Сообщение духовный мир человека. Духовный мир человека

Духовный мир человека - это его индивидуальная духовность, это внутренний мир человеческого «Я», совокупность идей и образов, ценностей и интересов. Этот мир выражает уникальный набор черт личности, который проявляется в индивидуальных особенностях его активности.

Духовный мир формируется в процессе социализации, когда складывается иерархия ценностей данной личности, которая может изменяться на протяжении всей жизни человека.

Что же такое ценности как элемент духовного мира человека?

Философское учение о ценностях и их природе называется аксиологией (от греч. axios - ценность и logos - учение).

Эта теория прошла исторический путь развития, равный становлению самой философии, в рамках которой она и формировалась. В античной, а затем и средневековой философии ценности отождествлялись с самим бытием. Начиная уже с Сократа и Платона , основными вопросами были: Что есть благо? Что есть справедливость? Они же являлись и главными критериями истинного бытия.

Уже в античной философии наблюдаются разные подходы к вопросу об абсолютном и относительном характере ценностей. Если, например, по мнению Платона, высшие ценности носят абсолютный характер, то с точки зрения софистов , все ценности индивидуальны и относительны. Это вытекало из их основного тезиса: «человек есть мера всех вещей».

Попытку разделять ценности предпринял Аристотель. Он, с одной стороны, признает самодостаточные ценности, к которым, в частности, относятся человек, счастье, справедливость и т.д. Но вместе с тем, он утверждает и относительный характер большинства ценностей.

Различные исторические эпохи и разные философские системы накладывают свой отпечаток на понимание ценностей. В Средние века ценности приобретают религиозный характер. Эпоха Возрождения выдвигает на первый план ценности гуманизма. В Новое время развитие науки и новых общественных отношений во многом определяют и основной подход к рассмотрению предметов и явлений как ценностей. Гегель особое внимание уделяет разграничению ценностей на экономические (утилитарные) и духовные. Первые выступают как товары. Любой предмет, удовлетворяющий какую-либо потребность людей, является ценностью. Эти ценности всегда относительны, т.е. зависят от спроса, «от продажи, от вкуса публики». Во втором смысле ценности связываются со свободой духа. Здесь ценность есть не объективная реальность, а идеальное бытие. Это добро, истина, красота, которые имеют самодостаточное значение, являются целями сами по себе и не могут служить средством для каких-то иных целей. Ценности рассматриваются как нормы, которые не зависят от человека и образуют общую основу конкретных ценностей и культуры.

Ценности тем выше, чем они долговечнее и чем выше удовлетворение, которое мы от них получаем. В этом смысле наименее долговечными являются ценности, связанные с удовлетворением чувственных желаний и с материальными благами. Более высокими являются ценности «прекрасного» и «познавательные» ценности.

Каждый человек строит жизнь в соответствии с определенной системе ценностей, которая призвана удовлетворить его потребности.

Ценность - это материальное или духовное благо, к которому человек стремится, а, достигнув, старается удержать.

Благо - это явление, которое обеспечивает жизнь и развитие человека (вещь, идея, событие).

В этом смысле можно сказать, что ценности определяют способ существования личности. Причем разные ценности имеют для нее различное значение и с этим связана иерархия ценностей. Ценности, их иерархическая структура носит конкретно-исторический и личностный характер. Одни и те же предметы и явления для разных людей могут представлять неодинаковую ценность, так же как и в различное время у одного и того же человека. Сытый и голодный будут по-разному относиться к куску хлеба, а симфоническая музыка (или рок-музыка) могут вызывать у людей не только чувство глубочайшего наслаждения, но и раздражение. То есть, существует не только историческая, но и индивидуальная динамика ценностей и их иерархии. Однако, несмотря на различие ценностей и их относительный характер, имеется самая высшая и абсолютная ценность - это сам человек, его жизнь. Такую же ценность представляют и социальные общности, и общество в целом, которые также являются субъектами ценностей. Помимо этого к высшим ценностям следует отнести такие наиболее общие для людей ценности, как смысл жизни, добро, справедливость, красота, истина, свобода и т.д.

Сравнительный анализ ценностей западной и восточной культур на современном этапе их развития показывает, что они различны.

В западной культуре в качестве первичных выступают такие ценности, как свобода, индивидуальность, богатство, конкуренция, равенство женщин в обществе.

В восточной культуре на первом месте находятся коллективная ответственность, скромность, уважение к старшим, материнство, авторитаризм. В каждом типе культуры имеются свои достоинства и недостатки.

Целостность духовного мира человека проявляется в его мировоззрении.

Мировоззрение - это совокупность взглядов человека на мир, на свое место в нем; совокупность ценностей, норм, убеждений и идеалов. Мировоззрение является фундаментом человеческого сознания. Оно может быть основано на различных знаниях и способах мышления. В зависимости от знаний, которые лежат в основе мировоззрения, оно может принимать следующие формы.

Мифологическое мировоззрение - фантастическое, т.е. выдуманное, представление о действительности. Классический пример - античная мифология. Данное мировоззрение доминировало в общественном сознании первобытного общества. Оно складывалось как единая (синкретическая) форма сознания, нерасчленённая на отдельные виды. Это наиболее ранняя форма духовности человека, объединяющая зачатки знаний, верований, моральных норм, политических взглядов, разных видов искусства и философского осмысления мира. Человек постепенно осмысливал природу и потому одушевлял её по аналогии с собой. В мифологическом сознании сочетались реальность и фантазия, естественное и сверхъестественное, знание и вера, мысли и эмоции.

Религиозное мировоззрение основано на вере в сверхъестественные силы, которые играют главную роль в устройстве мира. Это мировоззрение предполагает раздвоение мира на земной и небесный, поклонение сверхъестественным существам. С угасанием первобытных форм общественного сознания мифологическое мышление начинает выражаться в первобытных формах религии: фетишизме, тотемизме, анимизме, первобытной магии. Религия - это один из вариантов поиска смысла мира, одна из попыток его понимания. Согласно богословскому толкованию религия связывает человека с Богом. Для религии мир имеет разумный смысл и цель. Духовным началом мира, его центром, специфической точкой отсчета среди относительности и текучести мирового многообразия является Бог. Таким образом, религиозное мышление является исторически сложившейся формой мировоззрения, его очередным этапом развития.

Обыденное мировоззрение проявляет себя форме здравого смысла при решении практических задач. Оно играет значительную роль в жизни людей, но не всегда является достаточно продуманным, не лишено ошибок и заблуждений. Почти всегда трудности возникают при решении сложных проблем, когда требуются фундаментальные научные знания.

Научное (в том числе, философское) мировоззрение- рациональное объяснение мира, основанное на логическом анализе. Ему присущи доказательный и системный характер знаний. Поэтому философия, формируя целостное понимание мира, выступает ядром мировоззрения. Рождение философии было одной из составных частей культурного развития человечества, обеспечившее резкий прирост теоретических знаний о мире. Одной из основных в философии является проблема предназначения человека, цели и смысла его жизни.

Человек - единственное животное, для которого его собственное существование является проблемой, и которую он вынужден постоянно решать. Этот вопрос - вечный. Каждое новое поколение пытается найти на него приемлемый ответ. Для некоторых людей эти поиски решения связаны с сильными душевными переживаниями. Эту проблему обостряют социальные факторы и события личной жизни человека: возрастные периоды, крутые изменения в личной судьбе, утрата близких людей и др.

Что же такое «смысл жизни»?

Смысл жизни - это совокупность идей, обосновывающих выбор человеком целей его существования и способов их достижения.

Цель жизни, чаще всего, строится из каких-то конкретных целей на отдельный период времени. А может быть наоборот: Большая Цель диктует промежуточные этапы ее достижения. Людей - миллиарды. У каждого свои интересы и цели. Поэтому единая для всех формула смысла жизни не возможна. Философия аккумулирует, анализирует опыт человечества по этой проблеме и даёт возможность познакомиться с вариантами решения этой проблемы. А каждый человек должен сам найти свой смысл жизни, прилагая для этого собственные духовные усилия.

Обращаясь к истории человеческой культуры, обществоведы выделяют несколько получивших распространение подходов. Широко известен религиозный подход , основанный на вере в божественное происхождение души, посмертное существование которой зависит от выполнения установленных религией норм поведения. Жизнь при этом теряет собственную ценность, становится лишь кратковременным средством обеспечения вечного духовного существования. Такой подход, естественно, ведет к аскетизму, самоограничению собственно человеческих потребностей и желаний. Близки к нему фаталистические настроения, характеризующиеся признанием изначальной заданное™, неизбежности происходящего, невозможности для человека радикально повлиять на события и смысл собственной жизни, не говоря о жизни своего народа, общества. Самое большее, что может человек, - пытаться сохранить свое внутреннее достоинство перед лицом неумолимого рока.

Прямо противоположно гедонистическое понимание смысла жизни, корни которого уходят в древнегреческую культуру. Гедонизм сводит смысл жизни к наслаждению, наслаждению любой ценой и как можно более полному.

Как показала история, в большинстве случаев реализуется подход, при котором смысл жизни человека переносится в сферу общественных отношений, подчиняется определенному социальному идеалу. Таким идеалом может быть патриотизм - служение Отечеству, своему народу. В качестве социального идеала может выступать благополучие, процветание нации, ее самоопределение, культура, благосостояние. К социальным идеалам относится и служение определенным классам, примером чего является социалистический идеал, связанный со стремлением к освобождению людей труда от экономической эксплуатации и социального неравенства. Человек может избрать целью своей жизни служение идеалам Истины, Добра, Справедливости, Красоты и т.д. Опасность всех идеалов узко социального плана состоит в том, что их лозунги могут использоваться социальными экстремистами. При этом человек оказывается не целью, а лишь средством в руках неких социальных сил, его гуманистическое существование может оказаться под угрозой.

Широко распространен гуманистический подход , ориентированный на самовыражение, самореализацию человека во всех формах его существования. В частности, человек самоутверждается, совершенствуется в социобиологическом плане. Он стремится к тому, чтобы быть здоровым, физически развитым, нормально питаться, создавать семью, растить детей, пользоваться всей полнотой счастья, отведенного ему природой. В то же время человек как существо социальное стремится к общественной самореализации во всех значимых областях социальной жизни. Он должен многое дать обществу и многое получить от общества. Наконец человек как существо духовное вправе стремиться к самореализации в сфере высших для него нравственно-эстетических качеств. Как правило, это комплекс идей, включающих служение семье, Родине, Богу. С жизненным опытом понимание человеком цели и смысла его существования может изменяться, совершенствоваться, расширяться, приобретать новые формы выражения.

В настоящее время все больше распространяется подход, при котором в центр человеческого мировоззрения ставится сама жизнь, прежде всего биологическая жизнь нашей планеты. Этика «благоговения перед жизнью» (А. Швейцер) способствует гуманизации человеческого общества, облагораживает духовный мир человека, способствует уменьшению насилия, разрешению глобальных проблем современности.

Таким образом, к настоящему времени в философии сформулированы следующие варианты обретения смысла жизни.

  • 1. Смысл жизни в том, чтобы обеспечить исключительно личное благополучие , заниматься только собственным совершенствованием, беспокоиться только о личном спасении или удовольствии, славе или карьере и т.п.
  • 2. Смысл жизни в служении кому-то или чему-то (Богу, государству, науке, коммунизму, семье, совершенствованию человечества как венца природы и т.д.).

Эти варианты - крайности. В их основе противоположные жизненные позиции: эгоизм (эгоцентризм) и альтруизм (социоцентризм). Ведь каждый человек вынужден жить между двумя полюсами: Я (моё тело и душа) и Окружающий мир. Поэтому и существует две сферы его беспокойства: он сам и то, что его окружает. Но ни эгоизм, ни альтруизм в чистом виде, как правило, не доводят до добра и справедливости, более того, они в полном объеме никогда не могут быть реализованы. Поэтому в реальной жизни многие люди стараются держаться «золотой середины», т.е. других людей не озлоблять, но и себя не обделять.

Но находятся люди, которых указанные варианты не устраивают. Из них одни продолжают искать решение этой проблемы, а другие перестают ломать себе голову над этим. Их позиции описываются следующими формулами.

  • 3. Смысл жизни в том, чтобы искать этот смысл ; если не мы, то следующие поколения найдут ответ на этот вопрос. Примечательно, в процессе своих поисков они фактически придерживаются той самой «золотой середины» между первыми двумя вариантами смысла жизни, т.е. служат своей Идее и при этом заботятся о своем благополучии, чтобы хватило сил идти к этой цели.
  • 4. В нашей жизни отсутствует какой-либо смысл ; в ней нет ничего такого, о чём можно было бы специально беспокоиться, нет цели, к которой нужно специально стремиться, поэтому нет смысла говорить о смысле происходящих событий. Живи одним мгновением. Но здесь тот же самообман. Есть и служение Принципу, есть и стремление не пропустить удовольствия.

Осознание смысла жизни включает в себя определенное отношение к смерти человека. Жизнь и смерть - вечные темы философского, нравственного, художественного осмысления. Обращение к данной проблеме является одним из самых существенных отличий человека от животного. Часто речь идет о соотношении жизни, смерти, бессмертия, которое рассматривается в нескольких основных аспектах и исходя из мировоззренческих основ той или иной культуры.

С научной (биологической) точки зрения, жизнь, рассматриваемая во вселенском масштабе, была порождена природой, и, следовательно, может порождаться ею и в дальнейшем. Жизнь и смерть - необходимые условия существования и эволюции всего живого, это эффективная форма развития и смены видов растений и животных. Без смерти не может реализоваться возможность приспособления к новым условиям существования, накопления необходимых изменений и их генетической передачи последующим поколениям. Каждое поколение, реализуя свой жизненный потенциал, обретает новые свойства, черты, которые должны быть переданы новому поколению, способному оценить достоинства и недостатки жизни предшествовавших поколений. Тем самым реализуется «социальная эстафета», столь необходимая для существования и развития человечества.

Биологическая и социальная «эстафета» предстает как основа представлений о бессмертии человечества: генетическое бессмертие, бессмертие достижений науки, нравственности, художественного творчества. Неизбежная личная смерть не должна служить основанием для пессимистического отношения к жизни и препятствием для самосовершенствования личности человека. Смысл жизни может быть заключен в стремлении осуществить социальное предназначение, реализовать духовный потенциал.

Вопросы для повторения:

  • 1. Что составляет духовный мир человека?
  • 2. Чем занимается аксиология?
  • 3. Каков смысл понятий «ценность» и «благо»?
  • 4. Что такое мировоззрение и каковы его виды?
  • 5. Что может выступать в качестве социального идеала?
  • 6. Каково соотношение цели и смысла жизни человека?

Духовный мир человека означает обладание важными личностными качествами: стремление к высоте своих идеалов и помыслов, определяющих направленность всей деятельности. Духовность включает в себя душевность, дружелюбие в отношениях между людьми. К духовному миру человека относят знания, веру, чувства, потребности, способности, стремление, цели людей.

Духовная жизнь человека невозможна без переживаний: радости, оптимизма или уныния, веры или разочарования. Человеку свойственно стремление к самопознанию и самосовершенствованию. Диапазон духовной культуры, накопленной человечеством, даёт каждому человеку неограниченную возможность выбора духовных ценностей, наиболее отвечающих его установкам, вкусам, способностям и условиям жизни.

Главным в духовной культуре человека является активное, творческое отношение к жизни, к природе, другим людям, к самому себе.

Признак духовной культуры человека - готовность к самоотдаче и саморазвитию. Стремление к знаниям, повышение уровня интеллекта человека должны быть направлены на благо окружающих.

Духовный (или внутренний) мир человека - это совокупность его внутренних, душевных процессов (ощущения, восприятия, эмоции, чувство, воля, память, рассудок, уровень знаний, духовные интересы, жизненные позиции, ценностные ориентации). Если в принципе можно найти одинаковых по биологическим признакам людей (близнецы), то двух людей с одинаковым духовным миром нет. Духовный мир человека - это то, что определяет его уникальность и неповторимость, делает его личностью. Основой духовного мира человека является мировоззрение.

Мировоззрение в широком смысле слова включает в себя совокупность всех взглядов на мир - на явления природы, общества, на феномен человека. Существуют разные виды мировоззрения :

  1. обыденное (или житейское). Оно формируется под влиянием жизненных обстоятельств, опирается на личный опыт;
  2. религиозное. В его основе лежат религиозные взгляды, представления и убеждения человека;
  3. научное. Оно формируется на основе достижений современной науки, отражает научную картину мира, результаты современного научного познания;
  4. гуманистическое. О нем говорят скорее как о цели, чем как о реальности. Гуманистическое мировоззрение объединяет лучшие стороны научного мировоззрения с представлениями о социальной справедливости, экологической безопасности, нравственном идеале.

Под мировоззрением можно понимать способ и результат освоения мира, формулирования человеком своего отношения к этому миру. Ядром мировоззрения человека являются ценности.

Ценности - это специфически социальные определения объектов окружающего мира, выявляющие их положительное значение для человека и общества. Общим основанием ценностей и антиценностей служат понятия добра и зла, отражающие соответственно возможности удовлетворять здоровые или порочные потребности людей. Высшие духовные ценности играют важную роль для формирования того или иного вида мировоззрения. Так ценность веры для данного индивида может определять его религиозное мировоззрение, ценность истины - естественно-научное, ценность красоты и совершенства - эстетическое мировоззрение, ценность добра и справедливости - нравственное.

В зависимости от ценностей формируется и жизненная стратегия. Это может быть стратегия благополучия, т.е. полного удовлетворения материальных благ. Стратегия успеха и престижа в общественной иерархии может побуждать человека к определённой линии поведения, иногда даже в ущерб материальному благополучию. Стратегия самореализации и духовного совершенствования часто определяет аскетическую модель поведения человека. Жизненная стратегия, таким образом, зависит от ценностей и мировоззрения человека и, в конечном итоге, определяется целью и смыслом жизни, поставленной данным индивидом. Проблема смысла жизни реальна лишь тогда, когда ставится вопрос о целостности жизни, о взаимосвязи её начала и конца. Проблема смерти и того, что после жизни придаёт особую актуальность вопросу о цели бытия. По выражению одного историка, смерть - это великий компонент культуры, экран, на который проецируются все жизненные ценности.

Духовный мир личности (микрокосм человека) — целостное и в то же время противоречивое явление. Это сложная система, элементы которой:

  1. духовные потребности в познавании окружающего мира, в самовыражении средствами культуры, искусства, других форм деятельности, в пользовании достижениями культуры и др.;
  2. знания о природе, обществе, человеке, самом себе;
  3. вера в истинность тех убеждений, которые разделяет человек;
  4. представления;
  5. убеждения, определяющие человеческую деятельность во всех ее проявлениях и сферах;
  6. ценности, лежащие в основе отношения человека к миру и самому себе, придающие смысл его деятельности, отражающие его идеалы;
  7. способности к тем или иным формам социальной деятельности;
  8. чувства и эмоции, в которых выражается его отношение с природой и обществом;
  9. цели, которые он сознательно ставит перед собой.

Духовный мир личности выражает неразрывную связь индивида и общества. Человек вступает в общество, обладающее определенным духовным фондом, освоить который ему предстоит в жизни.

Духовный мир человека - это сфера его жизнедеятельности, в которой он проявляет свои интеллектуальные и творческие способ­ности. Духовный мир индивидуален и неповторим, постоянно развивается. Он проявляется в определенных видах деятельности (духовное производство), формах поведения и системе ценностей, разделяемых человеком.

Духовный мир не является чем-то изолированным. Он выходит за рамки индивидуальных интересов человека, соприкасаясь с духовными интересами других людей. Обладание высокими нрав­ственными качествами, творческим потенциалом, стремлением действовать во благо других называется духовностью. Духовность присуща не всем людям. Духовный человек обладает развитым самосознанием, потребностью к познанию и самопознанию, бес­прерывному поиску истины.

Критерием духовности служит участие индивида в духовной деятельности, которую условно делят на духовно-теоретическую и духовно-практическую. Духовная деятельность в целом связана с изменением сознания людей. Духовно-теоретическая деятельность направлена на создание духовных ценностей - идей, теорий, норм, идеалов, которые могут принимать форму научных и худо­жественных произведений. Духовно-практическая деятельность свя­зана с сохранением, воспроизведением и распространением со­зданных духовных ценностей.

Для характеристики духовной деятельности часто применяют термин духовное производство. В отличие от материального произ­водства, создающего материальные предметы, духовное произ­водство направлено на достижение результатов умственной дея­тельности в форме научных трудов и литературных сочинений, произведений скульптуры и архитектуры, музыки и живописи, кинофильмов и телевизионных передач, которые включают в себя созданные их авторами идеи, образы и чувства.

Духовное производство напрямую связано с производством материальным. Для духовного производства необходимы бумага, краски, письменные принадлежности и т.д. В то же время резуль­таты духовного производства часто преобразуются в объекты ма­териального мира (например, создание на основе научных иссле­дований новой модели двигателя).

Духовное производство есть профессиональная деятельность таких людей, как артисты, художники, скульпторы, ученые. Но нередко субъектом духовного производства выступает сам народ, создающий сказки, песни, былины, другие произведения народ­ного творчества.

Сохранению результатов духовного производства способству­ют специальные учреждения: библиотеки, музеи, картинные га­лереи, архивы. Знакомясь с их содержимым, мы приобретаем но­вые знания, удовлетворяем духовные потребности и тем самым осуществляем процесс духовного потребления.



Духовные ценности, которые человек воспринимает, не исче­зают, а обогащают его духовный мир. Это восприятие носит твор­ческий характер. Каждый человек по-своему осмысливает содер­жание произведения литературы, искусства и т.д. Духовные за­просы людей значительно различаются. Один слушает классическую музыку, а другой - эстрадную. Кому-то нравится ходить в театры, а кому-то - в кино.

Исследования показали, что уровень образования и обшей куль­туры человека, непосредственно влияет на потребление им духов­ных ценностей. Чем выше культура человека и уровень его образо­вания, тем больше средств и времени он стремится выделить на удовлетворение духовных потребностей.

В целом духовная деятельность многообразна и имеет множе­ство проявлений. Она может стать основой профессии человека, его хобби или способом проведения досуга. Но в любом случае она духовно обогащает, способствуя реализации творческого по­тенциала людей.

Одна из составляющих духовного мира человека - мировоззре­ние - совокупность взглядов, представлений, оценок, норм, опреде­ляющих отношение человека к окружающему миру и выступающих в качестве регуляторов его поведения.

Чувство страха или гармонии по отношению к окружающему миру, удовлетворенность действительностью или стремление ее изменить - все это определяется мировоззрением.

Мировоззрение носит исторический характер. В каждую эпоху человечество имело определенный уровень знаний, специфичес­кие проблемы, особые способы их решения, определенную сис­тему духовных ценностей. Каждый человек обладает только ему присущими особенностями. Но есть масса объединяющих людей факторов, которые влияют на формирование их общего мировоз­зрения. Это общность родины, языка, культуры, истории своего народа, имущественного положения, образования, уровня зна­ний и т.д. Поэтому неудивительно, что у многих людей могут быть сходные позиции в оценке окружающего мира. Таким образом, мировоззрение выступает объединяющим фактором, обеспечива­ющим целостность общества. Посредством мировоззрения обще­ственное сознание воздействует на сознание человека, заставляя его занять осмысленную жизненную позицию.

В науке существует множество подходов к проблеме класси­фикации мировоззрения. Но независимо от типа мировоззрение решает три основных вопроса: 1) отношение человека к миру в целом; 2) место и назначение человека в окружающем мире и 3) познание и преобразование мира. Выделяют пять типов миро­воззрения - обыденное, мифологическое, религиозное, философ-скос, научное.

Обыденное мировоззрение формируется в процессе личной прак­тической деятельности человека. Если человек не интересовался мировоззренческими вопросами в учебном заведении, не изучал философию или религиозные учения, то его мировоззрение скла­дывается стихийно, основываясь па непосредственном жизнен­ном опыте. Недостаток такого мировоззрения состоит в том, что

оно мало соприкасается с опытом других людей, достижениями науки и культуры, религией. Тем не менее, обыденное мировоз­зрение широко распространено в настоящее время.

Мифологическое мировоззрение существовало у многих народов на заре развития человечества. Миф - это сказание, которое сим­волически выражает некоторые события, имевшие место в прошлом народа, в свете религиозных веровании.Миф представляет собой причудливый синтез рационального и иррационального, правды и вымысла, истины и заблуждения в сознании людей. Первобыт­ные люди, не имея возможности объяснить многие явления при­роды, изображали мир населенным фантастическими существа­ми, способными творить чудеса. В мифах отражались результаты наблюдений за природными объектами и явлениями, содержа­лись предания о давних событиях и рассказы о дальних землях. Все это тесно переплеталось между собой и, передаваясь из поколе­ния в поколение, обрастало новыми подробностями как вымыш­ленными, так и реальными. Миф выступает наиболее ранней фор­мой духовной культуры человечества, объединяющей в себе за­чатки знаний, религиозных верований, политических взглядов, устного творчества. Лишь значительно позже эти элементы обосо­бились и получили самостоятельное существование. Мифологи­ческое мировоззрение отрицает возможность постижения и объяс­нения мира. Оно призывает человека к покорности и упованию на помощь высших сил, олицетворенных в идолах, талисманах, доб­рых духах. В современном мире мифологическое мировоззрение не имеет широкого распространения. Пережитками его могут быть названы различного рода суеверия.

Религиозное мировоззрение - это мировоззрение, основанное на догмах религий, существовавших и существующих в мире в настоящее время. Основы религиозных учений содержат обычаи и традиции язычников и священные книги мировых религий: Биб­лия в христианстве. Коран в исламе и т.д. В религиозных постула­тах уже содержатся взгляды па мир, его происхождение, на пред­назначение человека, определяются богоугодный образ жизни, правила поведения (заповеди), с выполнением которых связыва­ется спасение души. В соответствии с религиозными нормами человек должен принимать религиозные догмы на веру без каких-либо сомнений и размышлений. Сомневающийся отступает от бога, впадает в ересь и осуждается церковью. Религиозное мировоззрение нацеливает человека на совершение нравственных поступков, дает ему веру в возможность достижения поставленных целей. Тем не менее, слабые стороны религиозного мировоззрения составляют непримиримость к другим жизненным позициям, недостаточное внимание к достижениям науки, а подчас - их игнорирование.

В отличие от мифологического и религиозного философское мировоззрение дает объяснение действительности с позиции разума. Наблюдение, обобщение, выводы, доказательства стали вы­теснять вымысел и сюжеты мифологии, оставляя их искусству. Мифы подвергались пересмотру, и им придавалось новое, рацио­нальное толкование. Таким образом, философское мировоззрение не только отмежевалось от мифологии, но и преодолело ограни­ченность обыденного сознания. Появление философского миро­воззрения означало зарождение теоретической мысли, способной не только накопить массу объективной информации, но и объяс­нить ее, и вместе с тем создать представление о целостном и еди­ном в своей основе мире. Кроме познания мира философское ми­ровоззрение включает в себя взгляды на природу человека, его судьбу и смысл человеческой жизни. Различные проблемы рас­сматриваются через постоянное осмысление отношений человека и мира.

Современное научное мировоззрение - это продолжение того направления мировой философской мысли, которое в своем раз­витии опиралось па достижения науки. Оно включает в себя науч­ную картину мира, обобщенные итоги достижений человеческого познания, принципы взаимоотношения человека с естественной и искусственной средой обитания. Преимущества научного мировоззрения состоят в его опоре на достижения науки, тесной связи с практической деятельностью людей. Достижения научно-техни­ческого прогресса подтверждают многие выводы, сделанные уче­ными на основе научно-мировоззренческой позиции. Тем не менее, проблемой остаются гуманизация научного мировоззрения, оценка окружающего мира с точки зрения укрепления общечело­веческих ценностей: добра, свободы и справедливости. Все же на­учное мировоззрение наиболее перспективно для деятельности современных людей в развивающемся обществе по пути научно-технического, социального и экологического прогресса.

Независимо от типа, мировоззрение играет большую роль в жизни людей. Оно помогает человеку ориентироваться в окружа­ющей действительности, ставить цели и определять средства их достижения. На основе своих мировоззренческих позиций человек решает, что для него имеет истинный смысл, а что ложно и не­значительно.

Вопросы и задания

1. Дайте характеристику понятия «духовный мир человека».

2. Что такое духовность? Каковы ее критерии? Какого человека мож­но назвать духовным, а какого - нет?

3. В чем отличие духовно-теоретической деятельности от духовно-прак­тической?

4. Что такое духовное производство? Как оно взаимосвязано с мате­риальным производством?

5. В чем состоят духовные ценности? Как они усваиваются человеком?

6. Какую роль в жизни человека играет мировоззрение?

7. Какие факторы влияют на формирование мировоззрения?

8. Какие существуют типы мировоззрения? Дайте их характеристику.

9. Какие типы мировоззрения преобладают в современном обществе?
К какому типу мировоззрения вы можете отнести свои взгляды?

Духовная жизнь человека сложна и многообразна. Она оказывает большое влияние на психическое состояние, поведение и деятельность человека. Но несмотря на это духовный мир человека был мало изучен психологией. Она в основном занималась исследованием психических процессов, состояний и свойств, обращая прежде всего внимание на структуру, формы и механизмы Ницше Ф. Так говорил ЗАРАТУСТРА. М., 1990, с. 29. Там же, с. 10. Там же, с. 10. их проявления. Внутренний же субъективный мир человека оставался часто вне поля зрения психологии.

Духовный мир - это субъективный мир человека. Субъективность - это внутреннее начало, которое лежит в основе телесного и духовного бытия человека. Духовность - это содержательная сторона психических явлений, их сущность. Психика человека, не связанная с духовностью, лишена всякого смысла, она не может обеспечить существование человека в сложных социальных условиях. Поэтому человек, наделенный духовным миром - это субъект, способный познавать и преобразовывать мир и самого себя, способный оценивать, регулировать и контролировать как внешнюю практическую, так и внутреннюю психическую деятельность.

Формы существования и проявления духовного мира человека являются самыми разнообразными. Это - потребности, интересы, взгляды, убеждения, мировоззрение, верования, мечты и идеалы. Причем, все они пронизаны эмоциями и чувствами, делающими духовную жизнь человека богатой и эмоционально насыщенной.

Исходными формами духовной жизни личности являются культурные и духовные потребности. По ним прежде всего судят о духовном уровне развития личности. Духовно развитый человек - это культурный и образованный человек. Культурные потребности не даны человеку от природы, они есть продукт воспитания личности.

Культурные и духовные потребности взаимно связаны между собой. Различение культурных и духовных потребностей является условным, так как и те, и другие удовлетворяются посредством употребления предметов культуры. Это могут быть художественные и музыкальные произведения, книги, газеты, журналы, кино, театр, предметы быта, отдыха, развлечений, предметы гигиены и т. д. Различие между ними может заключаться только в том, что культурные потребности удовлетворяются посредством применения самих предметов, а духовные -в результате присвоения идейного содержания, присущего всем предметам культуры, в том числе и самому человеку.

К культурным потребностям относят: потребность в культурном обществе, потребность в культурном отдыхе и развлечении, потребность в культурном быте, гигиенические потребности и др.

К духовным потребностям относят: познавательные потребности, эстетические потребности, потребности в общении, потребность в любви, потребность в уважении, потребность в свободе, потребность в самоактуализации и творчестве, потребность в образовании и пр.

Существенное влияние на духовную жизнь человека оказывают интересы. Интересы представляют собой субъективные состояния, побуждающие личность проявлять избирательное отношение к предметам и явлениям как материального, так и духовного мира. Интересы могут быть личными, общественными, познавательными, эстетическими и пр.

Особое значение в духовном мире имеют взгляды человека. Взгляды - это знания, приобретенные личностью на основе собственного опыта, а также в процессе обучения и воспитания, об окружающем мире и о самом себе.

Исключительно важную роль в духовной жизни человека имеют мировоззрение и убеждения. Мировоззрение - это система взглядов личности на природу, общество, социальную и духовную жизнь человека. Мировоззрение может быть научным и религиозным, философским и обыденным, политическим и эстетическим. В мировоззрении может проявляться как общее понимание мира, так и отдельных его сторон. Мировоззрение определяет отношение человека к окружающему миру, от него зависит понимание человеком смысла жизни и его предназначения на земле.

В убеждениях проявляется вера человека в правильности тех принципов, которыми руководствуется он в своей жизни. Особенно большое значение в духовной жизни имеют нравственные убеждения, которые определяют моральный облик человека.

Верования - это взгляды догматического характера, безоговорочно принятые человеком под влиянием авторитетных людей или взятые из письменных источников, которые не вызывают никаких сомнений. В большинстве случаев такие верования возникают у верующих людей, когда они слушают проповеди или читают библию.

Очень большое влияние на духовную жизнь человека оказывают мечты. Мечта - то созданный воображением образ желаемого будущего, к которому стремится человек. Мечта делает духовную жизнь человека целенаправленной и осмысленной. Она побуждает человека мобилизовать все свои силы на ее достижение, она создает перспективу в жизни.

Очень важное место в духовном мире человека имеют идеалы. Идеал - это образ человека, который становится для личности образцом для подражания. В идеале заключены такие качества личности, которые являются для человека самыми совершенными, а потому и наиболее ценными. Идеалом может быть образ конкретного человека или образ литературного героя, а может быть и обобщенный образ, созданный воображением.

Большую роль в духовной жизни личности играют моральные и эстетические чувства, на основе которых у человека возникают переживания чести и совести, любви и дружбы, привязанности и благодарности, долга и ответственности, восхищения прекрасным и возвышенным, отвращения к низменному и безобразному.

Все эти формы проявления духовной жизни человека взаимно связаны между собой и определяют важнейшие характеристики личности. Среди них особое значение имеют: духовный облик личности, ее целеустремленность, цельность и оригинальность.

Духовный облик личности характеризуется степенью проявления основных компонентов духовного мира человека, а также их содержанием и моральной направленностью. Отсюда личность оценивается как высоконравственная или безнравственная.

Духовный облик личности определяется также разносторонностью ее потребностей и интересов, широтой мировоззрения, глубиной и устойчивостью убеждений и верований. Преобладание материальных потребностей над духовными является причиной бездуховности личности и порождает такие отрицательные качества как алчность, эгоизм и индивидуализм.

Целеустремленность зависит от ценностной ориентации личности, связанной с ее потребностями, интересами, убеждениями, мечтами и идеалами, которые побуждают личность к активному познанию и преобразованию внешнего мира и самого себя. Целеустремленность дает возможность личности добиваться осуществления возвышенных целей, преодолевать препятствия, возникающие на пути к их достижению.

Цельность личности предполагает гармоническое сочетание всех компонентов духовного мира, их взаимную связь и единство, совпадение идейного содержания взглядов, убеждений и идеалов с действиями и поступками человека. При отсутствии цельности имеет место раздвоенность личности, проявляющаяся в том, что человек говорит одно, а делает другое. Раздвоенность личности порождает такие качества как лживость, лицемерие, ханжество, беспринципность, цинизм.

Оригинальность личности представляет собой проявление индивидуальности человека, своеобразие его потребностей, интересов, взглядов, убеждений и идеалов. Оригинальность личности также проявляется в самобытности, создаваемых ею продуктов, в неординарном поведении, в способности находить новые пути в решении практических и теоретических проблем и задач.


Введение

Заключение


Введение

Рано или поздно каждый человек, хотя бы в отдельные моменты жизни начинает задумываться над смыслом своего существования и духовного развития.

В духовной сфере рождается и реализуется важнейшее отличие человека от других живых существ - духовность. Человек, его дух и его культура - венец и цель мироздания… Человек становится вполне человеком только в процессе культуры, и лишь в ней, на ее вершинах находят свое выражение самые высокие стремления и возможности.

Духовная личность составляет тот невидимый стержень, ядро нашего "Я", на котором держится все. Это внутренние душевные состояния, отражающие устремленность к определенным духовным ценностям и идеалам. Они могут и не осознаваться во всей полноте, но так или иначе забота о "душе" является квинтэссенцией личностного развития.

Духовный мир личности выражает неразрывную связь индивида и общества. Человек вступает в общество, обладающее определенным духовным фондом, освоить который ему предстоит в жизни. Путь духовного развития личности бесконечен…

Таким образом, актуальность темы сомнений не вызывает.

Цель данного реферата: всестороннее изучение и характеристика духовного мира личности.

Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы. Общий объем работы ____ страниц.


1. Понятие духовного мира личности

Духовный мир личности представляет собой особую, индивидуальную, неповторимую форму проявления, существования, функционирования духовной жизни общества. Античные философы называли внутренний, духовный мир человека "микрокосмом" - в отличие от "большого мира" - "космоса", который окружает и самого человека, и населенную человечеством область вселенной - Ойкумену. Микрокосм человека, с одной стороны, сугубо индивидуален, поскольку каждый человек неповторим в силу уникальности своих личных качеств, способностей, жизненного пути, своего места в обществе. Но, с другой стороны, в духовном мире человека не могут не содержаться моменты, объединяющие его с другими людьми, общие иногда для всего человечества, иногда для этнической или возрастной группы, иногда для социальной группы или коллектива.

Итак, что же такое духовный мир личности?

Начнем со слова "мир". Мыслители прошлого нередко отождествляли духовный мир с душой. Представление о душе характеризовалось как вера в то, что наши мысли, воля, чувства, сама жизнь обусловливаются чем-то отличным от тела, хотя с ним и связанным. Много позже, в новоевропейской философии, термин "душа" стал употребляться для обозначения внутреннего мира человека, его самосознания.

Сущность духовного мира человека определяли и словом "дух" как человеческое измерение, человеческий разум или его склонность. Затем в научный обиход вошло понятие "духовная жизнь людей", которая охватывает богатство человеческих чувств и достижений разума, объединяет как усвоение накопленных духовных ценностей, так и творческое созидание новых.

Человек, у которого высоко развита духовная жизнь, обладает, как правило, важным личностным качеством: он приобретает духовность как стремление к высоте своих идеалов и помыслов, определяющих направленность всей деятельности. Духовность предполагает следование гуманистическим ценностным ориентирам, душевность, дружелюбие в отношениях между людьми.

Некоторые исследователи характеризуют духовность как нравственно сориентированные волю и разум человека. Отмечается, что духовное характеризует и практику, а не только сознание.

И напротив, человек, у которого духовная жизнь малоразвита, бездуховен.

Основа духовной жизни - сознание, которое является высшей способностью личности, регулирующей не только ее действия и деятельность, но и жизнь в целом. Сознание отражает действительность, дает человеку представление о том, что удалено от него в пространстве и во времени, оно переносит человека на другие континенты и в глубь веков. Одновременно сознание отражает и внутренний мир личности, то, как она стремится выразить его, воплотить свои цели и намерения в жизнь.

Духовный мир личности означает обладание важными личностными качествами: стремлением к высоте своих идеалов и помыслов, определяющих направленность всей деятельности. В процессе внутренней жизни человек осмысливает сделанное и обдумывает новые действия для осуществления своих целей. Успешные или неуспешные действия вновь дают пищу для раздумий, для их оценки.

К духовной жизни личности относят: знания, веру, чувства, потребности, способности, стремления, цели людей. Духовная жизнь личности невозможна без переживаний: радости, оптимизма или уныния, веры или разочарования. Человеку свойственно стремление к самопознанию и самосовершенствованию.

Взаимоотношения человека и окружающей его культуры в процессе развития цивилизации постоянно менялись, но сохранялось главное - взаимозависимость национальной и мировой культуры и культуры отдельной личности. Ведь человек выступает и как носитель общей культуры человечества, и как ее творец, и как ее критик, а национальная и мировая культура - как непременное условие становления и развития духовной культуры личности.

Чем более развит человек, чем выше его культура, тем богаче его духовная жизнь. Диапазон духовной культуры, накопленной человечеством, дает каждому человеку практически неограниченную возможность выбора духовных ценностей, наиболее отвечающих его установкам, вкусам, способностям и условиям жизни.

Главным в духовной культуре личности является активное, творческое и ответственное отношение к жизни - к природе, другим людям, к самому себе. Признак духовной культуры личности - готовность личности к самоотдаче и саморазвитию.

2. Процесс становления духовного мира личности

Что же является наиболее существенным для духовного мира человека? Начнем с духовных потребностей. Это потребности в знаниях о мире, о себе, о смысле и назначении своей жизни и на удовлетворение этой группы духовных потребностей направлена, по сути, вся познавательная деятельность человека. Познание - фундамент духовной жизни личности.

Для раскрытия духовного мира личности необходимо, прежде всего, остановиться на процессе становления индивидуального сознания, структура и содержание которого являются той основой, фундаментом, на котором формируется духовный мир личности. При раскрытии духовного мира личности, акцент делается на особенностях реализации личностью своих мировоззренческих установок, реализации осознанной человеком своей сущности.

Процесс формирования духовного мира начинается с приобретения знаний. Знания выступают как способ существования сознания, а также как фиксация результатов жизненного опыта, результатов взаимодействия индивида с окружающим миром. Знания приобретаются двумя основными путями.

Первый из них - это приобретение знаний, осуществляющееся в процессе непосредственного, чувственного, эмпирического взаимодействия индивида с действительностью. Этот уровень приобретения знаний является, с одной стороны, исходной посылкой и основанием формирования индивидуального сознания в его целостности, а, с другой - это относительно самостоятельный уровень приобретения знаний.

Второй путь приобретения знаний - усвоение человеческого опыта, зафиксированного в языке. Язык - это, прежде всего, средство общения человеческого опыта, отбора и систематизации знаний, их сохранения и передачи от человека к человеку, от поколения к поколению, от эпохи к эпохе. Он является средством общения между людьми и средством активного воздействия на человека. С помощью языка индивид усваивает выработанные человечеством правила, нормы, принципы, определяющие характер его поступков и действий.

На основе знаний, врожденных и приобретенных формируется способность человека к самостоятельному логическому мышлению - ум. Эта способность не может быть сведена к количеству знаний. Ум есть способность к проникновению в сущность вещей, явлений, процессов, к анализу и к самостоятельной оценке действительности, творчеству. Формирование ума - важнейшая задача всего процесса обучения и воспитания. Знания и ум в их взаимосвязи составляют основу того, что принято называть интеллектом (слово латинского происхождения, означает "познание, понимание, рассудок"). Однако знания и ум превращаются в личностные характеристики тогда, когда человек на их основе вырабатывает способность определять свое отношение к миру и к себе, оценивать характер поступков других людей и своих. Эта особенность индивидуального сознания, которая в то же время выступает и как характерная черта духовного мира личности, приобретает относительную самостоятельность - это "рассудок". Важной особенностью рассудка является то, что здесь знания и ум приобретают чувственно-эмоциональную окраску, выражающую личностное отношение человека к действительности.

Важную роль в формировании духовного мира личности играет то факт, что общество и индивиды осуществляют свою жизнедеятельность в системе объективных условий, которые складываются независимо от воли и желания людей и развитие которых подчиняется действию объективных законов природы и общества. Поэтому люди для обеспечения своей жизни вынуждены согласовывать свою деятельность с законами развития природы, общества, мышления, учитывать результаты воздействия своей сознательной деятельности на окружающий мир и на самих себя. На этой основе формируется особая ступенька духовного мира, которая называется "разум" - более высокая ступень освоения человеком окружающей действительности. Поэтому разумное отношение и разумная деятельность охватывает все стороны жизнедеятельности человека, начиная с проблем непосредственной индивидуальной жизни и кончая глобальными проблемами, которые ставит жизнь перед индивидом и всем человечеством. Иными словами, разум включает в себя заботу человека о будущем.

Таким образом, знание, ум, рассудок и разум представляют собой взаимные стороны единого целого - духовного мира личности, характеризуя его с точки зрения содержания и значения для жизнедеятельности личности. Все эти стороны характеризуются тем, что они связаны, с одной стороны, с объективно-содержательным отражением действительности в сознании человека, а с другой - с чувственно-эмоциональным оценочным восприятием, осознанием этого содержания.

Но духовный мир человека не исчерпывается знаниями. Важное место в нем занимают эмоции - субъективные переживания по поводу ситуаций и явлений действительности. Человек, получив ту или иную информацию, испытывает эмоциональные чувства горя или радости, любви или ненависти, страха или бесстрашия. Эмоции как бы окрашивают приобретенные знания или информацию в тот или иной "цвет", выражают отношение человека к ним.

В жизни человека особую роль играют ориентиры его деятельности, своего рода духовные "маяки", которые не являются продуктом деятельности лишь того человека, который "носит" их в себе, а, как правило, они выработаны многовековым опытом человечества и передаются от поколения к поколению, от родителей к детям, от учителей к учащимся. Их совершенно обоснованно называют ценностями жизни и культуры.

Ценности - это то, что дорого людям, что делает жизнь человека более осмысленной, позволяет разбираться в явлениях окружающего мира, ориентироваться в нем. Ценность вырастает из идеалов личности, представляют собой предмет устремлений человека, являются важнейшим моментом смысла его жизни. Различают социальные ценности - общественные идеалы, выступающие как эталон должного в различных сферах общественной жизни, и личностные ценности - идеалы отдельной личности, служащие одним из источников мотивации ее поведения. Ценности носят исторический характер, они меняются с изменением содержания и форм жизни. Однако современная цивилизация подошла к возможности выработки общечеловеческих ценностей, в основе которых лежит гуманизм. Общечеловеческие ценности отражают духовный опыт всего человечества и создают условия для реализации общечеловеческих интересов (т.е. универсальных потребностей людей, присущих им независимо от национальных, возрастных, религиозных, классовых или иных различий). Общечеловеческие ценности приобретают приоритет по отношению к групповым ценностям, обеспечивая полноценное существование и развитие каждой отдельной личности.

Совокупность ряда лучших, благородных, личностных качеств индивида характеризуется понятием интеллигентность (в переводе с лат. - понимающий, мыслящий). К числу признаков интеллигентности можно отнести: следование велениям совести и обостренное чувство социальной справедливости; приобщенность к богатствам мировой и национальной культуры и усвоение общечеловеческих ценностей; личную порядочность и тактичность, исключающую проявления нетерпимости и вражды в национальных взаимоотношениях, грубости в межличностных отношениях; терпимость к инакомыслию, сочетающуюся с умением отстаивать свою точку зрения; способность к состраданию.

Характеристика духовной культуры человека не может быть полной, если в ней не затрагивается его нравственный облик. Хорошо, когда человек стремится к знаниям, повышает уровень развития своего интеллекта. Однако важно знать и то, на что направлены эти знания, в какой мере связаны они с гуманистическими целями.

В процессе жизнедеятельности у человека происходит непрерывное накопление, расширение и углубление знаний об окружающем мире, происходит не только отбор необходимых знаний, но и жизненных установок, определяющих характер осознания личностью своего места в мире и отношения к нему. Эти особенности духовного мира находят свое выражение в вере и убеждениях.

Вера - это чувственно-эмоциональное состояние психики, которое характеризуется следующими основными чертами.

Одной из главных черт является способность воспринимать знания как истинные, безотносительно к тому, являются они действительно истинными или ложными. Так, человек может поверить в ложь, приняв ее за истинное знание. В то же время, если истинное знание вызывает сомнение в своей истинности или признается как ложное, вера отсутствует. Вторым признаком веры следует считать то, что в ней знания, принятые как истинные, становятся для личности способом видения, понимания явлений действительности. На основе этих знаний человек определяет свое отношение к действительности, к другим людям, к собственной жизнедеятельности, осуществляет поступки и действия. Третий признак веры состоит в том, что жизненно значимые знания, принятые как истинные, превращаются в мировоззренческие установки, в жизненные ориентиры личности, определяющие характер ее поступков и действий. Четвертый признак веры заключается в том, что она представляет собой способность человека переживать желаемое и воображаемое как действительное, возможное и должное как сущее. Поэтому вера, как правило, предполагает оптимистическое отношение человека к миру. Она содержит в себе предположение о возможности достижения желаемого благополучного результата. Пятый признак веры состоит в том, что истинность знаний, принятых на веру, не получила своего подтверждения практикой, достаточной аргументацией. Человек, поверив во что-то, не знает так это в действительности или нет.

Все эти признаки взаимосвязаны. Их выделение целесообразно только с точки зрения более полного раскрытия содержания веры как особого феномена духовного мира и его роли в жизнедеятельности личности

Убеждение, как и вера, характеризуется признанием истинности воспринимаемых знаний, которые становятся способом понимания человеком явлений действительности, руководством к действию. Отличается убеждение от веры, прежде всего, тем что истинность воспринимаемых знаний подтверждается непосредственно практикой жизни, достаточной логической аргументацией, опирающейся на конкретные факты и теоретические обоснования. Кроме того, убеждение может быть связано с осознанием истинности и желаемого и нежелаемого.

Вера и убеждение играют важную роль в формировании мировоззрения личности. Под мировоззрением понимают совокупность обобщенных взглядов на объективную реальность и место человека в ней, на отношение людей, к окружающей действительности и самим себе, а также обусловленные этими взглядами убеждения, принципы, идеи и идеалы.

Роль мировоззрения в жизнедеятельности человека огромна, без него невозможно осуществление целеполагающей деятельности. Человек вообще невозможен без мировоззрения, пусть самого примитивного. Исходя из мировоззрения человек определяет смысл своей жизни, который является основным мировоззренческим вопросом, ядром мировоззрения, на его основе формируются ценности, идеалы и установки человека. В нем, таким образом, слиты воедино познавательный и ценностный аспекты. Мировоззрение формируется в результате приобретения и накопления знаний, а также само, исходя из ценностной ориентации субъекта, определяет качество и направленность познавательной деятельности человека. Оно фиксирует не просто знания, но и отношение субъекта к действительности и к другим людям, определяет выбор тех или иных средств деятельности, достижения поставленных целей.

Эта роль проявляется в трех основных аспектах: во-первых, они представляют собой предпосылки формирования мировоззрения. Без веры и убеждений мировоззрение, как целостное выражение духовного мира, практически невозможно; во-вторых, вера и убеждение представляют собой формы проявления, функционирования мировоззрения. Причем мировоззрение может формироваться преимущественно на вере или преимущественно на убеждениях. Роль веры и убеждений в мировоззрении может изменяться в процессе жизнедеятельности человека. Так, в детском и юношеском возрасте мировоззрение формируется преимущественно на вере. Со временем на первый план могут выступать убеждения. Однако бывает и так, что убеждения, сформировавшиеся в процессе воспитания и практической жизнедеятельности, в результате изменившихся обстоятельств подвергаются пересмотру. Истинность убеждений подрывается. Тогда убеждения уступают место вере, а может наступить и неверие, что, как правило, оказывает сильное влияние на психику человека. В-третьих, вера и убеждения выступают как результат реализации уже сложившихся мировоззренческих установок, их проверки на основе жизненного опыта.

Носителями того или иного мировоззрения выступают отдельные люди, группы людей и общество в целом. Характер мировоззрения определяется уровнем исторического развития общества, состоянием его культуры, поэтому мировоззрение средневекового человека так отличается от современного. Однако мировоззрение людей, даже живущих в одном и том же обществе, различно. Это зависит и от их личных качеств, и от условий формирования мировоззрения, и от принадлежности к различным социальным группам.

Выделяют несколько типов мировоззрения:

1) обыденное (или житейское), которое опирается на личный опыт и формируется под влиянием жизненных обстоятельств;

2) религиозное, в основе которого лежат религиозные взгляды, представления и убеждения человека;

3) научное, которое опирается на достижения современной науки и отражает научную картину мира, результаты современного научного познания;

4) гуманистическое, объединяющее лучшие стороны научного мировоззрения с представлениями о социальной справедливости, экологической безопасности и нравственном идеале.

Мировоззрение формируется на основе всех структурных элементов духовного мира личности и всего содержания общественного сознания, но не сводится к их сумме. Оно приобретает в духовном мире относительную самостоятельность и выступает по отношению к личности как своеобразный внутренний императив, регулятор, определяющий сам способ видения человеком мира и себя в нем.

Сердцевину мировоззрения составляет понимание человеком целей и смысла жизни, ориентирует его на деятельность, которая находит свое выражение в стремлении личности к достижению счастья, под которым следует понимать чувственно-эмоциональное состояние удовлетворенности от реализации или стремления к реализации понимаемых человеком целей и смысла жизни. Счастлив может быть каждый человек, безотносительно к тому, каков уровень его социальной зрелости, уровень интеллектуального развития, независимо от возраста, мировоззренческих установок, т.к достижение человеком счастья зависит, прежде всего, от того, в чем он видит смысл своего бытия.

Проходя проверку жизненным опытом, мировоззрение трансформируется в жизненную позицию личности. Жизненная позиция представляет собой основанную на мировоззренческих установках и на жизненном опыте готовность к действию. Позиция может быть активной и пассивной. Реализация жизненной позиции в деятельность осуществляется посредством воли, которая представляет собой способность человека сознательно мобилизовывать все физические и духовные силы, направлять свою жизнедеятельность на достижение целей. Формируясь в процессе становления духовного мира личности и жизненного опыта, она приобретает относительную самостоятельность и оказывает воздействие на сам процесс развития духовного мира, становится важным фактором самовоспитания, самосовершенствования, внутренней повелительной силой, направляющей жизнедеятельность личности в определенное русло.

Сферой и способом реализации духовного мира личности, мировоззренческих установок и жизненной позиции является социальная активность. Социальная активность - способ самореализации личностью понимаемых ею целей и смысла жизни. Социальная активность - это также показатель степени социальной зрелости личности, ее гражданственности.

Человечество перешагнуло порог нового тысячелетия. С надеждой и тревогой за судьбы цивилизации мы смотрим в будущее. Какие прогнозируемые сценарии воплотятся в действительность? А может быть, это будут некие неведомые нам варианты развития? Ответы даст сама жизнь. Однако ясно, что никакое заранее уготованное и уже сейчас ожидающее нас будущее не существует. Даже апокалипсис до последнего мгновения предоставляет человечеству свободу выбора: умножать силы зла или активно созидать добро.

Общественное развитие, особенно в переломные моменты, содержит в себе различные, нередко альтернативные возможности. Какие из них осуществятся на практике? Каким станет наше Отечество через несколько лет? В конечном счете, это зависит от сознательной и активной деятельности людей.

Современное общество предоставляет человеку широкий выбор сфер приложения своих сил, найти свое место в мире, определить пути решения возникающих сложных проблем, увидеть возможности наиболее полной реализации своих способностей, утвердить себя как личность.


Заключение

В заключение следует сказать, что духовный мир личности - это сложная система, элементы которой:

духовные потребности в познавании окружающего мира, в самовыражении средствами культуры, искусства, других форм деятельности, в пользовании достижениями культуры и др. Духовная культура выступает необходимым условием существования, как всего общества, так и для формирования личности и его внутреннего мира. Каждый человек располагает громадным потенциалом к восприятию накопленных культурных ценностей;

знания о природе, обществе, человеке, самом себе;

вера в истинность тех убеждений, которые разделяет человек;

убеждения, определяющие человеческую деятельность во всех ее проявлениях и сферах;

ценности, лежащие в основе отношения человека к миру и самому себе, придающие смысл его деятельности, отражающие его идеалы;

способности к тем или иным формам социальной деятельности;

чувства и эмоции, в которых выражается его отношение с природой и обществом;

цели, которые он сознательно ставит перед собой

важным элементом духовного мира человека является - мировоззрение, совокупность его взглядов на мир в целом и связанное с ними отношение к миру. Мировоззренческая идея ценности рядового человека, его жизни заставляет сегодня в культуре выделить ценности нравственные как важнейшие, обусловливающие в современной ситуации саму возможность его существования на Земле.

Таким образом, духовный мир личности, будучи неразрывно связанным с духовной жизнью общества, характеризует личность с точки зрения ее содержания, ее отношения к окружающему миру, к другим людям, к себе, что и позволяет определить ее место и роль в жизнедеятельности общества.

Человек - творец своей духовной жизни, культуры, носитель духа и разума.


Список использованной литературы

1. Бессонов Б.Н. Гражданское общество и духовное развитие личности / Б.Н. Бессонов, В.В. Дубицкий. - Омск: ОГУ, 2002. - 296 с.

2. Ботвинова А.В. Духовная деятельность и формирование личности / А.В. Ботвинова. - М.: Изд-во "Научная книга", 2003. - 235 с.

3. Клименко А.В. Обществознание: Учеб. пособие для школьников ст. кл. и поступающих в вузы / А.В. Клименко, В.В. Румынина. - 4-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2004. - 480 с.

4. Философия. Учебное пособие / Авт. кол. под рук. Ю.В. Осичнюка. - Киев: Фіта, 2004. - 384 c.

5. Человек и общество: Учебное пособие для учащихся / Л.Н. Боголюбов, Л.Ф. Иванова, А.Ю. Лазебникова и др. - 3-е изд. дораб. - М.: Просвещение, 2001. - 400 с.

6. Чуприна А.А. Духовно-нравственные аспекты формирования современной личности // Материалы второй Международной конференции. - Ставрополь: СевКавГТУ, 2000. - 333 с.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Ссоры