Для развития силы используют упражнения. Как развить силу мышц — лучшие упражнения и главные принципы

Чтобы совершать на футбольном поле стремительные рывки, прыжки за мячом, наносить удары по воротам соперников с расстояния 25-30 шагов или выполнять длинные передачи партнеру, внезапно останавливаться и резко менять направление бега, футболист должен обладать силой. Что же мы понимаем под этим термином?
Сила - это способность спортсмена преодолевать внешнее сопротивление за счет мышечных усилий. Для футболиста особенно важно развивать силу ног. Однако во время тренировок также необходимо в достаточной степени уделять внимание и развитию мышц шеи, плечевого пояса, туловища, спины, живота. Словом, футболист должен обладать такой силой, которая поможет ему осуществлять рывки за мячом и на свободное место, прыжки за мячом, даст возможность внезапно остановиться и резко поменять направление движения, сильно бить по мячу. В то же время развитие силы не должно идти в ущерб гибкости, быстроте, умению точно воспринимать игру.

Наибольшие темпы развития силы наблюдаются в основном в младшем и подростковом возрасте: с 8 до 9 лет, с 10 до 11 лет и с 14 до 15 лет. При этом в возрасте 8-11 лет рекомендуется использовать прыжковые, акробатические и гимнастические упражнения на снарядах. Для 12-14-летних можно применять динамические упражнения с небольшими отягощениями, лазание по канату, толкание ядра. Для 15-16-летних количество упражнений с отягощениями заметно увеличивается.
После каждого интенсивного упражнения рекомендуется короткий отдых (20-30 с). В паузах для отдыха целесообразно выполнять упражнения на расслабление.

Упражнения для развития мышц шеи

1. Из различных исходных положений (основная стойка, лежа на спине, лежа на животе и пр.) наклоны и повороты головы, круговые движения головой. То же, но с сопротивлением руками. Например, лежа на животе, руки за головой, отвести голову назад, оказывая сопротивление руками, и затем, нажимая руками, наклонить голову вперед, оказывая сопротивление напряжением мышц шеи.
2. Встать с партнером друг против друга, взять его за шею и попробовать наклонить к себе. Партнер, стоящий в положении ноги врозь (одна нога вперед), пытается сопротивляться. Поменяться ролями.

Упражнения для развития мышц рук и плечевого пояса

1. Сгибание и разгибание рук в упоре стоя, в упоре лежа.
2. Лазание по канату с помощью ног и без участия ног.
3. Встать с партнером друг против друга, взяться за палку двумя руками. Держа палку на вытянутых руках, перетягивать друг друга, преодолевая сопротивление партнера.
4. Встать с партнером друг против друга и, опираясь о ладони друг друга, попеременно сгибать и выпрямлять руки с сопротивлением.
5. Броски набивного мяча двумя руками: снизу, от груди, из-за головы, из-за спины, через голову, между ногами с наклоном вперед.
6. Перебрасывание набивного мяча из руки в руку.
7. Толчки набивного мяча одной рукой.

Упражнения для развития мышц живота

1. Из положения упор сидя сделать прямыми ногами «ножницы».
2. Лечь на спину. Попросить партнера прижать к земле (полу) ваши ноги. Медленно поднимать и опускать туловище.
3. Из положения вис на гимнастической стенке (спиной к ней) поднять ноги как можно выше и медленно опускать.

Упражнения для развития мышц туловища

1. Из положения ноги врозь, руки вверх, трижды наклониться влево и вернуться в исходное положение. То же вправо. Выполнить в каждую сторону по 6-8 упражнений.
2. Встать на колени, руки вверх, круговые движения туловища вправо, затем влево. Выполнить по 6-8 кругов в каждую сторону. Упражнение можно делать с небольшими гантелями.
3. Прижать набивной мяч руками сзади к шее и делать наклоны туловища в стороны и повороты направо и налево.
4. Встать с партнером спиной друг к другу, руки вверх. Взявшись за руки, наклониться влево и вернуться в исходное положение. То же вправо. Выполнить 5-7 раз в каждую сторону.

Упражнения для развития мышц спины

1. Лечь на живот, руки вверх. Делать одновременно встречные движения назад ногами и руками, стараясь хорошо прогнуться. Повторить 6-8 раз.
2. Лечь на живот, руки вверх, ноги хорошо закрепить (или партнер держит за ноги). Прогнуться 5-7 раз.
3. Принять положение упор лежа на согнутых руках. Выпрямить руки, прогнуться так, чтобы бедра касались земли. Повторить 5-8 раз.

Упражнения для развития мышц ног

1. Бег в гору с высоким подниманием бедра в среднем и быстром темпе. Обращать особое внимание на выпрямление опорной ноги.
2. Бег с высоким подниманием бедра в яме с песком (по глубокому снегу, по воде), с отягощением и без него, на месте и с незначительным продвижением вперед, в различном темпе.
3. Бег прыжками по мягкому грунту (опилочная дорожка, песок, торфяной грунт) в различном темпе, в гору, по ступенькам лестницы вверх. Следует обращать внимание на законченность движений при отталкивании.
4. Прыжки на прямых ногах. Поочередное отталкивание правой и левой ногой производится за счет сгибания и разгибания в голеностопных суставах. Выполняется в медленном и среднем темпе с незначительным продвижением вперед по мягкому грунту. При этом следует обращать внимание на отталкивание только стопой с максимальным сгибанием ноги в коленном суставе.
5. Прыжки на одной ноге. Мощно отталкиваясь ногой, продвигаться вперед. При этом следить, чтобы руки работали, как при беге. Дистанция 15-30 м.
6. Упражнение для укрепления мышц задней поверхности бедра. Лежа на животе, партнер держит ноги за голеностопные суставы. Медленно поднимать туловище назад до положения стоя на коленях и медленно возвращаться в исходное положение. Выполняя упражнение, следить за подниманием прямого туловища (можно прогнувшись).
7. Упражнение для укрепления мышц передней поверхности бедра. Стоя на коленях, медленно наклоняться назад до касания головой пола и медленно выпрямляться до исходного положения (рис. 22).

Рис. 22

8. Из основной стойки сделать на три такта пружинистые приседания, на четвертый такт вернуться в исходное положение. Повторить 12-15 раз.
9. Из основной стойки, руки за спиной, присесть на носках (ноги сомкнуть, спину прогнуть, вперед не наклоняться). Повторить 10-12 раз.
10. Из основной стойки присесть поочередно то на одной, то на другой ноге. Повторить 6-8 раз.
11. В приседе прыжки вперед, назад, в стороны.
12. Встать с партнером друг к другу спиной, взяться за руки и сделать глубокий присед. Повторить 6-8 раз.
13. Зажать ступнями мяч (футбольный или набивной) и выполнить прыжки вперед или в стороны.
14. Лечь на спину и подтягивать к груди колени. Отбивать ногами мяч, который набрасывается верхом. После 6-8 попыток поменяться ролями с партнером.
15. Из основной стойки присесть с отягощением (гантели, набивной мяч, мешочки с песком) с последующим быстрым выпрямлением.
16. Выполнять ногой броски набивного мяча.
17. Удары по мячу ногой на дальность.

Через развитие физических качеств (силы, выносливости, быстроты, ловкости, координации) повышается физическая подготовленность учащихся. Предлагаемый комплекс упражнений воздействует на все основные группы мышц. Его назначение:

– укрепление основных мышечных групп;
– комплексное развитие двигательных качеств.

Упражнения подобраны таким образом, что их могут выполнять все учащиеся, независимо от возраста. Упражнения выполняются за определенный промежуток времени. Количество повторений каждого упражнения имеет свою стоимость в очках.
Каждый ученик может самостоятельно фиксировать свои результаты и по таблице сравнивать их с результатами своих товарищей. Это стимулирует учащихся к систематическим занятиям.

Данный комплекс упражнений можно выполнять не только на уроках физической культуры или тренировочных занятиях, но и в домашней обстановке.

Комплекс состоит из 9 упражнений. Каждое упражнение выполняется в течение 15 сек. в максимальном темпе (за исключением упражнения 9). Результаты записываются в табл. 2 .

1. Упражнение на координацию движений (равновесие)

И.п. – стоя на одной ноге, другая, согнутая, упирается стопой о колено опорной ноги. Руки вытянуты вперед, глаза закрыты.

Пример: потеря равновесия произошла на 6й секунде, значит, в таблицу записывается 6 очков. Учитель громко ведет счет секунд, чтобы ученики слышали и определяли, на какой секунде нарушено равновесие.

2. Упражнение на развитие силы рук и плечевого пояса

И.п. – упор лежа на полу (девочки – на повышенной опоре). Сгибание и разгибание рук. Фиксируется количество отжиманий.

3. Упражнение на развитие силы мышц ног («Пистолет»)

И.п. – стоя боком с опорой рукой о стену, подоконник, гимнастическую стенку. Приседание поочередно на одной и другой ноге. Фиксируется количество приседаний.

4. Упражнение на развитие боковых мышц живота

И.п. – упор сидя сзади, ноги вместе. Перенести ноги слева направо и обратно через предмет длиной 60–70 см (палка, рейка), не задев его. Фиксируется количество повторений с одной стороны (с правой или с левой).

5. Упражнение на развитие выносливости в прыжках

Выполняются прыжки через препятствие (гимнастическая палка, скамейка высотой 25–30 см или линия шириной 20–30 см).
И.п. – стоя боком к препятствию. Выполняются прыжки на обеих ногах через препятствие с одной стороны в другую и обратно. Фиксируется количество повторений с одной стороны.

6. Упражнение на развитие мышц брюшного пресса

И.п. – сидя на полу, ноги закреплены, руки за головой, пальцы в «замок». Опускание и поднимание туловища. Фиксируется количество подъемов.

7. Упражнение на развитие быстроты и скоростной выносливости

И.п. – упор стоя о подоконник, стену, стол. Бег с высоким подниманием бедра. Количество шагов, выполненных за 15 сек., разделим на 5 (для сопоставления с другими показателями). Получаем количество очков.
Например, выполнено 40 шагов: делим 40 на 5, получаем 8 очков. Для удобства подсчета лучше считать шаги только одной ногой, затем удваиваем их количество. Полученное число делим на 5.

8. Упражнение на развитие подвижности в тазобедренных суставах

И.п. – о.с., в руках палка хватом сверху. Поочередный перенос ног через палку, сохраняя вертикальное положение туловища. Одно движение ногой вперед и назад дает 1 очко.

9. Упражнение на развитие силы мышц ног

Для выполнения этого упражнения на стене нанесена сантиметровая разметка.
И.п. – о.с., руки вверх. Из полуприседа прыжок вверх. Нужно коснуться рукой разметки на стене. Из полученного результата (в сантиметрах) вычесть рост ученика с вытянутой вверх рукой. Полученный результат разделить на 5 (для сопоставления с другими результатами). Например: прыжок вверх – 230 см, а рост ученика с вытянутой рукой – 200 см. 230 см – 200 см = 30 см. Разделим 30 на 5. Полученный результат равен 6 очкам, записываем его в таблицу.

При выполнении упражнений следует обращать внимание на следующие моменты:

    Упражнение 1 – руки прямые, глаза закрыты.

    Упражнение 2 – туловище держать прямо, не прогибаться и не выгибаться.

    Упражнение 3 – приседать глубже.

    Упражнение 4 – ноги в коленях не сгибать.

    Упражнение 5 – прыжки выполнять боком, не поворачиваться.

    Упражнение 6 – ноги в коленях не сгибать, руки на затылке, пальцы не расцеплять.

    Упражнение 7 – бедро поднимать до уровня пояса, туловище держать прямо.

    Упражнение 8 – туловище держать прямо.

    Упражнение 9 – касаться разметки одной рукой.

На одном из уроков учащиеся знакомятся с комплексом упражнений, а также с системой оценивания и подсчета очков (табл. 1 ).

На последующих уроках учащиеся учатся правильно выполнять упражнения (3–4 упражнения на уроке) и записывать их.

Во время тестирования класс делится на две группы: первая выполняет упражнения, а вторая ведет подсчет и запись результатов; затем группы меняются ролями (см. табл. 2 ).

Таблица 1

Оценка результатов

Класс

Количество очков

удовлетворительно

хорошо

отлично

Таблица 2

Запись контроля результатов

Дата

Номер упражнения

Всего

Систематически, примерно 1–2 раза за четверть, на уроках осуществляется текущий контроль результатов.

Благодаря такой форме контроля ученик может подсчитывать, сколько очков он набирает при выполнении каждого упражнения в отдельности и всего комплекса в целом, по таблице.

Это позволит учащимся выполнять упражнения систематически и целенаправленно. Следует также обратить внимание на те упражнения, показатели по которым невысоки. Для развития этих физических качеств необходимы домашние задания. При выполнении упражнений нужно стремиться к постоянному улучшению результатов.

При систематическом выполнении данного комплекса упражнений и постоянном контроле повышается уровень физической подготовки учащихся, что способствует развитию кондиционных и координационных способностей.

Разновидности хватов

От того, какой хват ты выберешь, будет напрямую зависеть воздействие на мускулы. Существует несколько основных типов хватов грифа штанги или гантели, которые будут оказывать разный эффект на разрабатываемые мышцы:

— нижний, или супинированный, хват. Ладони должны смотреть вверх;

— верхний, или пронированный, хват. Ладони повернуты к полу;

— нейтральный хват. Ладони смотрят друг на друга.

Основная программа

Некоторые замечания

В ходе 6 недель выполнения основной программы нужно работать с нагрузкой по 3 раза в неделю. Из них две тренировки в неделю посвящены разработке мышц груди, плечевого пояса и спины, а третья отведена работе над мышцами брюшного пресса, ног и другими группами.

В процессе тренировок первого уровня выполняются три упражнения для верхней части торса: по одному для мышц груди, плечевого пояса и спины.

В дальнейшем ты будешь выполнять их на всем протяжении основной программы. На втором и третьем уровне добавятся еще по одному упражнению для каждой группы мышц. Вместе с этим ты будешь увеличивать количество подходов и вес нагрузки для уже освоенных упражнений.

Еженедельно нужно делать упражнения для развития мышц брюшного пресса и ног, выполняя к каждому упражнению по три подхода. Так как мышцы пресса по объему не очень большие, они очень быстро привыкают к нагрузкам. На каждом уровне выполняй по два новых упражнения.

Перед завершением 6-недельного курса количество подходов для упражнений верхней части торса доходит до 18. При этом одна тренировка будет продолжаться не более 45 минут. Таким образом, в неделю на нее уйдет около 2 часов.

Можно добавить к ним утреннюю зарядку и упражнения на развитие гибкости. Получается около 3-4 часов в неделю. И, заметь, этого будет вполне достаточно, чтобы получить максимально эффективный результат.

Для облегчения изучения методики этой программы каждое упражнение снабжено дополнительными пояснениями и указаниями.

Разрабатываемые мышцы нужно держать в напряжении во время всех повторений каждого подхода.

Движения должны быть медленными и аккуратными. Управляй своим телом как в положительной, так и в отрицательной фазе. Не делай судорожных рывков — делу это не поможет.

В верхней точке траектории сделай небольшую паузу, чтобы мышцы получили максимально возможную нагрузку.

Не расслабляйся и не отдыхай между повторениями в одном подходе.

Сосредоточься на ощущении работы всех напряженных мышц. Переключи на них все свое внимание, но не превращай выполнение упражнения в бездумную и утомительную рутину.

Выполняя упражнение, держи спину в естественно прямом состоянии. Если ты вдруг почувствуешь, что в процессе выполнения упражнения спина выгибается, это значит, ты что-то делаешь неправильно. Вероятно, ты работаешь с большим весом или продолжаешь повторять упражнение после того, как мышца уже получила свою нагрузку.

Выполняя повторения, не забывай дышать, дыхание ни в коем случае нельзя задерживать.

Ключ к успеху. Первый уровень

В процессе выполнения первого уровня основной программы нужно всего лишь научиться верно выполнять 3 упражнения для верхней части торса: по одному для развития мышц груди, плечевого пояса и спины. Эти упражнения являются основой 6-недельных тренировок. Помимо них, нужно делать еще 5 упражнений, направленных на общее укрепление тела и развитие силы и на увеличение количества тестостерона, вырабатываемого твоим организмом.

Выполняй по 3 упражнения для мышц верхней части торса дважды в неделю.

Выполняй 5 основных упражнений для торса и нижней части туловища 1 раз в неделю.

Для того чтобы привести в норму и укрепить сердечно-сосудистую систему, трижды в неделю занимайся аэробикой, упражнениями на растяжку и делай ежедневную утреннюю гимнастику.

Пересмотри свой режим питания таким образом, чтобы твой организм был обеспечен достаточным количеством белков, так как именно они составляют основу мускулатуры.

Тренируй мышцы верхней части спины, груди и плечевого пояса дважды в неделю по понедельникам и пятницам. Третья тренировка должна быть на проработку остальных групп мышц.

В течение первой недели выполняй по одному подходу каждого упражнения, в котором должно быть примерно по 10-15 повторений. Вторую неделю следует начать с увеличения количества подходов всех упражнений до двух, но количество повторений нужно будет сократить до 8-12.

Начинай упражнения с такого веса, с которым ты сумеешь правильно выполнить запланированное количество повторений. Вес нагрузки нужно увеличивать каждую пятницу.

Между подходами и упражнениями делай перерыв на одну минуту.

Результаты первого уровня

Ты укрепишь мускулатуру груди, плечевого пояса и верхней части спины.

Повысишь свою силу и гибкость.

Увеличишь в своей крови количество гормонов, отвечающих за строительство мышечной ткани.

Твоя самооценка и уверенность в себе увеличатся.

Рубрика:

Активно внедряя физическую культуру и спорт в повсе­дневный быт своей семьи мы повышаем уровень физической подготовленности и тем самым способствуем воспитанию основных физических качеств - силы, быстроты, выносли­вости, а также гибкости и ловкости.

Наиболее благоприятный период для воспитания быстро­ты, гибкости и ловкости - детский и подростковый возраст (до 12-13 лет). Силу и выносливость целесообразно разви­вать в 14-16 лет, хотя начинать работу по воспитанию этих качеств надо значительно раньше. Комплексно воздействуя на организм, любое физическое упражнение развивает сразу несколько физических качеств, поэтому при отборе упражне­ний важно определить их преимущественную направленность на воспитание данного качества.

Сила - способность человека преодолевать внешнее со­противление либо противодействовать ему посредством мы­шечных напряжений. Проявление силы зависит от ряда факторов: поперечника мышцы (ее массы), нервно-координационных отношений, степени владения техникой движения, волевых качеств.

Для развития силы используют метод повторного подни­мания тяжестей, а также метод динамических усилий при прыжковых и метательных движениях. Рекомендуются спо­койные и объемные занятия Они приводят к росту мышечной ткани и улучшают обмен веществ. Силовые упражнения целесообразно включать в конец основной части занятий.

Очень полезны для членов семьи мужского пола упражне­ния с гантелями. Гантели с оптимальной массой - это те, которые можно поднять без видимого напряжения 8-10 раз. Начинать следует с гантелей, масса которых составляет 50% от оптимальной. В ходе тренировки массу гантелей можно увеличивать до 80% от оптимальной, чтобы можно было их поднять 4-6 раз.

Примерные упражнения для развития силы:

— сгибание и разгибание рук в упоре (стоя, лежа);

— приседания на одной, двух ногах;

— подтягивание;

— наклоны назад с поворотом туловища вправо и влево сидя, ноги за­креплены, руки за голову (или вдоль туловища). То же с гантелями;

— лежа на спине, поднимание прямых ног перпендикулярно туловищу;

— упор сидя, поднимание и опускание одной ^или двух прямых ног, по­переменные движения ногами вверх-вниз («ножницы»).

— сгибание и разгибание рук с гантелями, круги руками внутрь и наружу, подскоки (на месте и с продвижением), приседания на одной и двух ногах. Упражнение выполняется с гантелями;

— из различных исходных положений растягивание эспандера или ре­зинового амортизатора;

— плавание (20-50 м);

— бег на коньках;

— спортивные и подвижные игры.

Быстрота - комплекс функциональных свойств чело­века, определяющих скоростные характеристики движений. Воспитание этого физического качества во многом зависит от состояния центральной нервной системы. Наиболее ус­пешно скоростные качества развиваются в детском и подростковом возрасте. Скоростные нагрузки очень активно воздействуют на сердечно-сосудистую систему, поэтому их применение в среднем и особенно пожилом возрасте ограниче­но. Упражнения для развития быстроты, как правило, вы­полняются сериями и включаются в начало основной части занятий. Интервалы между повторениями должны обеспе­чивать восстановление работоспособности и зависят от инди­видуальных особенностей занимающихся. >

Примерные упражнения для развития быстроты:

— бег в упоре стоя с максимальной скоростью (20-30 с);

— семенящий бег (8-12 м);

— имитация движений рук как при беге с максимальной скоростью (20-30 с);

— бег с ускорением 10-15 м (3-6 раз);

— бег на коньках на скорость, 15-20 м (4-6 раз);

— повторное проплывание отрезке® 10-20 м;

повторное прохождение на лыжах отрезков 100-200 м;

— спортивные, подвижные игры.

Выносливость - способность организма противостоять утомлению, то есть длительно работать не уставая.

Дети, подростки и юноши не способны к выполнению длительной работы, так как она требует значительных энер­гетических затрат, которые в это время идут на обеспечение роста организма. Специально над развитием выносливости начинают работать после 16 лет, а до этого возраста объем применяемых методов невелик. Если занятия комплексные, то упражнения на укрепление выносливости включают в конец основной части тренировки.

Примерные упражнения для развития выносливости:

— ходьба в среднем темпе;

— длительные ходьба и бег в медленном темпе;

— кроссовый бег в переменном темпе (300-1000 м);

— передвижение на лыжах в медленном, среднем и переменном темпе (в зависимости от возраста);

— занятия греблей, катание на коньках, велосипеде;

спортивные игры.

Гибкость - это способность выполнять движение с боль­шой амплитудой. Упражнения для воспитания гибкости подбирают в зависимости от уровня подготовленности зани­мающегося. Гибкость развивают систематически, используя небольшое количество упражнений, часто их повторяя. Уп­ражнения для воспитания гибкости выполняют ежедневно, включая их в утреннюю гимнастику.

Примерные упражнения для развития гибкости:

— из положения стоя (сидя) наклоны вперед, ноги не сгибать. То же с отя­гощением;

— в различных положениях выпада (вперед, назад, в сторону) растяги­вание в коленных и тазобедренных суставах. То же с отягощением;

— из положения лёжа сделать «мост»;

— стоя спиной к стене (в шаге от нее), прогибаясь назад, опираясь руками о стену, прийти в положение «мост».

маховые движения ногами (вперед, назад, в стороны) с максимальной амплитудой;

— сидя на пятках, прогнуться назад, стараясь коснуться головой пола.

Ловкостью называется умение человека быстро совер­шать точные движения и двигательные действия. Упражнения для развития ловкости подбираются такие, в которых быстрота сочетается с точностью движений.

Примерные упражнения для развития ловкости:

— жонглирование теннисными мячами;

— всевозможные кувырки (вперед и назад в группировке, боком);

— прыжки через скакалку (на одной, двух ногах, со скрещением рук впе­реди);

— подвижные игры;

— спортивные игры (волейбол, баскетбол, футбол, настольный теннис).

Чтобы ты там не говорили про технику и ее значение (безусловно не малое, разумеется), физическую силу тоже не стоит недооценивать. Как говорится, техника — хорошо, но сила тоже не помешает. Однако, упражнений, призванных увеличить силу атлета, существует великое множество… Как же выбрать для себя наиболее эффективные? Тут вам поможет этот небольшой список.

1. Становая тяга

База всех баз. Незыблемая классика пауэрлифтинга и практических всех силовых видов спорта. Пожалуй, ничто так не укрепляет спину и корпус, как это упражнение. Воздействует главным образом на мышцы спины (верхняя часть, немного широчайшие, разгибатели позвоночника), бицепс бедра, ягодичные мышцы и предплечья.

2. Приседания со штангой

Как ни крути, а базу не заменить ничем. Для борца особенно важно иметь сильные ноги, так что исключение приседа из программы тренировок — вряд ли разумная идея. Ни одно другое упражнение не прорабатывает так ноги, как обычные приседания со штангой на плечах. Здесь работает и ягодичная мышца, и задняя, и передняя поверхность бедра.

3. Жим штанги или гантелей

Главное упражнение для развития силы грудных мышц. Чем шире хват, тем больше включаются в работу мышцы груди. Чем уже — тем больше работают трицепсы. Замена штанги на гантели позволяет значительно увеличить амплитуду движения и лучше растянуть грудные.

4. Турецкий подъем с гирей

5. Толчок штанги

Классика из тяжелой атлетики. Ничто так не развивает рывок и баланс, как толчковые упражнения со штангой. Работают практически все основные мышцы: руки, плечи, спина, ноги. Сморите обучалку и внедряйте упражнение в свои тренировки.

6. Мертвая тяга

Мертвая тяга на прямых ногах — лучшее упражнение для проработки и развития задней поверхности бедра, а также ягодичных мышц. Смотрим обучающее видео и следим за техникой, дабы не травмироваться.

7. Махи с гирей

8. Подтягивания

Подтягивания с дополнительным весом также помогут вам построить широкую, массивную спину. Для проработки широчайших мышц спины лучшего упражнения вам не найти.

Измена жены