Парадигма — это простыми словами. Значение слова парадигма

В большинстве книг и статей понятие «парадигма» имеет весьма туманное объяснение. Если говорить простым языком, то данный термин означает какую-то истину или аксиому, которая принимается за основу. На базе этой теории ведутся исследования ученых в определенной области знаний.

В более сложном понимании парадигма – это система средств, методов и суждений. Она устанавливает рамки, в пределах которых ведутся исследования, происходит понимание и дальнейшее изучение информации.

Появилась данная концепция благодаря приверженцу постпозитивизма – Томасу Куну. Он выделяет несколько этапов развития своей теории:

  • Допарадигмальный этап (проявление различных аномалий, которые трудно доказать).
  • Формирование какого-то знания (появление книг и учебников, которые последовательно, поэтапно раскрывают нюансы определенной теории).
  • Нормальная наука (поиск новых доказательств парадигмы, уточнение предыдущих знаний).
  • Экстраординарная наука (разочарование в старой парадигме и предъявление новых истин).

Разумеется, полный отказ от каких-то систем и суждений невозможен. Обычно образуются группы ученых: те, которые поддерживают традиционные, «старые» взгляды, и те, которые стремятся от них отказаться в пользу новых. Первая команда продолжает старые исследования, а вторая категория выдвигает что-то новое.

Основные группы в психологии

1. Естественнонаучная парадигма. Отражает все существующие знания о мире и человеке. С ее точки зрения люди являются объектами, которые подвергаются анализу и изучению.

Ученые разделяют эту парадигму на два блока. Первый включает старые теории о происхождении природы и давно имеющихся форм, а второй ориентируется на новый подход.

Естественнонаучный взгляд на мир требует не догадок и предположений, а неопровержимых доказательств. Здесь господствуют эмпирические факты, которые выявляют все нестыковки и предыдущие заблуждения.

Незаменимая экспериментальная форма проверяет определенные гипотезы и закономерности, которые характеризуют начальную истину.

2. Гуманитарная. В данном случае основой является духовный мир человека. Изучается его личное мировоззрение, ценности и жизненный смысл. Здесь неприменимы научные методы, которые требуют доказательств. Данная парадигма основывается на ощущениях и чувствах объекта.

Исследование предполагает анализ возможностей человека и его психики. Однако доказательства всегда будут оставаться довольно смутными, ведь человеческая душа не является чем-то материальным.

3. Практическая. Эта парадигма рассматривает не эмоциональные установки, а практику, основанную на них. Она изучает когнитивные способности, которые включают в себя мышление, ориентацию в пространстве, принятие решений и т.п.

Также исследуются личностные характеристики объекта, которые он формирует сам. Что индивид представляет о мире, о себе, об окружающих? Данные выводы имеют большое значение для ученых, анализирующих практическую парадигму.

Второстепенные виды

1. Психотехническая парадигма. Психотехника рассматривает роль психологических аспектов в культуре. Для этого проводятся эксперименты, которые выявляют зависимость мозга и конкретных движений или эмоций. К примеру, какая-то работа больше подходит определенному человеку и меньше утомляет его, и наоборот.

Также в сфере внимания данного подхода находятся последствия воздействия на человека рекламной информации. Исследуется влияние на людей различных публикаций и пропаганды определенных продуктов. Данная парадигма подразумевает выявление закономерностей и разработку и развитие техник, которые могут помочь в повседневной жизни и в трудовой деятельности.

2. Деятельная. Изучает соотношение чувств и мыслей, которые возникают по поводу каких-то действий, явлений. То есть человек опирается не только на практику в какой-то сфере, но и на свои ощущения, то есть на сферу психического.

Субъект не может быть полностью открытым и беззащитным, ведь в своих действиях он руководствуется не только чужими советами, но и своим опытом, и даже интуицией. Именно поэтому очень важна связь общества и человека, причем активная с обеих сторон. Это касается не только взрослых людей, но и детей, характеры и привычки которых еще только формируются.

3. Педагогическая. Комплекс определенных установок, методов и планов обучения, которые являются образцом в различных образовательных учреждениях. Педагогическая парадигма не основывается на индивидуальных особенностях человека, а предусматривает усвоение одинаковых знаний всеми обучаемыми.

В данном случае ученик становится полностью подвластен преподавателю, так как только тот может дать ему что-то новое. Такая схема вызывает негативные эмоции у воспитанника, ведь он чувствует себя подчиненным. К сожалению, сегодняшняя педагогическая парадигма уже устарела, поэтому поиск нового подхода невероятно актуален.

Сейчас рассматривается вопрос об ориентации образования на культуру личности. Будущая педагогическая парадигма планирует позиционировать учителя как друга, а не как что-то пугающее и строгое.

4. Эзотерическая. Считается самой древней из известных парадигм. Ее главная суть заключается в существовании неизменной истины, которую не каждый может познать.

К тому же большое значение имеет учитель, который не преподает, а дарит данное учение как откровение. Можно назвать данный подход религиозным, ведь не все верят в Бога и загробную жизнь. Эзотерика же близка со всеми подобными суждениями и установками к религии.

В этой парадигме не существует никаких оценок и эмоциональных заключений. Данные понятия применимы лишь к личности, а в этой системе координат ее не существует. Основной идеей является то, что все в мире едино и цельно.

5. Прагматическая. Это полная противоположность предыдущему подходу. Главная цель этой парадигмы заключается в поиске способов урегулирования задач, которые возникают во всех сферах жизни человека. В данном случае все знания и истины являются инструментами для решения проблем.

Это касается не только умения зарабатывать деньги, но и способности выживать в нашем мире. Долгое время значение данного подхода сводили к финансам, которые рассматривались как основа существования. Лишь в последние годы можно заметить, что большинство людей перестало игнорировать собственные желания, таланты и предпочтения, что резко поменяло классический прагматизм.

Перспективы

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что в современной психологии существует множество теорий и предположений. Оценка ее перспектив зависит от огромного количества факторов. Они включают в себя личностные суждения разных типов людей, взаимосвязь разных парадигм, веру, пол, социальное положение в обществе и даже такие понятия, как искренность, зависть и правильная мотивация.

Парадигмы в психологии настолько противоречивы, что не все психологи верят в них. Большая часть ученых забывает о первоначальных целях, посвящая все больше времени духовным вещам. Однако такая конкретика в направленности позволяет открывать настоящие эмоции и таланты человека, а не только его навыки для пользы обществу.

Стоит сказать, что мир и технологии не стоят на месте, а значит, появляются и новые парадигмы. В любом случае специалистов в данной профессии огромное количество, поэтому развития и новых подходов не избежать. Автор: Елена Мелисса

Если бы древние греки узнали современный смысл изобретенных ими слов, они бы очень сильно удивились. Когда афинский оратор для убеждения публики приводил для яркого примера притчу или басню, это называлось парадигма. Что это простыми словами значит сейчас, зависит от конкретной научной сферы.

Что означает слово «парадигма»?

Слово имеет греческое происхождение, где имело значение «шаблон, пример, образец». В Античности оно применялось преимущественно в риторике и обозначало разновидность доказательства при ведении дискуссии или во время публичных выступлений оратора.

В новейшее время первой наукой, освоившей древнегреческий термин, было языкознание. Еще в 1900 году лексема считалась техническим термином из области грамматики. Впоследствии она была подхвачена другими областями знания и получила новые, многогранные значения.

В современном понимании, парадигма - это общепризнанные научные достижения , которые на определенный промежуток времени являются моделью решения и поиска проблем для сообщества специалистов-практиков.

Она определяет:

  • Что должно подвергаться рассмотрению и исследованию;
  • Какие вопросы нужно изучать в рамках определенной проблематики;
  • Каким образом следует структурировать эти вопросы;
  • Какие нужно делать прогнозы в рамках доминирующей в дисциплине теории;
  • Как нужно интерпретировать результаты научных исследований;
  • Как следует проводить эксперимент и какое оборудование при этом использовать.

В этом видео Андрей Куценко расскажет, как был образован термин «парадигма», о его определении:

Значение в языкознании

Применительно к науке о языке это греческое слово означает всю совокупность словоформ с разным грамматическим наполнением, принадлежащих одной единице речи.

В русском языке парадигмальный анализ представляет собой список падежных форм, например:

  • Солнце;
  • Солнца;
  • Солнцу;
  • Солнце;
  • Солнцем;
  • О солнце.

Для глагола потребуется составить таблицу спряжения.

В зависимости от раздела языкознания значение термина «парадигма» варьирует:

  • Морфология : множество форм слова, которые соответствую определенным грамматическим категориям. При любых изменениях определенная часть слова (корень) остается прежней;
  • Лексикология : категория слов, которые противопоставлены другой категории по определенному признаку (значению, произношению, написанию);
  • Словообразование : множество дериватов, происходящих от одного корня;
  • Синтаксис : отличающиеся между собой конструкции предложений и словосочетаний. Например, категория модальности (предположение, пожелание, возможность).

Парадигмы в социологии

В общественных науках под парадигмой понимают преобладающую на определенном историческом этапе концепцию, которая определяет механизм поиска проблем и их решения.

В зависимости от конкретной социологической школы выделяют несколько базовых концепций:

  • Социальные факты . Положение, установившееся в обществе, не зависят от волеизъявления отдельных его членов;
  • Понимание . Всякий участник общественного процесса руководствуется в своих действиях определенной логикой;
  • Социальное поведение . Человек действует на основании импульсов, заложенных от рождения;
  • Социально-исторический детерминизм . Роль отдельной личности в истории ничтожна в сравнении с ролью коллектива;
  • Психологический детерминизм . Инстинкты индивида находятся в непрерывной борьбе со стереотипами;
  • Натурализм . В исследованиях должны довлеть математические методы;
  • Интерпретация . Необходимо становиться на место каждого индивида для понимания его поступков;
  • Оценивание . Ученый должен предпочитать чистое исследование критическому взгляду на проблему.

Парадигма в философии

Применительно к философии набор базовых концепций имеет следующий вид:

  1. Спекуляция . Взгляд на проблему не должен иметь ничего общего с реальностью. Логические методы не применяются. Роль философии сводится к отвлеченному рассуждению о судьбах мира;
  2. Сциентизм . Логический метод является базисным для познания. Всякая посылка должна быть подкреплена рациональными аргументами. Знания должны подвергаться критическом осмыслению и классификации;
  3. Аналитика . Философ должен изучать точное значение слова, поскольку проблемы исходят из-за неправильного обозначения предметов и явлений;
  4. Антисциентизм . Проблематика предыдущих эпох не имеет никакого значения для истинной сути человеческого бытия;
  5. Эстетикос . Всякий философ есть художник и творец, который исходит скорее из своей интуиции, чем из здравого смысла;
  6. Практицизм . Наука должна быть основой для смены несправедливого строя;
  7. Метафизика . Предметом изучения являются материя, дух и Бог;
  8. Религиозная философия . Изучения духовных методов и реригии.

Понятие научной революции

Как полагал выдающийся американский историк Томас Сэмюэл, научная мысль в своем развитии проходит через три этапа :

  1. Обыденное существование, когда всякое явление укладывается в текущую картину мира;
  2. Постепенно массив «неправильных» и необъяснимых фактов становится настолько велик, что происходит кризисная ситуация;
  3. Предыдущий этап длится до тех пор, пока не будет разработана новая система знания, в рамках которая старая модель будет лишь частным случаем.

При переходе от 2-й к 3-й ступени в обществе царит скепсис. Так, в 1900 физик Уильям Кельвин писал, что «в физике нет ничего нового. Остаются лишь более-менее точные измерения».

Примерами кардинальной смены парадигм являются:

  • Переход от геоцентрической к гелиоцентрической картине мира (1543);
  • Утверждение принципов классической механики и отход от идей Аристотеля (1687);
  • Принятие теории Лавуазье о химических реакциях (1783);
  • Утверждение генетики благодаря исследованиям Георга Менделя (1866);
  • Принятие квантовой механики (1905);
  • Разработка теории относительности (1920).

Доминирующая некоторое время картина мира в определенной области знания носит название парадигма. Что это простыми словами? Ближайшими аналогами является «метод», «модель», «концепция» . Когда один базовый метод сменяет другой, говорят о революции.

Видео о значении слова «парадигма»

В данном ролике Геннадий Малышев расскажет о том, что такое парадигма и как она влияет на нашу жизнь:

Политическая наука: Словарь-справочник

Парадигма

(от греч. paradeigma пример, образец)

в философии, политологии, социологии - исходная концептуальная схема, модель постановки проблем и их решения, методов исследования, господствующих в течение определенного исторического периода в научном сообществе. Смена парадигм представляет собой научную революцию.

Парадигма

(греч. paradeigma - пример, образец).

1) Система флективных изменений, являющихся образцом формообразования для данной части речи. Парадигма первого склонения имен существительных. Парадигма мягкого склонения имен прилагательных. Парадигма второго спряжения глагола.

2) Совокупность форм словоизменения одного и того же слова. Парадигма имени существительного стол.

Начала Современного Естествознания. Тезаурус

Парадигма

(от греч. paradeigma - пример, образец) - исходная концептуальная схема, признанные всеми научные достижения, способ организации научного знания, которые в течение определенного времени дают научному сообществу определенное видение мира, модель постановки проблем и их решения. Смена парадигм происходит в ходе научных революций. Понятие парадигма введено в науку философом-позитивистом Г. Бергманом и было широко распространено американским физиком Томасом Куном (творцом теории научных революций) для обозначения ведущих представителей и методов получения новых данных в периоды экстенсивного развития знания. Иногда заменяется понятием картина мира.

Культурология. Словарь-справочник

Парадигма

греч. paradeigma – пример, образец.

совокупность теоретических и методологических предпосылок, определяющих конкретное научное исследование, которая воплощается в научной практике на данном историческом этапе.

☼ образец или модель. Как особый термин понятие П. введено амер. методологом науки Т. ом в кн. "Структура научных революций" (1962) для обозначения преобладающих в деятельности опр. научного сооб-ва проблем и решений.

П. представляет собой классич. науч. разработку, к-рая воспринимается представителями дисциплины в качестве образца и становится основой научной традиции. Работа ученого есть работа в рамках П. Она состоит в дополнении, уточнении, углублении сформулированных в П. принципов, в распространении их на новые предметные области. Формирование новой П. начинается в условиях, когда возникают проблемы (аномалии), к-рые не могут быть разрешены и объяснены в рамках существующей П. Переход от одной П. к другой может растягиваться на десятки и даже сотни лет. Кун назвал этот период научной революцией - временем крушения авторитетов, моделей, методологий, теорий, мировоззрений, образов мира.

П. - репрезентативная культура ученых, действующих в ее рамках, и до тех пор, пока они признают основополагающую теорию, они будут находить теор. аргументы в ее пользу, и экспериментальные подтверждения.

Смена П. - нечто большее, чем чередование теорий и концепций, выдвигаемых теми или иными авторами. Смена П. есть смена отношений к объекту исследования, предполагающая изменение исследоват. методов и целей, а иногда и смена самого предмета исследования. Первичную П. наук о культуре можно назвать эмпирической. Это сбор информации о разных народах, их нравах, обычаях, образе жизни в период, обычно обозначаемый как предистория или доистория науки. Следующей, уже полноправно научной П., стала эволюционистская . Важнейшие ее представители: Г. Спенсер, А. Бастиан, Ю. , Ш. Летурно, Л. Г. Морган. Основные разработки эволюционистской П. - идея единства человеч. рода, единообразие и однолинейность развития культуры, психол. обоснование явлений обществ. строя и культуры.

Эволюционистская П. внесла существ. вклад в познание культурной реальности истории человечества, в понимание человеч. природы, функций культуры, закономерностей ее развития; благодаря ей культура обрела определенную целостность, была систематизирована и упорядочена, хотя именно эта систематичность, в опр. степени навязанная, стала одной из гл. причин смены П. в изучении культуры.

В 20 в. внимание исследователей все больше стало переключаться от изучения культурных констант , существующих в более или менее неизменном виде во всех культурах и тем самым дающих возможность говорить о культуре вообще, на многообразие культурного оформления человеком своего существования и на различия разных культур. Изменился сам предмет культурологич. исследования: не культура человечества стала предметом, а конкр. культуры . Такой подход постепенно привел к отказу от глобально-эволюционистских построений, хотя и не к отказу от идеи эволюции вообще; последняя стала наблюдаться и улавливаться в отд. культурах. Культурфилос. основой такого рода исследований в эмпирич. науках о культуре стали т.н. циклич. теории культурного развития. Под культурными циклами при этом понимается опр. последовательность фаз изменения и развития культуры, к-рые следуют закономерно одна за другой и при этом мыслятся как возвращающиеся и повторяющиеся. Здесь налицо аналогия с человеч. жизнью: детство, юность, зрелость, старость и смерть. То же самое происходит с культурами: каждая культура совершает свой цикл и приходит в упадок.

Родоначальником циклич. теорий в совр. историографии и науке о культуре стал Н.Я. Данилевский. Уже за ним следовали , Л. . Общим для всех сторонников циклич. взгляда было представление об "историч. индивидуальностях", каковыми являются все культурные целостности, и о наличии жизненного цикла у каждой из этих целостностей.

Если на культурфилос. уровне основой новой П. стало циклич. учение, то на методол. уровне - . В культурной антропологии это учение разрабатывали и . Они исходили из того, что в культуре, понимаемой как целостность, нет "лишних" элементов - все они имеют свою опр. функцию в целостности культуры, понимаемой как особенная форма приспособления человеч. группы к условиям среды ее обитания.

Циклич. теории в соединении с функционализмом придали представлениям о культуре совсем иной вид, чем в рамках эволюционистской П. Каждая культура стала рассматриваться как ценность в себе, безотносительно к тому, какое место она занимает на эволюционной "лестнице". Поскольку работы функционалистов показали, насколько сложным образованием является каждый культурный организм, стало невозможным разделять культуры на "примитивные" и "высокоразвитые". Культуры ранее, с т. зр. эволюционного развития, считавшиеся примитивными, стоящими на нижних ступеньках эволюционной лестницы, стали восприниматься просто как инакие, имеющие отличные от совр. культур структуры и закономерности функционирования. Это было сильным ударом по европоцентристскому мировоззрению, продолжением и развитием антропол. революции.

Возникла возможность и необходимость теор. анализа культуры, возможность и необходимость выяснения, почему именно такое орудие, такие идеи, такой образ мира, миф или легенда характерны именно для этой культуры, какую они в ней выполняют функцию, как сопрягаются со средой, в к-рой эта культура возникла.

Эта новая научная П., в корне изменившая взгляд на культуру, получила название плюралистической, ибо ее сторонники исходили из идеи плюрализма, множественности и многообразия культур.

Лит. : Кун Т. Структура, науч. революций. М., 1977; Токарев С.А. История зарубеж. этнографии. М., 1978; Ионин Л. Социология культуры. М., 1996.

Л. Г. Ионин.

Культурология ХХ век. Энциклопедия. М.1996

Педагогический терминологический словарь

Парадигма

(греч. paradeigma - пример, образец)

1. образец, тип, модель (например, общественных отношений).

2. В философии, социологии - исходная концептуальная схема, меняющаяся со временем и характерная для определённого этапа в развитии науки модель постановки проблем и их решения.

3. В риторике - пример, взятый из истории для доказательства, сравнения.

4. В грамматике - система форм изменяющегося слова, конструкции, например имени, глагола.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 185)

совокупность теоретических, методологических и иных установок, принятых научным педагогическим сообществом на каждом этапе развития науки, которыми руководствуются в качестве образца (модели, стандарта при решении проблем; определенный набор трудностей (регулятивов).

(Шмырева Н.А., Губанова М.И., Крецан З.В. Педагогические системы: научные основы, управление, перспективы развития. - Кемерово, 2002. С. 99)

Словарь лингвистических терминов

Парадигма

(др.-греч. παράδειγμη пример, образец)

Образец склонения или спряжения, система форм одного и того же слова: я думаю, ты думаешь, он (она, оно ) думает, мы думаем, вы думаете, они думают . Парадигму образуют, например, система согласных, совокупность словообразовательных моделей и т.п.

1) П. (в широком смысле): любая совокупность языковых единиц, объединенных отношениями взаимосвязи, противопоставления и обусловленности (напр.: парадигма детскости – совокупность лексем, обозначающих детёнышей);

2) П. (в узком смысле): грамматическая парадигма – совокупность однотипных грамматических форм слова; словообразовательная парадигма – совокупность однотипных слов, данных в определённой последовательности, объединённых отношениями взаимосвязи, противопоставления и обусловленности. По необходимому количеству членов в парадигме выделяют следующие типы грамматических парадигм: 1 ) полная – парадигма, в которой все члены представлены словоформами (напр., падежная парадигма сущ. цветок );

2) неполная – парадигма, в которой недостаёт набора словоформ или слово не может принять форму, которая потенциально возможна (напр., парадигма времени глагола победить – невозможно сказать я победю ; парадигма лица глаг. светать – невозможно сказать я светаю );

3) дефектная – парадигма, в которой представлены отдельные члены: налей щец; принеси дровец ;

4) избыточная – парадигма, в которой возможны параллельные варианты словоформ (напр., падежная парадигма сущ. мама : мамой - мамою ).

Гаспаров. Записи и выписки

Парадигма

♦ Я спросила на экзамене: а кто такой Барбюс? - Imparfait du conjonctif. - Проспрягайте. - Que je barbusse, que tu barbusse, quil barbu… Я не останавливала: не ошибется ли в 3 лице?

Термины Киносемиотики

ПАРАДИГМА

Философский словарь (Конт-Спонвиль)

Парадигма

Парадигма

♦ Paradigme

Особенно яркий пример или модель, служащая эталоном мышления. Так понимали слово «парадигма» (paradeigma) Платон и Аристотель; сегодня это его значение используется в эпистемологии или истории науки. Парадигма – одно из основных понятий, используемых Томасом Куном (***) («Структура научных революций»). Это совокупность теорий, технических приемов, ценностей, проблем, метафор и т. п., которую в ту или иную эпоху разделяют представители той или иной научной дисциплины; это та «предметная матрица», которая позволяет им понимать друг друга и продвигаться вперед. Именно эту совокупность передают обычно студентам, благодаря чему они получают возможность приобщиться к современному им научному знанию, найти в науке свое место и плодотворно работать в ней. Нормальное состояние науки («нормальная наука», по выражению Куна) подразумевает господство парадигмы. Поле исследования, таким образом, обозначено вехами предыдущих открытий, а работающие в этом поле ученые придерживаются между собой определенного консенсуса. Они согласны друг с другом не только в признании ценности уже совершенных открытий, но и в том, что следует открывать дальше, какими методами и с какой целью. Напротив, научная революция знаменует собой период, в которой появляется новая парадигма, опровергающая предыдущую, предлагающая решение вопросов, прежде считавшихся не имеющими решения, некоторые вопросы отметающая и ставящая взамен их новые. Именно таков переход от классической (ньютоновской) механики к релятивистской физике (теории Эйнштейна и его последователей). Он сопровождается не только новыми решениями, но и новыми проблемами, трудностями и процедурами. Две соперничающие парадигмы, отмечает Кун, несоизмеримы, и переход от одной к другой возможен только путем глобальной конверсии, не сводимой к чисто рациональному продвижению вперед. Поэтому судить об одной теории в терминах парадигмы, к которой она не принадлежит, нельзя. Это, разумеется, не отменяет прогресса, но предостерегает против его понимания как линейного и непрерывного процесса. Научный прогресс ничем не напоминает плавное и неторопливое течение крупной реки.

Термин «парадигма» был впервые введён позитивистом Г.Бергманом, который получил всеобщее признание, а также известность после того как данная публикация была выпущена в свет. В научно-философских работах Т.Куна это слово довольно часто употреблялось. Автор решил представить даже на суд общественности и публики свой собственный взгляд о том, как научные революции постепенно приходят на смену привычным парадигмам, выступая при этом своего рода первичными и в какой-то мере даже концептуально-теоретическими схемами. Они могут доминировать в науке, в какой-то из периодов исторических. Какое же значение несёт под собой это слово? Особое понятие, которое в большинстве своём характеризует совокупность ряда научных убеждений, а также нескольких методик и ценностей, которые были приняты в качестве нормы в обществе.

Парадигма в психологии

Очень важно определить несколько подходов, которыми характеризуется понятие психологического взгляда и собственно «парадигма». Обычно применяют к науке этот термин о психологии, а также о ряде закономерностей, которые характеризуют в целом её проявление и на её основе сформировались относительно три общих подхода, которые выступили ответом на вопрос, «как же в психологии объясняют значение данного ремина?». Начнём с первого подхода, в котором парадигму называют естественной наукой, то есть допарадигмальной областью знаний. Проблема тут будет заключаться лишь в том, что с точки зрения научности парадигма пока ещё не сумела сложиться должным образом. Второй подход включает в себя термин мультипарадигмальная наука и это произошло потому, что в ней сформировались одновременно несколько ключевых парадигм, начиная с психоаналитической и заканчивая гуманистической. Согласно третьего подхода в психологии парадигму называют внепрадигмальной наукой и это происходит потому, что определение очень редко применяется в данной сфере деятельности.

О естественно-научных и гуманитарных парадигмах

Учёный Дильтей говорил о том, что психологию обязательно стоит разделить на несколько отдельных разделов, начиная с объяснительного, который больше всего характеризуется и склоняется к различным методам точных наук, также на описательную и понимающую. Данный взгляд на вещи можно смело назвать и сегодня актуальным и ряд многочисленных методов и способов, которые позволяют познать психику человека продолжают очень активно обсуждаться. Выдвигаются новые теории и гипотезы, одни из которых уверенно и непоколебимо подтверждаются благодаря которым аргументам, а другие так и остаются на стадии разработки. Как только психологи увлекаются математическими методами и процессами описания психических аспектов, они стремятся к чётким формулировкам и претензии уже возникают у гуманитариев. Дело в том, что психика человека очень сложна и невозможно сформулировать всё это словами. Эта ситуация наблюдается и в самой психологии.

Термин в социологии

Многочисленные противники сциентистского подхода часто приводят в качестве общего доказательства психоанализ. Так, знаменитые Кижи были построены каким-то волшебным образом без единого гвоздя, так и это психологическое направление не имеет ни одного математического знака и точного определения. Дискуссии каждой из сторон продолжаются по сей день и они не устают приводить различные аргументы и факты, которые выступают прямыми доказательствами правоты, что на самом деле всё именно так и есть. Если рассматривать данный термин с точки зрения социологии, то обязательно стоит знать, что в отношении данного понятия «парадигма» в науке складывается весьма неоднозначная ситуация, которая была походе с той, описанной выше.

В социологии имеется ряд особых фундаментальных теорий, благодаря которым её можно смело рассматривать так же как и психологию, и в дальнейшем смело соотносить с мультипарадигмальной наукой, то есть относить её к научной дисциплине, которая имеет несколько парадигм. Оценивая её нынешнее состояние, социолог Осипов отметил ряд очень важных схем, которые базируются на основе популярных теорий Маркса, Вебера и Дюркгейма.

Характеристики

В зарубежной литературе можно отыскать ответ на вопрос, что же такое парадигма? На рассмотрение и суд общественности представлена социологическая литература со своими терминами. Разные авторы по-разному трактуют слово «парадигма». К примеру. Э.Гидденс рассматривает его исключительно в качестве парадигмальных научных теорий, которые были ранее выдвинуты Вебером, Марксом, Контом и Дюркгеймом. На ряду с этим можно смело рассматривать и продолжать вести активный диалог о том, что в социологии данный термин также рассматривается с точки зрения классического понятия и в точки зрения современного. Большинство зарубежных социологов говорят о том, что эпохи меняются и каждая из них имеет свои особенности и невозможно объяснить эти социальные процессы с помощью, так называемого теоретического построения суждений учёных прошлого века.

Можно смело говорить о том, что картина социальной действительности, которая была им создана составляет особое представление о социуме, и она выступает так называемой социологической парадигмой. Можно долго спорить и выдвигать ряд теорий, которые позволят разобраться в том, что же можно именовать парадигмой. Ясно лишь одно, что в разных науках значение этого слова будет видоизменяться по-разному и слово вряд ли когда-то выйдет из общего обихода. Учёные будут спорить и доказывать, но самое главное – останется слово, которое уже укрепилось не только в психологии, но и в социологии. Неизвестно, какие ещё теории будут выдвинуты современными учёными, но продолжают вестись активные дискуссии и выяснения, что же стоит вкладывать в это понятие, а что не стоит. Время стремительно летит, а «парадигма» остаётся в качестве основной характеристики и основополагающего термина.

Параллельно с парадигмой существует также синтагма – для дуба синтагматическая группа это те слова, с которыми он имеет общее(или противоположное) по признакам. К примеру, стол, заяц – это тоже имена существительные мужского рода.

Некоторые примеры

  • Риторика . Тут парадигма представляет собой пример, взятый из мифологии или истории. К примеру, «Ватерлоо» или «Авгиевы конюшни». Тут синонимом парадигмы является понятие архетипа.
  • Программирование . Парадигма программирования – это совокупность тех идей и понятий, которые использует программист при написании кода. К примеру, объектно-ориентированное программирование это и есть одна из парадигм программирования. Зависит от языка программирования, задачи и самого программиста.
  • Социология . Тут парадигма – это система наиболее общих исходных и важных обоснований достаточно признанной социологической теории, определяющий её подход к постановке и решению задач. К примеру, парадигма теории игр, в которой есть игра с ненулевой суммой, с нулевой суммой и т.д…
  • Политология . Словари дают слишком громоздкое определение, поэтому для большей понятности лучше объяснить так – парадигма это те принципы, слова, термины, и методы, которые описывают некое социальное явление и его развитие. К примеру, парадигма демократии – это всеобщее голосование, а парадигма коммунизма – это диктатура пролетариата, а рептилоиды относятся к парадигме теории заговоров.

То есть, в самых общих чертах – парадигма есть «в одном флаконе» краткий словарь, русло движения и норма поведения некоего явления. Естественно, такая трактовка также хромает, как и все остальные «общие теории всего». Но, может быть, эту формулировку придумаете Вы?

Измена жены