Существуют ли русалки — доказательства того, что эти удивительные создания среди нас.

По традиционным русским представлениям, русалки внешне мало отличаются от людей, в поздней русской литературе и кинематографе под западным влиянием, образ русалки приобрёл в нижней части тела вместо ног плоский хвост, похожий на хвост рыбы. Западноевропейские русалки внешний вид унаследовали от художественных изображений гомеровских сирен, славянские сходны с древнегреческими нимфами. В англоязычном бестиарии для славянских русалок употребляется слово rusalka , а для западноевропейских - mermaid .

Важная отличительная и объединяющая черта во внешнем виде русалок - распущенные длинные волосы. Простоволосость, недопустимая в обычных бытовых ситуациях для нормальной крестьянской девушки - типичный и очень значимый атрибут: «Ходит как русалка (о нечёсанной девке)» (из словаря Даля).

Преобладающий цвет волос - русый, отчего историк С. М. Соловьев производит само название «русалка» - «с русыми волосами» .

По некоторым русским представлениям, русалки имеют облик маленьких девочек, очень бледных, с зелеными волосами и длинными руками. В северных областях России (местами на Украине) русалок преимущественно описывали как косматых безобразных женщин. Часто отмечаются большие груди: «цыцки большие-большие, аж страшно» .

Мифологический образ

Русалки выходят из воды перед Троицей (рисунок Маковского)

Образ жизни

Русалка с дочерью (иллюстрация к стихотворению Пушкина)

В некоторых местах Украины различали русалок полевых (то же самое, что «полудницы ») и лесных («фаляроны», из войск библейского фараона, погибших в Красном море). Как пишет Зеленин, «Русалок нельзя признать определенно духами водными или лесными или полевыми: русалки являются одновременно и теми и другими и третьими». Видят их часто в прудах, озёрах и проточных водах, как они барахтаются, стоя по пояс в воде или настолько, что «только греха не видать» расчёсываются и моют лицо руками

Из большей части народных рассказов, русалки не имели одежды, ходили нагими и без головного убора, но при случае были бы рады одеться. Одетых русалок чаще всего видят в рваных сарафанах

Способ, которым русалки добывают себе одежду, поэтически описывается в восточнославянских песнях:

У ворот береза Зелена стояла, Веткою махала; На той на березе Русалка сидела, Рубахи просила: «Девки, молодухи, Дайте мне рубаху: Хоть худым-худеньку, Да белым-беленьку!»

Зеленин Д.К. Очерки русской мифологии.

В связи с русалочьей нуждой, также существовало поверье, что на Духовской неделе, когда в лесу ходят русалки - нагие женщины и дети, при нечаянной встрече с ними, нужно непременно бросить платок или что-нибудь другое, даже рукав от платья оторвать, если в то время при себе ничего другого не будет. Считалось, что русалки похищают у заснувших без молитвы женщин нитки, холсты и полотна, разостланные на траве для беленья, похищают одежду и пищу, где-либо беспечной хозяйкой положенную без молитвы, и выбирают для себя любовников из мужчин . Желание одеться заставляет русалок подходить ночью к баням, где прядильщицы иногда оставляли пряжу, и напрясть себе ниток для одежды. «Но, очевидно, не все из них ещё обучены этому искусству: другая только обсусолит мочку на гребне да обслюнит» .

Повсеместно у восточных славян, а также у саамов, распространено поверье, что водяные красавицы-русалки по ночам выходят из воды, садятся на траву и расчесывают свои волосы . Поверьем этим часто пользовались художники и поэты, например Шевченко (в стихотворении «Утоплена»).

В качестве гребней русалки используют рыбьи кости . К сходному разряду водных духов относится «шишига» - голая взрослая женщина, которая, сидя на берегу у воды, также нередко чешет гребнем свои длинные волосы . Присловье «чёрт чесал, да и чесалку-то потерял» имеется в «Пословицах русского народа», собранных Далем . В Читинской области уже во второй половине XX столетия была записана быличка о том как женщина, дом которой стоял у речки, забрала оставленный русалкой на берегу гребешок. «И каждую ночь та девка-волосатиха спать не давала: стучит то в окно, то в двери». По совету одного старца, гребешок был отнесён обратно на берег, и с той поры русалка приходить перестала .

Другой отличительной особенностью русалок является их любовь к плетению венков из цветов, осоки и древесных ветвей . Отмечена русалка, которая прихорашивалась, смотрясь в воду, как в зеркало.

В Белоруссии была записана быличка, в которой повествуется о русалке, смастерившей люльку для своего младенца из большого куска берёзовой коры .

Среди «белкового ассортимента» в питании русалок народом отмечены рыба и раки, а по ночам они забираются в сараи, где могут доить коров . Часто русалок видят среди возделанных полей, засеянных рожью и коноплёй, где они «ломают жито». А по наблюдениям, в дикой степи - питаются различными травами и ягодами . По свидетельству из Галиции, «дикая баба очень любит горох, и её можно в нём, на поле или в огороде, часто встретить» .

Русалок также отличает стремительный быстрый бег, такой что «на лошади не догонишь».

Русалка в народном календаре

По распространённому народному поверью, русалки забираются в реки с осени и проводят там всю зиму, а на Семик или Троицу выходят на сушу и остаются на ней в течение всего лета. В эту так называемую «русальную неделю » русалки бегают по полям, качаются по деревьям, могут защекотать встречных до смерти или увлечь в воду. С Семика до Духова дня в открытых водоёмах старались не купаться и в одиночку через засеянные поля не ездили. Особенно отмечен четверг - «русальичин велик день», в этот день девушки ходили в лес «русалку крестить». Со вторника начинались проводы русалок, которые чаще всего приурочивались к воскресенью или к первому дню Петрова поста , следующего за Русальной неделей .

Нрав русалок

В лесу обитают на высоких деревьях (дуб, липа и др.) , на которых любят раскачиваться: «В прежние времена русалок так много было, что они качались по веткам по лесам. Не только ночью, но даже и в полдни» ; нападают на людей и щекочут их до смерти. В Белоруссии верили, что русалки бегают нагие и кривляются, и если кому случится их увидеть, то сам будет всегда кривляться .

В целом русалки - существа опасные и враждебно настроенные по отношению к людям всех возрастов, за исключением маленьких детей, которых любят и, в случае опасности, оберегают от диких животных, изредка могут выступать в качестве спасительниц для утопающих. Иногда кидают в людей камнями .

Отпечатки своих ступней на берегу искусно прячут: «Следы этих шаловливых подружек остаются изредка на мокром песке; но это можно только видеть, застав из врасплох: в противном случае они перерывают песок и заглаживают следы свои» .

Русалки имеют склонность к специфических шуткам, о чём записано в народных быличках: «В ночь на Ивана Купала повели парни на ночлег лошадей, разложили огонь, начали греться; вспомнили, что в эту ночь ходят русалки и вырезали себе по хорошей дубине. Только что уселись вокруг огня, как невдалеке от себя увидели приближающуюся нагую женщину: это была русалка. Подойдя к огню, она остановилась, посмотрела на парней и ушла к реке; окунулась в реке, пришла опять к парням, стала на костер, затушила огонь и ушла. Парни опять развели огонь. Русалка вновь окунулась в реке и, придя, снова затушила огонь. Когда также явилась в третий раз, парни встретили её дубинами, и русалка ушла»

Иногда от скуки русалки перенимают заночевавшее на воде стадо гусей и завертывают им на спине, как шаловливые школьники, одно крыло за другое, так что птица не может сама расправить крыльев .

Белорусские русалки кричат «уу-гу! уу-гу!» Смоленские - качаются на деревьях с криком «рели-рели!» или «гутыньки-гутеньки» .

В некоторых отдельных местностях русалок называют «лихоплесками» от того, что они лихо плещутся или лихо пляшут . В Курской губернии в прошлом отмечено суеверие, что мелодии и ритмы песен, распеваемых женщинами, подслушаны ими у поющих русалок.

«Девиц и молодых женщин русалки не любят и, когда увидят какую в лесу, нападают на неё, срывают одежду и ветвями прогоняют из леса» . Напротив, с молодыми парнями русалки бесстыдно заигрывают, щекочут, пытаются перевернуть лодки рыбаков, или разными способами заманить пловца на глубину.

Если русалки (одна или несколько) будут приставать к человеку, то нужно устремить взгляд в землю, и на них не смотреть. Со слов крестьянина Дмитрия Шваркуна был записан заговор от приставаний русалки: «Водяница, лесовица, шальная девица! Отвяжись, откатись, в моем дворе не кажись; тебе тут не век жить, а неделю быть. Ступай в реку глубокую, на осину высокую. Осина трясись, водяница уймись. Я закон принимал, златой крест цаловал; мне с тобой не водиться, не кумиться. Ступай в бор, в чащу, к лесному хозяину, он тебя ждал, на мху постелюшку слал, муравой устилал, в изголовьице колоду клал; с ним тебе спать, а меня крещённого тебе не видать» . Если заклинание не помогало, то следовало уколоть хотя бы одну русалку иголкой или булавкой, которую опасливые поселяне всегда носили при себе: «тогда весь скоп русалок с воплем кидается в воду, где ещё долго раздаются голоса их» .

Оберегают от них полынь. Обычно при встрече с человеком русалка спрашивает: «Полынь или петрушка?» Если путник отвечает: «Полынь», русалка разочарованно отвечает: «Плюнь да покинь!» и исчезает. Если же ответом будет слово «петрушка», то русалка радостно восклицает: «Ах, ты душка!» и пытается защекотать несчастного до смерти.

Домашние русалки

Артистка в образе русалки

Зеленин, собиратель фольклора начала XX века, свидетельствовал, что «в Белоруссии известны случаи, когда русалка живёт в доме за работницу» и что они «кормятся по чужим семействам» .

Однако в насильном принуждении не приживаются. По быличке крестьянки Агафьи Антоновой из Белоруссии, передавшей свидетельство стариков, в её деревню некогда привели двух пойманных русалок: «И ничего не говорят, только плачут и плачут, рекой льётся, покуда отпустили. А как отпустили, - тогда запели, заиграли, да в лес» .

В Смоленской губернии на рубеже XIX-XX веков была записана следующая быличка:

Мой прадед пошёл однажды на русальной неделе в лес лыки драть; на него там напали русалки, а он быстро начертал крест и стал на этот крест. После этого все русалки отступили от него, только одна всё ещё приставала. Прадед мой схватил русалку за руку и втащил в круг, поскорее набросив на неё крест, висевший у него на шее. Тогда русалка покорилась ему; после этого он привёл её домой. Жила русалка у прадеда моего целый год, охотно исполняла все женские работы; а как пришла следующая русальная неделя, то русалка снова убежала в лес. Пойманные русалки, говорят, едят мало - больше питаются паром и скоро бесследно исчезают.

Круглый год. Русский земледельческий календарь. -М: «Правда», 1989. ISBN 5-253-00598-6

Русалки в античной и западной традиции

Алтарь Домиция Агенобарба.

Германская русалка-ундина

В озёрах и реках жили аналоги славянских русалок нимфы (человекоподобные, без хвостов).

Женщинами с рыбьими стоячими хвостами иногда изображались обладательницы прекрасных голосов, сирены , персонажи древнегреческой мифологии. (Правда, начиная с достаточно позднего периода). С этим был связан миф о том, что сирены своим пением заставляли следовать к ним проплывающих мимо моряков, которые вели свои суда прямо на прибрежные скалы и гибли. Вследствие этого сирен стали считать предвестницами смерти для мореплавателей.

В таких языках как испанский, французский, итальянский или польский русалка и сегодня обозначается словами, происходящими от древнегреческого: Siren, Sirene, Sirena, Syrena или Sereia .

Эллинский и римский каноны изображения сирен очевидно повлияли на традиции изображения в европейском искусстве.

В Западной Европе было распространено мнение, что русалки не имели души и что они якобы хотят её обрести, но не могут найти в себе силы оставить море. Существует легенда, датируемая V веком, по которой русалка, желая обрести душу, ежедневно навещала монаха на маленьком острове возле Шотландии , который вместе с ней молился. Русалка не смогла покинуть море и со слезами всё же навсегда ушла в море. Сказка Андерсена «Русалочка» () популяризировала канон истории: русалка ищет душу в любви со смертным.

Также в шотландской мифологии есть существа, называемые шелки - человекоподобные тюлени , имеющие некоторые сходства с русалками.

В одной английской летописи есть упоминание о «морском человеке» уродливой внешности, пойманном в 1187 году на побережье графства Суффолк .

XV век

Известна история о прожившей некоторое время на суше русалке. Сообщается, что в начале XV века в Голландии буря разрушила дамбу и море затопило сушу. Местные жители нашли застрявшую на мелководье русалку и взяли её к себе. Они научили её носить одежду, есть человеческую еду, вязать, кланяться кресту , но не сумели научить говорить. Русалка прожила на суше пятнадцать лет. Когда она умерла, её похоронили по христианскому обычаю. Эта история пересказана в книге Сиго де ла Фона (фр. Sigaud de la Fond ) «Чудеса натуры, или Собрание необыкновенных и примечания достойных явлений и приключений в целом мире тел, азбучным порядком расположенное».

XVII век

Капитан английского флота Ричард Уитбурн писал в своих мемуарах, что в 1610 году впервые встретил странное существо в гавани Св. Иоанна в Ньюфаундленде . Существо обладало пропорциональным и красивым женским лицом, на его голове было множество синих полос, похожих на волосы. Верхняя часть у существа была человеческая, нижнюю Уитбурн не видел. Существо вело себя достаточно дружелюбно. Когда оно попыталось влезть в лодку к матросам, его ударили по голове веслом, с тех пор оно наблюдало за людьми издали.

Существует легенда о Франсиско дела Веге Касаре , якобы жившем в Лиерганесе (Кантабрия) и с детства показывавшем способность плавать лучше других. В 1674 он во время купания был унесён сильным морским течением и пропал без вести. В феврале возле бухты Кадиса рыбаки поймали гуманоида , наблюдавшегося на протяжении нескольких дней в воде. Существо выглядело, как высокий юноша с бледной кожей и рыжими волосами. На нём была чешуя вдоль спины и вдоль живота. Между пальцами была коричневая перепонка. Отмечалось, что он ревел и рычал; двенадцать человек требовалось, чтобы его удержать. Три недели существо пробыло в монастыре францисканцев , где над ним производили обряд экзорцизма . В январе 1680 года его повели в Кантабрию, где мать пропавшего Франсиско и его братья признали в существе своего сына и брата. Когда он жил в посёлке, то питался сырым мясом или рыбой, почти не разговаривал. В 1682 году сбежал обратно в море.

В 1682 году возле города Сестри (Италия) был пойман некий «морской человек». «Он прожил всего несколько дней, плача и испуская жалобные вопли, и всё это время ничего не ел и не пил».

XVIII век

В некоем издании 1717 года было изображено существо, похожее на русалку, о котором написано, что оно было поймано на побережье Борнео , в административном округе Амбойна. В длину существо составляло 1,5 метра, «телосложением похоже на угря ». Прожило на суше чуть больше четырёх дней, в бочке с водой, от пищи отказывалось. Периодически издавало пищащие звуки.

XIX век

Гравюра, 1826

XX век

В 1900 г. на севере Шотландии некто Александр Ганн видел с расстояния 6-7 футов облокотившееся на риф существо, напоминающее очень красивую женщину с волнистыми золотисто-рыжими волосами, зелёными глазами и дугообразными бровями, которое он счел русалкой.

В сообщениях, собранных криптозоологом Майей Быковой, есть письмо от некоей М. Сергеевой, которая в 1952 году на лесозаготовительном участке «Балабановск» в Западной Сибири с тремя другими людьми отправилась купаться на озеро. Под водой озера они увидели «водяную девушку», брюнетку с синими глазами, которая пыталась утащить в воду одного из мужчин, но ей пришлось ограничиться кражей платка Сергеевой.

Объяснения явления

Падшие ангелы

Оптическая иллюзия

Галлюцинации

Кожные заболевания

Также есть мнение, что рассказы о водяных людях происходят от различных кожных заболеваний (см. статью «Дерматология »), при которых человек покрывается образованиями, похожими на чешую . Примерами подобного заболевания могут служить псориаз и ихтиоз .

Мистификация

Неизвестные науке антропоморфные существа

Впрочем, такая идея высказывалась ещё в XVII веке, когда часовой на крепостной стене Булоня (Франция), заслышав в море шум , якобы пристрелил мужеподобного гуманоида с хвостом , как у рыбы. Когда автор описывал его, он заключил, что он является предком всех людей белой , чёрной и жёлтой рас .

См. также

  • Нингё - русалка в японской традиции.

Примечания

  1. Зеленин Д. К. Очерки русской мифологии. Петроград, 1916. С. 125
  2. Романов Е. Р. Белорусский сборник. Витебск, 1891. Вып. 4. С. 139.
  3. Зеленин Д. К. Очерки русской мифологии. Петроград, 1916. С. 162-164, 172, 297, 301.
  4. Зеленин Д. К. Очерки русской мифологии. Петроград, 1916. С. 133, 208
  5. Зеленин Д. К. Очерки русской мифологии. Петроград, 1916. С. 133
  6. у Чубинского, I, 207; у Афанасьева, в «Поэтических воззрениях», и др.
  7. Смирнов И. Н. Пермяки // ИОАИЭ, Казань, 1891. Т. 9. С. 274, 275
  8. Круглый год. Русский земледельческий календарь. - М: «Правда», 1989, стр.254, 481-484. ISBN 5-253-00598-6
  9. Романов Е. Р. Белорусский сборник. Витебск, 1891, С. 302
  10. Зеленин Д. К. Очерки русской мифологии. Петроград, 1916. С. 164
  11. Зеленин Д. К. Очерки русской мифологии. Петроград, 1916, С. 33, 165
  12. Гусев А. Поверья, праздники, песни и сказки в ст. Ардонской, Терской области //СМОМПК. Тифлис, 1893. Вып. 16. С. 320
  13. Яворский Ю. Галицко-русские поверья о дикой бабе // Живая старина. 1897, № 3-4 С. 439-441
  14. Русальная неделя // Российский Этнографический Музей
  15. Зеленин Д. К. Очерки русской мифологии. Петроград, 1916. С. 146
  16. Черепанова О. А. Мифологическая лексика Русского Севера. Л., 1983. С. 35
  17. Терещенко А. В. Быт русского народа. Спб., 1848. Ч. 6. С. 132
  18. Зеленин Д. К. Очерки русской мифологии. Петроград, 1916. С. 181
  19. Даль В. О поверьях, суевериях и предрассудках русского народа // Полн. собр. соч. Спб.-М. Издание тов-ва Вольф. 1898. Т. 10, С. 344
  20. Зеленин Д. К. Очерки русской мифологии. Петроград, 1916. С. 183
  21. Даль В. Полн. собр. соч. О поверьях, суевериях и предрассудках русского народа, Спб.-М., Изд. тов-ва Вольф. 1898, Т. 10. С. 344
  22. Пушкин А. Русалка // Собр. соч. М., 1948. С. 469
  23. Зеленин Д. К. Очерки русской мифологии. Петроград, 1916, С. 168
  24. Романов Е. Р. Белорусский сборник. Витебск, 1891, С. 139-140
  25. Шеппинг Дм. «Мифы славянского язычества». М., 1849. С. 104
  26. Шейн П. В. Материалы для изучения быта и языка русского населения Северо-Западного края. Спб., 1893. Т. 2. С. 526
  27. Зеленин Д. К. Очерки русской мифологии. Петроград, 1916. С. 193
  28. Зеленин Д. К. Очерки русской мифологии. Петроград, 1916, С. 165

О возможности реального существования русалок говорит тот факт, что об этих водяных прелестницах упоминают древнейшие устные сказания различных народов, которые в те времена никак, ни культурно, ни этнически, не были связанны между собой. Рассуждать о том, существуют ли русалки на самом деле,можно, узнав о подробностях их образа жизни и физиологических особенностях.

Откуда стало известно о русалках?

Сказания о русалках и упоминания о встречах с ними у разных народов датируются различными периодами. Прототипом европейских русалок многие историки и этнографы считают древнегреческих сирен . В Древнем Риме они были известны как водные нимфы, ундины и нереиды . Но если сирены Древней Греции имели коварный характер, то в сказаниях славян, скандинавов и германцев эти бестелесные существа, считающиеся водной среды, обладают озорным нравом. Также им не чужда злопамятность.

Позднее, с развитием мистических, метафизических наук, русалок стали считать сгустком энергии, который входя в контакт с аурой человека, под воздействием которой человек был способен исполнять определенные желания. Есть ли русалки на самом деле, можно выяснить, ознакомившись с имеющимся фактографическим материалом о контактах с этими существами или наблюдениях за ними.

Первые упоминания о русалках в Европе

Впервые образ женщины, имеющей рыбий хвост, называемой Маргигр , упоминается в исландских сагах XII века. Однако никаких деталей о том, где ее видели не приведено. В старинных сказаниях просто зафиксирован факт существования неизвестных человекообразных существ женского пола, без какой-либо конкретики.

Первые достоверные сведения об обнаружении выброшенного во время шторма женского тела, покрытого чешуей и имеющего вместо ног хвостовой плавник, аналогичный рыбьему, появились в 1403 году в Голландии . Этот факт отражен в произведении Сиго де Ла Фона и Жозефа Эньяна, где в алфавитном порядке систематизированы «необыкновенные и достойные явления в целом мире». При этом голландские натуралисты упоминают, что русалка прожила среди людей около 15 лет, но при этом не научилась говорить и всегда стремилась вернуться в родную водную стихию.

В XVII веке, во время одной из экспедиций мореплавателя Генри Гудзона , два члена его экипажа наблюдали плещущуюся в море русалку. По воспоминаниям очевидцев, внешне она напоминала обворожительную девушку с обнаженной грудью и длинными распущенными волосами черного цвета. Вместо ног у нее был плавник, напоминающий хвост макрели.

Свидетельства XVIII – XIX веков

В 1737 году на страницах лондонского журнала «Gentleman’s magazine» была опубликована история о забитой насмерть русалке . Существо было выловлено сетями и при их подъеме издавало человеческие звуки. При осмотре мертвого существа оказалось, что оно мужского пола. Несмотря на отталкивающую внешность морского монстра, оно явно относилось к человеческому роду. В данном конкретном случае вопрос о том, существование русалки - миф или реальность, не стоял. Заспиртованный труп существа какое-то время могли увидеть посетители одного из английских музеев.

Двумя годами позднее это же издание поразило своих читателей сообщением, что выловленная экипажем судна «Галифакс» морская русалка была съедена. По воспоминаниям «русалкоедов» ее мясо было мягким и нежным, а по вкусу и структуре напоминало телятину.

В 1881 году одно из еженедельных изданий города Бостона проинформировало читателей о факте обнаружения на побережье Атлантики трупа существа женского пола. Выше пояса тело этого создания полностью идентично женскому, а ниже пояса представляло крупный рыбий хвост.

Современные сообщения о русалках

В начале этого года появились сенсационное сообщение, что в Индии нашли русалку. Однако в более поздних газетных публикациях было разъяснено, что речь идет о рожденном в городе Сахаранпур (штат Уттар-Прадеш) младенце женского пола с врожденной сиреномелией (синдромом русалки). Ноги ее не были разъединены и срощены от бедер до пят. При некотором избытке фантазии можно было принять их за рыбий хвост. Ребенок прожил 10 минут после рождения.

Несмотря на то, что Юго-Восточная Азия славится различными слухами и небылицами, истории о том, что в Таиланде, Китае или в Индии нашли русалку достаточно редки. Больше сообщений поступает из других стран, причем обычно из отдаленных районов, куда трудно добраться для проверки фактов наблюдения или поиска русалкоподобных существ. В большинстве случаев эти сообщения оказывались мистификацией.

В 2014 году из Мексики поступило сообщение о том, что на побережье Веракруса было найдено мёртвое тело особы женского пола с рыбьим хвостом. Корреспонденты окрестили существо именем «Ариэль ». В дальнейшем история получила детективное развитие. Отдыхающие на пляже двое мужчин, после свой находки вызвали наряд полиции, который тут же сообщил о факте обнаружения в секретную службу, и им на смену приехала в штатском, говорящих по-испански с американским акцентом. Один из очевидцев утверждал, что из разговоров американцев он понял, что существо увезут для дальнейшего изучения в пресловутую «Зону 51», где хранятся инопланетные и аномальные артефакты.

После поднятия тиражей, одна из газет опубликовала информацию, что «русалка» являлась реквизитом, использовавшимся в съемках фильма «На странных берегах» – четвертой части кинофраншизы «Пираты Карибского моря». Остался неясным вопрос, почему объект не обнаружили ранее, в период с 2011 по 2014 годы, и в каких водах он плавал. В связи с этим открытым осталась тема о том, русалки - миф или реальность?

В мире так много загадок, нераскрытых тайн и вопросов, ответы на которые до сих пор не найдены. Например, существуют ли русалки на самом деле. Образ этого существа присутствует и в мультфильмах, и в кино. Существует множество народных баек про то, как человек повстречал русалку. Так что же это: реальность или выдумки людей?

Красивая женщина с длинными волосами зеленого цвета и большим рыбьим хвостом, одетая в белые красивые одежды - вот как выглядит настоящая русалка, согласно народному поверью. Считается, что эти существа живут в природных водоемах и являются дочерьми Нептуна - морского царя. Еще предание гласит, что ими становятся:

  • души умерших незамужних девушек;
  • дети убитых беременных, рожденные в загробном мире;
  • некрещеные проклятые дети;
  • представительницы прекрасного пола, наложившие на себя руки с помощью воды из-за несчастной, безответной любви.

Она обладает даром ясновидения, экстрасенсорными способностями и способна управлять стихиями: вызывать дождь, град, ветер и другие природные явления. На самом деле девушка с хвостом является очень опасной для обычного человека.

Русалки охотятся на молодых мужчин, завлекают их в воду и топят. Говорят, что если она начинает петь, то человек, услышавший ее голос мгновенно каменеет и находится в таком состоянии очень долго. Очарованный ее неземной красотой и голосом мужчина влюбляется, что называется, до смерти. Даже если он избежит утопления, все равно потом не будет жить - умрет от болезни, вызванной любовной тоской или сам наложит на себя руки. Поцелуй этой девушки также приводит к скорой кончине.

А вот старикам и детям, попавшим в беду на морской пучине, это существо поможет спастись и добраться до берега. Бывает, что морская жительница уносит ребенка с собой в пучину, чтобы воплотить мечту о материнстве. Возможно, что нелюбовь к мужчинам связана именно с причиной, по которой девушка погибла и стала жительницей воды - несчастная любовь к мужчине . Правда это или нет, никто не знает.

По рассказам моряков, девушки с хвостом обладают вороватым и злым характером, так как тащат с рыбацких лодок и кораблей ценные вещи. Имея желание повеселиться, живые русалки портят рыболовные снасти, топят судна - стараются всячески насолить человеку, которого встретят на своем пути.

Образ русалки

Разные очевидцы описывают это создание по-разному: кто говорит о красивой девушке, другие видели мужчину-русала. Поэтому, как выглядят русалки в реальной жизни, никто точно не знает.

В XIX веке люди различали морских дев и русалок . Первые считались злыми хвостатыми созданиями, которые убивали любого встречного человека. Вторые - не упокоенные души утонувших девушек без хвостов, не представляющих опасности для людей. В более позднее время эти два образа слились в один.

Русские художники, писатели посвящали этим загадочным существам свои творения. На Руси считалось, что русалки реально есть на свете: зимой находятся в воде, а по весне выходят из рек, озер и морей на поля. Все лето люди обходили водоемы десятой стороной, боялись в них купаться, так как верили в то, что девушки с хвостами могут их похитить и утопить. Девушки плели цветочные венки и развешивали их на деревьях с целью угодить хвостатым дамам.

Факты и доказательства

Существует множество доказательств существования этих морских жителей. Они были собраны по всему миру и идут из первых уст очевидцев:

  1. Сложно назвать морских фей с хвостами вместо ног вымыслом, так как они изображены в наскальной живописи времен каменного века. На рисунках видны сцены, где древние люди охотятся в воде на существ, похожих на человека и рыбу одновременно.
  2. И также о русалках упоминается в ирландских хрониках XII века. Речь шла о выловленном рыбаками существе - наполовину женщине, наполовину рыбе. Там же в XIV веке после сильной бури к берегу прибило запутавшуюся в водорослях женщину-рыбу.
  3. В 1608 году мореплаватель Гудзон и его команда видели в море русалку. Настоящая, живая женщина с оголенной грудью, длинными волосами и чешуйчатым хвостом с интересом наблюдала за их кораблем, а через некоторое время скрылась из вида. Это факт был запечатлен в судовом журнале.
  4. В 1647 году в городе Лас-Аренас шестнадцатилетний подросток купался в море и бесследно исчез. Долгое время его искали, но безрезультатно. Через 5 лет после этого происшествия моряки нашли в одной из бухт странное создание: худое, бледное и с рыжими волосами. В нем был опознан тот самый пропавший мальчик, только теперь он выглядел и вел себя по-другому: по всему телу была чешуя, между пальцев - перепонки, какие бывают у лягушек. Он рычал и ничего не говорил. В течение трех недель священники проводили обряд изгнания бесов из подростка, но это мало что изменило. Юношу оставили жить у матери. В течение двух лет он питался только сырыми мясом и рыбой, а после сбежал, нырнув в море. Больше никто его не видел.
  5. В СССР это существо встретилось нашим военнослужащим в 1982 году на озере Байкал, где проходило обучение боевых пловцов. При погружении на глубину более 50 метров, люди обнаружили страшных существ: их рост составлял около 3 метров, на голове было одето что-то типа прозрачного шлема, а одежда сильно блестела. Движения этих незнакомцев были очень быстрыми и точными, никакой техники и приборов для поддерживания дыхания у них не было. Командованием было принято решение поймать одного из них, чтобы лучше рассмотреть странных гостей. Семеро человек спустились на глубину, взяв с собой большую прочную сеть. При попытке накинуть ловушку на странное существо, всех пловцов резко выкинуло на поверхность каким-то неведомым энергетическим импульсом. Впоследствии через некоторое время три человека скончались, остальные остались на всю жизнь инвалидами.
  6. В 1992 году жители одного из штатов США обнаружили в километре от берега полурыбу-получеловека. У него была большая голова, длинные руки с перепонками на пальцах. Рыбаки подплыли поближе к незнакомцу, но тот, сделав пару кругов вокруг судна, ушел в глубину.

Таких свидетельств очевидцев насчитывается великое множество , поэтому существование существ с хвостами по праву можно считать достоверным фактом. Кто они такие, откуда взялись - вопросы, на которые нет однозначных ответов.

Может быть, это люди-мутанты или эволюционирующие жители морей, существующие отдельно от человека. Возможно, эти существа являются творением параллельной реальности и попадают в наш мир случайно, ведь мы не встречаем их уж слишком часто.

Современные данные

Ученые всего мира пытаются ответить на вопрос, существуют ли русалки в реальной жизни, или это всего лишь миф. Дело в том, что в подвалах японских монастырей находятся мумии, по своему виду непохожие на человеческие. Люди науки подозревают, что это могут быть останки как инопланетных жителей, так и русалок. Также по их данным, там хранятся скелеты животных, виды которых незнакомы современной науке.

Точно известно, что в синайском монастыре хранится мумия существа женского пола, которая получила имя «морская царевна», так как ее тело покрыто чешуей, а на спине есть плавники.

Русалки миф или реальность. Случаи встреч

Русалка как правило изображается, как девушка с рыбьим хвостом, но у нее может быть и пара ног, и пара хвостов, которые, в свою очередь, могут быть не только рыбьими, но и дельфиньими или змеиными. Она поет чудесные песни, а порой еще и играет на арфе. Кроме русалок существуют и «русалы» иногда такие же романтичные, а временами вспыльчивые и гневные. Русалки любят погреться на солнце на прибрежном песке или на скалах, расчесывая гребнями свои длинные волосы. Они встречаются не только в морях, но и в озерах, реках и даже колодцах. В России - в омутах.

Неизвестный корреспондент пишет: «В том году мы отдыхали на Азовском море. Один раз я, 12-ти летний мальчик, шел по пояс в воде, минуя отмели и углубления, которые плавно чередовались, и внезапно провалился в подводную яму. Я нырнул, что бы посмотреть, что это за яма, и… лицом к лицу столкнулся с небольшим зеленым человечком!

Он отдыхал, лежа на песчаном дне. Глаза у него были несоразмерны лицу - большие и очень выпуклые. Он поднял веки, наши взгляды встретились и оба вздрогнули. Человечек махнул рукой и нечаянно поцарапал мне живот своими длинными ногтями. Мы оба рванулись в разные стороны. Он - вглубь, а я - вверх. Перепуганный насмерть, примчался я домой и больше ни разу не вошел в море в том году. больше зеленого человечка я не встречал».

Это далеко не первое свидетельство наблюдения в воде человекообразного существа.

1610 год — англичанин Г.Хадсон увидал русалку недалеко от берега. У нее была белая кожа, а на голове - длинные черные волосы. Моряки прошлых столетий так часто встречали русалок, что попросту отмахнуться от их рассказов ученым было невозможно.

Вот что написал известный английский путешественник мореплаватель Генри Гудзон, в начале XVII столетия: «Один из матросов команды, посмотрев за борт, увидал русалку. Ее грудь и спина были, как у женщины… Очень белая кожа и спадающие черные волосы. Когда русалка нырнула, мелькнул ее хвост, походивший на хвост бурого дельфина, испещренный пятнышками, как у макрели».

В начале XVIII столетия в одной книге поместили изображение русалки с такой подписью:

«Похожее на сирену чудовище, пойманное на побережье Борнео, в административном округе Амбойна. В длину полтора метра, телосложение похожее на угря. Прожило существо на суше четыре дня и 7 часов в бочке с водой. Временами издавало звуки, напоминавшие мышиный писк. Предлагаемых моллюсков, крабов и морских раков есть не стало…»

Почему-то более часто русалок встречались в Шотландии. В XVII столетии в «Абердинском альманахе» утверждали, что путешествующие в этих местах «непременно увидят прелестную стайку русалок - изумительно красивых созданий».

1890 год — учитель Уильям Монро (Шотландия) увидал на пляже существо, на голове которого «были волосы, лоб выпуклым, лицо пухлым, щеки румяные, глаза голубые, рот и губы естественной формы, похожие на человеческие. Груди и живот, руки и пальцы того же размера, что и у взрослого человека; то, как это существо использовало свои пальцы (при расчесывании), не предполагает наличия перепонок».

1900 год — с русалкой, у которой были волнистые золотисто-рыжие волосы, зеленые глаза, ростом с человека, повстречался некий Александр Ганн. Через 50 лет в тех же местах русалку увидели две девочки. По их описанию, она в точности была похожа на русалку, которую видел Ганн.

1957 год — существо, похожее на русалку, даже запрыгнуло на плот путешественника Эрика де Бишопа. Руки этого странного существа покрывала чешуя.


В России жители одной деревушки возле Ведлозера в Карелии с давних времен замечали в нем водяных существ полутораметрового роста с круглой головой, длинными волосами, белыми руками и ногами, но коричневым туловищем. Увидев рыбаков, они ныряли под воду. Эти водяные описаны в книге С. Максимова, которая вышла в 1903 г.

Частота встреч с русалками начала снижаться после эры великих географических открытий и уже в наше время упала почти до нуля. Морские люди вымерли, и, вероятно, произошло это относительно не так давно - в середине или конце XIX столетия. Причина- усиление рыболовства и загрязнение вод. Шансов на то, что где-то в теплых бухтах южных морей мы еще повстречаем последних представителей русалочьего племени, не больше, чем на встречу со в Гималаях или с динозавром в Конго.

Жанна Железнова из Петрозаводска рассказала вот о таком случае:

«В этнографической экспедиции я узнала о встрече человека с невиданным земноводным человекообразным существом.

Это произошло во время Великой Отечественной войны в Белоруссии. Солдат отстал от своего взвода, чтобы догнать его, шел по лесной дороге. И вдруг увидел, на этой дороге лежит человек. Он побежал к нему, и когда добежал, то понял, что это не совсем человек, а кто или что - понять невозможно. С виду мужчина с бородой, но весь в рыбьей чешуе, а на руках и ногах вместо пальцев перепонки. Солдат перевернул его на спину, увидал, что у него лицо человеческое, хотя и нельзя назвать его красивым, но и безобразным не назовешь.

И этот чешуйчатый начал знаками показывать солдату на себя и куда-то в сторону, вероятно, просил его туда отнести. Солдат пошел в том направлении и в скором времени увидал небольшое лесное озеро. Отволок туда чешуйчатое существо, опустил в воду. Он немного полежал в воде, пришел в себя и уплыл. И даже на прощание солдату рукой помахал».

В исландской хронике XII столетия запечатлено свидетельство о полуженщине-полурыбе, которую увидели у берегов Гренландии. У нее было ужасное лицо, широкий рот и два подбородка. Рафаэль Холиншед сообщает о том, что во времена английского короля Генриха II (50-80-е годы XII века) рыбаки поймали человека-рыбу, который отказывался говорить и ел как сырую, так и вареную рыбу. Он сбежал в море через два месяца после поимки.

1403 год — после шторма в Западной Фрисландии обнаружили русалку, запутавшуюся в водорослях. Ее одели и кормили обыкновенной пищей. Она научилась прясть и кланяться перед распятием, но так и не начала говорить. Она часто предпринимала безуспешные попытки к бегству обратно в море и умерла после 14-ти лет жизни среди людей.

Эти и другие подобные свидетельства долго поддерживали веру в существование человекоподобных морских существ. Скорей всего, за русалок принимали тропических ламантинов, небольших китов, котиков и тюленей. Вблизи эти животные, безусловно, вовсе не напоминают людей, но в воде их позы и крики бывают порой очень «человеческими»…

1723 год, Дания — была учреждена специальная Королевская комиссия, которая должна была внести полую ясность в вопросе о существовании русалок. Во время поездки на Фарерские острова с целью сбора информации о русалках члены комиссии встретили русалку-мужчину. В докладе было указано, что у русалки «глубоко посаженные глаза и черная борода».

1983 год – американский антрополог из Университета Виргинии Рей Уогнер рассказал одной ричмондской газете, что в южной части Тихого океана, неподалеку от острова Новая Гвинея, он дважды видел существо, чем-то напоминающее человека. Уогнер объяснил, что при помощи новейшего подводного видеооборудования ему удалось установить, что существо, которое он увидел, было морской коровой. В большинстве известных случаев, считает он, русалки были не чем иным, как тюленями, бурыми дельфинами, ламантинами или морскими коровами. Но Уогнер не утверждает, что русалки вовсе не существуют.

Приведем случай невероятной встречи. Сообщение о нем получила одна из московских редакций в ответ на публикацию статьи на тему реальности леших и русалок. Говорилось об одной разновидности - болотнянике.

В военные годы Иван Юрченко жил в деревне Николаевка, в одной из северных областей европейской части России, учился в начальной школе. Школа отправляла учеников полоть сорняки в колхозных посевах, далеко за деревню. Там сразу же за полем начинались болота. Возле болот находились сенокосы. Косцы устроили рядом сарай для ночевки, постелили на нары сено. Как-то утром, придя на прополку, ребята зайдя в сарай заметили, что на сене остались вмятины от двух фигур огромного роста, как видно ночевавших в сарае той ночью. Они удивились росту людей, поговорили по этому поводу и принялись за работу.

Ивану захотелось оправиться и он отошел с поля к болоту. И вот на болоте за кустами он увидел двух неизвестных, которые пристально следили за ним. Иван обратил внимание на то, что они были черными, на головах у них были длинные волосы, в плечах были очень широкими. Рост не мог определить, так как мешали кусты. Иван очень испугался и, крича, побежал к своим товарищам.

Узнав, что кто-то есть на болоте, побежали в деревню к коменданту (комендатуры в то время существовали для ссыльных) и председателю колхоза. Те, вооружившись наганом и ружьем, с ребятами отправились к месту происшествия. Неизвестные черные люди ушли в глубь болота и из-за кустарников смотрели на людей. Никто из местных жителей не решался продвинуться вперед.

Мужчины выстрелили в воздух, неизвестные оскалили белые зубы (что в особенности бросалось в глаза на черном фоне их лиц), начали издавать звуки, похожие на раскатистый хохот. После этого, как показалось Юрченко, они присели или погрузились в болото. Больше их никто не видел. В сарае на сене остались следы, как видно, самца огромного роста и самки поменьше, можно было рассмотреть и следы больших грудей.

Так известно ли нашим современникам о подобных существах? Или это единственный непонятный случай?

Вот еще такое письмо.

«В 1952 году я, М.Сергеева, работала на лесозаготовительном участке Балабановск в Западной Сибири. Заготовляли лес в зимнее время, а весной сплавляли по реке Карайга. Местность кругом болотистая, летом мы собирали там грибы и ягоды. Много там и озер. В 20-ти км от участка находится озеро Порасье. На него-то четвертого июля мы и пошли: я, старик сторож с племянником Алексеем и Таня Шумилова.

По пути дед рассказал, что озеро это торфяное и незадолго до революции оно высохло, дно загорелось от молнии и горело на протяжении целых 7-и лет. После вода вернулась, и теперь на озере много плавучих островов. Их называют „кымья“. Пока погода стоит хорошая, кымья у берега, но если отходят на середину озера - жди дождей.

На месте мы были уже в одиннадцатом часу вечера. Наскоро натянули два полога и тут же втроем свалились от усталости. А дед отправился ставить сети.

Когда мы поутру проснулись, уха была уже готова. Рыбы в сети поймалось много, загрузили целиком повозку. И тут я увидела, что неподалеку за деревьями виднеется еще одно озеро. Спросила о нем старика, но он рассердившись на меня буркнул: «Озеро как озеро…» Больше ни о чем спрашивать я его не стала, но Алексею и Татьяне все рассказала. Выбрав момент, когда дед пошел осматривать дальнюю сеть, мы побежали к тому озеру, благо до него было всего метров 200. Вода в нем оказалась настолько чистой, что все камешки на дне было видно. Таня и Алексей захотели искупаться, я же лишь сняла платок и положила его на какую-то корягу у берега, а сама присела рядом.

Алексей уже зашел в воду и звал Таню, когда вдруг та вскрикнула, схватила свою одежду и кинулась в лес. Я посмотрела на Алексея, который стоял неподвижно и смотрел перед собой округлившимися глазами. И тут я увидала, как к его ногам тянется чья-то рука. Под водой к Алексею подплыла девушка. Она бесшумно вынырнула, подняла голову с длинными черными волосами, которые тут же убрала с лица.

На меня глянули ее большие синие глаза, девушка с улыбкой протягивала руки к Алексею. Я вскрикнув, вскочила, и потащила его за волосы из воды. Увидела, как при этом зло сверкнул взгляд русалки. Она схватила лежавший на коряге мой платок и, расхохотавшись, ушла под воду.

Мы и опомниться не успели, как дед очутился рядом. Он торопливо перекрестил Алексея, поплевал в сторону и лишь после этого облегченно вздохнул. Я и не подозревала, что наш сторож-человек верующий…

В том же году в декабре меня перевели на другой участок, и постепенно тот случай начал забываться. Но через 9 лет я вдруг получила письмо от старика, в котором он писал, что тяжело болен и вряд ли поднимется. Я взяла отпуск на три дня и отправилась к нему. Мы проговорили всю ночь, тогда-то старик мне и поведал одну историю.

Лет 40 назад, молодым парнем, он работал десятником. Как-то раз пошел в лес за жердями. Тогда впервые и оказался на том самом озере. Захотел искупаться… и завладела им русалка. Трое суток не отпускала, с жизнью уже распрощался. Но, на счастье, вспомнил благословение матери… И громко произнес он эти слова. Русалка с ненавистью, и невероятной силой оттолкнула его…
Только тогда я поняла, почему старик так не хотел пускать нас на то озеро».

Никто не может с уверенностью сказать, каков же истинный мир, где обитают русалки. Откуда и почему они время от времени появляются среди людей. Возможно в том привычном для них мире что-то изменилось в худшую сторону и они вынуждены хотя бы на какое-то время оставлять его и приходить к нам, людям.

Русалок часто видели у берегов Шотландии. В одном только 1890 году их встречали около трех раз неподалеку от Оркнейских островов. Сотни свидетелей могли наблюдать за русалкой в одном из многочисленных заливов у берегов Шотландии, которая без опаски плавала в море, несколько раз отдыхая на подводных камнях. Многие очевидцы рассказывали о том, как выглядела русалка, и достоверно описывали ее внешность и рост, равный росту взрослого человека. Все указывали на черные волосы, белую кожу и отмечали, что руки русалки были точь-точь как у людей. Некоторые наблюдатели даже отмечали, что русалка двигала руками как человек. Почему-то именно Оркнейские острова больше всего привлекают русалок.

Так, возле острова Хой, второго по величине в группе этих островов, в лимане Портленд в 1913 году неоднократно появлялись русалки.

Один из исследователей подобных неизученных явлений встречался в Шотландии с очевидцами русалок, среди которых были вполне уважаемые люди.

Один из них рассказал исследователю о своей встрече с этим существом в 1900 году. Как-то пришлось этому землевладельцу отправиться со своей собакой к дальнему оврагу, чтобы вытащить угодившую в него овцу. Двигаясь вдоль оврага в поисках овцы, он заметил неестественное беспокойство собаки, которая к тому же стала испуганно выть. Взглянув в овраг, землевладелец увидел русалку с рыжеватыми вьющимися волосами и глазами цвета морской волны. Русалка была ростом с человека, очень красивой, но с таким ожесточенным выражением лица, что человек в ужасе бросился прочь от нее. Убегая, он понял, что русалка попала в овраг из-за отлива и вынуждена была там же дождаться прилива, чтобы уплыть в море. Однако возвращаться к оврагу ему не захотелось.

На побережье Шотландии русалки часто встречались и у Гебридских островов. В 1947 году не так давно одному из рыбаков удалось увидеть русалку, плывущую на ящике из-под крабов. Почувствовав на себе пристальный взгляд, русалка резко обернулась и тут же ушла под воду. После этого случая многие пытались убедить рыбака в том, что все это ему померещилось, но тот твердо стоял на своем и твердил, что ясно видел русалку.

Довольно курьезный случай произошел в 1926 году в США. Русалка облюбовала один из ручьев, впадающий в Миссисипи и часто стала появляться там. Она так надоела одному из жителей здешних мест, под окнами которого и протекал этот ручей, что тот даже пожаловался в издательство местной газеты на беспокойную особу, которая досаждала своим появлением не только ему, но и проезжающим вдоль берега по шоссе водителям.

Один из известных мореплавателей Эрик де Бишоп решил осуществить плавание на самодельном плоту от берегов Полинезии до Чили вдоль Тихого океана после того как Тур Хейердал совершил кругосветное путешествие на легендарном «Кон-Тики» в 1947 году. После своего путешествия Эрик де Бишоп оставил подробный отчет о тяготах и опасностях встреченных на пути. Среди описания встречается эпизод совершенно фантастический. Однако де Бишоп указывает точное время и дату произошедшего случая. После полуночи 3 января 1957 года он решил выйти на палубу, чтобы проверить вахтенного матроса, которого на месте не оказалось. Через какое-то время матрос появился. Он был в невменяемом состоянии, но вполне трезвым. Сбивчиво матрос рассказал капитану, что услышав необычный шлепок на носу плота, решил проверить, что там случилось. Он ожидал увидеть там большую рыбу или дельфина. Но перед ним, опираясь на хвост, во весь рост стояла русалка, в волосах которой запутались водоросли. Не помня себя от шока, матрос решил, что существо ему померещилось, и протянул руку, чтобы убедиться в своей правоте и потрогал существо. Разгневанная русалка выпрыгнула обратно в море, успев при этом сбить с ног наглого матроса, посмевшего к ней прикоснуться. Слушая сбивчивый рассказ испуганного матроса, де Бишоп готов был не поверить ему, если бы не увидел на рукаве и на руке матроса рыбьей чешуи.

В 1977 году 20 декабря в пригороде столицы Замбии Лусаке в коллекторе для сбора воды была обнаружена русалка, которую сначала увидели местные ребятишки. Они и сообщили взрослым о странной белой женщине, плавающей в коллекторе. Поглазеть на русалку собрались почти все жители пригорода. Очевидно, русалка попала в бассейн с водой из-за проливных дождей, вызвавших половодье в реках и озерах, которое наблюдается в этой местности постоянно в период с декабря по март.

Об этом происшествии сообщалось в южноафриканской газете «Претория Ньюз» в том же году. Правда, не уточнялось, куда девалась русалка из коллектора. Смогла ли она оттуда выбраться самостоятельно, или местные аборигены поймали ее и съели, но факт остается фактом: русалку видели многие местные жители.

В австралийской газете «Мельбурн Сан» от 15 июля 1978 года появилась заметка о филиппинском рыбаке, которому русалка помогала вытаскивать из воды сеть с уловом. Со слов 41-летнего рыбака голубоглазая русалка была довольно хороша собой. После случившегося над этим рыбаком все его знакомые стали подшучивать и отпускать в его адрес насмешки. Поэтому, сообщалось в газете, вряд ли кому захочется рассказывать о подобном приключении, даже если оно и произойдет на самом деле.

В не таком далеком 1991 году один из австралийских стражников береговой охраны в своем отчете о происшествиях на его дежурстве сообщал, что во время прилива у берега, где он нес вахту, появлялась русалка.


В России свидетельства о русалках появляются в отдаленных северных краях и в Сибири. Как правило, очевидцами выступают деревенские жители. Вполне понятно желание этих существ укрыться подальше от людского глаза. Вот и забираются они в глухие леса, болотистые озера и отдаленные реки.

О встречах с русалками свидетельствуют многочисленные записи этнографов и фольклористов, которым по долгу службы приходится часто встречаться и беседовать с жителями отдаленных деревень. Один из жителей Читинской области Дружинин рассказывал о встрече с русалкой, приключившейся с ним в 1977 году. Как-то пришлось ему ехать ночью возле омута. Взглянув в сторону водоема, он увидел на камне существо, похожее на женщину, расчесывающую свои золотые волосы. Мужик кашлянул, но русалка продолжала сидеть на камне и расчесываться. Тогда он решил подойти к ней, но как только Дружинин направился в сторону русалки, она тут же исчезла в омуте.

В 1980 году в той же Читинской области довелось встретить русалку одной из деревенских женщин. Вечером, когда хозяйка управилась по дому, решила она сходить к реке ноги помыть. Глянула на воду, а оттуда русалка выплывает. Испугалась женщина и поскорее домой убежала. Бабушка ее на пороге встретила и стала спрашивать, отчего она такая испуганная. Но женщина не стала рассказывать о русалке на ночь глядя, а поведала о том, что увидела на следующее утро. Бабушка, выслушав рассказ, ничуть не удивилась, а вспомнила, что русалку многие издавна на той речке видели. С той поры женщина та на речку вечером перестала ходить.

Запись одного из этнографов 1977 года, сделанная в той же Читинской области, свидетельствует о том, что русалки облюбовали эти края. Воспоминания одного из деревенских жителей о своем детстве тесно переплетаются с воспоминаниями о русалках. Как-то сидели ребятишки вечером на бережку речки и увидели на противоположном берегу девушку, которая подходила к воде и пела. Потом она нырнула в реку и поплыла к ближайшему камню. Села на него и стала свои длинные волосы расчесывать. Как завороженные дети смотрели на русалку, а когда подбежали к ней, она в воду нырнула, оставив на камне гребень. Одна девочка Шура Попова этот гребень и подобрала. А дома мать ее отругала и велела гребень на место обратно отнести, чтобы русалка за ним к ним в дом не явилась. Дети и отнесли гребень к тому камню. А через день гребня не стало. Вернулась видимо за ним русалка. А Шура Попова долго возле этого камня ходить одна боялась.

Один из очевидцев русалки в селе Ушаково Новгородской области тоже описывал встречу с ней, которая произошла не так давно — в 1989 году. Как-то подходя к озеру, он увидел на берегу русалку, которая сидела там с распущенными длинными волосами. Когда мужчина подошел ближе, русалка сразу бросилась в воду. Ему даже не удалось полностью разглядеть ее. Видел ее только со спины.

Так что не перевелись еще русалки ни в России, ни по всему свету и в наши дни. Возможно, кому-нибудь из читателей тоже доведется встретиться с ними. Везением это назвать или по-другому, кто знает?

Видео: Настоящая Русалка на скалах — Amazing Mermaid On The Rock «Sirena» (Animal Planet, Special Analysis 100% TRUE)

Видео: найдена мертвая русалка — DEAD MERMAID FOUND!

Видео: живая русалка приплыла к людям — Live Mermaid Melissa Sighting & Pool Party Events

Видео: как девочка превратилась в русалку — Jenna is a Mermaid!

Русалки — правда или вымысел — MERMAIDS — REAL OR FAKE?

Больше доказательств существования русалок можно узнать пройдя по .

Чувства