в этот период в большинстве европейских государств складываются единые централизованные монархии, сменяющие собой феодальную раздробленность, что, в свою очередь, влекло за собой постепенное, но неумолимое превращение вассалов в подданных, во-вторых, простые незнатные люди, возвращавшиеся из крестовых походов понимали, что рыцарство не так непобедимо, каким оно казалось, понимали, что слаженными действиями пехоты можно добиться очень многого, и, наконец, в-третьих, именно в этот период входит в широкое употребление огнестрельное оружие и, прежде всего, - артиллерия, от которой уже не спасали даже самые лучшие рыцарские доспехи.

Все эти и некоторые другие факторы в полной мере проявились во время самого длительного в истории Европы военного конфликта, имевшего место между Англией и Францией. Речь идет о Столетней войне 1337-1453 гг. Война началась из-за претензий английского короля Эдуарда III на французский трон.

Буквально в первые же годы войны Франция потерпела ряд серьезнейших поражений: в морском сражении при Слейсе (1346) погиб весь французский флот, а уже на суше, в битве при Креси (1346) французское рыцарство, столкнувшись с английскими лучниками, потерпело страшный разгром. Фактически, в этой битве французы разбились о собственное же убеждение в непобедимости рыцарской конницы и о неспособности пехоты эффективно противостоять ей. Когда было выбрано поле для битвы, английский полководец поставил на холме своих лучников и спешенных рыцарей. Спешенные рыцари не могли передвигаться, зато стояли, стальной стеной прикрывая своих лучников. Французы, напротив, бросили своих рыцарей в атаку на холм прямо с марша, не дав им ни отдохнуть, ни построиться. Это привело к весьма печальным последствиям для них, - стрелы английских лучников не могли пробить сам рыцарский доспех, но они находили дорожку в конской броне, либо в забрале шлема. В итоге до вершины холма добралось всего около трети французских рыцарей, раненных и измотанных. Там же их встретили отдохнувшие английские рыцари с мечами и боевыми топорами. Разгром был полным.

Десять лет спустя, в битве при Пуатье (1356) французы потерпели еще одно поражение. На этот раз победа англичан была поразительна по своим результатам - к ним в плен попал сам король Франции Иоанн II Добрый. В разгар битвы вассалы французского короля, видя, что военная удача им изменила, предпочли увести с поля боя свои отряды, бросив короля сражаться практически в полном одиночестве - с ним остался лишь его сын. Это поражение в очередной раз показало, что феодальная армия изжила себя, и не может более достойно противостоять набранному ополчению из простых людей.

Ситуация усугубилась с началом активного использования огнестрельного оружия сначала в качестве осадной, а затем и в качестве полевой артиллерии . Критическая ситуация, сложившаяся во Франции как в политике, так и в области военного дела к началу XV века, вынудила короля Карла VII провести военную реформу, коренным образом изменившую облик французской, а затем и европейской армии. Согласно королевскому ордонансу, изданному в 1445 году, во Франции создавался регулярный воинский контингент. Набирался он из дворян и представлял собой тяжело вооруженную конницу. Эта кавалерия делилась на отряды или роты, которые состояли из “копий”. В “копье” обыкновенно входило 6 человек: один кавалерист, вооруженный копьем и пять вспомогательных конных воинов . Помимо этой конницы, носившей название “бан” (т.е. “знамя”) и набиравшейся из непосредственных вассалов короля, в контингент включались еще артиллерийские части, части лучников и пехота. В случае крайней необходимости король мог созвать арьербан, т.е. ополчение из вассалов своих вассалов.

Соответственно изменениям в структуре армии, менялся и алгоритм боевых действий: теперь, когда встречались два воюющих войска, в первую очередь начинался артобстрел, сопровождаемый рытьем укреплений для своих орудий и укрытий от вражеских ядер: “Граф Шароле разбил лагерь вдоль реки, окружив его повозками и артиллерией…” ; “Люди короля начали рыть траншею и сооружать из земли и дерева вал. За нею они поставили мощную артиллерию <…> Многие из наших вырыли окопы возле своих домов…” . Во все стороны от лагеря высылались дозоры, достигавшие иногда пятидесяти копий, то есть трехсот человек численности . В бою враждующие стороны стремились добраться до артпозиций друг друга для того, чтобы захватить орудия. В общем, мы можем отметить, что начиналась классическая война Нового времени, обзор которой уже выходит за рамки этой работы.

Аннотированная библиография

I. Публикации источников (на русском языке).

Также как и для предыдущей статьи этого издания, подбор источников для этой работы был затруднен несколькими обстоятельствами. Во-первых, крайне сложно найти хотя бы один источник по истории Средних Веков, в котором не затрагивалась бы тема войны; во-вторых, в отличие от античности, в Средние века практически не существовало сочинений, посвященных конкретно военному делу, либо истории какой-либо конкретной войны (исключение составляет византийская традиция, в рамках которой были созданы “Войны” Прокопия Кесарийского, а также сочинения по тактике и стратегии псевдо-Маврикия, Кекавмена и прочих); наконец, в-третьих, ситуация с источниками по истории Средних Веков, переведенными на русский язык, оставляет желать много лучшего. Все это вместе обуславливает тот факт, что ниже приводится лишь небольшая подборка источников, которые мы можем порекомендовать для чтения по теме статьи. Характеристика источников дана только с точки зрения военной истории. Более подробные сведения см.: Люблинская А.Д. Источниковедение истории Средних веков. – Л., 1955; Бибиков М.В. Историческая литература Византии. – СПб., 1998. - (Визант. библиотека).

1. Агафий Миринейский. О царствовании Юстиниана / Пер. М.В. Левченко. – М., 1996. Сочинение продолжателя Прокопия Кесарийского посвящено описанию войн полководца Нарсеса против готов, вандалов, франков и персов и содержит богатую информацию о византийском военном искусстве второй половины VI века. Однако Агафий не был военным человеком и его изложение военных событий иногда страдает неточностью.

2. Анна Комнина. Алексиада / Пер. с греч. Я.Н. Любарского. - СПб., 1996. - (Визант. библиотека). Несмотря на риторический стиль и отсутствие у самого автора какого-либо опыта в военном деле, это сочинение остается важным источником по военной истории Византии в эпоху Комнинов.

3. Видукинд Корвейский. Деяния саксов. – М., 1975. Источник создан в Х веке монахом Новокорвейского монастыря. Даны сведения преимущественно политического характера, войны описаны коротко (в стиле Veni, vidi, vici ), однако встречаются описания вооружения и военной одежды саксов, есть сведения о принципе комплектования саксонской армии, о наличии у саксов военного флота, кавалерии и осадных орудий.

4. Виллардуэн, Жоффруа де. Завоевание Константинополя / Пер., ст., коммент. М.А. Заборова. – М., 1993. – (Памятники историч. мысли). Воспоминания одного из руководителей IV Крестового похода. Содержатся данные по организации, численности и вооружению крестоносного воинства.

5. Греческие полиоркетики. Флавий Вегеций Ренат / Предисл. А.В. Мишулина; коммент. А.А. Новикова. – СПб., 1996. – (Античн. библиотека). Подробный комментарий к этому источнику см. выше в библиографии к статье по античной армии. Можно лишь добавить, что сочинение Вегеция было наиболее авторитетным для средневековых мыслителей трактатом об устройстве армии, – в идеальном легионе Вегеция они видели идеальную модель построения средневекового рыцарского войска.

6. Дигесты Юстиниана. Кн.XLIX. Тит.XVI. О военном деле / Пер. И.И. Яковкина // Памятники римского права: Законы XII таблиц. Институции Гая. Дигесты Юстиниана. – М., 1997. – С.591-598. Комментарий к данному источнику см. в библиографии к статье по античной армии. Можно добавить, что военное право “Дигест” не только сохранило свою актуальность ко времени Юстиниана, но и было воспринято и использовано потом многими европейскими законодателями эпохи Средних веков (например, королем Кастилии и Леона Альфонсо Х Мудрым) при составлении своих законов.

7. Иордан. О происхождении и деяниях гетов. “Getica” / Пер., вступ. ст., коммент. Е.Ч. Скржинской. – СПб., 1997. – (Визант. библиотека). – С. 98-102. Из этого труда можно порекомендовать только описание Иорданом знаменитой битвы на Каталаунских полях, ставшее для многих средневековых хронистов образцом для подражания при описании битв.

8. Клари, Робер де. Завоевание Константинополя / Пер., ст., коммент. М.А. Заборова. – М., 1986. – (Памятники историч. мысли). Автор – один из простых рыцарей, состоявших в войске крестоносцев, штурмовавших Константинополь в 1204 г., чем и объясняется некоторая неполнота и субъективность сведений источника. Тем не менее, в тексте хроники содержатся сведения о численности рыцарских отрядов, о стоимости найма кораблей для перевозки войска, о структуре рыцарского войска.

9. Коммин, Филипп де. Мемуары / Пер., ст., примеч. Ю.П. Малинина. – М., 1986. – (Памятники историч. мысли). Автор – профессиональный военный и дипломат, сначала служил под началом герцога Бургундии Карла Смелого, потом перешел на сторону короля Людовика XI и стал его советником по делам войны с Бургундией. В его труде содержится масса информации, необходимой для исследования французской армии сер. – 2-й пол. XV в., ее структуры, вооружения, тактики и стратегии.

10.Константин Багрянородный. Об управлении империей / Пер. Г.Г. Литаврина. – М., 1991. – (Древнейшие источники по истории Восточн. Европы). Сочинение византийского императора в 913-959. Содержит многочисленные сведения по византийской дипломатии, военной организации, отношениям с соседними народами, а также и по военной технике (описание греческого огня).

11.Кулаковский Ю.А. Византийский лагерь конца X в. // Византийская цивилизация в освещении российских ученых, 1894-1927. – М., 1999. – С.189-216. Комментированная публикация очень тщательно написанного небольшого византийского трактата к. X в. “De castrametatione” (“О разбивке лагеря”). Снабжена схемами византийского лагеря. Впервые опубл.: Византийский временник. – Т.10. – М., 1903. – С.63-90.

12.Маврикий. Тактика и стратегия: Первоисточник соч. о воен. искусстве имп. Льва Философа и Н. Макиавелли / Пер. с лат. Цыбышева; предисл. Н.А. Гейсмана. – СПб., 1903. Основополагающее византийское сочинение по стратегии рубежа V-VI вв. Его принадлежность императору Маврикию (582-602) оспаривается современными учеными. Особый интерес представляют первое в европейской военной литературе упоминание стремян, а также сведения по военному делу древних славян. Есть более доступное сокращенное изд.: Псевдо-Маврикий. Статегикон / Пер. Цыбышева под ред. Р.В. Светлова // Искусство войны: Антология военной мысли. – СПб., 2000. – Т.1. – С.285-378.

13.Петр из Дусбурга. Хроника земли Прусской / Изд. подгот. В.И. Матузова. – М., 1997. Сочинение, рассказывающее о войнах Тевтонского ордена в Пруссии с точки зрения крестоносцев. Чрезвычайно ценный источник по духовно-рыцарским орденам, великолепно переведенный и откомментированный.

14.Песнь о Нибелунгах: эпос / Пер. Ю. Корнеева; вступ. ст., коммент. А.Я. Гуревича. – СПб., 2000. Знаменитый старогерманский эпос. Отсюда можно почерпнуть как сведения относительно вооружения, так и по поводу стратегии средневекового войска (в частности, относительно использования разведки).

15.Песнь о Роланде: по Оксфордскому тексту / Пер. Б.И. Ярхо. – М. – Л.: “Academia”, 1934. Из этого текста можно брать сведения о вооружении рыцарей, о тактике боя (устройство засад и пр.), а также о структуре войска. Не надо обращать внимание на численность войск, указываемую в “Песни…”.

16.Песнь о Сиде: Староиспанский героический эпос / Пер. Б.И. Ярхо, Ю.Б. Корнеева; изд. подгот. А.А. Смирнов. – М.-Л., 1959. – (Лит. памятники). Текст источника датируется серединой XII века и содержит ценные сведения о военном искусстве XI-XII веков, о методах ведения осады, о численности войск (в отличие от “Песни о Роланде” этот памятник дает достоверную информацию по этому предмету, подтверждаемую данными других источников), о вооружении и снаряжении рыцарей.

17.Прокопий Кесарийский. Война с готами: В 2 т. / Пер. С.П. Кондратьева. – М., 1996. – Т.1-2.

18.Прокопий Кесарийский. Война с персами. Война с вандалами. Тайная история / Пер., ст., коммент. А.А. Чекаловой. – СПб., 1998. – (Визант. библиотека). Прокопий Кесарийский – профессиональный историк времени императора Юстиниана, создавший цикл исторических произведений “История войн”, посвященный войнам Византийской империи при этом императоре. В этот цикл вошли уже названные выше сочинения “Война с готами”, “Война с персами” и “Война с вандалами”. Характерной особенностью этих произведений является глубокое знание Прокопием описываемого предмета, – он долгие годы был личным секретарем крупнейшего полководца Юстиниана, Велисария, и сопровождал его в походах, а потому имел непосредственную возможность наблюдать ход военных действий. Особенно удачны у Прокопия описания осад городов (причем как с точки зрения осаждающего, так и с точки зрения осажденного). Сведения автора о численности и структуре византийского войска подтверждаются другими источниками, а потому могут считаться достоверными.

19.Прокопий Кесарийский. О постройках / Пер. С.П. Кондратьева // Он же. Война с готами: В 2 т. – М., 1996. – Т.2. – С.138-288. Это сочинение Прокопия содержит богатую информацию о строительной политике императора Юстиниана, в частности – о военном строительстве той эпохи. Подробно освещены принципы византийской фортификации, названы практически все крепости, построенные при Юстиниане.

20.Рихер Реймсский. История / Пер., коммент., ст. А.В. Тарасовой. – М., 1997. Из этого сочинения можно почерпнуть информацию о вооружении войска и приемах ведения боя в к. Х-XI вв., о применении разведки в военных действиях. В свою очередь, сведения о структуре франкского войска у Рихера нельзя назвать заслуживающими доверия – разделение войска на легионы и когорты Рихер явно позаимствовал у римских авторов, а конкретнее – у любимого им Саллюстия.

21.Сага о Сверрире / Изд. подгот. М.И. Стеблин-Каменский и др. – М., 1988. – (Лит. памятники). История междоусобных войн в Норвегии в XII-XIII вв. Продолжает “Круг Земной” Снорри Стурлусона (см. ниже), содержит подробные сведения по военному делу, которое и после окончания эпохи викингов продолжало в Норвегии сильно отличаться от остальной Западной Европы.

22.Саксонское зерцало / Отв. ред. В.М. Корецкий. – М., 1985.

23.Салическая Правда / Пер. Н.П. Грацианского. – М., 1950. Эти два памятника писаного обычного права германских народов внесены в список источников как типичные представители “варварских Правд”. Из них, как правило, нельзя почерпнуть реальной информации о военном деле, но зато там содержится информация о стоимости доспехов и вооружения, что создает представление о социальном положении воина в германском варварском обществе.

24.Снорри Стурлусон. Круг Земной / Изд. подгот. А.Я. Гуревич и др. – М., 1980. – (Лит. памятники). Классическое собрание саг о “правителях, которые были в Северных Странах и говорили на датском языке”, созданное в Исландии в 1-й пол. XIII в. Изложение доведено с древнейших времен до 1177 г. Применительно к военной истории, здесь содержится информация о военном деле викингов, об их завоевательных походах, военных хитростях и вооружении, о механизме комплектования норманнской армии.

25.Советы и рассказы Кекавмена. Сочинение византийского полководца XI в. / Подгот. текста, введ., пер., коммент. Г.Г. Литаврина. – М., 1972. – (Памятники средневековой истории народов Центр. и Вост. Европы). Источник написан в 1070-е гг. Содержит советы по руководству войском (около четверти объема), а также житейские наставления, которые дают представить византийскую военную аристократию и, к тому же, зачастую проиллюстрирована примерами из области военного дела. Один из основных источников по византийской военной истории. Единственная рукопись хранится в Рукописном отделе ГИМ в Москве.

II. Литература.

Ниже приводится литература по истории средневековой армии, рекомендованная для прочтения. Нами были отобраны лишь общие работы, что объясняется двумя основными факторами: необычайным обилием работ, посвященных частным вопросам военного искусства средневековой Европы, вышедших на Западе, с одной стороны, и малой доступностью для отечественного читателя работ по национальным военным историям стран Западной Европы, с другой. Почти все представленные ниже работы обладают хорошей библиографией, позволяющей читателю легко осуществить дальнейший поиск литературы.

26.Винклер П. фон. Оружие: Руководство к истории, описанию и изображению ручного оружия с древнейших времен до начала XIX века. – М., 1992. Неплохой справочник по части средневекового вооружения, хорошо подобранный иллюстративный ряд, сопровождаемый профессиональным комментарием.

27.Гуревич А.Я. Походы викингов. – М., 1966. – (Научно-популярн. серия АН СССР). Хотя эта книга написана и не военным историком, но содержит многочисленные сведения по военному делу и военной организации викингов, а также фотографии кораблей и оружия. Автор - один из крупнейших отечественных скандинавистов.

28.Дельбрюк Г. История военного искусства в рамках политической истории: В 4 т. – СПб., 1994-1996. – Т.2-3. Относительно этого издания см. аннотацию к нему, данную в предыдущей статье.

29.Дюпюи Р.Э., Дюпюи Т.Н. Всемирная история войн: Харперовская энциклопедия военной истории. – СПб.; М., 1997. – Кн.1-2. Этим изданием можно пользоваться только для получения начальной минимальной информации по интересующему предмету. Сведения, здесь собранные, касаются, в первую очередь, вопросов тактики средневековых армий на примере знаменитых битв. В издании приведены схемы битв и прочий иллюстративный материал.

30.История крестовых походов / Под ред. Д. Райли-Смита. – М., 1998. Издание представляет собой перевод на русский язык одного из лучших трудов по истории крестовых походов, подготовленного в Оксфордском университете. Отдельно необходимо отметить главы, посвященные военно-монашеским орденам, в которых подробно разбирается не только военное искусство орденов, но и их внутренняя организация, место в обществе и политике. Также нужно сказать, что в книге отдельно затронуты вопросы снабжения и перевозки армий во время крестовых походов, ранее исследовавшиеся довольно мало. Отличительную черту книги составляет богатый иллюстративный материал.

31.Кардини Ф. Истоки средневекового рыцарства. – Сретенск, 2000. В этой работе представляется возможным рекомендовать для прочтения вторую и третью части, посвященные формированию идеологии средневекового христианского рыцарства и военному искусству европейцев (преимущественно – франков, византийцев и их союзников) периода VI-IX веков, т.к. точка зрения автора на предысторию рыцарства и, в частности, его военного искусства, изложенная в первой части книги, весьма спорна и неоднозначна. К сожалению, также необходимо отметить, что в русском переводе этой книги снят весь историографический материал, научная полемика и сноски на источники, что, безусловно, лишает многие утверждения автора изрядной доли доказательности.

32.Литаврин Г.Г. Византийское общество и государство в X-XI вв. – М., 1977. – С.236-259.

33.Он же. Как жили византийцы. – СПб., 1997. – (Визант. библиотека). - С.120-143. Очерки военного дела в Византии центрального периода ее истории (IX-XII вв.), написанные одним из крупнейших отечественных византинистов (вторая из этих двух книг - научно-популярная).

34.Мельвиль М. История ордена тамплиеров / Пер. с фр. Г.Ф. Цыбулько. – СПб., 1999. – (Clio). Добротное исследование истории одного из наиболее известных духовно-рыцарских орденов.

35.Разин Е.А. История военного искусства. – СПб., 1999. – Т.2. – (Военно-историч. библиотека). Работа сделана вполне основательно, и если не обращать внимания на многочисленные советские штампы, то можно назвать ее одним из наиболее полных произведений по военной истории Средних Веков на русском языке. В книге дан богатый иллюстративный материал, из которого наиболее интересны схемы основных сражений Средневековья.

36.Флори Ж. Идеология меча: Предыстория рыцарства. – СПб., 1999. – (Clio). Как следует из названия, эта работа посвящена формированию идеологии христианского рыцарства и становлению его социальной структуры. Одна из лучших работ, посвященных идеологии рыцарства, сопровождаемая, к тому же, довольно полной библиографией по вопросам военной истории Средних Веков.

37.Яковлев В.В. История крепостей: Эволюция долговременной фортификации. – СПб., 1995. – Гл. IV-XII. С этим изданием лучше обращаться с осторожностью – профессиональное исследование фортификаций IX-XVII вв. сопровождается более чем сомнительными историческими комментариями.

38.Beeler J. Warfare in the feudal Europe: 730 – 1200. – Ithaca (N.Y.), 1971. В работе известного английского исследователя рассматривается военное дело стран Западной Европы от эпохи Каролингов до периода расцвета военного феодализма. Отдельные главы посвящены развитию и характерным особенностям военного искусства в норманнской Италии, южной Франции и христианской Испании. Отличительной чертой работы является доступность изложения материала, не влияющая, впрочем, на его полноту.

39.Contamine Ph. La guerre au Moyen Age. – P., 1980; 1999. – (Nouvelle Clio: L’histoire et ses problémes). Уже много лет этот труд по праву считается классическим в области изучения военной истории Средних Веков. В книге освещено развитие армии и военного искусства в странах Западной Европы и в государствах Латинского Востока в период V – к. XV вв. Отдельное внимание уделено эволюции вооружения, появлению и развитию артиллерии, а также связи войны с различными сторонами жизни средневекового общества. Великолепный научно-справочный аппарат, важнейшее место в котором занимает список источников и литературы общим объемом более ста страниц, дает основание рекомендовать это произведение всем желающим ознакомиться с историей военного дела Средних Веков.

40.Lot F. L’art militaire et les armées au Moyen Age en Europe et dans le Proche Orient: 2 vols. – P., 1946. Классическая работа по истории военного искусства, выдержавшая уже несколько изданий и до сих пор не потерявшая своей актуальности. Особое место в книге уделено сопоставлению военного искусства христианских армий и мусульман в период крестовых походов.

41.Medieval warfare: A history / Ed. by Maurice Keen. – Oxford, 1999. Книга разделена на две основные части, в первой из которых в хронологическом порядке рассматривается история военного дела Европы и Латинского Востока, начиная от Каролингов и заканчивая Столетней войной, а вторая содержит несколько глав, посвященных рассмотрению отдельных вопросов: искусство осады в Средние Века, вооружение средневековых армий, наемничество, военный флот в Средние Века и появление пороховой артиллерии и регулярных армий. Книга богато иллюстрирована, снабжена хронологическими таблицами и прекрасным библиографическим указателем.

42.Menendez Pidal R. La España del Cid: 2 vols. – Madrid, 1929. Прекрасная работа испанского филолога, посвященная Испании периода XI – XIII веков. Армия рассматривается как неотъемлемая часть испанского средневекового общества, показывается ее структура, основы ее военного искусства, ее вооружение. Вопреки названию, работа основана далеко не только на материале “Песни о Сиде”, но и на прочих источниках.

43.Nicolle D. Medieval warfare: Sourcebook: In 2 vols. – L., 1995-1996. – Vol.1-2. Обобщающий сводный труд, посвященный военному делу Средневековой Европы, начиная от эпохи Великого переселения народов до начала Великих географических открытий. В первом томе описано военное дело в пределах Европы, во втором идет речь о военных мероприятиях европейцев в других странах. Характерными особенностями работы являются, во-первых, ее четкая структура, а во-вторых, богатейший иллюстративный материал (в каждом томе на 320 страниц текста приходится 200 иллюстраций), делающий книгу практически незаменимой для изучения военной истории Средних Веков.

44.Oman C.W.C. The art of war in the Middle Ages: A.D. 378 – 1515 / Rev. ed. by J.H. Beeler. – Ithaca (N.Y.), 1963. Пятое издание одной из самых популярных в Европе книг по военной истории. Созданная в конце XIX века она по-прежнему привлекает к себе читателей доступностью и, в хорошем смысле слова, популярностью изложения. В книге уделено внимание военной стороне распада Римской империи, Великому переселению народов, отдельные главы посвящены военному развитию Византии в VI-XI вв., Швейцарии в 1315-1515 гг. и Англии в XIII-XV вв. В заключении автор пишет о военном деле государств Восточной Европы XV в., включая Оттоманскую Порту. Книга снабжена хронологическими таблицами.

45.Prestwich M. Armies and warfare in the Middle Ages: The English experience. – New Haven; L., 1996. Книга интересна тем, что автор отдельно концентрирует внимание на роли пехоты в Средние Века, подробно рассматривает проблему военных коммуникаций, проблемы стратегии (в частности – использование разведки в Средние Века). Интересен также один из основных выводов автора – он сомневается в реальности так называемой “средневековой военной революции”, приведшей к увеличению роли кавалерии в бою, и считает, что роль пехоты в средневековой армии сильно недооценивалась предшествующими историками. Книга богато иллюстрирована.

Иордан . О происхождении и деяниях гетов. “Getica”. – СПб., 1997. – С. 98-102.

Разин Е.А. История военного искусства. – СПб., 1999. – Т.2. – (Военно-историч. библиотека). – С.137.

Винклер П. фон. Оружие: руководство к истории, описанию и изображению ручного оружия с древнейших времен до начала XIX века. – М., 1992. – С. 73-74.

Подробнее о реформе Мартелла см. главу, посвященную силе и слабости каролингских армий в: Contamine Ph. La guerre au Moyen Age. – P., 1999.

Lex Ripuaria, XXXVI, 11 // MGH LL. – T.V. – P.231. Цит. по: Дельбрюк Г. История военного искусства в рамках политической истории. – СПб., 1994. – Т.2. – С.7.

По вопросу о численности каролингских армий см. соответствующие главы в: Дельбрюк Г. История военного искусства… – Т.2. – СПб., 1994; Contamine Ph. La guerre au Moyen Age. – P., 1999; Oman C.W.C. The art of war in the Middle Ages: A.D. 378 – 1515 / Rev. ed. by J.H. Beeler. – Ithaca (N.Y.), 1963.

Подробнее о развитии артиллерии см. соответствующие главы в: Contamine Ph. La guerre au Moyen Age. – P., 1999; Medieval warfare: A history / Ed. by Maurice Keen. – Oxford, 1999.

Ссоры