Географическая оболочка - предмет общего землеведения. Введение

В первую очередь землеведение - это базовая географическая дисциплина, на которой основываются такие разделы географии, как биогеография, космическое землеведение, климатология, а также почвоведение, метеорология и океанология. Таким образом, без ясного понимания задач и инструментов этой дисциплины невозможно качественное изучение других дисциплин.

Объект изучения

География и землеведение изучают Землю, ее поверхность и строение, а также следят за всеми процессами, которые происходят в среде обитания человека. Современными учеными землеведение относится к естественно-научному блоку географических дисциплин наряду с палеогеографией, гидрологией и почвоведением.

Главным объектом интереса землеведов является географическая оболочка Земли, которая имеет крайне сложное устройство и состоит из нескольких сфер, каждая из которых имеет свои особенности строения. Сегодня основные объекты изучения землеведения - это атмосфера, литосфера, гидросфера и биосфера.

Стоит отметить, что каждая из названных сфер изучается самостоятельной наукой, но вся оболочка как единое целостное образование, имеющее внутреннее непротиворечивое строение и свои законы функционирования, изучается именно землеведением.

Методы исследования в землеведении

Все многообразие научных методов землеведения - это общенаучные методы, междисциплинарные и специфические. Сложность каждого из этих методов обусловлена сложностью изучаемого объекта.

Наиболее продуктивной схемой изучения земной оболочки считается та, при которой интегрируются различные методы. Например, разумным считается совмещать исторический анализ и Кроме того, развитие современной вычислительной техники позволяет использовать такой эффективный метод исследования Земли, как моделирование.

Эффективным моделирование делает тот факт, что сегодня ученые располагают огромным массивом данных о состоянии экологии, климате и гидрологии и благодаря методу больших данных могут обобщать всю имеющуюся у них информацию, делая важные выводы.

Происхождение Земли

Землеведение 6 класса уделяет также внимание и тому, каким образом происходило формирование планеты. Сегодня ученые благодаря методу моделирования и имеющихся данных имеют довольно ясное представление о том, что планета формировалась из газо-пылевого облака, которое по мере остывания формировало планеты и малые космические объекты, такие как метеориты.

Кроме того, география 6 класса и землеведение изучают материки и океаны, а также тектонические платформы, которые образуют земную кору. Стоит обратит внимание на то, что толщина коры варьируется в зависимости от того, измеряется она на континенте или на океаническом дне.

Континентальная кора состоит из гранитного, базальтового и осадочного слоев и достигает толщины 40-50 километров. В то же время толщина земной коры на океаническом дне не превышает шести километров.

Гидросфера Земли

Гидросфера планеты является одной из тех оболочек, которые изучает землеведение. Это одна из самых важных для человеческой жизнедеятельности сфер, так как без чистой воды человек не сможет долго прожить, в то же время значительное число жителей планеты не имеют регулярного доступа к чистой качественной питьевой воде. Вся гидросфера земли состоит из подземных вод, рек, озер, океанов, морей и ледников.

Подземными водами называют все источники и резервуары воды, расположенные под земной поверхностью. Ложем подземных резервуаров служат водоупорные слои земной коры, которыми являются глиняные залежи и граниты.

Реками называют естественные потоки воды, которые движутся от истока, расположенного на возвышенности, к устью, расположенному в низине. Питание рек составляют талые воды, дожди и подземные источники. Важной особенностью реки как естественного водоема считается то, что она движется по руслу, которое сама себе прокладывает за продолжительное время.

На планете существуют несколько великих рек, которые оказывают огромное влияние на развитие культуры и производительных сил человечества. К таким рекам относят Нил, Евфрат, Тигр, Амазонку, Волгу, Енисей и Колорадо, а также некоторые другие полноводные реки.

Биосфера Земли

Землеведение - это не только наука о строении земной оболочки и физических процессах, проходящих в земной коре, но и дисциплина, изучающая развитие и взаимодействие крупных биологических сообществ. Современная биосфера состоит из десятков тысяч различных экосистем, каждая из которых сформирована в уникальных природных и исторических условиях.

Стоит отметить, что биологическая масса распределена на Земле крайне неравномерно. Большинство из многих миллионов видов живых организмов сосредоточены в местах, где имеется достаточное количество кислорода, солнечного света и питательных веществ - т.е. на поверхности земли и в верхних слоях земной коры и океана.

Однако последние научные данные свидетельствуют о том, что жизнь имеется также и на дне океанов, и даже в вечной мерзлоте Антарктиды.

В IХ-VIII вв. до н.э др. греки представляли землю в виде слегка выпуклого диска, похожего на щит воина, который со всех сторон со всех сторон омывается большой рекой-океаном. В древней Руси землю представляли в виде лепёшки, которую держут на 3-х китах. В древней Греции во времена Пифагора в VI в. до н.э. стали предполагать, что Земля – шар.

Первое доказательство шарообразности привёл в IV в. до н.э. Аристотель. К ним он относил наблюдения за лунными затмениями, во время кот. тени от Земли подающая на поверхность Луны всегда круглая. Изменения звёздного неба при движении по меридиану на большие расстояния горизонта при поднятии; при подъеме вверх расширяется горизонт.Со 2-ой половины ХV в. начинается возрождение, наступил период великих географических открытий. Христофор Колумб в 1492 году достиг берегов Америки. Васко да Гама обогнув Африку, продолжил морской путь в Индию в 1497 году. Экспедиция Магеллана совершило первое кругосветное плаванье 1519-1522 года.

В конце ХVII в. Исаак Ньютон предположил, что Земля не может иметь форму правильного шара, при вращении возникает центральная сила, кот. Максимально будет на экваторе, на полюсах она отсутствует. В 1672 году астроном Рише переехал в Париж в Кайенну и заметил отставание своих маятниковых часов на 2 мин. 28 сек. в сутки, чтобы часы шли правильно, пришлось укоротить маятник.При вращении возникает центробежная сила, которая перпендикулярна оси вращения, и тем больше, чем больше скорость вращения. Точки географических полюсов в осевом вращении не участвуют, центробежная сила здесь отсутствует, угловая скорость для остальных точек земной поверхности 15 град/час, а линейная скорость зависит от длины параллели, она максимальна на экваторе- 464м/сек, от экватора к полюсам уменьшается. Из-за центробежной сил вещ-во внутри Земли перемещалось от полюсов к экватору, в результате чего возникло полярное сжатие и экв. растяжение. Сила тяжести на полюсе больше, чем на экваторе из-за того, что на полюсе отсутствует центробежная сила и ближе к центру Земли. Вес предметов различается на 0,6% . Ср. радиус Земли 6371км, полярное сжатие составляет 21,4км (382м). Существует также экваториальное сжатие, экв. радиус отличается на 213м. С учётом полярного сжатия фигуру Земли назвали эллипсоид вращения или сфероид. С учётом экваториального сжатия фигуру назвали трёхгранной Эллипсоид. Сев. полис приподнят по отношению к южному на 20-30м, такую фигуру назвали кардиоидом. Но истинная форма Земли ещё сложнее, в наст. вр. её называют геоидом. Поверхность геоида совпадает со средним уровнем воды в океане, мысленно продолженном под материками. Геогр.значение фигуры и размеров Земли:1) Из-за шарообразной формы угол падения солнечных лучей от экватора к полюсам постепенно уменьшается, это ведёт к уменьшению нагрева земной поверхности, что лежит в основе географической зональности(термические пояса). 2) Благодаря шарообразной форме. З. имеет оболочечное строение.3) З. постоянно разделена на освещённую и неосвещённую сторону. Вместе с осевым вращением это определяет суточную ритмику теплового режима её поверхности.4) Благодаря своим размерам и массе З.обладает силой притяжения достаточной для удержания атмосферы данного хим. состава и гидросферы. В наст. вр. научными доказательствами шарообразности З. считаются: фотография измерения из космоса с искусственных спутников З., градусные измерения по поверхности З. и лунное затмение.

25 . Экологические проблемы Москвы и московской области.

Ежегодно в атмосферу М. выбрасывается более 1,2 млн. тонн загрязняющих в-в. В атмосфере обл. 0,5млн. тонн. Загрязняющие в-ва: 1) вредные газы (угарный, углекислый) оксид азота, диоксид азота, аммиак и др. 2) соединение свинца, ртути, меди и др. тяжелых металлов; 3) аэрозоли, и пыль-сажа, азбест. Основные источники: В М. на автотранспорт приходится 77%, Предприятия энергетики (ТЭЦ) 10%, остальное др. отрасли промышленности. В МО кроме центральных районов особенно сильно воздух загрязнён на ю-в и в. М. Причины: 1) преобладают ю-з, с-з ветры; 2) на с-в, в и частично на ю-в низменность; 3) на ю-в до Октяборьской Революции находилось много промышленных предприятий. В наст вр. в этой части много предприятий, особенно много в г. Люберцы, Балашихе, Коломне, Воскресенске и др.

Географией называется комплекс тесно связанных между собой наук, который делится на четыре блока (В.П. Максаковский, 1998): физико-географические, социально-экономико-географические науки, картографию, страноведение. Каждый из этих блоков, в свою очередь, подразделяется на системы географических наук.

Блок физико-географических наук состоит из общих физико-географических наук, частных (отраслевых) физико-географических наук, палеогеографии. Общие физико-географические науки делятся на общую физическую географию (общее землеведение) и региональную физическую географию.

Все физико-географические науки объединяет единый объект исследования. Сейчас уже большинство ученых пришли к общему мнению о том, что все физико-географические науки изучают географическую оболочку. По определению Н.И. Михайлова (1985), физическая география – наука о географической оболочке Земли, ее составе, структуре, особенностях формирования и развития, пространственной дифференциации.

Географическая оболочка (ГО) – материальная система, образованная при взаимопроникновении и взаимодействии атмосферы, гидросферы, литосферы, живого вещества, а на современном этапе – и человеческого общества.Верхний и нижний пределы ГО приблизительно совпадают с границами распространения жизни. Она простирается в среднем до высоты 20-25 км (до границы озонового экрана), включает всю поверхностную водную оболочку до 11 км толщины в океане и верхнюю 2-х, 3-х километровую толщу литосферы.

Таким образом, география не является наукой о Земле вообще – такая задача была бы непосильной для одной науки, а изучает только определенную и довольно тонкую ее пленку – ГО. Однако и в этих пределах природа изучается многими науками (биология, зоология, геология, климатология и др.). Какое же место занимает общее землеведение в системной классификации географических наук?Отвечая на этот вопрос, необходимо сделать одно пояснение.У каждой науки различаются объект и предмет изучения (объект науки – конечная цель к которой стремится любое географическое исследование; предмет науки – ближайшая цель, задача, стоящая перед конкретным исследованием). При этом предмет изучения науки становится объектом изучения целой системы наук на более низкой классификационной ступени. Таких классификационных ступеней (таксонов) четыре: цикл, семейство, род, вид (рис. 1).

Вместе с географией вцикл наук о Земле входят биология, геология, геофизика, геохимия. У всех этих наук один объект изучения – Земля, но каждая из них имеет свой предмет изучения (биология – органическая жизнь, геохимия – химический состав Земли, геология – недра, география – земная поверхность как неразрывный комплекс естественного и социального происхождения). На уровне цикла мы видим предметную сущность единства географии. В цикле наук о Земле географию обособляет не один предмет изучения, но и основной метод – описательный. Старейший и общий для всех географических наук описательный метод продолжает усложняться и совершенствоваться вместе с развитием науки. В самом названии география (от греческого ge – Земля и grapho – пишу), заключен предмет и основной метод исследования.


География на уровне цикла – это нерасчлененная география, родоначальница всех других географических наук. Она изучает наиболее общие закономерности и нерасчлененной называется потому, что ее выводы одинаково распространяются на все последующие подразделения географической науки.

Семейство географических наук образуют физическая и экономическая география, страноведение, картография, история и методология географической науки. Все они имеют единый объект – земную поверхность, но разные предметы: физическая география – географическая оболочка Земли, экономическая – хозяйство и население в форме территориальных социально-экономических систем. Страноведение – синтез физической и экономической географии, на уровне семейства оно носит общегеографический триединый (природа, население, хозяйство) характер.

В семействе географических наук особое место занимает история и методология географической науки. Это не традиционная история географических открытий, а история географических идей, история становления современных методологических основ географической науки. Первый опыт создания лекционного курса по истории и методологии географической науки принадлежит Ю.Г. Саушкину (1976).

Род физико-географических наук представлен общим землеведением, ландшафтоведением, палеогеографией и частными отраслевыми науками. Эти разные науки объединяет один объект изучения – географическая оболочка; предмет же изучения каждой из наук специфичен, индивидуален – это какая-либо одна из структурных частей или сторон географической оболочки (геоморфология – наука о рельефе земной поверхности, климатология и метеорология – науки, изучающие воздушную оболочку, формирование климатов и их географическое распространение, почвоведение – закономерности образования почв, их развитие, состав и закономерности размещения, гидрология – наука, изучающая водную оболочку Земли, биогеография изучает состав живых организмов, их распространение и формирование биоценозов). Задача палеогеографии – изучение географической оболочки и динамики природных условий в прошлые геологические эпохи. Предметом изучения ландшафтоведения является тонкий, наиболее активный центральный слой ГО – ландшафтная сфера, состоящая из природно-территориальных комплексов разного ранга. Предметом изучения общего землеведения (ОЗ) являются структура, внутренние и внешние взаимосвязи, динамика функционирования ГО как целостной системы.

Общее землеведение – фундаментальная наука, изучающая общие закономерности строения, функционирования и развития ГО в целом, ее компонентов и природных комплексов в единстве и взаимодействии с окружающим пространством-временем на разных уровнях его организации (от Вселенной до атома) и устанавливающую пути создания и существования современных природных (природно-антропогенных) обстановок, тенденции их возможного преобразования в будущем. Другими словами, общее землеведение – это наука или учение о той окружающей человека среде, где осуществляются все наблюдаемые нами процессы и явления и функционируют живые организмы.

ГО в настоящее время сильно изменилась под воздействием человека. В ней сосредоточены области наивысшей хозяйственной активности общества. Сейчас ее уже невозможно рассматривать без учета воздействия человека. В связи с этим в работах географов стало формироваться представление о сквозных направлениях (В.П. Максаковский, 1998). В общем землеведении как фундаментальной науке особенно выделена важность данных направлений. Во-первых, это гуманизация, т.е. поворот к человеку, всем сферам и циклам его деятельности. Гуманизация – новое мировоззрение, утверждающее ценности общечеловеческого, общекультурного достояния, поэтому география должна рассматривать связи «человек – хозяйство – территория – окружающая среда».

Во-вторых, это социологизация, т.е. повышение внимания к социальным аспектам развития.

В-третьих, экологизация – направление, которому в настоящее время придается исключительно важное значение. Экологическая культура человечества должна включать навыки, осознанную необходимость и потребность соизмерять деятельность общества и каждого человека с возможностями сохранения позитивных экологических качеств и свойств окружающей среды.

В-четвертых, экономизация – направление, характерное для многих наук.

В системе фундаментального географического образования курс общего землеведения выполняет несколько важных функций:

1. Этот курс вводит будущего географа в его сложный профессиональный мир, закладывая основы географического мировоззрения и мышления. Процессы и явления рассматриваются в системной связи между собой и с окружающим пространством, тогда как частные дисциплины вынуждены изучать их, прежде всего, отдельно друг от друга.

2. Землеведение – это теория ГО как целостной системы, являющейся носителем географической и иной информации развития материи, что имеет принципиальное значение для географии в целом и позволяет использовать положения землеведения в качестве методологической основы географического анализа.

3. Землеведение служит теоретической базой глобальной экологии, которая сосредоточивает усилия на оценке текущего состояния и прогнозирования ближайших изменений географической оболочки как среды существования живых организмов и обитания человека с целью обеспечения экологической безопасности.

4. Землеведение является теоретической базой и основой эволюционной географии – огромного блока дисциплин, исследующих и расшифровывающих историю возникновения и развития нашей планеты, ее окружения и пространственно-временную неоднородность геологического (географического) прошлого. Общее землеведение обеспечивает правильность понимания прошлого, аргументированность причин и следствий современных процессов и явлений в ГО, корректность их анализа и переноса на аналогичные события былого.

5. Землеведение – это своеобразный мост между географическими знаниями, навыками и представлениями, полученными в школьных курсах, и теорией ГО.

В настоящее время концепция землеведения, которая сложилась как системное учение о целостном объекте – ГО, заметно трансформировалась – от познания фундаментальных физико-географических закономерностей к исследованию на этой основе «очеловеченной» природы с целью оптимизации природной среды (природно-антропогенной) и управления процессами, в том числе, обусловленными человеческой деятельностью и ее последствиями на планетарном уровне.

1.2. История развития общего землеведения

Развитие общего землеведения как науки неотделимо от развития географии. Поэтому задачи, стоящие перед географией, являются в той же мере и задачами общего землеведения.

Всем наукам, в том числе и географии, свойственны три ступени познания:

Сбор и накопление фактов;

Приведение их в систему, создание классификаций и теорий;

Научный прогноз, практическое применение теории.

Задачи, которые ставила перед собой география, по мере развития науки и человеческого общества изменялись.

Античная география в основном имела описательную функцию, занималась описанием вновь открытых земель. Эту задачу география выполняла до Великих географических открытий 16-17 вв. Описательное направление в географии не потеряло своего значения и в настоящее время. Однако в недрах описательного направления зарождалось другое направление – аналитическое: первые географические теории появились в античное время. Аристотель (философ, ученый, 384-322 до н.э.)– основоположник аналитического направления в географии. Его труд «Метеорологика», по существу курс общего землеведения, в котором он говорил о существовании и взаимном проникновении нескольких сфер, о круговороте влаги и образовании рек за счет поверхностного стока, об изменениях земной поверхности, морских течениях, землетрясениях, зонах Земли. Эратосфену (275-195 до н.э.) принадлежит первое точное измерение окружности Земли по меридиану – 252 тыс. стадий, что близко к 40 тыс. км.

Большую и своеобразную роль в развитии общего землеведения сыграл древнегреческий астроном Клавдий Птолемей (ок. 90-168 н.э.), живший в период расцвета Римской империи. Птолемей различал географию и хорографию. Под первой он подразумевал «линейное изображение всей ныне известной нам части Земли, со всем тем, что на ней находится», под второй – подробное описание местностей; первая (география) имеет дело с количеством, вторая (хорография) - с качеством. Птолемеем были предложены две новые картографические проекции, его заслуженно считают «отцом» картографии. «Руководство по географии» (в основе геоцентрическая система мира) Птолемея из 8 книг завершает античный период в развитии географии.

Средневековая география основывается на догмах церкви.

В 1650 году в Голландии Бернхард Варений (1622-1650) публикует «Всеобщую географию» - труд, с которого можно вести отсчет времени общего землеведения как самостоятельной научной дисциплины. В нем нашли обобщение результаты Великих географических открытий и успехи в области астрономии, опирающейся на гелиоцентрическую картину мира (Н. Коперник, Г. Галилей, Дж. Бруно, И. Кеплер). Предмет географии, по Б. Варению, составляет земноводный круг, образованный взаимопроникающими друг в друга частями – землей, водой, атмосферой. Земноводный круг в целом изучает всеобщая география. Отдельные области – предмет частной географии.

В 18-19 вв., когда мир был в основном открыт и описан, на первое место вышли аналитическая и объяснительная функции: географы анализировали накопленные данные и создавали первые гипотезы и теории. Через полтора столетия после Варения развертывается научная деятельность А. Гумбольдта (1769-1859). А. Гумбольдт – ученый-энциклопедист, путешественник, исследователь природы Южной Америки – представлял природу как целостную, взаимосвязанную картину мира. Величайшая заслуга его состоит в том, что он вскрыл значение анализа взаимосвязей как ведущей нити всей географической науки. Пользуясь анализом взаимосвязей между растительностью и климатом, он заложил основы географии растений; расширив диапазон взаимосвязей (растительность - животный мир – климат - рельеф), обосновал биоклиматическую широтную и высотную зональность. В своем труде «Космос» Гумбольдт сделал первый шаг к обоснованию взгляда на земную поверхность (предмет географии) как особую оболочку, развивая мысль не только о взаимосвязи, но и о взаимодействии воздуха, моря, Земли, о единстве неорганической и органической природы. Ему принадлежит термин «жизнесфера», по своему содержанию аналогичный биосфере а также «сфера разума», получивший много позже название ноосфера.

В одно время с А. Гумбольдтом работал Карл Риттер (1779-1859), профессор Берлинского университета, основатель первой кафедры географии в Германии. К Риттер ввел в науку термин «землеведение», стремился количественно оценить пространственные соотношения между различными географическими объектами. К. Риттер был чисто кабинетный ученый и, несмотря, на большую известность его трудов по общему землеведению, природоведческая часть их неоригинальна. Землю – предмет географии – К. Риттер предлагал рассматривать как жилище рода человеческого, однако решение проблемы природа - человек вылилось в попытку совместить несовместимое – научное естествознание с богом.

Развитие географической мысли в России в 18 –19 вв. связано с именами крупнейших ученых – М.В. Ломоносова, В.Н. Татищева, С.П. Крашенинникова В.В. Докучаева, Д.Н. Анучина, А.И. Воейкова и др. М.В. Ломоносов (1711-1765) в отличие от К. Риттера был организатором науки, великим практиком. Он исследовал солнечную систему, открыл атмосферу на Венере, изучал электрические и оптические эффекты в атмосфере (молнии). В труде «О слоях земных» ученый подчеркнул важность исторического подхода в науке. Историзм пронизывает все его творчество, независимо от того, говорит ли он о происхождении чернозема или о тектонических движениях. Законы формирования рельефа, изложенные М.В. Ломоносовым, до сих пор признаются учеными-геоморфологами. М.В. Ломоносов является основателем МГУ.

В.В. Докучаев (1846-1903) в монографии «Русский чернозем» и А.И. Воейков (1842-1916) в монографии «Климаты земного шара, в особенности России» на примере почв и климата вскрывают сложный механизм взаимодействия компонентов географической оболочки. В конце 19 ст. В.В. Докучаев приходит к важнейшему теоретическому обобщению в общем землеведении – закону мировой географической зональности, он считает зональность всеобщим законом природы, который распространяется на все компоненты природы (в том числе и неорганические), на равнины и горы, сушу и море.

В 1884 г. Д.Н. Анучин (1843-1923) в МГУ организует кафедру географии и этнографии. В 1887 г. кафедру географии открывают в Петербургском университете, год спустя – в Казанском. Организатором кафедры географии в Харьковском университете в 1889 г. стал ученик В.В. Докучаева А.Н. Краснов (1862-1914), исследователь степей и зарубежных тропиков, создатель Батумского ботанического сада, в 1894 г. стал первым в России доктором географии после публичной защиты диссертации. А.Н. Краснов говорил о трех чертах научного землеведения, отличающих его от старой географии:

Научное землеведение ставит задачей не описание разрозненных явлений природы, а отыскание взаимной связи и взаимной обусловленности между явлениями природы;

Научное землеведение интересует не внешняя сторона явлений природы, а их генезис;

Научное землеведение описывает не неизменную, статичную природу, а природу изменяющуюся, имеющую свою историю развития.

А.Н. Краснов – автор первого русского учебника для университетов по общему землеведению. В методологическом введении к «Основам землеведения» автор утверждает, что география изучает не отдельные явления и процессы, а их сочетания, географические комплексы – пустыни, степи, области вечных снегов и льдов и т.п. Такой взгляд на географию как науку о географических комплексах был новым в географической литературе.

Наиболее четко мысль о наружной оболочке Земли как предмете физической географии была высказана П.И. Броуновым (1852-1927). В предисловии к курсу «Общая физическая география» П.И. Броунов писал, что физическая география изучает современное устройство наружной земной оболочки, состоящей из четырех концентрических сферических оболочек: литосферы, атмосферы, гидросферы и биосферы. Все эти сферы проникают одна в другую, обуславливая своим взаимодействием наружный облик Земли и все происходящие на ней явления. Изучение этого взаимодействия – одна из важнейших задач физической географии, делающая ее вполне самостоятельной, отличающей ее от геологии, метеорологии и др. родственных наук.

В 1932 г. А.А. Григорьев (1883-1968) выступает с примечательной статьей «Предмет и задачи физической географии», в которой говорится о том, что земная поверхность представляет качественно особую вертикальную физико-географическую зону, или оболочку, характеризующуюся глубоким взаимопроникновением и активным взаимодействием литосферы, атмосферы и гидросферы, возникновением и развитием именно в ней органической жизни, наличием в ней сложного, но единого физико-географического процесса. Несколько лет спустя А.А. Григорьев (1937) обоснованию географической оболочки как предмета физической географии посвящает специальную монографию. В его же работах нашел обоснование и основной метод исследования ГО – балансовый метод, в первую очередь радиационный баланс, баланс тепла и влаги.

В эти же годы Л.С. Бергом (1876-1950) закладывались основы учения о ландшафте и географических зонах. В конце 40-х годов предпринимались попытки противопоставить учения А.А. Григорьева о физико-географической оболочке и физико-географическом процессе и Л.С. Берга о ландшафтах. Единственно правильную позицию в развернувшейся дискуссии занял С.В. Калесник (1901-1977), показавший, что эти два направления не противоречат друг другу, а отражают разные стороны предмета физической географии – географической оболочки. Данная точка зрения нашла воплощение в фундаментальном труде С.В. Калесника «Основы общего землеведения» (1947, 1955). Работа во многом способствовала широкому познанию географической оболочки как предмета физической географии

В настоящее время на ноосферном этапе развития ГО большое внимание уделяется географическому прогнозу и мониторингу, т.е. контролю за состоянием природы и предвидению будущего ее развития.

Важнейшая задача современной географии – разработка научных основ рационального использования природных ресурсов. Сохранения и улучшения природной среды. Для ее решения необходимо изучать закономерности изменения и развития ГО в условиях интенсивного использования природных ресурсов, неизбежной трансформации окружающей среды при активном техногенном воздействии.

В настоящее время немаловажное значение придается изучению стихийных бедствий и разработке путей их прогноза, поскольку участились природные и техногенные катастрофы, а по мере увеличения численности населения и развития техники их воздействие будет приобретать все большие масштабы.

Одной из важнейших задач географии является исследование взаимодействия человека и природы, разработка стратегии коэволюции человека и природы.

1.3. Основные методы исследований

Все разнообразие методов географических исследований сводится к трем категориям: общенаучные, междисциплинарные и специфические для данной науки (по Ф.Н. Милькову, 1990). Важнейшим общенаучным методом является материалистическая диалектика. Ее законы и основные положения о всеобщей связи явлений, единстве и борьбе противоположностей, переходе количественных изменений в качественные, отрицании отрицания составляют методологическую основу географии. С материалистической диалектикой связан и исторический метод . В физической географии исторический метод нашел свое выражение в палеогеографии. Общенаучное значение имеет системный подход к изучаемому объекту. Каждый объект рассматривается как сложное образование, состоящее из структурных частей, взаимодействующих друг с другом.

Междисциплинарные методы – общие для группы наук. В географии – это математический, геохимический, геофизический методы и метод моделирования. Для изучения объектов используются количественные характеристики, математическая статистика. В последнее время широко применяется компьютерная обработка материалов. Математический метод важный метод в географии, но нередко тестирование, запоминание количественных характеристик подменяют развитие творческой, думающей личности. Геохимический и геофизический методы позволяют оценить потоки вещества и энергии в географической оболочке, круговороты, термический и водный режимы.

Модель (метод моделирования) – графическое изображение объекта, отражающее структуру и динамические связи, дающее программу дальнейших исследований. Широкую известность получили модели будущего состояния биосферы Н.Н. Моисеева.

К специфическим методам в географии относятся сравнительно-описательный, экспедиционный, картографический, аэрокосмический.

Сравнительно-описательный и картографический методы – самые старые методы в географии. А. Гумбольдт в «Картинах природы» писал, что сравнивать между собой отличительные особенности природы отдаленных стран и представлять результаты этих сравнений – благодарная задача географии. Сравнение выполняет ряд функций: определяет ареал сходных явлений, разграничивает сходные явления, делает незнакомое знакомым. Выражением сравнительно-описательного метода служат различного рода изолинии – изотермы, изогипсы, изобары и т.д. Без них невозможно представить ни одной отраслевой или комплексной научной дисциплины физико-географического цикла.

Наиболее полное и разностороннее применение сравнительно-описательный метод находит в страноведении.

Экспедиционный метод исследования называют полевым. Полевой материал, собранный в экспедициях, составляет хлеб географии, ее фундамент, опираясь на который только и может развиваться теория.

Экспедиции как метод сбора полевого материала берут начало с античных времен. Геродот в середине 5 века до н.э. совершил многолетнее путешествие, давшее ему необходимый материал по истории и природе посещенных стран. В своем девятитомном труде «История» он описал природу, население, религию многих стран (Вавилон, Малая Азия, Египет), привел данные о Черном море, Днепре, Доне. Далее следует эпоха Великих географических открытий – путешествия Колумба, Магеллана, Васко да Гаммы и др.). В один ряд с ними следует поставить Великую Северную экспедицию в России (1733-1743), цель которой заключалась в исследовании Камчатки (изучена природа Камчатки, открыт северо-запад Северной Америки, описано побережье Северного Ледовитого океана, нанесена на карту крайняя северная точка Азии – мыс Челюскин). Глубокий след в истории отечественной географии оставили Академические экспедиции 1768-1774 гг. Они были комплексными, в их задачу входило описание природы, населения и хозяйства огромной территории – Европейской России, Урала, части Сибири.

Разновидностью полевых исследований являются географические стационары. Инициатива их создания принадлежит А.А. Григорьеву, первый стационар под его руководством был создан на Тянь-Шане. Широкой известностью пользуются географический стационар Государственного гидрологического института на Валдае, географический стационар МГУ.

Изучение географических карт перед выходом в поле – необходимое условие для успешных полевых работ. В это время выявляются пробелы в данных, определяются районы комплексных исследований. Карты – конечный итог полевых работ, они отражают взаиморасположение и структуру изученных объектов, показывают их взаимосвязи.

Аэрофотосъемка используется в географии с 30-х годов 20 века, космические съемки появились сравнительно недавно. Они позволяют в комплексе, на больших территориях и с большой высоты оценить изучаемые объекты.

Метод балансов – в основе находится универсальный физический закон – закон сохранения вещества и энергии. Установив все возможные пути входа и выхода вещества и энергии и измерив потоки, исследователь по их разности может судить, произошло ли накопление в геосистеме этих субстанций или расходовано ею. Балансовый метод используется в землеведении в качестве средства исследования энергетики, водного и солевого режимов, газового состава, биологического и другого круговорота.

Все географические исследования отличает специфический географический подход – фундаментальное представление о взаимосвязи и взаимообусловленности явлений, комплексный взгляд на природу. Он характеризуется территориальностью, глобальностью, историзмом.


Дарлинг, Муррей

Модуль Землеведение

Введение. Общее землеведение в системе географических дисциплин.

·Общее землеведение в системе географических наук.

·История географических исследований. Великие географические открытия.

·Географическая оболочка и ее компоненты.

1. Общее землеведение в системе географических дисциплин .

География – древняя и вечно юная наука, хорошо знакомая по школьному курсу. В ней неувядаемая романтика странствий удивительным образом сочетается с особым, глубоко научным видением мира. Едва ли найдется другая наука, которую в равной степени интересовали бы вода и суша, рельеф Земли и атмосферные процессы, живая природа и территориальная организация жизни и деятельности людей. Синтез этих знаний и характеризует современную географию.

Современная география – система взаимосвязанных наук, подразделяющихся прежде всего на науки физико-географические и экономико-географические.

Физико-географические науки (физическая география) относятся к наукам естественным, изучающим природу.

Объектом изучения физической географии является комплексная или , сформировавшаяся в результате соприкосновения, взаимопроникновения и взаимодействия литосферы, гидросферы, атмосферы и организмов. По-другому, ГО - географическая оболочка Земли это арена сложного взаимодействия и переплетения самых различных явлений и процессов живой и неживой природы, человеческого общества . В силу этого объект географии отличается от объектов других наук своей комплексностью, разнообразной системной организацией.

Знание общепланетарных географических закономерностей необходимо для понимания особенностей любой части планетарного комплекса, для расчета, учета, прогноза и регулирования воздействий общества на ГО.

Изучением участков ГО, составляющих ее природный комплекс, измененных и не измененных деятельностью людей, занимается раздел общего землеведения – ландшафтоведение. Общее землеведение и ландшафтоведение неразрывно связаны: предмет их изучения – природный комплекс. Иногда ландшафтоведение путают с физическим страноведением, которое занимается изучением участков ГО в «случайных границах», например, административных. Особого, своего предмета исследования физическое страноведение не имеет. Страноведческие работы важны тем, что они дают физико-географические сведения об определенной территории, необходимые практике.

Изучением компонентов ГО занимаются частные (компонентные) физико-географические науки. К ним относятся:

Геоморфология (от греч. geо – «Земля», morphe – наука, изучающая верхнюю, воздействующую с другими компонентами ГО часть литосферы . Результатом этого воздействия является рельеф земной поверхности. Изучает разнообразные формы рельефа, их происхождение и развитие.

Климатология (от греч. кlima – «наклон», logos – «учение») – наука о закономерностях формирования и развития в пространстве и времени воздушных масс атмосферы в результате их взаимодействия с другими компонентами ГО.

Океанология комплексная наука о Мировом океане как специфической части ГО Земли.

Гидрология наука о природных водах Земли – гидросфере . В узком смысле – наука о водах суши, исследующая разнообразные водные объекты (реки, озера, болота) с качественной и количественной характеристикой их положения, происхождения, режима в зависимости от состояния других компонентов ГО.

Почвоведение наука об особом материальном теле Земли – почве . Почва – реальное проявление взаимодействия всех компонентов ГО.

Биогеография синтетическая наука, которая выявляет закономерности географического распределения организмов и их сообществ, исследует их экосистемную организацию .

Гляциология – (от лат. glacies – «лед» и греч. logos – «учение») и

мерзлотоведение (геокриолитология) – науки об условиях возникновения, развития и формах различных наземных (ледники, морские льды, снежники, лавины и т.д.) и литосферных (вечная мерзлота, подземное оледенение) льдов.

Для понимания современного состояния ГО, всех составляющих ее природных комплексов необходимо знание истории их развития. Этим и занимаются палеогеография и историческая география.

Палеогеография и историческая география науки, исследующие тенденции развития географических объектов в прошлом.

Если «общее землеведение» наука естественная, то экономическая география относится к общественным наукам, т.к. изучает структуру и размещение производства, условия и особенности его развития в различных странах и районах.

На стыке географии со смежными науками возникают новые направления: медицинская, военная, инженерная география.

Географические исследования немыслимы без применения карт, картографирования.

Карта, методы ее создания и использования составляют предмет изучения самостоятельной географической науки картографии.

2. История географических исследований.

Землю открывали сообща. Самая первая документально подтвержденная экспедиция была организована женщиной.

Царица Хатшепсут – в истории Древнего Египта отправила корабли в страну благовоний – Пунт (ок. 1493 – 1492 гг. до н.э.).

Долгое время мореплавание оставалось исключительно прибрежным, т.к. единственным орудием движения было весло.

Около 1150 -1000 гг. до н.э. греки познакомились с Черным морем. Уже в 8 веке до н.э. они открыли Колхиду, основали 1-е колонии.

Начиная с 8 века финикияне регулярно плавали к островам Блаженных (Канарские острова), добывали красители из особого вида лишайника и из смолы драконового дерева.

Около 525 г. до н.э. они попытались заселить западное побережье Африки (финикияне – первооткрыватели Африки). Их беспримерное плавание вокруг Африки из Красного моря в Средиземное было повторено лишь через 2000 лет.

4 век до н.э. Общеупотребительными стали 2 части света: Европа и Азия (Ассия), связанные с ассирийскими терминами «эреб» - закат, и «асу» - восход. Третью известную часть света греки назвали Ливией. Римляне, завоевав Корфаген (2 в. До н.э.), назвали свою провинцию «Afrika», т.к. там обитало берберское племя афригии («афри» - пещера).

Большинство античных географов говорили, что Земля шарообразна, вопрос о размерах вызывал споры (Эратосфен 276 – 195 гг. до н.э. – длина окружности – 252 тыс. стадий, Посийдоний – 180 тыс. стадий).

На карте Эратосфена были нанесены параллели с различными промежутками, соответствующими климатическим зонам (они были вычислены по продолжительности уже схематично).

Весь земной шар был поделен на 5 или 9 широтных поясов: экватор – необитаемый, вследствие жары, два полярных – также необитаемых, вследствие холода, и лишь 2 промежуточных пояса – умеренны и обитаемы.

Полагали, что обитаемая часть суши окружена единым беспредельным Мировым океаном (Страбон).

Постепенно, по истечении веков, античная идея о шарообразности Земли была заменена на библейскую: Земля – диск, закрепленный под водами и покрытый хрустальным небосводом.

Начиная с 8 века килевые корабли норманнов (викингов) бесстрашно бороздили Норвежское, Балтийское, Северное, Баренцево моря, Бискайский залив. Они проникали в Белое, Каспийское, Средиземное, Черное моря, грабили и разоряли поселения. Они захватывали Британские острова, укрепились в Нормандии, терроризировали Францию, создали норманнское государство в Сицилии, 2 столетия держали в страхе всю Европу.

Они открыли Исландию (ок. 860 г.), в 981 г. Достигли берегов Гренландии и в 1000 г. – берегов Америки.

Гренландия была открыта Эриком Рыжим. Лейф Эриксон открыл Америку.

В середине 14 века началось сильное похолодание. Произошло угасание гренландских колоний.

Норманнам удалось проникнуть внутрь Америки до Великих озер и верховьев Миссисипи. По полному праву в 1887 г. в Бостоне был воздвигнут памятник Лейфу Эриксону – как первооткрывателю Америки.

Открытия норманнов не привлекли внимания ученых, как и незамеченные путешествия арабов.

Марроканца Ибн Батуту часто называют «величайшим путешественником всех времен до Магеллана. За 24 года (1325-1349) по суше и морю прошел около 120 тыс. км. Его ценнейший труд – книга по описанию посещенных им городов и стран.

Карты арабских географов Идриси (ок. 1150 г.) и Ибн аль-Варди (13 в.) свидетельствуют о присутствии там Скандинавии, Балтийского моря, Ладожского и Онежского озер, Двины, Днепра, Дона, Волги. Идриси показал Енисей, Байкал, Амур, Алтайские горы, Тибет, страну Син и страну Инд.

Через 3 с лишним столетия португальцы обогнули мыс Доброй Надежды, доказав, что Индийское море – часть Мирового океана (тогда появилось очертание 3-го материка – Африки).

Землеведение в настоящее время является фундаментальной наукой, основой для развития других физико-географических дисциплин, в частности — почвоведения, ландшафтоведения, биогеографии, космического землеведения, геологии, метеорологии, океанологии, климатологии и других. Землеведение изучает строение планеты Земля, ее непосредственное окружение, а также географическую оболочку — среду деятельности человека. В настоящее время в окружающей среде наблюдается быстрое развитие негативных процессов, в частности, изменение климата, возрастание загрязнения и др.

Проблемы взаимоотношений человеческого общества и природы в наши дни как никогда актуальны. Для грамотного контроля за происходящими процессами необходимо прежде всего знать строение нашей планеты и законы, управляющие ее развитием. Земля — наш общий дом, а от современных действий человеческого общества будут зависеть качество и комфортность проживания нашего и будущих поколений.

Как наука Землеведение прошло длительный путь исторического развития. Проблемы строения Земли волновали ученых с глубокой древности. Уже в древнем Китае, Египте, Вавилоне составлялись изображения поверхности Земли. Планы города Вавилон, побережья Средиземного моря сохранились до сих пор. Землеописание, т. е. география (от. гео — греч. «Земля» и графил — «описание») активно разрабатывалось в Древней Греции. Многих ученых античного периода интересовал вопрос о форме Земли. Высказывались различные идеи, в частности, что Земля находится на трех слонах, которые стоят на черепахе, плавающей в океане, и другие.

Выдающийся древнегреческий ученый Аристотель (384- 322 гг. до н. э.) в труде «Метеорологика» высказал гениальные идеи о строении Земли, ее шарообразной форме, о существовании разных «сфер», проникающих друг в друга, круговороте воды, морских течениях, зонах Земли, причинах землетрясений и т. д. Современные идеи землеведения во многом подтверждают его догадки.

Многих ученых интересовал также вопрос о размерах Земли. Наиболее точные измерения были проведены Эратосфеном Киренским — древнегреческим ученым (около 276-194 до н.э.). Им были заложены основы математической географии. Он впервые вычислил окружность Земли по меридиану, и, что удивительно, полученные цифры близки современным вычислениям — 40 тыс. км. Эратосфен впервые употребил термин «географика».

Античная география выполняла в основном описательные функции. Значительную роль в развитии этого направления сыграли работы древнегреческого географа и астронома Клавдия Птоломея (около 90-168 до н. э.). В своем труде «Руководство по географии», включающем восемь томов, он предлагает различать географию и хорографию. География имеет дело с изображением всей известной части Земли и всем, что находится на ней. Хорография занимается подробным описанием местности, т. е. своего рода краеведением, по современным понятиям. Птоломей составлял различные карты, и именно его считают «отцом» картографии. Им были предложены несколько новых картографических проекций. Наибольшую известность принесла ему идея о геоцентрическом устройстве мира, считавшая центром мироздания Землю, вокруг которой вращаются Солнце и другие планеты.

Считается, что труды Птоломея завершают античный период в развитии географии, занимавшейся тогда в основном описанием вновь открытых земель.

В эпоху Великих географических открытий (XVI-XVII вв.) проявилось другое направление — аналитическое.

Началом формирования землеведения как самостоятельной научной дисциплины считается выход в свет в Голландии «Всеобщей географии» Бернхарда Варениуса в 1650 г. В этой работе представлены достижения в области астрономии и создания гелиоцентрической системы мира (Н. Коперник, Г. Галилей, Дж. Бруно, И. Кеплер). Наряду с этим обобщены результаты Великих географических открытий. Предметом изучения землеведения, по Б. Варениусу, является земноводный круг, состоящий из земли, воды, атмосферы, проникающих друг в друга. Однако значение человека и его деятельности было исключено.

Ведущей идеей этого периода был анализ взаимосвязей между различными частями природы. В разработке этой идеи большое значение имели работы Александра фон Гумбольдта (1769-1859), выдающегося немецкого ученого-энциклопедиста, натуралиста, путешественника. Есть мнение, что труды Б. Варениуса являются началом развития общего землеведения, а достижения Гумбольдта — это одна из замечательных вершин. А. Гумбольдт много путешествовал, изучал природу Европы, Центральной и Южной Америки, Урала, Сибири. Именно в его трудах доказано значение анализа взаимосвязей в качестве основной идеи всей географической науки. Анализируя взаимосвязи рельефа, климата, животного мира и растительности, А. Гумбольдт заложил основы географии растений и географии животных, учения о жизненных формах, климатологии, общего землеведения обосновал идею вертикальной и широтной зональности. В его работах «Путешествие в равноденственные области Нового света», т. 1-30 (1807-1834) и «Космос» развивается идея о земной поверхности как особой оболочке, где не только существует взаимосвязь, но и взаимодействие земли, воздуха, воды, наблюдается единство неорганической и органической природы. А. Гумбольдт впервые употребляет термины «жизнесфера», что по смыслу соответствует современному «биосфера», и «сфера разума», соответствующий «ноосфере».

Книга А. Гумбольдта «Картины природы» никого не может оставить равнодушным, поскольку в ней сочетаются достоверные факты и высокохудожественные описания природы. Его считают основоположником художественного ландшафтоведения.

Основателем первой кафедры географии в Берлинском университете является живший в одно время с А. Гумбольдтом Карл Риттер (1779-1859). В своих широко известных трудах по землеведению он рассматривал Землю как жилище рода человеческого, существующего благодаря силе Божественного провидения.

К. Риттер ввел в науку термин «землеведение». Он пытался количественно определить пространственные соотношения между разными объектами.

В многотомном труде «Земля и люди. Всеобщая география» Э. Реклю (1830-1905) достаточно подробно описывает большинство стран мира. Он считается основоположником современного страноведения.

Из учебных пособий по землеведению, выходивших в XIX в., следует отметить работы Э. Ленца (1851), А. Рихтгофена (1883), Э. Ленда (1851). Однако эти авторы исключали из своих работ биогеографию.

В России в XVIII-XIX вв. развитие географических идей связано с именами выдающихся ученых М. В. Ломоносова, В. Н. Татищева, С. П. Крашенинникова.

Материалистический подход к изучению явлений и процессов в природе особенно ярко наблюдался в трудах М. В. Ломоносова (1711 — 1765). В работе «О слоях земных» (1763) он изложил законы формирования рельефа Земли, в целом соответствующие современным представлениям.

В XIX-XX вв. в России выходили труды по географии П. П. Семенова-Тян-Шанского, Н. М. Пржевальского, В. А. Обручева, Д. Н. Анучина и др.

С 80-х годов XIX в. на передовых позициях в области общего землеведения оказалась Русская географическая школа. В работах В.В.Докучаева (1846-1903) «Русский чернозем» (1883) и А. И. Воейкова (1842-1916) «Климаты земного шара» вскрывается на примере почв и климата сложный механизм взаимодействия компонентов географической оболочки.

В. В. Докучаев в конце XIX в. открыл закон мировой географической зональности. Это было выдающееся теоретическое обобщение. В. В. Докучаев полагал, что зональность является всеобщим законом природы. Этот закон распространяется как на органическую, так и неорганическую природу. Естественно-исторические зоны, существующие на земном шаре, являются пространственным выражением этого закона. Зеркалом закона мировой географической зональности являются почвы, отражающие взаимодействие живой и неживой природы. Год выхода монографии «Русский чернозем» — 1883 г. — считается годом рождения новой самостоятельной науки — почвоведения. В. В. Докучаев стал основоположником научного почвоведения. В его труде «Русский чернозем» доказывается, что почва — это самостоятельное естественно-историческое тело, возникшее вследствие взаимодействия пяти факторов почвообразования: 1) материнской породы; 2) климата; 3) рельефа местности; 4) живых организмов (микроорганизмов, растений, животных); 5) возраста страны. Впоследствии присоединился еше один фактор — хозяйственная деятельность человека. В. В. Докучаев пришел к выводу, что необходимо изучать не только отдельные факторы, но и закономерные связи и взаимодействия между ними. Он показал, что с почвенными зонами тесно связаны сельскохозяйственные области. Отсюда следует, что в каждой зоне сельское хозяйство имеет свои особенности и свои методы решения производственных задач.

Вместе с В. В. Докучаевым самостоятельно работали его ученики и последователи: А. Н. Краснов, В. И. Вернадский, Г. И. Танфильсв, Г. Н. Высоцкий, К. Д. Глинка, С. А. Захаров, Л. И. Прасолов, Б. Б. Полынов и др. В 1894 г. в Петровской земледельческой и лесной академии (ныне Московская сельскохозяйственная академия им. К. А. Тимирязева) была создана кафедра почвоведения, которую возглавил В. Р. Вильяме (1863-1939). В его учебнике «Почвоведение», выдержавшем пять изданий, обосновывается идея тесной связи знаний о почвах с запросами земледелия. Ученик В. В. Докучаева и ботаника А. Н. Бекетова (Петербургский университет) А. Н. Краснов (1862-1914) в 1889 г. организовал кафедру географии в Харьковском университете, занимался изучением степей и зарубежных тропиков, создал Батумский ботанический сад. А. Н. Краснов обосновал черты научного землеведения, отличающие его от старой географии, в частности отыскание взаимной связи и взаимной обусловленности между явлениями природы, изучение генезиса (происхождения) явлений, а также изучение изменяющейся природы, а не статичной. Он создал первый русский учебник по общему землеведению для университетов. В учебнике А. Н. Краснов развивает новый взгляд на географию как науку, изучающую не отдельные явления и предметы, а географические комплексы — пустыни, степи и др.

Таким образом, на протяжении столетий — от Аристотеля до Докучаева — предмет изучения физической географии усложнялся от двумерной земной поверхности до объемной географической оболочки с тесными связями между компонентами, ее составляющими.

В учебнике «Курс физической географии» II. И. Броунов четко сформулировал идею о том, что наружная оболочка Земли состоит из четырех сферических составляющих: литосферы, атмосферы, гидросферы и биосферы, проникающих друг в друга: отсюда задачей физической географии является изучение этого взаимодействия. Его идеи оказали значительное влияние на дальнейшее развитие физической географии.

Мысль о том, что именно природная оболочка Земли является основным предметом изучения физической географии, развивалась постепенно, начиная с А. Гумбольдта.

Однако, что такое оболочка Земли, какие компоненты входят в нее, каковы ее границы, было неясно. Впервые эти вопросы были рассмотрены Андреем Александровичем Григорьевым (1883- 1968) в 1932 г. в статье «Предмет и задачи физической географии».

В этой статье А. А. Григорьев впервые предложил термин «физико-географическая оболочка», в частности, он полагал, что «земная поверхность представляет качественно особую вертикальную физико-географическую зону или оболочку, характеризующуюся глубоким взаимопроникновением и активным взаимодействием литосферы, атмосферы и гидросферы, возникновением и развитием именно в ней органической жизни, наличием в ней сложного, но единого физико-географического процесса». В 1937 г. выходит монография А. А. Григорьева, в которой он лает подробное обоснование географической оболочки как основного предмета физической географии, рассматривает границы географической оболочки и методы ее изучения.

Примерно в это же время Л.С. Берг развивает учение В. В. Докучаева о географических зонах и разрабатывает учение о ландшафтах. Ряд ученых в конце 1940-х годов развернули дискуссию, пытаясь противопоставить учение А. А. Григорьева и Л. С. Берга. Однако в фундаментальной работе С. В. Калесника «Основы общего землеведения» (1947, 1955) было доказано, что эти два направления не противоречат, а взаимно дополняют друг друга.

Качественно новый этап в изучении географической оболочки наступил после запусков искусственных спутников Земли, полета 12 апреля 1961 г. Юрия Алексеевича Гагарина, выведения многочисленных лабораторий в ближний и дальний космос. Это дало возможность изучать географическую оболочку со стороны. Всех космонавтов восхищала красота Земли, наблюдаемая из космоса, и вместе с тем очевидным стало глобальное загрязнение человеком ее поверхности. Сохранение чистоты географической оболочки стало насущной задачей человечества, а теория охраны окружающей человека среды — основой современного землеведения.

Сегодня — это одна из основных отраслей в системе географических наук, изучающая закономерности географической оболочки, ее пространственно-временную организацию и дифференциацию; круговорот веществ, энергии и информации; ее функционирование, динамику и эволюцию. Современное землеведение исследует геосферы, слагающие географическую оболочку, следит за их состоянием, составляет региональные и глобальные прогнозы ее развития.

Все эти задачи землеведения решаются на базе как традиционных и новых методов географических исследований (картографического, статистического, геофизического и др.), так и новейших достижений геоинформатики, дистанционного зондирования, космического землеведения.

Измена жены