Общественно-политическая организация и общественно-политическое движение: общее и особенное. Общественно-политическая организация и движение: общее и особенное

Общественно-политические движения - это эффективный способ выражения большими массами людей политических идей, взглядов и интересов. Подобная форма реализации власти способна отразить взгляды на управление государством и обществом как со стороны отдельных граждан, так и со стороны многочисленных групп.

Общественно-политические организации и движения: причины появления

Граждане активно объединяются в массовые политические течения для выражения собственных взглядов и удовлетворения интересов. Именно поэтому общественно-политические движения обладали неимоверной популярностью в период с XIX по XX в. Как правило, они представляли собой рабочие ассоциации. Главной отличительной особенностью подобного выражения народной власти является отсутствие государственности. Здесь важно провести параллель с наличием государственных партий, которые поддерживаются правительством. Лёгкость создания же общественного движения заложена в том, что процесс формирования неподконтролен органам государственной власти.

Общественно-политические движения - это устойчивые социальные течения, которые надёжно скреплены едиными общественными интересами. Каждый участник стремится достичь одну цель, которая полностью идентична цели политического течения. Солидарность участников - то, благодаря чему существует и развивается общественная волна.

Ведущие и ведомые

Наиболее активными участниками движения являются личности, неудовлетворённые действующим в стране режимом, а также ведущие борьбу против действующей системы осуществления власти. При этом лидеры не стремятся заявлять о провозглашённых взглядах законными способами. Напротив, неудовлетворённость деятельностью многих заставляет активистов вступать на путь вражды с главой государства и политическим режимом.

Ещё одной причиной формирования противоборствующих взглядов является «пестрота» входящего состава. Любые общественно-политические организации и движения включают в себя представителей различных слоёв общественности. В одном течении возможно встретить как представителей многообразных этнических культур, так и проповедников всевозможных религиозных концепций. Единая цель политических групп способна объединить даже тех, кто не знаком с толерантностью.

Задачи общественных движений

Любые общественно-политические движения, какой бы целью они ни обладали, призваны к выполнению двух основных задач:

  1. Защита групповых интересов. Основа народного течения заключается в выражении политических концепций. При этом ознакомиться со взглядами гражданских масс должны как общественность в целом, так и глава государства. Кроме того, деятельность течения направлена не только на волеизъявление желаний, но также и на дальнейшее претворение их в жизнь. Последняя задача достигается либо путём революции, либо мощными реформами со стороны государственного управленца.
  2. Реализация демократии. Полное отречение народных масс от управления делами государства говорит об активном создании народных движений. Именно поэтому в демократичном государстве и гражданском обществе антигосударственные общественно-политические движения - это скорее редкость, нежели обыденность среди граждан. Выражение политических взглядов незаконным путём говорит об отсутствии реализации принципа демократизма - основы процветания государства и гражданского общества.

Готовность гражданина следовать за движением…

Вряд ли участник гражданского общества с первых же призывов готов последовать за политическим движением, поддерживая его идеологию и взывая к скорейшему выполнению цели. Нет. Подобное решение зависит от многих факторов, которые постепенно формируются в сознании каждого гражданина государства в зависимости от внутренней политической обстановки:

  1. Главнейшим фактором выступает систематическое неудовлетворение потребностей человека и интересов личности. Здесь важно учитывать то, что подобные лишения на протяжении долгого периода времени отпечатываются в общественном сознании.
  2. Как только появляется чётко обозначенная проблема, в сознании личности формируется огромное количество путей разрешения негативной обстановки. Как правило, достижение цели общественно-политического движения характеризуется реализацией наиболее оптимальных и удобных шагов и средств.
  3. С каждым днём потребность в реализации народных реформ растёт. Именно поэтому, желая внести больший вклад в улучшение условий жизни как лично для себя, своей семьи, так и общества в целом, граждане активно следуют за лидерами политических течений.

Отправная точка политического движения граждан

Месяц за месяцем сознание каждого жителя государства пропитывается противоречивыми представлениями об идеальной государственной программе. Настают трудные времена; события, требующие перемен; время приближающихся реформ… И тут наступает отправная точка формирования протестной волны.

Общественно-политические движения не возникают на ровном месте и не начинают активно реализацию своих программ по улучшению общественной жизни, нет! После того как по определённому региону проходит небольшая волна митингов схожего содержания, своё существование начинают народные фронты и массовые народные движения. Причём изначально «корень зла» зарождается внутри молодёжных организаций, профсоюзных структур, политических партий. В дальнейшем течение приобретает большие масштабы, привлекая неимоверное количество населения. Постепенно формируются программы по достижению установленной цели, выдвигается название, обозначаются лидеры.

Признаки общественно-политических движений

Как и любая форма власти, волеизъявление народного течения обладает множеством отличительных особенностей. Признаки общественно-политических движений:

  • Отсутствие конкретных норм. Ни одно политическое движение не способно предоставить чёткий устав, регламентирующий деятельность и организующий структуру народного «ополчения». Более того, лидеры не способны представить ни одной программы, есть лишь впередиидущая цель.
  • Если в партиях имеется строго определённое количество мандатов, то в общественных движениях подобного не встретишь. Чем большее количество интересуется деятельностью политического течения, тем эффективнее оно осуществляет свою деятельность. В силу «размытости» состава народных масс невозможно определить количество приверженцев той или иной идеологии или реформы.
  • Отсутствие чётко обозначенной власти и центрального управления.
  • Любое общественное движение придерживается принципа добровольности, на основе которого предоставляет каждому гражданину право принятия или отказа от общественной идеи.

Разумеется, это далеко не полный перечень всех признаков, которыми характеризуются общественно-политические движения. Таблица, приведенная на фото ниже, способна показать полный перечень признаков, наиболее оптимизированных для понимания и запоминания.

Роль общественных движений в истории Российского государства

Попросите рассказать про общественно-политические движения в России во второй половине 19 века любого ученика средней школы, и наверняка вы сможете получить достойный рассказ. А всё благодаря тому, что формирование различных течений нашего государства, проведение реформ, организация народных выступлений - это небольшие, но стабильные шаги в сторону справедливого государства, демократичного управления и гражданского общества.

Страницы истории предоставляют яркие примеры общественно-политических движений:

  • всем известные декабристы;
  • социал-демократическое движение;
  • эссеры - социалисты-революционеры, главной целью которых стало свержение самодержавного правления и многие другие.

Активное формирование общественных организаций во второй половине XX века произошло из-за высокого недовольства народных масс государственным управлением. С одной стороны, изменение государственного строя насильственным путём несёт большое количество вреда для жителей страны, а с другой - это небольшие, нестабильные шаги к становлению гражданского общества.

Обратная сторона монеты…

Рассказывая про общественно-политические движения в России во второй половине 19 века, важно упомянуть о народных течениях, пользующихся популярностью по сей день. Так, например, созданные в прошлом веке союзы предпринимателей и банкиров до сих пор принимают «новобранцев» в свои ряды.

Народные движения, таким образом, способны повлиять на государственное финансирование, уведомить органы государственной власти о проблемах капиталовложения, заявить о введении дополнительных необходимых льгот, предложить решение финансовых проблем и так далее. Профессиональные союзы отстаивают права рабочих всей страны. Многие законодательные решения принимаются благодаря влиянию общественных течений. Порой народное движение, созданное несколько десятилетий назад, с каждым годом становится всё сильнее.

Влияние политических организаций на общественное сознание

Постоянство - не самый устойчивый фактор в жизни человека, именно поэтому народное сознание людей так легко поддаётся деформации. Особую роль в становлении новых принципов и идеалов играют средства массовой информации. При утверждении одних и тех же фактов, представлении их с лучшей стороны газетами, радио, телевидением человек задумывается над образом своей жизни и решает: «Пришла пора изменений!».

На протяжении долгой истории нашей страны данный лозунг неоднократно упоминался при принятии того или иного решения. Например, общественно-политические движения 19 века привлекали крестьян тем, что представители организаций разделяли труд работников. Помогая человеку в выполнении тяжёлой работы, лидеры политических течений давали доходчивое объяснение прихода лучшей жизни, если он поддержит взгляды общественности. И подобные меры влияния на сознание граждан вскоре приносили свои плоды, всё быстрее приближая к революции.

Общественные организации и молодое поколение

Несмотря на большое количество отрицательных качеств и негативное влияние на органы государственной власти, общественно-политические движения в России играют значимую роль в развитии и становлении молодого поколения.

Наверняка каждый житель СССР был октябрёнком, участвовал в работе комсомола. Благодаря деятельности подобных организаций интересы молодых людей были полностью защищены. Высокая организация и чувство долга перед Родиной вырастили мужественных молодых людей, а также добрых и отзывчивых девушек. Да и желание трудиться у ребят возникало намного чаще, нежели у современного поколения.

Массовые движения в круговороте современности

На сегодняшний день наиболее массовым общественно-политическим движением можно назвать борцов за права женщин. Также активной позицией могут похвастаться представители «зелёного» движения, борющиеся за экологическую чистоту.

Что касается государственных дел, то в силу развитости современного аппарата управления деятельность экстремистских организаций испепеляется на корню ещё в период зарождения идеи. Конституции развитых стран в качестве одного из главных естественных прав человека и гражданина провозглашают право на свободу слова. Таким образом, каждому желающему предоставляется возможность выразить своё недовольство как в официальной форме, так и путём проведения митингов.

Приглашение в политику

Многие граждане государства, в силу противоречивости взглядов на международные отношения, изъявляют большое желание поучаствовать в политике. Неимоверное число общественных движений приводит к формированию ещё большего количества политических взглядов, привлекая таким образом народные массы.

Возможность принять участие в осуществлении государственных программ предоставляется как образованным бизнесменам с двумя высшими образованиями, так и людям рабочих специальностей. В любом случае на данном этапе современности общественные движения больше характеризуются положительными качествами, нежели приносят вред обществу.

Общ-полит. движение -это активная часть общества, выражает интересы социальных групп граждан и направлена на достижение полит. цели.
В движение включаются лица, не удовлетворенные деятельностью партий, не желающие ограничивать себя их нормами и программами, не имеющие политических интересов. Отличие общественно-политических движений от партий:
1) социальная база движений более широкая, пестрая (представители разных социальных, идеологических, национальных групп);
2) имеют одну полит. концепцию, цель и добиваются решения одной проблемы (достигнув цели, движение прекращает существование);
3) движения не долговременны, как партии;
4) не стремясь к власти, пытаются воздействовать на нее, “повернуть” к решению своих проблем (в борьбе за власть трансформируется в партию);
5) центром политической активности выступает ядро - инициативные группы, клубы, союзы;
6) в движении отсутствуют иерархия, постоянное членство и документы (программа, устав).
Заметную роль в общественной жизни играют массовые демократические движения. Виды общественно-политических движений :
- социально-политические, экономические, экологические, антивоенные, научные (по сфере деятельности); неполитические (Красный крест, защита памятников); местные, региональные, общефедеральные, межгосударственные (по масштабу деятельности);
- революционные и контрреволюционные, реформаторские и консервативные, национал-демократические, протеста (по целям);
- массовые и элитарные (по количеству участников); левые, центристские и правые (по месту в политическом спектре);
- профессиональные, женские, молодежные (по социальному составу); сознательно организуемые и стихийные (по характеру возникновения);
- фронты, ассоциации, объединения (по способу организации); насильственные и ненасильственные (по методам действий)

Черты общественных движений: многочисленность, широкая социальная база, организационная и идейная аморфность, нестабильность состава, стихийность и спонтанность действий Появление общественных движений относится к 19 веку. В их становлении и развитии выделяют ряд стадий: возникновение беспокойства по поводу нерешённой проблемы→формулировка целей и задач к разрешению проблемы→ агитация, вербовка сторонников движения, пропаганда целей, разъяснение задач, привлечение сочувствующих→развёрнутая деятельность по осуществлению программы →стадия затухания движения, цели осуществлены или не осуществились→ ликвидация движения или его бюрократизация и возрождение на новой основе.

Общественные движения отличаются от общественных организаций. Общественная организация - это добровольное объединение граждан на основе общности интересов, имеющее устойчивую организационную структуру снизу доверху, фиксированное коллективное членство.
Черты общественных организаций : наличие аппарата, структуры, Устава, постоянного членства, централизованного руководства.
Общественные организации вырастают из общественного движения. Чётких границ между организациями и движениями нет. Их цели, задачи, формы действий могут совпадать. У них сходные функции: участие в образовании гос.структур, в обсуждении и принятии полит. решений, представление и защита интересов граждан, осуществление социального контроля, формирование общественного мнения.

Контрольная работа

по дисциплине Политология

«Общественно-политические организации и

движения»

Введение

Общественные организации и движения – это негосударственные образования, а движения – это негосударственные образования, объединяющие людей по их интересам и профессиям. Они имеют богатую историю. Уже в древнем мире наряду с государством существовали объединения представителей, как правило, имущих классов и свободных граждан. Имели место они и в средневековый период истории человечества. В основе этих объединений лежали чаще всего религиозные идеи (рыцарские объединения, ордена крестоносцев и так далее).

Целью данной контрольной работы на тему “Общественно-политические организации и движения” является раскрытие значения идей организаций и движений, их роль в жизни гражданского общества в целом.

Для этого необходимо решить несколько задач, а именно:

1. Описать значение общественно-политических организаций и движений.

2. Охарактеризовать виды общественно-политических движений.

3. Рассмотреть причины возникновения общественно-политических организаций и движений.

Политические партии, являясь центром политической жизни общества, не охватывают своей деятельностью всего многообразия общественно-политических процессов. Деятельность политических партий как бы продолжается в деятельности многочисленных общественных организаций, в массовых социальных движениях.

1. Общественно-политическая организация и общественно-политическое движение: общее и особенное

Общественные движения и организации различаются по многим признакам: по своим целям, функциям, которые они выполняют по отношению к интересам своих членов, а также по отношению к государственной власти; по месту деятельности; по видам и методам деятельности; по характеру возникновения, по способам организации и так далее.

“Например, по критерию цели бывают общественно-политические движения и организации революционные и контрреволюционные, реформаторские и консервативные, национально-демократические, общедемократические, экологические. По сферам деятельности: экономические, социальные, национальные, интернациональные, религиозные, научные, просветительские и другие. По месту деятельности: местные, региональные, общегосударственные, международные, действующие в парламенте (функции и другие объединения депутатов), внутри управленческих структур, в системе учебных и научных учреждений, в религиозной среде. По характеру возникновения: стихийные и сознательно организуемые; по способу организации: клубы, ассоциации, объединения, союзы, фронты; по социальному составу: молодежные, женские, профессиональные”1.

Какими бы многоразличными не были общественные движения и организации, все они так или иначе призваны выполнять две основные задачи: а) выражение и реализация групповых интересов; б) обеспечение участия членов той или иной группы или сообщества в управленииобщественными делами и самоуправлении, а стало быть, в реализации принципов народовластия (демократии). Отсюда и глубинные причины возникновения общественных движений и организаций: неудовлетворенность групповых потребностей и интересов через деятельность институтов государственной власти и политических партий, наличие нерешаемых структурами власти и управления экономических и социокультурных проблем.

Наличие разнообразных социальных потребностей и интересов само по себе еще не ведет к возникновению общественных движений и организаций. Фактор интересов срабатывает именно тогда, когда: “…во-первых, состояние неудовлетворительности интересов фиксируется в общественном сознании; во-вторых, складываются определенные представления в массовом сознании о содержании групповых интересов и путях их удовлетворения; в-третьих, растет потребность у значительной части различных групп и слоев народа участвовать в принятии общественно-политических решений, связанных с реализацией интересов; наконец, в-четвертых, при наличии соответствующих демократических структур в политической системе. В общем, общественные и общественно-политические движения и организации возникают на основе социально-групповых интересов, при условии развития самосознания тех или иных общественных групп, реализуемого в общественной активности, связанной с удовлетворением этих интересов”1.

В сложные, трудные времена, люди, пропитанные идеологическими противоречиями, сначала группируются в протестные движения и организации, затем уже начинают существовать народные фронты, объединения, массовые движения, причем внутри системных государственных, партийных, профсоюзных и молодежных структур: независимые профсоюзные организации, стачкомы, различные группыдепутатов. В дальнейшем происходит интеграция движений и организаций, сформировавшихся как вне, так и внутри политической системы. Складываются такие движения, как: «Демократическая Россия», «Объединенный фронт трудящихся» и другие.

Хабермас Юрген, известный немецкий философ, социолог и политический мыслитель. В своих трудах уделял огромное внимание обществоведению, придавал не меньшее значение языку. Проблема общественно-политической практики сводилась им к проблеме взаимопонимания, языка политической власти, партии, социальных групп и так далее. В его идеях или по-другому концепциях, существует социально-политическая направленность. Так же Хабермас Юрген придавал огромное значение идеологической и политической надстройке. Он пытался выяснить, на каких принципах основывается действие господства, абстрактно представленное как отношение между господином и рабом. Накладывая эту схему на всю проблематику общественной жизни, он с ее помощью пытался объяснить механизмы, которые должны обеспечить сохранение и стабильность общества.

Главная проблема, по его мнению, состоит в том, что распределение прибавочного продукта покоится на привилегированном усвоении общественно производимого богатства господствующими слоями общества. При этом неравное распределение должно иметь «узаконенный» вид и фиксироваться в системе правовых норм. Как только вера в легитимность существующего порядка по каким-либо причинам снижается, освобождается сила, латентно скрытая в системе институтов, которая может привести к резким социальным разногласиям, конфликтам, кризису. Чтобы избежать такого развития событий, необходимо установить порядок, который должен быть основан на соответствующем распределении власти”1.

В 80-е годы Хабермас Юрген развил идеи об инструментальном и коммуникативном действии в двухтомнике «Теория коммуникативного действия». “Под коммуникативном действием Хабермас понимает такое воздействие индивидов, которое упорядочивается согласно нормам, принимаемым за обязательные. Если инструментальное действие ориентировано на успех, то коммуникативное – на взаимопонимание действующих индивидов, их консенсус. Оно предполагает координацию усилий”2. Так же по его идеям, коммуникативное действие, является средством социального взаимодействия и служит формированию солидарности. На всем протяжении теоретической деятельности Хабермаса, все подобные темы пересекались между собой и становились частями создаваемой им и постоянно совершенствуемой широкомасштабной теории коммуникативного действия.

В целом, понятие «общественно-политические движения» охватывает различные объединения граждан, ассоциации, союзы, фронты, которые не входят непосредственно в государственные и партийные структуры, но являются в той или иной мере субъектами политической жизни, сочетая в разной степени функции сотрудничества, оппонирования и критики, оппозиции и борьбы по отношению к государственным институтам и политическим партиям. Это понятие охватывает широкий спектр объединении – от оказывающих непосредственное влияние на принятие политических решений, отличающихся высоким уровнем организованности, структурированности, до сугубо политических, не имеющих четкого организованного ядра. Это многообразие составляет определенную трудность при типологизации движений, анализе причин их возникновения, идейно-политической позиции, социальной базы, взаимоотношений со властью. Вместе с тем можно выделить наиболее общие признаки общественно-политических движений, отличающие их от партий.

Идейно-политическая ориентация движений гораздо шире и расплывчивее, а цели намного уже и конкретнее, чем у партий. Это позволяет участвовать в движении людям с разными политическими взглядами, но поддерживающими конкретную политическую цель, ради решения которой создается и действует движение. Это обусловливает способность движений приобретать большой размах.

У движений, как правило, отсутствует единая программа, устав. Они отличаются непостоянством числом участников. Движения обычно не имеют сильного центра, единой структуры, дисциплины. Ядром движений могут быть как самостоятельные инициативные группы, так и комитеты или комиссии, созданные партиями. Они опираются на неорганизованные массы, могут также поддерживаться различными общественными организациями и автономными ассоциациями некоторых партий. В целом же основой движений являются солидарность и добровольность их участников.

Общественно-политические движения стремятся воздействовать на власть, но сами, как правило, не добиваются власти.

Существуют множество типов общественно-политических движений:

С точки зрения отношения к существующему строю движения бывают консервативными, реформаторскими и революционными;

По идеологической основе – либерально-демократические, консервативные, социалистические;

По национальному признаку – национально-освободительные, за самоопределение нации, культурно-национальную автономию и др.;

По демографическому признаку – молодежные, студенческие и др.;

По масштабам – международные, региональные, в стране, штате, республике;

По методам и способам действия – легальные нелегальные, формальные, неформальные, ориентирующиеся на мирные или насильственные действия.

Общественно-политические движения выполняют важные функции:

Конденсируют интересы, настроения широких разнородных слоев населения:

Выдвигают цели, разрабатывают способы их достижения;

Создают крупную политическую силу, сосредоточенную на решении конкретной политической задачи;

Руководят массовыми выступлениями, организуют ненасильственные, а иногда и насильственные выступления.

Вторая половина и особенно конец XX века характеризуются ростом и усилием роли общественно-политических движений, что говорит о вовлечении огромного числа людей в политику.

Существуют различные варианты взаимоотношений общественно-политических движений с партиями.

Независимые общественно-политические движения не вступают в какие – либо отношения с партиями. Это происходит в том случае, когда участники движений, имея определенный политический интерес, вместе с тем не удовлетворены деятельностью партий. Многие участники движений вообще не хотят связывать себя с партийностью.

Создание некоторых движений инициируется партией или блоком партий с целью вовлечь в борьбу за выдвинутую политическую задачу широкие массы беспартийных.

PAGE_BREAK--

Партии могут брать под контроль, руководитель движениями (например, за стихийными массовыми выступлениями протеста, социальной средой которых являются наименее социально защищенные слои, могут стоять партии, придерживающиеся стратегии дестабилизации общественной системы).

2. Традиционные и новые виды общественно-политических движений, организаций. Их динамика

Добившись успеха в решении поставленных задач, политические движения обычно прекращают свое существование (так произошло, например, с движением против размещения крылатых ракет в Европе и другие), но в ряде случаев, когда выдвинутые задачи слишком сложны, их решение требует длительных усилий, доступа к рычагам власти, политические движения приобретают признаки партии и преобразуются в нее (так, например, произошло с движением «зеленых»). Таким образом, общественно-политические движения могут являться начальным этапом формирования партии, причем, став партией, они могут сохранять название «движения». Однако это вовсе не обязательный результат эволюции движения. Политические движения не вытесняют партии, не превращаются в этап их формирования.

Существует несколько причин интереса людей к общественным движениям и организациям. Во-первых, в последние годы, а может быть, и в последние десятилетия, политические партии все больше теряют свой авторитет среди широких народных масс и особенно среди молодежи. Людям подчас надоедает славословие и политические игры партийных лидеров, которые часто используют доверие рядовых членов партий в своих личных интересах – любой ценой пробиться к власти. Это видят люди со стороны и не хотят вступать в ту или иную партию, не хотят быть разменной монетой в политических играх.

Кроме того, членство в политической партии обязывает к дисциплине, требует голосовать на выборах только за кандидата своей партии. Людям, и в первую очередь молодежи, больше по душе широкая демократия общественных организаций, их подлинная самоуправляемость. Человек может свободно переходить из одной организации в другую, участвовать в любом массовом движении, не связывая себе руки ни с одним из них.

Во-вторых, массовые общественные организации и движения привлекают в свои ряды многочисленных сторонников тем, что не придерживаются строго в своей деятельности какой-либо идеологической концепции. Идеология – удел политической партии. А народ часто не видит проку ни в одной идеологии. Их главным содержанием являются политические проблемы, вопросы власти, а не материальные интересы простых людей, их повседневные нужды.

Для массовых движений и организаций характерно сегодня стремление выйти за рамки существующих идеологических систем, по-новому осмыслить реалии современного мира, выдвинуть альтернативные идеи и концепции, адекватно отражающие жизненные проблемы современности.

Искать альтернативу путям развития современной цивилизации заставляет сама нынешняя действительность, которая по оценке многих видных ученых – и обществоведов и естествоиспытателей – ведет все больше в тупик, к общечеловеческой катастрофе: термоядерной, экологической, продовольственной. Осознание этого расширяет круг участников альтернативных движений.

В-третьих, возрастание интереса широких народных масс к общественным движениям и организациям обуславливается и тем, что эти движения быстрее схватывают новизну социальной обстановки, быстрее откликаются на изменение ситуации, полнее учитывают в своих требованиях повседневные, сиюминутные нужды народа. Политические партии в определенной мере связаны партийной идеологией, которая не может быстро меняться, она сохраняет устойчивость в течение относительно длительного периода времени.

Общественно-политические движения и организации, в зависимости от их связи с политической системой, могут быть институционализированными (формальными) и неинституционализированными (неформальными). Первые, если можно так сказать, признаны политической системой в качестве ее составного элемента и функционируют в соответствии с комплексом формальных правил. Вторые возникают и действуют вне системы, по правилам, не предписанным ей. Это так называемые неформальные организации. Однако в общественно-политической жизни все подвержено динамике. Возможны и взаимопревращения общественных организаций. Некоторые неформальные движения и организации превращаются в формальные и даже в политические партии. Такова диалектика многих неформальных организаций в бывшем СССР.

“Организация Объединенных Наций (ООН) – международная организация суверенных государств, созданная в 1945 на конференции в Сан-Франциско по инициативе ведущих государственных участников антигитлеровской коалиции на основе добровольного объединения их усилий. ООН родилась в результате великой победы над фашизмом. Основы ее деятельности и структура разрабатывались в ходе 2-ой мировой войны (1939-1945)”1.

В целом деятельность ООН направлена на мирное сосуществование, на мирные отношения между государствами, если быть точнее, то существует Устав ООН, целями которого являются: поддержание международного мира и безопасности, предотвращение и устранение угрозы миру и подавление актов агрессии, улаживание или разрешение мирными средствами международных споров или ситуаций, которые могут привести к нарушению мира; развитие дружественных отношений между нациями на основе уважения принципа равноправия и самоопределения народов; осуществление международного сотрудничества в разрешении международных проблем экономического, культурного, и гуманитарного характера и воспитание уважения к правам человека и основным свободам для всех, без различия расы, пола, языка и религии; осуществление роли центра по согласованию действий государств, направленных на достижение этих целей.В Уставе так же предусмотрены принципы международного сотрудничества, закреплены такие моменты, как добросовестное разрешение споров только мирными средствами.

3. Общественно-политические организации и движения в России: история и современность

Значительное развитие общественные организации и движения получили в буржуазном обществе, особенно с выходом на историческую арену рабочего класса – людей, освобожденных от крепостной феодальной зависимости и получивших по закону свободу объединятся в различные общественные организации. С помощью организованных общественных движений самой различной направленности рабочий класс добивался ощутимых результатов в борьбе за улучшение условий своей жизни, за социальные свободы и политические права.

“На новый уровень своего развития поднялись общественные организации и движения после Второй мировой войны. Они стали массовыми. Этому способствовало усиление демократической тенденции в общественно-политической жизни народов, подъем национально-политической жизни народов, подъем национально-освободительной борьбы, и особенно борьбы за мир, против угрозы новой мировой войны. Сегодня размах деятельности общественных, негосударственных организаций и массовых движений такой, что ими охватываются почти все стороны жизни человеческого общества. В них состоят сотни миллионов людей, они оказывают мощное влияние на международные отношения, на внутриполитические процессы государств”1.

В связи с течением времени происходят крушения прежних идеалов, происходят пропаганды, в первую очередь по средствам СМИ. Так же меняются мировоззрения людей, взгляды на былое могут резко измениться в противоположную сторону, так как в жизни все непостоянно. Происходило разрушение молодежных организаций, в первую очередь, ВЛКСМ. При всех недостатках в работе комсомола в советское время, это была организация, сплачивающая молодежь, защищающая ее интересы, организующая юношей и девушек на полезные и интересные дела. Создание новых общественно-политических организаций, решение местных и локальных проблем укрепляют чувство взаимопонимания, способствует росту авторитета организаций.

Общественные организации характеризуются системой связей и схожестью интересов входящих в нее членов, способом выработки и принятия решений для реализации общих целей. В России существуют движения такие как: ЛДПР во главе с одним из основателей В.В. Жириновским, “Яблоко” (Г.А. Явлинский) и т.д.

В настоящее время наиболее массовыми движениями являются: движение «зеленых», антиглобалистов, антивоенное, женское, движение демократической молодежи и другие. Все эти движения международные. В каждой стране действует немало массовых движений национального масштаба, отражающих конкретную обстановку, складывающуюся в ней. Много общественных движений и организаций в последние годы возникло на территории бывшего СССР, в том числе на территории России.

Характерная особенность современных массовых общественных движений и организаций состоит в том, что они, как правило, либо непосредственно связаны с политикой, либо косвенно влияют на качество деятельности политических институтов.

Общественные и общественно-политические движения и организации в отличие от партий более раз народны по своему социальному составу. Они возникают как от классовой, так и на классово-подобной и межклассовой основе. Так, если рабочее движение является классовым, то профсоюзное движение – межклассовым.

Объединения, организации возникают, как правило, спонтанно в связи с возникновением у граждан конкретного интереса и потребности в его реализации. Так возникают различные организации предпринимателей, ассоциации фермеров, благотворительные и иные организации. Какая-то часть этих организаций при удовлетворении соответствующей потребности может прекратить свое существование. Однако подавляющая их часть становится постоянно действующей, набирающей со временем силу и авторитет.

Заключение

Происходит рост и усиление роли общественно-политических движений, что говорит о вовлечении огромного числа людей в политику. Существуют различные варианты взаимоотношений общественно-политических движений с партиями, но независимые общественно-политические движения не вступают в какие-либо отношения с партиями. Это происходит в том случае, когда участники движений, имея определенный политический интерес, вместе с тем не удовлетворены деятельностью партий. Создание некоторых движений инициируется партией или блоком партий с целью вовлечь в борьбу за выдвинутую политическую задачу широкие массы беспартийных.

Люди на добровольной основе объединяются в ассоциации (объединения, союзы, организации, центры, клубы, фонды и т.д.), объединения, составляющие гражданское общество, отражают широчайшую палитру хозяйственных, семейных, культурных, правовых и многих других ценностей и интересов граждан. Специфика всех этих ассоциаций, образующих гражданское общество, состоит в том, что они создаются не государством, а самыми гражданами. Эти ассоциации существуют автономно от государства, но в рамках действующих законов в государстве.

Таким образом, деятельность общественных организаций и движений является реальным показателем процесса становления демократизации политической системы, гражданского общества, а так же развития самоуправления.

Список используемой литературы

Политология: Учебник для вузов/Под. ред. М.А. Василика. – М.: Юристъ, 1999.

Воробьев К.А. Политология: Учебное пособие для вузов.-2-е изд. Испр. И доп. – М.: Академический Проект, 2005.

Зеркин Д.П. Основы политологии: Курс лекций. Ростов н/д: “Феникс”, 1997.

Мальцев В.А. Основы политологии: Учебник для вузов. – М.: ИТРК РСПП, 1998.

Политология: Учеб./А.Ю. Мельвиль [и др.]; М.: Московский государственный институт международных отношений (Университет) МИД России, ТК Велби, изд-во Проспект, 2004.

Политология: учебное пособие для вузов/Научный редактор А.А. Радугин.-2-е изд., перераб. и дополн. – М.: Центр, 2001.

Политическая энциклопедия. В 2 т. Т2/Нац. Обществ. – науч-фонд; Рук. проекта Г.Ю. Семигин; науч.-ред.совет: пред. Совета Г.Ю. Семигин. – М.: Мысль, 1999.

Среди многообразия общественных движений выделяют следующую типологию, используя в качестве критерия социально-классовый признак: - движения, имеющие ярко выраженный классовый характер;

  • - движения, имеющие ярко выраженный межклассовый характер, либо внеклассовый характер (национально-освободительное антивоенное, экологическое и др.).
  • - движения, выражающие интересы социальной прослойки, четко обособленной профессиональной группы (интеллигенция, военные, врачи, адвокаты создают свои общественные движения). В этом случае слои или группы могут действовать подобно классу, т.е. создавать политические движения, выражающие их групповые стремления.

По отношению к существующему строю выделяют: консервативные, реформистские, революционные, контрреволюционные движения.

В зависимости от степени и формы организации движения выделяют: стихийные (существующие, как правило, недолго); слабо организованные (массовые демократические движений высокоорганизованные (выступают с общезначимыми идеями, отраженными в программах, юридически оформленных, имеют структуру и функции, регламентированные соответствующими документами).

Следовательно, общественные организации и движения относятся к субъектам политики. Об их политической субъективности можно говорить тогда, когда они способны к сознательным действиям, направленным на удовлетворение потребностей и интересов социальных групп, улирюших на протекание политических процессов. Значимость общественных организаций и движений тесно связана с их политической ролью в обществе. «Общественные организации и движения в политической системе четко выделяются, прежде всего, как организации внегосударственные или внеправительственные, отличающиеся от других элементов политической системы непартийным характером деятельности и широкой социальной базой. Общественные организации и движения, являясь фундаментом гражданского общества, стали фактором общественных изменений, средством общественного контроля, вносят порядок в общественную жизнь. Политическая роль общественных организаций и движений определяется ситуацией, когда растет требование специализации организационных структур государства и растет ожидание со стороны и государства, и различных групп населения, что общественные организации и движения могут содействовать демократизации и противодействовать бюрократизации политической жизни.

Типология общественных движений может проводиться по различным основаниям. По целям и сферам деятельности выделяют антивоенное, экологическое, женское, молодежное движения, движение за расовое и национальное равноправие, движение в защиту потребителей, религиозные движения и многие другие.

По отношению к существующему строю общественные движения делятся на революционные, контрреволюционные, реформистские, консервативные, реакционные; по способам и методам действий - на насильственные и ненасильственные.

Общественные движения могут формироваться на различной социальной основе. Некоторые из них, например, антивоенное, экологическое, национально-освободительное движения, носят межклассовый (внеклассовый) характер. Другие имеют ярко выраженный социально-классовый характер - рабочие, крестьянские, буржуазные движения, а также движения интеллигенции, фермеров, мелких собственников. Общественные движения могут группироваться и по половозрастным признакам - молодежное, детское, женское движение, движение пенсионеров и др. По профессиональному признаку создаются движения ученых, врачей, писателей и т.п.

Деление добровольных объединений на общественные организации и движения носит во многом условный характер, и не всегда легко их разграничивают. Общественные движения по мере усиления организационных принципов зачастую становятся основой для образования общественных организаций и даже политический партий. Так, развитие экологического движения обусловило создание различного рода экологических союзов и ассоциаций, а затем и партий "зеленых" во многих странах. Народные движения и фронты в ряде бывших республик СССР эволюционировали и оформились в национально-демократические партии.

Функции общественных организаций и движений

Важное теоретическое и практическое значение имеет выявление функций общественных организаций и движений, поскольку это помогает уяснить их место в системе гражданского общества и правового государства, а также показать формы, способы проявления их активности.

К числу основных, общих для всех общественных организаций и движений функций относятся:

  • 1) Выявление и удовлетворение интересов и потребностей членов объединения. Люди объединяются в организации и движения с целью удовлетворения тех или иных специфических потребностей, связанных с профессиональной принадлежностью, возрастными особенностями, индивидуальными склонностями и т.п. Эти интересы первоначально могут выступать в весьма неопределенной, личностной и эмоционально окрашенной форме. Общественные организации и движения преобразуют такие расплывчатые взгляды и мнения в четкие требования, программы данного объединения, способствуя тем самым артикуляции интересов своих членов. Наряду с политическими партиями общественные организации и движения решают в определенной степени и задачу агрегации интересов, т.е. согласования посредством дискуссий множества частных требований и установления между ними определенной иерархии и приоритетов. Особое значение эта функция общественных организаций и движений приобретает в условиях неразвитой партийной системы.
  • 2) Функция социальной интеграции и мобилизации предполагает объединение и организацию членов группы и их сторонников вокруг целей данного формирования. Функция эта может иметь и более широкий контекст, выходящий за рамки конкретного общественного объединения. Общественные организации и движения привлекают внимание общественности к острым проблемам, выдвигают свои варианты решения, добиваются общественной поддержки своим начинаниям.
  • 3) Функция социализации . Привлекая своих членов к решению общественно значимых проблем, общественные организации и движения способствуют формированию их активной жизненной позиции, повышению политической образованности и культуры, привлечению граждан к управлению государственными и общественными делами.
  • 4) Репрезентативная функция или функция представительства и защита интересов своих членов во взаимоотношениях с другими политическими институтами. Общественные организации и движения не только способствуют осознанию и выражению специфических интересов и потребностей своих членов, но и берут на себя обязательство представительства этих интересов, доведения требований группы до сведения государственных органов, политических партий, правящих элит.

Общественные движения, участвуя в общественной политической деятельности, могут выполнять следующие Функции:

  • - участвовать в образовании государственных структур;
  • - принимать участие в обсуждении и принятии политических решений;
  • - представлять и защищать интересы граждан;
  • - осуществлять социальный контроль;
  • - формировать общественное мнение и т.д.

Партии вырастают из общественных движений и организаций. Общественные движения и организации образуют та социальная среда, в которой действуют политические партии. Они дополняют действия партий или препятствуют распространению их влияния на общество, выступают базой для перестройки существующих партий или появления новых. Примеры тому: "Солидарность" в Польше, Народный Рух Украины в начале 90-х гг. ХХ в. в Украине, Национальный фронт в Чехословакии, и тому подобное.

Общественная организация - это добровольное объединение людей, которое имеет внутреннюю структуру снизу доверху, фиксированное членство.

Общественное движение - это тоже добровольное формирование граждан, которое возникает в результате свободного их желания на основе общности интересов и не имеет фиксированного членства.

Разница между организациями и движением относительная. Каждая массовая организация функционирует как общественное движение. Например, профсоюзный, женский, молодежный и тому подобное.

Характерной особенностью современных массовых общественных движений и организаций является то, что они, как правило, связаны непосредственно с политикой, или косвенно влияют на качество деятельности политических институтов.

Исследователи массовых демократических движений и общественных организаций выделяют следующие причины их возникновения:

♦ рост кризисных явлений в различных сферах общественной жизни;

♦ угроза войны и применения химического оружия;

♦ рост угрозы экономической катастрофы;

♦ необходимость защиты прав, свободы и жизненного уровня человека;

♦ преодоления региональных военных и межнациональных конфликтов;

♦ рост образовательного и культурного уровня различных слоев населения.

Польский политолог Е.Вятр выделяет четыре стадии, которые проходит общественное формирование в своем развитии. На первой создаются предпосылки возникновения общественного объединения и создается инициативная группа. Вторая - включает формирование программных документов, которые отражают объединены индивидуальные стремления. Третья - это проверка жизнеспособности общественного объединения, его соответствия потребностям людей. Четвертая - это затухание деятельности, когда задачи выполнены, или жизнь доказала невозможность реализации целей.

Таким образом, общественные организации и движения - это общественные силы, которые пытаются изменить существующие условия или закрепить их путем воздействия на властные структуры.

Общественно-политическое движение и организации в зависимости от их связи с политической системой могут быть институциональными (формальными) и неинституциональных (неформальными). Первые, если можно так сказать, признаны политической системой в качестве ее составной части и функционируют по комплексу формальных правил. Вторые - действуют вне системы, по правилам, не приписанные им.

Массовые общественные организации и движения и большое количество мелких организаций и групп действуют на разных уровнях: международном, религиозной, в рамках политической системы той или иной страны, на местном уровне. Организации различаются по профессиональным признакам (объединение писателей, юристов, актеров и т.д.). Но наиболее распространенной является классификация по целям и направлениям деятельности, на основании которой можно выделить:

♦ общественно - политические;

♦ миротворческие и правозащитные;

экономического направления;

♦ национальные, национально-культурологические;

♦ экологические;

♦ милосердия и здравоохранения;

♦ интернациональные и другие.

Наиболее массовой общественной организацией являются профсоюзы. Деятельность профсоюзов регулируется специальным законодательством. Они имеют свои международные организации, например, Всемирная федерация профсоюзов (ВФП). В современные времена профсоюзы активно заявляют о себе твердой позицией в защите трудовых и социально - экономических прав и интересов своих членов. Большое количество забастовок, которые существенно влияют на политический процесс в обществе, тому доказательство.

Спектр общественно - политических организаций достаточно разнообразен - это союза молодежи, ветеранов войны, комитет солдатских матерей, союза женщин и тому подобное. Они решительно включаются в политическую жизнь, организуют свои печатные издания, собрания, митинги.

Какими бы ни были общественные организации и движения, они выполняют две основные функции:

♦ выражают и реализуют групповые интересы;

♦ обеспечивают участие своих членов в управлении.

Таким образом, политическая функция общественных организаций и движений состоит не в борьбе за власть, а в давлении на нее с целью реализации интересов своих участников.

Согласно общественно-политическими организациями можно считать только те из многочисленных объединений и групп по интересам, оказывают давление на центры власти. В западной политологии их так и называют - группы давления или группы интересов.

Типичными средствами давления общественных объединений на органы власти являются:

♦ непосредственное выдвижение своих членов в состав представительных и законодательных органов власти, а также в качестве функционеров административного аппарата;

♦ участие членов организации в работе парламентских комиссий;

♦ поддержка личных контактов с членами парламента, правительства, чиновниками государственного аппарата.

Во многих странах широко практикуется такая форма давления на законодателей, как лоббизм (кулуары). Лоббизм возник как специфический институт политической системы США для влияния конкретных частных и общественных организаций на процесс принятия решений органами власти по вопросам внутренней и внешней политики. Политическая практика американского лоббизма активно распространяется в других странах, в том числе и в Украине.

Кто же занимается лоббированием? Наиболее подходящими на роль лоббистов считаются бывшие чиновники законодательных и исполнительных органов власти, которые поддерживают связи со своими бывшими коллегами, а также опытные адвокаты, близко знакомые с закулисным жизнью законодательных и правительственных учреждений. Услуги лоббистов высоко оплачиваются. Диапазон средств, которые они используют для достижения своих целей, огромен. Выделим группы средств лоббистов:

♦ средства лоббизма информационного ракурса: сбор информации, ее блокирования или предоставление заинтересованным лицам; пропагандистские кампании с рекламой или антирекламой определенной акции; кампании давления с мест (телеграммы, письма и т.д.);

♦ средства лоббирования, связанные с финансовым его обеспечением: финансирование избирательной кампании, предоставление "нужным лицам" разного рода "услуг" (гонорар за выступление и т.д.), устройство для чиновников разного рода развлечений за счет заинтересованных организаций.

Для многих лоббизм является синонимом коррупции и, как видим, не без оснований. Однако лоббизм - это не только подкуп, шантаж, но и весомый метод стратегического решения политических, экономических, региональных проблем, поскольку на него работают высокопрофессиональные эксперты, предлагающих и осуществляющих социально - конструктивные идеи.

Как уже подчеркивалось, лоббизм получил в некоторых странах мира статус социального института, стал организационной учреждением. Его деятельность получила легитимность и легальность. В США в 1946 г.. Был принят федеральный закон о регулировании лоббизма. Согласно ему лица и организации, которые являются лоббистами, обязаны официально регистрироваться и предоставлять сведения о том, на кого они работают.

Группы давления могут быть официально зарегистрированы, как в США, или действовать нелегально. Характерным примером криминальной группы давления является мафия. Становление конституционных и цивилизованных форм воздействия групп давления на органы государственной власти и их участие в политическом процессе является одним из важнейших условий демократизации общества, его нормального и стабильного развития.

Таким образом, общественно-политические организации и движения в демократических странах является неотъемлемым компонентом политической жизни. Они дополняют рациональный плюрализм, усиливают эффективность многопартийности, конкуренции в среде различных политических сил. Политические партии, правительство, законодатели не могут не считаться с общественно-политическими организациями и должны постоянно искать пути взаимодействия и диалога с ними. Но особенностью общественных организаций является то, что они не ставят себе целью завоевать государственную власть, что характерно для политических партий. Они создают системы групп давления, под влиянием которых формируется государственная политика.

Таким образом, рассмотрев основные проблемы, которые сформированы в начале лекции, можно утверждать, что в этом мире политические партии создаются для борьбы за власть, для реализации своих предвыборных программ и их роль в политических системах различных стран мира значительная. Они выражают потребности, интересы, цели определенных социальных групп и слоев населения. Партии активно участвуют в формировании и функционировании механизма политической власти.

Также многогранное значение имеют общественно - политические объединения. Они играют существенную роль в структурировании политических систем. На их почве могут возникать новые политические партии. "Непартийных сфера" также формирует и пополняет правящую элиту, создает систему давления на государственные институты власти. Объединение выступают как институционализовани каналы привлечения людей к политике и, тем самым, влияют на формирование политической культуры в обществе.

Кроме того, политический процесс в нашей стране свидетельствует о том, что партии остаются реальностью современности, их потенциал еще не исчерпан, и еще много десятилетий они будут выступать главным объектом политики.

Развод