Как наука объясняет сознание? Современная наука о сознании.
Нарождающееся понятие о сознании было использовано идеалистической философией. Августин (IV-V век н.э.) придал сознанию идеалистическую окраску. Это знание души о себе самой есть внутренний опыт, принципиально отличный от того опыта, который дают человеку внешние органы чувств. Познание души для теолога Августина означало познание Бога - занятие не для каждого человека, а лишь для просветлённого, приближённого к Богу.
Представления о душе и ее функциях в античные времена сменились в эпоху Средневековья почти полным господством христианской философии и идеологии, и все сохранившиеся психологические идеи приобрели религиозную окраску. Вера становится выше знания, о каком-либо познании природы и души, основанном на опыте, теперь не может быть и речи.
Постепенно историческое развитие приводит к стремлению получать новые знания из опыта. Английский философ 13 века Роджер Бэкон (ок. 1214-1294) считал, что без опыта ничего нельзя понять в достаточной мере. Правда, речь еще не шла об опытном познании души. Основы эмпирического познания души заложил Фрэнсис Бэкон (1561-1626).
Именно Ф. Бэкон своими работами завершает этап психологии как науки о душе и начинает новый, когда психология представляется как наука о сознании. Он призывает отказаться от пустых изучений сущности души и перейти к рассмотрению таких явлений, которые в наше время называются психическими.
В XVII веке благодаря теориям Рено Декарта зарождается психология, в основе которой лежит представление о сознании. "Мыслю, следовательно, существую (cogito ergo sum)", - считал Рено Декарт. А мыслить, по его мнению, означает не только понимать, но и желать, воображать, чувствовать. В этих утверждениях Декарта содержится основной постулат, из которого стала исходить психология конца 19 века - постулат, утверждающий, что собственное сознание - это первое, что человек обнаруживает в себе.
Эта концепция придала особую остроту психофизической проблеме, т.е. проблеме соотношения психических и физиологических (нервных) процессов. Для объяснения телесных функций Декарт ввел понятие "рефлекс". Суть рефлекса по Декарту в том, что внешние воздействия благодаря "животным духам" переносятся по нервам и создают напряжение определенных мышц, которое и представляет собой действие организма. Тело Декарт считает машиной, работа которой подчиняется материальным законам и не нуждается в привлечении души.
Декарт попытался таким образом объяснить возникновение ощущений, ассоциаций, страстей, однако, распространить свою рефлекторную схему на всю психическую деятельность он не сумел. Сознание в то время определялось, как способность человека думать, чувствовать, к чему-то стремиться, что-то желать. Основная же задача психологии - подвергать анализу состояния и содержания сознания.
Идеи Р. Декарта получили дальнейшее развитие, в т.ч. в трудах английского философа Джона Локка, которые способствовали становлению метода интроспекции (букв "смотрю внутрь"), долгое время считавшегося единственным методом психологии. Основная его посылка - знания сами по себе не могут возникнуть, врожденных идей нет, все идеи и понятия проистекают из опыта.
Под опытом Дж. Локк понимает все то, чем наполняется душа человека в течение его индивидуальной жизни. Содержание опыта и его структура складываются из элементарных составляющих, обозначенных философом общим термином "идеи". Идеями Локк называл ощущения и образы, восприятия и состояния памяти, общие понятия и аффективно-волевые состояния.
По Локку, человек появляется на свет с душою, подобной чистому листу бумаги, на которой только при жизни внешний мир наносит своими воздействиями узоры. Приобретенные во внешнем опыте чувственные идеи выступают в качестве исходного материала для особой внутренней деятельности души. Это особая деятельность души, названная Локком рефлексией, представляет собой способность души обращать свой взор на собственное состояние.
В XIX веке психология бурно развивается, распространяется в развитых странах, поскольку демонстрирует свою практическую состоятельность в понимании и разрешении социально значимых проблем. Однако понятие "сознание" остается в значительной мере описательным, нечетким, допускающим возможность неоднозначной, субъективной трактовки.
Под влиянием атмосферы, характерной для средневековья (усиление церковного влияния на все стороны жизни общества, включая и науку), утвердилось представление, что душа является божественным, сверхъестественным началом, и потому изучение душевной жизни должно быть подчинено задачам богословия и величайшие таинства души доступны лишь в религиозном (мистическом) опыте.
С XVII века, благодаря работам философа и математика, физика и физиолога
Р. Декарта, (1596-1650) начинается новая эпоха в развитии психологического знания.
Р. Декарт приходит к выводу о полнейшем различии, существующем между душой человека и его телом: тело по своей природе всегда делимо, тогда как дух неделим. В этом дуалистическом учении была явно обозначена психофизическая проблема, о которой шла речь в разделе 1.3.5. Декарт заложил основы детерминистской (причинностной) концепции поведения с ее центральной идеей рефлекса как закономерного двигательного ответа организма на внешнее физическое раздражение.
Попытку вновь соединить тело и душу человека, разделенные учением Декарта, предпринял голландский философ Б. Спиноза (1632-1677). Нет особого духовного начала, оно всегда есть одно из проявлений протяженной субстанции (материи). Душа и тело определяются одними и теми же материальными причинами. Спиноза полагал, что такой подход дает возможность рассматривать явления психики с такой же точностью и объективностью, как рассматриваются линии и поверхности в геометрии.
Немецкий философ Г. Лейбниц (1646-1716), отвергнув установленное Декартом равенство психики и сознания, ввел понятие о бессознательной психике. В душе человека непрерывно идет скрытая работа психических сил – бесчисленных малых перцепций (восприятий). Из них возникают сознательные желания и страсти.
Термин "эмпирическая психология" введен немецким философом XVIII в. X. Вольфом для обозначения направления в психологической науке, основной принцип которого состоит в наблюдении за конкретными психическими явлениями, их классификации и установлении проверяемой на опыте, закономерной связи между ними. Английский философ Дж. Локк (1632-1704) рассматривает душу человека как пассивную, но способную к восприятию среду, сравнивая ее с чистой доской, на которой ничего не написано. Под воздействием чувственных впечатлений душа человека, пробуждаясь, наполняется простыми идеями, начинает мыслить, т.е. образовывать сложные идеи. В основе деятельности ума лежит рефлексия – особое направление внимания на деятельность собственной души. Рефлексия, как подчеркивал Локк, возможна только при зрелом сознании, то есть это осознание наблюдаемых внутренних процессов, до которого «дорастает» не всякий взрослый.
В работах Локка была оформлена интроспективная трактовка сознания (процессы сознания доступны только субъекту и закрыты для внешнего наблюдения и, следовательно, могут быть изучены только им самим) и метод интроспекции оставался ведущим в психологии до конца 19 столетия.
В 18 веке английский врач Д.Гартли и шотландский философ Д.Юм заложили основы ассоциативной теории, исходя из описания ассоциаций Аристотеля и из понятия ассоциации, как связи между психическими явлениями, Дж.Локка. К середине 19 века ассоциативная психология стала господствующим направлением, объясняющим механизмы психических процессов. Теория «потоков сознания» В.Джемса, которая фиксировала динамичность психических явлений, выделяла приспособительную функцию сознания. В.Джемс является основоположником функциональной психологии.
Выделение психологии в самостоятельную науку было связано с созданием специальных научно-исследовательских учреждений – психологических лабораторий и институтов, кафедр в высших учебных заведениях, а также с внедрением эксперимента для изучения психических явлений. Первым вариантом экспериментальной психологии как самостоятельной научной дисциплины явилась физиологическая психология немецкого ученого В. Вундта (1832-1920), создателя первой в мире психологической лаборатории (1879). В.Вундт является также автором теории структурализма или структурной психологии, задачей которой является изучение структуры или элементов сознания. В области сознания, полагал он, действует особая психическая причинность, подлежащая научному объективному исследованию.
“Новая или экспериментальная психология”, сделав своим предметом сознание, исходила их идей Декарта. В одном из своих произведений Р. Декарт рассуждал о том, что для обнаружения истины надо все подвергнуть сомнению. Так, подвергнув все сомнению, мы можем прийти к выводу, что нет ни земли, ни неба, ни бога, ни нашего собственного тела. Останется наше сомнение - верный признак того, что мы мыслим. И вот тогда мы можем утверждать, что существуем, ибо “...мысля, нелепо предполагать несуществующим
то, что мыслит”. “Мыслю, следовательно, существую”, а под мышлением Декарт подразумевал “все то, что происходит в нас”. И поэтому мыслить - значит не только понимать, но и “желать”, “воображать”, “чувствовать”. В этих утверждениях Декарта содержится основной постулат, из которого стала исходить психология конца 19 в.,- первое, что человек обнаруживает в себе, - это его собственное сознание. Существование сознания - главный и безусловный факт, и основная задача психологии состоит в том, чтобы подвергнуть анализу состояния и содержания сознания.
Рис.4. Модель сознания В.Вундта
Кафедра «Психологии»
Контрольная работа по «Истории психологии»
Тема № 3: Психология как наука о сознании.
Дата получения работы секретариатом Дата получения работы кафедрой
Дата сдачи работы секретариатом Дата окончания проверки работы преподавателем
____________________ _____________________
ПЛАН:
Введение …………………………………………………………….....……….3
Глава1. Выделение сознания как критерия психики ……………..……..4
1.1. Психологическое учение Рене Декарта………………………….…….4
1.2. Психология Б. Спинозы……………………………………….….…….7
Глава 2. Оформление эмпирической психологии о философских учениях XVII в ………………………………………………………………...8
2.1. Эпифеноменализм Т. Гоббса…………………………..………………...8
2.2. Основание эмпирической психологии в творчестве Дж. Локка.............9
Глава 3. Становление ассоциативной психологии ……………………....9
Глава 4. Психологические идеи в немецкой классической философии конца XVIII – первой половины XIX в …………………………………..13
Заключение …………………………………………………….………….....13
Список используемой литературы ………………………………………..14
ВВЕДЕНИЕ
Психология (от греческого psyche – душа, logos – учение, наука)– наука о закономерностях развития и функционирования психики как особой формы жизнедеятельности. Взаимодействие живых существ с окружающим миром происходит с помощью психических процессов, актов, состояний. Они качественно отличаются от физиологических процессов (совокупность жизненных процессов, происходящих в организме и его органах) но и неотделим от них. Слово психология впервые появилось в западно-европейских текстах в 16 веке.
Развитие психологии тесно связано с развитием философии, науки о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления. Методологической базой развития психологии являются материалистическое и идеалистическое направления в философии. Понятия «душа» и «психика» одинаковы по своей сути.
К идеалистическому направлению относится понятие «душа». «Душу» рассматривают как явление, порожденное особой высшей сущностью (Богом).
К материалистическому направлению относится понятие «психика». Она рассматривается как продукт деятельности головного мозга.
Основателем психологии как науки считается Аристотель. Им был написан первый курс психологии, который назывался «О душе». Аристотель открыл новую эпоху в понимании души как предмета психологического знания. Душа - по Аристотелю - это не самостоятельная сущность, а форма, способ организации живого тела. Аристотель создал свою школу на окраине Афин и назвал ее Ликеем. «Правильно думают те, - говорил Аристотель своим ученикам, - кому представляется, что душа не может существовать без тела и не является телом». Психологическое учение Аристотеля строилось на обобщении биологических факторов. Вместе с тем, это обобщение привело к преобразованию главных объяснительных принципов психологии: организации развития и причинности. Именно Аристотель властвовал над пытливыми умами в течение полутора тысячелетий.
Психология, как наука, формировалась на протяжении многих веков и до сих пор она не устоялась. В ней нет догматов и констант. С течением времени менялись взгляды на науку о душе. Попробуем проследить становление психологии на протяжении почти трех веков, начиная с эпохи Возрождения.
ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ПСИХОЛОГИИ КАК НАУКИ
С XVII в. начинается новая эпоха в развитии психологического знания. Она характеризуется попытками осмыслить душевный мир человека преимущественно с общефилософских, умозрительных позиций, без необходимой экспериментальной базы.
С именем Рене Декарта (1596 - 1650) связан важнейший этап в развитии психологических знаний. Своим учением о сознании, развиваемым в контексте им же поставленной психофизической проблемы, он ввел критерий для выделения психики из существовавшего до него аристотелевского учения о душе. Психика стала пониматься как внутренний мир человека, открытый самонаблюдению, имеющий особое - духовное - бытие, в противопоставлении телу и всему внешнему материальному миру. Их абсолютная разнородность - главный пункт учения Декарта. Последующие системы были направлены на эмпирическое изучение сознания как объекта исследования (в понимании Декарта) сначала в рамках философии, а с середины XIX в.- в психологии как самостоятельной науке. Декарт ввел понятие рефлекса и этим положил начало естественно-научному анализу поведения животных и части человеческих действий. В системе Декарта ее философские и психологические аспекты представлены в неразрывном единстве. «Страсти души» - последнее произведение, законченное Декартом незадолго до смерти, принято считать собственно психологическим.
Рассуждения о душе и о теле не были исходными в философии и в научных исследованиях Декарта, направленных на природу. В них он стремился к построению истинной системы знания. Проблема метода - центральная в философии Декарта. В трактате «Рассуждение о методе» (1637) Декарт замечает: лучше вообще не искать истины, чем искать ее без метода. Метод содержит правила, соблюдение которых не позволяет принимать за истину то, что ложно, и доходить до истинного познания. Декарт сформулировал четыре правила метода в науках естественных. Что касается сознания, то адекватным ему методом он считал интроспекцию, а в отношении страстей - сочетание интроспекции с естественно-научным методом.
Убедившись, что в философии и в других науках нет каких-либо прочных оснований, Декарт избирает в качестве первого шага на пути к истине сомнение во всем, по поводу чего можно обнаружить малейшее подозрение в недостоверности, замечая, что его следует применять не всегда, а только «тогда, когда мы задаемся целью созерцания истины»1, т.е. в области научного исследования. В жизни мы часто пользуемся лишь правдоподобными - вероятными - знаниями, которых вполне достаточно для решения задач практического характера. Декарт подчеркивает новизну своего подхода: впервые систематическое сомнение используется как методический прием в целях философского и научного исследований.
В первую очередь, Декарт сомневается в достоверности чувственного мира, т. е. «в том, имеются ли среди тех вещей, которые подпадают под наши чувства, или которые мы когда-либо вообразили, вещи, действительно существовавшие на свете»2. О них мы судим по показаниям органов чувств, которые часто обманывают нас, следовательно, «неосмотрительно было бы полагаться на то, что нас обмануло хотя бы один раз»3. Поэтому «я допустил, что нет ни одной вещи, которая была бы такова, какой она нам представляется»4. Так как в сновидениях мы воображаем множество вещей, которые мы чувствуем во сне живо и ясно, но их в действительности нет; так как существуют обманчивые чувства, например, ощущение боли в ампутированных конечностях, «я решился представить себе, что все, что-либо, приходившее мне на ум, не более истинно, чем видения моих снов»5. Можно сомневаться «и во всем остальном, что прежде полагали за самое достоверное, даже в математических доказательствах и их обоснованиях, хотя сами по себе они достаточно ясны,- ведь ошибаются же некоторые люди, рассуждая о таких вещах»6. Но при этом «столь нелепо полагать несуществующим то, что мыслит, в то время, пока оно мыслит, что невзирая на самые крайние предположения, мы не можем не верить, что заключение: я мыслю, следовательно, я существую истинно и что поэтому есть первое и вернейшее из всех заключений, представляющееся тому, кто методически располагает свои мысли»7. Вслед за выводом о существовании познающего субъекта Декарт приступает к определению сущности «Я». Обычный ответ на поставленный вопрос - я есть человек - отвергается им, ибо приводит к постановке новых вопросов. Также отклоняются прежние, восходя к Аристотелю, представления о «Я» как состоящем из тела и души, ибо нет уверенности - нет теоретического доказательства- в обладании ими. Следовательно, они не необходимы для «Я». Если отделить все сомнительное, не остается ничего, кроме самого сомнения.
2 Там же. С. 431.
3 Там же. С. 427.
Но сомнение - акт мышления. Следовательно, от сущности «Я» неотделимо только мышление. Очевидность этого положения не требует доказательства: она проистекает из непосредственности нашего переживания. Ибо даже если согласиться, что все наши представления о вещах ложны и не содержат доказательства их существования, та с гораздо большей очевидностью из них следует, что я сам существую.
Таким образом, Декарт избирает новый способ исследования: отказывается от объективного описания «Я» и обращается к рассмотрению только своих мыслей (сомнений), т. е. субъективных состояний. При этом в отличие от задачи, стоящей перед предыдущим изложением, когда целью было оценить их содержание с точки зрения истинности заключенных в них знаний об объектах, здесь требуется определить сущность «Я».
«Под словом «мышление» (cogitatio) я разумею все, что происходит в нас таким образом, что мы воспринимаем его непосредственно сами собою; и поэтому не только понимать, желать, воображать, но также чувствовать означает здесь то же самое, что мыслить»8 .
Мышление - это чисто духовный, абсолютно бестелесный акт, который Декарт приписывает особой нематериальной мыслящей субстанции. Этот вывод Декарта встретил непонимание уже у современников. Так, Гоббс указывал, что из положения «я мыслю» - можно скорее вывести, что вещь мыслящая есть нечто телесное, чем заключать о существовании нематериальной субстанции. На это Декарт возражал; «… нельзя представить себе, чтобы одна субстанция была субъектом фигуры, другая - субъектом движения и пр., так как все эти акты сходятся между собой в том, что предполагают протяжение. Но есть другие акты - понимать, хотеть, воображать, чувствовать и т. д., которые сходятся между собой в том, что не могут быть без мысли или представления, сознания или знания. Субстанцию, в коей они пребывают, назовем мыслящей вещью, или духом, или иным именем, только бы не смешивать ее с телесной субстанцией, так как умственные акты не имеют никакого сходства с телесными и мысль всецело отличается от протяжения»9 .
Учение Декарта о душе и теле и об их субстанциональном различии породили философскую психофизичёскую проблему: хотя различие между духовным и телесным признавалось и до Декарта, но четкого критерия выделено не было. Единственным средством познания души, по Декарту, является внутреннее сознание. Это познание яснее и достовернее, чем познание тела. Декарт намечает непосредственный путь познания сознания: сознание есть то, как оно выступает в самонаблюдении. Психология Декарта идеалистична.
Дуализм Декарта стал источником кардинальных трудностей, которыми отмечен весь путь развития основанной на нем психологической науки.
1.2. Психология Б. Спинозы
Новое решение проблем, выдвинутых Декартом, дал голландский философ-материалист Б. Спиноза (1632-1677). По оценке Гегеля, он снял дуализм, имеющийся в философии Декарта. Главное сочинение Б. Спинозы - «Этика». Название отражает этическую направленность книги. Основная цель сочинения- помочь человеку выработать линию индивидуального поведения, открыть путь к свободной жизни. Эту задачу Спиноза стремился решить философски обоснованным путем. Книга изложена геометрическим способом, в виде лемм, теорем и др. Все начинается с понятия «субстанция». Здесь же начинается расхождение во взглядах Спинозы и Декарта. В отличие от Декарта Спиноза разработал монистическое учение. Есть одна субстанция. Он определяет ее как то, что существует само в себе и представляется само через себя. Она в самой себе содержит необходимость существования. «Существование субстанции и ее сущность - это одно и тоже».
Спиноза различает сущность и существование. Сущность - это характеристика вещи, то, без чего вещь перестает быть тем же самым. Существование - это есть она или нет. Все отдельные конечные вещи характеризуются расхождением между сущностью и существованием. О каждой отдельной вещи можно сказать, что ее бытие случайно; в своем существовании она всецело детерминирована извне. Субстанция в отличие от конечных вещей содержит в себе существование, т. е. ей свойственно существовать. Из того, что сущностью субстанции является существование, Спиноза заключает о многих ее свойствах. В отличие от отдельных вещей, она ничем не производится, она не сотворена, существует в силу самой себя, а не в силу другого какого-нибудь существа, она вечна, бесконечна, одна, в отличие от множественности конкретных вещей. В ней нет целей, она действует только по необходимости, т. е. в соответствии с объективными закономерностями. Каждое из этих положений доказывается в теоремах. Субстанцию Спиноза называл богом или природой; природа отождествляется с богом в том смысле, что является абсолютно самостоятельной и ничем не обусловленной, не сотворенной и вечной. Природа должна быть объяснена из себя самой. Понятие «субстанция» у Спинозы выступает как выражающее бытие вне нас существующей природы. Для бога в обычном смысле этого слова в системе Спинозы не остается места. Если Декарт объясняет существование материи актом божественного творчества, Спиноза утверждает, что природа не нуждается в первоначальной причине. Это материализм.
Так Спиноза разрешил дуализм Декарта. В отличие от Декарта человеческое мышление он считал естественным свойством, проявлением мышления как атрибута всей субстанции. Протяженность и мышление не воздействуют друг па друга (как у Декарта), а соответствуют друг другу и в этом соответствии неотделимы друг от друга и от субстанции.
Оба атрибута действуют совместно в каждом явлении согласно вечной необходимости, которая есть причинная связь в природе. Поэтому порядок и связь идей таковы же, как порядок и связь вещей.
Психология Спинозы - новый, важный после Декарта, шаг в становлении проблемы сознания как объекта психологического изучения. Вместе они составляют рациональную линию в трактовке сознания.
Настоящим «отцом» эмпирической психологии является Джон Локк (1632- 1704), выдающийся английский философ, педагог, врач по образованию, крупный политический деятель, идеолог революции 1688 г. В 1690 г. вышло основное философское сочинение Дж. Локка «Опыт о человеческом разуме» (4-е изд., 1700 г.). Еще при жизни Локка книга была переведена на французский язык и оказала сильное влияние на развитие французской философии и психологии. В 1693 г. опубликован его педагогический труд «Мысли о воспитании».
Целью Локка было исследование происхождения достоверности и объема человеческого познания. Все начинается с критики теории врожденных идей. Она направлена в основном против средневекового схоластического учения, которое признавало врожденность наиболее общих принципов и понятий, но также и против Декарта. «Я не утверждаю,- писал Декарт,- что дух младенца в утробе матери размышляет о метафизических вопросах, но у него есть идеи о боге, о себе самом и о всех тех истинах, которые известны сами по себе, как они есть у взрослых людей, когда они вовсе не думают об этих истинах».
Всем доводам в защиту врожденности знания Локк противопоставляет положение о возможности доказать его происхождение. Душу человека Локк рассматривает как некоторую пассивную, но способную к восприятию среду, сравнивает ее с чистой доской, на которой ничего не написано, или с пустой комнатой, в которой ничего нет. Эти сравнения касаются только знаний.
Английский врач и священник Давид Гартли (1705- 1757) также воспринял идеи Локка об опытном происхождении душевной жизни, развил его представление об ассоциациях и дал первую законченную систему ассоциативной психологии. При ее построении он опирался также на И. Ньютона, некоторые физические представления которого были использованы им для обоснования гипотезы о физиологических механизмах душевных процессов.
В главном труде - «О человеке, его строении, его обязанностях и его упованиях» (1749) - Гартли развивает учение о психике как естественном начале. Все духовные способности (восприятие и др.) объясняются через обращение к органической структуре мозга. Существуют три основных простейших элемента душевной жизни: сенсации (ощущения), идеации (идеи ощущений, т. е. повторение ощущений без предметов), аффекции (простейший аффективный тон - удовольствие, неудовольствие). Из этих трех основных элементов строится душевная жизнь с помощью механизма ассоциации. В основе элементов и психологического механизма ассоциаций лежат вибрации, т. е. материальные физиологические процессы, возникающие в веществе нервов и мозга под влиянием внешних воздействий. Вибрации различны и отличаются по степени, роду, месту и направлению. Различиям в вибрациях соответствуют все разнообразие наших первоначальных простых идей и ощущений, представлений и чувствований. Из них с помощью механизма ассоциации образуются все психические явления. «Если две различные вибрации происходят в мозгу в одно и то же время, то вследствие того, что возбуждение из участков распространяется во все стороны, они оказывают воздействие друг на друга, между двумя центрами прокладывается более прочная связь. Тогда в последующем, если по какой-нибудь причине будет вызвана одна из вибраций, вызывается другая вибрация. Это соответствует процессу вызывания одной идеи при помощи другой».
Таким образом, ассоциации являются пассивным отражением нервных связей в мозгу. Сочетаются собственно не ощущения или идеи, а состояния мозга, которые сопровождаются ими - вибрации. «Вибрации должны заключать в себе ассоциацию как свое следствие, а ассоциация должна указывать на вибрации как на свою причину»4. Поскольку нервные связи могут быть или одновременными, или последовательными, постольку, по Гартли, и ассоциации бывают только одновременными и последовательными: они есть чисто механические образования. На основе ассоциаций образуются все сложные представления, явления памяти, понятия, суждения, произвольные движения, аффекты (страсти), воображение. При восприятии мы получаем ряд ощущений, которые соединены в силу того, что они объединены в самом предмете. Память - это воспроизведение ощущений по ассоциации в том порядке и отношении, в каких они были получены. «Мы не обладаем способностью по желанию вызывать какую-либо идею, но можем вспомнить о ней, поскольку есть связь при помощи прежних ассоциаций с теми идеями, которые сейчас находятся в духе. Вид человека наводит на идею его имени»5. Если воспроизведение идей происходит без соблюдения порядка прежних реальных впечатлений, тогда мы имеем дело с воображением. Весь порядок воспроизведения идей происходит объективно без участия субъекта.
Частные вопросы, связанные с памятью (ухудшение памяти у стариков, забывание душевнобольными после выздоровления событий, происходивших в период заболевания, трудность что-либо вспомнить в состоянии усталости и т. п.), Гартли объяснял грубо материалистически из состояний мозга. Главы о мышлении у Гартли нет: рассматривается понимание слов и предложений. Слово сводится к набору звуков, значение - это какая-то постоянная часть чувственных образов. Например, значение слова «белизна» образуется в результате выделения постоянного чувственного комплекса многих вещей (молоко, бумага, белье и т. п.). Понимание слова - это образование ассоциации между словом и значением, устанавливается в детстве, а также в процессе обучения наукам. Суждение складывается из понятий.
В системе Гартли нет мышления как процесса. Рассматриваются истины в науках, которые пассивно отражаются сознанием на основе механизма ассоциации. Новые мысли - это только новые комбинации старых простых идей или разложение сложных. «Когда мы достигаем сознания общих истин, это значит, что эта истина по ассоциации переносится на все частные идеи, которые охватываются этой идеей. Опыт показывает нам, что, когда мы строим такие заключения, мы не обманываемся»6 .
Современники сравнивали Гартли с Ньютоном: как Ньютон установил законы объяснения материального мира, так Гартли установил законы для ума. Духовный мир Гартли представлял механистически, по аналогии с физическим. В системе Гартли психика выступает процессом, параллельным процессам мозга, что не позволяет раскрыть ее собственные свойства. В ней нет субъекта, нет личности.
Ассоциативная психология - психологические направления, в которых единицей анализапсихики признана ассоциация. Ассоцианизм в своем развитии прошел ряд этапов.
1. Выделение ассоциации как объяснительного принципа для отдельных психических явлений, прежде всего процессов припоминания.
2. 2-й Этап классического ассоцианизма, когда были созданы целостные концепции психики, которая понималась как система механических связей (ассоциаций) между психическими элементами, в качестве которых рассматривались ощущения и представления.
3. 3-й Этап экспериментального и практического ассоцианизма, который характеризуется попыткой ввести в основную концепцию фактор активности субъекта.
Теория Гартли имела большое общественное значение. Он показал, что для того, чтобы сделать человека тем, что он есть, не требуется ничего, кроме ощущающего начала и влияния тех обстоятельств, в которых действительно находится человек. Демократизм Гартли не был его политической позицией, он являлся результатом его научных взглядов.
Важная роль в истории ассоцианизма принадлежит философу, историку и естествоиспытателю Джозефу Пристли (1733- 1804).
Пристли популяризировал теорию Гартли, а также боролся с его противниками и вульгаризаторами, главным образом с шотландской идеалистической школой здравого смысла.
Глава 4. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ИДЕИ В НЕМЕЦКОЙ КЛАССИЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ КОНЦА XVIII - ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XIX в.
Эмпирическая философия и психология, возникшие в Англии, проникли в Германию не сразу. Только во второй половине XVIII в. появились переводы локковских «Опытов», трудов Юма, в 1770-х гг.- Гартли и затем французов - Бонне, Гельвеция, Кондильяка. До этого здесь господствовали Декарт, Лейбниц и его последователь Христиан Вольф (1679-1754). Вольф «систематизировал и популяризировал Лейбница и установил в Германии психологию, под влиянием которой развивался Кант и которую он, т. е. Кант, потом отверг»1. Система X. Вольфа была компромиссом между эмпирическими и рационалистическими идеями в психологии. Этот компромисс выразился уже в разделении X. Вольфом психологии на две науки: эмпирическую («Эмпирическая психология», 1732) и рациональную («Рациональная психология», 1734). В эмпирической психологии Вольфа проявилась тенденция XVIII столетия к изучению фактов о жизни души вместо утомительных схоластических споров о существе души. Однако эмпирия Вольфа была очень скудна. Вольф смутно указал на возможность измерения в психологии. Величину удовольствия можно измерять осознаваемым нами совершенством, а величину внимания - продолжительностью аргументации, которую мы в состоянии проследить.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Так развивалась психология на протяжении более чем двух веков, рука об руку с другими научными знаниями. И сейчас, нельзя сказать, что психология окончательно сформировалась: с течением времени психологические знания ревизуются и нельзя объективно сказать, что в этой науке есть константы.
Невозможно в ограниченном объеме реферата хоть сколько-нибудь подробно описать развитие психологии на протяжении почти трех веков, единственный вывод, который можно сделать выглядел бы как утверждение приблизительно такого вида: «В психологии все точки над i не расставлены и вряд ли когда-либо будут»…
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Сорокин Б. Ф. Философия и психология творчества. М.,1999;
2. Спенсер Г., Циген Т. Ассоциативная психология. М., 1998;
3. Вунд В. Введение в психологию. М.,2000;
4. Большая советская энциклопедия. М.,1990;
5. Радугин А.А. Психология и педагогика: Учебное пособие для Вузов. М: Библионика, 2006;
8. Кант И. Антропология с прагматической точки зрения. СПб., 1999.
9. Лейбниц Г.Т. Новые опыты о человеческом разумении. Соч.: В 4 т. Т.2. М., 1983.
10.Локк Дж. Опыт о человеческом разумении. Соч.: В 3 т. Т.1. М., 1985. Книга вторая. Книга третья.
11. Психологическая мысль в России: век Просвещения / Под ред. В.А.Кольцовой. СПб.,2001.
12. Спиноза Б. Этика. М., 1932.
Сознание – наиболее загадочный феномен Вселенной. Почему у нас есть сознание? Ответ на этот вопрос пока никому не известен. Есть цепь объяснений, в которой физика объясняет химию, химия объясняет биологию, биология частично объясняет психологию. Но не похоже, чтобы сознание вписывалось в эту картину. Сознание – своего рода аномалия, которую нужно включить в наше видение мира, но мы не знаем как. Я предлагаю присмотреться к паре идей, которые кажутся безумными, но в перспективе могут оказаться полезными.
Первая безумная идея: сознание фундаментально. Физики принимают некоторые аспекты Вселенной за фундаментальные кирпичики: пространство, время, массу. Они выводят фундаментальные законы, управляющие ими, вроде закона всемирного тяготения или квантовой механики. Эти свойства и законы больше никак не объяснены. На них строится модель всего мира. Думаю, что, если сознание нельзя объяснить через существующие элементы – пространства, времени, массы, заряда, – тогда нужно включить и его в этот список. Естественным будет установить самосознание как основополагающий элемент природы. Следующий шаг – изучить фундаментальные законы, управляющие сознанием, законы, соединяющие сознание с остальными основными принципами. Иногда физики говорят, что основные законы должны быть настолько просты, чтобы их можно было написать на футболке. Думаю, то же и с сознанием: мы хотим сформулировать его основные законы настолько просто, чтобы их можно было написать на футболке.
Вторая безумная идея: сознание универсально. Любая система в какой-то степени обладает сознанием. Такое видение иногда называют панпсихизмом: «пан-» значит «все», «психо» – «разум». Все системы обладают сознанием: не только люди, собаки, мыши, мухи, но даже микробы и элементарные частицы. Даже у фотона есть сознание, в какой-то степени. Идея не в том, что у фотонов есть интеллект или мышление. Не то чтобы фотон терзался тревогой, думая: «Ах, я то и дело гоняю туда-сюда на скорости света. Никогда мне не замедлиться, не вдохнуть аромат роз». Нет, вовсе не так. Но, возможно, у фотонов есть некий элемент примитивного субъективного ощущения, некий примитивный предшественник сознания.
Возможно, самый простой и действенный способ определить фундаментальные законы, соединяющие сознание с физическими процессами, – это связать сознание с информацией. Где бы ни происходил процесс обработки информации, там есть и сознание. Комплексная обработка информации, как у людей, – комплексное сознание. Простая обработка информации – простое сознание.
Подумайте о том, как панпсихический взгляд может изменить наше отношение к природе, наши этические представления. Я раньше думал, что не следует есть ничего из того, что обладает сознанием. Значит, мне нужно стать вегетарианцем. Но если ты разделяешь идеи панпсихизма, тебе придется вечно ходить голодным. С точки зрения панпсихизма для наших этических и моральных соображений имеет значение не столько сам факт сознания, сколько его уровень и сложность.
Сразу возникает вопрос о сознании в других системах, например компьютерах. Как насчет Саманты из фильма «Она» – компьютерной системы с искусственным интеллектом (1)? Есть ли у нее сознание? Если смотреть с точки зрения информационной, панпсихической, в ней определенно происходят сложная обработка информации и интеграция. Так что ответ – скорее, да, у нее есть сознание. Если это так, то возникают весьма серьезные этические проблемы. Например, этичны ли отключение и утилизация компьютерных систем с интеллектом?
Панпсихическое видение – радикальное, и я не уверен, что верное. И такое видение поднимает множество вопросов. Например, как эти маленькие части сознания складываются вместе в то комплексное сознание, которое мы знаем. Если мы сможем ответить на эти вопросы, тогда, я думаю, мы продвинемся на пути к серьезной теории сознания. Если же нет, тогда это будет самая трудная проблема в науке и философии. Но я уверен, что мы разрешим ее в конечном итоге. Нам просто нужна верная безумная идея.
(1) Режиссер Спайк Джонс, 2013.
Дэвид Чалмерс (David Chalmers), австралийский философ, автор книги «Сознающий ум» (Либроком, 2013).
- Отражение, его сущность и формы проявления
- Сознание – социальное явление, высшая форма отражения мира
- Сознание и материя. Понятия «идеальное» и «сознательность»
Список использованных источников (литературы)
- Горбачев В.Г. Основы философии: Курс лекций. – М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 1998. – 352 с.
- Дубровский Д.И. Проблема идеального. – М.: Мысль,1983.
- Кликс Ф. Пробуждающееся мышление. У истоков человеческого интеллекта. – М.: Прогресс, 1983.
- Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения: В. 2-х т. – М.: Педагогика, 1983.
- Мамардашвили М.К. Сознание как философская проблема // Вопросы философии. – 1990. – №10.
- Фрейд З. Психология бессознательного: Сб.произведений // Сост., науч., авт.вступ.ст. М.Г.Ярошевский. – М.: Просвещение, 1989.
- Отражение, его сущность и формы проявления
Русский философ И.А.Ильин подчеркивает, что важнейшим предназначением философии является исследование духа и духовности. В противном случае она стонет, по его словам, «мертвым ненужным» грузом в культуре общества. Н.А.Бердяев также считал, что философия есть не что иное, как наука о духе.
Понятие сознания является одним из самых древних и важнейших в философии. С его помощью раскрывается способность человека отражать в своей голове как окружающий мир, так и самого себя в нем. Сознание есть исходное философское понятие для обозначения и исследования всех форм и проявлений духовного , имеющих место в деятельности человека. В силу своей сложности и многогранности оно является объектом изучения для целого комплекса наук – философии и психологии, педагогики, физиологии, социологии. Сознание – это специфический (невидимый, неосязаемый, невесомый) и сверхсложный объект научного исследования.
С точки зрения философского идеализма («линия Платона»), сознание (дух) есть некая изначальная данность, присутствующая в мире и являющаяся субстанцией (основой) всех вещей и процессов. Дух первичен, - так утверждает философский идеализм. Напротив, философский материализм («линия Демокрита») и естественные науки исходят из тезиса о том, что сознание не есть дар Бога или каких-нибудь иных сверхъестественных сил. Оно явилось совершенно закономерным следствием эволюции, постоянного усложнения материального мира, совершенствования живой природы. Сознание вторично, - так утверждают сторонники «линии Демокрита».
Впрочем, в истории философии имелись и несколько иные точки зрения. Так, ряд мыслителей высказывал мысль о том, что якобы вся материя обладает способностью ощущать и мыслить, т.е. одушевлена. Такие учения называют гилозоизмом (первые греческие материалисты, Д.Бруно, Ф.И.Тютчев и др.). Некоторые мыслители полагали, что способность человека мыслить якобы заложена в нем изначально, от рождения. Такую точку зрения развивал, в частности, Р.Декарт в своем учении о «врожденных идеях».
Обобщая данные естественных наук своего времени, В.И.Ленин высказал в 1908 г. мысль о том, что «в фундаменте самого здания материи можно… предполагать существование способности, сходной с ощущением», и поэтому «логично предположить, что вся материя обладает свойством, по существу родственным с ощущением, свойством отражения». Так где же та предпосылка, на основе которой возникло и развилось сознание, это сложнейшее явление мира?
Для решения вопроса о сущности сознания естественнонаучная философия и ввела в оборот понятие отражения. Оно позволяет объяснить, как материя неощущающая и неодушевленная (бездуховная) стала со временем материей ощущающей и одушевленной (одухотворенной). Понятие отражения есть ключ к решению проблемы происхождения сознания и раскрытия его сущности и содержания, форм проявления и функций. Наука считает, что отражение - это универсальное (всеобщее) свойство материи и состоит оно в следующем.
Отражение - это свойство материальных предметов, заключающееся в их способности воспроизводить (копировать) в процессе взаимодействия внешние особенности и внутреннее строение других предметов, сохранять в себе эти отпечатки (копии). Отражение есть воспроизведение в себе других предметов. Оно проявляется только в ходе взаимодействия (взаимного воздействия друг на друга) предметов. По мере эволюции материального мира возник целый спектр форм отражения, которые различаются по своему носителю, степени сложности и специфическим особенностям.
Отражение имеет место в неживой природе. Здесь оно носит пассивный характер и проявляется в виде изменений механических, физических, химический свойств и состояний предметов в результате их взаимодействия. Напротив, отражение в живой природе обретает активный характер. Это позволяет организмам не только получать сведения о внешнем мире, но и приспосабливаться к его воздействиям и даже изменять среду своего обитания. Расположим формы отражения в порядке их усложнения и дадим им характеристику.
Элементарное (механическое, физическое и химическое) отражение имеет место в неорганическом мире. Это, например, следы животных на снегу, нагревание электропроводника и его свечение, изменение цвета листьев в связи с наступлением осени.
Раздражимость возникла вместе с появлением жизни в ее простых формах на уровне растений и одноклеточных животных. Известно, например, что головка подсолнуха всегда ориентируется на Солнце, цветы складывают свои лепестки с наступлением темноты и т.д. Некоторые морские водоросли реагируют на внешние воздействия защитными реакциями в виде электрического разряда. В названных случаях уже имеет место простейшая активность, внутреннее возбуждение как реакция на внешний раздражитель. На основе этих предпосылок развилась чувствительность как способность ощущать внешний мир. Можно сказать, что раздражимость есть подход и переход к психике как качественно иной форме отражения мира.
Психическое отражение (психика) возникло вместе с появлением центральной нервной системы и мозга как ее отдела, с помощью которых и осуществляется это отражение. Здесь особую роль начинает играть ощущение, которое позволяет фиксировать отдельные стороны и свойства предметов, жизненно важные для существования животных - цвет, температура, форма, запах и др. Ощущения формируются с помощью специальных органов чувств - зрения, слуха, осязания, обоняния и вкуса. На основе ощущений у высших животных возникают и более сложные формы психического отражения – восприятие и представление. С их помощью психика способна сформировать целостный образ предмета и сохранять этот образ в памяти долгое время.
В рамках психического отражения появляется и так называемое «опережающее» отражение, т.е. способность предвосхитить, предугадать будущее на основе отражения настоящего, логики и тенденций его развития. Так, животные умеют предчувствовать грядущие события - наступление холода, приближение землетрясения и др. У человека это проявляется в форме гаданий и прогнозов, фантазий, «вещих» (пророческих) снов и т.п. Опережающее отражение дает возможность осуществлять целеполагание, вырабатывать программы свой деятельности и видеть то, что еще как бы закрыто временем.
Психика животных есть их, говоря словами И.П.Павлова, «первая сигнальная система». Она является основой так называемого «элементарного мышления». Разумеется, слово «элементарный» отнюдь не означает в данном случае нечто простое. Напротив, у некоторых высших животных (например, у дельфинов) имеется большой мозг, свой язык и весьма «продуманные» реакции на конкретные ситуации. Ф.Энгельс отмечал, что животным, как и людям, присущи все формы рассудочной деятельности - индукция, дедукция и другое. Это мышление («низший разум») и есть генетическая (слово «генезис» означает «происхождение») предпосылка возникновения сознания человека. Ведь уже у высших животных формируются идеальные образы мира и тем самым внешний мир как бы раздваивается на мир вещей и мир «духа». Однако по-настоящему это становится возможным лишь у человека как «мыслящей вещи» (Р.Декарт), который ведет активный образ жизни и относится к миру предметно-практически.
Значение отражения состоит прежде всего в том, что оно есть способ, механизм для передачи сведений и информации, а также энергии от одних предметов к другим. Тем самым отражение на уровне живого мира является важной предпосылкой для приспособления к изменяющейся внешней среде с помощью получаемых извне сведений и информации. Эта информация является одним из условий возможности выхода из-под власти мира и обретения свободы действий в нем.
- Сознание – социальное явление, высшая форма отражения мира
В древней философии под сознанием понимался некий внутренний мир человека («душа»), играющий особую роль в его жизни. Считалось, что тело смертно, а душа бессмертна. Демокрит рассматривал душу как сочетание особых, чувственных атомов. Платон впервые разделил все сущее на два мира - мир вещей («неподлинный» мир) и мир идей («подлинный» мир). По мнению Платона, идеи являются источником («демиургом») всех вещей и их разнообразия.
В средние века сознание и разум рассматривались как важнейшие атрибуты (свойства) Бога. А поскольку человек якобы сотворен Богом как подобие его, то и сознание человека есть дар и искра Божья, пылинка вечного божественного пламени. Считалось, что душа несравненно выше тела, она олицетворяет собой высокое и совершенное, идущее от Бога. А.Августин подчеркивал, что сияние духа ярче луны, звезд и даже самого Солнца.
В эпоху Возрождения в философии господствовал пантеизм, и сознание трактовалось как свойство всей природы (Д.Бруно, Н.Кузанский и др.). Считалось, что природе тоже присуща душа и присущи все иные проявления высокого божественного начала.
В Новое время возник дуализм, с точки зрения которого мир Природы и мир Духа есть две совершенно равноправные и самостоятельно существующие субстанции (основы) мира - вещественные и духовные.
Французский материализм XVIII в. исходил из тезиса о том, что сознание - это особая функция человеческого мозга, с помощью которой человек отражает внешний мир. Мозг есть носитель этой функции, и с его гибелью погибает и сама душа. «Утверждать, что душа будет ощущать, мыслить, страдать после смерти тела - все равно, что утверждать, что разбитые на тысячу кусков часы смогут продолжать звонить и отмечать время», - так рассуждал об этом П.Гольбах.
В философии Г.Гегеля сознание предстало как некое vj вечное первоначало («абсолютная идея»), которое лежит в основе всего сущего и. творит мир из самого себя. Гегель применил принципы историзма и деятельности при исследовании сознания. Оно рассматривалось им как продукт активной деятельности человека в рамках конкретной исторической эпохи и ее культуры.
Во второй половине XIX в. на волне всплеска естественных наук получил распространение так называемый вульгарный (грубый, упрощенный) материализм (Л.Бюхнер, К.Фогт и др.). В нем сознание отождествлялось с физиологическими процессами, протекающими в мозгу человека. Оно есть якобы движение «мозгового вещества» как особого рожа жидкости, качество которой зависит от состава пищи. Соответственно, был выдвинут тезис: «Человек есть то, что он ест».
В отечественной философии и естествознании наибольший вклад в теорию сознания и психики внесли И.М.Сеченов, В.М.Бехтерев, И.П.Павлов. Они исследовали физиологические основы психической деятельности человека. Позднее в этом направлении активно работали С.Л.Рубинштейн, А.Н.Леонтьев, Л.С.Выготский и Другие ученые. Сознание рассматривалось ими как социальный феномен, активное отражение общественных отношений в ходе деятельности человека.
С точки зрения современной науки, сознание есть высшая форма (способ) отражения внешнего мира, присущая только человеку.
Можно также говорить, что сознание - это свойство функционирующего мозга, заключающееся в эмоционально-волевом и чувственно-рациональном отражении объективной действительности. Оно выступает как бесконечный поток образов внешнего мира, существующих во внутреннем духовном мире человека и являющихся необходимым условием его практической деятельности.
Сознание является субъективным образом объективного мира. Оно всегда предполагает и определенное отношение человека к окружающему миру и к другим людям. Сознание - это всегда и самосознание, т.е. выделение человеком себя из остального мира, осмысление смысла своей жизни, постановка целей собственной деятельности. Ядром же сознания является знание, включающее в себя разнообразные научные и ненаучные сведения о внешнем мире.
Изложенное нами выше можно представить в виде Формулы сознания. Сознание = знание о мире + самосознание + отношение человека к миру. Сознание - это человеческий способ отражения мира, основанный на целенаправленном и систематическом получении и применении разнообразных знаний о мире. Какими же характеристиками оно обладает? Отвечая на этот вопрос, мы выделим следующее.
Как утверждает наука и естественнонаучная философия, сознание вторично. Это означает, во-первых, что оно есть результат длительной эволюции природы и совершенствования форм отражения. Во-вторых, содержание сознания (чувства и мысли, образа и идеи и пр.) обусловлено воздействием внешнего мира, «взяты» у него в ходе активной практики человека. В этом смысле сознание, будучи миром чувств и идей, как бы не имеет собственной истории, поскольку «вплетено» в поток исторического времени. Оно всегда конкретно-исторично, т.е. напрямую зависит от характера и содержания эпохи. Говоря об этом, можно для примера сравнить сознание первобытного дикаря и сознание современного человека. Вторичность сознания порождает многообразие его типов в различные эпохи истории человечества. В философии это проявляется в наличии многих типов мировоззрения (космоцентризм, пантеизм и др.) как способов теоретического мышления и картин (образов) мира и человека в нем.
Сознание социально, т.е. формируется и проявляет себя только в совместной деятельности людей. По словам К.Маркса сознание «с самого начала есть общественный продукт и остается им, пока вообще существуют люди». История с известным литературным персонажем Робинзоном Крузо подтверждает правоту этого тезиса. Чтобы сохранить свой человеческий (в социальном и духовном смысле) облик, Робинзону понадобился Пятница как соратник в его жизни. Факт социальной природы сознания подтвердили и знаменитые опыты со слепоглухонемыми детьми, которые проводились в 70-х годах в Московском университете под руководством советских ученых А.И.Мещерякова, С.И.Соколянского, Э.В.Ильенкова и других исследователей.
Сознание субъективно, т.е. его характеристики во многом определяются индивидуальными качествами человека как субъекта духовной жизни (возраст, пол, социальный статус, имущественное положение и др.). Все это активно влияет на стиль мышления, особенности восприятия мира (например, - тины темперамента), на соотношение эмоционального и рационального в возникающих образах. Сознание – это та реальность, которая существует только в нас, только вместе с нами, а не независимо от нас. Оно всегда является обобщением собственного опыта индивида, его радостей и страданий. Ф.М.Достоевский высказал в связи с этим очень глубокую мысль о том, что страдание есть единственная причина сознания и духовности человека. Страдание, как правило, проходит, но выстраданное в жизни остается с человеком навсегда и присутствует в его духовном опыте.
Сознание имеет предметно-практическую природу. Известно ведь, что человеческую мысль невозможно увидеть ни в один микроскоп, пусть даже и самый совершенный. По словам Ф.Энгельса, в ней нет «ни грана вещества». Однако сознание все же постоянно проявляет себя в актах и продуктах деятельности человека. Оно обнаруживает себя в процессе опредмечивания, т.е. превращения субъективной реальности в реальность объективную, материальную. Опредмечивание - это воплощение человеком своего «Я» путем создания нового, предметного мира в ходе практики в различных ее формах. В этом «небывшем» мире сознание и угасает, переходя в иную - вещественную форму. Так протекает создание человеком другого мира - мира культуры. Напротив, распредмечивание есть извлечение человеком того опыта, который как бы «спрятан» в предметах (например, в книгах), запечатлен в них.
Что касается происхождения сознания, то наукой убедительно доказан факт его зарождения по мере становления социальной формы движения материи. Появление сознания было подготовлено эволюцией форм жизни на Земле. Но, по-видимому, нельзя не учитывать и факторы космического характера. Такая мысль проводится, в частности, в работе Тейяра де Шардена «Феномен человека». В ней философ высказывал мысль о том, как в рамках так называемой «космической магистрали» возникли элементы сознания, сформировались жизнь и психика, появился некий Дух Земли и т.д. В этом смысле материя и есть, по Тейяру, «мать духа», а сам дух -«высшее состояние материи».
Попытка объяснить возникновение сознания естественными причинами имело место еще у Демокрита. Он полагал, что это происходило под воздействием прежде всего коллективного образа жизни людей, использования орудий труда и огня. Сознание формировалось под воздействием социальной нужды, т.е. потребности людей в выживании и дальнейшем совершенствовании общества.
Французские материалисты XVIII в. делали упор на понимании сознания как итоге эволюции природы. По их мнению, человек - это как бы совершеннейшие часы, а мозг является их важнейшим механизмом. Но мозг отшлифован не только природой, но и социальным опытом людей, их общественным воспитанием. Благодаря языку и накоплению знаний человек стал способен к общественной жизни и превратился в самое совершенное живое существо.
Одним из первых, кто попытался объяснить сам процесс формирования сознания, был Г.Гегель. По его мнению, оно возникает в ходе деятельности людей путем присвоения ими «абсолютной идеи» как некоего всеобщего Духа. Этот тезис немецкий философ раскрывал на примере взаимоотношений между рабом и его господином. Раб делает вещи, а господин лишь потребляет их. В итоге раб образуется и обретает власть над вещами и даже… над господином. Ведь потребительский образ жизни господина ведет к его духовной деградации. В результате господин теряет свои человеческие качества, а раб приобретает их, в том числе и развивая свой духовный мир.
Ф.Энгельс в своей работе «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека» развил так называемую трудовую теорию антропогенеза и происхождения сознания. В качестве важнейших он выделил следующие моменты этого процесса.
Прежде всего в ходе естественной эволюции человека сформировались биологические предпосылки сознания. К числу таковых Энгельс отнес прежде всего прямохождение, высвобождение руки для манипуляций предметами, достаточный объем мозга, наличие наглядно-образного («элементарного») мышления.
Под воздействием нужды человек научился трудиться, т.е. изготавливать орудия труда и целенаправленно применять их для изменения природы. В ходе труда человек стал получать сведения и знания о внешнем мире. По убеждению Энгельса, разум человека развивался по мере того, как человек «научался» трудиться. Более того, все органы чувств и вся психология человека обязаны труду как своему «отцу». По сути дела, труд и создал человека.
По мере эволюции и совместной деятельности первых людей стала возникать речь (вначале – в виде языка мимики и жестов) как процесс общения людей. Сформировался язык как сложная совокупность знаков, «вторая сигнальная система» (И.П.Павлов), носитель и хранитель информации о внешнем мире. Язык - это способ выражения человеческой мысли и ее сохранения, или, по словам Г.Гегеля, «тело мышления». Язык так же древен, как и само сознание.
В своем произведении Ф.Энгельс сделал вывод о том, что коллективный труд и членораздельная речь явились основными факторами и движущими силами возникновения и становления человеческого сознания. Им была отмечена также и существенная роль других факторов - приручения огня, употребления мясной пищи, простейших нравственных норм в поведении людей.
Что касается религии, то в ней вопрос о происхождении сознания решается в контексте общего объяснения процесса возникновения мира и человека в нем.
Социальная природа сознания, о которой нами было сказано выше, проявляет себя прежде всего в его функциях. К числу таковых следует отнести прежде всего познавательную функцию. С ее помощью происходит формирование человеком идеальных образов окружающего мира, создается картина этого мира. По сути дела, это есть основная функция сознания. Наиболее развита она у современного человека.
Целеполагающая функция предполагает выработку человеком целей собственной деятельности и идеалов, прогнозирование будущего, создание его образов и картин (в том числе иногда и иллюзорных, утопических). Цель же, как и закон, определяет действия и поступки людей, позволяет планировать их.
Регулятивная функция означает, что сознание и его «продукты» (чувства, идеи, идеалы и др.) активно влияют на отношения между людьми и социальными группами. Тем самым сознание как бы вторгается в общественную жизнь и присутствует в ней. Идеи становятся, по выражению К.Маркса, «материальной силой», если они овладеют массами людей и отражают их интересы.
Сознание есть также способ трансляции (передачи) социального опыта входе совместной деятельности. Это происходит в форме знаний и способов мышления, приемов и правил деятельности людей.
Социальная природа сознания проявляется также и в том, что его субъектом является человек, действующий не в одиночку, а коллективно как общественное существо. Человек обретает свое сознание лишь по мере включения в мир культуры, который является воплощением и хранителем совокупного опыта человечества.
Непосредственным носителем сознания является отдельный человек (индивид). Мышление всегда существует только как индивидуальное мышление многих миллиардов прошедших, настоящих и будущих людей. Духовный мир индивида обычно неповторим, а часто и вовсе не поддается разгадке. «Человеческий череп», - писал К.Маркс, есть «неприступная крепость». В связи с этим нельзя не сказать об особой роли воспитания и его сложности, поскольку к каждому воспитуемому необходимо применять индивидуальный подход, учитывать его жизненный опыт, состояние души и другие обстоятельства.
Однако сознание отдельных людей благодаря языку все же становится достоянием всего общества. В результате формируется общественное сознание как некий коллективный Разум в различных его формах - религия, мораль, искусство и др. Общественное сознание имеет очень сложную структуру и формы проявления и является весьма активным фактором исторического процесса.
Раскрывая особенности сознания как человеческого способа отражения, мы выделим следующее.
Сознание человека предполагает наличие понятийного мышления. Оно есть опосредованное и обобщенное отражение мира, дающее человеку знание о существенных сторонах и свойствах предметов этого мира. Мышление - это оперирование понятиями. Под понятием понимается мысль, которая отражает общие и главные (существенные) признаки предметов и явлений мира с помощью слов, например, – «стол», «дерево», «чело век» и т.д. У человека процесс мышления является относительно самостоятельным видом деятельности и даже профессией (ученые, писатели и др.). Разум человека есть, по словам Э.Фромма, «способность проникать сквозь данную нам в ощущениях поверхность явлений и постигать за ней суть». Именно благодаря разуму человек видит, конечно же, дальше самого зоркого орла. Видит, потому что может размышлять даже о невидимых мирах и процессах. Он видит, потому что открывает то, что скрыто от наблюдения и не лежит на поверхности - внутренние процессы, законы и закономерности вещей и т.д. Человек видит очень далеко еще и потому что ему помогают в этом совершенные технические устройства, например, - электронный микроскоп, телескоп и другие приборы.
Процесс отражения у человека всегда носит, как отмечалось нами выше, целеполагающий характер. Это выражается в способности создавать цели как идеальные образы объектов своей практической деятельности. Благодаря наличию сознания человек достигает своих целей «сознательно», т.е. с помощью знания о предметах и явлениях. В своей голове человек может иметь не только образ настоящего, но и картину будущего, что в какой-то мере помогает ему уберечься от действий вслепую, методом «проб и ошибок». К.Маркс писал об этом следующее: «Паук совершает операции, напоминающие операции ткача, и пчела постройкой своих восковых ячеек посрамляет некоторых людей архитекторов. Но и самый плохой архитектор от наилучшей пчелы с самого начала отличается тем, что, прежде чем строить ячейку из воска, он уже построил ее в своей голове. В конце процесса труда получается результат, который уже в начале этого процесса имелся в представлении человека, т.е. идеально».
У человека меняется, в отличие от животных, сам характер отражения. Очевидно, что психика животных ориентирована на обеспечение приспособительной деятельности по отношению к внешней среде. Напротив, сознание человека нацелено преимущественно на обслуживание преобразовательной деятельности. Характер же деятельности и определяет характер отражения. Поэтому принято считать, что сознание человека носит активный и творческий характер. Оно непосредственно участвует в процессах преобразования мира человеком. В этом смысле, говоря словами В.И.Ленина, «сознание человека не только отражает объективный мир, но и творит его».
Названное нами свойство активности и творчества означает и то, что с помощью сознания человек создает не только мир искусственных вещей. Он создает еще мир идей и образов, в том числе и таких, которым реально ничто не соответствует, например, идея и образ сфинкса. Сознание, будучи активным и творческим (творящим), может иногда как бы «отлетать» от реальной действительности. В результате оно порождает фантастические, иллюзорные образы, например, образ кентавра, заблуждения и массовые иллюзии типа коммунистической идеи и др. Все это есть как бы коллективные галлюцинации, искажения отражательного процесса. Разумеется, все они имеют естественные и разнообразные причины.
Специфичность сознания как особого «мира Духа» вовсе не означает его абсолютную (полную) противоположность материи как мира вещей. Такое противопоставление возможно лишь мысленно, в рамках важного философского вопроса о соотношении сознания и материи. В самой же действительности и в ходе деятельности человека такое противопоставление вряд ли оправдано. Сознание и материя постоянно переходят друг в друга (например, при создании произведений искусства), резкие границы между ними отсутствуют. Эти границы условны и текучи, не так четко выражены, как это подчеркивалось в некоторых философских учениях (Платон, Г.Гегель и др.).
- Сознание и материя. Понятия «идеальное» и «сознательность»
Раскрывая соотношение сознания и бытия, следует сказать о роли мозга в отражении внешнего мира. Появление мозга было одной из важнейших предпосылок возникновения сознания. Человеческий мозг представляет собой весьма сложную структуру, которая управляет психической деятельностью индивида. Деятельность мозга есть физиологическая основа сознания. Сам же мозг является продуктом длительной биологической и социальной эволюции человека. Каждое из двух его полушарий отвечает за те или иные психические функции: левое - за рациональное мышление, правое - за образное восприятие мира. Что же еще известно современной науке о мозге?
Мозг новорожденного весил около 350 г, у взрослых людей - около 1300-1400 г, у некоторых - до 2000 г. Эта сложнейшая структура вещества вмещает в себя около 40 - 50 млрд. клеток (нейронов), каждая из которых имеет контакты примерно с 10 тысячами своих соседей. В обычной жизни функционирует всего лишь около 15 процентов клеток, а остальные составляют своеобразные резерв. Нормальный мозг способен вместить в себя информацию, равную примерно пятистам Британским энциклопедиям, которая состоит из 33 томов. Сеть нейронов человеческого мозга примерно в 1500 раз сложнее всей телефонной сети земного шара.
Однако следует непременно подчеркивать, что мыслит не мозг, а человек при помощи мозга. Мозг есть всего лишь орудие для мышления. В истории философии и науки иногда высказывались идеи о якобы независимости сознания от мозга, психического от физиологического, как бы обособленного их существования. В данном случае речь идет о концепции «психофизического параллелизма», имевшей некоторое распространение в XVIII - XIX вв. Напротив, русскими учеными - И.М.Сеченовым, И.П.Павловым и другими было разработано учение о физиологических основах человеческой психики, ее рефлекторной (отражательной) природе. Было выявлено и убедительно показано, что психическое и физиологическое есть два уровня (высший и низший) в деятельности мозга. Психика человека напрямую зависит и от его физиологии (например, его наследственные данные), и от социальной среды (например, наличие свободного времени, уровень жизни и др.).
В XX столетии на волне поразительных достижений научно-технического прогресса были созданы ЭВМ, выполняющие ряд сложных умственных функций человека. Стал дискутироваться вопрос о том, возможен ли так называемый «искусственный интеллект». Сможет ли машина мыслить? На эти вопросы можно дать такой краткий ответ.
Конечно, ЭВМ в состоянии выполнять, причем несравненно быстрее человека, многие операции. Но все же машина никогда не сможет заменить человека, и дело здесь вот в чем. Во-первых, машина всегда работает по программе, заложенной в нее человеком. Машина есть, по выражению Ф.Энгельса, некая «схема-шаблон», и ей не свойственно творчество, т.е. создание принципиальной новизны. Во-вторых, машине, в отличие от человека, неприсуще чуственно-эмоциональное отношение к миру. Она не знает воображения и фантазии, любви или гнева, она не умеет переживать. Машина, пусть даже и очень совершенная, лишь копирует и имитирует процесс человеческого мышления, но отнюдь не выполняет его полностью. Она есть всего лишь орудие человека, и потому она ниже его, она во власти своего создателя.
Для описания сознания часто употребляется понятие «идеальное». В философии оно имеет несколько иной смысл, нежели в обыденной жизни и искусстве, где под идеальным обычно принято понимать степень совершенства (изящности) предмета.
Впервые проблема идеального была обозначена Платоном в его учении о «мире идей». Эта тема была обстоятельно осмыслена в творчестве Г.Гегеля. В философском идеализме идеальное обычно рассматривается как основа и творец всей действительности.
С позиций современной научной философии идеальное воспринимается как субъективная реальность, создаваемая человеком с помощью своего сознания как свойства мозга. Это понятие раскрывает уникальную творческую природу человека, его способность создавать новый мир, в отличие от «мира вещей». Идеальное есть как бы иное бытие (другое, новое бытие) материи, ее «превращенная» (измененная) форма, созданная с помощью сознания. Кратко говоря, идеальное есть «двойник» («заместитель») материи, ее нематериальная копия.
Мир идеального включает в себя ощущения и эмоции, воображение и фантазию, понятия и представления, идеи, идеал и т.д. Идеальное - это мир чувственных и мысленных образов, созданных человеком и отражающих внешний мир. Этот мир содержит в себе не только образы того, что есть. Он включает и образы того, что нужно человеку. Неудивительно, что в структуре идеального особую роль играет идеал как своеобразный образец, высшая цель человека.
По определению К.Маркса, «… идеальное есть не что иное, как материальное, пересаженное в человеческую голову и преобразованное в ней». Термин «пересаженное» здесь следует понимать как «отраженное», а «преобразованное» - как представленное в человеческой голове в форме образов, понятий и т.д.
Идеальное является продуктом природной и социальной организации человека. Работы упомянутых нами выше психологов А.И.Мещерякова и С.И.Соколянского показали, что идеальное формируется только в обществе и посредством деятельности, а не является прирожденным свойством человека. Основным условием его формирования может быть лишь активное приобщение человека к предметно-практической деятельности, к миру культуры как воплощению совокупного опыта человечества. Без всего этого человек останется всего лишь «кандидатом» в люди, т.е. неразвившимся существом, придатком природного мира.
Идеальное есть очень важный элемент сущностных сил человека. С появлением «мира Духа» возникли и принципиально иные источники развития мира, до сих пор в природе не существовавшие. В итоге дальнейшая эволюция мира постепенно стала приобретать управляемый характер и высокую динамичность, а человек превратился из раба обстоятельств в творца нового - искусственного - мира.
Понятие идеального характеризует человеческое сознание с точки зрения результатов отражательного процесса, которые отлиты в те или иные формы - в идеи, образы, представления и др. Что же касается понятия «сознательность», то оно характеризует человека и его деятельность с другой стороны. А именно - с точки зрения его способности действовать практически и творить мир со знанием дела. Иначе говоря, сознательность есть синоним разумности действий человека. Это понятие применяется также и для характеристики совокупного исторического процесса. Оно указывает на наличие в действиях людей высокой духовной компоненты, например, - сознательность политического процесса, отношения к природе и т.д. Напротив, отсутствие сознательности указывает на стихийность в деятельности людей, ее неразумность. Сознательность - это показатель того, насколько люди способны контролировать свою деятельность с помощью знаний об окружающем мире. Проблема сознательности есть проблема превращения сознания человека в реальную и активную силу совокупного исторического процесса.
Итак, наличие сознания характеризует человека как существо, способное действовать в этом мире разумно и творчески. Сознание создает необходимые предпосылки для утверждения человека в этом мире как существа познающего и самопознающего.