Внеклассная работа по предмету. Внеклассная работа по химии и ее место в учебно-воспитательном процессе

Выступление зам.директора

по УР Булавко Е.В.

ПЕДСОВЕТ

«Внеклассная работа по предмету как фактор повышения учебной мотивации учащихся и качества знаний по предмету»

Все наши замыслы, все поиски и построения

превращаются в прах, если у ученика нет желания учиться”

Василий Андреевич Сухомлинский.

Вопрос о мотивации учения есть

вопрос о процессе самого учения.
П.Я. Гальперин

В настоящее время в современной школе достаточно остро стоит задача повышения эффективности педагогического процесса.

Каждый учитель хочет, чтобы его ученики хорошо учились, с интересом и желанием занимались в школе. В этом заинтересованы и родители учащихся. Но подчас и учителям, и родителям приходится с сожалением констатировать: “не хочет учиться”, “мог бы прекрасно заниматься, а желания нет”. В этих случаях мы встречаемся с тем, что у ученика не сформировались потребности в знаниях, нет интереса к учению.

Мы знаем, что школьника нельзя успешно учить, если он относится к учению и знаниям равнодушно, без интереса и, не осознавая потребности к ним. Поэтому перед школой стоит задача по формированию и развитию у ребёнка положительной мотивации к учебной деятельности с целью повышения эффективности учебного процесса.

Проблема мотивации исследуется достаточно широко. Наблюдение за работой учителей показывает, что они далеко не всегда уделяют должное внимание мотивации учащихся. Многие учителя, часто сами того не осознавая, исходят из того, что раз ребенок пришел в школу, то он должен делать все то, что рекомендует учитель.

Тысячекратно цитируется применительно к школе древняя мудрость: можно привести коня к водопою, но заставить его напиться нельзя. Да, можно усадить детей за парты, добиться идеальной дисциплины. Но без пробуждения интереса, без внутренней мотивации освоения знаний не произойдёт, это будет лишь видимость учебной деятельности.

Как же пробудить у ребят желание "напиться" из источника знаний? В чем сущность потребности в знаниях? Как она возникает? Как она развивается? Какие педагогические средства можно использовать для формирования у учащихся мотивации к получению знаний?

Повышение уровня учебной мотивации - это процесс длительный, кропотливый и целенаправленный.

Василий Андреевич Сухомлинский писал:

Школа становится очагом духовной жизни, если учителя дают интересные и по содержанию и по форме уроки... Но замечательные блестящие уроки есть там, где имеется еще что-то замечательное, кроме уроков, где имеются и применяются самые разнообразные формы развития учащихся вне уроков".

Педагогической наукой доказано, а в школьной практике проверено, что в повышении учебной мотивации учащихся к любому предмету, а как следствие и повышении качества знаний по предмету значительное место, наряду с уроками, отводится внеклассным занятиям.
Внеклассная работа со школьниками имеет большое образовательное значение. Она способствует расширению и углублению знаний, развитию склонностей, творческой активности, служит средством профориентации.
Внеклассная работа открывает простор для осуществления нравственного воспитания, так как позволяет привлечь дополнительный и разнообразный материал, раскрывающий достижения науки, научно-технического прогресса.

Наиболее полно потребности в коммуникациях, в самовыражении и самореализации, потребность в новых видах деятельности, в играх можно реализовать посредством внеурочной деятельности . Эта деятельность с успехом может учитывать возрастные особенности и намного более свободна в выборе средств и методик, нежели учебная деятельность.

Внеклассная работа по предмету - это система неоднородных по содержанию, назначению, методике проведения и формам образовательных внеурочных мероприятий.

Во время уроков невозможно удовлетворить все вопросы учащихся. Внеурочная работа во взаимосвязи с учебной служит тем действенным средством, которое мобилизует активность ученика в поиске знаний и помогает полнее удовлетворить интересы школьников. При всем многообразии форм внеклассная работа должна быть органически связана со школьной программой, выходить за пределы и вместе с тем дополнять ее, то есть должна существовать тесная взаимосвязь между учебной и внеурочной работой.

Суть внеклассной работы определяется деятельностью школьников во внеурочное время при организующей и направляющей роли учителя.

Но эта организация проводится таким образом, что творчество и инициатива учащихся должны всегда выходить на первый план.

В литературе встречается множество формулировок целей внеклассной работы по предмету. Существует множество определений целей внеклассной работы для различных предметов:

Учебный предмет

Формулировка целей внеклассной работы по предмету

География

Расширение и углубление базовых знаний и умений школьников; развитие способностей учащихся; развитие познавательного интереса учащихся; приобщение школьников к исследовательской работе; организация социальной деятельности учащихся.

Физика

Формирование личности учащегося; развитие самостоятельной и творческой активности; расширение и углубление знаний по физике

Биология

Углубление и расширение знаний учащихся по предмету; углубление связи теории с практикой; развитие самостоятельности и творческой активности учащихся.

Химия

Привитие интереса к химии, развитие и усовершенствование навыков по химическому эксперименту; развитие творческой активности; подготовка учащихся к практической деятельности; организация отдыха учащихся в сочетании с их эстетическим и нравственным воспитанием.

Как видно из перечисленных целей внеклассной работы нескольких школьных предметов, расширение и углубление знаний по предмету является общей целью .

Так же можно отметить, что внеклассная работа ставит перед собой еще очень важные цели - это

- формирование и развитие творческой личности учащегося , а также

- развитие познавательной активности учащихся ,

- формирование профессиональных интересов .

Что касается задач , то внеурочная работа по предмету решает следующие основные задачи :
- развитие интереса к предмету, углубление знаний;
- организация свободного времени учащихся с целью их общего развития и воспитания;

-соединение теоретической и практической стороны программного материала;

-комплексное изучение предметов;

- преодоление предметной обособленности знаний.

Существуют общие принципы внеклассной работы, характерные всем школьным предметам:

- добровольности (принцип, учитывающий желание школьников принять участие во внеклассной работе),

Принцип добровольности является одним из самых важных принципов внеклассной работы. Ученик должен выражать искренне желание принять участие во внеклассной работе по предмету, без какого-либо на то принуждения. Известно, что по уровням общего развития, направленности интересов и чертам характера ученики отличаются друг от друга. Игнорируя эти различия, невозможно добиться успехов во внеурочной работе. Как известно, внеклассной работой по предмету называют такую учебную работу, которую учащиеся добровольно выполняют под руководством учителя во внеурочное время, сверх учебного плана.

- учета индивидуальных особенностей учащихся (принцип, учета различия направленности интересов и черт характера учеников).

Принцип учета индивидуальных особенностей учащихся так же является важным при организации внеклассной работы.Он позволяет учитывать уровни развития каждого учащегося и, исходя из этого, корректировать все виды работ, проводимых с каждым учеником.

Как и в обучении любому школьному предмету, во внеклассной работе определяющим является содержание , которое отбирается произвольно. Тематика внеклассной работы очень разнообразна. Во внеклассной работе больше, чем в любой другой, проявляется влияние личности учителя, его кругозора, интересов, теоретического и нравственного багажа.

Содержание внеклассной работы подчиняется строго определенным требованиям:

- научности (устанавливает определенное соотношение содержания школьного предмета с содержанием науки);

- доступности (содержание должно соответствовать возрастным особенностям учащихся, не уходить далеко от школьной программы, стимулировать стремление к познанию, к работе с дополнительной литературой, к исследовательской деятельности);

- актуальности и практической значимости (связь с жизнью);

- занимательности (учащемуся должно быть интересно во время проведения внеклассной работы).

К функциям внеклассной работы по предмету можно отнести:

- развивающую;

- организационную;

-креативную;

-коммуникативную;

- воспитательную и др.

Следует учитывать большие возможности в организации внеурочной работы в школе, возникающие в связи с различными мероприятиями, выходящими за рамки школьной работы, как таковой: участие в олимпиадах, конкурсах, викторинах, выставках технического творчества, научно – практических конференциях, дискуссиях по докладам о проведенной работе и рефератах, самостоятельная работа с литературой, наконец, выполнение доступных работ исследовательского характера - все это можно рассматривать как средства повышения учебной мотивации учащихся.

Формами внеклассной работы являются:

    Факультативные занятия

    Предметные недели

    Олимпиады

    Кружки

Нами было проведено тестирование учителей с целью выявления наиболее популярных форм внеклассной работы. Результаты тестирования представлены в таблице.

Популярность

среди учителей

Форма внеклассной работы

1 место (26%)

Факультативные занятия

2 место (23%)

Дополнительные (платные) занятия

3 место (20%)

Научно-исследовательская деятельность

4 место (17%)

Олимпиады

5 место (14%)

Предметные недели

Нами было обнаружено, что в системе внеклассной работы нашей школы сложились и стали традиционными такие активные формы обучения, как внеклассные занятия практического содержания (индивидуальная работа в кабинете, групповая внеклассная работа, научно-исследовательская деятельность, олимпиады), факультативные занятия, ролевые игры, экскурсии. Они выходят за рамки урока и хорошо известны педагогам. Однако, было также установлено, что степень активности учащихся во внеурочных формах работы, весьма относительна и зависит от того, какие – активные или пассивные – методы составляют основу той или иной формы. Так, кружковые или факультативные занятия быстро разваливаются, если они лишены исследовательского, частично-поискового методов и других самостоятельных творческих работ учащихся по их интересам.

Аналогичное тестирование было проведено среди учащихся 9-11 классов. Результаты показали, что наибольшей популярностью пользуются факультативные занятия по предмету и дополнительные образовательные услуги на платной основе.

где 1- факультативные занятия, 2 – дополнительные (платные) занятия, 3- предметные недели, 4- научно-исследовательская деятельность, 5 – олимпиады.

Можно сделать вывод о том, что среди учителей и учеников на первом месте среди внеклассной работы по предмету находятся факультативные занятия.

Поэтому на факультативных занятиях по предмету я остановлюсь подробнее.

    Школа зверей (притча)

    Однажды собрались звери в лесу и решили открыть школу. Среди них были кролик, птица, белка, рыба и угорь. Они и сформировали совет директоров.

    Кролик настаивал,

    чтобы в программу занятий вошел бег.

    Птица настаивала,

    чтобы в программу занятий вошло летание.

    Рыба настаивала,

    чтобы в программу занятий входило плавание.

    А белка говорила,

    что абсолютно необходимо внести вертикальное лазанье по деревьям.

    Они объединили все содержание и составили расписание факультативов. Потом они решили, что ВСЕ животные должны изучать ВСЕ факультативы

    Хотя кролик и получал «10» по бегу, с вертикальным лазаньем по деревьям у него были трудности. Он постоянно падал на спину. Довольно скоро он получил серьезную травму и бегать больше не мог. Оказалось, что вместо «10» по бегу, он получает «3», а по вертикальному лазанью, конечно, - всегда «1».

    Птица очень хорошо летала, но когда ей пришлось рыть норы в земле, она не могла делать этого хорошо. Она постоянно ломала клюв и крылья. Очень скоро она стала получать «3» по летанию, «1» - по норкокопанию и испытывала адские трудности в вертикальном лазанье.

    В конце концов, первым по успеваемости животным в классе оказался угорь, который все делал наполовину.

    Но учредители были довольны, потому что каждый изучал ВСЕ предметы, и это называлось « широким общим образованием ».

    facultatif (от лат. facultas - «возможность») - необязательный учебный курс (предмет)

    Факультативные занятия (согласно Кодексу об образовании )– занятия, направленные на повышение у обучающихся интереса к изучаемым предметам, углубление их содержания, активацию познавательной деятельности, интеллектуальное, духовное и физическое развитие, подготовку к самостоятельному жизненному выбору, началу трудовой деятельности и продолжению образования.

    Целью организации факультативных занятий является

    расширение кругозора учащихся,

    развитие креативного мышления,

    формирование активного познавательного интереса к предмету,

    воспитание ряда личностных качеств средствами углубленного изучения предмета.

    Задачами факультативных занятий являются:

    углубление изучения отдельных общеобразовательных предметов;

    Удовлетворение разнообразных познавательных интересов учащихся.

    Организация работы факультатива.

    Типовыми учебными планами средней школы предусмотрены факультативные занятия по разным предметам. Так же как и внеурочные занятия, они не обязательны для всех учащихся. По форме они близки к обычному уроку.

    При организации факультативных занятий нужно учитывать максимальную допустимую нагрузку на одного ученика. Факультативные занятия организуются в І – XI классах при наличии заявлений законных представителей учащихся.

    Условия функционирования факультативов

    • Наличие программы и учебных пособий

      Информированность учащихся и их родителей

      Методическая и содержательная подготовленность педагогов.

    Обеспечив выполнение данных условий и пожеланий учащихся, выявленных в результате анкетирования в 2013/2014 учебном году в школе работают 100 факультативов из них по русскому языку – 12 часов, по белорусскому языку - 7 часов, по математике – 7 часа, по информатике – 3 часа, по физике – 3 часа, по истории – 5 часов, по химии - 4 часа, по трудовому обучению – 10 часов, по английскому языку – 3 часа, по географии – 1 час, выбор профессии – 2 часа, ОБЖ – 13 часов, по этикету – 1 час, ЧЗС – 20 часов, Мое Отечество – 4 часа. ЗОЖ – 2 часа, музыка – 1 час, ИЗО – 1 час.

    Классификация по целевым функциям

      Углубление содержания предметов, подготовка к выпускным экзаменам, ЦТ 22

      Удовлетворение познавательных интересов 58

      Спортивного направления 20

    Общеразвивающие факультативные занятия проводятся в начальной школе и средних классах. Они направлены на становление, развитие и воспитание речевой, патриотической, информационной и здоровьесберегающей культуре.

    Факультативные занятия по профориентации проводятся с учениками 9 класса и направлены на воспитание профессиональной самоопределенности учеников.

    Но необходимо выделять отличия между факультативным занятием и уроком.

    В таблице представлен сравнительный анализ урока и факультативного занятия.

    Признаки для сравнения

    Организационная форма обучения

    У рок

    Ф акультативное занятие предметной направленности

    Статус в учебном плане школы

    Обязательные занятия

    Дополнительные занятия

    Целевой ориентир

    Общеобразовательная подготовка уч-ся

    Подготовка по предмету на повышенном уровне

    Содержание обучения

    Определяется программой базового уровня

    Определяется программой факультативного занятия

    Уровень учебной мотивации учащихся

    Не всегда высокий

    Как правило, высокий, поскольку соответствует выбору уч-ся

    Программы и учебные пособия

    Государственные программы, пособия имеются в наличии

    Руководствуемся государственными программами, авторские программы, учебные пособия

    Оценивание учебных достижений уч-ся

    Выставляются отметки

    Безотметочное обучение, применяются содержательная оценка, средства и процедуры самооценки

    Время проведения

    В основной сетке часов

    Вне основного расписания

    Тематика факультативов предметной направленности по таким предметам как математика, химия, белорусский и русский языки, история очень тесно связана с тематикой соответствующих учебных предметов.

    В связи с этим выбор форм, методов и приемов организации учебной деятельности учащихся на факультативных занятиях предполагает как использование применяемых в урочной деятельности, так и новых, ранее не используемых. Напомню, что основными формами для проведения факультатива являются:

    • индивидуальная

      фронтальная

      коллективная

      групповая

    Применение данных форм, позволяет использовать общеизвестные уже методике урока

    методы:

      словесные (лекция, семинар)

      наглядные (таблицы, схемы, презентации)

      практические (практикумы по решению задач, практические работы)

      самостоятельная работа

      исследовательская работа

      экскурсии

    Безусловно, применение методов и форм обучения учащихся будет более эффективным,

    если мы не будем забывать об использовании на факультативных занятиях современных образовательных технологий, таких как:

      проблемное обучение

      проектная

      модульная

      интегральная

      эффективных уроков

      исследовательской деятельности

      ИКТ (информационно-коммуникативная технология)

    При выборе методов и приемов обучения на факультативных занятиях необходимо учитывать содержание факультативного курса, уровень развития и подготовленности учащихся, их интерес к тем или иным разделам программы факультатива. Опыт введения факультативных занятий в нашей школе показал, что они наиболее эффективны, если четко согласованы программы основного и факультативного курсов. А самое главное - факультативные занятия должны быть интересными, увлекательными для ученика. Хорошо известно, что занимательность изложения помогает раскрытию содержания сложных научных понятий и проблем, идей и методов науки, развивает логику и приемы творческой деятельности. В этом отношении цель учителя – помочь ученикам подготовиться к работе над сложными проблемами, а для этого необходимо заинтересовать предметом, привить трудолюбие и навыки организации своей работы.

    К данному педсовету были посещены факультативные занятия, анализ которых выявил уровень таких умений педагогов, как:

    Умение адаптировать нормы (учебные программы, календарно-тематическое планирование) к классу, в котором ведется обучение;

    Умение выбирать формы обучения для факультативных занятий;

    Умение проектировать, осуществлять и анализировать образовательный процесс на факультативных занятиях в неразрывном единстве с уроками.

    Главную задачу на занятиях - организацию познавательной деятельности учащихся, развитие интеллектуальных способностей – педагоги решали с помощью продуктивных приёмов.

    На факультативном занятии «Познай мир» в 5А классе (тема: Безграничная Вселенная) учитель Третьякова Н.Н. использовала работу в группах (Астрономы, Ученые, Космонавты). Применение обширного наглядного материала способствовало активизации деятельности учащихся. На занятии соблюдается преемственность «урок – факультатив» (по предмету Человек и мир).

    На факультативном занятии по английскому языку «Практикум по чтению» в 6Б классе (тема: Английские писатели) Филипкова Ю.М. удачно систематизировала на первом этапе занятия основной материал по теме, построение диалогов, обсуждение ситуаций, ответов на вопросы. Была организована работа по тексту с нарастанием сложности заданий (вставить слова, подходящие по смыслу, исправить неверные утверждения, перевод на английский язык, ответы на вопросы, пересказ текста). Проведена рефлексия занятия.

    Удачно была спланирована деятельность учащихся 4А класса на факультативе у опытного учителя Башинской Н.С. «Здоровый образ жизни» разумное сочетание увлекательности и занимательности. Это позволило сформировать у учащихся устойчивый интерес к изучаемой теме «Страна здорового питания». Занятие имело практическую и познавательную направленность, способствовало формированию эстетического вкуса. Эффектным завершением занятия стало чаепитие, организованное по всем правилам этикета.

    Большую пользу проведению факультативных занятий приносит использование мультимедиа. Применяет в своей практике учитель Горохова И.И. в 6Б классе (тема: Задачи, решаемые с конца) на факультативе «Математика после уроков». В начале занятия проводится диагностика уровня усвоения учащимися программного материала, который изучался на уроках. В случае необходимости проводится соответствующая коррекция знаний и умений. Следующий учебный элемент – лекция учителя в течение 15-17 минут, содержащая материал повышенного уровня по данной теме, предусмотренный программой факультативного курса. Затем идет отработка и закрепление теоретического материала при выполнении заданий с последующим взаимоконтролем в парах.

    Наряду с тем положительным опытом, накопленным в нашей школе по методике проведения факультативных занятий, мы имеем и ряд существующих проблем. Сказывается недостаточная востребованность педагогами применения современных педагогических технологий, особенно, таких как модульная, проектная, технология исследовательской деятельности. Не проводится учителями самоанализ проведенного факультатива, т.е. не рефлексируется его эффективность. Отсутствует оценка знаний учащихся на факультативных занятиях. Факультативное обучение, как известно, должно быть безотметочным. Но с уходом отметок оценивание и самооценивание остается.

    Процесс оценивания учащимися собственной деятельности и своих образовательных продуктов имеет очень большое значение:

    во- первых, на занятии обеспечивается обратная связь, благодаря которой учащийся видит свое продвижение в изучении материала и может корректировать свою деятельность;

    во-вторых, повышается учебно-познавательная активность учащегося;

    в-третьих, учащийся овладевает навыками рефлексии – одной из ключевых компетенций современного человека.

    В какой бы форме и какими бы методами не проводились факультативные занятия, они должны строиться так, чтобы быть для учащихся интересными, увлекательными, а под час и занимательными.

    На протяжении октября месяца проводилось анкетирование учащихся 5-11 классов, которые посещают 69 факультативов. Я предлагаю вам познакомиться с ответами учащихся на вопросы анкеты:

      Запиши названия факультатива который ты посещаешь:

    11 – все учащиеся правильно ответили на данный вопрос (100%)

    10 – правильно назвали 95%

    9 класс – правильно назвали 56%

    8 класс – правильно назвали 60%

    7 класс – правильно назвали 48%

    6 класс - правильно назвали 57%

    5 класс- правильно назвали 81%

    Вопрос

    Ответ

    Нравится посещать факультативные занятия?

    Да – 97%

    Не знаю -3%

    Что интересней факультативные занятия или урок?

    Занятие -65%

    Урок -35%

    В чем разница между факультативным занятием и уроком?

    Не задают д/з- 40%

    Не ставят отметки – 32%

    Игровые формы -30%

    Углубление знаний -60%

    Назовите самые интересные формы проведения факультативных занятий

    Игры -38%

    Тесты -41%

    Не назвали -21%

    Чем факультативные занятия помогают тебе в учебном процессе?

    Узнаю новое, на уроках потом легче-54%

    Подготовка к экзаменам – 43%

    Не знаю – 3%

    Таким образом можно сделать вывод о том, что факультативные занятия – помогают наиболее глубоко усвоить предмет, овладеть практическими навыками и умениями, расширяют кругозор учеников. Исходя из данных анкеты видно, что возникает проблема ограниченного использования форм проведения факультативных занятий.

    Рассмотрев все аспекты создания мотивации обучения во внеклассной работе по предмету, мы можем сделать вывод, о том что успешность и насыщенность процесса приобретения знаний в школе зависит от того, насколько налажено взаимодействие учителя и ученика, а также практическое применение разработок в этой области.

    Потребность – “Хочу” , мотив - “Зачем мне это надо?”, цель – “Что для этого надо сделать?” - вот путь, по которому ведет педагог-профессионал своего ученика, превращая его в субъекта деятельности по овладению содержанием образования.

    Правильно поставленная внеклассная работа в школе имеет большое образовательное значение. Она расширяет и углубляет знания, полученные на уроке, позволяет приобрести многие полезные навыки, а, следовательно, приближает обучение к жизни. Внеурочная работа облегчает индивидуальный подход к учащимся, создает благоприятные условия для развития у них самостоятельности.

    Свое выступление я хочу закончить словами Сухомлинского: «Интерес к учению появляется только тогда, когда есть вдохновение, рождающееся от успеха». Ученики достигнут успеха, почувствуют вкус победы над своими слабостями, разовьют интерес к учению на внеурочных занятиях только тогда, когда выбрали их по душе и посещают их по желанию, а не в обязательном порядке. Учитель должен в этом помочь ребенку, и тогда, возможно, при проведении внеклассной работы по предмету удастся обнаружить ту изначально заложенную в ребенке функцию развития, которая называется способностью, создать для нее определенную среду и довести ее до совершенства.


Введение.

Для учителя всегда актуален вопрос, как повысить мотивацию познавательной деятельности, как вызвать интерес к своему предмету, как расширить образовательное пространство своих учеников. Внеклассная работа учителя по своему предмету является необходимой учебно-воспитательной работой в школе.

Такая работа позволяет активизировать мыслительную, познавательную и исследовательскую деятельность учащихся. Она способствует углублению знаний учащихся, расширяет их кругозор, и имеет огромное воспитательное значение в том, чтобы заинтересовать учащихся своим предметом.

Внеклассная работа по технологии имеет большое общеобразовательное, воспитательное и развивающее значение. Эта работа не только углубляет и расширяет знания в области технологии, но и способствует также расширению культурного кругозора, эрудиции школьников, развитию их творческой активности, духовно-нравственной сферы, эстетических вкусов и, как следствие, повышает мотивацию к изучению традиций и культуры другой страны и сквозь призму этих знаний более активно осваивать культуру своей страны.

В отечественной педагогике накоплен значительный теоретический и практический опыт внеклассной работы по разным учебным предметам. Чёткое обоснование имеет проблема межпредметных связей, реализуемых во внеклассной работе.

В 20 – 80е годы ХХ века в советской школе внеклассная работа по технологии велась достаточно активно, являясь продолжением регулярного учебного процесса. Однако в начале 90х годов ХХ века в отечественной школе наметилась негативная тенденция «урокодательства», когда стали игнорироваться многие формы внеурочной работы, в том числе внеклассная работа по технологии. Это объяснялось главным образом причинами неудовлетворительного финансирования школ и исключения из учебного плана так называемых необязательных занятий, в том числе факультативных, кружковых, клубных и т.д. За эти годы существенным образом ослабла традиция творческого отношения учителей к развитию ребёнка вне рамок урока. В конце 90-х годов, когда правительство и министерство образования вновь обратили внимание на приоритет воспитания в школе и несколько улучшили финансирование системы образования, возникла необходимость возродить тот положительный опыт, который уже был накоплен в отечественной школе.

Как выяснилось, за это время произошли такие изменения в жизни и системе образования, которые потребовали обновлённых подходов, форм и содержания внеклассной работы по технологии. В частности, широкое распространение в системе образования получила работа с компьютерами, использование Интернет-сети в обучении различным предметам, особенно в процессе контроля знаний, умений, навыков.

Кроме того, в социально-педагогическом пространстве школы возникли тревожные тенденции, являющиеся результатом негативного влияния массовой культуры и тяжёлого материального положения многих семей, что привело к значительному росту так называемых «трудных» детей. В целях коррекционной работы и профилактики отклоняющегося поведения учащихся, в школах стала возрождаться внеклассная работа, в том числе по технологии.

Поэтому возникла необходимость систематизировать имеющийся общедидактический и методический опыт, а также осмыслить новое содержание и методически оформить новые требования к организации внеклассной работы по технологии. Систематизация накопленного опыта в этой сфере и обогащение его новыми подходами и рекомендациями является своевременным и целесообразным.

Тема: Внеклассная работа по технологии.

Объект исследования: Внеклассная работа в современной школе.

Предмет: Кружковая деятельность по технологии.

Цель исследования: Изучить систему внеклассной работы в школе и разработать методику проведения кружка « »

Задачи:

    Раскрыть сущность внеклассной работы;

    Выявить цели, задачи и функции внеклассной работы;

    Охарактеризовать специфику внеклассной работы;

    Раскрыть формы, методы и средства внеклассной работы;

    Определить особенности организации внеклассной работы в школе.

    Рассмотреть различные типы кружков технического творчества;

Глава 1. Внеклассная работа как форма организации обучения в школе.

1.1.Сущность внеклассной работы.

Внеклассная работа - это организация педагогом различных видов деятельности школьников во внеучебное время, обеспечивающих необходимые условия для социализации личности ребенка.

Прежде всего следует определить место внеклассной работы в педагогическом процессе школы. Внеклассная работа представляет собой совокупность различных видов деятельности и обладает широкими возможностями воспитательного воздействия на ребенка.

Рассмотрим эти возможности.

Во-первых, разнообразная внеклассная деятельность способствует более разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка, которые не всегда удается рассмотреть на уроке.

Внеклассная работа помогает преодолеть стереотипы в восприятии ребенка как ученика. Кроме того, разнообразные виды деятельности способствуют самореализации ребенка, повышению его самооценки, уверенности в себе, т. е. положительному восприятию самого себя.

Во-вторых, включение в различные виды внеклассной работы обогащает личный опыт ребенка, его знания о разнообразии человеческой деятельности, ребенок приобретает необходимые практические умения и навыки.

В-третьих, разнообразная внеклассная работа способствует развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желания активно участвовать в продуктивной, одобряемой обществом деятельности. Если у ребенка сформирован устойчивый интерес к труду в совокупности с определенными практическими навыками, обеспечивающими ему успешность в выполнении заданий, тогда он сможет самостоятельно организовать свою собственную деятельность. Это особенно актуально сейчас, когда дети не умеют занять себя в свободное время, в результате чего растут детская преступность, проституция, наркомания и алкоголизм.

Замечено, что в школах, где хорошо организована разнообразная внеклассная воспитательная работа, "трудных" детей меньше и уровень приспособления, "врастания" в общество выше.

В-четвертых, в различных формах внеклассной работы дети не только проявляют свои индивидуальные особенности, но и учатся жить в коллективе, т.е. сотрудничать друг с другом, заботиться о своих товарищах, ставить себя на место другого человека и пр. Причем каждый вид внеучебной деятельности - творческой, познавательной, спортивной, трудовой, игровой - обогащает опыт коллективного взаимодействия школьников в определенном аспекте, что в своей совокупности дает большой воспитательный эффект.

Например, когда дети ставят спектакль, они получают один опыт общения - опыт взаимодействия, в большей степени на уровне эмоций. При коллективной уборке класса они приобретают опыт распределения обязанностей, умения договариваться друг с другом. В спортивной деятельности дети понимают, что такое "один за всех, все за одного", "чувство локтя". В КВНе принадлежность к команде будет восприниматься уже по-другому, следовательно, и опыт коллективного взаимодействия будет другим.

Таким образом, внеклассная работа является самостоятельной сферой воспитательной работы учителя, осуществляемой во взаимосвязи с воспитательной работой на уроке.

1.2.Цели, задачи и функции внеклассной работы.

Поскольку внеклассная работа является, составной частью воспитательной работы в школе, она направлена на достижение общей цели воспитания - усвоения ребенком необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования принимаемой обществом системы ценностей.

Специфика внеклассной работы проявляется на уровне следующих задач:

1. Формирование у ребенка положительной "Я-концепции", которая характеризуется тремя факторами:

а) уверенностью в доброжелательном отношении к нему других людей;

б) убежденностью в успешном овладении им тем или иным видом деятельности;

в) чувством собственной значимости.

Положительная "Я-концепция" характеризует позитивное отношение ребенка к самому себе и объективность его самооценки. Она является основой дальнейшего развития индивидуальности ребенка. "Трудные" дети, как правило, имеют отрицательные представления о себе. Педагог может или усилить эти представления, или изменить их на положительное восприятие себя и своих способностей. В учебной деятельности в силу многих причин (сложности ее для ребенка, большого количества детей в классе, недостаточного профессионализма учителя и др.) не всегда удается сформировать положительную "Я-концепцию" у каждого ребенка. Внеклассная работа дает возможность для преодоления ограничений учебного процесса и формирования позитивного восприятия ребенком себя.

2. Формирование у детей навыков сотрудничества, коллективного взаимодействия.

Для скорейшей социальной адаптации ребенок должен положительно относиться не только к себе, но и к другим людям. Если у ребенка при наличии положительной "Я-концепции" сформированы умения договариваться с товарищами, распределять обязанности, учитывать интересы и желания других людей, выполнять совместные действия, оказывать необходимую помощь, позитивно разрешать конфликты, уважать мнение другого, то его взрослая трудовая деятельность будет успешной. Полностью положительная "Я-концепция" формируется только в коллективном взаимодействии.

3. Формирование у детей потребности в продуктивной, социально-одобряемой деятельности через непосредственное знакомство с различными видами деятельности, формирование интереса к ним в соответствии с индивидуальностью ребенка, необходимых умений и навыков. Другими словами, во внеклассной работе ребенок должен научиться заниматься полезной деятельностью, он должен уметь включаться в такую деятельность и самостоятельно организовывать ее.

4. Формирование нравственного, эмоционального, волевого компонентов мировоззрения детей.

Во внеклассной работе дети усваивают моральные нормы поведения через овладение нравственными понятиями. Эмоциональная сфера формируется через эстетические представления в творческой деятельности.

5. Развитие познавательного интереса.

В данной задаче внеклассной работы отражается преемственность в учебной и внеучебной деятельности, так как внеклассная работа связана с воспитательной работой на уроке и в конечном счете направлена на повышение эффективности учебного процесса. Развитие познавательного интереса у детей в качестве направления внеклассной работы, с одной стороны, "работает" на учебный процесс, а с другой - усиливает воспитательное воздействие на ребенка.

Перечисленные задачи определяют основные направления внеклассной работы в достижении ее основной цели и носят характер общих положений. В реальной воспитательной работе они должны конкретизироваться в соответствии с особенностями класса, самого педагога, с общешкольной внеучебной работой и пр.

Цель и задачи внеклассной воспитательной работы придают специфический характер функциям целостного педагогического процесса - обучающей, воспитывающей и развивающей.

Обучающая функция, например, не имеет такого приоритета, как в учебной деятельности. Во внеклассной работе она выполняет роль вспомогательной для более эффективной реализации воспитывающей и развивающей функций. Обучающая функция внеклассной работы заключается не в формировании системы научных знаний, учебных умений и навыков, а в обучении детей определенным навыкам поведения, коллективной жизни, навыкам общения и пр.

Огромное значение во внеклассной работе имеет развивающая функция. Она заключается в развитии психических процессов школьника.

Развивающая функция внеклассной работы заключается также в развитии индивидуальных способностей школьников через включение их в соответствующую деятельность. Например, ребенка с артистическими способностями можно привлечь к участию в спектакле, празднике, КВНе и пр. Ребенку с математическими способностями можно предложить участвовать в математической олимпиаде, рассчитать наиболее интересный и безопасный маршрут прогулки по городу за определенное время. В индивидуальной работе с этим ребенком педагог может предложить составить примеры, задачи для ребят и т.д.

Развивающая функция внеклассной работы заключается в выявлении скрытых способностей, развитии склонностей, интересов ребенка. Заметив, что ребенок интересуется чем-либо, педагог может сообщить дополнительную интересную информацию по этому вопросу, предложить литературу, дать поручение, лежащее в области интересов ученика, создать такие условия, в которых ученик получает одобрение детского коллектива за свою компетентность по данному вопросу, т. е. педагог открывает новые возможности ребенку и тем самым укрепляет его интересы.

Как же можно использовать информацию о функциях внеклассной работы при подготовке конкретной деятельности? Для того чтобы получить положительные результаты, необходимо сформулировать цель. Допустим, вы хотите провести с детьми беседу о правилах поведения в гостях. Вы ставите цель: сообщить детям знания о правилах поведения. Эта цель направлена на реализацию обучающей функции и не является приоритетной во внеклассной работе. Поэтому нужно сформулировать цель вашей беседы с детьми так, чтобы она отражала приоритетные функции в соответствии с задачами внеклассной работы, а сообщение новых знаний о правилах поведения в гостях будет одной из задач этой беседы. Это может быть: формировать у детей желание придерживаться определенных правил при хождении в гости; развивать интерес к правилам этикета; формировать этическое понятие "норма поведения", скорректировать имеющиеся представления детей о правилах поведения в гостях и т.д. Цель, задачи, функции внеклассной работы влияют на отбор ее содержания.

Внеклассных занятиях по технологии Дипломная работа >> Педагогика

... технологий Дипломная работа На тему: "Развитие творческих способностей подростков на внеклассных занятиях по технологии" ... данной работы – разработать и обосновать методику обучения подростков на внеклассных занятиях по технологии по развитию творческих...

  • Технология и методика обучения работе на швейной машине, как средство овладения основами творчес

    Реферат >> Педагогика

    Соловьянюк В.Г. Подготовка учителя технологии . – Бирск, 2005г. 16. Соловьянюк В.Г. Внеклассная работа по технологии .- Бирск, 2007г. ... 17.Чернякова В.Н. Технология обработки ткани. 5 класс...

  • Организация внеклассных занятий по ОБЖ

    Реферат >> Безопасность жизнедеятельности

    ... ]. Организация процесса образования строится с использованием технологий системы развивающего обучения с направленностью на... определить содержание и форму внеклассной работы . Существуют различные виды классификации внеклассной работы по ОБЖ, они весьма...

  • Внеклассная работа – это организация различных мероприятий для учащихся во внеурочное время. Эта работа направлена на развитие творчества школьников, приобщение их к здоровому образу жизни, содействие в профессиональном самоопределении, помощь в адаптации их к жизни в обществе. Она может иметь различные формы: клубы, кружки, конкурсы, соревнования, беседы, вечера, посещение спектаклей, встречи с интересными людьми.

    Учащиеся должны добровольно принимать участие во внеклассной работе. Задача учителя в данном случае – вовремя обнаружить заинтересованность школьника в определенном виде деятельности и направить ее в нужное русло.

    Результаты внеклассной работы ученика оцениваются не в баллах, а в виде отчетных концертов, вечеров, в выпуске стенгазеты, радиопередачи.

    Внеклассная работа всегда связана с урочной работой, но материал нужно подбирать, учитывая индивидуальные склонности и уровень подготовки школьника. Кроме того, он должен быть интересным и информативным, а форма его подачи – привлекательной для детей. Специфика подачи материала заключается в том, что учителю нужно обращаться к разуму ребенка через эмоции, т.е. во внеклассной работе преобладает эмоциональный аспект.

    Кроме заинтересованности учащихся во внеклассной работе необходимо следить за их обязательностью в выполнении поручений, которые они добровольно взяли на себя, например, при подготовке концерта.

    Внеклассная работа должна носить регулярный характер, например, раз в неделю, раз в две недели, раз в месяц.

    Какая польза от внеклассной работы?

    Разнообразные виды внеклассной работы помогают ребенку самореализоваться, повысить собственную самооценку, укрепить уверенность в своих силах. У учащегося формируется положительное восприятие себя как личности. То, что ребенок пробует себя в различных видах деятельности, обогащает его опыт, и ученик приобретает практические навыки.

    Внеклассная работа своим разнообразием пробуждает у детей интерес к разным видам деятельности, им хочется участвовать в одобряемой обществом деятельности.

    Принимая участие во внеклассной работе, дети раскрывают свои творческие способности, а также учатся жить в коллективе, сотрудничать друг с другом, заботиться о своих друзьях.

    Замечено, что в школах, где внеклассная работа по предмету проводится ярко и результативно, такой предмет высоко ценится учащимися.

    Библиографическое описание:

    Нестерова И.А. Внеклассная работа в школе [Электронный ресурс] // Образовательная энциклопедия сайт

    Внеклассная работа является важнейшим элементом современного образования. Именно она позволяет выйти за рамки школьной программы и открыть учащимся новое и необычное, проявив при этом творческий потенциал и педагогические навыки.

    Понятие и история внеклассной работы

    Внеклассная работа привлекает внимание современных педагогов и ученых достаточно давно. Истоки внеклассной работы восходят к 18 столетию, когда в дворянских пансионах и учебных заведениях после уроков читались сочинения и переводы учащихся. "Внеклассная работа", как педагогический термин берет свое начало в работах В. Шереметьевского который преподавал в 19 веке. Впервые термин встречается в труде педагога под названием "Вопросы о семейном чтении".

    Логика учебного процесса таит в себе опасность замкнутости и обособленности, потому что в школе на каждом шагу подчеркивается: достигай успеха собственными усилиями, не надейся на кого – то и – результаты умственного труда оцениваются индивидуально. Чтобы школьная жизнь была проникнута духом коллективизма, она не должна исчерпываться уроками .
    В.А. Сухомлинский

    В 20 веке, после октябрьской революции, молодое советское государство начинает уделять значительное внимание системе образования и её составляющим. Доподлинно известно, что в 20-30-е годы 20 столетия формы внеклассной работы обогащаются разнообразными экскурсиями, конференциями, диспутами, литературными судами, играми и т.д. и т.п. К 60 – 70 годам 20 века внеклассная работа окончательно укрепилась в практике школы.

    В современной педагогической науке существует ряд распространенных трактовок термина "внеклассная работа". Ключевым подходом можно назвать определение, которое отражено в педагогическом словаре под редакцией И. А. Каирова :

    Внеклассная работа – это организованные и целенаправленные занятия с учащимися, проводимые школой для расширения и углубления знаний, умений, навыков развития индивидуальных способностей учащихся, а также как организация их разумного отдыха.

    Действующий ФГОС трактует внеклассную работу как деятельность, организуемую с классом, группой обучающихся во внеурочное время для удовлетворения потребностей школьников в содержательном досуге (праздники, вечера, дискотеки, походы), их участия в самоуправлении и общественно полезной деятельности, детских общественных объединениях и организациях. Эта работа позволяет педагогам выявить у своих подопечных потенциальные возможности и интересы, помочь ребенку их реализовать .

    Внеклассная работа в школе преследует следующую цель: повысить уровень владения определенным школьным предметом посредством привлечения учащихся к творческой деятельности или самосовершенствованию вне урочных занятий.

    Изучив педагогическую литературу, следует отметить разнообразие подходов к формулировке цели внеклассной работы по предмету, которые давали следующие авторы: А.И. Никишов , И.Я. Ланина , А.В. Усова и т.д. Исходя из их подходов, общей целью внеклассной работы является расширение и углубление знаний по предмету. Также можно отметить, что внеклассная работа ставит перед собой очень важную цель – формирование и развитие творческой личности учащегося.

    Задачи внеклассной работы , вытекающие из её цели, представлены на рисунке ниже.

    Цель и задачи внеклассной работы в школе позволяют выделить и классифицировать актуальные формы внеклассной работы, которые регламентированы нормами ФГОС.

    Формы внеклассной работы

    Современный ФГОС оставляет учителю простор для организации внеклассной работы. Признанные в педагогике формы внеклассной работы очень разнообразны, что помогает учителю выбрать именно ту, которая будет интересна и ему и классу, в котором он хочет её реализовать.

    Формы внеклассной работы в условиях школы напрямую зависят от ряда факторов, в числе которых: численность посещающих внеклассное мероприятие, цель внеклассной работы, предполагаемая продолжительность внеклассного мероприятия. В целом формы внеклассной работы принято подразделять на:

    1. индивидуальные
    2. объединяющие
    3. массовые

    Отдельно следует обратить внимание на то, что в ряде педагогических трудов групповые и массовые формы внеклассной работы называются "объединяющие формы внеклассной работы". К объединяющим формам относят детские и юношеские клубы по интересам, школьные музеи, библиотеки, киностудии, кинотеатры и клубы весёлых и находчивых.

    Отдельно следует отметить, что клубы являются эффективной формой внеклассной работы по таким предметам как иностранные языки, литература, история. Это можно обосновать тем, что они объединяют учеников разного возраста и разных интересов, создают широкое пространство для общения, действуют на основах самоуправления и становятся центрами внеклассной работы в школах.

    Методы внеклассной работы

    Методы проведения и организации внеклассной работы базируются на общепринятых методах воспитания, к которым относят:

    1. методы формирования сознания: беседа, рассказ, дискуссия, диспут, метод приема;
    2. метод организации деятельности и формирование опыта поведения: упражнение, приучение, поручение, требование, создание воспитывающих ситуаций;
    3. методы формирования поведения: соревнования, игра, поощрение, наказание;
    4. методы контроля, самоконтроля и самооценки: наблюдение, опросные методы, тестирование, анализ результатов деятельности.

    Основополагающими методами внеклассной работы в условиях школы можно смело назвать следующие:

    • Метод проектов
    • Игровой метод
    • Метод работы над ошибками
    • Метод лекции
    • Метод беседы
    • Метод индивидуального консультирования

    Литература

    1. Сухомлинский В.А. Избранные педагогические сочинения. Т.1, М.: Педагогика. 1979
    2. Педагогический словарь / Под редакцией И.А.Каирова – М.: Слово, 2004
    3. Государственная программа Российской Федерации "Развитие образования" на 2013–2020 годы (утверждена Распоряжением Правительства РФ от 22 ноября 2012 г. №2148-р)
    4. Никишов А. М. Организация воспитания школьников. – М.: Просвещение, 1995
    5. Ланина И. Я. Развитие интереса школьника к предмету. – М.: Просвещение, 2001
    6. Усова А. В. Об организации обучения школьников. – М.: Просвещение, 1989

    «Внеклассная работа -- это организация педагогом различных видов деятельности школьников во внеучебное время» (54).

    В чем отличие классной работы от внеклассной?

    • 1. Классная работа ведется по программе, обязательной для всех учеников. Во внеклассной работе учитель совместно с учениками имеет право выбора материала и выхода за пределы программы.
    • 2. Внеклассная работа строится на основе принципа добровольности, активности и инициативы учащихся. От учителя, его такта и любви к математике зависит вовлечение во внеклассную работу учеников, проявляющих особую склонность к математике.
    • 3. Во внеклассной работе учитель применяет наиболее гибкие приемы разъяснения с учетом индивидуальных способностей и дарований. При этом учитель не столько учит, сколько руководит самодеятельностью детей, воспитывает их самостоятельность, волю и характер, а также умение работать в коллективе. Учитель должен подхватывать инициативу учащихся, помогать в их творческой работе, руководить ими, направлять их интересы.

    Виды внеклассной работы по математике :

    Работа с учащимися по развитию интереса в изучении математики.

    Работа с учащимися, отстающими от других в изучении программного материала;

    Работа с учащимися, проявляющими к изучению математики повышенный интерес и способности

    В первом случае задачей учителя заключается в том, чтобы заинтересовать учащихся математикой.

    Систематической внеклассной работой по математике должно быть охвачено большинство школьников, в ней должны быть заняты не только ученики, увлеченные математикой, но и те учащиеся, которые не тяготеют еще к математике, не выявили своих способностей и наклонностей. Это особенно важно в подростковом возрасте, когда еще формируются, а иногда определяются постоянные интересы и склонности к тому или иному предмету. Именно в этот период нужно стремиться раскрыть притягательные стороны математики перед всеми учащимися, используя для этой цели все возможности, в том числе и особенности внеклассных занятий.

    В связи с указанными выше видами внеклассной работы по математике можно выделить в ней следующие цели:

    • 1. Своевременная ликвидация (и предупреждение) имеющихся у учащихся пробелов в знаниях и умениях по курсу математики;
    • 2. Пробуждение и развитие устойчивого интереса учащихся к математике и её приложениям;
    • 3. Расширение и углубление знаний учащихся по программному материалу;
    • 4. Оптимальное развитие математических способностей у учащихся и привитие учащимся определённых навыков научно - исследовательского характера;
    • 5. Воспитание высокой культуры математического мышления;
    • 6. Развитие у школьников умения самостоятельно и творчески работать с учебной и научно - популярной литературой;
    • 7. Расширение и углубление представлений учащихся о практическом значении математики;
    • 8. Воспитание у учащихся чувства коллективизма и умения сочетать индивидуальную работу с коллективной;
    • 9. Установление более тесных деловых контактов между учителем математики и учащимися и на этой основе более глубокое изучение познавательных интересов и запросов школьников;
    • 10. Создание актива, способного оказать учителю математики помощь в организации эффективного обучения математике всего коллектива данного класса.

    Предполагается, что реализация этих целей частично осуществляется на уроках. Однако в процессе классных занятий, ограниченных рамками учебного времени и программы, это не удаётся сделать с достаточной полнотой. Поэтому окончательная и полная реализация этих целей переносится на внеклассные занятия этого вида .

    Учителя математики, которые работают творчески, с огоньком, большое значение в своей работе отводят формированию познавательных интересов в процессе обучения, поиску методов, форм, средств, приемов, побуждающих учащихся к активной мыслительной деятельности. Добиться, чтобы большинство подростков испытали и осознали притягательные стороны математики, ее возможности в совершенствовании умственных способностей, полюбили думать, преодолевать трудности,-- сложная, но очень нужная и важная сторона обучения математике. Возникновение интереса к математике у большинства учащихся зависит в большей степени от методики его преподнесения, оттого, насколько тонко и умело будет построена учебная работа.

    В процессе учебной деятельности большую роль играет уровень развития познавательных процессов: мышления, внимания, памяти, воображения, речи; а так же способностей учащихся. Их развитие и совершенствование повлечёт за собой и расширение познавательных возможностей детей. Для этого необходимо включать ребёнка в доступную его возрасту деятельность. Деятельность должна вызывать у школьника сильные и устойчивые положительные эмоции, удовольствие; она должна быть по возможности творческой; ученик должен преследовать цели, всегда немного превосходящие его возможности, то есть идёт активное развитие познавательного интереса, учащихся. Этому содействуют различные формы внеклассной работы по математике . При проведении внеклассной работы по математике регулярно используются системы специальных задач и заданий, которые направлены на развитие познавательных возможностей и способностей, на расширение математического кругозора школьников, способствуют математическому развитию, повышают качество математической подготовленности, позволяют детям более уверенно ориентироваться в простейших закономерностях окружающей их действительности и активнее использовать математические знания в повседневной жизни. При проведении внеклассной работы по математике учитель опирается на знания, которые уже есть у ученика, ученик же открывает для себя что-то новое, неизведанное. Внеклассная работа по математике формирует и развивает способности и личность ребёнка. Управлять этим процессом - значит не только развивать и совершенствовать заложенное в человеке природой, но формировать у него потребность в постоянном саморазвитии и самореализации, так как каждый человек воспитывает себя прежде всего сам, здесь добытое лично - добыто на всю жизнь.

    Существуют следующие формы внеклассной работы:

    • 1. Математический кружок.
    • 2. Факультатив.
    • 3. Олимпиады конкурсы, викторины.
    • 4. Математические олимпиады.
    • 5. Математические дискуссии.
    • 6. Неделя математики.
    • 7. Школьная и классная математическая печать.
    • 8. Изготовление математических моделей.
    • 9. Математические экскурсии .

    Указанные формы часто пересекаются и поэтому трудно провести между ними резкие границы. Более того, элементы многих форм могут быть использованы при организации работы по какой либо одной из них. Например, при проведении математического вечера можно использовать соревнования, конкурсы, доклады и т. д.

    Рассмотрим некоторые из перечисленных внеклассной работы по математике.

    Математический кружок - это самодеятельное объединение учащихся под руководством педагога, в рамках которого проводятся систематические занятия с учащимися во внеурочное время.

    Математические кружки по математике являются основной формой внеклассной работы с учащимися в 5-6 классах.

    Основными целями проведения кружковых занятий являются:

    привитие интереса учащимися к математике;

    углубление и расширение знаний по математике;

    развитие математического кругозора, мышления, исследовательских умений учащихся;

    воспитание настойчивости, инициативы.

    Организация работы кружка.

    В основе кружковой работы лежит принцип добровольности. Он организован для всех желающих. Работа в кружке начинается в середине сентября, а заканчивается в начале мая. В течение года кружковые занятия увязаны с другими формами внеклассной работы по математике, в подготовке которых активное участие принимают члены кружка. В каникулы кружковые занятия не проводятся.

    Занятия кружка обычно проводятся 1 раз в 1-2 недели, продолжительность занятия кружка для учащихся 6 классов - 60-90 минут.

    Основные требования к программе кружка:

    • 1) связь содержания программы кружка с изучением программного материала;
    • 2) использование занимательности;
    • 3) использование исторического материала;
    • 4) решение нестандартных, олимпиадных задач;
    • 5) учет желаний учащихся;
    • 6) особенности школы;
    • 7) наличие необходимой литературы у учителя

    Современные факультативы - особая организационная форма учебно-воспитательной работы, проводятся по утверждённым программам и планам, ведется журнал занятий, занятия идут по расписанию, на этих занятиях применяют общие с уроком методы обучения и формы организации самостоятельной познавательной деятельности учащихся. Сходство с предметными кружками состоит в том, что факультатив, как и кружок, объединяет группу учащихся на основе общих интересов, добровольности выбора этой формы обучения.

    Работая с относительно небольшим числом 10-15 заинтересованных учащихся, преподаватель в большей мере, чем на уроке, может осуществлять дифференцированный подход, подбирать задания в зависимости от склонностей и особенностей учеников.

    Факультативные занятия предполагают высокий уровень творческих способностей учащихся. Здесь шире, чем на уроках, может быть применен исследовательский метод, который современная дидактика рассматривает как воспитательный в системе методов. Исследовательский характер работы зависит не только от формулировки задания, сколько от подхода учащегося к работе: он опирается на сведения, добытые наукой, пользуется некоторыми приемами научного анализа, чтобы решать новые для него и его товарищей задачи .

    Работа учащихся факультативных занятий оценивается несколько по-иному, чем на уроках: десятибалльная бальная система не применяется, но признание подготовленного доклада или сообщения достойными того, чтобы повторить их в более широкой аудитории, например, на уроке.

    Школьная математическая газета , выступая одной из форм деятельности в сфере дополнительного математического образования, дает педагогу возможность прививать интерес учащихся к математике, развивать творческие способности учащихся .

    На наш взгляд, можно выделить несколько основных видов математической печати, которые используются в современной школе: математические газета и стенгазета, математический стенд, журнал математического кружка. Кроме того, используются также и другие формы математической печати, такие как: "Уголок математики" в общешкольной или классной стенгазете, математическая фотогазета, монтажи фотографий и рисунков, математические альбомы.

    Математические игры.

    К формам, широкое использование которых является целесообразным во внеклассной работе по математике (особенно в 5-8-х классах), относятся игровые формы занятий - занятия с элементами игры, соревнования, содержащие игровые ситуации.

    Игры и игровые формы должны включаться не для того, чтобы развлечь учащихся, а чтобы возбудить у них стремление к преодолению трудностей. Цель их введения состоит в том, чтобы удачно соединить игровые и учебные мотивы и постепенно сделать переход от игровых мотивов к учебным, познавательным. Для этого нужно так разрабатывать методику игровых занятий, чтобы деятельность учащихся была игровой по форме, т. е. вызывала бы те же эмоции, переживания, что и игра, и в то же время давала возможность активно приобретать нужные сведения, восполнять пробелы в знаниях, способствовала бы воспитанию познавательных интересов .

    Дидактическая игра, игровые занятия должны разрабатываться таким образом, чтобы к участникам были предъявлены определенные требования в отношении знаний. Чтобы играть, нужно знать - вот первое требование, которое придает игре (занятию) познавательный характер и оправдывает наличие игровых моментов, игровых ситуаций.

    Правила игр, игровые ситуации должны быть действенными, т. е. такими, чтобы у учащихся появилось желание участвовать в игре. Поэтому игровые занятия должны составляться с учетом вида игр, интересов, знаний учащихся данного возраста. Так, для младших школьников можно составлять дидактические игры с включением ролей, сюжетов, привлекающих учеников (расшифровка таинственных записей, путешествия и др.). Кроме того, полезно в дидактические игры включать элементы соревнования. Правила и организация дидактических игр должны составляться и разрабатываться с учетом индивидуальных особенностей учащихся, т. е. с учетом различных групп (слабых и сильных, активных и пассивных и т. д.). Они по возможности должны быть такими, чтобы для каждой категории учеников были созданы условия для проявления самостоятельности, настойчивости, смекалки, возможности проявления чувства удовлетворенности, успеха .

    Дидактические игры и игровые занятия должны быть разнообразными и разрабатываться с учетом особенностей предмета и его материала. Все многообразие игр должно составлять продуманную систему. Это может повысить эффективность внеклассной работы, послужит дополнительным источником систематических и прочных знаний.

    Чувства