Таможенный союз меркосур. Интеграционные процессы в рамках меркосур

За долгие годы развития интеграционных процессов в Латинской Америке были подъемы и спады. Особенно глубокие потрясения отмечались в начале 1980-х гг., в период острого мирового финансово-экономического кризиса. Казалось, что в это время индивидуального странового выживания уже не осталось места для объединенных проектов. Однако вопреки этим предположениям в конце «потерянного десятилетия» концепция интеграции получила новый импульс. Одно из подтверждений этому - создание объединения стран Южного конуса - МЕРКОСУР.

Особенности создания и основные направления деятельности МЕРКОСУР

Южноамериканский общий рынок - МЕРКОСУР (исп. Mercado Соты’п delCono Sur- MERCOSUR ") - образован на основе Асунсьонского договора о создании от 26 марта 1991 г. 2 В него входят полноправными участниками Аргентина, Бразилия, Парагвай, Уругвай и Венесуэла (с июля 2006 г.) (рис. 15.1). В 1996 г. подписаны соглашения о присоединении Чили и Боливии к МЕРКОСУР в качестве ассоциированных членов. МЕРКОСУР превратился в сильный полюс притяжения для других государств региона. В 2003 г. достигнута договоренность о присоединении к МЕРКОСУР в качестве ассоциированного члена Перу, в 2004 г. - Эквадора (см. рис. 15.1). Ассоциированными членами МЕРКОСУР также являются Колумбия и Эквадор.

МЕРКОСУР - второй после ЕС Таможенный союз в мире по размеру и экономическому потенциалу и крупнейшая интеграционная группировка в Южной Америке с населением 283,7 млн человек (45% населения континента) и территорией 13 708 тыс. кв. км. В 2007 г. объем ВВП МЕРКОСУР в текущих ценах достиг 305 692.7 млн долл, (более 75% совокупного ВВП латиноамериканского континента), а величина ВВП на душу населения в текущих ценах - 5 490 долл. 3

В 2008 г. внутриблоковая торговля стран МЕРКОСУР составляла 451 млрд долл., причем в 1995 г. ее величина равнялась 28,4 млрд долл., т.е. за 10 лет она увеличилась более чем в 16 раз.

Первым шагом к созданию объединенного рынка послужило соглашение о формировании зоны свободной торговли в течение Шлет, подписанное Аргентиной и Бразилией в 1986 г. В 1990 г. к этому соглашению присоединились Парагвай и Уругвай.

Стратегическая цель МЕРКОСУР - создание интеграционного объединения (таможенного союза и общего рынка), способного гарантировать экономический рост его участников на основе интенсивной взаимной торговли и эффективного использования инвестиций, а также повышение международной конкурентоспособности экономик субрегиона. МЕРКОСУР изначально нацелен на создание зоны свободной торговли, затем - унификацию таможенного законодательства, наконец, формирование общего рынка.

Асунсьонским договором предусматривались отмена в перспективе всех пошлин и тарифных ограничений во взаимной торговле между четырьмя странами, установление единого таможенного тарифа в отношении третьих стран, свободное движение капитала и рабочей силы, координация политики в области промышленности, сельского хозяйства, транспорта и связи, согласование стратегии в валютно-финансовой сфере.

Механизм интеграции в рамках МЕРКОСУР включает три элемента:

Свободное перемещение товаров, услуг, факторов производства между странами посредством отмены тарифных барьеров и нетарифных ограничений в установленные сроки (табл. 15.1). В то же время созданы списки исключений из общего тарифа, которые подразумевали снижение таможенных пошлин до 14% к 2001 г. в отношении средств производства и 16% к 2006 г. в отношении остальных товаров;

Таблица 15.1

Программа прогрессивного снижения таможенных пошлин

в рамках МЕРКОСУР

% снижения

% снижения

Источник: Stevens W.J. Trienta у cinco anos del Mercado commun centrofmericano. - Costa Rica, 1996.

Члены МЕРКОСУР Щ - ассоциированные члены МЕРКОСУР

Рис. 15.1.

  • установление общего внешнеторгового тарифа, формирование общей торговой политики в отношении третьих стран, координация позиций в ходе региональных и международных торговых и экономических форумов. Созданы списки исключений;
  • координацию макроэкономической и отраслевой политики МЕРКОСУР, касающейся внешней торговли, сельского хозяйства, промышленности, налогообложения, финансовой системы, инвестиций, транспорта, коммуникаций, трудового и фискального законодательства, и установление свободной конкуренции внутри объединения. Соглашения по отраслям с целью оптимизации использования факторов производства.

В отношении с третьими странами страны-участницы МЕРКО-СУР должны обеспечить «справедливые условия торговли», т.е. они обязуются применять национальное законодательство, запрещающее импорт товаров, цены которых формируются под влиянием субсидий, другой незаконной практики.

Страны имеют право устанавливать торговые свободные экономические зоны, промышленные особые зоны, специальные таможенные и другие свободные экономические зоны. Их цель - предоставление условий, отличных от условий остальной таможенной территории. В то же время в рамках МЕРКОСУР запрещается странам-членам иметь зоны свободной торговли с государствами - нечленами блока; также им запрещено входить в Андское сообщество.

В 1994 г. в развитие Асунсьонского договора заключено дополнительное соглашение Оуру-Прету, подтвердившее создание зоны свободной торговли и провозгласившее задачу последующего преобразования ее в таможенный союз в срок до 2000 г., когда 85% взаимного внешнеторгового оборота будут полностью освобождены от любых тарифных барьеров. Договор о создании МЕРКОСУР также предусматривал до 2000 г. отмену нетарифных ограничений на подавляющее большинство товаров (за исключением торговли вооружением и боевой техникой, радиоактивными материалами, драгоценными металлами, предметами национального культурного достояния).

Протокол Оуру-Прету придал МЕРКОСУР юридический статус, что позволяет заключать соглашения о торговле с отдельными странами или группами стран, а также международными организациями.

В 1995 г. этот договор вступил в силу и МЕРКОСУР перешел на более высокий интеграционный уровень: от зоны свободной торговли к таможенному союзу. Взаимная торговля стран МЕРКОСУР в большинстве секторов была либерализована в 1991 - 1994 гг., и с 1995 г. установлен общий таможенный тариф в отношении третьих стран (ставка импортных пошлин для разных товаров колеблется от 0 до 20%) 1 . При этом учитываются особенности экономики, уровня развития отдельных отраслей в странах-партнерах.

В начале нового тысячелетия МЕРКОСУР лишился былого динамизма, а интеграция в экономической сфере несколько замедлилась. Зональный товарооборот, увеличивавшийся на протяжении 1993-1997 гг., в последующие годы существенно сократился в силу кризисных явлений в экономиках основных его участников и в определенной мере в результате негативных последствий неолиберальных экономических преобразований. Однако начиная с 2003 г. наметились новые предпосылки экономического сближения, одним из

Cm.: Sanguinetti P., Traistaru /., Martincus Ch.V. Economic Integration and Location of Manufacturing Activities: Evidence from MERCOSUR. Zentrum fbr Europnische Integrationsforschung. - Working Paper B11. 2004.

главных мотивов которого стала непростая ситуация в сфере финансов стран-членов МЕРКОСУР. В 2001 г. Аргентина объявила дефолт. Бразилия дважды, в 1998 и 2002 гг., испытала натиск финансового кризиса, что привело к снижению темпов роста и поставило страну на грань депрессии, притом что ее долговые обязательства также остаются весьма тяжелыми.

Организационная структура МЕРКОСУР. Главный орган управления МЕРКОСУР - это Совет общего рынка. Он собирается периодически на высшем уровне (глав государств и правительств, министров иностранных дел) и осуществляет политическое планирование развития интеграции (рис. 15.2).

Группа общего рынка - главный исполнительный орган, функционирующий постоянно, - имеет административный секретариат


Рис. 15.2.

со штаб-квартирой в Монтевидео (Уругвай), а также 10 технических комиссий, подчиняющихся Группе общего рынка и занимающихся вопросами торговли и таможенного регулирования, технических норм, валютно-финансовой политики, макроэкономической политики, наземного и морского транспорта, промышленной технологии, сельского хозяйства и энергетики.

Административный секретариат (расположен в Монтевидео) выполняет функцию архива официальной документации, осуществляет публикацию, распространение и перевод официальных материалов МЕРКОСУР, информирует о принятых каждой страной мерах по введению во внутреннее законодательство принятых органами МЕРКОСУР решений.

Решения принимаются всеми органами на основе консенсуса при обязательном присутствии всех членов. В 2003 г. создан Комитет постоянных представителей (КПП), призванный оказывать содействие Совету общего рынка в реализации решений, принимаемых в рамках МЕРКОСУР.

В 1996 г. в МЕРКОСУР создан механизм политических консультаций и взаимодействия. Наиболее важные политические документы - Ушуайский протокол о приверженности демократии в МЕРКОСУР (1998 г., содержит обязательства проводить консультации и осуществлять меры политического воздействия в случае возникновения угрозы демократическому строю на территории МЕРКОСУР) и Договор о совместных действиях по обеспечению безопасности стран МЕРКОСКР (1998).

Действует Постоянная рабочая группа МЕРКОСУР по борьбе с терроризмом (с 1999). Интеграционные процессы в рамках МЕРКОСУР затрагивают и гуманитарные аспекты. Упрощены формальности при пересечении границ физическими лицами, а с 2006 г. южноамериканские страны ввели безвизовый режим поездок для своих граждан. Соответствующее соглашение подписано министрами иностранных дел Аргентины, Боливии, Бразилии, Чили, Колумбии, Эквадора, Гайаны, Парагвая, Перу, Суринама, Уругвая и Венесуэлы в Сантьяго де Чили.

На очередном саммите МЕРКОСУР (Бразилия, декабрь 2004 г.) закреплена позитивная динамика консолидации объединения и подтверждено намерение углублять интеграцию.

  • См.: http://www.mercosur.int - Официальный сайт МЕРКОСУР. Существующая в литературе путаница в датировке создания этого экономического союза связана с тем, что реально торговый блок оформился лишь к 1995 г. См.: http://www.mercosur.int

Асунсьйонський договор был подписан с целью создания зоны свободной торговли и таможенного союза. Договором предусматривается:

Свободное движение товаров, услуг и рабочей силы, которого нужно достичь через ликвидацию таможенных тарифов и нетарифных ограничений;

Установление общего внешнего тарифа и ведения совместной внешнеторговой политики в отношении третьих стран или их групп и координация позиций на региональных и международных экономических конференциях;

Координация макроэкономической, фискальной, монетарной и секторальной политики в области международной торговли, сельского хозяйства, промышленности, транспорта и коммуникаций и в любых других областях для обеспечения свободной конкуренции между сторонами договора;

Гармонизация законодательства в этих сферах для укрепления интеграционных процессов .

В течение переходного периода, который длился до 31 декабря 1994 года, для содействия формированию общего рынка стороны договора установили критерии происхождения товаров и механизм разрешения споров.

В течение переходного периода договаривающиеся стороны пользовались такими инструментами для создания общего рынка:

Программой либерализации торговли. Согласно ей предполагалось автоматическое постепенное уменьшение тарифов до 0 и полная ликвидация нетарифных ограничений;

Координацией макроэкономической политики, которая должна проводиться постепенно и в соответствии с программой либерализации экономики;

Установлением общего внешнего тарифа с целью поддержки конкуренции;

Подписанием секторальных соглашений .

По реализации этих целей, то, форсируя событий, страны все еще пытаются найти оптимальные подходы, не захватывать интересов каждого из. За 3 года удалось ликвидировать таможенные тарифы на 90% товаров, перемещаемых внутри союза. Внешние тарифы стран-членов МЕРКОСУР уже согласованы на 85% продукции, а остальные 15% должны быть установлены до 2006 года.

Следует отметить, что важнейшей целью МЕРКОСУР выдвигает триаду: обеспечение автономного развития, сохранения национального суверенитета и национальной культурной идентичности латиноамериканских стран. При этом уже не секрет, что основным препятствием являются Соединенные Штаты Америки. Но об этом - чуть позже.

Политикой МЕРКОСУР на начальном этапе была разработка простой институциональной системы организации, которая должна была постепенно увеличиваться с углублением интеграции. В противоположность большим организационным структурам других интеграционных группировок, таким как ALADI или Андский пакт, идеей МЕРКОСУР было постепенное увеличение количества учреждений. Основной орган МЕРКОСУР - Совет общего рынка (Common Market Council), который проводит встречи на высшем уровне. Исполнительным органом является Группа общего рынка (Common Market Group). МЕРКОСУР также административный орган - Секретариат. Кроме этого, в структуру входят 2 консультативные коллегиальные органы: Парламентская комиссия (представители национальных парламентов) и Экономический и социальный консультативный форум.

Совет общего рынка

Это высший орган МЕРКОСУР, который отвечает за политическое руководство организацией и принятия решений. В сферу компетенции Совета входит надзор за выполнением программы либерализации экономики в каждой из стран-членов для установления общего рынка. Решение в нем принимаются на основе консенсуса. Встречи проводятся раз в 6 месяцев, хотя Совет может созываться и в чрезвычайных случаях. Встречи происходят на уровне министров экономики и министров иностранных дел, но в них могут принимать участие и министры других отраслей, если обсуждение вопросов, касающихся этих отраслей, является запланированным. На этих встречах могут присутствовать и президенты стран-членов (их присутствие обязательно хотя бы раз в год), если речь идет об очень важные проблемы. Ротация руководства Совета происходит в алфавитном порядке каждые 6 месяцев .

Исполнительным органом МЕРКОСУР является Группа общего рынка. Этот орган является ответственным за реализацию решений, принятых Советом, и рассмотрение рекомендаций, представленных рабочими группами. В обязанности группы относятся:

Контроль за выполнением договорных обязательств;

Проведение необходимых мероприятий для выполнения решений, принятых Советом;

Внесение предложений по эффективной реализации программы либерализации экономики, координации макроэкономической политики и сотрудничества с третьими странами;

Разработка программ для обеспечения постепенного формирования общего рынка .

Группу формируют представители министерств иностранных дел, экономики, торговли и Центрального Банка - 4 человека из каждой страны и по 4 их заместители. На уровне представителей встречи происходят каждые 3 месяца, а на уровне координаторов - 1 раз в месяц. Решение в Группе общего рынка принимаются на основе консенсуса .

Сначала Асунсьйонський договор устанавливал (с марта 1991 года по декабрь 1994) строгий план снижения тарифов для стран-членов. В течение этого переходного периода изучением отдельных отраслей экономики занимались 11 рабочих групп. После встречи в Оуро-Прето в 1994 году эти группы были трансформированы. С этого времени они изучают следующие проблемы: коммуникации, горную промышленность, технологии, финансы, транспорт и инфраструктуру, окружающую среду, промышленность, сельское хозяйство, энергетику, трудовые отношения, занятость и социальное обеспечение. В июле 1999 года были созданы еще 2 рабочие группы: Комитет по координации макроэкономики и Комитет по координации торговли. В этих группах работают представители бизнеса, ученые, представители профсоюзов, эксперты из международных правительственных и неправительственных организаций.

Комиссия по торговле МЕРКОСУР является относительно новым органом, созданным Протоколом в Оуро-Прето. Задача Комиссии - контроль за торговыми отношениями между странами-членами, слежение за соблюдением правил ведения торговой политики как между странами-членами, так и в отношении третьих стран, определенных Советом МЕРКОСУР. Она уполномочена создавать комитеты (на данный момент 10), которые постепенно перебирать задачи, возложенные на рабочие группы. Комитеты принимают решение в виде рекомендаций. Также она обладает правом решать споры. Тот факт, что на Комиссию по торговле возложены следующие важные обязанности, свидетельствует о большой важности внешних и внутренних торговых отношений, особенно установление общего внешнего тарифа в течение начального этапа деятельности МЕРКОСУР. Комиссия подчиняется непосредственно Группе общего рынка .

Согласно расширение сфер сотрудничества в рамках МЕРКОСУР появляются новые экономические, политические и социальные органы. Среди них Координационный комитет национальных профсоюзов МЕРКОСУР, Комиссия по предпринимательству, парламентские комиссии.

В течение первого этапа работы организации был создан Совет по промышленности МЕРКОСУР. ее членами были Промышленный союз

Аргентины, Национальный союз промышленников Бразилии, Промышленный союз Парагвая и Промышленная палата Уругвая. Целью Совета было ведение диалога между представителями сферы бизнеса по конкуренции. После встречи в Оуро-Прето создан Экономический и социальный консультативный форум, заменил Совет по промышленности. Форум контролирует механизмы регулирования торговой политики между странами-членами и в отношении третьих стран.

В организационной структуре МЕРКОСУР нет судебного органа как такового. При возникновении споров относительно трактовки Асунсьйонського договора или выполнения обязательств предусмотрено созыва судебного органа ad-hoc. Его решения являются обязательными для выполнения странами-членами. В 1992 году Бразильским протоколом было введено механизм решения торговых споров, но он до сих пор не действует. На практике эти проблемы решает Комиссия по торговле.

Административный секретариат (со штабом в Монтевидео) начал работу 1 января 1997 года. Его председатель избирается Советом общего рынка на 2 года. В компетенции Секретариата входит ведение архива организации и представления ежегодных отчетов Группе общего рынка .

МЕРКОСУР (MercadoComún del Sur MERCOSUR ) субрегиональный торгово-экономический союз, в который входят Аргентина , Бразилия, Парагвай и Уругвай.Ассоциированные члены Боливия и Чили.
Название переводится с испанского как Рынок Южного конуса. Стратегическая цель МЕРКОСУР - создание объединения, способного гарантировать экономический рост его участников на основе интенсивной взаимной торговли и эффективного использования инвестиций, а также повышение международной конкурентной способности экономики субрегиона.

История создания.

Попытки развивать в Южной Америке региональную экономическую интеграцию, по образцу западноевропейского ЕС, имеют долгую, но не очень удачную историю. Еще в 1960-х в Южной Америке впервые заговорили о создании зоны свободной торговли, а затем и Центрально американского общего рынка. В 1960 была создана Латиноамериканская ассоциация свободной торговли, LAFTA (с 1980 Латиноамериканская ассоциация интеграции,LАIА), в которую вошли 10 стран (Аргентина , Бразилия,Мексика, Уругвай, Парагвай, Перу Чили, Колумбия, Эквадор, Венесуэла и Боливия).

Однако политические и экономические кризисы конца 1960-х не позволили осуществить эти грандиозные планы. Из-за сильных различий между латиноамериканскими государствами дальнейшие попытки развития региональной экономической интеграции были направлены на объединение лишь некоторых стран, экономически наиболее близких друг к другу. Так, в 1969 внутри LAFTA образовалась более малочисленная Андская группа (Боливия, Колумбия, Эквадор и Чили; позже в эту группу вошла Венесуэла, но вышла Чили).
Но и большая, и малая Андская группа не смогли добиться особых успехов в развитии взаимной торговли. Новая волна внимания к интеграционным соглашениям поднялась в 1980-е, когда разочарование латиноамериканских стран в помощи США после Фолклендской войны Аргентины с Великобританией стимулировало их интерес к сближению на Южноамериканской региональной основе.
В 1986 Аргентина и Бразилия две крупнейшие экономические державы Латинской Америки выдвинули совместный проект развития экономического сотрудничества и последующей интеграции, провозгласив его открытым для присоединения других стран. Буферные государства между Бразилией и Аргентиной Уругвай и Парагвай вскоре откликнулись на эту инициативу. В марте 1991 был подписан четырехсторонний договор в г. Асунсьоне (Парагвай) о создании таможенного союза и общего рынка МЕРКОСУР. Существующая в литературе путаница в датировке создания этого экономического союза связана с тем, что реально торговый блок оформился лишь к 1995. До того шла непростая подготовительная работа. В 1994 в развитие Асунсьонского договора было заключено дополнительное соглашение, подтвердившее создание зоны свободной торговли и провозгласившее задачу последующего преобразования ее в таможенный союз.
В 1995 этот договор вступил в силу - на внешних границах блока стали действовать общие таможенные тарифы на импорт товаров из третьих стран,охватившие примерно 85% всех видов возимых товаров в страны МЕРКОСУР. Престиж организации стал расти, и в 1996 в его ряды в качестве ассоциированного члена была принята Боливия, а в 2000 - Чили. В июле 2004 должны начаться официальные переговоры о вступлении в качестве полноправного пятого члена блока Мексики. Венесуэла и Колумбия также изучают перспективу вступления в этот блок.

Успехи и перспективы развития.

Рынок Южного конуса оказался наиболее эффективно развивающимся интеграционным блоком Латинской Америки. Создание МЕРКОСУР привело к увеличению взаимной торговли между его участниками: за 1991 - 1997 она выросла примерно в 6 раз, хотя товарооборот стран Южного конуса с развитыми странами почти не меняется. В зоне свободной торговли четырех стран ликвидированы таможенные пошлины и другие ограничения на 90% товаров,согласованы общие внешние тарифы для торговли с третьими странами на 85% импортируемых товаров. Идет обсуждение условий создания в среднесрочной перспективе единой коллективной валюты (по образцу западноевропейского евро).
Экономисты отмечают, что создание блока не раз помогало стабилизировать экономики входящих в него стран.
За время существования МЕРКОСУР произошло расширение торгово-экономического сотрудничества с другими региональными торговыми группировками Латинской Америки. Стали проявлять интерес к сотрудничеству 15 англоговорящих стран Карибского региона, объединенных с 1973 в Карибском сообществе (CARICOM). Заметно возросла взаимная инвестиционная активность, а также инвестиционная привлекательность региона для иностранных компаний.
В декабре 1995 между МЕРКОСУР и ЕС было заключено Рамочное межрегиональное соглашение, ставившее своей целью создание зоны свободной торговли между блоками к 2001. Одним из главных инициаторов договора со стороны ЕС была Испания, сохраняющая традиционные связи со своими бывшими колониями. В ходе затянувшихся переговоров о либерализации взаимной торговли стало очевидно, что создание такой зоны, которая охватила бы 10% населения земного шара, требует большего согласования и подготовки, а потому отодвигается на более дальний срок 2005 или даже 2010.
МЕРКОСУР остается крупнейшим интегрированным рынком Латинской Америки, где сосредоточено 45% населения или более 200 миллионов человек, 50% совокупного ВВП (свыше 1 трлн. долл.), 40% прямых зарубежных инвестиций, более 60% совокупного объема товарооборота и 33% объема внешней торговли южноамериканского континента.

http://www.bestreferat.ru/

МЕРКОСУР был образован 26 марта 1991 г. по Асунсьонскому договору, предусматривающему создание зоны свободной торговли, а к 2006 г. - таможенного союза, которые обеспечат свободное передвижение товаров, услуг, капиталов и рабочей силы, а также привлечение инвестиций в регионе. Название организации происходит от сокращения испанских слов, означающих «общий рынок юга».

Государства-члены: Аргентина, Бразилия, Парагвай и Уругвай. Позднее к зоне свободной торговли МЕРКОСУРА присоединились Чили и Боливия, получив, таким образом, статус будущих членов организации.

К концу 90-х гг. XX в. около 85 % таможенных тарифов были устранены. Исключение составили таможенные тарифы Парагвая и Уругвая.

Институциональная структура: Совет общего рынка (высший политический орган), Группа общего рынка (исполнительный орган), Торговая комиссия, Парламентская комиссия, Консул-тативный социально-экономический форум и секретариат.

Организация открыла 21 информационный центр по всему миру. Штаб-квартира и секретариат располагаются в Монтевидео.

Центральноамериканская интеграционная система (ЦАИС) создана в 1991 г. В организацию входят Белиз, Гватемала, Гондурас, Доминиканская Республика, Коста-Рика, Никарагуа, Панама, Сальвадор.

Высший орган ЦАИС - Совещание глав государств. Между саммитами работу ЦАИС координирует Генеральный секретариат , который занимается практической реализацией решений, принимаемых на саммитах и заседаниях Совета Министров (штаб-квартира - в г.Сан-Сальвадор).

В рамках ЦАИС действуют Центральноамериканский парламент (г.Гватемала), решения которого носят рекомендательный характер, и Центральноамериканский суд (г.Манагуа), который занимается оказанием консультационных услуг по различным международно-правовым вопросам.

Функционируют Центральноамериканский банк экономической интеграции, Центральноамериканский институт управления, Центральноамериканский институт исследований и промышленных технологий, Техническая комиссия по телекоммуникациям, Координационный центр по предотвращению стихийных бедствий и другие.

ЦАИС располагает солидной договорно-правовой базой, охватывающей практически все вопросы интеграции стран субрегиона (учредительный Протокол Тегусигальпы, Протокол Гватемалы об экономической интеграции, рамочный Договор о демократической безопасности, Договор о социальной интеграции).

Центральноамериканская интеграционная система создавалась прежде всего для решения задач экономического сотрудничества. Однако страны-участницы преследуют цели и политической интеграции. Этапным событием стало подписание в 1997 г. «Декларации Никарагуа» о политическом союзе стран субрегиона.



Большие надежды в субрегионе возлагаются на реализацию так называемых инвестиционных "мегапроектов", которые могли бы позволить существенно продвинуться в вопросе развития общей инфраструктуры стран ЦА и их экономик в целом. Особое место в этом вопросе отводится разработанному по мексиканской инициативе плану "Пуэбла-Панама", равно как и самой Мексике, которую в странах ЦАИС рассматривают в качестве своеобразного локомотива всех интеграционных процессов в субрегионе.

В контексте процесса, направленного на создание межамериканской зоны свободной торговли, страны ЦАИС (кроме Белиза и Панамы) пошли на заключение соглашения о свободной торговле с США (ратифицирован Палатой Представителей американского Конгресса в июле 2005 г.).

Ведутся переговоры с Евросоюзомо заключении соглашений о политическом сотрудничестве. На IV саммите Евросоюз-ЛАКБ (май 2006 г., Вена) достигнута договоренность о начале переговоров по соглашению об ассоциации, включая создание общей зоны свободной торговли.

Ассоциация карибских государств

Ассоциация карибских государств создана 24 июля 1994 г. на основе конвенции, вступившей в силу годом позже, в каче-стве координирующей структуры и для укрепления позиций национальных правительств, промышленных и деловых кругов во внешних сношениях.

Ассоциация является форумом для консультаций, развития сотрудничества и согласования деятельности в культурных, экономических и технических сферах, а также в области туризма и транспорта.

Члены организации (2004 г.): Антигуа и Барбуда, Багамские Острова, Барбадос, Белиз, Венесуэла, Гаити, Гватемала, Гонду-рас, Гренада, Гайана, Доминика, Доминиканская Республика, Колумбия, Коста-Рика, Куба, Мексика, Никарагуа, Панама, Сент-Винсент и Гренадины, Сент-Киттс и Невис, Сент-Люсия, Сури-нам, Тринидад и Тобаго, Сальвадор, Ямайка.

Ассоциированные члены: Аруба, Франция (от имени Француз-ской Гвианы, Гваделупы и Мартиники), а также Голландские Антильские Острова.

Статус наблюдателя имеют: Аргентина, Бразилия, Великобритания, Египет, Индия, Испания, Италия, Канада, Марокко, Нидерланды, Перу, Россия, Турция, Украина, Финляндия, Чили, Эквадор, Южная Корея и ряд международных организаций.

Секретариат расположен в Порт-оф-Спейне, на островахТринидад и Тобаго.

Лекция 9. Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе

1. Хельсинский заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе.

2. Цели, задачи, структура и деятельность СБСЕ.

Цель лекции – раскрыть историю создания Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе.

Ключевые слова – ОБСЕ, международная организация, универсальная организация, свободная торговля, интеграция, экономические связи.

1. Строго говоря, ОБСЕ не является исключительно европейской организацией. В географическом смысле ее присутствие распространяется от Ванкувера до Владивостока.

Истоки ОБСЕ (до 1994 г. - Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе - СБСЕ) находятся во временах холодной войны, когда процесс установления взаимногодоверия только зарождался.

ОБСЕ сформировалась в эпоху так называемой разрядки в начале 70-х гг. XX в. Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе подписан в 1975 г. в Хельсинки главами государств и правительств 33 стран Европы, а также США и Канады. Не будучи международно-правовым актом, он фактически оказался долгосрочной программой развития процесса разрядки, сближения народов и сотрудничества в Европе. С подписания в 1990 г. Парижской хартии для Европы и создания ряда специальных институтов начался новый период в деятельности СБСЕ, основные вехи которого обозначили ключевые конференции в Берлине (1991 г), Праге (1992 г.), Стокгольме (1992 г), Хельсинки (1992 г), Риме (1993 г), Будапеште (1994 г), Лиссабоне (1996 г.) и Стамбуле (1999 г.).

ОБСЕ, которые могут и желают внести вклад в эту программу. ПРМ выходит за рамки диалога и направлена на создание партнерства как постоянного элемента архитектуры европейской безопасности.

ОБСЕ отличает всесторонний и основанный на сотрудничестве подход к обеспечению безопасности; всесторонний в том смысле, что он охватывает три измерения безопасности - человеческое, военно-политическое и экономическое (экологическое).

Цели и задачи ОБСЕ: предупреждение конфликтов, контроль над вооружениями, защита прав человека, преодоление межгосударственных кризисов, а также установление кодекса поведения государств, касающегося прозрачности отношений вооруженных сил и общества.

Официально цели ОБСЕ сформулированы следующим образом: содействие улучшению взаимных отношений, а также создание условий по обеспечению устойчивого мира; признание неделимости европейской безопасности, а также взаимной заинтересованности в развитии сотрудничества между государствами-членами; признание тесной взаимосвязанности проблемы безопасности в Европе и во всем мире; действенный вклад в соблюдение прав человека, экономический и социальный прогресс и благосостояние всех народов.

В контексте Парижской встречи на высшем уровне (ноябрь 1990 г.) было заключено важное соглашение по контролю над вооружениями - Договор об обычных вооруженных силах в Европе (ОВСЕ). В актив военно-политического измерения СБСЕ/ ОБСЕ вошло несколько других важных договоров, касающихся военной безопасности, в том числе Договор по открытому небу 1992 г. и Венские документы 1990,1992,1994и 1999 гг, атакже имеющий ключевое значение Документ о легком и стрелковом оружии(2000г.).

Контроль над вооружениями и разоружением стран ОБСЕ предусмотрен также положениями Венской декларации 1992 г. по мерам укрепления доверия и безопасности и разоружению и Заключительным актом переговоров о сокращении численности обычных вооруженных сил в Европе (Хельсинки, 1992 г).

На Будапештской встрече на высшем уровне в 1994 г. было принято решение о переименовании Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе в ОБСЕ. Это решение не только отразило быстрое институционалыное развитие организации с момента окончания холодной войны, но и придало ее работе новый политический импульс.

Итогом Лиссабонской встречи на высшем уровне 1996 г. стало повышение ключевой роли ОБСЕ в деле укрепления безопасности и стабильности во всех трех измерениях. Эта встреча стимулировала разработку в ОБСЕ Хартии европейской безопасности, котррая была принята на Стамбульской встрече на выс-шем уровне в ноябре 1999 г. На этой встрече 30 государств -участников ОБСЕ подписали адаптированный Договор об ОБСЕ.

ОБСЕ занимает уникальное место среди европейских институтов безопасности. Это объясняется несколькими факторами: широтой ее членского состава, охватывающего страны Евроатлантического и Евроазиатского регионов; ее всеобъемлющим и основанном на сотрудничестве подходом к безопасности; глубоко укоренившейся традицией открытого диалога и формирования консенсуса; функционированием широкой сети ее миссий на местах, а также наличием отлаженных механизмов сотрудничества с другими международными институтами.

Отношения ОБСЕ с Объединенными Нациями основываются на рамочном договоре с Секретариатом ООН и статусе наблюдателя при Генеральной Ассамблее. В Хельсинкской декларации 1992 г. государства-члены объявили ОБСЕ региональным соглашением, соответствующим положениям главы VII Устава ООН.

2. ОБСЕ действует при наличии трех предпосылок: воли государств-членов к действию; принципиального консенсуса по поводу принятых решений; готовности к использованию согласованных механизмов ОБСЕ.

10 базовых принципов ОБСЕ: суверенное равенство государств; неприменение силы или угрозы силой; нерушимость границ; территориальная целостность государств; мирное урегулирование споров; невмешательство во внутренние дела; уважение прав человека и основных свобод, включая свободу мысли, совести, религии и убеждений; равноправие и право народов рас-поряжаться своей судьбой; межгосударственное сотрудничество; добросовестное выполнение международно-правовых обязательств.

Основной постоянный орган для политических консультаций и принятия решений - Постоянный совет. Его члены, постоянные представители государств, еженедельно собираются на заседания водворце Хофбург(Вена) для обсуждения вопросов, относящихся к компетенции ОБСЕ, и принятия решений. В Хофбурге также проводятся регулярные заседания Форума по сотрудничеству в области безопасности, который занимается вопросами контроля над вооружениями и мерами укрепления доверия и безопасности, и Совместной консулытативной группы, которая осуществляет контроль за выполнением Договора об ОВСЕ.

Министры иностранныхдел 55 государств встречаются ежегодко в рамках Совета министров за исключением тех лет, когда проводится встреча на высшем уровне с участием глав государств и правительств. В области экономического и экологического измерения раз в год в Праге проводится встреча руководящего совета, заседающего в качестве Экономического форума.

Действующий председатель - министр иностранных дел страны, проводившей предшествующее заседание Совета, помощь которому оказывают предшественник и преемник («тройка»), занимается координацией текущей деятельности ОБСЕ. Он может назначать личных и специальных представителей.

Верховный комиссар по делам национальных меньшинств обеспечивает раннее предупреждение правонарушений. Его бюро находится в Гааге.

Наиболее молодой институт ОБСЕ - Бюро представителя по вопросам свободы средств массовой информации - создан для наблюдения за положением дел в области СМИ.

Бюро по демократическим институтам и правам человека (БДИПЧ) осуществляет контроль выполнения обязательств в сфере человеческого измерения; координирует и подцерживает связи между государствами-членами; распространяет информацию о человеческом измерении и гуманитарном международном праве; организует встречи и семинары по вопросам создания банковдан-ных и укрепления демократических институтов сотрудничества с международными организациями. Базируется в Варшаве.

Парламентская ассамблея проводит ежегодные сессии в го-родах государств-членов. Она состоит из 312 мест, принадлежащих национальным делегациям (от 2 до 17 членов в зависимости от численности населения страны). Решения принимаются, как правило, простым большинством, однако применяется и процедура консенсуса. Парламентская ассамблея имееттри комитета: по вопро-сам политики и безопасности, экономическим, гуманитарным вопро-сам. Ассамблея оценивает деятельность ОБСЕ, проводит дебаты по вопросам, обсуждаемым на заседаниях Совета ОБСЕ или на встречах глав государств и правительств, информирует национальные парламенты. Ее секретариат располагается в Копенгагене.

В рамках создания механизмов урегулирования споров в 1992 г. был учрежден Суд по примирению и арбитражу в Женеве.

Секретариат ОБСЕ располагается в Вене, имеет четыре департамента: конференций, администрации и бюджета, поддержки председателя, Центр по предупреждению конфликтов.

Лекция 10. Европейский Союз

1. Договор о Европейском Союзе.

2. Основные цели и органы ЕС. Ценности ЕС.

3. Основные направления сотрудничества ЕС.

Цель лекции – раскрыть историю создания Европейского Союза.

Ключевые слова – ОБСЕ, зона евро, сообщество, международная организация, универсальная организация, свободная торговля, интеграция, экономические связи.

1. Относительно понимания Европейского Союза как международной организации среди специалистов нет единодушия. Некоторые ученые, особенно юристы-международники, считают ЕС не организацией в чистом виде, а промежуточной, переходной формой, видят в нем прообраз будущего многонационального европейского регионального государства. Некоторые специалисты рассматривают ЕС как полугосударственное образование. эволюционирующее в сторону полноценной федерации. ЕС сохраняет общие черты с международной (межправительственной) организацией и с конфедерацией государств. Тем не менее авторитетные справочники по межгосударственным организациям и международному праву относят ЕС к разряду МО.

Если исходить из формальных определений, Европейский Союз - это интеграционная организация, главная цель которой -построение «как можно более тесного союза европейских народов» (ст. 1 Договора о Европейском Союзе).

Членом ЕС имеет право стать любое европейское государство, соблюдающее «принципы свободы, демократии, уважения прав человека и основных свобод, а также принцип правового государства» (ст. 6, 49 Договора о Европейском Союзе). Для этого необходим уровень экономического развития страны, сопоставимый со средними показателями ЕС, а также осуществление правовой реформы с тем, чтобы заблаговременно привес-ти внутреннее законодательство государства-кандидата в соответствие с нормами права Европейского Союза.

Члены Европейского Союза (2004 г.): Бельгия, Италия, Нидерланды, Люксембург, Франция, ФРГ (с 1951 г); Великобритания, Дания, Ирландия (с 1973 г); Греция (с 1981 г); Испания, Португалия (с 1986 г.); Австрия, Финляндия, Швеция (с 1995 г); Венгрия, Кипр, Латвия, Литва, Мальта, Польша, Словакия, Словения, Чехия, Эстония (с 2004 г). Кандидатом на вступление в Союз считается Турция; рассматривается вступление в 2007 г. Болгарии и Румынии.

Европейский Союз формировался постепенно, по мере усиления интеграционных прсцессов между входящими в его состав государствами и народами. Поэтапный характер строительства ЕС отражается в его устройстве.

По характеру компетенции ЕС выступает как надгосударственная (наднациональная) организация политической власти, в пользу которой государства-члены добровольно ограничили свой суверенитет.

В начале XXI в. Европейский Союз вступил в новый этап преоб-разований, цель которых - сделать эту организацию способной эффективно функционировать в условиях, когда она будет включать около 30 государств-членов.

Название:

Меркосур

Флаг/Герб:

Статус:

общий рынок стран Южной Америки, экономическое и политическое соглашение

Структурные подразделения:

Совет общего рынка, Группа общего рынка, Комиссия по торговле, Совместная парламентская комиссия, Социально-экономический консультативный форум и Административный секретариат

Деятельность:

Регуляция правил торговли сля стран Южной Америки

Официальные языки:

португальский и испанский языки

Страны-участницы:

Аргентина, Бразилия, Парагвай, Уругвай и Венесуэла + ассоциированные члены Чили, Боливия, Колумбия, Эквадор и Перу

История:

Название организации происходит от испанского Mercado Común del Sur, что означает «Южно-американский общий рынок». Первым шагом к созданию объединённого рынка послужило соглашение о свободной торговле, подписанное Аргентиной и Бразилией в 1986 г. В 1990 г. к этому соглашению присоединились Парагвай и Уругвай.

В нынешнем виде блок был создан 26 марта 1991 года в ходе первой встречи президентов Аргентины, Бразилии, Парагвая и Уругвая, состоявшейся в Асунсьоне. По окончании встречи был подписан Асунсьонский договор - основной документ, который определил механизмы, структуру таможенного союза и общего рынка четырёх государств и его задачи.

Основными административными органами объединения являются Совет общего рынка, Группа общего рынка, Комиссия по торговле, Совместная парламентская комиссия, Социально-экономический консультативный форум и Административный секретариат. В первых четырёх работа ведётся на межправительственном уровне. Также под эгидой Центрального банка Бразилии действует Подгруппа по финансовым соглашениям, в рамках которой согласовываются вопросы банковского надзора, унификации банковского и фондового законодательства, борьбы с отмыванием нелегальных доходов и т. д.

Основной принцип деятельности высших органов Меркосур - консенсус. Идея создания какой-либо наднациональной структуры по примеру Европейского союза не получила поддержки.

С 1 января 1995 года в соответствии с Соглашением Оуро Прето, подписанным в 1994 году, Меркосур перешёл на более высокий интеграционный уровень: от зоны свободной торговли к таможенному союзу. Во внутризональной торговле для всех участников вводится единый внешний таможенный тариф (ЕВТТ) на продукцию, ввозимую из третьих стран (ставка импортных пошлин для разных товаров колеблется от 0 до 20 %).

20 декабря 2011 года во время встречи в верхах в Монтевидео, министры иностранных дел четырёх полных стран-членов, совместно с министром иностранных дел Палестины Риядом аль Малики, подписали соглашение о свободной торговле с Палестиной.

В августе 2010 года на 39-й встрече на высшем уровне Меркосур был утвержден общий Таможенный кодекс, который должен завершить формирование Таможенного союза в рамках МЕРКОСУР.

После приостановления членства Парагвая 22 июня 2012 года за нарушение демократических ценностей, описанных в Протоколе Монтевидео о приверженности к демократии в МЕРКОСУР (исп. Protocolo De Montevideo Sobre Compromiso Con La Democracia En el MERCOSUR), союз одобрил присоединение Венесуэлы. 31 июля 2012 года вступило в силу полное членство Венесуэлы.

Процесс присоединения Венесуэлы к организации занял 6 лет. Предварительно, Венесуэла подписала соглашение на членство 17 июня 2006 года, но ее вступление было заблокировано в сенатом Парагвая. На саммите МЕРКОСУР в декабре 2011 года в Уругвае Каракасу так же не удалось присоединиться к блоку из-за позиции парагвайского парламента. Парагвайские депутаты блокировали присоединение Венесуэлы, несмотря на поддержку, полученную президентом Венесуэлы Уго Чавесом от президента Фернандо Луго.

Измена жены